Повышение эмоциональной компетентности педагога как фактор развития коммуникативной культуры
“Развитие эмоциональной компетентности делает человека более профессиональным, а профессионала более человечным”.
Цель: развитие уровня коммуникативной культуры педагога при взаимодействии с участниками воспитательно-образовательного процесса через развитие эмоционального интеллекта.
Задачи:
- актуализировать проблему эмоциональной компетентности;
- содействовать развитию коммуникативной компетентности педагогов;
- создать условия для формирования навыков эмпатии, рефлексии, самоанализа;
- содействовать в приобретении новых умений и навыков эффективного общения.
Продолжительность семинара: 2–2,5 часа.
Необходимые условия: для проведения занятий необходимо просторное помещение, чтобы участники имели возможность располагаться по кругу, свободно передвигаться в аудитории, размещаться микрогруппами по 3-5 человек. Желательно наличие столов и стульев, с возможностью их перестановки. Для релаксационных упражнений необходимо наличие аудио- или видео- техники.
Участники работают “в кругу”, так как данная атмосфера располагает к неформальному общению и самораскрытию.
План проведения семинара с элементами тренинга:
№ | Название упражнения | Цель упражнения | Время проведения |
Приветствие. |
Упражнение “Знакомство”, “Собери рукопожатие”, “Необычные приветствия”
Сценарный план проведения семинара
1. Вводная часть
После приветствия проводится представление ведущих и целей цикла семинаров и данного занятия.
Представление ведущего. Знакомство участников семинара с целями и задачами семинара. Знакомство с участниками семинара и их пожеланиями и ожиданиями.
Цель: установление контакта с партнерами, сплочение группы, создание положительного эмоционального настроя на совместную работу.
Упражнение “Собери рукопожатия”:
— ведущий предлагает участникам в течение 1-2 мин., передвигаясь по помещению, молча собрать рукопожатия других участников;
— ведущий предлагает участникам в течение 1-2 мин., передвигаясь по помещению, обменяться рукопожатиями с другими участниками, называя при этом свое имя (имя-отчество).
Продолжительность каждого этапа упражнения зависит от количества участников.
Упражнение “Необычные приветствия”
Ведущий предлагает каждому участнику придумать способ необычного приветствия. Участники по очереди представляют свой способ, а партнеры его повторяют.
3. Основная часть
Мини-лекция “Что такое эмоциональный интеллект?”. (Приложение 1)
Цель: знакомство с понятием “эмоциональны интеллект”, осознание значимости заявленной проблемы.
Для эффективности последующей работы, участникам предлагается разделиться на группы. В группе может быть от 4 до 8 человек. Для разбивки на группы можно использовать любые упражнения: “Молекулы и атомы”, “Овощи и фрукты” и др.
Инструкция: все участники двигаются в беспорядочном движении, ведущий в любой момент говорит: “Объединитесь в молекулу по 2 атома”, “по 3 атома”, “по 4 атома”, “по — 5 атомов”…
Упражнение заканчивается, когда участники разобьются на необходимое для работы количество команд. Для эффективной работы в группе количественный состав должен быть 4-8 человек (чтобы при выполнении заданий были задействованы все участники семинара).
Мозговой штурм “Эмоции”
Цель: актуализация имеющихся знаний, активизация деятельности.
Ведущий предлагает участникам вспомнить и называть по очереди названия эмоций. Повторы запрещены.
Упражнение “Рисуем эмоции”
Цель: развитие коммуникативной компетентности участников.
Участники групп “вслепую” выбирают карточки с названием эмоций. В течение 2-3 мин. На листах формата А-4 им нужно изобразить мимику и позу человека испытывающего, данное эмоциональное состояние. По окончании отведенного времени работы вывешиваются на стену и участники остальных других групп угадывают, какая эмоция изображена.
Упражнение “Определение эмоционального состояния учащихся”.
Цель: осознание педагогом эмоционального состояния учащихся на уроке.
Инструкция: по словесному описанию поз и жестов, представленному в раздаточном материале, определите эмоциональное состояние учащегося.
Каждая подгруппа работает с заданием, которое ей выпадает по жеребьевке.
Затем каждая подгруппа зачитывает свои варианты, а остальные могут их дополнить.
