Эмоциональное состояние подростка это

Эмоциональное состояние подростка это

Библиографическая ссылка на статью:
Кленова М.А., Гоняева Л.Е. Личностные особенности эмоциональной сферы подростков // Психология, социология и педагогика. 2016. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2016/09/7110 (дата обращения: 03.10.2021).

Сложности подросткового возраста определяются физиологическими изменениями в организме, формированием новой системы взаимоотношений с окружающими людьми (уже не ребенок, но еще не взрослый), переходом на новый уровень развития познавательных процессов, интеллекта и способностей.

Подростковый возраст характеризуется как период повышенной эмоциональности, что проявляется в легкой возбудимости, изменчивости настроения, возникновении тревожности, агрессивности и других бурных реакций. Именно поэтому, проведенное исследование можно назвать весьма актуальным. Анализируя теоретическую сторону исследования, можно отметить, что достаточно большое количество современных исследований посвящено изучению адаптации и эмоциональной сферы у современной молодежи [1, 2, 3].

В исследовании приняли участие 38 человек, студенты колледжа, из них 18 – студенты выпускного курса в возрасте 16-17 лет и 20 человек – студенты первого курса в возрасте 14-15 лет. Половой состав групп приблизительно одинаков.

Для выявления эмоциональных состояний и личностной направленности были использованы следующие методики: методика диагностики реактивной и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера и Ю. Л. Ханина; опросник САН; методика СПА Роджерса-Даймонда; тест Кеттелла; опросник Г.Айзенка.

Предварительно проводилось наблюдение за поведением подростков в учебных и внеучебных ситуациях. Отмечены следующие проявления в поведении исследуемых подростков. В группе первокурсников наблюдались вспышки гнева и раздражительности чаще чем в группе выпускников. Данный фактор обусловлен уровнем сформированности группы: первокурсники находятся на стадии формирования или формального объединения индивидов, когда участники группы пробуют свои силы в занятии лидерских позиций. Поэтому нередки межличностные конфликты, проявления негативных эмоциональных проявлений. Выпускники же проживают деятельностную стадию развития группы, когда отношения устоялись, энергия участников направлена на решение определенных задач. Эмоциональные проявления более сдержанные (как положительные, так и отрицательные).

В процессе вербальных контактов с подростками выяснено, что подростки и той, и другой группы избегают разговоров о своих эмоциональных переживаниях, проявления негативных эмоций (вплоть до агрессии) считают естественным состоянием. Причем необходимо отметить, что подростки 14-15 лет не владеют достаточным запасом словарных терминов, обозначающих чувства и эмоции человека. В более старшей группе замечено, что словарных запас терминов, обозначающих эмоциональные переживания, значительно расширяется. Подростки активно используют терминологический словарь эмоций и чувств, присущих человеку.

Следующим этапом исследования явилась диагностика эмоционального состояния подростков. Цель диагностической работы – определение уровня эмоционального развития подростков разных возрастных групп, их сравнение, а также определение степени тревожности, агрессивности и других эмоциональных проявлений.

Первой задачей эмпирического исследования стало определение эмоционального состояния студентов. Результаты исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1- Распределение средних показателей психических состояний по тесту Г.Айзенка у участников исследования

Источник

Эмоциональное состояние подростка это

В современной психологии предлагается множество самых разнообразных определений понятия «эмоции». Эмоция определяется как особый вид психических процессов, которые выражают переживание человеком его отношения к окружающему миру. Особенность эмоций состоит в том, что они в зависимости от потребностей субъекта непосредственно оценивают значимость действующих на него объектов и ситуаций. Эмоции выполняют функцию связи между действительностью и потребностями [1].

Проблема эмоционального развития подростков наиболее полно отраженная в работах таких авторов как Анохина П.К.,Грецова А.Г., Ильина Е.П. Казанской В.Г., Рубинштейна С.Л и др.

Эмоциональная сфера претерпевает значительное изменение в ходе взросления человека[1, с. 123]. А подростковый возраст считается особенно «эмоционально насыщенным», имеются эмоциональные нарушения, возникающие в этот период, и как следствие – нарушения психики; поэтому изучение эмоционального развития данного возраста имеет особый интерес у психологов [2, с. 55].

