Эмоциональное рисование снятие стресса

10 простых методов арт-терапии, как снять стресс, повысить самооценку, развить творческие способности

Арт-терапия – одна из форм психотерапии, основанная на творчестве и самовыражении. Подход используется как средство для снятия стресса, повышения самооценки и осознанности, а также для посттравматического восстановления. Большинство других форм терапии использует вербальный язык для выражения чувств и преодоления личных преград. В отличие от них, арт-терапия допускает более абстрактные формы общения. Эта тактика подразумевает выражение элементов подсознания, для озвучивания которых, возможно, пока нет готовности либо способности.

Вам не нужно быть художником, чтобы воспользоваться арт-терапией. На самом деле, большинство упражнений опирается не на конечный результат, который вы создадите, а на терапевтический эффект от самого ритуала творческого процесса. Если вас заинтриговала возможность релаксации через художественное воображение, то этот комплект методов для вас.

Мы предлагаем рассмотреть 10 простых способов, которые помогут вам исследовать своё внутреннее «Я». Не все они могут оказаться пригодными конкретно для вас, но хотя бы один из этих методов по своей полезности станет художественным эквивалентом продолжительно приёма тёплой, ароматной ванны.

1. Открытка своими руками, которую вы никому не отправите

Если вы испытываете чувства к кому-либо, в которых не готовы признаться, если вы сердитесь, но знаете, что лучше сдержаться от гневных высказываний, попробуйте в подробностях это расписать. Само написание текста несёт терапевтический эффект, а проектирование открытки его усиливает и активирует различные участки мозга. Когда закончите, запечатайте письмо, подпишите и отправьте в мусорную корзину (или задвиньте в дальний ящик стола), если вы его найдёте, послание потеряет часть своей силы.

2. Нарисуйте картину и создайте коллаж

Нарисуйте картину на бумаге или картоне, когда закончите, разрежьте ёе на части или разорвите. Затем используйте кусочки в качестве составляющих элементов для нового произведения искусства – коллажа. Посмотрите, как ваше оригинальное творение превращается в нечто новое, интересное, непредсказуемое. Это упражнение указывает на непосредственную тесную связь между созиданием и разрушением, поощряет нас рисковать, подталкивает к креативу и в других аспектах жизни.

3. Постройте алтарь любимого человека

Вдохновитесь народным творчеством и создайте алтарь в честь отношений между вами и другим человеком, жив он или нет. Украсьте святыню фотографиями, письмами и реликвиями, напоминающими о временах, проведённых вместе, а также новыми арт-объектами, созданными вами в честь этих отношений. Используйте всё, что может стать художественным материалом, от подарков до конфетных обёрток, если вы знаете, что это ЕГО любимые конфеты. Сооружение такого алтаря другому лицу пробуждает воспоминания и служит физическим проявлением отношений, что может обеспечить душевный комфорт в сложные времена.

4. Рисуйте в полной темноте

Большая часть напряжения, от которого мы страдаем, занимаясь творчеством, прибывает из критики и суждений, кажущихся неизбежными на каждом шагу. Попытайтесь создать произведение искусства в полной темноте, чтобы освободиться от того внутреннего критикана-искусствоведа, который обитает в вашей голове. (Представьте себе это как слепой контурный рисунок.) Вы вдруг освобождаетесь для создания линий, фигур и узоров. Включив свет, скорее всего, изображение вас удивит.

5. Раскрасьте своё физическое состояние

Лягте и закрой глаза. Представьте своё тело, как вы дышите. Попробуйте представить себе цвет воздуха, который вы вдыхаете и тот, что выдыхаете. Что вы видите? Нарисуйте контур своего тела на большом листе бумаги и закрасьте его акварелью, основываясь на физическом состоянии. Подумайте о том, что эти цвета значат для вас, где они сконцентрированы больше и где меньше. Это ваш самый релаксирующий автопортрет.

6. Зентангл (Zentangle): рисование-медитация

Зентангл (дзен-тэнгл, дзен-тангл, дзен-тэнглинг, дзен-танглинг) – это метод рисования придуманный Риком Робертсом и Марией Томас. Его разработали, чтобы сделать рисунок медитативным и доступным для всех. Технике можно обучиться у знающего специалиста либо освоить самостоятельно. Для этого вам потребуется лист бумаги, в оригинале квадрат со стороной 9 см, по краям которого вы карандашом от руки нарисуете границу, можно неровную. Внутри получившейся области рисуют линии, так называемые «строки».

