Проект «Ребенок в мире эмоций»
Ольга Слугина
Проект «Ребенок в мире эмоций»
Инновационный проект
«Ребенок в мире эмоций»
Автор проекта:
Слугина Ольга Ивановна – воспитатель первой квалификационной категории.
Участники проекта: дети старшей группы, педагоги группы, педагоги дополнительного образования, музыкальный руководитель, родители.
I этап. Целеполагание
Современные дети стали все больше времени проводить у телевизора, компьютера и меньше общаться друг с другом, как в детском саду, так и в семье.
Очень часто наблюдение за ребенком показывает наличие определенных нарушений в общении – уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или желанием другого человека.
А ведь именно общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Поэтому, надо больше уделять внимания развитию эмоциональной сферы ребенка.
Не развивая эмоционально детей, им будет очень тяжело социально адаптироваться в дальнейшем, подготовиться к новым взаимоотношениям с окружающими, выйдя из стен детского сада.
Если не научить ребенка грамотно общаться с детства, эта проблема будет сопровождать его всю жизнь.
Общение с ребенком должно превратиться в волшебный сад, где царят мир и взаимопонимание, доброта и покой, улыбки любящих людей, прекрасное настроение и радость общения друг с другом.
Чувства дошкольника непроизвольны. Они быстро вспыхивают, ярко выражаются и быстро гаснут.
Вся жизнь ребенка дошкольного возраста подчинена чувствам, Управлять своими переживаниями он еще не может. Настроение ребенка во многом зависит от взаимоотношений с взрослыми и сверстниками. Если взрослые внимательны к ребенку, уважают его как личность, то он испытывает эмоциональное благополучие. Проявляются и закрепляются положительные качества ребенка, доброжелательное отношение к другим людям.
Все эти качества передаются через настроение, Что же такое настроение? Настроение — это душевное состояние. У доброго человека оно может быть светлым, радостным, веселым. У злого – настроение мрачное, сердитое, угрюмое.
В процессе жизни у ребенка меняются взгляды на мир и отношения с окружающими. Постепенно возрастает способность сознавать и контролировать свои эмоции, а также идет усвоение способов общения. Однако, опыт работы с детьми показывает, что сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается, и способы общения без специального обучения в должной степени не формируются.
1. Помочь детям ориентироваться в сфере чувств и эмоций, их важнейших проявлений, причин возникновения.
2. Учить детей, открыто говорить о своих чувствах, переживаниях, показывая, способы общения детей друг с другом, так и способы выхода из разных негативных эмоциональных состояний.
Цель: способствовать развитию эмоционального мира ребенка.
1. Учить ребенка более точно понимать эмоциональное состояние человека.
2. Учить овладевать социально-приемлемыми способами выражения своих настроений, желаний.
3. Развивать у детей положительные эмоции и умение справляться с отрицательными.
4. Познакомить со способами управления своим настроением.
5. Формировать у дошкольников собственные ценностные ориентации по отношению к общественно принятым правилам и нормам поведения, развивать у детей уверенность в себе, учить оценивать себя со стороны.
6. Воспитывать умение принимать и уважать позицию другого человека, понимать и учитывать его эмоциональное состояние, быть терпимым к чувствам и желаниям других людей
Предполагаемые итоги реализации проекта
1. Чувства приобретут большую глубину и устойчивость.
2. Проявление постоянной дружбы со сверстниками.
3. Приобретение умений и навыков сдерживания бурных и резких выражений своих чувств.
4. Усвоение «языка» чувств для выражения тончайших оттенков переживаний, интонаций голоса.
5. Формирование социальных чувств.
6. Формирование адекватной эмоциональной реакции ребенка на конкретную ситуацию.
7. Преобладание положительных эмоций.
II этап. Разработка проекта
1. Довести до участников проекта важность данной проблемы.
2. Подобрать методическую, художественную литературу по данной теме.
3. Подобрать игры и упражнения, пиктограммы на развитие эмоциональной сферы ребенка.
4. Составить перспективный план мероприятий
III этап. Выполнение проекта
Формы и методы работы
2. Релаксация «Веселый торт», «Появилась радость на пороге».
1. Обыгрывание конфликтных ситуаций и обучение детей выходам из них.