Читайте также:  Стресс при серьезной проблеме

Для определения особенностей эмоционального развития в подростковом возрасте, нами было проведено исследование, в котором принимало участие 30 человек — учащиеся в возрасте 13 и 15 лет. Респонденты были разбиты на две группы — в первую группу входили подростки 13 лет, во вторую – 15 лет. Для определения уровня эмоционального развития учащихся разных возрастных групп, и последующего сравнение выборок были использованы следующий диагностический инструментарий: «Опросник САН», цветовой дневник настроения, «Опросник Баса — Дарки», «Тест Кеттела», проективная методика «Несуществующее животное», беседа.

Беседа с подростками показала, что, как правило, подростки и той и другой группы не любят говорить о своих эмоциональных переживаниях. Причем подростки 13 лет не владеют достаточным запасом словарных терминов обозначающих чувства и эмоции человека, а вот в старшей группе замечено расширение словарного запаса, слов, связанных с эмоциональными переживаниями они хорошо используют широкий спектр названий различных эмоций и чувств, присущих человеку.

Так же следует отметить, что в группе подростков 13 лет преобладает раздражение, т.е. в большинстве случаев подросток чувствовал раздражение. Среди них указывались такие причины как непонимание родителей, негативные отношения со сверстниками, ссоры с близкими людьми. Наряду с отрицательными эмоциями были отмечены и положительные эмоции, подростки испытывали чувство радости.

15-летние подростки испытывали хорошее настроение, спокойствие, но и чувство раздражения и гнева у них также наблюдалось, но в меньшей степени. Исходя из результатов, мы можем констатировать, что в младшей группе подростков общий эмоциональный фон не очень благоприятный, так как они находятся в постоянном напряжении, и особенно это касается взаимоотношений с окружающими. Старшим подросткам свойственны более благоприятные эмоциональные переживания.

Таким образом, в полученных нами данных была обнаружена динамика развития эмоциональной сферы подростков от 13-ти к 15-ти годам жизни. А именно, считаем, что наиболее благоприятный эмоциональный фон присутствует у подростков 15- летнего возраста. 13- летним свойственно чаще испытывать негативные эмоции. Следует отметить, что младшие подростки чаще раздражаются и испытывают непосредственную радость от общения, испытывают чувство гнева, если не удается удовлетворить свои интересы, в то время как старшие подростки стараются сдерживать и управлять своими эмоциями.

Таким образом, мы констатируем лишь тот факт, что тринадцатилетние подростки находятся в самом пике кризиса данного возраста, что за два года подросток научается более адекватно воспринимать окружающих и себя, а интеллектуализация всей познавательной сферы позволяет старшему подростку уравновешивать свое эмоциональное состояние.