Теперь переключитесь на ручку и начинайте выводить серию паттернов или повторяющихся узоров вокруг «строки». Вот вы и нарисовали зентангл. Процесс предназначен для стимулирования ритуала творения и оставляет место для человеческих ошибок – стирать ничего нельзя, таковы правила. Традиционно зентангл чёрно-белого цвета, но многие одобряют и эксперименты с цветностью. Весь процесс должен занять не более 15 минут, его можно повторять всякий раз, когда вам того захочется. Держите под рукой 9-сантиметровые квадратики, чтобы при вдохновении вы могли их заполнить абстрактными рисунками.

Читайте также:  Вересов воспитание чувств трилогия

7. Позвольте себе

Подумайте о социальном и самоналоженном давлении, которое вы испытываете изо дня в день, о личных чертах характера, которые считаете недостатками, о промахах, в которых вы видите свои ошибки. Выберите одну из таких вещей и в декоративных деталях позвольте её себе. Если обернуть неудачу в достижение, можно свести к минимуму чувство нелюбви к себе, что способствует достижению более важных целей. Помните, что это художественный проект, поэтому сделайте его красивым.

8. «Напишите» стихотворение-коллаж

Не считаете себя поэтом? Тогда пусть кто-то другой сделает самое сложное, напишет слова, а вы подберёте себе материал из старых книг, журналов, газет или даже писем. Вырежьте слова, которые выскакивают перед вами или вдохновляют вас. Складывайте их в композиции, как если бы вы составляли визуальный коллаж. У вас с самого начала может быть задумана тема или сюжет. Либо просто начните работать и увидите, куда приведёт вас такой словесный коллаж.

9. Создайте свой уникальный инструмент для рисования

Вместо того, чтобы долго рисовать картины, почему бы не сосредоточиться на разработке альтернативной самодельной кисти? Вы можете изготовить оставляющий отметины инструмент, практически из чего угодно: будь то ряд зубочисток, приклеенных к картонной основе, или самодельная кисть из помпонов и пряжи. Когда вы, наконец, сделаете себе новый прибор для рисования, то частично откажитесь от контроля над художеством, которое, конечно, само по себе также является произведением искусства.

10. Сделайте коробку прощения

Если есть такой человек – включая самого себя, – к которому вы больше не хотите питать негативных эмоций, попробуйте сделать для него коробку прощения. Украсьте её успокаивающими изображениями и словами, которые могут характеризовать человека либо соответствовать желаемому внутреннему состоянию. Вы можете написать на листке бумаги, как его зовут, и положить в эту коробку, при необходимости, имя можно удалить либо заменить. Акт создания коробки будет содействовать приятным воспоминаниям о том, для кого она предназначена.

Источник

Искусство беречь нервы: арт-терапия как способ преодоления стресса

Стресс не только окружает нас постоянно, но еще накапливается, если мы не умеем его правильно преодолевать. В результате могут развиваться различные физические, даже психические расстройства, причину которых мы не сразу можем найти. Арт-терапия — это увлекательный, полезный, а главное — простой способ борьбы с негативом.

Как придумали

Великие основоположники психоанализа Зигмунд Фрейд и Карл Густав Юнг исследовали бессознательное, они заложили основу для развития арт-терапии как одного из способов психотерапии. Когда мы занимаемся каким-то искусством не на заказ, а для себя, мы выражаем свои чувства, эмоции, проецируем свое состояние на холст, глину, музыку. А значит, используя эту особенность, можно избавиться от накопленного негатива.

Прислушавшись к собственным внутренним ощущениям, можно перенести их на объект искусства, который будет выражать «собственное я». Само понятие арт-терапии ввел художник Адриан Хилл, который обратил внимание на позитивное влияние творчества на больных туберкулезом. Важный аспект такой практики — дальнейший разбор вашего произведения вместе со специалистом. Он поможет выявить глубинные проблемы, а также понять, что означают те или иные образы. Кроме того, арт терапия относится к профилактическим мерам, чтобы стресс не успевал накапливаться, а негатив своевременно трансформировался во что-то внешнее.

