Эмоциональное состояние партнеров по общению это

Инструменты восприятия и понимания в человеческих отношениях: эмпатия, вчувствование, рефлексия, аттракция

Для установления доверительных отношений в процессе общения или совместной деятельности требуется глубокое понимание партнера по общению. Вот четыре основных психологических механизма восприятия и понимания: идентификация, эмпатия, рефлексия и аттракция.

В ситуациях межличностного взаимодействия требуется не просто категоризация воспринимаемого, но и глубокое понимание партнера по общению: его актуального, эмоционального состояния, намерений, отношения к нам для установления доверительных отношений в процессе общения или совместной деятельности.

Психологическими механизмами восприятия и понимания при межличностном общении являются идентификация, эмпатия и рефлексия и аттракция.

Идентификация и эмпатия

Наиболее простой способ понимания другого человека обеспечивается идентификацией — уподоблением себя ему. При идентификации человек как бы ставит себя на место другого и определяет, как он действовал бы в подобных ситуациях. Методика американского психолога Дейла Карнеги, изложенная им в книге «Как оказывать влияние на людей», основана на механизме идентификации.

Очень близка к идентификации эмпатия, т.е. понимание на уровне чувств, стремление эмоционально откликнуться на проблемы другого человека. Ситуация другого человека не столько продумывается, сколько прочувствуется. Основоположник гуманистической психологии Карл Роджерс определял эмпатическое понимание как «умение войти внутрь личного мира значений другого человека и увидеть, правильно ли мое понимание». В синтезтехнологии разработана техника «вчувствования», которая помогает развить эмпатию, или способность чувствовать эмоциональные состояния другого человека и активно выражать это свое понимание.

Критерий успешности «вчувствования» — физическое ощущение погружения в тело партнера по общению, ощущение органичности его реакций, предугадывание его реакций и слов, телесное чувство невозможности для партнера по общению говорить или делать что-либо другое. Прямое следствие этого — исчезновение раздражения, барьера и непонимания мотивов поведения или действий партнера по общению.

О технике «вчувствования»

Попутным подготовительным упражнением для освоения «вчувствования» являются отзеркаливание выражения лица собеседника, подстройка по телу (позе, жестам, движению, дыханию и ритмам) и копирование походки.

В технике «вчувствования» работают не только глаза, но и вся тонкая чувствительность тела. Эта техника основывается на том, что человек воспринимает другого человека не только глазами и органами чувств, но и всеми своими чувствами, пронося через доверие или сомнения, окрашивая радостью или тревогой, проживая происходящее всем своим телом.

Самое точное понимание того, как другой видит и переживает происходящее, возможно тогда, когда удается ощутить его переживания через свое тело. Попробуйте представить, что тело другого человека становится вашим телом. У вас вот это тело, этот нос, эти губы, на вашей голове вот эта прическа, вот так моргают глаза, а лоб привычно собирается в такие морщинки. Это ваша грудь и сейчас вы ею дышите — именно так. Вы каждое утро просыпаетесь с этим лицом и телом, с ним вы выходите на улицу, с таким выражением лица встречаете людей, и это происходит каждый день.

Для оптимизации общения техника «вчувствования» дает многое:

  • создает комфортный внутренний фон в общении, при котором возникает ощущение понимания партнера и повышение интереса к нему;
  • формирует взаимное ощущение контакта;
  • обеспечивает получение ценной информации о внутреннем состоянии собеседника, его чувствах и желаниях;
  • позволяет чувствовать, как будет развиваться ситуация, на основе чего появляется возможность предугадывать слова и действия партнеров по общению.

С точки зрения характеристики общения как идентификация, так и эмпатия требуют решения еще одного вопроса: как будет тот, другой, т.е. партнер по общению, понимать меня.

Рефлексия

Процесс понимания друг друга опосредован процессом рефлексии. В социальной психологии под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание другого, но знание того, как другой понимает меня.

Общение как рефлексивный процесс был описан еще в конце XIX в. Дж. Холмсом. Исследуя общение двух субъектов, Холмс показал, что в этой ситуации наличествуют не два, а шесть субъектов. Он выделил ситуацию общения неких условных Джона и Генри. Какие субъекты включены в общение?

