Эмоциональное состояние научная статья

Эмоциональное состояние научная статья

Актуальность темы данной работы связана с тем, что культурные нормы современного общества требуют от человека сдержанности в проявлении чувств, поэтому человеку сегодня необходимо развивать в себе умение владеть и управлять своими переживаниями, настроением. В эмоциях и чувствах совершаются и выражаются переживания человеком своего отношения к окружающему. Положительные переживания способствуют развитию интереса к какому-то объекту, притягивают к нему, а отрицательные – отталкивают, вызывают желание отдалиться, устранить их из своей жизни. Следовательно, эмоции для человека являются своего рода внутренним двигателем, побуждающим к действию. Эмоции оказывают мотивирующее влияние на поведение и деятельность человека, его поступки, отношения, развитие самого человека и достигаемые им результаты.

Эмоции (от лат. emovere – возбуждать, волновать), в строгом значении слова, – это непосредственное, временное переживание какого-либо чувства [2]. Они включают в себя три основных компонента: 1. Физиологический компонент представляет изменения физиологических систем, возникающие при эмоциях (изменение частоты сердечных сокращений, частоты дыхания, сдвиги в обменных процессах, гормональные и др.). 2. Психологический – собственно переживание (радость, горе, страх и др.). 3. Поведенческий компонент – экспрессия (мимика, жесты) и различные действия (бегство, борьба и пр.).

Первые два компонента эмоций – это внутренние их проявления, которые «замыкаются» внутри организма. Выход вовне и разрядка чрезмерной эмоциональной энергии осуществляется благодаря третьему компоненту – поведению. Для физического и душевного здоровья человека необходим своевременный сброс излишней энергии. Он может происходить в виде любых приемлемых для самого человека и общества движений и действий: подвижные игры, ходьба, бег, шейпинг, танцы, бытовые [4].

Проблема эмоционального развития личности является в психологии одной из самых сложных и малоизученных. Существуют противоречивые мнения относительно данной проблемы. Ряд психологов (К. Изард, X. Остер, П. Экман) считают, что эмоциональная система является врожденной и самой зрелой по сравнению с другими субсистемами личности. Это связано с функциональным значением этой системы, которая обслуживает большое число жизненно важных функций. Так, К. Изард пишет: «Качество отдельно взятого эмоционального переживания остается неизменным на протяжении всей человеческой жизни, однако причины, его вызывающие, и его последствия зависят от степени зрелости индивида» [1]. Положение об адаптивной функции эмоций является ключевым моментом для теории К. Изарда, которая дает представление об их развитии. Процесс возникновения и развития эмоций подчиняется биологическим закономерностям.

Другая точка зрения заключается в том, что эмоциональная сфера человека, как и все психические процессы, развивается. Анализируя душевные состояния личности, Н.Я. Грот пришел к выводу, что они являются своеобразным барометром индивидуальной и социальной ее жизни. К числу таких душевных состояний он относил пессимистическое и оптимистическое настроение человека. Согласно своей теории, Н.Я. Грот считал, что пессимизм и оптимизм характеризуются преобладанием неприятных или приятных чувств и соответствующим им строем мышления. Поэтому они не только выражают степень соответствия внешних и внутренних отношений (отношений между состоянием среды и потребностями личности), но и показывают, прогрессирует в данную эпоху человеческое общество или регрессирует [2] .

С.Л. Рубинштейн выделяет три уровня в эмоциональной жизни человека. Первый уровень – это уровень органической аффективно-эмоциональной чувствительности. Сюда относятся элементарные или так называемые физические чувствования удовольствия и неудовольствия, связанные по преимуществу с органическими потребностями. Чувствования такого рода могут выступать в качестве эмоциональной тона отдельного ощущения. Так же они могут выражать общее самочувствие индивида, носящее неопредмеченный характер. Примером может служить чувство беспредметной тоски, тревоги или радости. Более высокий уровень эмоциональных проявлений составляют предметные чувства, соответствующие предметному восприятию и предметному действию. Опредмеченность чувства означает более высокий уровень его осознания. На смену беспредметной тревоге приходит страх перед чем-нибудь. Человек всегда боится чего-то, точно так же удивляется чему-то и любит кого-то. На данном уровне чувство является выражением в осознанном переживании отношения человека к миру. Третий уровень – обобщенные мировоззренческие чувства. Они образуют основные проявления эмоциональной сферы, органически включенной в жизнь личности. Очевидно, что второй и третий уровни эмоциональной сферы – продукты воспитания, а не врожденные [3].

