Эмоциональное состояние человека примеры категория состояния примеры

Страшно, весело. — слова состояния

ОЦЕНКА ДУШЕВНОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ

Страшно, весело, приятно,
Радостно, смешно, досадно,
Горько, сладко и отрадно,
Беспокойно, беспощадно,
Жалко, жаль, противно, грустно,
Жутко, боязно, печально
Совестно, тревожно, «вкусно» —
Мне душевно…
___________________________________________________
«Вкусно» — не является словом, оценивающим эмоциональное, душевное состояние человека. Блюдо вкусно. «Вкусно» — имя прилагательное. «Вкусно» сделан эстрадный номер. Как сделан? «Вкусно» — наречие. Ой, как мне вкусно! «Вкусно» — оценивает физическое восприятие, отвечает на вопросы как? каково? кому? — значит, в данном примере, это слово категории состояния.

ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ

Больно, плохо, жёстко, душно,
Тесно, тяжело, «не скучно»,
Мягко, хорошо, просторно…
Вам физически…
__________________________________________________
«Не скучно» — не является словом, оценивающим физическое состояние. Мне не скучно с вами. «Не скучно» — оценивает интеллектуальное состояние человека.

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ПРИРОДЫ И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Дымно, облачно, туманно,
Ветрено, темно, обманно,
Чисто, ясно, и морозно,
Холодно, свежо, и грозно,
Пыльно, жарко, сухо, тихо…
В лесу, на улице…

ОЦЕНКА ДЕЙСТВИЯ + ИНФИНИТИВ

Надо, нужно, невозможно,
Возможно, можно, и нельзя,
Да необходимо…

___________________________________________________
Слова категории состояния отвечают на вопросы как?, каково? и обозначают оценку физического и эмоционального состояния человека и животных, оценку интеллектуального состояния человека, оценку состояния природы и окружающей среды, оценку действий по возможности их выполнения, желательности выполнения этих действий, а также эмоционально оценивают действие происходящее в предложении. Слова категории состояния в предложении всегда сказуемые!

__________________________________________________
Далее, для любителей русского языка и тем, кто желает лучше разобраться с этой, новой для языка, частью речи.

Развитие русского языка предопределяет, что в скором времени слова состояния займут своё законное место среди частей речи, как вполне самостоятельная (знаменательная) часть речи. Ещё в середине прошлого века в школьных учебниках о таковых и не упоминалось. Сейчас в комплексе учебников М. М. Разумовской, С. И. Львова слова состояния выделяются из наречия как группа слов, отличающаяся от наречий по ряду признаков. В комплексе учебников В. В. Бабайцевой слова состояния так же изучаются в главе «Наречие» и даются отличия от наречий. А вот в учебниках М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской категория состояния выделена в самостоятельную часть речи и дан её морфологический разбор. Попытаюсь обобщить известные факты.
У каждой части речи мы можем выделить ОГЗ, МП, СП. ОГЗ – общее грамматическое значение, МП – морфологические признаки, СП – синтаксические признаки. Самостоятельные части речи отвечают на вопросы.

Что называется Категорией состояния? Как можно это сформулировать?
Категорией состояния называются слова, отвечающие на вопросы:
как? каково? (кому-либо),
как? каково? (где-либо, когда-либо),
как? каково? (что-то делать),
и обозначающие:
1) оценку состояния живых существ (физического, эмоционального, интеллектуального…);
2) оценку состояния природы и окружающей среды;
3) оценку действия по возможности-желательности или эмоционально.
1), 2), 3) – это и есть ОГЗ – общее грамматическое значение слов состояния.
В учебниках пишут: Слова состояния обозначают состояние… Получается некая тавтология. Более грамотно и правильно, что слова категории состояния оценивают состояние.

