Эмоциональное состояние дошкольника 3 4 лет

Консультация «Особенности эмоционального состояния ребенка 2–3 лет»

Надежда Титкова
Консультация «Особенности эмоционального состояния ребенка 2–3 лет»

Особенности эмоционального состояния ребенка 2-3 лет

В этом возрасте малыш еще не может управлять собой по собственному желанию, его поведение носит большей частью непроизвольный характер. Он очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, его легко отвлечь, переключить с одного эмоционального состояния на другое. Активно развивается речь ребенка.

В этом возрасте вашему ребенку важно: много двигаться, потому что через движение он развивает и познает свое тело, а также осваивает окружающее пространство.

Освоить мелкие движения пальчиков через игры с мелкими предметами, потому что развитие мелкой моторики у детей напрямую связано с развитием мозга и речи.

Как можно шире осваивать речь, поскольку она помогает и в развитии контакта ребенка с миром, и в развитии его мышления. У ребенка в этом возрасте быстро растет словарный запас, причем количество произносимых слов всегда меньше, чем количество понимаемых.

Играть,поскольку именно в игре начинают активно развиваться важные психические функции: восприятие, воображение, мышление, память. Через игру малыш осваивает окружающий мир, познает законы взаимодействия.

Продолжать выстраивать отношения со взрослыми. Ребенок в этом возрасте очень зависим от родителей, эмоционально на них настроен, нуждается в поддержке, участии, заботе и безопасности. Он ждет от взрослого непосредственного участия во всех его делах и совместного решения почти любой стоящей перед ним задачи. Сверстник пока еще не представляет для ребенка особого интереса, дети играют «рядом, но не вместе».

Получать помощь взрослого в тот момент, когда у него что-то не получается, поскольку ребенок в 2—3 года может реагировать на неудачи весьма аффективно: злиться, плакать, ругаться, бросать вещи.

Иметь достаточно времени для того, чтобы что-то выбрать.Все его желания обладают одинаковой силой: в этом возрасте отсутствует соподчинение мотивов и ребенку трудно принять решение, что выбрать в данный момент. Ему хочется всего и сразу.

То, что происходит прямо сейчас. Ребенок эмоционально реагирует лишь на то, что непосредственно воспринимает. Он не способен огорчаться из-за того, что в будущем его ожидают неприятности или радоваться заранее тому, что ему еще не скоро подарят.

Вам как его родителям важно: Понимать, что энергичный и активный ребенок — это естественно, хотя временами утомительно. Поэтому вам нужно быть готовыми к этому и по возможности организовывать безопасное пространство, в котором малыш мог бы беспрепятственно использовать свою энергию для подвижных игр. Будет прекрасно, если именно вы хотя бы иногда будете его партнером по игре.

Предоставить ребенкувозможность играть с мелким материалом: пуговицами, крупой, деталями конструктора, камушками, шишками, и другими различными по ощущениям предметами. Обязательно под присмотром взрослого!

Чаще разговаривать с малышом, читать ему сказки, книжки, обсуждать то, что он видел или в чем принимал участие. Полезны периодические контакты с малознакомыми детьми или взрослыми, поскольку ребенок вынужден старательнее произносить то, что мама обычно понимала с полуслова.

Предоставлять возможности для самых разных игр, в основном с предметами. Некоторые дети могут сами увлеченно вкладывать предметы один в другой, разбирать на части, перекладывать их, осваивая начальные этапы анализа и синтеза. Но в 2-3 года в процессе игры малыш чаще всего нуждается в компании матери или любящих его взрослых, поскольку ему нужны совместность и доброжелательное сотрудничество.

Относиться к ребенку спокойно и дружелюбно. По возможности понимать его эмоциональное состояние и насущные потребности, поскольку в этом возрасте ребенок не всегда способен их четко сформулировать и заявить.

Помнить, что соблюдение разумной безопасности не должно лишать малыша возможности открытия нового и интересного. Ваша родительская тревога не должна замещать возможности развития для вашего ребенка, которое происходит в этом возрасте через восприятие, а значит, через постоянное исследование нового.

Понимать, что у маленького ребенка совершенно другое восприятие времени. Для него существует только настоящее. И ваши попытки апеллировать даже к ближайшему будущему им совершенно не воспринимаются.

