Эмоционально-психологическое состояние ребенка
Ирина Черникова
Эмоционально-психологическое состояние ребенка
Обеспечение психологического комфорта детей в ДОУ- одна из важнейших задач педагогического коллектива. Очень важно, с каким настроением ребёнок переступит порог детского сада. Ведь, хочется видеть каждого ребёнка, идущего в детский сад, счастливым, улыбающимся и не обременённым непосильными для его возраста заботами. От этого во многом зависит результативность педагогической деятельности, сформированность знаний, умений, навыков у детей, способствующих дальнейшей успешности в школьном обучении.
Особое внимание необходимо уделить психологическому комфорту педагогов, так как у детей очень хорошо развита интуитивная способность улавливать эмоциональное состояние взрослых. Что же такое психологический комфорт? Психологический комфорт — это состояние внутреннего спокойствия, отсутствие разлада с собой и внешним миром. Стоит подчеркнуть, что решающая роль в создании эмоциональной атмосферы принадлежит педагогу-воспитателю, его собственному настрою, эмоциональности его поведения и, в частности, его речи, а также доброжелательное отношение к детям.
Создавать ребенку эмоционально-психологический комфорт — значит, обеспечить следующие условия, способствующие реализации его индивидуальной программы развития:
— дать ребенку возможность быть самим собой;
— корректировать проявление негативных эмоций и отрицательных поведенческих мотивов, не нарушая особенностей личностной структуры, используя для этого методы, доступные и интересные для самого ребенка;
— предоставить возможность для удовлетворения насущных потребностей ребенка в любви, уважении, игре, двигательной деятельности;
— научить ребенка понимать и принимать собственные чувства и эмоции и других людей;
— познакомить со способами общения со взрослыми и сверстниками для конструктивного общения в системах «ребенок — ребенок», «ребенок -взрослый».
Ребенку дошкольного возраста психологически комфортно, если он здоров, не обременен внутренними психологическими проблемами, может быть самим собой, если его окружают приятные для него взрослые и дети, принимающие его таким, каков он есть, если ребенок занят увлекательным делом. Как отмечал Л. С. Выготский, эмоции — «центральное звено» психической жизни человека, и, прежде всего ребенка. Все изменения в познавательной деятельности, которые происходят на протяжении детства, необходимо связывать, указывал он, с глубокими изменениями в мотивационно — волевой сфере личности ребенка. Воспитание предполагает не только обучение детей определенной системе знаний, умений и навыков, но и сформированность эмоционального отношения к выполняемой деятельности и окружающим людям. Эффективность воспитания и обучения детей в ДОУ, их психологическое благополучие зависят от того, какие чувства вызывает та или иная деятельность, режимный момент, ситуация, как ребенок переживает свои успехи и неудачи, отношение к себе взрослых и сверстников.
Эмоциивоздействуют на все компоненты познания: на ощущение, восприятие, воображение, память и мышление. Не только эмоции воздействуют на волевые процессы, но и процесс достижения цели может вызвать целую гамму чувств, в том числе и отрицательных. Для обеспечения психологического комфорта ребенка в ДОУ, его психического здоровья, необходима сбалансированность эмоций, поэтому важно, знакомить детей с эмоциональным миром человека. В настоящее время недостаточно внимания уделяется развитию эмоциональной сферы ребенка, особенно по сравнению с интеллектуальным развитием. При воспитании эмоций важно не просто научить детей стимулировать себя в процессе волевого действия с помощью положительных эмоций, но и не бояться отрицательных, неизбежно возникающих в процессе деятельности, творчества, ибо невозможно представить какую-либо деятельность без неудач, ошибок.
Часто возникающие отрицательные ситуации, невнимательные окружающие, неумение справиться с возникшей проблемой приводят к нарушению эмоционального состояния ребенка, внутреннему дискомфорту. И если вовремя не обратить внимания на возникшие проблемы, это может привести не только к нежеланию посещать ДОУ, но и к отклонениям в личностной сфере личности ребенка, к нарушению социальных контактов.
Огромное влияние на эмоциональное состояние ребенка, формирование его личности оказывает умение педагога создавать ситуации успеха каждому ребенку. Этому способствует включение ребенка в праздники, спектакли. Даже самая незначительная роль дает уверенность ребенку в собственной значимости, повышает самооценку. Доверие ребенка к взрослым и личностная стабильность нарушаются, если ребенок «остается за бортом» группового публичного выступления. Это — важнейшее условие доверия ребенка к взрослым в детском саду и ощущения общего психологического комфорта. При построении учебно-воспитательного процесса важно учитывать индивидуальные особенности детей, возрастные возможности.
