Чувства в рассказе После бала (на балу и после бала)
Л.Н. Толстой назвал свой рассказ «После бала» так как чувства, мировоззрение, отношение к миру главного героя Ивана Васильевича поменялись после одного бала. Ведь все было иначе, если бы не один случай.
Чувство, которое окрыляло Ивана Васильевича, было его очередной любовью к одной молодой барышне. В нее он влюбился не в первый раз, но сильнее, чем обычно. Это была дочь полковника Петра Владиславовича. Варенька была восемнадцатилетней девушкой, как казалось Ивану Васильевичу, она была самой красивой девушкой. Стройна и величественна. Любовь к ней не имела границ, его не интересовало, нравится ли он Вареньке. Он был уверен, что его любви хватит на двоих. Как видно из рассказа самого Ивана Васильевича, судьбой Вареньки он интересовался всю жизнь, был в курсе ее личной жизни. Один случай смог повлиять на дальнейшую судьбу его любви, которая со временем стала угасать. Учитывая его восторженные чувства к Варе, изменить свое отношение к ней могло только очень веское обстоятельство.
Такие же восторженные чувства Иван Васильевич испытывал к отцу Вареньки. Полковник был добр, улыбчив, красиво танцевал. По нему было видно, что он готов отдать Вареньке все, он любил дочь. Во время танца, Ивана Васильевича вдруг посетило чувство страха, он боялся, чтобы что-нибудь не испортило его счастья. Это было словно предчувствие будущих событий.
Так все и произошло. Ранним утром Ивану Васильевичу не спалось. Он отправился на прогулку. Томимый чувствами, оставшимися у него после бала, ноги привели его к дому Вареньки, где он увидел много черных людей, солдат, которые наказывали татарина за побег. Руководил всей армией отец Вареньки. На тот момент Иван Васильевич заметил лишь знакомую фигуру, все остальное было другим. Полковник не улыбался, напротив он был злой, грозный. Тогда молодого человека поразила жестокость этого человека. Его вдруг посетили смешанные чувства.
После произошедших событий, любовь к Вареньке стала проходить. Человек, с доброй улыбкой, мог позволить себе столько жестокости? Иван Васильевич воспринял все близко к сердцу. Он бы не смог больше находится в присутствии этого полковника. Поэтому Иван Васильевич принял решение держаться подальше от их семьи. В то же время чувства к Варе начали угасать. Это говорит о мягкости его характера, о сострадании к другим людям. Увиденное событие сильно впечатлило молодого парня и отбило охоту стать военным. Вот так вот пришла к завершению его любовь, и прошли восторженные чувства.
2 вариант
Очень разные чувства в двух частях этого рассказа: хорошие в начале, но в конце – плохие.
До праздничного вечера Иван волнуется, спешит… В итоге он доволен, что всё успел. Его мысли заняты Варенькой, к которой он чувствует влюбленность. Конечно, тут и радость от встречи. Иван Васильевич веселый, а когда смотрит на танец Вари с папой, то почти восторженный. Ещё появляется чувство умиления этой семьей, к её отцу – уважение, а ещё благодарность за его нежное отношение к дочери. Всё это практически счастье! Молодой человек от восторга не мог заснуть – хотелось гулять.
Все остальные на балу тоже были в хорошем расположении духа. Вареньке было весело, хотелось танцевать – красоваться. Ей было приятно от внимания Ивана, она явно выделяет его среди остальных поклонников. Её батюшка тоже доволен – ему приятно находиться в гостях, здорово танцевать с дочерью, хотя сначала он заставил себя упрашивать – скромничал. Но это как такая светская игра.
