- Эмпатия и ее формирование у детей дошкольного возраста
- Сопереживание другим: как развить эмпатию у ребёнка
- Елена Петрусенко
- Что такое эмпатия
- Как понять, достаточно ли у ребёнка эмпатии
- Как целенаправленно развить эмпатию
- 1. Обращайте внимание на чужие чувства
- 2. Будьте примером
- 3. Социализируйте
- 4. Обсуждайте эмоции
- Что в итоге
Эмпатия и ее формирование у детей дошкольного возраста
Кузьмичева Екатерина Анатольевна
Воспитатель, МБДОУ «Детский сад» №51, г. Гатчина
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Кузьмичева Е.А. Эмпатия и ее формирование у детей дошкольного возраста // Совушка. 2020. N1 (19). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/19/ (дата обращения: 12.10.2021).
В настоящее время зарубежные и отечественные психологи не дают однозначного толкования термина «эмпатия» в связи с многогранностью его использования.
Эмпатия является основной социальной эмоцией и в ее наиболее общей форме определяется как способность индивида, подразумевающая субъективное восприятие другого человека, понимание его внутреннего мира, переживаний, мыслей и чувств, способность чувствовать чужое состояние и способность сохранять свою позицию.
С точки зрения дошкольного возраста эмпатия рассматривается как способность ребенка эмоционально реагировать на чужое состояние, способность правильно распознавать эмоциональное состояние человека, включая выражение сопереживания, сочувствия, стремления к поддержке и, наконец, предоставление реальной помощи.
Эмпатия важна для развития, потому что каждый день мы общаемся со многими людьми, которые влияют на нашу жизнь. Это все те, с кем у нас есть прямой контакт: члены семьи, одногруппники, одноклассники в школе, товарищи по спортивной секции, пассажиры в автобусе и друзья и т.д. Чем проще дошкольнику чувствовать настроение и эмоции окружающих, тем легче ему будет жить.
Эмпатия не присуще человеку с рождения, но развивается в жизненном процессе, когда ребенок взаимодействует с людьми. Маленький ребенок совершенно не способен сопереживать другим людям.
В нашей стране проблемой эмпатии занимались многие отечественные исследователи. A.B. Запорожец, Т.П. Гаврилова, Л.П. Стрелкова, Г.М. Бреслав, О.И. Никифорова и другие. В исследованиях Д.Б. Эльконина, эмпатия представляет собой способность человека эмоционально отзываться на переживания другого, что является одним из условий развития социальной децентрации .В своих работах С.Л. Рубинштейн рассматривал эмпатию как компонент любви человека к человеку, эмоционально опосредованное отношение к окружающим [16]. Исследователь Т.П. Гаврилова изучает эмпатию как форму эмоционального переживания [1]. Наиболее полно структура эмпатийного процесса раскрывается в исследовании H.H. Обозова, который охарактеризовал эмпатию как процесс, включающий в себя когнитивные, эмоциональные и действенные компоненты. Соответственно представленным компонентам выделяется три уровня эмпатии.
Развитие эмпатии в период дошкольного детства, по мнению ученых, проходит несколько этапов.
Начальный этап «эмоционального заражения»
- 1-й год жизни -ребенок впитывает, запоминает, а потом возвращает обратно свои первые мироощущения в процессе общения с близкими людьми) сменяется периодом «сострадания»;
- 2-й год жизни — малыш начинает проявлять активный интерес к детям и взрослым, различает ярко выраженные чужие эмоции и переживает их как свои: может заплакать, когда плачет другой ребенок, или засмеяться, когда смеются его родители);
- на 3-4-м году жизни, выделяя себя из окружающего мира, ребенок приобретает «способность понимать других» (осознает, что у людей есть свои чувства и желания, но пока, в силу своего возраста, он очень эгоцентричен, и поэтому чаще всего ребенок склонен игнорировать чувства и желания других людей);
- В 4-6 лет начинается четвертый этап «сочувствия и отзывчивости» Ребенок учится сосредоточиваться на проблемах других людей, соотносить свои и чужие чувства, может предвидеть последствия своих и чужих поступков, проявляет стремление к содействию, правда, пока еще он не всегда знает, что делать и как помочь страдающему.
Заключительный этап «со-радости» (ощущение радости от успехов других людей) формируется между 6 и 9 годами. В этот период, если развитие ребенка прошло правильно, он уже довольно быстро реагирует на проблемы сверстников и оказывает им адекватную помощь.
