Эмоциональное состояние личности при выборе профессии

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Самое популярное

Эмоциональное отношение к выбору профессии. 4 занятие
Профориентация школьников — Тренинги по профориентации

Цель: осознать собственное эмоциональное отношение к выбору и его влияние на выбор.

Задачи :
• с помощью рисунка выявить эмоциональное отношение к необходимости принять решение о выборе профессии;
• обсудить влияние эмоционального отношения к деятельности на успешность деятельности и удовлетворенность ею;
• обсудить, из чего складывается эмоциональное отношение и каким образом можно его изменять.
Техники: «Проективный рисунок», «Шестое чувство».
Необходимое оборудование : тетради, ручки, простые карандаши, стандартные листы бумаги.

Ход занятий
Вступление ведущих (2-3 мин)
Задачи: выстраивание логики всего цикла встреч, введение в тему данного занятия.
«На предыдущих занятиях мы говорили о том, что выбор профессии требует прежде всего знаний — о себе самом, о мире профессий, а также умений, основанных на знаниях, — по принятию решения, по планированию и т.д. Но жизнь человека и его действия всегда основываются не только на знаниях, но и на отношениях, на эмоциях. При оценке любой профессии и любого своего действия мы говорим: «нравится — не нравится», «хочется — не хочется», «плохо — хорошо» и т.д. Часто бывает и так, что мы не в состоянии высказать свое отношение. Но даже в этом случае наше отношение влияет на то, что мы делаем, то, о чем и как мы говорим. Поэтому осознавать свои эмоции, причины, по которым они возникли, очень важно. Только на основе осознания мы можем контролировать их и изменять в случае необходимости».
Обсуждение впечатлений от предыдущего занятия (10-15 мин) Проходит аналогично второму занятию.
«Проективный рисунок» (1,5-2 часа)
Работа над темой начинается с того, что каждый из участников выполняет рисунок на тему «Эмоции (мысли), которые возникают у меня, когда я думаю о своем выборе профессии». Рисунок делается простым карандашом на листе бумаги обычного формата. Никаких пояснений в инструкции не делается. Можно лишь пояснить, что это не обязательно должно быть изображение человеческого лица.
Для интерпретации и последующего обсуждения важно, чтобы ведущие хотя бы приблизительно заметили время, затраченное на рисунок. Длительность процесса рисования или латентного периода до рисования прямо пропорциональна трудности темы для участников группы.
Рисунки необходимо подписать (можно по имени) и отдать ведущим.
Обсуждение происходит следующим образом: по кругу пускается один рисунок. Каждый из членов группы (или по два человека) должен сказать, что он видит на рисунке и каково его впечатление. Можно задавать вопросы:
Что из изображенного на рисунке ближе его автору (если нарисовано несколько вариантов выбора)?
Что позволяет сделать такой вывод?
Как можно описать изображенное отношение?
При этом каждый из участников группы должен высказать свое суждение. Таким образом, каждый член группы получит обратную связь от каждого товарища и сможет сопоставить мнение большого числа людей о своем отношении к выбору (косвенно — о выборе).
Завязавшуюся дискуссию ведущие должны направлять на достижение всеми понимания роли позитивных и негативных эмоций в деятельности (а также эмоций нерешительности, неуверенности и т.д.). Предположить заранее, какой комплекс отношений окажется в группе, очень трудно. Поэтому ведущие должны обладать общими сведениями о влиянии отношений на успешность деятельности.