2. Тренинги «Угадай и покажи настроение», «Приветствие», «Зеркало»
— «Незнакомый доброжелательный человек предлагает познакомиться»;
— «Я только, что познакомился с мальчиком (девочкой). Он меня приглашает в гости. …»
1. Игровые упражнения «Веселое лето», «Волшебное путешествие», «Чудесные превращения», «Угадай кто я?», «Волшебное зеркало», «Веселый-грустный», «Мой щенок», «Передай движениями»
2. Эмоционально— экспрессивные игры: «Сурдопереводчик», «Веселые каринки».
3. Дидактические игры «Найди недостаток в портрете»
4. Игры и упражнения для преодоления затруднений в общении «Что там происходит?», «Три подружки». «Как можно общаться без слов», «Комплементы»
5. Рисуночные игры «Рисуем по точкам», «Смешной рисунок», «Рисуем на стекле», «Рисуем маму из…»
1. Изготовление пиктограмм (эмоциональное состояние человека)
«Познавательное развитие» 1.Непосредственно образовательная деятельность:
— «Познание», «Коммуникация», «Социализация»Тема: «Учимся общаться»;
2. Работа с альбомами «Радуга настроений», «Они живут среди нас».
3.Объяснить значение пословиц: «Горе горевать – не пир пировать», «Гость доволен – хозяин рад», «Страх по пятам за неправдой ходит», «Горе старит, а радость красит», «Час в добре поживешь, все горе забудешь», «У страха глаза велики»
4. Просмотр и обсуждение кукольных спектаклей, мультфильмов «Золотой ключик или приключения Буратино», «Двенадцать месяцев», «Под одним грибком», Приключения кота Леопольда»
5. Тренинги «Улыбка», «Маска», «Поймай хлопок», «Невидимая нить», «Замороженный»
6. Драматизация ситуаций «Пропала собака»,
7. Драматизация сказок «Три медведя»
8. Кукольный спектакль «Капризка»
— на развитие мимики;
— по обучению жестам;
— по развитию пантомимики.
10. Театр пантомимы.
1.Состовление творческих рассказов с помощью пиктограмм: «Поговорим о настроении», «Веселые и грустные случаи из моей жизни».
2. Беседы «Что такое радость?», «Почему мы сердимся, злимся, гневаемся?»
3. Дискуссии «Почему люди улыбаются?», «От чего возникают ссоры?».
1.Иммитация движений по художественным произведениям : В. Воронько «Медвежата в чаще жили», С. Маршак «Котята», «Перчатки», М. Щелованова «Утро», Н. Екимова «По небу плыли облака»
2 Чтение художественных произведений: К. Чуковский «Федорино горе», «Мойдодыр», р. н. с «Лиса, заяц и петух», «Теремок».
1. Отражение в рисунках эмоционального состояния человека «Радость», «Любовь» «Грусть». «Удивление», «Обида», «Гнев», «Злость», «Вина», «Стыд»
2. Рисование по художественным произведениям «Маша-растеряша», «Добрый доктор Айболит».
3. Раскрашивание персонажей из сказок, соответственно его эмоциональному состоянию
4. Работа с вымпелами и эмблемами.
2.Слушание: П. И. Чайковский «Щелкунчик», «Осенняя песня», «Новая кукла»; С. Майкпар «Тревожная минута», «Раздумье».
2. Прослушивание в грамзаписи смеха.
Работа с родителями 1. Беседы с родителями о важности, данной проблемы.
2. Выставка литературы, пособий, игр. методических рекомендаций по эмоциональному развитию детей
2. Составление фотоальбома «Мои добрые дела»
3. Изготовление костюмов для сказочных персонажей.
4. Консультация на тему «Что такое мимическая гимнастика», «Влияние художественной литературы на эмоции ребенка».
5. Школа заботливых родителей
Мастер-класс для родителей «Ребенок, которого не слышно. Застенчивый ребенок» Цели: 1. Повышение родительской компетенции в понимании природы внутренних переживаний ребенка. 2. Развитие навыков рефлексии собственной.
Мастер-класс «Ребенок в мире простых предметов» Мастер-класс Тема: «Ребенок в мире «простых» предметов». Цель: Обобщение опыта работы по развитию творческого потенциала дошкольников,.
Проект «По дороге эмоций» Актуальность Одна из главных целей современного образования сегодня – научить человека осмысленно ориентироваться в окружающей социальной.
Проект «Ребенок в мире книг» Паспорт педагогического проекта Название проекта: «Ребенок в мире книг» Тема проекта: Коррекция речевых нарушений старших дошкольников.
Проект «В мире профессий» По доминирующей деятельности: информационный, творческий, игровой. По характеру содержания: ребёнок и общество. По характеру контактов:.