1. Ученик сидит, придерживая свешивающуюся голову, глаза полузакрыты; машинально что-то рисует на бумаге, теребит ручку и карандаш. Внешне заторможен. (Скука)
2. Ученик часто покашливает, наблюдается изменение тона голоса, подтягивание ладоней к губам и подбородку, возможны подрагивание шеи, затылка, волос, движения мелкие, суетливые. (Нервозность)
3. Ученик стоит, заведя руки за спину, и сильно сжимает одной рукой другую (если сидит, то скрещивает ноги). (Самоконтроль)
4. Ученик переплетает пальцы рук: большие пальцы нервно двигаются и пощипывают ладони; ученик грызет или сосет конец карандаша, трогает спинку стула и раскачивает ее, но не садится; топчется, перебирает ногами. (Неуверенность)
5. Ученик стоит, скрестив руки на груди. (Недоверие и закрытость, психологическая защита)
6. Ученик стоит, плечи немного направлены вперед, напряженная “деревянная” спина, шея, голос подрагивает, прерывается, облизывает губы, сжимает руки в кулаки (тревога, страх).
Упражнение “Создание эмоционального фона урока”
Цель: обучение педагогов использованию положительно-окрашенным эмоциональным выражениям при взаимодействии с учащимися.
Упражнение проводится в несколько этапов.
Ведущий: Для создания благоприятного настроя на работу педагоги используют различные приемы. Какие фразы и действия, по Вашему мнению, наиболее эффективны в начале урока? (Мозговой штурм, обсуждение в кругу).
Ведущий: Коллеги, не секрет, что слова учителя могут оказывать разное влияние на учеников. Предлагаем Вам, попробовать составить фразы (речевые парадигмы), которые помогут учащимся на разных видах или этапах урока: настрой на контрольную работу, на открытый урок, проверки знаний, изучение нового материала и т.п.).
Группам раздаются карточки, на которых педагоги должны составить фразы (речевые парадигмы), которые помогут достигнуть поставленной цели на определенном этапе урока. (Приложение 2)
Действие учителя | Цель | Речевая парадигма |
Вопрос участникам: С какими трудностями Вы столкнулись при выполнении задания №2?
Если педагоги при составлении парадигм использовали фразы с частицей “не” или слова, несущие эмоционально негативную окраску, то участникам предлагается попробовать переформулировать такие выражения. Работа может проводиться как по группам, так и в общем кругу.
По окончании работы целесообразно обсудить – легко или трудно было переформулировать высказывания, к чему может привести перевод негативного высказывания в позитивное.
Упражнение “Давление — сопротивление”
Цель: осознание привычного способа взаимодействия, поиск конструктивных путей для осуществления общения, а также при разрешении сложных ситуаций.
Инструкция: ведущий просит соединить ладони рук на уровне груди, а затем надавить правой ладонью на левую.
По опыту проведения этого упражнения известно, что левая рука начинает бессознательно оказывать сопротивление, хотя такой инструкции или демонстрации таких действий ведущим не производится.
— Что происходит с левой рукой?
— Было ли указание сопротивляться левой рукой?
— Почему не получилось выполнить задание?
— Сравните полученный опыт с ситуациями общения, взаимодействия с учениками. Как ведут себя люди, если начинают ощущать давление, агрессию в свой адрес?
Итог обсуждения.
Упражнение “Непонятная ситуация”
Цель: показать значимость безоговорочно положительного отношения к учащемуся
Инструкция: двое желающих выходят за дверь.
Оставшимся в кабинете дается задание:
1. Загадать предмет из имеющихся в помещении и место, на которое добровольцу необходимо будет его перенести.
2. Ни сам предмет, ни его новое место не называются напрямую, а ответы с уточнениями на вопросы водящего носят завуалированный, расплывчатый характер.
3. Первому игроку давать отрицательное подкрепление всех его слов и поступков (с помощью критики, негативных оценок отдельных его действий и личности в целом, пренебрежительной невербальной информации), а второму — положительное (используя слова поддержки, радости за успешные действия, уверения в пустячности совершенных неверных поступков, восхищения, комплиментов и т.д.).
Приглашается первый участник и ему дается задание: определить задуманный группой предмет и перенести его на другое место. Процедура совершается по очереди с каждым игроком, отличаясь только в характере эмоционального подкрепления.
Первыми высказываются (“выпустить пар”) добровольцы упражнения.
Вопросы для обсуждения:
— Как вы чувствовали себя в своей роли?
— Какие чувства вызвала у вас реакция группы?
— Как вы чувствуете себя сейчас?
— Какие выводы вы можете сделать из этого упражнения?
Комментарии ведущего.