Второй темой дискуссии должно стать обсуждение причин, составляющих основу отношений. Только разобравшись в причинах, можно управлять эмоциями и отношениями.
Очень часто рисунок отражает отношение не только к выбору профессии, но и к выбору общего жизненного пути, или отражает основные жизненные цели. Например, в нашей практике был рисунок очень красивой девушки, окруженной колючей проволокой. Автор и сами ребята интерпретировали его как «обилие шипов на пути к красивой жизни». При этом выбор профессии отошел на задний план. Девушки иногда рисуют себя в нескольких ролях — на работе и в кругу семьи. Причины подобного разделения жизни также могут стать темой обсуждения. Встречаются изображения точки выбора как барьера, или непроницаемой стены, стоящей поперек дороги (в конце дороги часто рисуют солнце), или тоннеля с маленькими отверстиями, через которые можно эту стену обойти. В этом случае необходимо уточнить, при каких условиях человек пойдет в обход стены и с какой «ценой» связан подобный обход. Кроме того, ребята обычно приходят к выводу, что при подобном отношении к проблеме принятия решения «стена» только кажется единственной. Как только ее обойдешь, сразу вырастает новая. Необходимо научиться «разбивать стену», правильно принимая решение.
Еще один встречающийся вариант рисунка — темная дорога, часто поднимающаяся в гору, на вершине которой — признаки материального благополучия. Темная дорога обычно олицетворяет долгую жизнь при самоограничении с целью иметь к определенному возрасту (обычно после 30-40 лет) материальный достаток. Для обсуждения можно выбрать тему: «Стоит ли в течение долгих лет «откладывать жизнь на завтра»?»
Иногда рисунок говорит не об отношении к выбору, а о нежелании человека раскрывать это свое отношение (либо целиком зачерненный, либо весь исчерканный линиями, либо поверхностное, ни о чем не говорящее изображение). Такие рисунки в числе остальных пускаются по кругу. Работа с ними ведется в зависимости от настроения, возникающего у рисовавшего. Если автор устно высказывает свое отношение либо выражает желание сделать новый рисунок, это стоит поддержать. Если такого желания не возникает, его оставляют в покое.
Чисто фактологические рисунки (например, изображение сути или атрибутов нескольких профессий) необходимо обсуждать в терминах эмоций и отношений.
Интерпретацию отдельных деталей рисунков следует проводить с большой осторожностью (даже ведущим для самих себя). По нашему мнению, она должна составлять профессиональную тайну и не провоцировать вопросы со стороны группы. Кроме того, данные о возможности интерпретировать некоторые стандартные детали (например, фигуру человека) в рисунках подобного типа нами пока не получены. Поэтому рисунки могут служить лишь основой для групповой дискуссии и сравнения мнений.
В ходе обсуждения можно выйти на более общие темы, например: «Как настроение и установка на успех или неуспех влияют на выполнение задуманного дела». Эмоциональный компонент зрелости личности в целом проявляется в следующем:
• в положительном эмоциональном настроении,
• в жизненном оптимизме,
• в эмоциональной уравновешенности,
• в переносимости неудач.
Можно попросить группу подумать над вопросами: «Как постоянно поддерживать у себя эти качества?», «Что влияет на их возникновение и существование?»
Если ведущим кажется, что дискуссия затянулась и интерес к ней пропадает, или если есть необходимость закрепить какие-то темы обсуждения, то можно выполнить небольшие упражнения.