Источник

Становление «Я» и психоэмоциональные состояния подростка

Психоэмоциональные состояния – особая форма психических состояний человека:
переживания с проявлением эмоционального реагирования своего отношения к окружающей действительности и к самому себе;
те состояния, которые регулируются преимущественно эмоционально-волевой сферой и охватывают эмоциональные реакции и эмоциональные отношения;
относительно устойчивые переживания.
Эмоциональные состояния, возникающие у человека в процессе какой-либо деятельности, оказывают влияние и на его психическое состояние, на общее состояние организма и на его поведение в той или иной ситуации. Они воздействуют как на процессы познания и развитие личности, так и на качество жизни в целом.
Эмоциональные проявления в реагировании на действительность необходимы человеку, так как они регулируют его самочувствие и функциональное состояние. Дефицит эмоций снижает активность центральной нервной системы и может явиться причиной снижения работоспособности. Чрезмерное влияние эмоциогенных факторов может вызвать состояние нервно-психического напряжения и срыв высшей нервной деятельности. Оптимальное эмоциональное возбуждение — условие готовности к деятельности и ее благоприятному для здоровья осуществлению.
Психоэмоциональное состояние – основа здоровья личности.
Все мы в свое время были подростками и прошли через трудности подросткового возраста. Но только становясь взрослыми, мы можем в полной мере оценить проблемы детей этого периода жизни.
Психологи выделяют следующие типы психоэмоционального состояния подростков:
активность – пассивность;
увлечение – равнодушие;
возбужденность – заторможенность;
напряженность – раскрепощенность;
страх – радость;
решительность – растерянность;
надежда – обреченность;
тревога – безмятежность;
уверенность – неуверенность в себе.
Несмотря на то, что эти психические процессы противоположны, у подростков они могут чередоваться и меняться в течение коротких промежутков времени. Это обусловлено гормональной бурей и может быть характерно для абсолютно здорового, нормального ребенка. Сейчас он может дружески разговаривать с вами, а через две минуты – замкнуться в себе или устроить же скандал и уйти, хлопнув дверью. И даже это – не повод для беспокойства, а всего лишь вариант нормы.
Однако те состояния, которые преобладают в поведении ребенка в этом возрасте, способствуют формированию соответствующих свойств характера (высокая или низкая самооценка, тревожность или жизнерадостность, оптимизм или пессимизм и т.п.), и это будет влиять на всю его дальнейшую жизнь.
Процесс становления самосознания и, прежде всего, такой важной его составляющей, как самооценка, тесно связан с различными психологическими состояниями подростка, в частности, такими как тревожность, страхи, неуверенность в себе и т.п. Это своеобразные эмоциональные показатели развития как самооценки, так и самосознания.
Страхи, переживаемые подростками, в значительной мере обусловлены одним из основных противоречий этого возраста: противоречием между стремлением подростка быть самим собой, сохранить свою индивидуальность и в то же время быть вместе со всеми, т.е. принадлежать группе, соответствовать ее ценностям и нормам.
Для его разрешения у подростка есть два пути: либо уйти в себя ценой потери связей со сверстниками, либо отказаться от личной свободы, самостоятельности в суждениях и оценках, полностью подчинившись группе.
Иными словами, подросток стоит перед выбором либо эгоцентризма, либо конформизма. Эта противоречивая ситуация, в которой оказывается подросток, является одним из основных источников его страхов, имеющих очевидную социальную обусловленность.
Одно из первых мест в этом ряду занимает страх не быть собой, по сути, означающий страх изменения. «Провокатором» его являются переживания подростка, обусловленные изменениями образа его тела. Поэтому подростки так боятся собственного физического и психического уродства, что парадоксальным образом выражается в их нетерпимости к такого рода недостаткам других людей или в навязчивых мыслях об уродстве своей фигуры.
Для подростков характерны и страхи нападения, пожара, заболеть, что особенно характерно для мальчиков, а также стихии и замкнутого пространства, более характерных для девочек. Все они носят характер опасений и так или иначе связаны со страхом смерти.
Возрастает в этом возрасте и число страхов в области межличностных отношений, не отмечавшиеся в предыдущих возрастах. Одним из стимуляторов таких страхов является отсутствие эмоционально теплых отношений с родителями, равно как и конфликтные отношения с ними.
Это сужает круг общения подростка и оставляет его наедине со сверстниками. Поскольку ценность общения в этом возрасте чрезвычайно велика, подросток боится потерять этот единственный канал общения.
Последствия страхов многообразны, но главные из них – это возрастающая неуверенность как в самом себе, так и в других людях.
Первая становится прочной основой настороженности, а вторая — подозрительности. В результате это оборачивается предвзятым отношением к людям, конфликтностью и обособленностью «Я».
Все это квалифицируется еще и как проявление навязчивых страхов или тревожности. Навязчивый страх (тревога) воспринимается подростком как нечто чуждое, идущее непроизвольно, как какое-то наваждение. Попытки самостоятельно справиться с ним лишь способствуют его укреплению и росту тревоги.
Установлено, что в 13-14-летнем возрасте чувство тревоги существенно выше, чем в 15-16-летнем. При этом если у первых оно практически остается неизменным, то у вторых в 15 лет оно существенно снижается в сравнении с предшествующим периодом, а в 16 лет вновь резко поднимается.
И еще один интересный факт. Если в 13-14 лет отсутствуют различия в уровне тревоги у мальчиков и девочек, то в 16 лет у девушек этот уровень выше, чем у юношей.
Таким образом, тревога в 13-14-летнем возрасте – это возрастная характеристика, перекрывающая индивидуальные особенности развития, что желательно учитывать в плане профилактики психического развития подростка.
Сопоставляя динамику тревоги с динамикой самооценки, легко обнаружить тесную их взаимозависимость, и особенно, в старших классах. Чем выше и адекватнее самооценка, тем меньше тревожность и больше уверенность в себе и своих возможностях.
Другая особенность в становлении самосознания подростка состоит в обостренном чувстве собственного достоинства.
Нередко подростку кажется, что его хотят унизить. Для него, как отмечалось выше, вообще характерна повышенная потребность в человеческой доброте. Он болезненно реагирует на фальшь, наигранность, хотя нередко сам ведет себя подобным образом.
Коррекция поведения
1. Аффективно-неустойчивый тип. Незначительный повод со стороны других сильно повышает его возбужденное состояние, вслед за чем он вовсе отказывается от работы, дерзит, грубит.
Тактика: вовремя повлиять на возбуждение и успокоить. Поэтому нужно уметь: своевременно констатировать нарастание чувства недовольства – силой внушения предотвратить возможную реакцию. Действие взглядом, тоном.
2. Неуверенный, боязливый, истеричный, депрессивный.
Он замыкается от всякого воздействия, живет интенсивной внутренней жизнью, всецело занят своими интересами (интроверт).
На него трудно влиять, т.к. он относится с недоверием, негативизмом.
Внушение не поможет, т.к. не воспринимается им. Он идет только навстречу полному душевному равновесию. Спокойные, непредумышленные беседы.
3. Слабовольные, безудержные с сильно развитым сексуальным инстинктом. «Бездельники», «ветреные головы» – поверхностность контактов, ложь, воровство, сексуальные эксцессы.
Действовать на их чувства и настроения нельзя. Здесь нужны деловые, последовательные, строгие, нераздражающие прямолинейные действия. Главный метод – пример, действие, которое убеждает.
4. Слабый, неуверенный, робкий, зависимый. Успокоение и подбадривание.

