Эмоциональное сопровождение коррекционно воспитательного процесса

Психолого-педагогическое сопровождение воспитательно–образовательного процесса в ДОУ

Татьяна Жилина
Психолого-педагогическое сопровождение воспитательно–образовательного процесса в ДОУ

Душа – то, чем люди пишут

стихи и чем их понимают.

В настоящее время определены Федеральные государственные требования, в соответствии с которыми в системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса. Поэтому забота о реализации права ребёнка на полноценное и свободное развитие является сегодня неотъемлемой целью деятельности любого детского сада.

Сопровождение – это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребёнка на каждом возрастном этапе.

В последние годы наблюдается тенденция: по статистическим данным медиков, увеличивается количество детей с различными родовыми травмами, которые, в свою очередь накладывают отпечаток на общее развитие ребёнка. Всё чаще в детских садах встречаются дети с СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью, неврозами и неврозоподобными состояниями.

Именно психолого-педагогического сопровождения дошкольников в МДОУ обеспечит решение этих проблем. При этом ребёнок должен выступать субъектом собственной деятельности, а его активность и свобода должны встречаться и взаимодействовать с субъективностью и активностью взрослых.

Исходя из этого основной целью психологической службы ДОУ, является обеспечение психологического здоровья детей, в основе которого лежит полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах детства.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной.

В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи, решаемые психологической службой:

1. Реализовать в работе с детьми возможности развития каждого возраста и каждого ребенка;

2. Развивать индивидуальные особенности ребенка, т. е. внимание специалиста должны привлекать интересы, способности, склонности, чувства, увлечения, отношения ребенка и пр. ;

3. Создать благоприятный для развития ребенка климат в детском саду;

4. Оказывать своевременную психологическую помощь, как детям, так и их родителям, воспитателям.

Психолого-педагогическое сопровождения воспитательно-образовательного процесса охватывает работу с детьми, родителями и педагогами.

Систему психолого-педагогического сопровождения воспитательно-образовательного процесса в ДОУ можно представить в виде горы, в основании которой находится такое направление работы как психодиагностическое сопровождение. На основе его и строится коррекционно-развивающее, консультационное и психопрофилактическое сопровождение, необходимое для того, чтобы достичь вершины горы. Вершиной горы является психологическое просвещение, которое направлено на формирование психологического здоровья всех участников воспитательно-образовательного процесса: детей, родителей и педагогов.

Основными направлениями работы по психолого-педагогическому сопровождению воспитательно-образовательного процесса в ДОУ являются:

психодиагностическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса: изучение процесса адаптации детей при поступлении в ДОУ, диагностика склонностей и способностей детей с целью выявления талантливых детей, диагностика психологического здоровья дошкольников, диагностика готовности к школе;

— коррекционно-развивающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса: развитие школьно-значимых функций, познавательных процессов, снижение индекса тревожности, агрессивности, импульсивности;

психопрофилактическое и здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса: профилактика нарушений поведения, коммуникативной сферы, формирование жизненных навыков;

психологическоепросвещение и консультирование: формирование психологической культуры детей, родителей и педагогов.

Организованная таким образом работа позволяет обеспечить оптимальное физическое, соматическое, психологическое здоровье ребенка.

Психологическая диагностика осуществляется в форме плановой диагностики или диагностики по запросу администрации, педагогов, родителей. В течение адаптационного периода ведется наблюдение за поведением детей в младших группах, которое показывает, как протекает привыкание детей к новым условиям, освоение нового пространства. Проводится анкетирование родителей для выявления расхождений в поведенческих проявлениях ребенка в семье и детском саду. Для выявления динамики уровня адаптированности детей к детскому саду проводится сравнительный анализ диагностирования в начале и в конце адаптационного периода.

Читайте также:  Постоянное чувство тревоги симптомы

Диагностика школьной готовности проходит в 2 этапа: в начале учебного года (октябрь) и в конце (апрель).

(Слайд 9)Для обследования применяются следующие методики:

• Ориентировочный тест определения школьной зрелости Керна-Йерасека;

• Вербальная часть (Я. Иерасек) (конец года);

Психосоциальная зрелость (С. А. Банков) (начало года);

«Графический диктант» (Д. Б. Эльконин);

• Мотивационная готовность (Л. А. Венгер) (конец года).