Игра «Шестое чувство» (30 мин)
Игра не является обязательной на занятии. Она возможна, если группа не хочет глубоко обсуждать предыдущую тему (в силу глубокой личной значимости темы) либо если большинство членов группы стремятся выбрать профессию в сфере «человек—человек». В этом случае одной из причин неуверенности в выборе часто является боязнь не достичь понимания в общении с людьми. Игра применяется для более четкой локализации причин неуверенности.
С помощью игры «Шестое чувство» участники могут проверить свою способность оценивать образ мышления группы людей. Количественную оценку получает также способность понять других, увидеть нечто их глазами. Ведущий выбирает из приводимого ниже списка от 10 до 20 «обращений». Он зачитывает их одно за другим через достаточные промежутки времени.
Задача игроков: выбрать ответ, который наиболее вероятно даст большинство участников. Рядом с порядковым номером пункта необходимо написать ответ, который предположительно даст большинство присутствующих. При этом участники не имеют права обмениваться мнениями (жестами, мимикой), лучше всего соблюдать полную тишину. Ответы не должны выражать личные вкусы, привязанности, увлечения, не должны демонстрировать оригинальность и находчивость.
1. Орел или решка?
2. Назовите один из месяцев года.
3. Запишите следующие числа: 7, 13, 99, 100, 258, 555. Обведите кружком одно число.
4. Запишите следующие слова: легкие, сердце, печень, почки. Обведите кружком одно из них.
5. Запишите сочетание цветов: красный и голубой, зеленый и фиолетовый, коричневый и серый, золотой и пурпурный. Обведите одно из сочетаний.
6. Нарисуйте кружок, квадратик, треугольник, волнистую линию и обведите одну из фигур.
7. Приведите название какой-нибудь песни.
8. Назовите какое-нибудь здание.
9. Назовите денежную сумму.
10. Назовите конкретную статую (скульптурную группу).
11. Назовите какой-нибудь из продуктов питания.
12. Назовите музыкальный инструмент.
13. Назовите воинское звание.
14. Назовите одну из научных дисциплин.
15. Напишите букву.
16. Напишите слог.
17. Напишите слово.
18. Поставьте несколько точек.
19. Напишите число.
20. Подумайте, какой подарок (не деньги) пришелся бы кстати всем присутствующим.
21. Назовите болезнь.
22. Назовите нечто, что люди ценят.
23. Напишите понятие, связанное с причиной, по которой мы здесь собрались.
24. Напишите изречение, связанное с агрессивностью.
25. Напишите изречение, связанное с любовью.
26. Напишите время (положение двух стрелок на циферблате).
27. Назовите черту характера.
Ведущие могут придумать обращения по своему усмотрению.
Когда игроки запишут ответ на последний пункт, ведущие начинают подсчет баллов. На каждый пункт зачитывается вариант ответа. Все игроки, выбравшие его, поднимают руки. Балл равен количеству игроков, выбравших одинаковый вариант ответа, минус единица. Например: на первый пункт ответ «орел» выбрало 5 игроков, ответ «решка» — 8 игроков. Выбравшие «орел» проставляют себе по 4 балла каждый, выбравшие «решку» — по 7 баллов. Если игрок оказывается в единственном числе, он ставит себе 0 баллов. Выигрывают участники, набравшие максимальное количество баллов.
В ходе обсуждения причин выбора того или иного ответа оказывается (особенно у игроков, набравших мало баллов), что член группы выдвигает собственные мотивы, а не мотив «выбор большинством членов группы». Причины подобного расхождения между инструкциями и объяснениями могут стать предметом обсуждения. Об игроках, набравших много баллов, можно сказать, что им хорошо удается «вчувствование» во внутренний мир других и оценка их реакций (хотя доказательства этого имеют лишь вербальный характер).
Полученные результаты можно использовать: а) в качестве основы для некоторых психодиагностических замечаний, б) в качестве материала, используемого игроками для самопознания.
К пункту «а»: об игроках, которые наберут большую сумму баллов, можно сказать (в добавление к тому, что уже отмечалось выше), что они обладают способностью устанавливать интеллектуальный контакт с внешним социальным окружением и проявляют к нему повышенный интерес. Обычно они отличаются и более высокой социальной адаптированностью. Игроки, набравшие небольшую сумму очков, непрактичны, относительно мало обращают внимание на свое социальное окружение, бывают, возможно, слишком озабочены собственными проблемами.
К пункту «б»: сравнивая свои результаты в баллах с результатами остальных участников, каждый игрок получает представление о себе. В результате он может внести исправления в самооценку, избежать пере: или недооценки. Игра дает возможность непосредственной эмпирической проверки нашей способности «оценивать», трудно поддающейся в обычной жизни количественной оценке.
В соответствии с указанием ведущего игроки излагают ход своих мыслей («ключи»), сравнивают и эмпирически проверяют их эффективность. Тем самым они получают возможность увидеть специфику своих размышлений. Ценным является переживание буквального «ощущения» некоторых из барьеров в процессах мышления. Сталкиваясь с более качественным ключом, нередко думаешь: «Ну почему такая простая вещь не пришла мне в голову?!»
Иногда после окончания игры можно услышать высказываемое некоторыми игроками мнение, что большая сумма набранных баллов свидетельствует о посредственности, стадности, конформизме. Это не так. Игроки записывают сделанный ими выбор после того, как ознакомятся с условиями игры, получив указание отгадать, какой выбор будет самым частым, самым обыкновенным. В ходе игры участники специально стараются думать так, как требуется; в других условиях их мышление может быть весьма оригинальным.
Заканчивается встреча кратким резюме.