Дж. Холмс выделил три позиции Джона и три позиции Генри:

(1) Джон, каков он есть сам по себе
(2) Джон, каким он сам себя видит
(3) Джон, каким его видит Генри

(1) Генри, каков он есть сам по себе
(2) Генри, каким он сам себя видит
(3) Генри, каким его видит Джон

Впоследствии Г. Ньюком и Ч. Кули усложнили ситуации:

(4) Джон (Генри), каким ему представляется его образ в сознании Генри.

Г.М. Андреева представляет следующую общую модель рефлексии.

Есть два субъекта общения: А и Б. Между ними устанавливаются коммуникации:

Кроме того, у А и Б есть представление о самих себе: А-А1, а Б-Б2, а также представление о другом: у А-Б2, у Б-А2.

Читайте также:  Что такое чувство уважения

Взаимодействие в процессе общения осуществляется следующим образом: А (в качестве А1) обращается к Б2, Б реагирует (в качестве Б1) на А2. Насколько это близко к реальным А и Б, еще надо исследовать, ибо ни А, ни Б не знают, что имеют несовпадающие с реальностью А1, Б1, А2, Б2, и при этом между А и А2, Б и Б2 нет каналов коммуникации.

Успех общения будет максимальным при минимальном разрыве в линии А-А1-А2 и Б-Б1-Б2. Если выступающий (А) имеет неверное представление о себе (А1), о слушателях (Б2) и главное о том, как его воспринимают слушатели (А2), то его взаимопонимание с аудиторией будет исключено.

Приближение всего этого комплекса представлений друг другу — сложный процесс, требующий специальных усилий.

Особый круг проблем межличностного восприятия возникает в связи с включением в этот процесс специфических эмоциональных регуляторов. Люди не просто воспринимают друг друга, но и формируют определенные отношения друг к другу, на основе которых рождается целая гамма чувств — от взаимного неприятия партнера по общению до взаимной симпатии и даже любви.

Аттракция

Специфическим механизмом понимания партнера по общению, формирующемся на эмоциональной основе, является межличностная аттракция. Аттракция (от аttract — притягивать, привлекать) — это процесс формирования привлекательности человека, результатом чего является формирование межличностных отношений.

Составляющие взаимной привлекательности — симпатия и притяжение.

Симпатия — это эмоциональная положительная установка на объект. При взаимной симпатии эмоциональные положительные установки партнеров по общению друг на друга создают состояние удовлетворения взаимодействием.

Притяжение связано с потребностью человека быть рядом с другим человеком. Притяжение часто, но не всегда связано с переживаемой симпатией. Симпатия и притяжение могут иногда проявляться независимо друг от друга. В том случае, когда они достигают максимального своего значения и совпадают, можно уже говорить о межличностной аттракции.

Существует ряд приемов, способствующих формированию аттракции, к которым относят обращение к партнеру по общению по имени, улыбку, искусство говорить комплименты, готовность терпеливо выслушать партнера и т.д. Конечно, эти приемы являются необходимым элементом вежливости, но в деловом общении мало быть «дамой приятной во всех отношениях», по выражению Гоголя. Аттракция в деловом общении формируется скорее на сходстве жизненных позиций, высоком уровне профессионализма деловых партнеров, их доверии друг другу.

Автор: Лидия Ивaнoвнa Чepнышoвa, кандидат философских наук, профессор, преподаватель кафедры философии факультета управления Академии бюджета и казначейства Министерства финансов РФ.

Источник

Занятие N 13

Эмоциональное общение

Цели занятия:

  1. Учащихся знакомы с понятием «эмоциональное общение».
  2. У учащихся сформировано представление о основных видах эмоционального общения.
  3. Учащиеся владеют навыками психологической защиты от отрицательного эмоционального общения.

Эмоциональное общение — это общение, при котором эмоциональная информация, эмоциональный обмен, является ведущим в процессе общения.

2 основных вида эмоционального общения.

Положительное эмоциональное общение — поглаживания — это различные способы эмоциональной поддержки своего собеседника.

  1. Поддакивание. Например: да, да, ты прав; а как же иначе.
  2. Комплименты.