Проект «В мире сказок» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №19» Проект «В гостях у сказки» (средняя группа) Нижний.
Проект в старшей группе «Ребенок и чужие люди» Паспорт проекта Тема: «Ребенок и чужие люди». (Слайд 2) Вид проекта: исследовательско-познавательный, творческий; по продолжительности.
Проект «В волшебном мире камней» Актуальность проекта. Дошкольное детство–это начальный этап человеческой личности. Воспитание любви к природе должно идти через практическое.
Конспект игрового занятия по развитию и коррекции базовых эмоций и чувств «Сказочное путешествие в мир эмоций» «Сказочное путешествие в мир эмоций» Цель: развитие эмоционально-личностной сферы, творческого воображения. Задачи: продолжать знакомить.
Проект «Здоровый ребенок» Проект “Здоровый ребенок” Если хочешь быть здоровым, Обойтись без докторов — Закаляйся, умывайся, Спортом разным занимайся. Здоровьесбережение.
Источник
Проект «Мои эмоции, мое настроение»
Буканова Тамила
Проект «Мои эмоции, мое настроение»
Тема проекта;
«Мои эмоции, мое настроение«
Тип проекта: творческий, среднесрочный, групповой
Участники проекта: педагог-психолог, учитель -логопед, воспитатели, дети старшей логопедической группы, родители.
Цель создания проекта: развитие эмоциональной сферы дошкольников, познание себя и других, посредством различных видов деятельности.
1. Познакомить и научить детей понимать и различать эмоции и настроение человека.
2. Формировать умения соотносить свои эмоции и настроение с эмоциями и настроением других людей, сравнивать их и саморегулировать их так, что бы было комфортно им самим и окружающим людям.
3. Разработать систему занятий, комплекс игр и упражнений, психологических и логопедических этюдов по формированию эмоциональной сферы дошкольников.
4. Внедрить проект в образовательный процесс.
5. Привлечь родителей к совместной деятельности.
Мы живем в эпоху социально-экономической нестабильности в обществе, что приводит к увеличению числа детей- дошкольников с нарушениями в поведении и эмоционально-личностном развитии; у многих детей повышен уровень тревожности, занижена самооценка. помочь им преодолеть эти трудности, сформировать желание общаться- в наших силах. И это делать целесообразно, пока ребёнок маленький: известно, что с возрастом проблемы обычно усугубляются. Поэтому наряду с развитием психических функций, интеллекта ребёнка ни в коем случае нельзя забывать о развитии его эмоциональной сферы, ведь эмоции играют важную роль в жизни детей, помогают воспринимать действительность и правильно реагировать на нее.
По мере роста маленького человека его эмоциональный мир становится богаче и разнообразнее. От базовых чувств (страха, радости и р.)он переходит к более сложной гамме: восторгается, удивляется, сердится, грустит, ревнует. И нашей задачей на данном этапе развития является умение оказать своевременную психологическую помощь и направить ее в нужное русло. Мы считаем, что в целях сохранения психологического здоровья детей целесообразно начинать работу в этом направлении уже в детском саду, пока ребенок еще мал.
Ведь эмоции – это часть психической жизни личности, определяющая отношение человека к окружающей действительности и самому себе. Эмоции сопровождают все происходящие в жизни события, направляют активность всех психических процессов. Для ребенка-дошкольника наиболее характерны эмоциональная неустойчивость, яркость, импульсивность проявления эмоций, что постепенно сменяется большей адаптивностью. Все это определяет основную направленность педагогической работы с дошкольником – эмоциональное наполнение жизни ребенка и оказание помощи в осознании эмоций и их регуляции.
Современные дети менее отзывчивы к чувствам других, они не всегда способны осознать не только чужие, но и свои эмоции. Отсюда возникают проблемы общения со сверстниками и взрослыми. У детей, которые имеют обедненную эмоциональную сферу, процесс социализации проходит довольно трудно.
Поэтому наш проект нацелен на развитие и гармонизацию психического склада личности в целом, умеющей понимать состояние другого человека и сопереживать ему.
Гипотеза: активное включение детей в игровую и творческую деятельность, проигрывание основных базовых эмоциональных состояний человека, будет способствовать их благополучному эмоциональному развитию.
Риски: потеря интереса к проекту в процессе его реализации, недостаток методического материала по тематике проекта, низкая заинтересованность родителей.
Список используемой литературы.