Упражнение “Стиральная машинка”
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Инструкция: участники семинара выстраиваются в две шеренги лицом друг к другу – это барабан стиральной машины.
Один из участников выбирает себе роль предмета нуждающегося в стирке “шелковый шарфик, майка для фитнеса, джинсы, вечернее платье и т.п.” и обращаясь к остальным участникам заказывает необходимый для него режим стирки: “деликатная стирка”, “интенсивная стирка”, “сильное загрязнение”, “полоскание” и др.
“Нуждающийся в стирке” проходит между двумя шеренгами участников, которые с помощью прикосновений к нему выполняют озвученный режим стирки.
В роли нуждающегося в стирке, выступают все желающие.
Источник
Взаимосвязь эмоционального интеллекта с коммуникативной компетентностью у сотрудников МВД
Дата публикации: 25.10.2020 2020-10-25
Статья просмотрена: 114 раз
Библиографическое описание:
Маршевская, А. П. Взаимосвязь эмоционального интеллекта с коммуникативной компетентностью у сотрудников МВД / А. П. Маршевская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 43 (333). — С. 82-85. — URL: https://moluch.ru/archive/333/74416/ (дата обращения: 12.10.2021).
В процессе профессионального становления сотрудники МВД, проходят период социализации. В этот период происходит тесная связь эмоционального интеллекта и стабильности с коммуникативными компетенциями. Так формируется надежный фундамент дальнейшего развития специалиста, успешное закрытие дел и профессиональный рост.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, коммуникативная компетентность, сотрудники МВД, эмоция, умения, способность, взаимодействие, взаимосвязь, социально-коммуникативная компетентность.
В активно изменяющемся мире, ученые считают, что залог жизненного успеха не в IQ (коэффициент интеллекта), а в EQ «эмоциональной компетентности», другими словами, уровне эмоционального интеллекта.
Эмоциональный интеллект — это умение анализировать и управлять эмоциональными порывами. Охарактеризовать эмоции, является первой степенью и второй ее показать. Подавление эмоций приводит к стрессу. По этой причине нарушается гармония в психологическом состоянии и всех сферах жизнедеятельности.
Успешное выполнение сотрудниками органов внутренних дел стоящих перед ними задач служебной деятельности тесно связано с эффективным взаимодействием с сослуживцами и гражданами, с которыми сотрудникам МВД приходится общаться в силу своих профессиональных обязанностей. Мало понимать себя и собеседника, необходимо для эффективного взаимодействия правильно выстроить и процесс коммуникации, т. е. обладать коммуникативной компетентностью. Именно поэтому, все выше сказанное определяет актуальность статьи «Взаимосвязь эмоционально интеллекта с коммуникативной компетентностью сотрудников МВД».
Понятие и структура эмоционального интеллекта
Идея об эмоциональном интеллекте вытекает из понятия «социальный интеллект», который исследовали такие авторы как Э. Торндайк, Г. Айзенк, Дж. Гилфорд [1; 2]. Г. Гарднер излагающий в своей работе личностные интеллекты, впервые упомянул об эмоциональном интеллекте [3].
Внутриличностный интеллект по мнению Г. Гарднера рассматривается как «доступ к собственной эмоциональной жизни, к своим аффектам и эмоциям: способность мгновенно различать чувства, называть их, переводить в символические коды и использовать в качестве средств для понимания и управления собственным поведением» [3, с. 239].
Первая научная модель эмоционального интеллекта исследована
П. Сэловеем и Дж. Мэйером. Именно они ввели в психологию термин «эмоциональный интеллект». П. Сэловей и Дж. Мэйер считают его как «способность отслеживать собственные и чужие чувства и эмоции, различать их и использовать эту информацию для направления мышления и действий» [2, с. 30]. Формируются два подхода к классификации эмоционального интеллекта: первый подход изучает его как модель способностей; второй подход — как смешанную модель.
Подход П. Сэловея и Дж. Карузо относится к модели способностей: эмоциональный интеллект в данной модели выступает как сочетание эмоций с познанием. Данные авторы выделяют три механизма, которые допускают связь эмоционального интеллекта с умственными способностями:
− эмоции связаны с процессом мышления (продуктивность процесса мышления, а концентрация внимание);
− способности, к примеру, сопереживание и откровенность могут сопоставляться с эффективным упорядочением эмоций.
