Профилактическая работа педагога-психолога по созданию в ДОО условий для эмоционального комфорта и благополучия детей
Большакова Александра
Профилактическая работа педагога-психолога по созданию в ДОО условий для эмоционального комфорта и благополучия детей
Наиболее актуальной психологической проблемой детей дошкольного возраста нашего времени является проблема эмоционального комфорта и благополучия. Нагрузка на детскую психику сейчас несравнимо больше чем раньше. В этом во многом виноват быстрый ритм современной жизни, обилие всевозможной информации, калейдоскоп нескончаемых событий и лиц. Живое общение со взрослыми или другими детьми постепенно заменяется для них просмотром телевизионных передач, фильмов, компьютерными играми. Поведение ребенка часто повторяет увиденное на экране. При этом у него не хватает запасов физического, психического здоровья, чтобы справиться с такими нагрузками. Дети становятся импульсивными, им трудно контролировать свои эмоции, понимать собственные переживания и чувства других людей. А без этого невозможно становление гармонично развитой личности.
Эмоции с одной стороны являются «индикатором» состояния ребенка, с другой – самым существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений.
Именно преобладание положительных эмоций над отрицательными и закреплением их в чертах характера и личности детей: положительная самооценка, доброжелательность, уверенность в себе, своих силах обеспечивают эмоциональное благополучие ребенка.
Предлагаю вашему вниманию программу профилактической работы, направленной на создание в детском саду условий для эмоционального комфорта и благополучия дошкольников.
Цель программы: развитие эмоциональной сферы и обеспечение эмоционального благополучия дошкольников.
— знакомство детей с основными эмоциями: радостью, удивлением, грустью, гневом, страхом, спокойствием.
— обогащение эмоциональной сферы детей положительными эмоциями;
— обучение детей способам выражения эмоций, выразительным движениям;
— развитие дружеских взаимоотношений через игру, общение детей в повседневной жизни;
— повышение психолого-педагогических компетентности педагогов и родителей;
— расширение знаний педагогов ДОУ о различных вариантах эмоционального развития детей, о возможности преодоления эмоциональных трудностей дошкольников;
— формирование навыков правильного реагирования родителей на различные эмоциональные проявления детей.
Решение данных задач во многом зависит от взаимодействия родителей, педагогов и психолога.
Психолог в данном случае является посредником между ребенком и взрослым, способствует созданию определенной среды в ДОУ, особого микроклимата для развития опыта взаимодействия детей, педагогов и родителей.
Ведь эмоциональное благополучие ребенка зависит от определенной благоприятной среды,которая включает в себя следующие компоненты: благополучие семейных отношений, психическое здоровье ребенка, своевременное эмоциональное развитие, физическое здоровье ребенка, конструктивное общение ребенка со сверстниками, личностно-ориентированный стиль общения педагогов с ребенком в ДОУ.
В профилактической программе отражена работа со всеми субъектами образовательного пространства.
С детьми проведена развивающая образовательная деятельность, осуществлены мероприятия по развитию эмоциональной сферы дошкольников: эмоциональные игры, проговаривание своих эмоций, чувств, поступков; рисование, решение практических ситуаций, беседы о различных эмоциональных состояниях и др.
С педагогами проведены: цикл практических семинаров по развитию коммуникативной компетентности педагогов в работе с детьми, родителями, коллегами;консультации: «Эмоциональное благополучие как основа психологического здоровья дошкольников»; «Эмоциональное состояние взрослого как опосредующий фактор эмоционального состояния детей»; «Организация предметно-развивающей среды в ДОУ»; семинар-практикум «Система работы по развитию эмоциональной сферы дошкольника»; релаксация.
С родителями проведены: семинар-практикум «О стилях поведения и методах воспитания»; консультация «Эмоциональное благополучие как основа психологического здоровья дошкольников»; оформлена папка для стендовой информации (практический материал, психологические игры и упражнения для развития эмоциональной сферы, снятия психоэмоционального напряжения и др.).