Для чего нужна

Что дает такая терапия? Помимо стабилизации эмоционального состояния, она развивает творческое мышление. Но мы рассмотрим основные психологические аспекты, на которые она благоприятно влияет:

  • повышает самооценку и уверенность в себе за счет наблюдения сиюминутного результата собственной деятельности;
  • снижает уровень стресса за счет концентрации внимания на ярких красках, мелких деталях, необычных формах, монотонной деятельности;
  • помогает бороться с депрессивными состояниями за счет анализа собственных проблем, нахождения путей их решения;
  • позволяет оценить со стороны межличностные конфликты для их наилучшего разрешения;
  • способствует глубокой рефлексии для анализа мотивов собственных поступков, определения ценностей.

Виды арт-терапии

Каждый выбирает для себя то направление творчества, которое ему проще выполнить, ведь многие из нас имеют нетворческие хобби или не увлекаются искусством вовсе. Однако существует несколько распространенных направлений, которые выполняют конкретную функцию.

  1. Фотография. Фотографирование является способом передачи изображений, максимально приближенным к реальности. Поэтому запечатление ярких моментов, дальнейшее составление коллажей или композиций из этих фотографий позволяет выявить акценты, на которых человек заостряет свое внимание. Анализ такой деятельности позволяет понять, какие подсознательные проблемы тревожат человека. После этого при помощи той же фотографии можно начать решать проблему — снимать позитивные картины, визуализировать свои цели.
  2. Музыка. Музыку можно как слушать, так и исполнять, даже сочинять. Стоит обращать внимание на выбор жанра в зависимости от настроения, преобладание мажорных или минорных тональностей. Выявив такие закономерности, можно использовать их для коррекции собственного состояния.
  3. Рисунок. Любой вид изобразительного искусства с применением технологий, инструментов, материалов будет полезен в качестве терапии. Можно копировать другие произведения или создавать собственные, главное — сконцентрироваться на самом процессе.
  4. Кино. Кинотерапия проводится обычно совместно со специалистом, потому что важным элементом здесь является обсуждение сюжета, поступков героев, их взаимодействия. Так выявляются ценности, на которых концентрируется человек.
  5. Сказки. Такой вид применим ко всем, в том числе к детям. Чтобы выявить проблему, понять свое отношение к ней, решить ее, рассматривается какой-то сюжет. В данном случае это может быть сказка, легенда или любая книга.
Читайте также:  Мужчина проявляет чувства ко мне

Не искусством единым

Конечно, это не универсальное средство преодоления стресса. Мы слишком заняты, чтобы подбирать удобный нам вид арт-терапии, не хотим тратить дополнительное время на отдельные занятия творчеством. Кто-то находит хобби в спорте или общении с друзьями. Чтобы избавиться от накопленного негатива, можно использовать специальные техники релаксации, которые не занимают много времени. Кроме того, их можно применять перед сном, что благотворно сказывается на его качестве. Викиум разработал курс «Детоксикация мозга», который основан на авторских методиках такой релаксации. Он состоит из видеоматериалов и аудиопрактик, которые за 10 уроков научат контролировать свое эмоциональное состояние. Научитесь бороться со стрессом вместе с Викиум!

Источник

Арт-терапевтические техники, помогающие снять нервное напряжение и подключить внутренние резервы организма ребенка

Татьяна Скрягина
Арт-терапевтические техники, помогающие снять нервное напряжение и подключить внутренние резервы организма ребенка

Живопись с помощью пальцев.

Такой вид живописи очень благотворно влияет на психику ребенка, так как успокаивает и расслабляет. Рисующий может сделать пробные рисунки, и от него не требуют большого мастерства. Кроме того, краски растекаются и переливаются, как эмоции. С помощью красок ребенок может выплеснуть эмоциональное напря-жение вовне, происходит разрыв напряжения, наступает успокоение. Это также позволит вам отследить внутреннее состояние ребенка. Живопись помогает адек-ватно выразить эмоциональное состояние ребенка: гнев, обиду, боль, радость. И это прекрасно видно в работах. Также у детей существует сенсорный голод, голод к прикосновениям, так как именно кинестетический опыт является ведущим в этом возрасте. Прикосновение к краскам, их размазывание по ватману позволяет более полно включиться ребенку в процесс творчества, подключает внутренние резервы организма.