П. Сэловей и Дж. Карузо выделили компоненты эмоционального интеллекта. Компоненты, с позиции авторов, формируются в иерархию и последовательно изучаются человеком в онтогенезе. Такими компонентами эмоционального интеллекта являются:
- Идентификация эмоций. Этот компонент включает такие способности как: оценка эмоций, отождествление эмоций, адекватное выражение эмоционального состояния.
- Использование эмоций для повышения эффективности мышления и деятельности.
- Понимание эмоций. В данный компонент входят способности устанавливать связи между комплексами эмоций, понимать переходы одной эмоции в другую, также понимание причин эмоций.
- Управление эмоциями. В этот блок входит способность контролировать эмоции, снижать интенсивность отрицательных эмоций и продуцировать в себе позитивные эмоции (адекватно ситуации).
Второй подход в классификации эмоционального интеллекта относится к смешанной модели. Здесь эмоциональный интеллект рассматривается «как сочетание умственных и персональных черт, присущих каждому конкретному человеку» [4 с. 87]. Авторы Д. Гоулман и Р. Бар-Он. Под эмоциональным интеллектом Д. Гоулман понимает «такие способности, как самомотивация и устойчивость к разочарованиям, контроль над эмоциональными вспышками и умение отказываться от удовольствий, регулирование настроения и умение не давать переживаниям заглушать способность думать, сопереживать и надеяться» [4, с. 88].
Р. Бар-Он понимает эмоциональный интеллект «как все некогнитивные способности, знания и компетентность, дающие человеку возможность успешно справляться с различными жизненными ситуациями» [4, с. 88]. Автор выделяет пять общих областей и 15 шкал.
1.Внутриличностная сфера. Понимание своих чувств и управление собой.
− Самоанализ. Понимание своих чувств и того, как твоё поведение влияет на окружающих.
− Ассертивность. Ясное выражение своих чувств и мыслей, принятие желаний окружающих.
− Независимость. Самостоятельное принятие решений и самоконтроль.
− Самооценка. Согласие с собой, гармоничность. Самоуважение и восприятие себя положительно.
− Самореализация. Стремление к максимальному развитию, реализация потенциала.
2.Сфера межличностных отношений. Взаимодействие с людьми.
− Эмпатия. Понимание чувств других людей, а также умение дать понять людям, что их чувства вам известны.
− Социальная ответственность. Взаимовыгодное сотрудничество, включающее в себя совесть, нравственность и заботу о другом человеке.
− Межличностное общение. Конструктивное общение благодаря вербальным и невербальным коммуникациям. Свободное и комфортное самочувствие в социальных контактах.
3.Сфера адаптивности. Гибкость, реалистичность и адекватность.
− Решение проблем. Выявление и формулирование проблемы, выработка, воплощение в жизнь потенциально эффективных путей решения.
− Оценка действительности. Верное определение соотношения между своим опытом и тем, что объективно существует.
− Гибкость. Согласование своих чувств, мыслей и действий с меняющимися обстоятельствами. Адаптация к незнакомым, непредсказуемым и быстро меняющимся обстоятельствам.
4.Сфера управления стрессом. Умение справляться со стрессом.
− Толерантность к стрессу. Умение противостоять стрессовым ситуациям без физического и эмоционального напряжения.
− Контроль импульсивности. Способность не поддаваться нахлынувшим эмоциям.
5.Сфера общего настроения. Позитивное восприятие жизни, удовлетворенность жизнью.
− Удовлетворенность жизнью. Умение быть веселым, умиротворенным, жизнерадостным и воодушевленным.
− Оптимизм. Энтузиазм в любом деле, умение видеть плюсы во всем.
Модель, которой будем придерживаться мы в своем исследовании — модель, предложенная Д. В. Люсиным. По Д. В. Люсину, эмоциональный интеллект — «способности к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими» [2, с.33]. Автор выделяет два эмоциональных интеллекта:
− внутриличностный (понимание и управление своими эмоциями);
− межличностный (понимание и управление эмоциями других людей).
Д. В. Люсин говорит о двойственной природе эмоционального интеллекта: с одной стороны он связан с личностными характеристиками, с другой стороны — с когнитивными способностями. Автор выделяет факторы, влияющие на эмоциональный интеллект:
− когнитивные способности (переработки эмоциональной информации);
− представления об эмоциях (как о ценностях);
− особенности эмоциональности (эмоциональная устойчивость).