В основу развивающей образовательной деятельности с детьми легли материалы, опубликованные в книгах Т. А. Данилиной, В. Я. Зедгенидзе, Н. М. Степиной «В мире детских эмоций», М. Ю. Стожарова «Формирование психологического здоровья дошкольников», Крюковой С. В., Слободяник Н. П., Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Развивающая образовательная деятельность с детьми имеет следующую структуру:
1) игры и упражнения, направленные на положительное отношение к занятию, на сплочение и повышение эмоционального настроя;
2) игры и задания, направленные на развитие произвольности, мышления, воображения;
3) игры и упражнения, снижающие психомышечное напряжение, релаксация.
Основные методы и приемы:
— упражнения в выражении и узнавании эмоциональных состояний;
— решение проблемно-практических ситуаций,
— выражение своего эмоционального состояния через рисунок, танцы,
— использование эмоционально-символических методов;
Продолжительность 20-25 минут, один раз в неделю.
В возрастных группах создана необходимая для эмоциональногоразвития предметно-пространственная среда: зеркало, пиктограммы, «уголок уединения», бросовый материал и атрибуты предметы-заместители,игровые пособия: «пыльные» подушки или «подушки — злючки»; «коврик злости», «волшебный мешочек и др. Данными атрибутами снимается психоэмоциональное напряжение, осуществляется профилактика негативных проявлений у детей.
Для воспитателей педагогом-психологом оформлена «Психологическая развивающая игротека», где находится подборка игр и упражнений для развития эмоциональной, волевой, коммуникативной, интеллектуальной сферы. Игры и упражнения воспитатели проводят вне регламентированной образовательной деятельности.
Предметно-развивающую среду для развития эмоциональной сферы воспитатели строят на основе составленных педагогом-психологом методических рекомендаций по содержанию мини-центра социально-коммуникативного развития, презентация которого проходила на групповой консультации «Организация психологического уголка в группе ДОО».
Основная роль в развитии и воспитании детей в детском саду принадлежит педагогу. Поэтому особое внимание уделено мероприятиям, развивающим коммуникативные умения и педагогическую компетентность педагогов в работе с детьми и общении с родителями.
С педагогамибыли проведены следующие мероприятия:
1)консультация: «Специфика педагогического общения»;
— «Азбука общения. Общение и умение слушать»;
— «Развитие коммуникативной компетентности и навыков общения педагогов с детьми и родителями»;
— «Воспитатель и родитель: диалог или монолог»;
— «Причины и разрешения конфликтов между воспитателем и родителями воспитанников»;
— «Техники установления позитивных отношений с детьми. Коммуникативные навыки педагога».
Наряду с решением задач развития коммуникативных умений педагогов проведены семинары и консультации, посвященные эмоциональному благополучию дошкольников.
Консультации: «Эмоциональное благополучие как основа психологического здоровья дошкольников»; «Эмоциональное состояние взрослого как опосредствующий фактор эмоционального состояния детей».
Семинар-практикум: «Система работы по развитию эмоциональной сферы дошкольников».
Повышение педагогическойкомпетентности родителей осуществлялось через следующие мероприятия:
— Консультация «Эмоциональное благополучие как основа психологического здоровья дошкольников».
— Семинар-практикум «О стилях поведения и методах воспитания».
Для родителей оформлена информационная папка в группе и уголок в фойе «Психологический вестник», в которых предлагается стендовая информация по самым актуальным вопросам воспитания детей, в частности проблемам общения дошкольников со сверстниками, с взрослыми и детского — родительских отношениях.
В результате реализации профилактической программы психологического сопровождения по обеспечению эмоционального комфорта и благополучия дошкольников были отмечены позитивные изменения в поведении детей. Эмоциональный фон детей стал положительным, дети выражают свои эмоции более культурными формами, стараются сдерживать такие проявления как плач, крик и т. п., эмоциональное состояние намного улучшилось.
Адаптация детей к детскому саду. Рекомендации по созданию благоприятных условий для её протекания «Адаптация детей к детскому саду. Рекомендации по созданию благоприятных условий для её протекания». Детский сад — новый период в жизни.
Использование сказкотерапии с элементами театрализации в работе педагога-психолога в ДОО Сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом. Сегодня под термином «сказкотерапия» понимается способ.