С точки зрения влияния на деятельность человека эмоции делятся на стенические и астенические. Стенические эмоции стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека, побуждают его к поступкам, высказываниям. Нам становится трудно промолчать, остаться бездействующим. И наоборот, астенические эмоции, вызывают скованность и пассивность. Так, переживающий чувство стыда школьник нередко испытывает внутренние угрызения совести и старается оставаться «в тени» [2].

В зависимости от ситуации и индивидуальности человека, эмоции могут по-разному оказывать влияние на его поведение. У каждого имеются индивидуальные различия по глубине и устойчивости чувств. У одних людей они носят поверхностный характер, протекают легко и малозаметно, у других же, чувства захватывают их целиком и оставляют в сознании глубокий след. Именно это обусловливает неповторимость каждого из людей, определяет его индивидуальность.

В практической части работы мы поставили перед собой цель определить уровень эмоционального состояния студентов. В опросе приняли участие 30 студентов вуза: 14 девушек (педагогический институт, 4 курс) и 16 юношей (технический институт, 4 курс). В работе был использован тест «Проверь свой эмоциональный интеллект» (автор Г.Г. Ларин). Тест состоит из 3 частей: часть A – отношение к себе (внутренний, личностный EQ); часть B – отношение к другим (социальный, коммуникативный EQ); часть C – отношение к жизни в целом (бытовой, житейский EQ).

Уровень эмоционального развития студентов

Из опрошенных девушек педагогического института у 21 % высокий уровень эмоционального развития, а у остальных девушек 79 % – средний уровень. Студенты технического института (юноши): 6 % (высокий уровень), 94 % (средний уровень). У всех студентов констатирован высокий и средний уровни эмоционального развития, что означает следующее: студенты как гуманитарного, так и технического профиля, вполне могут управлять своими эмоциями, что не маловажно для их физического и психического здоровья. Так же это может оказывать благотворное влияние на культуру их межличностного взаимодействия и в целом, эмоциональный фон в студенческом коллективе.

Обработка результатов теста по параметру эмоциональный интеллект EQ показала следующие результаты. В части А (внутренний, личностный EQ), например, в утверждении «Я страшен (страшна) в гневе. Могу что-нибудь разбить, ударить человека» из парней выбрали вариант «скорее да» 7 юношей. А из девушек выбрали этот вариант 6. В части В (социальный, коммуникативный EQ), в утверждении «Если я в плохом настроении, могу запросто нагрубить» из парней выбрали вариант «правда» двое, а вариант «скорее да» семеро. А из девушек вариант «правда» – четверо, вариант «скорее да» – четверо. В части С (бытовой, житейский EQ), в утверждении «Я умею расслабляться и не стремлюсь контролировать все на свете» из юношей вариант «скорее нет» выбрали только двое, а из девушек – семеро. Следует, отметить, что у выше рассмотренных респондентов средний уровень эмоционального развития. В целом, они умеют управлять своими эмоциями, но в некоторых ситуациях, все же эмоциональное состояние у девушек может выходить из-под контроля. Статистический анализ (t-критерий Стьюдента) показал, что выборочные средние, равные в нашем случае 100,7 (юноши) и 105 (девушки), достоверно не отличаются друг от друга. Значение t оказалось равным 1,4. Для выборки с общим количеством респондентов 30, значение t должно быть не меньше, чем 2,05. Следовательно, эмоциональное состояние юношей технической специальности и девушек гуманитарной специальности практически не отличаются, хотя на первый взгляд казалось, что такие различия существуют.

Читайте также:  Заря прощается с землею настроение

Таким образом, эмоциональная сфера психики и ее развитие оказывают определяющее значение в становлении личности. Данные тестирования определили, что эмоциональное состояние студентов технической и гуманитарной направленности практически не различаются.

