Эмоциональное состояние дошкольников с онр

Эмоциональное благополучие дошкольников с общим недоразвитием речи

Любовь Слугина
Эмоциональное благополучие дошкольников с общим недоразвитием речи

Радикальные преобразования последних лет, происходящие в современной России, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования.На данном этапе основным приоритетом выступает личностно -ориентированное взаимодействие педагога с ребенком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии.

Сегодня, как никогда, широко осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. А эмоциональное развитие является одним из новых направлений в развитии личности.

Пожалуй, самыми ценными человеческими качествами во все времена и во всех культурах считаются доброта и отзывчивость. Способность поделиться, помочь, уступить, разделить чужую радость и беду — драгоценный талант, который, увы, встречается все реже. И хотя в наши дни более важными становятся совсем другие качества (способность добиваться своего, сила, прагматизм, стремление к лидерству и пр., на вопрос «Что вы больше всего цените в людях?»подавляющее большинство по-прежнему отвечает: доброту и отзывчивость.

Известно, что детские эмоции характеризуются импульсивностью и лишь со временем перерастают в более устойчивые привязанности, симпатии и антипатии, на основе которых с годами складываются такие эмоции и чувства, как любовь и ненависть, дружба и взаимопонимание и т. д. В наше время, когда сеть телевидения, литература опутаны насилием и убийствами, унижением достоинств другого человека, эмоциональное развитие ребенка является особенно актуальным.

Дошкольный период — возраст, когда эмоции, чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка. Эмоциональное развитие дошкольника является одним из существенных условий, обеспечивающих эффективность процесса обучения и воспитания. На протяжении всего дошкольного возраста у ребенка идет развитие эмоциональной сферы: обобщение опыта эмоциональных переживаний, формирование понимания собственных эмоциональных состояний, складываются эталоны восприятия эмоционального состояния других людей, формируются умения их выражать, что не всегда доступно ребенку с общим недоразвитием речи.

Психологическая и педагогическая наука подчеркивают огромную роль эмоций для всего хода становления психики детей, а также важность развития эмоциональной саморегуляции у детей — дошкольников (А. И. Захаров, Л. Ф. Островская, Ольшанникова А. Е., Юркевич B.C., Цыркун Н. А., Колпакова Н., Степанова Г. и др.)

Интерес к проблеме психологического здоровья, в том числе и эмоционального благополучия вызван тем, что с каждым годом появляется все больше детей с неточными отклонениями в эмоциональной сфере. Кроме того, сокращается число здоровых детей. Увеличивается и число отклонений, приобретенных в раннем детстве в физическом и умственном развитии. Отдельную и все более многочисленную группу представляют собой дети с речевыми нарушениями.

ОНР (общее недоразвитие речи) представляет одно из наиболее тяжелых речевых расстройств, которое может быть вызвано целым рядом причин. Наличие речевой патологии у ребенка часто вызывает у родителей и взрослых ближайшего окружения неадекватное отношение к нему. Вследствие чего у ребенка формируется особое отношение к себе и окружающему мир, появляются признаки эмоционального неблагополучия.

Публикации Грибовой О. Е., Левиной Р. Е., Мастюковой Е. Л., Чиркиной Г. В., Филичевой Т. Б. и др. подтверждают наличие у детей с общим недоразвитием речи стойких нарушений коммуникативного акта, сопровождающихся незрелостью отдельных психических функций, эмоциональной неустойчивостью.

Наиболее сильные эмоциональные переживания вызывают у ребенка его взаимоотношения с другими людьми — взрослыми и детьми.

Важную роль в развитии личности ребенка играет семья и взаимоотношения с родителями. Первые впечатления, радостные и горькие, удивление и заинтересованность, обиды и разочарования, истоки будущих отношений с людьми — все возникает в семье.

Проблема условий эмоционального благополучия ребенка в семье привлекает все большее внимание широкого круга исследователей (Алемаксин М. А, Захаров А. И., Дубровина И. В., Божович Е. Д., Бреслав Г. М., репина Т. А. и др.).

В общении с родителями, которые помогают ребенку познавать мир «взрослых» предметов, должны преобладать мотивы сотрудничества, хотя сохраняется и чисто эмоциональное общение, необходимое на всех возрастных этапах. Помимо безусловной любви, эмоционального тепла дети ждут от взрослого непосредственного участия во всех своих делах, совместного решения любой задачи.