Читайте также:  Психология эмоциональных межличностных отношений

Относиться спокойно и с пониманием к эмоциональным вспышкам ребенка в случае возникновения трудностей. Злость или слезы, когда у ребенка не получается какая-то сложная для него задача, вполне естественны. Если аффект не очень силен, его можно проигнорировать, в случае сильного расстройства ребенка следует утешить или переключить его внимание.

Буклет «Особенности развития ребенка 2–3 лет» Каждый уважающий себя родитель стремится дать своему чаду все самое лучшее и необходимое. Они стремятся научить ребенка читать, считать.

Консультация для родителей «Возрастные особенности ребенка 5–6 лет» Возрастные особенности ребенка 5-6 лет. Задумывались ли вы о том что часто за повседневными заботами мы не замечаем как меняются наши.

Консультация для воспитателей «Особенности игры ребенка раннего возраста» Консультация для воспитателей «Особенности игры ребенка раннего возраста» Становление игры – одно из главных достижений раннего возраста.

Консультация «Особенности развития ребенка с нарушенным слухом» Слух имеет большее значение для человека, чем другие чувства. Он служит для предостережения об опасности, для приема информации, для развития.

Портфолио «Обеспечение положительного эмоционального состояния ребенка в период адаптации к ДОУ средствами ИЗО-деятельности» Дети часто тяжело привыкают к детскому саду, они попадают в новую среду, к незнакомым людям. часто адаптация сопровождается нервными эмоциональными.

Родительское собрание в средней группе «Возрастные особенности детей 4–5 лет. Нужно ли приучать ребенка к труду?» Родительское собрание в средней группе «Возрастные особенности детей 4–5 лет. Нужно ли приучать ребенка к труду?» Цель: -расширение контакта.

Семинар для родителей «Особенности и психологические новообразования у ребенка 3–4 лет» Семинар для родителей Особенности и психологические новообразования у ребенка 3-4 лет В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за.

Возрастные особенности ребенка 2–3 лет Нам говорит странная пословица, Что дети не живут, а жить готовятся. Но вряд ли в жизни пригодится тот, Кто, жить готовясь, в детстве не.

Консультация «Возрастные особенности ребенка 2–3 лет» Мы всегда рядом со своим ребенком, и немудрено, что иногда мы не успеваем за временем и воспринимаем его так, как будто он все еще тот малыш,.

Эмоциональное благополучие педагога как условие положительного эмоционального состояния детей Эмоциональное благополучия педагога как условие положительного эмоционального состояния детей. Комплекс упражнений для снятия эмоционального.

Источник

Психологическое изучение эмоциональных состояний у дошкольников.

Маргарита Черныховская
Психологическое изучение эмоциональных состояний у дошкольников.

В современных условиях на дошкольной ступени образования существенно возрастает необходимость повышения эмоциональной компетентности детей как необходимое условие формирования адаптационных способностей, познавательной активности, инициативности, способствующих продуктивному взаимодействию ребенка с субъектами социальной среды.

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии до-школьников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, распознавать эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.

Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка со сверстниками. При недостаточных эмоциональных контактах может быть задержка эмоционального развития, которая может сохраниться на всю жизнь. Воспитатель должен стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с каждым ребенком. Взаимоотношения с другими людьми, их поступки – важнейший источник чувств дошкольника: радости, нежности, сочувствия, гнева и других переживаний. Чувства, возникающие у ребенка по отношению к другим людям, легко переносятся и на персонажей художественной литературы – сказок, рассказов. Эмоциональная атмосфера, распространяясь по типу, заражения эмоциями, является основным механизмом регуляции эмоциональных состояний и процессов общения. Создание эмоционального благополучия и комфорта оказывает влияние практически на все сферы психического развития.

Недостаточное исследование мира детских эмоций в дошкольном воз-расте не позволяет эффективно определить её влияние на дальнейшее развитие личности ребёнка и результаты его деятельности. Исследования в данном направлении могут решить ряд проблем старшего дошкольного возраста, в том числе развития личности в период кризиса 7 лет, трудности принятия на себя ребёнком новых социальных ролей в связи с переходом из детского сада в школу, проблемы адаптации, успешности учебной деятельности и ряда других актуальных проблем, решение которых ставит перед собой возрастная и педагогическая психология.

