Цвет и психо-эмоциональное состояние ребенка.
ОПРЕДЕЛЯЕМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ РЕБЕНКА ПО ЦВЕТАМ
«Одно время мой сын (3 годика) рисовал только черным карандашом. Я уже испугалась! Что мы только не делали, чтобы отучить: и сказки рассказывали про злой карандашик, и другие цвета подсовывали, и незаметно забирали черный. Ничего не помогало. Наткнулась на эту статью, разбиралась и поняла, о каком стрессе идет речь… Помаленьку отучили».
Желтый цвет, по мнению психологов, выбирают творческие детки, дети-мечтатели. Таким детям нередко больше нравится играть с веточками, камнями, тряпочками и песком, нежели с дорогими игрушками. Эти дети самые большие мечтатели, способность мечтать они не утрачивают и во взрослой жизни.
Оранжевый цвет чаще всего выбирают легковозбудимые малыши. Такие детки веселятся, шалят и кричат всегда, везде и без всякой причины. Очень часто оранжевый становится любимым цветом гиперактивных деток, а также детей, которые страдают синдромом дефицита внимания. Это как раз наша ситуация. До двух лет мой сын категорически отказывался рисовать каким-либо цветом, кроме оранжевого. Если я убирала оранжевый из коробки с фломастерами, то ребенок отказывался рисовать вообще, искал его, плакал, обижался, сердился. Со временем мой сын полюбил еще и желтый цвет. Теперь все рисунки у нас солнечные – желто-оранжевые. Однако не пугайтесь раньше времени. Если ваш ребенок предпочитает исключительно оранжевый цвет, это еще не говорит о его гиперактивности. Возможно, у него просто такой период и через некоторое время он начнет рисовать совершенно другими цветами.
Розовыми и светло-сиреневыми красками любят рисовать робкие детки. Такие дети нуждаются в постоянной поддержке, для них очень важно мнение окружающих.
А вот голубые оттенки для своих рисунков выбирают беззаботные дети. Не зря голубой цвет часто преобладает в летних рисунках детей, которые были сделаны на школьных каникулах, когда у ребенка много свободного времени и мало обязанностей.
Красный цвет лично мне кажется цветом агрессии. Но, по мнению детских психологов, этот цвет любят открытые и активные дети. Они очень энергичны, напористы, часто ломают игрушки. Кстати, интересный факт – очень многие успешные политики в детстве предпочитали красный и желтый цвета. Возможно, вы воспитываете будущего президента. Вообще красный – это цвет жизни, энергии и здоровья. Очень даже неплохой выбор!
А вот синий цвет выбирают детки спокойные, уравновешенные. Такие дети больше любят читать книжки, чем играть в шумные игры. Дети, в рисунках которых преобладает синий цвет, не всегда тихони. Иногда и активный энергичный ребенок вдруг начинает рисовать синие картинки. По мнению психологов, это говорит о том, что в данный момент ребенок просто нуждается в покое, возможно, он просто устал от шумных игр.
Если в рисунках ребенка преобладает зеленый, и особенно темно-зеленый цвет, это должно немного насторожить родителей, так как, по мнению психологов, зеленый выбирают детки, которым не хватает заботы и внимания. Даже если вам кажется, что вы уделяете своему ребенку достаточно внимания, попробуйте проводить с ним больше времени. Развивайте в ребенке открытость к окружающему миру, чтобы он не стал замкнутым. Сине-зеленые тона выбирают дети, которые находятся в напряжении. Возможно, ребенок недавно просто перенес стресс или, может быть, родители слишком строги к малышу и требуют слишком многого – каких-то достижений в спорте или же отличной учебы. Кстати, если говорить о взрослых, а не о детях, то сине-зеленые цвета чаще выбирают чиновники и люди на административных ответственных должностях. Возможно, и на вашем ребенке лежит слишком много ответственности. Предоставьте малышу больше свободы, поощряйте в нем проявление инициативы, чаще хвалите, и ваш ребенок начнет рисовать яркие солнечные картинки!