Многозначность изучения эмпатии учеными дает основание выделить в ее структуре следующие компоненты:
- Эмоциональный компонент, выражается в способности распознавать и понимать эмоциональные состояния другого человека;
- Когнитивный компонент, выражается в способности «переносить себя» в мысли, чувства, действия другого человека, а также характеризуется восприятием и пониманием внутреннего мира, проявлением сочувствия;
- Поведенческий компонент, следует рассматривать как практическую готовность ребенка к определенному виду отношений со взрослыми и сверстниками; умение использовать виды взаимодействия, облегчающие страдание другого человека; помогающее, содействующее поведение в ответ на переживание другого.
Духовное и интеллектуальное начало ребенка развивается через эмпатию, способствует тому, что ребенок позитивно адаптируется к обществу.
Представьте себе самую повседневную ситуацию: один из детей сломал свою любимую машинку на детской площадке. Некоторые из его товарищей поспешат утешить расстроенного друга, кто-то продолжит заниматься своим делом, а кто-то даже посмеется и даже будет счастлив. Эти три модели поведения ясно показывают степень развития эмпатии у детей. Не все дети могут сочувствовать ребенку в неудобной ситуации, и это тревожный знак для родителей, потому что сочувствие является важным социальным навыком.
Понимание проблем других людей необходимо закладывать в ребенке с трехлетнего возраста, поскольку именно в этот период происходит начальное становление социальных норм. Если старший дошкольник сухо или даже агрессивно реагирует на неудачи и разочарования сверстников и близких, вполне вероятно, что в будущем он не будет уделять должного внимания проблемам других.
По мере того, как формируется эмпатия, дети учатся заботиться о других, уважать природу и адекватно эмоционально воспринимать происходящее. И все это крайне необходимо, чтобы стать дошкольниками полноправными членами общества.
Мы можем выделить три необходимых условия:
- Получение своего положительного опыта.
- Осознание собственных эмоций и чувств.
- Осознание того, что должен чувствовать другой.
Эти условия являются одновременно этапами развития эмпатии.
Проблема развития и формирования эмпатических переживаний принадлежит к числу наименее разработанных в психологии, и в частности, в детской психологии. Разработка эффективных, научно-обоснованных методов воспитания чувств является делом очень трудным, значительно более сложным, чем создание методов обучения ребенка каким-либо знаниям и навыкам.
Формирование эмпатии у ребенка зависит от многих факторов.
Мы перечислим его основные:
- индивидуальный темперамент и эмоциональные характеристики возбудимость, психодинамические качества человека;
- мотивирующие характеристики;
- формирование у ребенка представлений об эмоциях и чувствах;
- социальные и моральные отношения и требования;
- степень близости к объекту эмпатии и частота общения с ним;
- интенсивность стимула эмпатии, богатства и разнообразия опыта у ребенка.
Каждый вид деятельности, которую ребенок осваивает в детском саду (коммуникативная, предметная, учебная, художественная деятельность, игра, труд) дает возможность для развития эмпатии.
В таблице приведены различные формы развития эмпатии в рамках каждого вида деятельности.
Таблица. Формы и методы развития эмпатии в рамках разных видов деятельности
Вид деятельности
Формы и методы развития эмпатии
Коммуникативная
деятельность
- сказкотерапия,
- анализ жизненных ситуаций,
- беседы с детьми,
- чтение детской литературы
- обсуждение литературных произведений,
- занятия, направленные на развитие эмоциональной сферы,
- внеситуативно-личностноеобщениеребенкасовзрослыми,
- общение и взаимодействие дошкольников со сверстникамис ограниченными возможностями здоровья
Предметная деятельность
- сюжетные игры,
- обсуждение игр,
- объяснение детям этических правил совместных игр
Учебная деятельность
- решение задач с «этическим подтекстом (например «Как
- разделить яблоки поровну»),
- проектная деятельность
Художественная
деятельность
- игры-театрализации
- кукольный театр,
- лепка,
- рисование,
- аппликации,
- прослушивание музыкальных произведений,
- просматривание и обсуждениепроизведенийизобразительного искусства,
- проведение «недели добра»
Игровая деятельность
- сюжетно-ролевые игры,
- игры с предметами,
- коллективные игры с определенными правилами
Трудовая деятельность
- совместный труд,
- распределение и выполнение обязанностей в группе,
- уход за комнатными животными (рыбки, попугайчики),
- изготовление кормушек и домиков для птиц,
- изготовление подарков,
- беседа –обсуждение «Как я помогаю маме»,
- занятие «Как работают мои родители»,
- акция «Добрые помощники»,
- акция «Спешите делать добро»
Физическая культура
- психогимнастические этюды,
- пантомимы,
- командные игры,
- «Веселые старты»
Таким образом, анализ проблемы развития эмпатии в дошкольном возрасте показывает, что этот период благоприятен для развития эмпатии, поскольку у детей активно развивается способность понимать переживания другого человека и демонстрировать эмпатию. Условиями развития эмпатии у дошкольников являются:
- комплексный подход, предполагающий развитие всех компонентов эмпатии;
- развитие эмоциональной сферы и обогащение эмпатийного опыта детей;
- развитие умения понимать эмоциональные состояния и переживаний,
- осознавать собственные переживания,
- развитие помогающего, содействующего, альтруистического поведения в ответ на переживания другого на основе использования разных методов и приемов (игры, упражнения и т.д.)