Читайте также:  Aida64 стресс тест одной видеокарты

Поэтому я предлагаю Психодиагностические методики исследования эмоциональной сферы.

Подбор методик осуществлялся исходя из положения о том, что эмоциональные состояния – это психические состояния, которые возникают в процессе жизнедеятельности ребенка и определяют направленность его поведения. Поэтому подбираются методики, позволяющие наблюдать за деятельностью ребенка.

Методика 1. «Оценки эмоциональных проявлений дошкольников» (Г. Степанова).

По этой шкале можно оценить силу эмоционального состояния ребен-ка, наблюдая за ним.

1 балл — спокоен, нерешителен, малоактивен,

2 балла — таращится, пялит глаза, уклоняется,

3 балла — хмурит брови, возбужден, напряжен,

4 балла отказывается смотреть, убегает, плачет,

5 баллов — хватается за близкого, замирает, визжит

1 балл — спокоен, хмурит брови, смотрит угрюмо;

2 балла — надувает губы, корчит рожи, сдерживает слезы,

3 балла — убегает, крепко зажмуривается, колотит руками, сжимает кулаки;

4 балла — все отвергает, плачет, дерется,

5 баллов — орет, визжит, кидается чем- либо, набрасывается

1 балл — расслаблен, слегка улыбается,

2 балла — напевает, глаза сияют, «щебечет»,

3 балла — обнимается, активно играет, широко улыбается,

4 балла — размахивает руками, прыгает, хвастается;

5 баллов — хохочет, дурачится, восторженно кричит.

Используя в качестве основы предложенные оценки поведенческих реакций, детский психолог может составить карту эмоционального состояния детей группы.

Методика 2. «Паровозик» (Г. Степанова).

Методика позволяет определить особенности эмоционального состояния ребёнка: нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительную или низкую адаптацию в новой или привычной, социальной среде.

Направлена на определение степени позитивного (ППС) и негативного (НПС) психического состояния. Применяется индивидуально.Стимульный материал: белый паровозик и 8 разноцветных вагончиков (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, серый, коричневый, черный). Вагончики беспорядочно размещаются на белом фоне.

Красный Желтый Зеленый Коричневый

Синий Фиолетовый Серый Черный

Методика 3. «Тревожность» (Г. Степанова).

Признаки тревожности ребенка

1 Не может долго работать не уставая

2 Ему трудно сосредоточиться на чем-то

3 Любое задание вызывает излишнее беспокойство

4 Во время выполнения заданий очень напряжен, скован

5 Смущается чаще других

6 Часто говорит о возможных неприятностях

7 Как правило, краснеет в незнакомой обстановке

8 Жалуется, что сняться страшные сны

9 Руки обычно холодные и влажные

10 Нередко бывает расстройство стула

11 Сильно потеет, когда волнуется

12 Не обладает хорошим аппетитом

13 Спит беспокойно, засыпает с трудом

14 Пуглив, многое вызывает у него страх

15 Обычно беспокоен, легко расстраивается

16 Часто не может сдержать слезы

17 Плохо переносит ожидание

18 Не любит браться за новое дело

19 Не уверен в себе, в своих силах

20 Боится сталкиваться с трудностями

Признаки тревожности ребенка определяются в процессе наблюдения за ним и на основе наблюдений заполняется таблица.

При этом учитывается,что признаками тревожности ребенка являются: утомляемость; смущения; трудности сосредоточения на занятии;наличие вегетативных реакций: покраснение, побледнение, потливость и т. п.

За каждый ответ «да»начисляется 1 балл и на основании этого делают вывод об уровне тревожности ребенка: высокая тревожность – 15–20 баллов; средняя тревожность – 7–14 баллов; низкая тревожность – 1–6 баллов.

Методика 4. Проективная методика «Пиктограммы» (Н. Л. Кряжева)

Цель: выявление эмоционального состояния у детей старшего дошкольного возраста.

Материалы: информационные карты на каждого ребенка, листы бумаги, карандаши.

Методические рекомендации: перед началом диагностического обследования целесообразно поговорить с детьми о том, что такое эмоциональные состояния, как они проявляются у человека.