Фиолетовый цвет редко нравится детям младшего возраста. По наблюдению психологов, этот цвет чаще выбирают дети школьного возраста. Дети, которые предпочитают фиолетовые оттенки другим, чувствительные и ранимы. У них очень богатый внутренний мир.
Серый цвет часто выбирают замкнутые, тихие детки. Таких детей необходимо поддерживать во всех начинаниях. Уделяйте ребенку побольше внимания, и его рисунки раскрасятся в яркие цвета.
Коричневый цвет, по мнению психологов, любят дети, которые живут в своем собственном придуманном мире. Если раньше ребенок предпочитал другие цвета и вдруг внезапно перешел на коричневый, это может говорить о психологических трудностях, недавно перенесенном заболевании, стрессе или проблемах в семье.
Стоит насторожиться, если ваш ребенок предпочитает использовать для рисования исключительно черный цвет. Черный – цвет угрозы. Он говорит о том, что ребенок находится в состоянии стресса. Однако не стоит беспокоиться, если ребенок начинает рисунок с черного цвета, а затем добавляет красок, используя другие – яркие цвета и оттенки. Это говорит лишь о том, что он – гармонично развитая личность.
Согласно МАСКУ ЛЮШЕРУ влияние цвета на человека имеет древние корни, то есть у человека в процессе развития сложились определенные цветовые ассоциации в теми или иными явлениями- синий цвет ночи, цвет покоя, умиротворения, желтый- цвет солнца, активности, энергии, красный- цвет атаки, зеленый- цвет защиты, обороны (за ним гонятся — он защищается).
Источник
Влияние цветотерапии на эмоциональное здоровье детей
Екатерина Соколова
Влияние цветотерапии на эмоциональное здоровье детей
Тема: Влияние цветотерапии на эмоциональное здоровье детей
Цветотерапия – это способ корректировки психоэмоционального состояния при помощи цветов.
Еще в древности считалось, что воздействие цветом не только способно восстановить душевное равновесие, но и является серьезным лечебным фактором при многочисленных физических недугах.
Современные ученые считают, что цветотерапия является одним из самых перспективных и надежных методов лечения и оздоровления. Наш мозг воспринимает цвет точно так же, как желудок еду.
Гете отмечал: «Цвета действуют на душу: они могут вызывать чувства, пробуждать эмоции и мысли, которые нас успокаивают и волнуют, порождают печаль и радость».
Если цвет в воздействии на взрослых играет важную роль, оказывая на них психологическое, а иногда и физиологическое влияние, то его роль еще более важна в воздействии на детей, чей ум более восприимчив, а воображение более импульсивно. Правильно и четко организованное пространство не только влияет на настроение и поведение ребенка, но и на его физическое состояние, помогает лучше ориентироваться, формирует характер, воспитывает самостоятельность и уверенность в своих действиях.
Считается, что ребенок в первые месяцы жизни видит мир только в черно-белых тонах. Однако офтальмологи это опровергают. Новорожденный видит те же цвета, что и взрослый, но фокусировать взгляд младенец начинает избирательно, постепенно вычленяя из окружающей действительности те или иные цвета.
Первые шаги к умению обращаться с цветом, различать оттенки и опознавать цвета, ребенок учится в возрасте года — полутора.
Замечено, что к году ребенок чаще всего предпочитает желто-зеленые тона.
Для ребенка в возрасте 2–3 желательно, чтобы не было обилия цветов – достаточно, если это будут красный, зеленый, желтый, синий цвета.
К шестилетнему возрасту дети, обычно, начинают предпочитать яркие краски.
Наиболее благоприятные для человеческого глаза цвета — зеленый, желтый, голубой, желто-зеленый и зелено-голубой. Они дают отдых глазам, действуют успокаивающе, так как это цвета растений, солнца, неба и воды. Воздействие цвета на психику может существенно меняться в зависимости от сочетания цветов.