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ

Оценивать можно физическое состояние, эмоциональное состояние, интеллектуальное состояние и т. д. человека, животных, мифологических, сказочных существ и т.п. Общая «формула» выглядит так:

КАК? КАКОВО? – КОМУ-ТО физически; эмоционально, интеллектуально.
Кому-то – это мне, тебе, ему, ей, нам, вам, им (личные местоимения в форме дательного падежа). Или кому-то – это имя, кличка, прозвище в форме дательного падежа: Васе, Ире, Мяврику, Муське плохо, хорошо, жарко, холодно…
Мне сейчас плохо (физически или эмоционально).
Вам не жарко? (физически)
Им смешно… (эмоционально).
Да, мне понятно (интеллектуально).
На душе радостно (эмоционально).
Выучите рифмовку и у Вас, как говорится, под рукой всегда будут слова эмоционального состояния человека, животных:

Страшно, весело, приятно,
Радостно, смешно, отвратно,
Горько, сладко и досадно,
Беспокойно, безотрадно…

Читайте также:  Неизложенное чувство по михаилу светлову 6 букв

Жалко, жаль, противно, грустно,
Жутко, боязно, печально,
Совестно, тревожно, вкусно –
МНЕ ДУШЕВНО.

Одно из слов – лишнее. Найдите его и добавьте свои слова Категории эмоционального состояния.
В следующей рифмовке примеры слов категории состояния, обозначающих оценку физического состояния человека и животных:

Больно, плохо, жёстко, душно,
Тесно, тяжело, не скучно,
Мягко, хорошо, просторно –
ВАМ ФИЗИЧЕКИ.

Здесь также одно из слов лишнее. Найдите его и добавьте свои слова Категории физического состояния.
Примерами интеллектуальной оценки состояния человека могут быть слова:
ясно, понятно, интересно, скучно, невдомёк, неохота, лень …

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ПРИРОДЫ И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Слова, оценивающие окружающую среду и природу отвечают на вопрос:

КАК? КАКОВО? ГДЕ-ТО (дома, на улице, в населённом пункте – географическое или родовое название);
КАК? КАКОВО? ГДЕ-ТО (место природы — в лесу, на речке, на озере, на море, у водопада, в горах, в атмосфере, являющееся в предложении обстоятельством места…).
КАК? КАКОВО? КОГДА-ТО , слово, отвечающее на вопрос когда-то, является в предложении обстоятельством времени.

У нас ночью очень светло от звёзд (К. Паустовский).
Как? Каково? Когда-то – ночью светло;

В Крыму жарко.
Как? Каково? Где-то – в Крыму жарко;

Завтра будет холодно.
Как? Каково? Когда-то – завтра холодно.

Дымно, облачно, туманно,
Ветрено, темно, обманно,
Чисто, ясно и морозно,
Холодно, свежо и грозно,
Пыльно, жарко, сухо, тихо…
В ЛЕСУ, НА УЛИЦЕ…

ОЦЕНКА ДЕЙСТВИЯ ПО ВОЗМОЖНОСТИ-ЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ
ОЦЕНКА ДЕЙСТВИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО
ОЦЕНКА ДЕЙСТВИЯ ПО ВРЕМЕНИ

По возможности-желательности действия оценивают следующие слова состояния (их легко запомнить): надо, нужно, невозможно, возможно, можно и нельзя. В предложениях от этих слов зависит глагол в форме инфинитива:
Надо обязательно выучить к уроку эту тему. (Надо — что сделать? – выучить).
Невозможно поверить своим глазам… (Невозможно — что сделать? – поверить).
Нельзя допустить их встречи. (Нельзя – что сделать – допустить).
Есть и другие слова Категории оценки действия по возможности-желательности:
Хорошо бы поспать. (Оценка действия по желательности).
Не прочь полакомиться. (Оценка действия по желательности).
Не мудрено ошибиться. (Оценка действия по возможности).

Эмоционально оценивают действие (глагол в форме инфинитива) те же слова оценки эмоционального состояния живых существ:
жаль расставаться;
страшно подумать;
приятно познакомиться;
смешно так говорить;
горько вспоминать;
грустно возвращаться.

Пора вернуться. (Оценка действия по времени).
Время разбрасывать камни и время их собирать. (Оценка действия по времени).