Значение арт-терапии в современной практике педагога-психолога ДОО Мое выступление посвящено арт-терапии. Все мы знаем, что дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребёнка. В этот период.
Консультация для родителей «Обеспечение эмоционального благополучия ребенка в семье» Первые годы жизни – интенсивный период развития эмоций. Именно в это время ребенок наиболее непосредственен в выражении чувств: его радость.
Работа педагога-психолога с детьми с ОВЗ Я, педагог-психолог, Близко Оксана Леонидовна. Вот уже десять лет работаю с детьми ОВЗ и инвалидами. Психологическое сопровождение детей.
Составляющие эмоционального комфорта в течение дня в разных возрастных группах Особое значение в детском саду придается задаче обеспечения эмоционального благополучия. Педагоги владеют технологиями, позволяющими решать.
Организация работы методической службы ДОУ по созданию условий для возникновения познавательного интереса у детей «Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8 «Колосок» «Организация работы методической службы ДОУ.
Видеоролик «Заюшкина избушка» Совместная творческая работа педагога и детей по созданию видеоролика Рисунки созданы детьми подготовительной группы на занятиях в изостудии. Это первая работа, поэтому не судите строго. Планирую в этом учебном.
Взаимодействие ДОУ и семьи по созданию условий для духовно-нравственного воспитания детей «Каждый ребенок рождается добрым и для доброй жизни. В том, что он постепенно теряет запас доброты, виноваты и детский сад, и школа, и,.
Конспект занятия педагога-психолога по развитию эмоционального интеллекта с детьми старшей группы Цель: развитие эмоционального и социального интеллекта детей. Задачи: 1. Закреплять знания детей об эмоциях, умение распознавать эмоциональное.
Источник
Тренинг для педагогов на тему: «Эмоциональное состояние взрослого как определяющий фактор эмоционального состояния ребенка»
консультация на тему
Условно психические процессы делятся на познавательные, эмоциональные и волевые. Эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущение, восприятие, воображение, память, мышление: — ощущения – бывают приятны и неприятны; — восприятие – для радостного человека, все вокруг приятно, для грустного все вокруг грустно, все раздражает; — запоминание – улучшает хорошее настроение; — мотивацию – увеличивают положительные эмоции, а отрицательные ее уменьшают. Волевые процессы тесно связаны с эмоциями: — эмоционально-привлекательное – умножает силы человека; — эмоциональное напряжение – принятые решения не выполняются.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening.docx | 23.89 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №41 комбинированного вида»
для педагогов на тему:
« Эмоциональное состояние взрослого как определяющий фактор эмоционального состояния ребенка »
Цель: Повышение коммуникативной компетентности воспитателей.
— Расширение опыта эмоционального общения;
— Создание комфортного психологического климата в группе;
— Создание условий для самопознания и приобретения опыта позитивного общения.
Оборудование: мяч, бумага, карандаши.
Мини-лекция: Влияние эмоций на психические процессы.
Условно психические процессы делятся на познавательные, эмоциональные и волевые.
Эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущение, восприятие, воображение, память, мышление:
— ощущения – бывают приятны и неприятны;
— восприятие – для радостного человека, все вокруг приятно, для грустного все вокруг грустно, все раздражает;
— запоминание – улучшает хорошее настроение;
— мотивацию – увеличивают положительные эмоции, а отрицательные ее уменьшают.
Волевые процессы тесно связаны с эмоциями:
— эмоционально-привлекательное – умножает силы человека;
— эмоциональное напряжение – принятые решения не выполняются.
Для психического здоровья необходима сбалансированность эмоций. При воспитании эмоций у детей важно не просто научить их стимулировать себя в процессе волевого действия с помощью положительных эмоций, но и не бояться отрицательных, неизбежно возникших в течении деятельности, творчества.
Разбалансировка чувств, способствует возникновению эмоциональных расстройств.