Дети дошкольного возраста чаще называют своими любимыми цветами красный, зеленый, желтый — это свидетельствует о том, что ребенок развивается нормально, его интересует все новое, яркое, необычное.
Если любимые цвета ребенка — черный и белый, это свидетельствует о его замкнутости.
Все цвета делятся на две группы – активные и пассивные
Активные цвета (ярко красный и ярко оранжевый, и в меньшей степени ярко желтый цвет., они действуют возбуждающе – дают легкую встряску организма и в состояние ускорить процессы жизнедеятельности.
Пассивные цвета (светлые оттенки зеленого, розового и голубого цвета, отчасти белый) – они имеют эффект успокаивать нервную систему.
Цвета, которые могут вызвать тревогу, уныние и тоску, это коричневые оттенки, лиловые и фиолетовые.
Каждый цвет оказывает свое специфическое воздействие на организм человека, в том числе на его психоэмоциональное и физиологическое состояние.
Красный цвет — используют активные, непоседливые дети. Они живые, непослушные, неугомонные.
Оранжевый цвет дети – весельчаки. Они шалят, кричат, веселятся без особых на то причин.
Желтый цвет используют дети с хорошо развитой фантазией. Это дети–мечтатели. Они легко придумываю себе увлекательные развлечения, даже играя в одиночестве.
Зеленый цвет используют дети, которым не хватает материнской заботы. Такие дети спокойны.
Голубой цвет предпочитают спокойные дети. Они тихие, спокойные, уравновешенные
Синий цвет выбирают спокойные, уравновешенные дети. Они все делаю не торопясь и обстоятельно.
Фиолетовый цвет выбирают «загадочные дети». Они чуткие, нежные, ранимые и очень эмоциональные.
Черный цвет выбираю дети, подвергшиеся стрессу.
В окружение красного и оранжевого цвета, ребенок первые 60 минут чувствует прилив сил и энергии, еще через 30 минут он уже перевозбужден, и через небольшой промежуток времени становится раздражительным и излишне агрессивным.
А стоит сменить сочетание цветов, на голубой или светло зеленый, и уже через 10 минут ребенок успокаивается и приходит в нормальное состояние. Поэтому важно при выборе игрушек и одежды для ребенка, выбирать не агрессивные цвета, а как раз наоборот, те которые успокоят.
Если ребенок любит темный цвет! Это может говорить о наличии у него страхов, неуверенности, высокого уровня тревожности.
Тёплые и холодные цвета.
Тёплыми принято считать красный, оранжевый, жёлтый. Это цвета солнца, огня.
Холодные: синий, фиолетовый. Это цвета сумерек, мороза.
Для того, чтобы понять каким образом воздействовать на ребёнка через цвет, нужно знать как цвета влияют на детский организм.
Запомните: зелёный не принадлежит ни к одной из этих групп и в то же время примыкает к обеим группам сразу, он находится на границе этих групп, и поэтому всё зависит о его качеств, от того, какого цвета в нём больше.
Практическое упражнение. Создайте зелёный, в котором больше синего. Теперь – жёлтого.
Если больше жёлтого – он тёплый, если синего – зелёный холодный. То же можно сказать и о фиолетовом.
Запомните: тёплые и холодные качества – вещь относительная. Фиолетовый, например, холодный, если сравнивать его с красным. И тёплым, если сравнивать его с синим. Значит, можно считать, что цвета бывают относительно тёплые и относительно холодные.
Есть и абсолютные цвета. Например, оранжевый – самый тёплый цвет, а синий – самый холодный. Они в спектре друг напротив друга, как полюса у глобуса.
Приемы цветотерапии.
Приемов цветотерапии очень много: освещение комнаты светом определенного цвета, доминирование отдельных цветов в интерьере и одежде, концентрация внимания на объектах определенной окраски. Все эти методики сводятся к тому, что на цвете надо сосредоточиться.