После сцены с солдатами Иван ощущает, как там говорится, себя неловко. Ему так стыдно, что почти тошнит. И почему ему стыдно? Ведь он-то ничего плохого не сделал… Стыдно за «будущего тестя». Когда стыдно за другого, то это чувство даже сильней! Конечно, Ивану и неприятно… А любовь со временем сходит на нет. Когда он вспоминал о Варе, и любовь просыпалась в его сердце, тут же вспоминалась и эта сцена с её жестоким отцом – становилось отвратительно… Так эти чувства практически соединились, но вот только отвращение всё-таки сильней, поэтому оно затмило любовь. Хотя она и была сильной, но неприятные чувства от шока стали сильней…
Он видит и реакцию Петра Владиславовича, когда он его заметил. Тот явно не радуется – не улыбается, а отводит глаза, несколько кривится, делает вид, что не узнал Ивана. Скорее всего, ему стыдно тоже… По крайней мере, неприятно, что он видит знакомого человека. А до этого Петр был очень строг, суров, почти гневался. Солдаты испытывали жалость и стыд, а несчастный – тоску, страх.
Два слова о том, что уже в возрасте Иван Васильевич испытывает хорошие чувства к Варе, но он спокоен. Он знает, что сделал свой выбор – в пользу простых людей. И считает его правильным!
И пусть чувства плохие после бала, но они толкают героя к хорошим поступкам, а в начале хорошие чувства – обман, который мог бы его завести почти в западню. Думаю, что Иван Васильевич не хотел бы однажды стать таким «двойным», как полковник.
Рассуждение
События, описанные автором в рассказе «После бала» происходят друг за другом: вечером и ночью герой наслаждается танцами, атмосферой праздника, а утром он оказывается свидетелем безжалостной сцены. Эмоции, которые он испытал, их наложение друг на друга от двух разных сторон жизни, меняют его представление о насущном, его мировоззрение.
Во время бала герой счастлив, его окружают такие же счастливые люди, он танцует практически все танцы с великолепной девушкой, в которую влюблен, знакомится с ее чудесным отцом. Танец отца и дочери умиляет и поражает героя, трогает струны его души. Перед ним человек примерно 50 лет, статный полковник, который любит свою дочь, который гордится своей дочерью. Даже по такой мелочи, как разница в их одежде, понятно, что отец не скупится на одежду для дочери, при этом он экономит на себе, он носит самодельные старые ботинки и выглядит хоть и скромно, но вполне ухоженно, как подобает военным. Такие отношения между родственниками и сам образ полковника, как верного и любящего отца, становятся для героя примером.
После бала герой, воодушевленный вечером, не мог заснуть и решил прогуляться. Увиденное во время прогулки – полковник при исполнении своих обязанностей – меняет его отношение к этому человеку и развеивает его восторженные чувства, родившееся в нем прошлой ночью. Герой видит процесс жестокого наказания одного из военнослужащих. При этом один из солдат, как показалось полковнику, плохо исполнил свою роль в этом наказании, за что сам незамедлительно подвергается наказанию со стороны полковника – непосредственного начальника.
Не соответствие образов заботливого отца и жестокого, бездушного военного на физическом уровне отражается на герое, ему становится плохо, его тошнит, он испытывает гнев, досаду, разочарование. При этом у героя нет мыслей о том, чтобы осудить такое поведение, такое несоответствие образов. Он наоборот, пытается найти причину таким изменениям, как бы хватаясь за то хорошее впечатление, которое произвел на него отец девушки на балу. Любовь героя к девушке при этом стала проходить, так как он не мог понять, от чего такой добрый, улыбающийся человек, как ее отец, мог быть таким суровым на службе. Скорее всего, мягкий и добрый отец девушки становится жестоким полковником на службе под воздействием жестокой системы, не терпящей возражений, не испытывающей жалости к слабым. При этой системе прав тот, кто физически сильнее, кто не побоится проявить свою силу.
Также читают:
Картинка к сочинению Чувства в рассказе После бала
Популярные сегодня темы
Одним из самых древних жанров литературы, дошедших до наших дней, является басня. Еще в V веке до нашей эры в Древней Греции славился своими баснями Эзоп, который в прозе смело описывал пороки общества своего времени.