Для того чтобы всецело организовать воспитание эмпатии у детей дошкольного возраста, необходимо четко спланировать этот процесс, определив его цели, задачи, структуру, этапы и методологию, а также ресурсы, задействованные для этого.
Литература:
- Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебное пособие для студентов вузов. М.: Академия, 2009. 672 с.
- Атаханов Р. и др. Психологическое воздействие и профессиональная установка педагога на эмпатийный способ взаимодействия / М.Г. Бобкова. М.: МГППУ, 2007. 102 с.
- Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. М.: Педагогика, 2010. 186 с.
- Гаврилова Т.П. Сопереживание и сочувствие // Дошкольное воспитание. 2005. № 2. С. 26-35.
- Гаврилова Т.П. Эмпатия как специфический способ познания человека человеком // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга: тез. докл. Краснодар: Кубан, 2015. 179 с.
- Гайворонская Т.А. Развитие эмпатии старших дошкольников театрализованной деятельности: автореф. дис. . канд. пед. наук. СПб.: Союз, 2009. 25 с.
- Коробкова В. Е. Изучение возможностей развития эмпатии детей старшего дошкольного возраста с агрессивным поведением // Психология: проблемы практического применения: материалы II междунар. науч. конф. Чита: Молодой ученый, 2013. С. 96 –102.
- Юсупов И.М. Психология эмпатии: теоретич. и прикладн. аспекты: автореф. дис. … д-ра психол. наук. СПб, 2015. 252 с.
Источник
Сопереживание другим: как развить эмпатию у ребёнка
Эмпатия помогает выстраивать здоровые отношения с людьми и добиваться успеха в жизни. Вместе с психологом рассказываем, можно ли развить её целенаправленно.
Елена Петрусенко
Практикующий социальный психолог. Специализируется на работе со школьниками. Знает всё об эмпатии у детей.
Что такое эмпатия
Эмпатия — это способность понимать чувства другого человека. Её проявление вовсе не означает, что эмпат непременно поможет другому в беде. Эмпатия — чаще всего про уровень понимания чувств и эмоций, а не конкретные действия.
Психологи выделяют три вида эмпатии.
Когнитивная эмпатия. Мы осмысливаем чувства других людей с помощью анализа и обработки данных: например, проводим параллели с художественной литературой и кинематографом. Герой романа «Над пропастью во ржи» чувствовал себя так-то в такой-то ситуации — и я сочувствую своему другу, потому что понимаю, что он сейчас ощущает то же самое.
Эмоциональная эмпатия. Мы осмысливаем чувства других, ассоциируя со своим опытом. Например, понимаем, что человеку сейчас плохо, потому что сами были в аналогичной ситуации.
Действенная эмпатия. Мы не только осмысливаем чувства других, но и переходим к действиям: например, предлагаем человеку конкретную помощь.
Как понять, достаточно ли у ребёнка эмпатии
Эмпатия — не врождённая способность, а следствие воспитания. Её основы должны закладываться в раннем возрасте.
Уже тогда родители могут наблюдать разницу между ребёнком, склонным к эмпатии, и ребёнком, которому сопереживания чужды: первый способен пожалеть кого-то и посочувствовать, а второй останется равнодушным или даже позлорадствует.
К возрасту 3–4 лет дети должны уметь реагировать на чувства других людей и демонстрировать сопереживание. Если у пятилетки не наблюдается достаточной эмпатии — например, смеётся, когда сверстнику больно, — это тревожный сигнал для родителей. Вот несколько способов определить, что ребёнок обладает эмпатией.
Ребёнок улавливает эмоции других и корректно реагирует. Например, считывает, когда мама пришла с работы не в духе — даже если мама ничего не говорит — и спрашивает: «Мам, что-то случилось?», «Мам, ты грустишь?».
Ребёнок не эгоистичен. Например, может пойти на компромисс, играя на детской площадке: разрешить малышу помладше покачаться на качелях первому.
Ребёнок сопереживает персонажам в сказках и мультфильмах. Если сын или дочь плачет при просмотре «Корпорации монстров» или при чтении детского романа «Без семьи», это значит, что он обладает высоким уровнем эмпатии.
Как целенаправленно развить эмпатию
Если опасаетесь, что ребёнку не хватает эмоциональной отзывчивости и умения сопереживать другим, этот навык можно и нужно развивать.