Детям трудно длительное время концентрироваться на одном объекте. Но, чтобы достичь психотерапевтического эффекта, нужно привлекать их внимание к определенному цвету в течение не менее 3-5 минут.
Принятие или отвержение цвета зависит от возраста ребенка, недостаток одного из цветов мы пытаемся компенсировать в одежде, с приемом пищи, через запахи.
В каких случаях цветотерапия может помочь?
1. -при стрессах, неврозах — для снятия напряженности и предупреждения развития невротических и психосоматических расстройств
2. -при психоэмоциональных нарушениях: при снижении работоспособности и настроения, нарушение сна, раздражительность, плаксивость
3. -при бессоннице, зимней депрессии, эмоциональном напряжении и заболеваниях обусловленных им, в т. ч. психосоматических расстройствах
4.-профилактические и коррекционные занятия с дошкольниками и детьми младшего и старшего школьного возраста:
5.-как профилактика и лечение глазных заболеваний: близорукость, дальнозоркость, катаракта (начальная стадия, глаукома (начальная стадия); при зрительном утомлении, при лечении и профилактике близорукости у детей (с 5 лет,
6. — развитие внимания, мышления, цветоразличение, снятие напряжения и страха
7. — укрепление нервной системы, повышение уверенности в себе и т. д.
Таким образом, посредством определенных цветовых режимов (интерьера раздевалки, группы, музыкального зала, кабинета логопеда, психолога, включая оборудование, игровой инвентарь) можно содействовать более эффективному развитию ребенка, становлению его психических функций, формированию всесторонней, гармонической личности.
Коррекция психоэмоционального состояния дошкольников при помощи цветотерапии. Цвету издавна приписывалось магическое значение, благотворное или отрицательное действие на человека, ведь для человека зрение является.
Влияние педагога на эмоциональное состояние дошкольника. Влияние педагога на эмоциональное состояние дошкольника. Проблема эмоционального состояния ребенка в семье и в детском саду является одной.
Источник
Влияние цвета на эмоциональное состояние ребёнка.
статья по теме
Цвета оказывают значительное влияние на жизнь человека. Цветовая гамма интерьера и одежды оказывает психологическое воздействие и может благоприятствовать или угнетать. В этой статье мы рассмотрим как с помощью правильного выбора цвета одежды ребёнка, можно скорректировать его эмоциональное состояние.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Влияние цвета на эмоциональное состояние. | 20.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние цвета на эмоциональное состояние ребёнка.
Цвета оказывают значительное влияние на жизнь человека. Цветовая гамма интерьера и одежды оказывает психологическое воздействие и может благоприятствовать или угнетать. В этой статье мы рассмотрим как с помощью правильного выбора цвета одежды ребёнка, можно скорректировать его эмоциональное состояние.
Мы привыкли к тому, что девочек одевают в розовое, а мальчиков в голубое. Есть некий стереотип, что мальчику розовое одеть неприлично. Насколько это обосновано? Существует целый раздел в психологической науке, изучающий способность человека воспринимать и обозначать цвета, который так и называется – психология восприятия цвета. Вот что говорят на этот счёт психологи.
Розовый цвет – символизирует романтичность, доброту, любовь, невинность и чистоту. В розовом цвете «живёт» нежность, мужественность, лёгкость, сила, устойчивость и любовь к себе. Это самый пассивный цвет в психологии. Он снижает внешнюю и внутреннюю агрессивность и провоцирует приветливость. Розовый цвет успокаивает, притупляет агрессию и нервозность, в связи с этим часто используется в тюрьмах и исправительных домах для воспитания неблагополучных детей. Этот цвет рекомендуется людям, которые очень быстро раздражаются, он помогает избавиться от стресса, оказывает чудодейственное влияние на расшатанную психику, принимает участие в эмоциональном уравновешивании, приводит в норму сон, улучшает аппетит. Люди, предпочитающие этот цвет, очень обидчивы.