Комедия «Ревизор» вышла в свет в 1836 год, вызвав сильный резонанс в обществе. Эта комедия также подарила множество крылатых выражений и нарицательных слов, одним из которых является «хлестаковщина».
Бориса Леонидовича Пастернака можно назвать великим русским поэтом, который также занимался и переводческой деятельностью. Его жизненный путь был долгим, однако стоит сказать о том, что при литературном даре писателя
Папу Карло знают как добродушного папу деревянного мальчика по имени Буратино. Он – старый шарманщик, из друзей которого только пьяница Джузеппе, который и подарил ему полено, впоследствии ставшее самой известной куклой в городе.
Отец Александра Сергеевича был военным человеком. Он получил французское образование. В отставку ушел майором. После службы начал карьеру статского советника.
Источник
Анализ душевного состояния главного героя рассказа Л.Н. Толстого «После бала»
- совершенствовать навык анализа художественного произведения через описание душевного состояния героя.
· Научить разграничивать позицию рассказчика и автора;
· Расширить представления о приёме контраста, как способе эмоционального воздействия на читателя;
· провести наблюдение за душевным состоянием героя;
· развивать навыки анализа художественного текста, характеристики литературных героев, выразительного чтения;
· уметь сопоставлять душевные состояния героя, основанные на контрасте;
· развивать логику, мышление, умения сопоставлять и делать выводы;
· развивать монологическую и диалогическую речь;
· воспитание чувства долга, чести, совести, любви, доброты, милосердия, уважения к человеку
Тип урока : изучение нового материала
-организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
-стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности
-контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности
Методические приёмы : анализ текста, аналитическая беседа, выразительное чтение, комментарий учителя.
Оборудование : портрет Л.Н. Толстого, эпиграф, текст рассказа, иллюстрации, компьютер, слайдовая презентация.
Межпредметные связи : литература, русский язык, история, информатика, изобразительное искусство.
Образовательные результаты: выявление особенностей душевного состояния героя, основанных на контрасте, развитие навыков анализа художественного произведения, работа над культурой речи.
Есть только одно важное для всех дело в жизни – улучшать свою душу. Л.Н.Толстой
1. Организационный момент. ( Доброе утро. Как ваше настроение? Меня зовут Татьяна Геннадьевна
Сегодня на уроке мы продолжим работу над рассказом Л.Н. Толстого «После бала». Этот урок мы посвящаем анализу душевных переживаний Ивана Васильевича. Итак, тема нашего урока: «Анализ душевного состояния главного героя рассказа Л.Н.Толстого «После бала». ( запишите тему в тетради).
Цель нашего урока – проследить изменения душевного состояния Ивана Васильевича.
2. Вступительное слово учителя . Л.Н. Толстой – великий писатель-психолог. В своих книгах он исследовал человеческую душу, показал её в развитии. Он был уверен, что в глубине души каждый человек точно знает, что хорошо, а что плохо. Был убеждён, что люди должны стремиться стать лучше, чище. Он утверждал, что переделать себя никогда не поздно, потому что «есть только одно важное для всех дело в жизни – улучшать свою душу». Это эпиграф нашего урока, запишите его.
3. Напрашивается вопрос:
· Как прожить свою жизнь, сохранив лучшие душевные качества? Чтобы ответить на него, мы обратимся к тексту.
— Что вы узнали о главном герое?
— Чем он живет? Что его интересует? (стр. 328- зачитать)
Вывод: В начале рассказа глобальные вопросы человеческой жизни героя не интересуют, он не задумывается о том, что происходит вокруг. Это обыкновенный человек, добрый, порядочный, с хорошей душой.
— Итак, наш герой весел и молод
— Где же он ощущает наибольшее счастье? ( Дети отвечают: « На балу»).