    Косвенный.
  1. «Минус-плюс» — сначала маленький отрицательный, а затем огромный положительный. Например: «Пожалуй, я не могу сказать, что Вы хороший работник, но для нас Вы великий специалист». Психологическое состояние схоже с балансированием над пропастью. Сначала — ужас от мысли о смерти, а потом радость — «жив!» Такой комплимент более эмоционален и больше запоминается. Но, отрицательного в нем должно быть меньше, а положительного — больше.
  2. Человек сравнивается с чем-нибудь самым дорогим для делающего комплимент. Но необходимо соблюдение следующих правил:
    1. Чтобы он выглядел не искусственно необходимо существование близких и доверительных отношений между собеседниками.
    2. Партнер должен знать, сколь важно для нас то, с чем мы его сравниваем.
  3. Помощь критике. Например: «Иванов, ты просто подкупаешь меня своим постоянством! Ты никогда не приходишь на работу вовремя!» Т.е. по форме — это комплимент, а по содержанию — критика.

Ответ на комплимент: «Это благодаря Вам!» Например: «Меня восхищает Ваше остроумие!» — «Трудно быть другим, находясь рядом с человеком, который шутит столь тонко, как Вы!»

Дружеские жесты и мимика.

Например, хлопок о плечу, обнимание, подмигивание.

Эмоциональное заступничество.

Например: «Чего Вы к человеку пристали? Он все делает правильно.»

Похвала (не за внешность).
Проявление нежности.

Например: «Ах, ты мой милый!»

Проявление жаления (не жалости).

Например: «Ах, ты бедненький!»

Успокаивание.

Например: «Не волнуйся, дорогой.»

Проявление содружества.

Например: «Ничего мы это преодолеем!»

  • Использование имени собеседника.
    1. Само звучание имени оказывает большое воздействие на человека.
    2. Имя начальника. Например: «Интересно, откуда он меня знает?»
  • Внушайте собеседнику сознание их значительности и делайте это искренне.

    Например, лучше всего обращаться с просьбой к человеку, начиная с такой фразы: «Извините за беспокойство!» Это даст вам выгодное положение, т.к. человек почти всегда занят или хочет чтоб так думали другие. Или другая фраза: «Я хотел бы с вами посоветоваться.»

    Правило: Общение протекает благоприятно и собеседники чувствуют себя комфортно, если число посланных «поглаживаний» соответствует числу полученных. Если их недостаточно или, слишком много — возникает чувство неуютности (или неуместности разговора).

    Отрицательное эмоциональное общение, «укол» — это способ эмоционального общения, который направлен на наказание собеседника.

      Выражение демонстративного безразличия к своему партнеру по общению.

    Например: «Меня это не касается!», «Это твои проблемы», «Моя хата с краю», «Не буду я в этом участвовать!».

  • Выражение демонстративной холодности. Например, «Это тебя должно волновать, а не меня!», «Я тебя не люблю, ты мне надоел» и т.д.
  • Выражение демонстративного пренебрежения. Например, «Еще чего! Этому лентяю я помогать не собираюсь, я с таким не дружу!».
  • Выражение демонстративного презрения. Например, «Как же я его ненавижу!», «Еще молоко на губах не обсохло!» и т.д.
  • Насмешливые высказывания. Например, «Да что её слушать!», «Ну и дурак же ты!», «Это и ежу понятно!» и т.д.
  • Высокомерные высказывания. Например, «Ты ничего не знаешь и не понимаешь!», «Я самый умный, а все остальные — дураки!» и т.д.
  • Проявление ехидства. Например, «Ты сегодня такая красивая, как привидение!», «У тебя что, руки не туда пришиты?» и т.д.
  • Грубые высказывания. Например, «Отстань!», «Сгинь с моих глаз!», «Дурак!».
  • Унижения с помощью жестов, мимики, позы. Например, «У тебя не все дома!» и т.д.
  • Стремление отмстить поступком на зло.
  • Желание наказать, как правило, во много раз сильнее полученной обиды. Поэтому нужно учиться защищаться от уколов

    Психологическая защита.

    Психологическая защита — это система психологических приемов, направленная на то, чтобы отрицательный психологический фактор потерял свою разрушительную силу для здоровья человека.

    1. Проанализировать причину, которая заставляет человека наносить уколы. (Если вы виноваты, постарайтесь показать своему собеседнику, что вы все поняли, осознали и помиритесь с ним. Если вы не виноваты — начинайте пользоваться приемами психологической защиты.
    2. Вызов состояния бесстрастия.