В этом возрасте тяга к кинестетическим экспериментам, т. е. желание все по-трогать, часто пресекается родителями. Преодоление этого запрета, удовлетворе-ние потребности запачкаться (и за это не будут ругать) – очень важные моменты. Предварительно, конечно, необходимо надеть на ребенка фартук, дать ему легко смываемые краски и закрыть поверхность стола клеенкой.

Когда ребенок будет рисовать, начните вместе с ним, покажите ему, как это делать. Расспросите, что он нарисовал, пусть расскажет, о чем рисунок.

Живопись с помощью ног.

Если вы уже освоили живопись руками, то предлагаем вам попробовать ри-совать с помощью ног.

Ноги обладают тонкой чувствительностью, но большую часть времени они нахо-дятся в обуви, в которой не могут ничего чувствовать. После окончания рисования ноги моют и вытирают полотенцем, в результате чего происходит массаж ног, ко-торый успокаивает ребенка. Особое ощущение свободы и творчества при рисова-нии ногами трудно передать словами. Перед тем как предложить ребенку рисо-вать, попробуйте сами что-нибудь нарисовать ногами в спокойной обстановке, прислушайтесь к себе. Иногда эмоции, которые могут возникнуть во время этого, необычны, и следует их хорошо прочувствовать, чтобы при общении с ребенком вы могли ими управлять.

При рисовании ногами вместе с детьми следует расстелить большую клеенку. На нее положить листы ватмана или плотной бумаги, можно использовать остатки старых обоев. Рядом поставьте маленький лоток с краской.

Затем попросите ребенка снять обувь, носки и рассказать, что чувствуют но-ги, когда они свободны, что можно изобразить с помощью ног. Покажите ребенку, как пользоваться краской, как и что ступнями и пальцами можно нарисовать. По-просите ребенка оставить как можно больше самых разнообразных отпечатков, посмотрите их характерные отличия.

Пусть ребенок нарисует что-нибудь, и сами также нарисуйте. Как только ри-сунок будет закончен, вымойте ноги, оботрите их и попросите ребенка распознать, что он нарисовал. Обязательно похвалите его и сохраните рисунок.

Работа с глиной.

Работа с глиной оставляет приятные ощущения, позволяет расслабиться. Гибкость и податливость глины дает возможность получать как тактильные, так и кинестетические (прикосновение, ощущение движения) ощущения. Ошибки в рабо-те легко устраняются. Этот вид творчества самый наглядный и позволяет наблю-дать за состоянием ребенка. Работа с глиной позволяет удовлетворить интерес ре-бенка к частям тела. Высохнув, глина превращается в мелкий порошок и легко смывается с рук, удаляется с одежды. Еще глина обладает свойствами, способ-ствующими заживлению ран.

Ребенкаполезно снабдить ящиком с инструментами для работы с глиной: картофельной толкушкой, палочкой для размешивания, колотушкой и т. д. Необ-ходимо иметь баночки с водой для смывания глины.

Читайте также:  Как избавиться от чувства стеснения

При работе позвольте ребенку почувствовать глину.Для этого совместно можно выполнить следующие задания:

-закройте глаза и почувствуйте кусок глины, подружитесь с ним. Какой он? Глад-кий? Ровный? Плотный? Выпуклый? Холодный? Теплый? Влажный? Сухой? Тя-желый или легкий?;

-отложите его и отщипните кусочек большой и поменьше;

-сожмите, разгладьте глину пальцами, тыльной стороной руки. После того, как разгладили глину, ощупайте место, где разгладили;

-соедините все кусочки вместе, чтобы получился шарик;

-пошлепайте по ней, пощупайте место от шлепка;

-оторвите кусочек и сделайте змею, сожмите в кусок.

Занятия с глиной позволяют снять стресс, помогают выражению чувств, избавить-ся от избытка слов, если ребенок болтлив, и приобщить к социальной активности необщительных детей.

Сохраняйте поделки ваших детей, хвалите их. В дальнейшем занятия с гли-ной помогут восстанавливать эмоциональное равновесие.