4. Перенесёмся на некоторое время на бал, послушаем музыку и посмотрим танец. (Заранее подготовленный ученик) читает описание бала на фоне музыки и танца со слов:
«Дождавшись начала мазурочного мотива, он бойко топнул одной ногой, выкинул другую, и высокая, грузная фигура его то тихо и плавно, то шумно и бурно, с топотом подошв и ноги об ногу, задвигалась вокруг залы. Грациозная фигура Вареньки плыла около него, незаметно, вовремя укорачивая или удлиняя шаги своих маленьких белых атласных ножек. Вся зала следила за каждым движением пары».
— Какие чувства испытали вы от музыки и танца?
5. А чтобы лучше разобраться в душевном состоянии Ивана Васильевича, предлагаю поработать в группах:
Первой группе необходимо найти в тексте рассказа слова, которые помогут понять душевное состояние героя на балу,
Вторая группа проследит за состоянием Ивана Васильевича после бала, когда вернулся домой.
Третья группа исследует душевное состояние персонажа в сцене наказания. (работают 5-6 минут), создать легкий фон музыки
6. Проверка задания 1группа (на балу ) Итак, в каком настроении находится Иван Васильевич на балу? (показать иллюстрацию)
- «…не пил, потому что без вина был пьян любовью…»;
- «…вскакивал, не дожидаясь приглашения…»;
- «…вальсировал… и не чувствовал своего тела»;
- «…взял пёрышко и только взглядом мог выразить весь восторг и благодарность»;
- «…я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро»;
- «… эти четвероугольные носки сапог умиляли меня»;
- «Я обнимал в то время весь мир своей любовью»;
- «К отцу же её… я испытывал в то время какое-то восторженно-нежное чувство»;
- « Я было испугался, что её увезут…»
- «… бесконечно счастлив, счастье моё всё росло и росло»;
- «…достаточно того, «что я любил её»;
- « …боялся только одного, чтобы что-нибудь не испортило моего счастья» 12 проявлений счастья, радости, умиления, восхищения
Вывод: наш герой испытывает душевное возбуждение, восторг, бесконечное счастье
Проверка задания 2 группа (приехал домой): С каким же настроением герой вышел из дома на утро после бала?
1. «… подумал о сне…, я увидал, что это совершенно невозможно»;
2. «. я вижу её в паре с отцом, когда она плавно двигается вокруг него…»
3. «…невольно соединяю его и её в одном нежном, умилённом чувстве»;
4. «…стало любовно жалко (брата) за то, что он не знал и не разделял того счастья, которое я испытывал»;
5. « Вид…заспанного лица (лакея Петруши) показался мне умилительно трогательным»;
6. «…я был слишком счастлив, я не мог спать»;
7. «…всё было мне особенно мило и значительно»;
8. «…в душе у меня всё время пело и изредка слышался мотив мазурки»
8 проявлений взволнованности, восторга и душевного трепета
Вывод: заснуть не может, умиление образом возлюбленной, желание поделиться с кем-нибудь.
Проверка задания 3 группы «сцена избиения» (показать иллюстрацию) Переход из одного состояния в другое.
1. «…это была какая-то другая, жёсткая, нехорошая музыка»;
2. «… не переставая повторяли всё ту же неприятную, визгливую мелодию»;
3. « Мне было до такой степени стыдно, …я опустил глаза и поторопился уйти долой»;
4. «…в ушах у меня то била барабанная дробь и свистела флейта…»;
5. «…на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет…»;
6. «… только стал засыпать… вскочил»;
7. «… и заснул только к вечеру…, пошёл к приятелю и напился с ним совсем пьян»;
8. «… вспоминал полковника… становилось… неловко и неприятно…»
6 проявлений тоски, подавленности, душевного взлёта.