Мы учим детей держать ложку, карандаш и т. д. Формируем у них знания об окружающем мире, но в мир чувств и эмоций ребенок вступает без провожатого, без поддержки и совета взрослого. Возможно потому, что мы сами не особо сведущи, и нам сложно справиться с собственными эмоциями. Часто мы теряемся, когда можно воспользоваться собственным правом на эмоцию и ее внешнее проявление. А когда малыш пытается вести себя легко и непринужденно, мы оглядываемся вокруг, ожидая получить оценку окружающих, говорим: «Не плачь, ты же мужчина! », «Не дерись, ты же девочка».
Ребенок прячет свой страх, неуверенность, потому что эти чувства не приветствуются в мире взрослых.
На психосоматическое состояние ребенка оказывает влияние не только эмоциональное состояние взрослого, но и не внимание или внимание к его состоянию, а также способы воздействия педагога с детьми. В психологии существует такое понятие, как «заражение», т. е. непроизвольная передача эмоционального состояния от одного человека другому. Часто этот эффект может наблюдаться в детском саду.
1. Упражнение «Имя-качество».
Каждый участник называет себя тем именем, которым хочет, чтобы его все называли: настоящее имя, уменьшительно-ласкательное, имя литературного героя и др. необходимо придумать и назвать качество характерное для вас, которое начинается с первой буквы вашего имени (например, Лариса – ласковая) .
Главная идея этого упражнения – дать возможность подчеркнуть свою индивидуальность.
2. Упражнение «Аплодисменты по кругу».
Необходимо представить, что чувствует артист после концерта – стоя перед публикой и слушая гром аплодисментов. Все становятся в круг, ведущий подходит к одному из участников и изо всех сил хлопает в ладоши. Затем они вместе выбирают следующего и ему хлопают уже вдвоем, и т. д. Игра продолжается до тех пор, пока последний участник игры не получит аплодисменты всей группы.
3. Упражнение «Отражение в воде».
Один человек будет тот, кто стоит на берегу, а другой – тот, кто живет в речке. Необходимо встать друг напротив друга и выполнять команды ведущего:
— человек скорчил страшную рожицу,
— приветливо улыбнулся и др.
Вопросы после выполнения упражнения:
«Что вы чувствовали, было ли вам приятно и т. д.? ».
4. Упражнение «Похвали себя и других».
Каждый должен сказать своему партнеру, что вам в нем нравится. Партнер, выслушав вас, должен сказать «А кроме этого я… » и продолжить говорить комплементы в свой адрес.
Вопросы после выполнения упражнения:
«Легко ли было себя хвалить? ».
Если мы не научимся находить положительное в себе, ничего положительного мы не увидим и в другом человеке.
5. Упражнение «Солнце».
Каждый участник берет лист бумаги и рисует солнце с лучиками (как в детстве). В кружочке пишет свое имя (любимое, а на каждом лучике свое положительное качество. Забирает это солнышко себе на память: «Когда будет грустно, посмотрите на этот рисунок, улыбнитесь, вспомните о том, какие вы хорошие».
Формирование положительного эмоционального климата в детском коллективе:
— воспитателю необходимо проявлять чуткость к эмоциональному состоянию дошкольников;
— обращаться к детям только по имени;
— не наказывать физически;
— уделять достаточно внимания детям с низким социальным статусом в группе;
— порицания не адресовать к личности ребенка, лучше к действиям;
— подчеркивать сходства между разными людьми;
— чаще обсуждать последствия действий ребенка для чувств другого человека;
— предлагать игры детям, в которых необходимы сотрудничество и взаимопомощь;
— обращать внимание на детей, которые сотрудничают, делятся игрушками и помогают друг другу, приводить их в пример;
— поощрять стремление детей договариваться, если возникают проблемы и конфликты;
— помогать находить альтернативный выход из конфликтных ситуаций.
Воспитателю на заметку
«Упражнения и игры способствующие развитию детских эмоций»
Цель: развитие наблюдательности развития движений и речи.
Ребенок по заданию взрослого, изображает детеныша животного, а затем – самого взрослого животного.
«Люблю — не люблю». Цель: развитие воображения и мимических движений.
Ведущий называет разнообразную пищу: ребенок мимически реагирует, показывая свое отношение к данному продукту или блюду.