Источник

Особенности психоэмоциональных состояний студента при дистанционной форме обучения

Соколов Георгий Александрович

аспирант, кафедра Психология, Современная Гуманитарная Академия

107143, Россия, г. Москва, ул. Открытое Шоссе, 22

Sokolov Georgii Aleksandrovich

post-graduate student of the Department of Psychology at Modern University for the Humanities

109029, Russia, Moscow, Nizhegorodskaya ulitsa 32, korp.4

geosokol07@mail.ru
Другие публикации этого автора

Просмотров статьи: 25514 c 5.5.2015

Дата направления статьи в редакцию:

Аннотация: В статье описывается специфика психоэмоциональных состояний, возникающих при дистанционной форме обучения. Дается общая характеристика дистанционной формы обучения, описывается ее влияние на когнитивные процессы. Подробно описано психоэмоциональное состояние студентов в процессе обучения. Описываются источники отрицательных эмоций и положительных эмоций в образовательной среде. Показывается, что при дистанционном обучении у студентов возникает меньше отрицательных эмоций, особенно эмоций, связанных с переживанием экзаменационных стрессов. Также показано, что практически все источники положительных эмоций сохраняются и при дистанционном обучении. В настоящее время обучение является основным путем получения образования, под обучением также понимается процесс овладения навыками, знаниями и умениями и под руководством мастеров, педагогов, наставников и т. д. Формы обучения подразделяются на традиционное и дистанционного, в последнее время, набирающее особую популярность, образование [9].Дистанционное образование — это такая форма образования, при которой процесс обучения полностью или частично осуществляется с помощью компьютеров и телекоммуникационных технологий и средств. Субъект дистанционного образования удалён от педагога, а также от прочих учебных средств, и образовательных ресурсов [8]. Данная форма образования осуществляется с преобладанием дистанционных образовательных технологий, методов, форм и средств обучения в учебном процессе, также используется информация из образовательных массивов сети Интернет.

Ключевые слова: Эмоции, Психоэмоциональные состояния, Отрицательные эмоции, Положительные эмоции, Обучение, Дистанционное обучение, Традиционное обучение, Образование, Креативность, Интернет

Abstract: The author of the article describes peculiarities of psychoemotional state of students during distance learning. The author gives a general description of distance learning and explains what kind of impact it has on cognitive processes. The author in detail describes the psychoemotional state of students in the course of learning. He describes the sources of negative and positive emotions in the educational environment and shows that in case of distance learning, students do not experience so many negative emotions. In particular, they are less nervous before exams. The author also proves that distance learning manages to preserve almost all sources of positive emotions that a regular education has. At the present time learning is the main way to receiving education. Learning also means the process of acquiring knowledge and skills under the guidance of masters, teachers, mentors and etc. Learning an be traditional or distant. Noteworthy that distance learning has been growing quite popular lately. Distance learning means that the process of education is partly or fully performed by the means of computers and telecommunication technologies and means. The recipient of distance learning is far from a teacher as well as trainig and educational sources. This form of education is performed mostly through distant educational technologies, methods, forms and teaching resources as well as with the help of data obtained from the educational sources on the Internet.

emotions, psychoemotional state, negative emotions, positive emotions, learning, distance learning, traditional education, education, creativity, Internet

Дистанционное образование — это такая форма образования, при которой процесс обучения полностью или частично осуществляется с помощью компьютеров и телекоммуникационных технологий и средств. Субъект дистанционного образования удалён от педагога, а также от прочих учебных средств, и образовательных ресурсов [8] . Данная форма образования осуществляется с преобладанием дистанционных образовательных технологий, методов, форм и средств обучения в учебном процессе, также используется информация из образовательных массивов сети Интернет.

Кроме Интернета, важной технологией, реализуемой, например, в Современной Гуманитарной Академии, является пересылка студентам образовательных контентов (бумажных и электронных учебников, видеокурсов лекций и семинаров, и др.) посредством системы «университетский телепорт — спутник — спутниковая антенна студента — телевизор». Эта технология является интерактивной, учащиеся проходят в режиме реального времени тестирование знаний, консультируются с педагогами и т. д.