7. С каких слов начинается вторая часть рассказа? («Когда я вышел на поле…») Почему он не поделён на главы? (Чтобы добиться большего контраста, переход осуществляется внезапно, когда чувства героя еще не остыли, поэтому мы воспринимаем это очень остро, в этом мастерство Толстого-психолога)
Что произошло с главным героем? Что повлияло на смену настроения? От переполнявших его чувств он решил прогуляться, но
привлекла музыка, которая не соответствовала его душевному состоянию. Зачитайте, как Л.Н. Толстой описывает её звучание (стр. 334)
-Что же он увидел? Чтение отрывка избиения татарина со слов: (стр.335) «Братцы, помилосердуйте. Братцы, помилосердуйте.» Но братцы не милосердовали, и, когда шествие совсем поравнялось со мною, я видел, как стоявший против меня солдат решительно выступил шаг вперёд, со свистом взмахнув палкой, сильно шлёпнул ею по спине татарина. Татарин дёрнулся вперёд, но унтер-офицеры удержали его, и такой же удар упал на него с другой стороны, и опять с этой, и опять с той. Полковник шёл подле и, поглядывая то себе под ноги, то на наказываемого, втягивал себе воздух, раздувая щёки, и медленно выпускал его через оттопыренную губу. Когда шествие миновало то место, где я стоял, я мельком увидал между рядов спину наказываемого. Это было что-то такое пёстрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека». (показать иллюстрацию)
8 . Вы уже знаете, что рассказ построен необычно, даже название говорит об этом.
— Для чего писатель так натуралистично, кроваво описывает наказание солдата?- Какой приём он использует?
Контраст (противопоставление). Случай сломал внутренний мир героя. В собственной душе он не мог найти оправдание поступку полковника. Счастье – разочарование — отвращение. (Показать рисунки)
9. Диаграмма, график, весы? Душевные переживания героя показаны в динамике: восторг, счастье на балу – всё нарастающая радость – возбуждение (невозможность уснуть) стыд — физическая тоска – острая жалость — подавленность — отвращение (тошнота, вот-вот… вырвет…») к издевательствам, к бесчеловечности, возникшее при виде наказания татарина) — всё это привело к изменению всей жизни, отказ служить в армии да и «любовь к Вареньке сошла на нет».
Добро : любовь, нетерпение, танцы, восторг, счастье, добро, умиление, обнимать мир, нежность, не мог спать, поделиться со всеми, трогательный, мило и значительно, душа пела.
Зло: стыд, барабанная дробь, физическая тоска, ужас, пьян, неловко и неприятно.
10 . Какой жизненный путь он выбрал? (Быть военным, любимым и согласиться с двуличием полковника? Или отказаться от военной карьеры, от жестокости, унижения человека и жить по законам добра?
— Л. Н. Толстому-гуманисту было важно, какой путь выберет каждый из нас… как мы проживём свою жизнь… Вот выбирайте. Литература вам подсказывает!
11. Выводы и обобщения : Чтобы сохранить свою душу, Иван Васильевич делает свой нравственный выбор. Он посвящает себя людям, потому что … «есть только одно важное для всех дело в жизни – улучшать свою душу». Судьба Ивана Васильевича – это судьба сотен и тысяч думающих людей России. В лице героя мы видим протест писателя против лицемерия, насилия и унижения человеческого достоинства. Л. Толстой хочет сказать, что подобный случай не мог не повлиять на человека, сохраняющего свою нравственность. Поступком Ивана Васильевича выражена авторская позиция: человек должен самосовершенствоваться – тогда изменится и мир вокруг тебя.
— Чему научил нас сегодня Толстой?
— Каков смысл жизни человека?
— С какой целью мы живём на земле?
12. Подведение итогов.
13. Выставление отметок.
Д.З. Письменно ответьте на вопрос (по выбору) :
· «Были ли в вашей жизни случаи, которые потрясли вас…»
· «Случай, изменивший мои взгляды о человеке…»
Каждому из нас в жизни приходилось делать свой нравственный выбор.
Вам предстоит большая интересная жизнь, полная взлетов и падений. Я желаю вам, чтобы вас миновали такие потрясения, которые пережил герой рассказа Л.Н. Толстого «После бала». Мне хочется, чтобы все ваши мечты сбылись, а на душе было всегда светло и радостно.
Источник