    Источник

    Аттракция

    Аттракция в переводе с английского языка (attraction) означает тяготение или притяжение к другому человеку. Аттракция обусловлена интересом людей друг к другу. В результате данного тяготения индивид включается в совместную деятельность с другим индивидом. Аттракция измеряется с помощью шкалы межличностных оценок.

    Аттракция — это в психологии означает дружелюбный тип отношений между людьми, а также выражение симпатии друг к другу. Другие источники дают следующее определение этого понятия: аттракция обозначает возникновение привлекательности в процессе восприятия индивида другим индивидом. Развитие привязанности происходит у субъекта вследствие результата эмоционального, специфического отношения, оценка которого рождает разнообразную гамму чувств, включая такие чувства, как неприязнь, симпатию и любовь, и выражается в виде социальной особой установки на другого индивида.

    Социологи вместе с психологами экспериментально изучают механизмы формирования дружеских чувств и привязанностей при восприятии друг друга, причины возникновения эмоционального отношения, в отдельности роль сходства характеристик объекта и субъекта восприятия, а также ситуаций, в которых они находятся. А именно влияние характеристик, таких как близость по общению партнеров, расстояние между ними, частота их встреч; влияние условий взаимодействия – совместная деятельность, помогающее поведение.

    Межличностная аттракция

    В зарубежной и отечественной психологии в качестве термина эмоциональных отношений развивающихся на первом этапе знакомства утвердился термин «аттракция», синонимом которого выступает «межличностная аттракция».

    Понятие аттракция представляет собой буквально притяжение в физическом смысле, одновременно с этим это и некоторая тенденция к объединению. Это понятие включает особую форму восприятия одного индивида другим, основанное на формировании эмоционально устойчивого положительного чувства к нему. Индивиды не просто так воспринимают друг друга, они формируют по отношению друг к другу определённые отношения. На основании сделанных оценок возникает разнообразная гамма чувств, включающая приятие того или иного человека, а также проявление к нему симпатии, любви или неприятие. Область исследований, которая связанна с механизмами образования разных эмоциональных отношений к воспринимаемому индивиду, получила определение исследования аттракции.

    Межличностная аттракция выступает процессом формирования привлекательности какого-то индивида для другого. Аттракцию также рассматривают как особый вид социальной установки на другого индивида, в которой превалирует эмоциональный компонент. Включенность аттракции в межличностное восприятие раскрывает тот момент, что общение выступает реализацией определённых отношений, как общественных, так и межличностных.

    Аттракция зачастую преимущественно связана с межличностным отношением, реализуемым в общении. Эмпирические исследования межличностной аттракции главным образом нацелены на выяснение факторов, приводящих к возникновению эмоциональных положительных отношений между людьми.

    Эмпирические исследования изучают следующие вопросы:

    • сходство характеристик объекта и субъекта восприятия в процессе формирования интереса друг к другу;
    • экологические характеристики в процессе общения (частота встреч, близость партнёров по общению);
    • связь между особым типом взаимодействия и аттракцией, между партнерами.

    Следует отметить, что данное понятие не объяснительное, а метафорическое (описательное). Теория баланса (равновесия) Хайдера объясняет так взаимную социальную аттракцию: если вы замечаете, что вам симпатизируют, то это также делает наиболее вероятным и вашу симпатию к человеку.

    Аттракция — эмоция, которая имеет своим предметом человека и ее относят к устойчивой оценочной реакции, побуждающей к действиям определённым образом.

    Формирование аттракции

    Диапазон привлекательности одного индивида для другого можно представить в виде эмоциональных оценок: люблю, очень нравится, нравится, нейтральный, не нравится, ненавижу.

    Уровень аттракции с эмоциональной оценкой «люблю» формируется, когда другой индивид значит для вас все, и вы желаете быть вместе с ним постоянно.

    Уровень аттракции с эмоциональной оценкой «очень нравится» формируется, когда вы относите человека к другу, и вам нравится строить совместные планы и быть вместе.

    Уровень аттракции с эмоциональной оценкой «нравится» формируется, когда человек у вас вызывает положительные эмоции и вам приятно говорить с этим человеком.

    Уровень аттракции с эмоциональной оценкой «нейтральный» формируется, когда индивид не вызывает ни отрицательных, ни положительных эмоций и вы не избегаете его и не ищите с ним встреч.

    Уровень аттракции с эмоциональной оценкой «не нравится» формируется, когда человек вызывает негативные эмоции, и вы предпочитаете с ним не разговаривать.