Модель Д. В. Люсина, по сути, относится к смешанным моделям, но сам автор выделят отличие: личностные характеристики, коррелирующие со способностями к пониманию и управлению эмоциями, не вводятся в конструкт эмоционального интеллекта. Высокий уровень эмоционального интеллекта позволяет управлять эмоциональной сферой. Поведение в обществе формирует адаптивное поведение. Позволяет добиться целей во взаимодействии с окружающими.
Коммуникативная компетентность, характеристика в работах ученых психологов
Под коммуникативной компетентностью понимается система знаний о себе и о других; умений, навыков в общении, стратегий поведения в социальных ситуациях, позволяющая строить межличностное общение в соответствии с целями и условиями взаимодействия [2]. Довольно часто заменяется термином «коммуникативная компетенция». Впервые термин «коммуникативная компетенция» встречается в работах М. Н. Вятютнева [5], обозначает способность человека взаимодействовать посредством общения в трудовой или учебной деятельности, для удовлетворения своих интеллектуальных запросов. Термин «коммуникативная компетентность» используют в своих трудах Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская, П. В. Растянников, Е. И. Мычко, А. Р. Лурия, А. А. Леонтьев, И. А. Зимняя [3].
К когнитивному компоненту относятся когнитивно-коммуникативные умения, которые понимаются как система коммуникативных действий, основанных на знание об общении и которые позволяют свободно ориентироваться, действовать в когнитивном пространстве [6]. Эмоциональный компонент коммуникативной компетентности связан, прежде всего, с созданием и поддержанием позитивного эмоционального контакта с собеседником, саморегуляцией, умением не только реагировать на изменение состояния партнера, но и предвосхищать его. Коммуникативная компетентность ко всему прочему, определяется не только способностями, знаниями, умениями и навыками, но и возможна в случае развитой способности к пониманию того, что происходит в процессе взаимодействия, в условиях, что познание строится как субъект — субъектное [5]. В настоящее время существует два подхода коммуникативной компетентности: теоретический и практический.
Умение общаться, как первая составляющая коммуникативной компетентности, — это способность устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми. В трудах Л. А. Петровской, говорится о готовности личности к общению «в плане развития и соответствующих ценностей, установок, и адекватных умений» [4].
Резюмируя, под коммуникативной компетентностью мы понимаем способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми. В состав коммуникативной компетентности включаем некую совокупность знаний, умений и навыков. Коммуникативная компетентность выступает как одна из наиболее важных профессионально значимых характеристик сотрудника МВД, а ее формирование — как актуальная задача профессионального развития и становления личности специалиста.
Взаимосвязь эмоционального интеллекта и коммуникативной компетентности у сотрудников МВД
Эмоциональный интеллект — это группа ментальных способностей, которые способствуют осознанию и пониманию собственных эмоций и эмоций окружающих.
Коммуникативная компетентность — способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми. В состав коммуникативной компетентности включаем некую совокупность знаний, умений и навыков.
Теперь рассмотри, взаимосвязь эмоционального интеллекта с коммуникативной компетентностью.
Эмоциональный интеллект является важным фактором адаптации, оптимизации межличностного взаимодействия, просоциального и иного позитивного поведения, а коммуникативная компетентность — способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми. Понятия тесно связанны между собой и играют важную роль в работе сотрудников МВД. Сотрудник должен быть в состоянии так взаимодействовать с участниками уголовного процесса, сослуживцами, руководством, чтобы достигать поставленных целей, получать необходимый эффект (раскрыть преступление). Полемика о соотношении аффективной и когнитивной области психики привела к необходимости объединения эмоции и разума в одну теорию, которая демонстрирует, как именно две эти области, взаимодействуют и через коммуникацию влияют на результаты адаптации и социализации.
Продуктивным в этом плане представляется подход Е. А. Хлевной, рассматривающий эмоциональный интеллект специалиста как когнитивную способность воспринимать, анализировать эмоции, повышать эффективность мышления с помощью эмоций, понимать эмоции и эмоциональные проявления и рефлексивно регулировать эмоции. [1].
От коммуникативной компетентности сотрудника полиции, его потребностей и специфики мотивации в профессиональном общении зависит характер его коммуникативной активности и признаваемые им коммуникативные ценности. Таким образом, мы можем предполагать, что существует взаимосвязь между эмоциональным интеллектом и коммуникативной компетентностью сотрудников МВД. Они способны проявлять гибкость и эмоциональное участие в отношениях с другими людьми, что позволяет им устанавливать и поддерживать конструктивные взаимоотношения.
Источник