1. Е. Н. Юрчук «Эмоциональное развитие дошкольников» метод. рекомен-и, Творч. Центр Москва 2008
2 Крюкова С. В., Слободянин Н. П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» М. 2000
3. Справочник педагога-психолога. «Калейдоскоп эмоций» № 2, 2013 М.
4. Кряжева Н. Л. «Развитие эмоционального мира детей». Екатеринбург. 2004
План по образовательным областям
1. Какую роль играют эмоции в жизни человека
2. Что такое эмоции и настроение и их связь между собой
3. Загадки и пословицы
5. Чтение сказок «Крошка Енот», «Подарок для слона», рассказы Носова «Огурцы», «Сказка о полезных эмоциях», «Краденое солнце».
1. Мое настроение
2. Как ты себя чувствуешь?
4. Ролевое проигрывание ситуаций
6. «Свет мой зеркальце скажи.»
1 Рисование своего настроения
2. Иллюстрации к сказкам «Эмоция в сказке»
3 «Я хороший, я плохой»
4 «Психологическая лепка»
1. Подвижные игры «Ловишка, схвати ленту», «Змейка», «Быстро по местам»,
Пальчиковые игры; «Человечек»
Логопедические игры: логоритмическое упражнение «На лужайке». «Морщинки».
Дидактические игры: «Подбери настроение», «Удивительный мир эмоций», «Зоопарк настроений», «Наши чувства и эмоции», «Театр настроения», «Ребята нашего двора», «Путешествие в мир эмоций»
Театрализованные игры; «Как Саша победил свой страх»
Игры в центре песка: «Волшебный песок», «Необыкновенные следы», «Я и мои друзья», «Сказочные сюжеты»
Заучивание стихов: Про радость, грусть, злость, страх, удивление, печаль, восхищение.
Презентация- «Основные эмоции», мелодии чувств и настроений, «Определи по звуку какая эмоция», просмотр краткометражных мультфильмов.
Методы и приемы
1. Словесные; беседы, заучивание стихов, чтение книг, сказок и рассказов, загадок, пословиц, игры, прослушивание мелодий.
2. Наглядные; просмотр презентаций, иллюстраций, дидактического материала.
3. Практические; игры с песком, подвижные игры, рисование, лепка, сочинение сказок с иллюстрациями.
Работа с родителями
1. Анкета «Эмоциональная личность моего ребенка»,
2.Стендовый материал: консультация для родителей «Мое настроение»
3. Совместная творческая деятельность детей и родителей Сказка про мою эмоцию»
4. Памятка для родителей «Как формировать положительные эмоции с самого детства!
Этапы осуществления проектной деятельности
Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы МАДОУ ЦРР д. с №66 «Яблонька», с детьми коррекционной логопедической группы 5-6 лет, через специально организованную деятельность педагога-психолога, учителя-логопеда, педагогов и группы детей и их родителей, в самостоятельной детской деятельности с педагогами (в условиях проведения активной методической работы).
В процессе создания психолого-педагогического проектамы всю работу разделили на этапы:
I Подготовительный этап- планирование
В начале работы педагоги определяли;
1. Тему и название проекта
2. Составляли план реализации проекта
3. Подбирали разнообразный методический материал, конспекты занятий, картотеку игр, этюды, психокоррекционные и логопедические упражнения.
4. Готовили наглядные пособия для презентаций, дидактический материал, иллюстрации, медиаобъекты, анкету для родителей необходимые для работы в проекте.
II Практический этап-
Создание проекта «Мои эмоции, мое настроение»
Приступая к работе, мы понимали, что положительного результата можно достичь лишь в том случае, если будет осуществляться взаимодействие всех участников воспитательного процесса; детей, родителей и педагогического коллектива.
1. Выбор темы проекта. В результате долгих размышлений и опираясь на актуальность и возраст детей нами было решено создать психолого-педагогический проект «Мои эмоции, мое настроение»
2. План проекта составляли с учетом психологической комфортности и безопасности деятельности, а также имеющегося дидактического и мультимедийного оборудования.
3. В ходе работы педагоги ответственно и творчески подошли к выбору материалов необходимых для проекта, учитывая специфические особенности группы детей. своими руками были изготовлены атрибуты для подвижных игр и психологических упражнений, подобрано соответствующее музыкальное сопровождение и видео файлы. Была проведена работа с родителями для привлечения их в совместном участии с детьми в проекте., что способствовало стимулированию познавательной активности детей и созданию благоприятной психологической обстановки в группе, сблизило родителей и детей, сделало их настоящими партнерами.
Были разработаны следующие формы работы с проектом:
Познавательная: Что дают людям эмоции?