Домашнее задание
Проанализировать (с рисунком или без него) свое эмоциональное отношение к какой-либо бытовой ситуации (к выполнению домашнего задания, к разговору с родителями, с друзьями, необходимости что-то сделать и др.).

Источник

Эмоциональная профориентация

От стереотипов – к трудовым обязанностям?

Маленькие дети знакомы с профессиями лишь на уровне стереотипов, и это норма. Откуда малышу знать о работе взрослых людей подробно!

Старшеклассникам, казалось бы, становится известно больше. До них доходят слухи о профессиях вперемешку со строгими описаниями с профориентационных сайтов и статьями из образовательных журналов. Однако всё это снова не пересекает черту стереотипных представлений – а ведь пора бы принимать решение, которое определит судьбу!

Решение принято, и теперь уже студент изо дня в день ходит в альма-матер, пишет лекции, посещает семинары, начинает кем-нибудь работать, может быть – по специальности. Но даже в этом случае вся правда о профессии от него пока скрыта.

При таком – обычном – раскладе она обнаруживается, когда человек успел окончить вуз. Когда он поработал не один год. И, возможно, успел устать, растерять энтузиазм, утратить свежесть взгляда. Сказать в профессии новое слово. А ведь этого наверняка хотелось! Поэтому ясно, что узнавать о профессиях требуется качественно иначе. Быстрее!

Детский мир космонавтов и продавцов мороженого, подростковый мир тестов и экскурсий, студенческий мир сессий и практики не дает нам быстро приблизиться к сути профессии. Но никто не будет отрицать, что такое устройство этих миров вполне привычно и для многих поэтому логично.

Когда нам не удается что-либо понять логическим путем, на помощь приходят эмоции. К ребенку и подростку в вопросе профессионального самоопределения они тоже приходят – но вот на помощь ли? И мечтательный дошкольник, и встревоженный старшеклассник поглощены своими чувствами, а не той профессией, на которой они вроде бы сосредоточились…

При этом в самих профессиях есть масса нюансов, способных вызывать чувства и мгновенно поведать нам много. Будто бросаешь взгляд на живописное полотно, три минуты слушаешь песню, два часа смотришь фильм или спектакль – и моментально всё понимаешь (а уроки учишь-учишь – и забываешь). Это действительно похоже на природу искусства, когда из под пера мастера выходит образ, очерченный несколькими штрихами, который мы, «дорисовывая» его сами, воспринимаем неравнодушно и живо.

Нужно обращать внимание на такие детали. Желательно их коллекционировать. Помимо того, что это просто интересно, это наш реальный шанс почувствовать ту или иную профессию достаточно рано. Возможно, еще до того, как все ваши ровесники должны будут ее окончательно выбрать.

Если же сразу из колыбели стереотипов устремиться к освоению профессиональных обязанностей, не обращая внимания на просто интересные нюансы трудовой деятельности, напрямую к ним не относящиеся, станет скучно. И будет чего-то не хватать!