Дистанционное образование еще в начале 70-х годов начало интенсивно развиваться в США и Европе. Причины его распространения очень просты и объективны: каждый человек вне зависимости от его места нахождения и национальности может получить диплом любого ВУЗа. Большинство специалистов в области обучения считают, что дистанционное образование – это форма, которая подает большие надежды, так как она может подойти многим потенциальным учащимся , и стоит дешевле. Кроме того, можно выбирать определенные учебные курсы, то есть получать «образование по заказу», что позволяет подойти к обучению более дифференцировано и получить только нужные знания [9] . Для дистантного обучения характерна технологичность – т.е., использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий и социальное равноправие; оно дает равные возможности получения высшего образования независимо от состояния здоровья, места проживания, материальной обеспеченности, элитарности обучаемого. Эта форма обучения согласуются с требованием гуманизации образования, подготовкой студентов в соответствии со стратегией «воспитания добра» [2] .

Основу образовательного процесса при дистанционном обучении составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может самостоятельно определять последовательность освоения предметов, учиться в удобном для себя месте, с индивидуальной скоростью, а в ряде случаев — и в удобное для себя время. Поэтому основным преимуществом дистанционного обучения следует считать определенную свободу в плане местонахождения, времени обучения и его темпов, что делает дистанционное обучение привлекательным для тех пользователей, которые по той или иной причине не имеют возможности обучаться на очном отделении, но желают повысить свой образовательный уровень.

Онлайновое обучение позволяет повысить качество образования за счет широкого использования мировых образовательных ресурсов и увеличения доли самостоятельного освоения материала, причем последнее особенно важно, поскольку постепенно обеспечивает выработку таких качеств, как самостоятельность, ответственность, организованность и умение реально оценивать свои силы и принимать взвешенные решения, без чего немыслима успешная карьера. Кроме того, электронное обучение автоматически приводит «к раннему овладению навыками применения информационно-коммуникационных технологий, что позволяет в дальнейшем существенно повысить эффективность использования знаний в экономике» [7] .

Но существуют и некоторые отрицательные стороны дистантного обучения. Во-первых, существует необходимость постоянного доступа к источникам информации. Для этого нужна хорошая техническая оснащенность, но не все желающие учиться имеют компьютер и выход в Интернет. Во-вторых, обучающиеся при этой форме обучения ощущают недостаток практических занятий. В-третьих, постоянный контроль над обучающимися — отсутствует, а он, к сожалению, является мощным побудительным стимулом для российского человека. В четвертых, обучающие курсы и программы не всегда достаточно хорошо разработаны поскольку квалифицированных специалистов на сегодняшний день не так много, и не каждый из них может создавать подобные учебные пособия,.

Поскольку дистантное обучение уже давно используется для получения образования и в нашей стране и за рубежом, то уже выполнены специальные научные исследования, позволяющие описать его специфику.

Лучше всего изучены когнитивные характеристики дистантных форм обучения. Цель любого вида обучения добиться у студентов понимания изучаемого материала, что возможно, когда слово (лекция) связывается с образом (например, видеоматериалом) [6] , которые активно используются при дистантной форме обучения.

Исследования показали, что специфика дистантной формы обучения предъявляется определенные требования к функциям планирования и принятия решений, также опирается на определенные характеристики внимания, памяти и мышления студентов. В частности, показано, что обучение в индивидуальном темпе ведет к тому, что скорость изучения устанавливается самим учащимся в зависимости от его личных обстоятельств и потребностей. Дистантное обучение развивает свободу и гибкость мышления потому, что студент может избрать любой из многочисленных курсов обучения, а также самостоятельно планировать место, время и продолжительность занятий. Дистантное обучение обеспечивает мобильность благодаря эффективной реализации обратной связи между преподавателем и обучаемым, что является одним из основных показателей успешности процесса обучения, что также развивает мыслительные функции учащихся. Также при дистантном обучении преподаватели стремятся актуализировать творческие способности индивида, путем создания комфортных условий для творческого самовыражения, обучаемого [7] .

Кроме влияния на когнитивную сферу, дистантное обучение также влияет на психоэмоциональную сферу учащихся. Ключевое отличие дистанционного образования от традиционного заключается в том, что в нем используется инновационные компьютерные технологии, которые в свою очередь не могут не оказывать влияние на психоэмоциональное состояние студентов.

Психоэмоциональные состояния – это особая форма психических состояний человека с преобладанием эмоционального реагирования по типу доминанты. Другими словами, это эмоциональное реагирование человека на какое-то действие, ситуацию или реакцию человека.

Целью нашей статьи является теоретический анализ специфики психоэмоциональных состояний студентов при дистантной форме обучения.