Совместные игры с песком имеют положительное значение для развития психики ребенка,установления психологического комфорта:

-при взаимодействии с песком стабилизируется эмоциональное состояние;

-развитие мелкой моторики и мнемической чувствительности влияет на развитие центра речи в головном мозге ребенка, формирование произвольного внимания и памяти;

-с развитием тактильно-мнемической чувствительности и мелкой моторики ребенок учится прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их.

Для игры с песком в помещении необходимы:

-водонепроницаемый деревянный ящик 50х70х8 см;

-чистый просеянный песок (лучше его прокалить в духовке). Песок заполняет 1/3 ящика;

-вода в кувшине, чтобы можно было смочить песок.

На ровной поверхности песка ребеноки взрослый по очереди делают отпе-чатки кистей рук: внутренней и внешней стороны. Необходимо задержать руку, слегка вдавив ее, прислушаться к ощущениям. Взрослый рассказывает ребенку о своих ощущениях: «Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю рукой, я ощущаю песчинки. А что чувствуешь ты?»

Когда ребенок расскажет о своих ощущениях,перевернуть руку ладонью вверх: «Я перевернул руку и мои ощущения изменились. Теперь я по-другому чувствую шероховатость песка. По-моему, песок стал чуть холоднее. А что чув-ствуешь ты?»

Можно выполнять такие упражнения:

-поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круго-вые движения (как машинки, змейки, санки и др.);

-выполнить те же упражнения, поставив ладонь на ребро;

-пройтись ладошкой по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;

-создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшками кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка, попытаться найти сход-ство узоров с объектами окружающего мира;

-пройтись по поверхности песка отдельно каждым пальцем поочередно правой и левой руками, после – одновременно (сначала только указательным, потом сред-ним, безымянным, большим и мизинчиком);

-можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять. Здесь уже ребе-нок может наблюдать загадочные следы.Хорошо вместе пофантазировать: чьи они?;

поиграть по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мелкие движения вверх-вниз. Для сравнения ощущений можно предложить ребенку проделать то же упражнение на поверхности стола.

Арт-терапия как средство формирования социально-коммуникативных навыков ребенка Одной из основных задач педагогов дошкольного учреждения в условиях введения ФГОС ДО является выбор методов и форм организации работы с.

Арт-терапевтические техники и упражнения Ритуал приветствия. Упражнение «Здороваемся ладошками». Я предлагаю вам поздороваться необычным способом – ладошкой. (дети по кругу прикасаются.

Арт-терапевтические упражнения Упражнение «Маски» Цель: Самовыражение, самосознание. Работа с различными чувствами и состояниями. Развитие навыков, активного слушания,.

Фотоотчет «Арт-терапевтические технологии в работе с детьми с ОВЗ» Арт-терапия — лечение и коррекция эмоционального самочувствия и психологического здоровья личности с помощью искусства. Главная цель арт-терапии.

Фотоотчет «Использование техники sand-play как элемент арт-технологии в работе с детьми дошкольного возраста» Как же все-таки верны слова К. Д. Ушинского, ведь нет на свете ничего проще, доступнее и многообразнее, чем обычный песок. Что же делать,.

Изобразительные техники арт-терапии Занятия с детьми внимание не должны собрания ограничиваться обычным суток набором изобразительных материалы средств (бумага, кисти, Она.

Консультация «Как помочь ребенку снять психоэмоциональное напряжение» КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СНЯТЬ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ Нередко родителей тревожит появление у детей несобранности, излишней активности.

Как снять напряжение у ребенка после дня в детском саду Даже для самого общительного ребенка детский сад это стресс. Что же могут сделать родители, чтобы помочь ребенку снять дневной стресс? К.

Консультация для родителей для первой младшей группы «Как снять напряжение после детского сада» Как снять напряжение после детского сада. Дети устают в детском саду по разным причинам, поэтому и приемы расслабления могут быть тоже.

Консультация для родителей «Как помочь ребенку снять эмоциональное и мышечное напряжение?» В период адаптации к детскому саду ребенок испытывает сильный стресс. И чем интенсивнее напряжение переживает ребенок, тем дольше длится.

Источник

Оцените статью