В общении и взаимодействии с детьми желательно следовать правилу трех «П»:
— Понимание — умение увидеть ребенка «изнутри», смотреть на мир одновременно с двух точек зрения — своей собственной и ребенка, видеть побудительные мотивы, движущие детьми.
— Приятие — безусловное положительное отношение к ребенку и его индивидуальности независимо от того, радует он в данный момент или нет. «Я отношусь к тебе хорошо, независимо от того, справился ты с заданием или нет».
— Признание — это прежде всего право ребенка в решении тех или иных проблем. У ребенка должно быть ощущение, что выбирает именно он. Следование вышеназванным правилам, согласованное функционирование развития эмоциональной сферы и интеллектуального развития позволят обеспечить психологический комфорт ребенка в ДОУ, а значит его полноценное развитие.
Факторы, влияющие на психологическое благополучие ребенка в семье. Профилактика социального сиротства В настоящее время все большую актуальность в современном мире приобретает термин «социальное сиротство». Социальный сирота – это ребенок,.
Рисование шерстью как средство позитивного воздействия на психоэмоциональное состояние ребёнка Арт-терапия (рисование шерстью) — как средство позитивного воздействия на психоэмоциональное состояние ребёнка во второй младшей группе.
Как с помощью рисунка определить психоэмоциональное состояние ребенка в домашних условиях Используйте рисование, чтобы диагностировать психоэмоциональное состояние ребенка. Внутреннее состояние ребенка меняется, а рисунок отображает.
Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка раннего возраста Приходя в этот мир маленький человечек учится каждую минуту, каждую секунду не только языку общения, но и различать радужные отттенки эмоциональных.
Родительское собрание «Психологическое здоровье ребенка» Видео Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радуга» рабочего поселка Сосновоборск Родительское.
Родительское собрание «Психологическое здоровье ребенка через совместную продуктивную деятельность» Родительское собрание на тему: «Психологическое здоровье ребенка через совместную продуктивную деятельность». В период дошкольного возраста.
Сценарий образовательной ситуации в технологии Л. Г. Петерсон по экспериментальной деятельности «Газообразное состояние воды» Сценарий образовательной ситуации в технологии Л. Г. Петерсон по экспериментальной деятельности для детей подготовительной группы. «Письмо.
Тренинг для педагогов «Эмоциональное состояние взрослого как определяющий фактор эмоционального состояния ребенка» Педагог-психолог Перегримова И. П. Цель: Повышение коммуникативной компетентности воспитателей. Задачи: — Расширение опыта эмоционального.
Влияние музыкального творчества на психоэмоциональное состояние ребенка Влияние музыкального творчества на психоэмоциональное состояние ребенка. Музыкотерапия — как одно из важнейших методических средств, влияющих.
Воспитатель детского сада — это не профессия, а состояние души Воспитатель детского сада – это не профессия, а состояние души. Воспитатель дарит детям лучшие годы, тепло своей души и не ждёт в ответ.
Источник
Психоэмоциональное самочувствие дошкольников
Сегодня мы всё чаще сталкиваемся с такими проявлениями не здоровья детей, как повышенная тревожность, страх, неуверенность в себе, чрезмерная уязвимость и т.д. Именно поэтому решение проблемы сохранения психологического здоровья каждого ребёнка становится одним из главных задачей дошкольного образования. Так как от состояния психологического здоровья зависит личностное развитие детей.
Многочисленные научные источники и специальные экспериментальные исследования свидетельствуют про негативное влияние на психологическое здоровье ребёнка стрессовых причин, которые постоянно воздействуют на детскую психику и являются главной причиной достаточно высокого процента невротичных проявлений в поведении дошкольников. Такими стрессовыми причинами являются психотравматичные социально-психологические ситуации деформированных взаимоотношений в системе «близкий взрослый – ребёнок». Невротические проявления в поведении появляются у детей, которые страдают от дефицита общения с взрослыми или от их враждебного отношения, и так же у детей, которые растут в условиях семейных трудностей. Названные причины усиливаются проблемами, которые существуют в системе дошкольного образования: низкий статус работников дошкольного образования в обществе; неудовлетворительное материальное обеспечение воспитателей, которое усложняет подбор квалификационных кадров для роботы с детьми; целеустремлённость родителей к повышенной подготовки детей к школе – посещение педагогических занятий, дополнительная индивидуальная работа педагогов с детьми — которая повышает общую учебную нагрузку и не соответствует возрастным особенностям детей, вызывая у них нервное перенапряжение.