Актуальность этой темы основана на том, что эмоции определяют качество жизни любого человека, в том числе и студента [11] . Люди проявляют свои эмоции на работе, при общении с друзьями, с родственниками и близкими людьми – т.е. во всем, что им дорого и о чем они искренне заботимся.

Эмоциональное состояние относится как к наиболее важным в отношении жизни человека. Это могут быть переживание, аффективные состояния или эмоциональные порывы.

Все эмоции человека можно различать и классифицировать по качеству переживания. Американский психолог К.Изард выделил десять качественно различных «фундаментальных» эмоций: интерес — возбуждение, радость, удивление, горе — страдание, гнев — ярость, отвращение — омерзение, презрение — пренебрежение, страх — ужас, стыд — застенчивость, вина — раскаяние. Первые три он относит к положительным, остальные семь — к отрицательным.

Таким образом, у человека могут проявляться: положительные, негативные психоэмоциональные состояния. Все содержания эмоциональной сферы человека, какими бы разными они не казались, неотделимы от личности. В личности проявляется связь с потребностями, мотивами, где отражается состояния, процесс и результат удовлетворения. По отношению к личности все эмоциональные проявления возникают в трех основных видах:

  1. Как острые эмоциональные реакции на внезапные обстоятельства (гнев, радость, тоска, страх).
  2. Как эмоциональные состояния с изменениями нервно-психического тонуса (состояние эйфории и депрессии, страха и тревоги, гнева и тоски, и другие состояния).
  3. Как выраженная избирательность эмоциональных отношений, положительных или отрицательных к тому, или иному субъекту (чувства любви, привязанности, страсти, вражды, неприязни, ненависти и другие).

В проявлении к личности переживаемые эмоции могут быть показаны в телесных переживаниях. В ходе сравнения психоэмоциональных состояний и переживаний человека в зарубежных и отечественных психологических исследований было обнаружено особое влияние негативных психоэмоциональных состояний [1] .

Начнем с того, что все перечисленные характеристики дистанционной формы обучения, влияют на студентов, их уровень качества жизни и психоэмоциональные состояния.

Характерный для дистантного обучения ряд особенностей влияет на психоэмоциональное состояние. Например, отсутствие очного общения между обучающимися и преподавателем, это означает, что все моменты, связанные с индивидуальным подходом и воспитанием, исключаются. Это скорее отрицательный фактор для обучения, поскольку рядом с обучающимся не оказывается человека, который мог бы эмоционально окрасить знания.

Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося. Это требует от студента значительного самоконтроля, в том числе и умения контролировать свои эмоциональные состояния. Большинство авторов отмечают в качестве эмоциональных достоинств следующие характеристики дистантного обучения: низкое эмоциональное напряжение при обучении, минимальные стрессовые ситуации при проверке знаний, безприциндентность при взаимодействии с педагогами, отсутствие эффекта ореола.

При обучении у студентов могут возникать положительные и негативные психоэмоциональные состояния. Мы выделили у студентов, как и у любого человека, следующие негативные психоэмоциональные состояния: страх, боль, неуверенность, ревность, раздражение, недовольство, обида. В ходе проведения наблюдений за студентами в учебной деятельности мы наблюдали все данные проявления этих эмоций. Негативные состояния отражались в эмоциональном реагировании [12] .

Другие авторы также выделяют различные факторы, вызывающие отрицательные эмоции у студентов в процессе обучения.