Цель: рассказать детям об эмоциях и о настроении, что это такое, что их объединяет и различает?
1. Рассматривание иллюстраций в книгах и на слайдах
2. Беседа на тему «Какие эмоции дети знают и как они проявляются»,
«Знакомство с эмоциями человека и животного мира»
3.Дидактические игры: «Зоопарк настроений», «Путешествие в мир эмоций», «Наши чувства и эмоции», «Театр настроений», «Ребята нашего двора»
4. Разгадывание загадок, кроссвордов, музыкальных этюдов на тему «Угадай эмоцию»
5. Проведены подвижные игры «Ловишка схвати ленту», «Змейка», «Быстро по местам».
6.Игры в центре песка: «Я и мои друзья», «Сказочные сюжеты», «Необыкновенные следы», «Волшебный песок»
7.Чтение сказок: «Крошка Енот», «Подарок для слона», рассказы Носова «Огурцы», «Сказка о полезных эмоциях», «Краденое солнце».
8.Словесные игры: «Мое настроение», «Как ты себя чувствуешь?», «Лица» «Ролевое проигрывание ситуаций», «Школа улыбок», «Свет мой зеркальце скажи.»
9. Разработка конспектов, интегрированных занятий педагога-психолога и учителя -логопеда, педагога-психолога и воспитателей группы
10. Нами были проведены занятия по Художественному творчеству (рисование, лепка)
1) Рисование своего настроения
2) Иллюстрации к сказкам «Эмоция в сказке»
3) «Я хороший, я плохой»
4) «Психологическая лепка»
11. Работа с родителями
Совместное создание психологических сказок об эмоциях «Мини-сказки о простых, человеческих эмоциях»
III Заключительный этап- Подведение итогов
Хочется отметить, что работа по созданию проекта увлекает педагогов, обогащает и развивает детей (они учатся управлять своими эмоциями, определять настроение других людей, что способствует налаживанию контактов, нравится родителям, вносит новизну в повседневную жизнь, она действительно приносит пользу и взаимное удовлетворение. в ходе работы был найден эмоциональны отклик не только детей, но и их родителей. Отношения педагогов и родителей изменились, еще больше сплотились, и установились партнерские отношения.
Итогом совместной работы явилась книга сказок об эмоциях и настроениях выполненная руками воспитанников и их родителей, а также выставка рисунков «Мое настроение сейчас».
Конспект занятия для детей второй младшей группы «Я и мои чувства, эмоции и настроение» Лексика представляет собой словарный запас нашего языка. Содержание словарной работы в детском саду усложняется от одной возрастной группы.
Конспект занятия по НОД «Эмоции» Конспект НОД в старшей группе по теме «Эмоции». Программное содержание : — учить детей понимать эмоциональное состояние других людей;.
Кроссворд «Эмоции и чувства» Автор: Никитина Татьяна Николаевна Воспитатель МБДОУ «Детский сад №44» г. Усолье-Сибирское Красных Партизан, 46 Кроссворд «Эмоции и чувства».
Лэпбук «Эмоции» Лэпбук «Эмоции» Цель: развитие эмоциональной сферы средней группы дошкольников. Задачи: — научиться узнавать, показывать эмоции, словесно.
Лэпбук «Эмоции». 1 часть Лэпбук состоит из листов А4, проламенированых и обрезаны по необходимым частям. Развивает зрительное, слуховое внимание памяти, речи; формирует.
Лэпбук «Эмоции» ЛЭПБУК «НАШИ ЭМОЦИИ» Цель: учить сопоставлять эмоции на картинках, находить одинаковую эмоцию, называть и показывать ее. Актуальность:.
Проект благоустройства и ландшафтного дизайна территории «Радужное настроение» [ МБДОУ ДС №4 b]Тип проекта:[/b] Творческий Цель проекта: Благоустройство и озеленение парадной зоны и территории детского сада для обеспечения.
Проект «Эмоции» У детей с ТНР очень часто наряду с поражениями мышц речевого аппарата присутствуют нарушения мимических мышц лица, отчего лицо таких детей.
Тестирование «Эмоции» Тестирование на тему: «Эмоции». Трансдисциплинарная тема: «Как мы себя выражаем». Центральная идея: «Изучая эмоции, я понимаю, как выразить.
Презентация «Эмоции человека» В возрасте от 3 до 7 лет ребенок осваивает не только тысячи слов, овладевая родной речью, он осваивает целый мир разнообразных эмоций и.
Источник