Яркие детали

Если вы заставляете себя учиться на археолога, то вы закономерно уснете над трудами с описаниями древних кувшинов, ожерелий и монет. Но даже если вы не собираетесь быть археологом и просто уверены, что избежите его участи, вам будет интересно, что раздражает археологов. Их раздражает ряд вопросов:

  1. Ну как, нашел золото?
  2. Нашел еще что-нибудь интересное?
  3. Когда ты вскопаешь мой сад?

Эта деталь вызывает в нас эмоцию любопытства. И уже легче представить себе, каково это – под палящим солнцем медленно и аккуратно очищать очередную находку – типичный черепок, пока вам шутливо советуют копать интенсивнее, чтобы докопаться до австралийских подземелий. Вы уже видите, как вы работаете!

Потренируемся еще. Вот вам факты: необходимость писать заявки на гранты может раздражать ученых, а необходимость вести классный журнал может раздражать учителей. Но ведь вы наверняка думали, что ученые всегда рады возможности подать заявку на грант, а учителя считают классный журнал своим любимым орудием! Оказывается, не всё так просто… а что тогда нравится им в работе? А как бы работал я сам, будь я на их месте? Такие мысли возникнут у вас скорее всего. И это не будет холодным размышлением – оно будет заряжено эмоционально!

Можно моментально почувствовать сразу несколько профессий и форм занятости, если узнать следующее:

  • продавцы при приближении даже нового покупателя, которого они впервые видят, примерно угадывают, что он купит;
  • почтальоны любят французский язык как международный почтовый язык;
  • секретари гордятся своей способностью быть олицетворением ежедневника;
  • фрилансеру вреден трудоголизм, зато ему полезно иметь хобби помимо основного хобби, переведенного на профессиональные рельсы, но выведенного из стен офиса;
  • конструкторская работа занимает большую часть рабочего времени архитектора, а дизайнерская – меньшую;
  • писатель может работать над новой книгой хоть на пляже, то есть даже на пляже ему приходится работать над новой книгой…

Где брать колоритные факты

В привычных вам источниках, конечно! (Впрочем, и в непривычных – тоже.)

Читая статьи в образовательной прессе о конкретных профессиях, держите наготове маркер. Ищите в тексте детали, легко вызывающие чувства, образы и потоки мыслей. Выделяйте их, перечитывайте отдельно. Чувствуйте, воображайте, думайте. Вживайтесь в образ профессионала.

Читая художественные книги, держите наготове карандаш и ставьте галочки на полях. Упомянет автор или его персонаж какую-нибудь профессию – тут же оцените, что именно о ней сказано. А эмоции, которые уже успело пробудить в вас само произведение, помогут вам почувствовать что-либо и в отношении изображаемого в нем труда людей.

В глянцевых журналах и на сайтах с жизненными советами можно прочесть, что существует одна причина не становиться звукорежиссером, 5 причин не становиться дизайнером, 10 причин не работать эпидемиологом, 10 причин не быть трудоголиком, 10 причин не работать вообще и 10 причин не учить китайский, но жизнь у нас всего одна – и почему бы не попробовать выбрать профессию? Почувствовать тут можно разве что радость и бодрость, зато гарантированно. И это хорошо! (Хотя с особенными чувствами по отношению к каждой конкретной профессии придется разбираться отдельно и самостоятельно.)

Любознательные ребята могут постараться разыскать и серьезные специализированные журналы. Там публикуются отчеты об исследованиях и конференциях, обсуждаются проблемы отрасли. Там действительно много правды о профессии, хотя ее трудновато усвоить, поскольку эмоциональностью стиль таких изданий может и не отличаться. Сделайте его таким сами! Снова берите маркер – и выделяйте самое интересное.

Общаться тоже нужно. Говорите с окружающими как обычно. Но лишь только они скажут вам что-то о профессиях, имеет смысл сразу задаться вопросом (про себя или, если это уместно, вслух), сами ли они пришли к такому выводу или это действие стереотипов. А также спрогнозировать, станет ли настроение, с которым они это говорят, вашим настроением. И снова ощутить эмоцию любопытства!