Цель: развитие произвольности, воображения, выразительности движений.
— Воспитатель произносит слова, а дети выполняют действия.
Например: кошка – играет, засыпает, пробуждается, потягивается, умывается.
Лиса – прислушивается, подкрадывается, пытается поймать мышонка. Медвежата – играют, ссорятся, мирятся, успокаивают друг друга и т. п.
— Дети изображают, как кружатся листья, раскачиваются деревья, солнышко встает, цветочек тянется к солнышку; солнышко садится – цветочек засыпает и закрывает лепестки и т. п.
— Водящий произносит фразу, а дети изображают предполагаемое эмоциональное состояние, например:
* О горе мне, горе…
* Ах, какой счастливый день…
* Бедная я, несчастная…
* Ура! Я еду на море… и др.
«Возьми и передай».
Дети сидят на стульчиках, расставленных по кругу, и передают друг другу какой-нибудь воображаемый предмет (перышко, бабочку, сосульку, камень, горячую картошку и др.) .
У девочки в руках воображаемая коробка с конфетами. Она угощает детей, они берут по одной конфете и благодарят девочку, разворачивают фантики и берут конфету в рот. По детским глазам видно, что угощение вкусное.
Цель: снятие напряжения, эмоциональное оживление, расширение поведенческого репертуара.
Попрыгать как: кузнечик, козлик, кенгуру.
Нахмурится как: осенняя тучка, рассерженная мама, разъяренный лев.
Походить как: младенец, глубокий старик, лев.
Улыбнуться как: кот на солнышке, само солнышко.
Посидеть как: пчелка на цветке, наездник на лошадке.
Упражнение «Отражение в воде».
Работа в парах. Один человек будет тот, кто стоит на берегу, а другой – тот, кто живет в речке. Необходимо встать друг напротив друга и выполнять команды ведущего:
— человек скорчил страшную рожицу,
— приветливо улыбнулся и др.
Вопросы после выполнения упражнения:
«Что вы чувствовали, было ли вам приятно и т. д.? ».
Работа в парах. Детям предлагается выбрать по три пуговицы разного размера (большая, средняя, маленькая). Необходимо каждой пуговице присвоить какое-либо качество, которое в большей или в меньшей степени проявляется у ребенка. Предложить помощь при затруднении. Когда дети придумали определения своим пуговицам, им предлагается поменяться ими друг с другом, подарить другу свою «радость», «доброту» и т. д. Можно поиграть в плохие качества, дать пуговицам плохие определения, а затем выбросить свою «злость», «гнев», «страх» и т. д. в мусорное ведро. Вместо пуговиц можно использовать камешки.
Упражнение «Волшебное озеро».
Для упражнения понадобится шкатулка, в которую заранее помещается небольшое зеркало. Все участники садятся в круг и закрывают глаза. Шкатулка передается по кругу, тот, кто получает эту шкатулку, должен заглянуть внутрь, там он увидит самого уникального, неповторимого, замечательного и т. д. человека на свете, необходимо улыбнутся ему.
Упражнение «На кого я похож».
Все сидят в кругу. Выбирается один ребенок, а все остальные отвечают на вопросы взрослого: «На какое животное он похож? На какую птицу? На какое дерево? На какой цветок? и т. п. свои варианты может предлагать и сам ребенок.
Игра «Попроси игрушку».
Игра в парах у одного из участников пары в руках игрушка. Инструкция участнику №1: «Ты держишь игрушку, которая очень тебе нужна, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать». Инструкция участнику №2 «Подбери нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали». Затем участники меняются ролями.
1. Кряжева Н. Л. Кот и пес спешат на помощь. Анимолатерапия для детей. — Ярославль: Академия, к, 2000.
2. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. — Москва: АРКТИ, 2001
3. Бычкова С. С. Формирование умения общения со сверстниками. – Москва: АРКТИ, 2003.
4. Панфилова М. А. Игровая терапия. Тесты и коррекционные игры. – Москва: ГНОМ и Д, 2001.
5. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль: Академия развития, 1997.
Источник