Взрослые должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком, так как взаимоотношения с другими людьми, их поступки — важнейший источник формирования чувств дошкольника: радости, нежности, сочувствия, гнева и других переживаний. От эмоций, которые чаще всего испытывает и проявляет ребенок, зависит успешность его взаимодействия с окружающими его людьми, а значит, и успешность его социального развития.

На основе наших наблюдений мы сделали выводы, что

эмоциональная сфера дошкольников с ОНР характеризуется повышенной тревожностью, высокой степенью психоэмоционального напряжения, невыраженностью сопереживания к эмоциональному состоянию других людей;

• самооценка детей с ОНР значительно ниже, чем у их ровесников, не имеющих речевых нарушений;

• у детей с ОНР снижено стремление к успеху, они более остро воспринимают неудачи.

Обучение и эмоционально-волевая сфера неразрывно связаны между собой. Дети, испытывающие чувство тревоги, имеющие низкую самооценку, высокую степень психоэмоционального напряжения, не проявляющие активности в какой-либо деятельности, не смогут ничему научиться. Сколько бы сил не тратили на это взрослые. Поэтому задача педагогов найти подход, средства и методы для успешного обучения и воспитания детей с ОНР.

Читайте также:  Гигиена органов чувств кратко

Формирование эмоциональной сферы у детей с общим недоразвитием речи требует поэтапной работы. Основной целью мы ставим ознакомление детей с эмоциональными состояниями, которые доступны их возрасту (радость, гнев, страх, грусть, удивление, формирование умения передавать и понимать заданное эмоциональное состояние. Далее нашей задачей является формирование эмоциональной лексики, называющей чувства, переживаемые самим говорящим или другим лицом. Знакомство детей с фундаментальными эмоциями осуществляется как в ходе всего учебно-воспитательного процесса, так и во время специальных игр, где дети переживают эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, знакомятся с опытом сверстников, а также с литературой, живописью, музыкой. Ценность такой деятельности состоит в том, что у детей расширяется круг осознаваемых эмоции, они начинают глубже понимать себя и других, у них чаще возникает эмпатия по отношению к взрослым и детям.

Мы учим детей «читать» эмоциональное состояние других людей и адекватно на него откликаться. Ребенок, у которого наблюдаются трудности в определении эмоциональных состояний и настроения людей, не научится правильно тожовать социальные ситуации, будет ошибаться в выборе линии поведения, что приведет к проблемам во взаимоотношениях с окружающими людьми.

Наиболее сильные эмоциональные переживания вызывают у ребенка его взаимоотношения с другими людьми — взрослыми и детьми.

С целью создания эмоционального комфорта детям в группе мы выработали правша,которые имеют воспитательную ценность: • положительно оценивать ребенка и его действия;

• никогда не называть ребенка по фамилии, так как это снижает эмоционально — положительный настрой;

• уважать права ребенка на развитие индивидуальности;

• признавать значимость каждого ребенка для всей группы;

• вызывать стремление у каждого стать равноправным членом детского коллектива;

• подчеркивать специфичность половых различий (направлять внимание девочек на мягкость, женственность, внимательность; мальчиков — на смелость, великодушие, ответственность).

С помощью сюжетно — ролевых, подвижных игр и игровых упражнений, элементов психогимнастики, техники выразительных движений, психомышечной тренировки, мимики и пантомимики, литературных произведений и сказок (игр — драматизации) мы способствуем развитию эмоциональной сферы ребенка.

В своей работе мы опираемся на опыт Скотниковой Е. С., логопеда Свердловской области, и используем следующие игры для развития эмоционально— речевой сферы своих воспитанников:

Дети собирают лицо человека из частей с разными эмоциональными состояниями.

• «Шкатулка ласковых имен»

Дети придумывают ласковые имена своим товарищам. Придумывают ласковое имя для себя. Побеждает тот, кто больше придумает ласковых имен.

Один ребенок — царевна — Несмеяна. Все остальные дети подходят по очереди и пытаются рассмешить ее, используя самые разнообразные приемы (кроме физических — щекотка). Выигрывает тот, кому удастся рассмешить царевну.