Ищите профессионалов среди родственников и знакомых, старайтесь беседовать с ними – и вообще проникать в профессиональную среду. И в своде ваших знаний о профессиях появятся не только химики, но и коллеги химиков, не только физики, но и семьи физиков, не только режиссеры, но и друзья режиссеров. Вы поймете, как профессионал общается с людьми, без проблем ли удается ему доносить до окружения свои идеи, понимают ли его изо дня в день, близко ли другим людям то, чем он живет, или его не хотят слышать, какие чувства это вызывает.

Настрой среды лучше уловить и усвоить как можно быстрее. Кстати, на первых порах в нем необязательно стремиться выделяться. Причиной тому не конформизм, как можно было бы подумать, нет: просто в таком случае вы не искажаете общий фон – и, внимательно затаившись, можете адекватнее постигать профессиональную действительность, которая не отвлекается на вас, ставшего своим. Вы не заняты «собой в искусстве» (как сказал режиссер Станиславский), а видите реальность. Обнаружится много занятного. Ваше неравнодушие тут просто гарантировано.

А некоторым ребятам вообще везет! Эмоционально профессию быстрее всех осваивают дети, добровольно решившиеся продолжить семейные династии – учителей, врачей и т. д. К ним очень рано приходит необходимая для успеха уверенность. Вовсе не обязательно она обусловлена тем, что родители им помогают: нет, многие взрослые принципиально отказываются подстраховывать чадо, решившее продолжить их профессиональный путь. Ведь главное они уже сделали: они приходили домой и просто делились впечатлениями об очередном рабочем дне, передавая отпрыску впечатление о реальных трудовых буднях – а семейная атмосфера помогала всё это эмоционально усвоить – и увериться в том, что и они сами, как родители, имеют трудовой опыт. Часто эта категория людей рано начинает интересоваться профессиональными глубинами. Ведь эмоциональный портрет профессионала они уже «скалькировали» в детские годы.

И еще одна аналогия

Обучение иностранному языку – процесс многолетний. Зато почувствовать иностранный язык можно почти мгновенно: отложить в сторону недоученные грамматические правила – и вслушаться в акцент, в интонацию, в эмоцию живой речи. Как интересно сразу станет! Кстати, недавно ученые из Йенского университета имени Фридриха Шиллера (Германия) установили, что в нашем восприятии акцент способен затмить сам язык.

Упомянутое исследование проводили психологи. А лингвисты знают, что броский акцент – только одна из примет полноценного варианта языка, варианта со всеми его особенностями. Этот вариант называется диалектом и может обладать собственными лексическими и грамматическими характеристиками. В нем могут встречаться новые слова, другие ударения, непривычная скорость речи, необычные суффиксы, иное соотношение местоимений, незнакомые частицы… Но поначалу всё это незаметно, потому что заслонено звучащей интонированной речью, речью с особым акцентом, эмоциональной речью. Незаметно даже то, что диалект способен распространиться на территории размерами от небольшой области до значительной части материка. Вот сколько всего тянет за собой эмоция!

Так и у каждой профессии есть ее акцент, интонация, музыка – и вызываемые ею эмоции, за которыми может скрываться такая же громада профессиональных знаний, как диалект или целый язык. Поэтому, если вы настроены серьезно, не нужно бросать дело «на получувстве». Постоянно вдохновляясь эмоциональной стороной вашей будущей работы, старайтесь освоить всю «грамматику» профессии! А пример с иностранным языком и его акцентами будет вам об этом напоминать.