Психическое здоровье ребёнка характеризуется его способностью успешно регулировать своё поведение и деятельность в соответствии с общепринятыми норами и правилами, активно развиваться, как личность. Понятно, что каждый возрастной период имеет свои нормы психологического здоровья. Важно обозначить, что в дошкольном возрасте следует говорить про норму психического здоровья ребёнка, который активно развивается как личность. Следует отметить, что понятие «психологическое здоровье» в любом случае не трактуется медицинским термином. Эксперты Мировой организации охраны здоровья определяют психологическое здоровье личности по основным критериям: отношение ребёнка к самому себе; отношение к другим людям; способность справляться с требованиями жизни. Чаще всего выделяют характеристики психологического здоровья в дошкольном возрасте в зависимости от проявления:
- психических процессов – адекватность психического отображения;
- адекватное восприятия ребёнка самого себя;
- способность концентрировать внимание на предмете;
- способности удерживания информации в памяти;
- способности к логической обработки информации;
- критичности мышления;
- креативности;
- психических состояний – эмоциональная устойчивость, зрелость чувств (в соответствии с возрастом), сдерживание негативных эмоций, вольное, природное проявление чувств и эмоций, способность радоваться, привычное (оптимальное) самочувствие;
- свойств личности – уверенность в себе, самоуважение, независимость, уравновешенность, оптимизм, чувство юмора, активность, энергичность, трудолюбие, воля, самоконтроль, адекватная самооценка, адекватный уровень достижений и др.
Психологически здоровый ребёнок характеризуется гармоничным развитием, уравновешенностью, адаптивностью, так же духовностью, ориентацией на саморазвитие и самоактуализацию. Гармоничное личностное развитие и физическое здоровье благоприятствуют успешной адаптации ребёнка в социуме.
По данным исследований, нарушения равновесия в системе смысловых образований внутреннего мира детей в следствии депривации их потребности в сохранении чувства само ценности, собственной значимости для других, кроме родителей, обусловливает развитие негативных эмоциональных состояний. Эмоциональная потребность в любви и защищённости занимает первое место среди душевных потребностей детей во всех возрастных группах. Недостаточное удовлетворение этой потребности обуславливает возникновение у детей кратковременных и длительных негативных психических состояний (нервозов, психопатий и др.) Когда ребёнок попадает в психотравматическую ситуацию, функциональная роль ценностных переживаний в процессе поддерживания психологического здоровья становится очень важной. Почти каждая ситуация, в которой не уважается, или даже унижается чувство собственного достоинства ребёнка, воспринимается им критично. По мнению американского психолога Абрахама Маслоу, потребность детей в уважении является глубоко укоренённой и составляет часть биологической организации человеческого яства. Удовлетворённость этой потребности ведёт к повышению уровня психического здоровья ребёнка. И, наоборот, его депривация дезориентирует растущую личность в собственных ценностях, снижает самооценку, нарушая тем самым гармоничность самоосмысливания, что является психологическим фундаментом психологического здоровья. По мнению И. Дубровиной, психологическое здоровье превращает личность в самостоятельную.
Уровень осведомлённости родителей с особенностями детской психики часто играет решающее значение в сохранении психологического здоровья ребёнка. Родители, у которых отсутствует потребность знать душевное состояние своего ребёнка ежедневно, ежеминутно, оставляют ребёнка в одиночестве с обидами и страхами. Постепенно, по мере накопления опыта негативных переживаний у ребёнка снижается уровень его психического здоровья: теряется способность радоваться, удивляться, увлекаться, доверять, и в место этого появляется настороженность, тревога, беспричинные страхи, нарушения сна, беспокойство и др. Ребёнок теряет эмоциональный контроль и чувство защищённости собственного я. Играющую роль в патогенезе психологического нездоровья играет психологический, или внутренний конфликт, который является соприкосновением противоречивых отношений личности. Переживания, которые возникают во время этого конфликта, могут стать источниками заболевания только тогда, когда конфликт не решается, или не возникает патогенное напряжение и не находится рациональный продуктивный выход из ситуации, которая сложилась. Вспомним круг потребностей ребёнка, которые связаны с общением, с жизнью среди людей. Ребёнку необходимо чтобы: его любили, понимали, признавали, уважали; он был нужным и близким; он был успешным в своих действиях; он мог реализоваться, развивать свои способности и уважать себя. Полноценная реализация этих потребностей зависит, прежде всего от стиля общения родителей с ребёнком. Ведь именно он создаёт психологический климат той среды, в которой он растёт. От стиля общения родителей с ребёнком прежде всего зависит эмоциональный опыт, который он получает. Известно, что неудовлетворение значимых для ребёнка потребностей порождает страдания, а частые страдания производят «разрушительные эмоции» — гнева, злости, агрессии. Ценностные ориентации ребёнка зависят от того, как с ним общаются значимые для него взрослые – родители в семье, воспитатель в детском саду.