Углубленная диагностика детей, показавших низкий уровень готовности к школе, а также детей, испытывающих трудности в усвоении образовательной программы ДОУ, осуществляется по материалам для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях автора Забрамной С. Д.

Психодиагностика эмоционально-личностной сферы педагогов проводится по их личному запросу индивидуально. Педагоги вторых младших групп и первых младших групп заполняют «Карты наблюдения» на начало и конец адаптации, в средних, старших и подготовительных группах воспитателями заполняются «Карты оценки эмоционального состояния ребенка в группе».

Родители заполняют анкеты на предмет адаптации ребенка к ДОУ, готовности к школе, анкеты по оценке нервно-психического состояния ребенка. На основании заполнения данных анкет готовятся консультации в информационные папки в каждой группе.

Психологическое сопровождение направлено на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного детства. Психологическое сопровождение предполагает своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях. В нашем дошкольном учреждении для решения этой задачи с детьми раз в неделю проводятся групповые занятия по развитию эмоционального мира с использованием программы В. М. Минаевой «Развитие эмоций дошкольников» с учетом особенностей каждого возрастного этапа. Для профилактики дезадаптации осуществляется психологическое сопровождениеребенка в условиях дошкольного учреждения: групповые и индивидуальные игры и занятия с детьми с целью снятия эмоционального и мышечного напряжения, преодоления стрессового состояния у детей, активизации речевых процессов, развития навыков общения, взаимодействия со взрослыми и сверстниками, формирования идентичности с коллективом. Проводится индивидуальная работа по профилактике дезадаптации, в которой используются игры с водой и песком с целью установления контакта с ребенком. Выявляются такие психологические особенности ребенка, которые могут в дальнейшем обусловить возникновение определенных сложностей или отклонений в его интеллектуальном и личностном развитии.

Индивидуальная коррекционно-развивающая работа ведется по следующим направлениям: работа с агрессивными детьми (сказкотерапия, с детьми с гиперактивностью (программа Сиротюк А. Л., программа Арцишевской И. Л., тревожными, застенчивыми детьми (Г. Б. Монина, Е. К. Лютова, работа по развитию школьно-значимых функций («Ступеньки к школе» Безруких М. М.).

Психологическое просвещение направлено на формирование психологической культуры всех участников воспитательного процесса: детей, родителей и педагогов, которое заключается в формировании жизненных навыков, профилактике дисгармоничного развития.

Консультативная работа с воспитателями младших групп проводится по вопросам течения адаптации детей, особенностям развития, протеканию кризиса 3х лет, где они получают рекомендации по формированию игровой культуры ребенка и снятию эмоционального напряжения. Родителям в этих группах даются рекомендации по смягчению адаптационного периода. В средних, старших и подготовительных группах проводятся консультации для педагогов и родителей в начале и конце учебного года по результатам диагностики психологического здоровья детей. Также в подготовительных группах родители и воспитатели на консультациях по результатам диагностики готовности к школе в начале и конце учебного года получают необходимые рекомендации по развитию школьно-значимых функций.

Читайте также:  Развитие эмоционального интеллекта рекомендации родителям

Психологическое просвещение, т. е. приобщение взрослых (воспитателей, родителей) и детей к психологическим знаниям. Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы знакомить воспитателей, родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка, популяризовать и разъяснять результаты психологических исследований, формировать потребность в психологических знаниях и желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности. Психологическое просвещение проходит в нашем дошкольном учреждении в виде выступлений на педсоветах, родительских собраниях, бесед, семинаров, а также в виде информационных папок для родителей «Страничка психолога», информационного стенда «Уголок психолога» и блоке информации на сайте детского сада.

Благодаря комплексному психолого-педагогическому сопровождению воспитательно – образовательного процесса и индивидуальному психологическому сопровождению детей,можно отметить:

• Поставленные цели и задачи реализуются

• Происходит диагностика раннего развития детей с целью предупреждения возможных проблем

• Решение проблем происходит через отлаженное взаимодействие взрослых

• Происходит повышение профессионального уровня педагогов через интерактивные формы работы

• Тесное взаимодействие с семьей в рамках сотрудничества.