Эмоциональное выгорание и эмоциональный интеллект

Может быть, эмоции и профессия – вещи несовместные? Есть же люди в стиле «мужчины не плачут», почитающие проявление эмоций за слабость! Они гордятся массой достоинств – тут и способность не впадать в истерику в чрезвычайных обстоятельствах, и надежность, и гарантия от безрассудных, непредсказуемых поступков. Чем не идеальные работники?

К тому же, наверное, все слышали страшные сказки о синдроме эмоционального выгорания у профессионалов самых что ни на есть опытных – но только «излишне» чувствительных. Особенно у тех, чьи обязанности предполагают активное взаимодействие с людьми!

Ведет к такому результату не одна лишь усталость от большого объема работы. Дело в том, что трудящемуся человеку нужна эмоциональная дисциплина. Она заключается в соблюдении баланса между вниманием к себе и другим. Когда ребенок мечтает, как вырастет и будет продавать всем детям сладкое мороженое вместо супа, в котором плавает луковица, – это пусть и трогательный, и простительный, но эгоизм. Это мечты ребенка о своем собственном образе всемогущего властелина над мороженым, не имеющие отношения ни к реальности, ни к другим людям (вообще-то мороженое любят не все). А когда измотанный психолог, учитель или юрист не может заснуть или чуть ли не во сне продолжает жить проблемами людей, которые он целый день решал на работе, это значит, что такой специалист забыл о себе самом. Опустошенная личность не в состоянии по-настоящему помогать другим. Себя терять не нужно – ни в веренице трудовых будней, ни даже в процессе выбора профессии.

Уберечь себя от эмоционального выгорания поможет развитый эмоциональный интеллект. В самом деле, существуют разные виды интеллекта, и один из них – как раз эмоциональный, когда, не впадая в рационализаторство от страха перед жизнью, вы глубоко и честно анализируете собственные чувства и умеете сознательно ими оперировать.

Человек с развитым эмоциональным интеллектом не только обладает сильной эмпатией (способностью к сочувствию), но и четко, ясно осознает свои желания, отдает себе отчет в своих настроениях. Именно обладатели такого интеллекта разделили ощущения, чувства, аффекты, переживания и эмоции, сочли их разными понятиями и зафиксировали эту разницу в определениях.

Развивать эмоциональный интеллект можно, записывая свои эмоции на листке бумаги.

Вам самим, наверное, интересно посмотреть, сколько разных эмоций вы испытываете в день и какие преобладают, а если преобладают негативные, то что с этим имеет смысл сделать. Это не единственное упражнение. Можно также планировать ощущения от учебных ситуаций – настраиваться на удачный исход дела. И многое другое.

Выражение чувств

Помимо чувств, вызываемых выбранной специальностью, у вас есть и свое собственное настроение, не так ли? Получится ли как-нибудь «примешать» его к работе?

Впрочем, что это такое – свое настроение, когда речь идет о деле жизни!

Профессия способна не просто вызывать у вас полный и богатый диапазон чувств. Она способна сама формировать ваш преобладающий настрой. Она в силах превратить робкого буку-неумеху в счастливого мастера, уверенно делящегося секретами мастерства и азартного в работе.

Кстати, если кто-то склонен впадать в нездоровую зависимость от других людей со всеми причитающимися ему в этом случае грустью и тоской, если он горазд желчно критиковать окружающих, деловитые товарищи быстро вычислят в таком человеке как максимум бездельника и как минимум – бедолагу, еще не нашедшего своего призвания. Именно активный поиск призвания поможет такому человеку скорректировать чувства, сопровождающие его изо дня в день.

Уловив настрой, преобладающий в профессиональной среде, вполне можно осмотреться в этих координатах – и привнести туда что-то свое. Допустим, свой блестящий стиль работы! Действительно: легкость и виртуозность профессионального труда не равна автоматизму в применении знаний, умений и навыков… Никто не хочет быть автоматом. Все хотят быть виртуозами: у виртуозов чувства выражаются свободнее!

Источник

Читайте также:  Бессонница как симптом депрессии
Оцените статью