Методика может использоваться как в процессе индивидуальной работы, так и при групповом обследовании.

«Перед тобой информационная карта, на которой представлены эмоциональные состояния человека. Рассмотри их. Подумай, какие из них испытывал ты сам, в каких ситуациях (с детьми можно обговорить ситуации, в которых проявляются те или иные эмоции).

Читайте также:  Что такое эмоциональная стабильность по айзенку

А теперь на первом листе нарисуй 3 эмоции, которые ты чаще всего испытываешь в детском саду».

Анализ диагностического материала: определяется частота выраженности позитивных и негативных состояний.

В результате выявляются:

— какие эмоциональные состояния преобладают у ребенка (позитивные или негативные);

— как он себя чувствует в детском саду и дома, где ему комфортнее, или он везде ощущает дискомфорт (отсутствие позитивных состояний).

При групповом обследовании определяется, какие эмоциональные состояния преобладают у детей.

Методика 5. «Кактус» графическая методика М. А. Панфиловой.

Цель – выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.

Инструкция. На листе бумаги (формат А4) нарисуй кактус, такой, какой ты его себе представляешь!

Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Ребенку дается столько времени, сколько ему необходимо. По завершении рисования с ребенком проводится беседа. Можно задать вопросы, ответы на которые помогут уточнить интерпретацию.

Обработка результатов и интерпретация.

При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответ-ствующие всем графическим методам,а именно:

— сила нажима на карандаш

Агрессия — наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.

Импульсивность — отрывистые линии, сильный нажим

Эгоцентризм, стремление к лидерству — крупный рисунок, в центре лис-та

Зависимость, неуверенность — маленькие рисунок внизу листа

Демонстративность, открытость — наличие выступающих отростков, не-обычность форм

Скрытность, осторожность — расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса

Оптимизм — использование ярких цветов, изображение «радостных» кактусов

Тревога — использование темных цветов, преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии

Женственность — наличие украшения, цветов, мягких линий, форм

Экстровертированность — наличие других кактусов, цветов

Интровертированность — изображен только один кактус

Стремление к домашней защите, чувство семейной общности — наличие цветочного горшка, изображение домашнего кактуса

Стремление к одиночеству — изображен дикорастущий кактус, пустынный кактус.

Применение музыкально ритмичных игр для развития представлений дошкольников об эмоциях и эмоциональных состояниях Одним из важнейших способов социализации является эмоционально опосредованное формирование эмоций по отношению к нормам, ценностям и правилам,.

Развитие эмоционально-личностной сферы старших дошкольников и ее влияние на психологическое благополучие ребенка Добрый день уважаемые коллеги!Хочу поделиться своим мастер – классом для педагогов «Развитие эмоционально – личностной сферы старших дошкольников.

Изучение растительного мира как средство экологического воспитания дошкольников Изучение растительного мира — как средство экологического воспитания дошкольников. Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен.

Конспект занятия по минимизации негативных проявлений эмоциональных состояний у детей старшего дошкольного возраста Цель занятия: минимизация негативных проявлений эмоциональных состояний у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: снижение.

Коррекция негативных проявлений эмоциональных состояний у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения КОРРЕКЦИЯ НЕГАТИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ Старший дошкольный возраст.

Педагогический опыт «Изучение природы родного края как основа формирования экологической культуры дошкольников» Изучение природы родного края как основа формирования экологической культуры дошкольников. Актуальность и перспективность опыта. В настоящее.

Психологическое сопровождение дошкольников в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС до. .

Реферат «Изучение педагогических технологий в организации и проведении игровой деятельности дошкольников» «Изучение педагогических технологий в организации и проведении игровой деятельности дошкольников» 1. Введение. 2. Игрушка, ее история,.

Статья «Изучение этнографических особенностей народов России как направление поликультурного развития дошкольников» Изучение особенностей жизни и быта народов России — необходимый процесс в современном ДОО. Исторические традиции, закрепленные в памяти.

Тематическое планирование программы по минимизации негативных проявлений эмоциональных состояний В последние время значительно увеличилось количество детей дошкольного возраста, имеющие негативные проявления эмоциональных состояний.

Источник

Оцените статью