Голубой цвет – притягивает внимание, призывает к поиску смысла жизни. Голубой цвет принято считать цветом креативности, поэтому его рекомендуют использовать в учебных заведениях. Это цвет фантазёров, непосед, любителей путешествовать. Он избавляет от усталости, утешает и успокаивает. Любители голубого цвета предпочитают покой, стремятся к гармонии с окружающим, обладают способностью к глубокомысленным размышлениям и эстетическим переживаниям. Этот цвет незаменим при стеснительности, страхе коммуникабельности. Люди, которые выбирают этот цвет, отличаются хорошей интуицией, невероятной решительностью и целеустремлённостью, выбирают профессии связанные с риском. Неплохие качества для будущего мужчины.
Красный цвет символизирует жизненную энергию, стимулирует и возбуждает, увеличивает работоспособность и физическую активность. Является цветом смелых и решительных, но при этом может вызывать агрессию, жестокость и мстительность. Не рекомендуется гиперактивным детям склонным к агрессии, но может помочь неактивным детям меланхолического склада.
Оранжевый – цвет жизнерадостности и энергичности. Стимулирует процесс общения, способствует эмоциональной открытости, помогает при состоянии подавленности и депрессии, повышает настроение и жизненный тонус. Подходит для помещений, где происходит активное общение и творческие процессы. В одежде оранжевому цвету отдают предпочтение яркие и творческие люди, открытые для общения и жизни.
Жёлтый – цвет солнца, лучистой энергии и радости. Он активизирует умственную деятельность, повышает настроение, способствует общению и выражению своих эмоций. Жёлтый цвет предпочитают оптимистичные, активные, творческие люди. При использовании в интерьере жёлтый цвет повышает жизненную энергию, но при избыточном присутствии может привести к раздражению и эмоциональной усталости. Не рекомендуется использовать жёлтый цвет в комнатах отдыха.
Зелёный цвет образован из слияния холодного синего и тёплого жёлтого цвета, поэтому является цветом гармонии и равновесия. Он успокаивает нервную систему и благотворно влияет на зрительное восприятие, помогает контролировать свои эмоции и побуждения. Одежду зелёного цвета выбирают люди, обладающие умением быть сдержанными, адаптироваться к разным жизненным обстоятельствам и с оптимизмом воспринимающие окружающий мир. Зелёный цвет в интерьере способствует выравниванию эмоционального состояния, придаёт ощущение защищённости и стабильности, часто используется в учреждениях здравоохранения.
Синий — цвет мудрости, стабильности и независимости. Способствует улучшению интеллектуальных процессов, оказывает влияние на лобные доли головного мозга, открывает возможность познавать себя и окружающий мир. Синий цвет выбирают уверенные в себе люди, не зависящие от чужого мнения. Одетый в синее может производить впечатление отталкивающего и закрытого человека. Желание одеть синее может означать некоторое подавленное состояние, желание на время «погрузиться в себя». Большое количество синего цвета в интерьере может угнетающе действовать на эмоциональное состояние человека.
Фиолетовый цвет сочетает в себе эмоциональные эффекты красного и синего цветов. Этот цвет связан с духовным и глубоким понимаем жизни. Это мистический и волшебный цвет. Он считается также «королевским» цветом, т.к. редко встречается в живой природе. Фиолетовый цвет способствует лучшему пониманию чувств. Любители фиолетового – творческие личности, склонные к сентиментальности. Подходит для помещений, где проходят психологические занятия. Не рекомендуется маленьким детям, т.к. может вызвать подавленное состояние.
Сиреневый – оттенок фиолетового цвета, часто выбирается подростками. Это цвет новых начинаний и роста. Он обозначает сильную привязанность к вещам и людям, чувствительность, утончённость и инфантильность. Любители этого цвета, недоверчивы, скрытны, терпеливы и немногословны. Сиреневый цвет любят люди, обладающие неустойчивым характером. Избыток сиреневого может подавлять, поэтому его рекомендуется использовать в помещениях, в которых вы находитесь недолго – прихожая, туалет, ванная комната.