Читайте также:  Утро задает настроение всего дня

Подростковый возраст – нормальный и совершенно необходимый период развития человека, этот отрезок жизни не является временем патологии. Большинство подростков справляется со всеми возрастными проблемами.
1. Ни один период в жизни человека (разве что только внутриутробный) не характеризуется столь быстрыми темпами развития как подростковый.
Между быстро развивающейся девушкой и медленно развивающимся мальчиком возможен разрыв в 6 лет. Столь же велики могут быть отличия в умственном, эмоциональном и социальном развитии подростков.
2. Да, некоторые подростки еще дети, но многие (особенно в половом отношении) уже взрослые.
3. Любое развитие подростка (физическое, эмоциональное, умственное или личностное) происходит не синхронно, а неравномерно.
Хорошо развитые физически мальчики и девочки не всегда и не обязательно столь же хорошо развиты умственно и эмоционально.
Дети же с задержками физического или полового развития, наоборот, не могут быть готовы к выполнению серьезных обязанностей наряду со взрослыми.
4. Подростковый возраст — это переходный, кризисный период в жизни человека и он характеризуется своими особенностями.
Не стоит преувеличивать проблемы и трудности, равно как и преуменьшать их.
Задача взрослых, зная особенности подростка,- помочь ему в создании условий для самостоятельного и успешного разрешения им этих проблем и трудностей.

Источники:
https://www.stranamam.ru/post/369272/
https://infourok.ru/metodika-psihoemocionalnogo-razvitiya-podrostka-3533857.html

Мы в соцсетях

РЦК «ПЕРСПЕКТИВА»

Щелкните по картинке для перехода в раздел

Региональный проект по профилактике девиантного поведения и пропаганде здорового образа жизни среди обучающихся «В точку»

Щелкните по картинке для перехода в раздел

Видеоконсультации для родителей

Щелкните по картинке для перехода в раздел

Профилактика коронавируса

Щелкните по картинке для перехода в раздел

Региональная консультативная служба

Профилактика

Интерактив

Щелкните по картинке для получения подробной информации

Полезная информация

Тебе помогут в Тамбове

Уполномоченный по правам ребенка Тамбовской области Евгений Леонтьевич Таможник г.Тамбов, ул.Советская, 106 А, оф. 206

Читайте также:  Как лишиться своих чувствах

8 (4752) 72 65 44

Отдел охраны прав детства управления образования и науки области Варкова Людмила Викторовна

Источник

Оцените статью