Т.Н. Березина выделяет три источника отрицательных эмоций в образовательной среде. «Первый из них специфичен именно для образовательной среды – это многочисленные страхи, тревоги, связанные с учебой, а как же страхи перед санкциями за плохую учебу, ярким примером отрицательной эмоции этого плана будет экзаменационная тревожность. Второй – это переживания неудачи, отрицательные эмоции, вызванные фрустрацией из –за невозможности достижения цели. Этот источник менее специфичен, поскольку фрустрация у подростка не всегда связана с образовательным процессом. Примером такого рода отрицательной эмоции могут быть переживания по поводу неудовлетворительной отметки, стыда за то, что не можешь подтянуться нужное количество раз на турнике, то, что позоришь родителей и т.п. Третий источник отрицательных эмоций – взаимоотношения подростков, их отношения между собой и со взрослыми. Здесь отрицательные эмоции связаны с отвержением подростка или юноши, отказом ему в отношениях дружбы или любви» [4, с.20] . Некоторые из этих эмоциональных переживаний являются общечеловеческими, например, отвержение в отношениях, они возникают не только у студентов и не только в учебном заведении [10] . Другие – характерны именно для образовательной среды. Это экзаменационный стресс, переживания из-за отрицательных эмоций. Многие авторы отмечают опасность таких отрицательных эмоций и их влияние на здоровье учащихся [5] . «В нашем случае, экзаменационный стресс и регистрируемая нами экзаменационная тревожность могут оказаться подлинными отрицательными эмоциями, опасность которых в том, что они ведут к появления в будущем психосоматических проблем. Поэтому, даже если отличники, могут компенсировать когнитивный компонент своей тревожности высокими способностями и получить желаемую отметку на экзамене, все равно экзаменационный стресс может привести к неприятным последствиям для их здоровья в будущем. Особенно это опасно в тех случаях, когда отметка на выпускном экзамене не совпадет с ожидаемой, то есть, положительные эмоции от пятерки не смогут компенсировать действие экзаменационного стресса, у ребенка будет подлинная отрицательная эмоция вдвойне, что может быть опасным в аспекте вызывания психосоматических реакций» [13, с. 125] .

При дистантном обучении многие отрицательные эмоции оказывается вне учебного процесса, поскольку живое общение «преподаватель – студент» и «студент- студент» сведено к минимуму. Мы полагаем, что когда экзамены проходят в виде онлайн тестирования студенты переживают значительно меньший экзаменационный стресс, и у них будет меньше угроза для здоровья из-за возможных психосоматических проблем.

Но существуют также положительные эмоции в составе психоэмоциональных состояний студентов. Как показали исследования, у студентов при традиционной форме обучения можно выделить три основных источника положительных эмоций. «Чаще всего, подлинная радость связана с научным, художественным или социальным творчеством студента («занимался самосовершенствованием», «сочинил песню», «пришла в голову новая идея», «слушал музыку»). /…/ Другой источник подлинной радости связан с достижениями студента, его успехами, признанием его результатов другими людьми («мне предложили опубликовать мою статью», «представлял, как я получил престижную премию»). Подлинная радость от достижения может снять негативные переживания от пути к нему. Например, пятерка, полученная на экзамене, может компенсировать экзаменационную тревожность. /. / И третий источник – социальные взаимоотношения людей, отношения любви, дружбы, подлинная радость часто встречалась в ситуациях отношений («позвонил друг», «подошел интересный мне молодой человек»)» [3 с.900].

Как мы полагаем, все эти источники положительных эмоций сохраняются и при дистантной форме обучения. Это связано с тем, что при дистанотой форме обучения основной упор делается на активацию творческих способностей человека [8] , поэтому он буддет переживать весь спектр положительных эмоций, связанный с креативной деятельностью. Также при дистантной форме обучения сохраняется возможность всех достижений для студента, он получает положительные отметки, по итогам учебы может получить направление в магистратуру или аспирантуру, авторам лучших дипломов предлагается написать научную статью и т.д. Единственное, в чем студенты дистантной формы обучения получают меньше положительных эмоций, так это в сфере отношений, но как отмечала М.И.Розенова, — это общечеловеческие эмоции, с обучением не связанные [10] , и наши студенты могут получить такие эмоции от отношений с людьми вне стен ВУЗа.

Таким образом, различная система образования имеет свои особенности положительные и отрицательные качества. Вы нашей статье были рассмотрены и выделены основные качества дистанционной и традиционной системы обучения. Дистанционная система обучения обладает следующими особенностями: обучением в индивидуальном темпе; свободой и гибкостью управления временем, доступностью для всех, социальным равноправием, творчеством, низким эмоциональном напряжением, минимальными стрессовыми ситуациями, безприциндентность. У традиционной системы образования выделены другие особенности: живое общение студентов и преподавателей, но при этом сильное стрессовое напряжение на контрольных, экзаменах и семинарах; также присутствует творчество; очень выражена методологическая и мировоззренческая направленность; развивает мотивацию учения; для нее характерен правильный выбор и применение преподавателем разнообразных источников приобретения знаний учащимися; гибкость используемых методик.

Источник

Читайте также:  Индивидуальный проект тема стресс
Оцените статью