Белый – уникальный цвет, спектральное слияние всех существующих цветов. Белый символизирует чистоту, честность, доброту и открытость сердца. В одежде означает стремление человека к лёгкости и радости, у детей ассоциируется с праздником. Белый цвет говорит о единстве человека с его жизнью, однако чрезмерная любовь к белому цвету и неприятие красок, может означать безэмоциональность, перфекционизм и излишнюю педантичность.
Чёрный цвет – отсутствие света как такового. Чёрные одежды в нашей культуре символизируют траур и скорбь. Преобладание чёрного в одежде может означать стремление скрыться, говорит о подавленном состоянии, меланхолии. Не рекомендуется для маленьких детей. Часто преобладает в одежде детей в подростковый период.
Серый цвет означает угнетение эмоциональных процессов, желание быть тихим и незаметным, «серой мышкой». Однако, не значит, что нужно избегать серого цвета совсем, он уместен, когда эмоциональное состояние далеко от активности и есть желание отдохнуть от всего. В интерьере серый цвет добавляет спокойствие и тишину.
Коричневый цвет – цвет консерватизма и уверенности, цвет земли. Тёплые тона коричневого, в сочетании с золотистыми оттенками создают ощущение тепла и уюта. В одежде коричневый цвет выбирают люди, для которых важна стабильная и спокойная жизнь. В интерьере создает атмосферу уюта, спокойствия и комфорта, не вызывает угнетения эмоциональной сферы, особенно в сочетании с более светлыми оттенками. Однако, в некоторых культурах, коричневый – это цвет также старости, поэтому не желателен, как основной цвет детского гардероба.
Ребёно к чаще бессознательно, а иногда и сознательно использует цвет, чтобы выразить свое состояние:
Красный цвет — используют активные, непоседливые дети. Они живые, непослушные, неугомонные.
Оранжевый цвет дети – весельчаки. Они шалят, кричат, веселятся без особых на то причин.
Желтый цвет используют дети с хорошо развитой фантазией. Это дети–мечтатели. Они легко придумываю себе увлекательные развлечения, даже играя в одиночестве.
Зеленый цвет используют дети, которым не хватает материнской заботы. Такие дети спокойны.
Голубой цвет предпочитают спокойные дети. Они тихие, скромные, уравновешенные
Синий цвет выбирают спокойные, уравновешенные дети. Они все делаю не торопясь и обстоятельно.
Фиолетовый цвет выбирают «загадочные дети». Они чуткие, нежные, ранимые и очень эмоциональные.
Черный цвет выбираю дети, подвергшиеся стрессу.
В выборе одежды нужно быть осторожными, не выбирайте слишком яркие наряды, так как они будут негативно воздействовать не только на вашего ребенка, но и на тех детей кто будет рядом с ним. Лучше всего использовать однотонные и спокойные цвета, только тогда можно с уверенность сказать, что у ребенка не возникнет резкое чувство паники или тревоги.
Мы познакомились с основными характеристиками, наиболее популярных цветов. Теперь, приобретая одежду для себя, своего ребёнка, при оформлении детской комнаты, задумайтесь, какую энергетику несёт выбранный вами цвет. Правильно подобранная одежда, поможет моделировать эмоциональное состояние ребёнка, придать ему чувство защищённости, раскрепостить его или развить творческие способности. Присмотритесь к цветовым предпочтениям своего ребёнка и узнайте о нём немного больше, чем раньше.
Список литературы и ресурсов:
1. Г. А. Широкова Справочник дошкольного психолога / Серия «Справочники» — Ростов н/Д: «Феникс», 2004. — 384с.
2. Под ред. А. И. Клпытина Диагностика в арт-терапии. — СПб.:Речь, 2005. — 80с.
3. С. В. Велиева Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. СПб.: Речь, 2005. — 240с.
Источник