Назвать настроение каждого ребенка (зверюшки, изображенного на картинке и объяснить, почему так думаешь.

• «Я начну, а ты продолжи» Когда у меня хорошее настроения, я. Когда у меня плохое настроение, я. Хорошее настроение помогает мне.

К дедушке в деревню приехал Петя и сразу же пошел гулять. Дедушка рассердился, что Петя ушел за калитку. А если из леса придет волк, что будет с Петей?

• «Где мы были не скажем, а что делали покажем», «Зеркало движений» Детям предлагается без слов (жестами и мимикой) изобразить, где они побывали и что делали. Ситуации задает педагог. Один ребенок или подгруппа детей изображают действие, остальные отгадывают.

Таким образом, с помощью этих упражнений и игр мы расширяем эмоциональную лексику, помогаем детям выбирать нужные эмоции в зависимости от ситуации, сопереживать героям сказок и своим ровесникам, показываем значимость различных эмоций. Так же рекомендуем родителям дома использовать данные упражнения.

Аттестация. Портфолио воспитателей: «Наличие психологического комфорта на занятии» В настоящее время достаточно актуальна проблема взаимосвязи педагогического общения и эмоционального самочувствия дошкольника. Можно с уверенностью.

Использование инновационной технологии «Метод проектов» в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР Авторы: учитель-логопед Горохова Ирина Николаевна, учитель-логопед Савилова Елизавета Анатольевна, учитель-логопед Шелковникова Светлана.

Источник

Консультация для родителей «Эмоциональное развитие детей с ОНР»

Галина Желонкина
Консультация для родителей «Эмоциональное развитие детей с ОНР»

Любая образовательная программа дошкольного образования должна обеспечить полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, себе и окружающим.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования включают в себя: способность ребенка договариваться; учитывать интересы и чувства окружающих; сопереживать неудачам и радоваться успехам близких; адекватно проявлять свои чувства, в том числе веру в себя; стараться разрешать конфликты; достаточно хорошо владеть устной речью; уметь выражать свои мысли и желания, использовать речь для передачи своих мыслей, чувств и желаний.

Читайте также:  20 нед не чувствую шевелений

Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста — одно из важнейших направлений деятельности в современном детском саду.

Эмоции — это переживания, с помощью которых ребенок взаимодействует с окружающим миром, одновременно познавая его.

Поведение ребенка, развитие его эмоциональной сферы является важным показателем психического состояния, благополучия, возможных перспектив развития, а так же его здоровья.

Эмоции выполняют регулирующую и охранную функции, жизнь без эмоций, как положительных, так и отрицательных, пресна и бесцветна.

Однако, развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития, хотя эмоциивоздействуют на все компоненты познания: на ощущения, восприятие, воображение, память и мышление.

Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других.

Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка со взрослыми и сверстниками.

Эмоции — ценность дошкольного возраста. Эмоциональная сфера сама по себе стать совершенной не может. Ее необходимо внимательно изучать и бережно развивать.. В последние годы увеличивается количество детей с нарушением психоэмоционального развития. К типичным симптомокомплексам эмоциональных нарушений дошкольников относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность и др., что вызывает массу сложностей во взаимоотношениях ребенка с окружающим миром. Неспособность понять эмоциональное состояние другого приводит к психологической несовместимости и нередко становится причиной конфликтов. По данным ученых полученный в детстве эмоциональный опыт является весьма прочным и принимает характер установки.

Поэтому одним из важных направлений является формирование представлений об эмоциях.

Речевое развитие напрямую связано с эмоциональным. Обогащение словаря старших дошкольников существительными, обозначающими эмоции и чувства, образование от них глаголов, прилагательных и наречий значительно расширяют возможности ребенка для выражения собственных чувств и описания чувств другого человека.

Язык чувств, обозначающий явления эмоциональной жизни, очень важен. Называние эмоций ведет к эмоциональному осознанию ребенком себя. Ребенок, говорящий грамотным языком, обладающий богатым словарным запасом, лучше мыслит, у него появляется больше оттенков для словесного обозначения чувств, он яснее понимает себя, свои переживания, его эмоции становятся более дифференцированными. Психологи считают, что резервы повышения действенности нравственных представлений ребенка лежат в эмоциональной насыщенности содержания оценочных суждений взрослых, в использовании ими оценок личностных свойств, оценок-состояний, оценок-предвосхищений и других форм эмоциональных отношений, соответствующих уровню нравственного развития дошкольника.