МП – МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ

МП — морфологические признаки бывают постоянные и непостоянные.
ПП – постоянные признаки принадлежат слову, так сказать «от рождения» и всегда с ним, то есть не меняются, как бы слово не изменялось. Слова состояния, «выросшие» из наречия, как и наречие – неизменяемая часть речи.
Таким образом, слова состояния – это производная часть речи, в основном из наречия:
страшно, весело, приятно, надо, нужно;
Но бывают СС – слова состояния, пришедшие из существительного:
лень (мне как? каково? – лень); время, пора.

И из постоянных признаков отметим, что, в соответствии с ОГЗ – общим грамматическим значением, СС – слова состояния можно поделить на три разряда:
1) СС, оценивающие состояние живых существ: мне грустно, человеку больно, одинокой собаке тоскливо и голодно;
2) СС, оценивающие состояние природы и окружающей среды: на улице темно, в лесу сыро, на озере прохладно, вчера было ветрено;
3) СС, оценивающие действие: грустно вспоминать, нельзя останавливаться, нужно собраться, поздно возвращаться.

НП – непостоянных признаков у СС – слов состояния нет, так как слова состояния – неизменяемая часть речи. Но СС – слова состояния с суффиксом «о» — имеют формы степеней сравнения, как наречия и прилагательные. Слова категории состояния, прилагательные и наречия в форме простой сравнительной степени (с суффиксами е-ее-ей-ше-же) нужно различать:
Вода в речке холоднее, чем в озере. (Вода холоднее – признак предмета, краткое прилагательное).
Сегодня холоднее, чем вчера. (Сегодня – как? каково? – холоднее – слово состояния, оценивающее состояние окружающей среды).
Так мне больнее – (Мне — как? каково? – больнее – слово состояния).
Так делаешь больнее – (делаешь как? каким образом? – признак действия – наречие).

Читайте также:  Приемы развития эмоционально оценочной лексики у детей портнягина

СП – СИНТАКСИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ СЛОВ СОСТОЯНИЯ

Слова Категории состояния употребляются в основном в односоставных безличных предложениях без подлежащего. В предложении слова состояния не зависят ни от каких слов и являются всегда сказуемыми в односоставном безличном предложении:
Что же мне так больно и так трудно? (М.Ю. Лермонтов). (СИС — составное именное сказуемое)
Слова Категории состояния могут сочетаться с глаголами: быть, становиться, делаться:
Мне было так больно. Ему сделалось грустно. (СИС)
От слов Категории состояния могут зависеть глаголы в форме инфинитива в СГС – составном глагольном сказуемом:
Жаль с вами расставаться. Нельзя шуметь! (СГС)

Таким образом, мы рассмотрели, что слова категории состояния имеют все признаки (ОГЗ, МП, СП), присущие самостоятельным частям речи и вправе занять своё место в морфологической таблице.

Источник

Виды эмоций в психологии: понятие, классификация, примеры, таблица

От эмоционального состояния зависит многое: принятие решений, реагирование на поступки и поведение других людей, продуктивность и даже самочувствие. Если мы перестаем контролировать наши переживания, они начинают управлять нами, что зачастую приводит к не самым приятным последствиям. В этой статье я приведу классификацию и опишу виды эмоций, чувств человека в психологии, объясню их основные особенности в схемах и таблицах.

Что это такое: понятие

Эмоциональность – это реакция психики на различные обстоятельства жизнедеятельности, которая определяет направленность действий личности. С внешним миром она связана отношениями взаимозависимости: происходящее вокруг (обстановка, общая атмосфера, люди, события) непосредственно влияет на психоэмоциональное состояние, которое, в свою очередь, может оказывать влияние на окружающее пространство.

Между эмоциями и чувствами есть некоторые отличия: первые являются краткосрочными, вторые – устойчивыми, более продолжительными.

Роль и природа

Эмоциональность — сложный психический процесс, состоящий из трех элементов:

  • Физиологический. Отражает изменения, происходящие в организме при проявлении тех или иных настроений: частота дыхания, сокращений сердечной мышцы, преобразования гормонального фона, обменных процессов).
  • Психологический. Характеризует само переживание: гнев, радость, грусть.
  • Поведенческий. Проявляется в мимике, жестикуляции и действиях (заторможенная реакция, активность, агрессия, плач).