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, социализации.

И прав был В. А. Сухомлинский,когда сказал: «От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

Основные проблемы и перспективы развития дошкольного образования в РФ В современном обществе отводится все большая роль дошкольному образованию, которое не уступает с точки зрения емкости последующим ступеням.

Роль ФГОС в модернизации образования РФ и Московской области ФГОС ДО обеспечивает исполнение государственных гарантий — направлен на удовлетворение потребностей родителей и детей на этой ступени образования.

Источник

Психолого-педагогическое сопровождение коррекционно-развивающей работы с детьми в условиях интегративного образования

Людмила Венидиктовна Филиппова
Психолого-педагогическое сопровождение коррекционно-развивающей работы с детьми в условиях интегративного образования

Одним из центральных вопросов, который сегодня обсуждается специалистами образования, является внедрение в практику принятого Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Стандарт представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, устанавливает нормы и положения, обязательные для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Стандарт включает в себя требования:

• к структуре образовательной программы,

• к результатам, освоения образовательной программы,

• к условиям ее реализации.

Наряду с тем, что ФГОС определяет структуру программы, он определяет и те принципы (принцип развивающего образования, комплексно-тематический и др., по которым педагогам необходимо выстраивать образовательную работу.

Читайте также:  Что вы чувствовали после аварии

Для реализации данных принципов требуется переосмысление своей деятельности всеми специалистами образования, в том числе и психологами.

На данном этапе развития образовательной системы актуальность деятельности педагога-психолога возрастает.

Психологическое сопровождение образовательногопроцесса является требованием федерального документа: «Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей, наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области с обязательным психологическим сопровождением».

Психологическое сопровождение должно включать:

• содействие построению развивающего и коррекционного образования,

психологический анализ образовательного процесса,

• мониторинг результатов освоения детьми образовательной программы.

Наряду с этим, в соответствии с ФГОС, новыми задачами психологического сопровождения становится:

• оптимизация образовательной ситуации для максимального раскрытия и развития познавательных возможностей детей,

• создания оптимальных условий для развития каждого ребенка с учетом его индивидуальных возможностей.

Эти задачи является актуальными для психологов, осуществляющих коррекционно-развивающую работу с детьми с о. в. з.

Программа коррекционной работы должна быть направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с о. в. з. и оказание помощи детям этой категории в освоении основной общеобразовательной программы.

Программа коррекционной работы содержит:

• перечень, содержание и план реализации индивидуально-ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с о. в. з., их интеграцию в образовательном учреждении и освоение ими основной образовательной программы.

• систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с о. в. з. в условиях образовательного процесса, включающего

-психолого-медико-педагогическое обследование детей с целью выявления их особых потребностей,

— мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении программы,

корректировку коррекционных мероприятий.

• описание специальных условий, программ и методов обучения и воспитания детей с о. в. з., в том числе

-создание безбарьерной среды их жизнедеятельности,

-использование специальных образовательных программ,

— использование специальных методов воспитания и обучения,

— проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.

• механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий, который должен обеспечиваться в единстве воспитательно-образовательного процесса в учреждении и вне его,

• планируемые результаты коррекционной работы.

Программа коррекционной работы обеспечивает:

• выявление особых образовательных потребностей детей с о. в. з. ,

• осуществление индивидуального ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с о. в. з. ,

• возможность освоения детьми с о. в. з. основной образовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении.

Психологическое сопровождение должно включать:

• содействие построению развивающего и коррекционного образования,

психологический анализ образовательного процесса,

• мониторинг результатов освоения детьми образовательной программы.

Грамотно выстроенная деятельность психолога, сочетающая все направления работы, позволит оптимизировать образовательный процесс и реализовать образовательную программу на высоком уровне.

Организация образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития детей дошкольного возраста, представленным Перед вами программа «Детство», которое является результатом многолетней научно-иследовательной работы коллектива кафедры дошкольной педагогики.

План внедрения ФГОС дошкольного образования на 2014–2016 годы На основании приказа Министерства образования и науки Самарской области №42-од от 06.02.2014 «Об обеспечении введения ФГОС ДО в Самарской.

Источник

Оцените статью