    Уровень аттракции с эмоциональной оценкой «очень не нравится» формируется, когда человек попадает в список нежелательных лиц, и вы с ним активно избегаете контактов.

    Уровень аттракции с эмоциональной оценкой «ненавижу» формируется, когда вы выходите из себя при виде этого человека, а в мыслях желаете причинить ему вред.

    Выделяют различные уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь.

    Симпатия — внутреннее расположение, влечение или одобрительное, устойчивое эмоциональное отношение индивида к другим группам, людям или социальным явлениям, которое проявляется в доброжелательности, приветливости, восхищении, побуждающее к оказанию помощи, внимания и к общению.

    Дружба – вид индивидуально-избирательных, устойчивых межличностных отношений, которые характеризуются взаимной привязанностью участников, а также усилением быть в обществе друга или друзей.

    Любовь относится к высокой степени эмоционально-положительного отношения, при котором объект выделяется среди других и помещается в центр жизненных интересов, а также потребностей субъекта.

    Факторы аттракции

    К внутренним факторам аттракции, а также межличностным детерминантам аттракции относят инфантильную внешность, фактор сходства партнёров по общению, физическую привлекательность, демонстрируемый стиль общения, фактор поддержки.

    Инфантильная внешность отмечается чертами характера взрослого человека, но с детской внешностью. Если облик человека пусть и в незначительных деталях напоминает детский облик, то это зачастую воспринимается людьми доброжелательно. Особенности детской внешности говорят о слабости, беззащитности, доверчивости, что не ведет к развитию опасения и тревоги у других людей. Поэтому взрослых с детскими чертами внешности относят к слабым, зависимым, наивным людям, считая их добрыми, эмоциональными, честными.

    Большинство людей испытывают потребность в самоутверждении, однако желают этого достичь легко и быстро, через доминирование над более слабыми индивидами. Чтобы удовлетворить эту потребность они взаимодействуют с теми, кто даст эту возможность повысить самооценку. Поэтому существует две причины, которые делают привлекательными инфантильных людей. Это невосприятие их как несущих угрозы и возможность над ними доминировать. Зачастую мнение об инфантилизме оказывается ошибочным и вполне за детской внешностью скрывается твёрдый, решительный характер.

    Одновременно с тем, связь между аттракцией и физической привлекательностью неоднозначна. Бывает, что симпатию вызывают люди, которые на первый взгляд не предстают приятными. Но в процессе взаимодействия люди меняют свое отношение к ним и, если наблюдается ум, обаятельная улыбка, доброжелательные жесты и взгляды, возникает желание пойти навстречу. И, напротив, при красивом обличье человек может выглядеть отчужденным и холодным, демонстрировать эгоизм и заниматься самолюбованием, совершать при этом некорректные, неэтичные поступки по отношению к другим людям. Этот человек симпатии не вызовет.

    Это связано с тем, что в формировании симпатии играет целый спектр позиций: какая личная жизнь человека, какой образ жизни ведет, отношения с коллегами, друзьями, родственниками, его моральные достоинства и принципы, отношение к делу, характер и поведение. Иногда всего одна негативная характеристика, а имидж уже воспринимается не так, как желалось. В связи с этим именно привлекательность индивида имеет значимость в глазах окружающих.

    Привлекательные люди зачастую более охотно улыбаются; обладают хорошим чувством такта и юмора; смеются над собой; ведут себя ровно и естественно в разных ситуациях; жизнерадостны, веселы, оптимистичны; охотно и часто говорят комплименты; дружелюбны, уверены в себе, контактны; достаточно легко выводят человека на разговор о нем; демонстрируют готовность помочь, откликаются на просьбы, радуются чужим успехам, умеют работать в команде, приятны внешне (со вкусом одеты, эстетичны).

    Психологические исследования подтверждают, что когда человек в себе уверен, он выбирает красивого партнера. Отсутствие такой уверенности заставляет ориентироваться на низкий или средний уровень физической привлекательности другого индивида. При общении ценится умение быть коммуникабельным и приятным гораздо больше, чем внешняя природная красота при неразвитой аттракции. Подмечено, что влияние внешней привлекательности зачастую выше в начальный период знакомства и понижается по мере узнаваемости о других чертах человека.

    Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

    Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

    Источник

    Читайте также:  Если парень называет радость моя значение
    Оцените статью