Первые два компонента представляют собой внутреннее формирование эмоционального состояния, тогда как третий отвечает за его внешние проявления. Зачастую человек оказывается в ситуации, когда открыто выразить свои чувства он не может. Возникает необходимость в сдерживающем факторе или отсрочки во времени. Но так или иначе, выплескивать лишнюю энергию, возникающую внутри, нужно обязательно. Это можно сделать с помощью двигательной активности или осуществления бытовых действий (заняться уборкой, переключиться на хобби).

Эмоции имеют ряд особых характеристик:

  • Полярность. Они обладают положительной или отрицательной окраской хотя возможно и наличие противоречий (можно любить человека, но вместе с тем испытывать по отношению к нему обиду, гнев или беспокойство).
  • Энергетическая заряженность. Существуют стенические переживания (вызывающие повышение активности – разъяренность, раздражение, воодушевление, восторг) и астенические (порождающие пассивность – грусть, страх).
  • Целостность. Эмоциональность предполагает взаимодействие всех психофизических сторон личности, которые оказывают воздействие на весь организм, проявляясь и в действиях, и в теле, и в образе мыслей.
  • Неотчуждаемость. Эмоции невозможно отделить от остальных процессов, происходящих в психике. Они сопровождают все – и работу органов чувств (отделяют приятное от неприятного), и функционирование интеллекта (вызывают интерес или скуку).

Функции

  • Субъективная. Эмоциональное состояние способствует формированию у индивида определенной точки зрения, а также позволяет устанавливать связи с внешним миром. Все происходящее воспринимается человеком через призму его ощущений.
  • Коммуникативная.С помощью такого свойства психики, как эмпатия мы можем определять настроение, в котором находится другой индивид, что помогает налаживать контакт или даже манипулировать окружающими.
  • Поведенческая. Определение вектора поведения, отделение приятного от неприятного, важного от неважного.

Классификации: все основные виды эмоций

На протяжении жизни мы испытываем колоссальное количество переживаний. Не все из них можно описать двумя словами, многие противоречивы и неоднозначны.

Существует множество различных подходов к систематизации и классифицированию эмоционального состояния. Самый простой из них представлен в таблице ниже.

Тип Описание Примеры
Позитивные Доставляют удовлетворение, в совокупности создают ощущение довольства происходящим, счастья. Симпатия, влюбленность, восторг, вдохновение.
Негативные Создают общую неудовлетворенность, плохое настроение. Страх, печаль, зависть, горе, грусть, обида, злость, тоска.
Нейтральные Напрямую не влияют на действия индивидуума. Равнодушие, удивление, интерес.
Читайте также:  Типы темперамента соотношение с типом телосложения

Классификация Додонова

Эта схема более распространена в психологии и показывает распределение видов переживаний по функциям:

  1. Коммуникативные (возникают в процессе общения).
  2. Альтруистические (связаны с желанием приносить пользу людям).
  3. Праксические (появляются при успешном выполнении запланированного).
  4. Глорические (потребность в самоутверждении).
  5. Пугнические (тяготение к риску, опасности).
  6. Романтические (предполагают стремление к новому и необычному).
  7. Эстетические (возникновение определяется взаимодействием со сферой искусства).
  8. Гностические (формируются с тягой к познанию).
  9. Акизитивные (основаны на накоплении, собирательстве).
  10. Гедонистические (направлены на испытание удовольствия).

Классификация Леонтьева

Согласно этому подходу, типы эмоций делятся исходя из породившего их источника. Переживания могут быть вызваны:

  • степенью удовлетворенности тех или иных потребностей;
  • чужими желаниями и отношением к ним индивида;
  • взаимоотношениями;
  • презрением;
  • проведением аналогий между собой реальным и идеальным (соответствие личности внутренним требованиям, ожиданиям, нормам);
  • сравнение своего «Я» с общественными стандартами.