Особое значение имеет формирование эмоциональной сферы для дошкольников с общим недоразвитием речи. Для детейэтой категории характерны следующие общие особенности: недостаточность словарного запаса; аграмматичное построение фразы; недостатки в выражении эмоционально-смыслового высказывания; проявления гипомимии, проявляющиеся в трудностях выражения на лице эмоциональных состояний. Дети с общим недоразвитием речи испытывают трудности в употреблении синонимов и антонимов; конкретные слова-определения заменяют более широкими и общеупотребительными словами (веселая, добрая, ласковая – «хорошая»); могут заменять названия признаков названиями действий и наоборот (испуганная – испугалась).

Авторы исследований обращают внимание на нестабильность эмоционально-волевой сферы у детей с общим недоразвитием речи. В психическом облике этих детей наблюдаются отдельные черты общей эмоционально-волевой незрелости, слабая регуляция произвольной деятельности.

Отмечаются аффективные реакции: дети осознают свой дефект, вследствие чего появляется негативное отношение к речевому общению, инициативы в общении обычно такие дети не проявляют, зачастую этому мешают непонимание словесных инструкций или невозможность высказать своё пожелание. Дети, как правило, не прибегают к речевому общению с целью уточнения инструкции.

Дети с речевыми нарушениями пользуются в основном общеизвестными, наиболее распространенными словами и выражениями. Эмоционально-экспрессивная лексика используется ими достаточно выборочно и фрагментарно, они с трудом дифференцируют и описывают эмоциональные состояния, как свои, как и эмоциональные состояния героев литературных произведений, картин. Детям с речевыми нарушениями трудно не только мимическими средствами передать страх, удивление, гнев, но и эмоционально адекватно выразить свое высказывание. Их речь интонационно монотонная и лексически не выразительная.

Связная речь у детей с общим недоразвитием речи также развита недостаточно. Они с трудом составляют рассказ об игрушке, предмете, из личного опыта. Их рассказы отличаются непоследовательностью, неточностью, зачастую просто перечисляя события или действия. Эмоциональное оценивание действий, поступков героев в рассказах детей минимизированы или вовсе отсутствуют. Между тем, вербализация чувственных эмоциональных состояний призвана помогать детям осуществлять межличностное общение, служить средством коммуникации.

Необходимо специально формировать у детей представления об эмоциях; учить различать и понимать эмоциональные состояния взрослых и сверстников, выраженные в мимике, пантомимике; давать представления о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слово).

Дошкольники затрудняются в словесном описании оттенков эмоциональных состояний. Словарь старшего дошкольника можно пополнить названиями таких эмоций, их оттенков и состояний,как: интерес — внимательность; радость — удовольствие; удивление — восхищение — изумление; горе — отчаяние — страдание — сострадание; гнев — злость — зависть; обида — досада; презрение — брезгливость — отвращение; страх испуг; стыд — вина; тревога — беспокойство; сочувствие — жалость — нежность; грусть — печаль.

Читайте также:  Настроение радуга после дождя

Основными средствами развития представлений об эмоциях выступают детская художественная литература, фольклор, иллюстративный материал, серии картин, настольный театр, развивающие игры, когнитивные схемы эмоций.

Детям можно предлагать для прослушивания небольшие по объему прозаические и стихотворные произведения, в которых говорится о разных эмоциональных состояниях и чувствах детей. Для развития представлений об эмоциях, выражения, стимулирования оценочного отношения к окружающей жизни рекомендуется использование детской литературы, например, отрывки из «Мойдодыра» К. И. Чуковского, в которых отражены чувства умывальника — гнев, радость, удивление. Стихи детских писателей о персонажах, проявляющих различные чувства и эмоции.

Чтение произведений можно позволяет осуществлять не только словарную работу, но и использовать для решения психологических проблем детей, развития умения рассуждать, делать умозаключения. Беседы на такие темы, как правило, способствуют установлению более тесного контакта взрослого с ребенком, вызывают у ребят желание вступить в диалог. Разбирая конкретную ситуацию, необходимо заземлить ее на личном опыте детей. Только разбор конкретных жизненных ситуаций становится принятым ребенком. Это он возьмет в свою социальную копилку.