Всем известно, что дети с хорошими потенциальными возможностями развития способностей, но с заниженной самооценкой хуже учатся, имеют частые конфликты со сверстниками и воспитателями, а потом и с учителями. Их неудачи со временем возрастают. Важно помнить, что у ребёнка формируется отношение к самому себе только через отношение к нему близких взрослых. Он ещё не может оценить сам себя. Образ я ребёнка выстраивают его родные люди. И ребёнок начинает видеть себя таким, каким его видят взрослые. В тоже время ребёнок не просто ждёт позитивного отношения к себе, а и добивается его, борется за него. И если именно в критической ситуации, когда ребёнку очень важно получить ответное подтверждение любви, родители отталкивают его, ребёнок свыкается с оценкой «плохой» и бросает взрослым вызов. С переходом к школьной жизни взаимоотношения с взрослыми ещё больше усложняются. Дети и в школе ведут себя по тому же сценарию, ничего нового не ждут от окружающих, и быстро убеждаются в своей правоте. Учителя их относят к группе «плохих». На протяжении школьного дня в свой адрес они получают от учителей много замечаний. Это быстро подхватывают одноклассники. Постепенно складывается соответствующая система отношений в кругу «товарищей». Такие дети пытаются выживать самостоятельно. Очень важно, чтобы родители умели выражать свою любовь к ребёнку. Главная задача семейного воспитания – сформулировать у ребёнка самоценности и адекватную самооценку. Ошибки в воспитании адекватной самооценки часто становятся серьёзной причиной расстройств, в сфере психической регуляции ребёнка, что производит к дезодаптации в коллективе сверстников. Очень важно замечать отклонения в поведении детей и вовремя оказывать соответствующую психологическую помощь. И тут трудно переоценить роль педагогов дошкольной организации. Именно от умения воспитателя вовремя подмечать, правильно понимать и регулировать особенности эмоциональных проявлений ребёнка в процессе регуляции ею своей игровой деятельностью и общения много в чём зависит дальнейшее развитие взрослеющей личности. Этой самой цели должны придерживаться и стратегии учебных и воспитательных влияний, которые рассчитаны на то, чтобы сохранить психическое здоровье ребёнка от разрушительной силы негативных эмоциональных причин, которые представляют серьёзную угрозу нормальной жизнедеятельности детей в будущем.
Без оказания соответствующей психотерапевтической помощи психогенные нарушения в формировании личности ребёнка становятся устойчивыми, эгоцентрично заострёнными, возбуждёнными или тормозящими. Одним из важных условий сохранения психологического здоровья детей является сдерживание научно обоснованных психологических норм организации воспитания дошкольников с учётом индивидуальных норм учебной нагрузки. Сдерживание этого условия даёт возможность не только сберечь, а и повысить качество психологического здоровья ребёнка. К психологическим нормам относятся: благоприятный характер педагогического влияния, в частности стабильность позитивного эмоционального фона воспитания и обучения; обеспеченность свободы в личном самоутверждении и ответственности за собственное развитие; обеспечение индивидуально посильной меры новизны во время обучения, её оптимальной соотносительности с познавательным опытом личности; ориентация воспитания и обучения на зону ближайшего развития ребёнка с расчётом сенситивных периодов для развития того или иного вида активности; сдерживание принципа включения воспитателя в общую с детьми деятельность; своевременное создание благоприятных условий для психического развития каждого ребёнка; сдерживания принципов гуманного образования. Сохранение психологического здоровья – беспрерывный профилактический процесс, который предусматривает своевременное предупреждение психоэмоционального предупреждения психоэмоционального перенапряжения.
Установлено, что условия психопрофилактики отклонений в здоровье и развитии детей предвидит овладение детьми определёнными умениями и навыками, в частности: детям необходимо научиться контролировать свои чувства в критических ситуациях, понимать собственное эмоциональное состояние и побуждающие мотивы своего поведения и поведения других людей. Кроме того, они должны владеть умением избавляться от негативных эмоций, не допуская необдуманных эмоциональных реакций и действий; научится вырабатывать психический иммунитет к негативным раздражителям, а именно принимать их как факт и оценивать умом, а не через эмоции; приобрести опыт самостоятельного преодоления препятствий, что даст возможность развивать способность к адаптации, вырабатывать «иммунитет» к стрессовым ситуациям, а следовательно – использовать стрессовые ситуации для личного роста развития.
- Ананьев В.А., Никифоров Г.С. Психология здоровья. — СПб.: Речь, 2006.
- Дубровина И.В. Психическое и психологическое здоровье в контексте психологической культуры личности // Вестник практической психологии образования. – 2009. – № 3 – С. 17-21.
- Лебедева О.В. Проблема соотношения понятий «психическое здоровье» и «психологическое здоровье» в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе. // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2013. – № 3 (1) – С. 33-37.
- Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности: Тексты.- М., 1982. С.108-117.
- Практическая психология образования /Под ред. И. В. Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений.— М.: Творческий центр, 2000.
Источник