Однако этот вариант разделения вызывает множество вопросов, так как является нечетким. Например, что делать в случае, когда одно и то же ощущение может возникнуть в выстраивании отношений, и при самоанализе?

Формы и примеры эмоциональных процессов

  • Сами эмоции. Могут появиться как в столкновении с действительно существующими ситуациями, так и при обдумывании воображаемых, несуществующих событий. Они позволяют выразить удовлетворенность или неудовлетворенность происходящим, дать ему оценку, основанную на личном опыте индивида.
  • Чувства. Они всегда устойчивы (не сиюминутны) и отличаются яркостью выраженности. Можно чувствовать страсть, любовь, обиду.
  • Настроение. Самое длительное состояние психики, которое влияет на действия и самочувствие личности в целом на протяжении долгого периода.
  • Аффекты. Крайняя форма выражения переживаний, побуждающая краткосрочные неконтролируемые изменения в поведении. Полностью иррациональна и проходит очень бурно.

Взаимосвязь чувственной и эмоциональной сторон

Более стабильным проявлением эмоциональности являются чувства. Они, как правило, возникают на базе потребностей второго уровня (духовных) и формируют определенную позицию, точку зрения человека. Классифицируются по предмету, на который направлены:

  • Интеллектуальные. Возникают во время умственной деятельности (удивление, сомнение, любопытство).
  • Эстетические. Их развитие связано с восприятием прекрасного (любовь к искусству или некоторым его аспектам, восхищение красотой).
  • Нравственные. Характеризуют отношение индивида к поведению других людей. Эта оценка в большинстве случаев зависит от существующих в обществе норм (гуманность, альтруизм, дружба, сострадание, жалость, любовь).

Существуют также такие понятия, как состояние и реакция. Они отличаются степенью длительности и соотносят потребности и стремления личности с ее возможностями и ресурсами на данный момент.

Дифференциальные эмоции Изарда

Ученый определил следующие фундаментальные переживания:

  • Интерес. Это чувство напрямую связано с социальностью человека. Только с ним возможно обрести новые умения, знания, навыки, физически и умственно развиваться.
  • Удовольствие. Является своего рода синонимом радости. Создает положительный фон, хорошее, бодрое настроение. Появляется при наличии возможности удовлетворить важную для индивидуума потребность. Способна повысить уверенность в себе, облегчить процесс налаживания коммуникации, избавиться от тревоги, стресса.
  • Удивление. Краткосрочная реакция на только что произошедшее столкновение психики с определенным неожиданным событием, явлением или действием.
  • Гнев. Негативное состояние, характеризующееся невозможностью получения желаемого, неудачей или неудовлетворенностью чьим-либо поведением. Неконтролируемой формой является ярость.
  • Отвращение. Возникает из-за взаимодействия с неприятным для личности объектом. Сопровождается жаждой избавиться от провоцирующего фактора.
  • Презрение. Проявляется в процессе возникновения разногласий убеждений и действий людей.
  • Стыд. Формируется из-за несоответствия тех или иных сторон личности с собственными требованиями или общественным мнением. Его часто сопровождает неприятное ощущение беспомощности.
  • Вина. Возникает в результате осуждения собственного поведения. Влечет за собой раскаяние.
  • Страх. Связано с осознанием возникшей или надуманно угрозы для жизни.
  • Горе. Реакция на негативные события.

Существует также шкала, позволяющая определить преобладающее эмоциональное состояние у личности.

Проявления Сумма баллов Категория
Внимательный Сконцентрированный Собранный С1 Интерес
Наслаждающийся Счастливый Радостный С2 Удовольствие
Удивленный Изумленный Пораженный С3 Удивление
Унылый Печальный Сломленный С4 Горе
Возбужденный Гневный Безумный С5 Гнев
Неприязнь Отвращение Омерзение С6 Отвращение
Презрительный Пренебрегающий Надменный С7 Презрение
Испуганный В ужасе В панике С8 Страх
Застенчивый Робкий Стыдливый С9 Стыд
Сожалеющий Виноватый Раскаивающийся С10 Вина

Каковы особенности и преимущества очной консультации?

Источник

Оцените статью