Взрослый может привести пример из своего детства или случай из взрослой жизни. Рассказ взрослого о своих чувствах делает беседу более доверительной, способствует самораскрытию детей. Словарная работа осуществляется по традиционной методике. Однако механическое повторение понятия использовать нельзя. Лучше закреплять новое понятие путем обращения к личному опыту или мнению детей. Толкование слов-понятий можно брать из «Словаря русского языка» С. И. Ожегова, который поможет взрослым более грамотно и четко объяснить суть понятия, связанного с эмоциями и чувствами человека.

Важное место стоит отвести проблемным ситуациям: «Узнай настроение», «Какое чувство испытывает герой»; игровым заданиям типа «Отбери картинки, на которых дети радуются (грустят, удивляются, сердятся пр.)», «Посмотри на картинку и реши, какое настроение у изображенных на ней людей». Также, необходимо помочь детям отреагировать имеющиеся отрицательные эмоции (страх, гнев и пр., препятствующие его полноценному личностному развитию; обогащать их словарь за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения, что является одним из главных составляющих в работе с детьми с общим недоразвитием речи.

Можно предложить передать движениями то или иное эмоциональное состояние.

Детям рассказывают ситуации из жизни, раскрывающие то или иное эмоциональное состояние.Затем предлагают ответить на вопросы по данной ситуации: «Какое настроение героя? Почему ты так думаешь? Что могло вызвать у него это настроение?».После решения проблемных ситуаций рекомендуется задавать вопросы типа: «Происходило ли с тобой такое, Когда у тебя было такое же настроение? Чем было вызвано у тебя такое настроение?»

Важно акцентировать внимание дошкольников на том, что одна и та же эмоция может быть вызвана разными причинами. Так, радостное состояние может возникнуть от ясной солнечной погоды, купленной игрушки или мороженого.. Следует постоянно обращать особое внимание на состояние детей, их настроение.

Таким образом, развитие представлений об эмоциях важнейшее направление работы с детьми с общим недоразвитием речи

Консультация для родителей «Эмоциональное благополучие ребёнка» Консультация для родителей «Эмоциональное благополучие ребёнка» При неблагоприятных условиях у детей, особенно в раннем возрасте, когда.

Консультация для родителей «Как гармонизировать общее эмоциональное состояние ребенка» Эмоциональное ощущение мира ребенком мы часто можем видеть в детских работах (рисунках, аппликации, лепке). Если ребенок спокоен и счастлив,.

Консультация для родителей «Как помочь ребенку снять эмоциональное и мышечное напряжение?» В период адаптации к детскому саду ребенок испытывает сильный стресс. И чем интенсивнее напряжение переживает ребенок, тем дольше длится.

Консультация для родителей «Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребенка» Консультация для родителей на тему «Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребенка». Эмоциональное воспитание ребенка.

Консультация для родителей «Нравственно-эмоциональное воспитание ребенка в семье» История вопроса о влиянии семьи на воспитание ребенка уходит своими корнями в глубокую древность. Ни один известный мыслитель, политик,.

Консультация для родителей «Эмоциональное благополучие ребенка в семье» Цель консультации: побудить родителей к тому, чтобы они задумались о взаимоотношениях со своими детьми в семейном воспитании. А. С. Макаренко.

Консультация для родителей «Эмоциональное благополучие ребёнка в детском саду» Учёные относят дошкольный возраст к так называемым критическим периодам в жизни ребёнка. При неблагоприятных условиях у детей возникает.

Психомоторное и эмоциональное развитие старших дошкольников средствами выразительного движения. Рекомендации для родителей Уважаемые взрослые, приглашаем Вас в мир детской игры, посмотреть вокруг детскими глазами. Ведь ни для кого не секрет, что нередко из нашей.

Консультация «Эмоциональное развитие детей раннего возраста» Эмоциональное развитие детей раннего возраста Развитие восприятия, мышления, памяти и внимания неотделимо от развития эмоциональной сферы.

Консультация «Эмоциональное развитие ребенка школьника» Автореферат (материал для защиты реферата) Выполнила учитель начальных классов Насретдинова Н. Г. ПЕДАГОГИКА Ш. АМОНАШВИЛИ: “Стремясь познать.

Источник

Оцените статью