1. Обращайте внимание на чужие чувства
Предлагайте ребёнку пожалеть кого-то, кому сейчас плохо. Например, на детской площадке мальчик упал с горки и плачет. Можно подойти и пожалеть его, предложить помощь. Если видите, что мальчику уже помогают — можно ограничиться обсуждением с ребёнком: «Смотри, упал. Бедный, ему больно. Ну ничего, его бабушка пожалеет, и всё пройдёт». Если ребёнок обидел кого-то — нужно не просто требовать «извинись немедленно», а подробно описать чувства того, кого обидели.
Необязательно искать живые ситуации. Акцентируйте внимание на чьих-то чувствах, когда играете с ребёнком. Например: «Моя кукла купила воздушный шарик, а он случайно улетел в небо. Она грустит». Придумывайте ситуации и обсуждайте с ребёнком — как чувствует себя герой? Каково ему? Можем ли мы помочь?
2. Будьте примером
Воспитание и обучение детей строится на повторении действий и реакций обучающего, значимого взрослого. Не скрывайте свои чувства, когда вам плохо, — открыто говорите о них.
Проявляйте эмпатию по отношению к ребёнку, даже если его проблемы кажутся надуманными — например, в песочнице не поделил с кем-то ведёрко. Если вы чувствительны к эмоциональному состоянию ребёнка, он перенимает это. Важно: никогда не говорите ребёнку, как он «должен» себя сейчас чувствовать.
Нужно уметь справляться даже с самым тяжёлым эмоциональным состоянием сына или дочери вне зависимости от их возраста. Не смейтесь и не подшучивайте над негативными эмоциями ребёнка. Такие эмоции — возможность для сближения. Как правило, у детей, которые легко могли довериться взрослым в детстве, чувствовали себя защищённо, получали поддержку и ласку в нужные минуты — с эмпатией проблем нет.
3. Социализируйте
Социальные связи важны в любом возрасте — так ребёнок учится ладить с окружающими. Чем больше у ребёнка контакта со сверстниками, тем легче ему учиться эмпатии. Командные игры ускоряют эмоциональное и когнитивное развитие ребёнка. Взаимодействуя с другими, ребёнок получает множество эмпатических переживаний, учится ставить себя на место других, помогать и находить помощь в трудную минуту.
Можно предложить ребёнку устроить совместные активности со сверстниками. Есть игры, которые специально развивают эмпатию.
«Передача чувств». Взрослый ведущий выбирает ребёнка и на ушко предлагает, какое настроение загадать. Ребёнок по цепочке передаёт это настроение — с помощью мимики, жестов, прикосновений. Каждый следующий ребёнок догадывается, о каком настроении идёт речь, и придумывает, как передаст это следующему в цепочке. Когда круг замыкается, нужно обсудить, какое именно настроение было загадано.
«Тихий разговор». Взрослый ведущий шепчет на ушко ребёнку какую-нибудь фразу. Все дети садятся в круг. Задача ребёнка — невербально сказать эту фразу остальным. Дети угадывают, что именно это за фраза.
«Эмоции героев». Взрослый ведущий читает детям рассказ или сказку. Детям заранее выдают символические карточки с изображениями разных настроений. В процессе чтения дети соотносят карточки с эмоциональным состоянием героя произведения и объясняют свой выбор.
4. Обсуждайте эмоции
Спрашивайте ребёнка, что он чувствует в данный момент. Но чем младше ребёнок, тем сложнее ему распознавать свои эмоции. Дети не умеют определять, грустно им сейчас или они злятся — до тех пор, пока родители не научат отличать одно от другого.
Проговаривайте эмоции сына или дочери: «Ты сейчас злишься, потому что. », «Ты расстроился из-за. », «Тебя обидело то-то и то-то. ». Когда ребёнок распознаёт свои эмоции, понимать чужие легче.
Когда говорите о собственных эмоциях, используйте «я-высказывание»: «Я чувствую себя так», «Мне сейчас так-то». Не перекладывайте ответственность за свои эмоции на ребёнка: «Ты такой-то, довёл меня!».
Что в итоге
Эмпатия — это способность понимать чувства других людей. Воспитывать её нужно с детства: показывать пример, обращать внимание на эмоциональное состояние окружающих, позволять ребёнку много играть со сверстниками и разговаривать о внутреннем мире.
В «Домашней школе Фоксфорда» не только осваивают школьную программу, но и развивают эмоциональный интеллект — в том числе, учатся эмпатии.
В школе есть наставники — персональные помощники семьи, которые знают ответы на все вопросы по обучению и помогают ребёнку развивать soft skills — так называемые «гибкие навыки». Soft skills помогают эффективно и самостоятельно действовать в разных ситуациях. Навык эмпатии — один из самых важных.
У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.
Попробовать бесплатно
Источник