- Развитие эмоций через театрально-игровую деятельность детей старшего дошкольного возраста консультация (старшая группа)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Развитие эмоциональной сферы у дошкольников через театрализованную деятельность учебно-методический материал
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие эмоций через театрально-игровую деятельность детей старшего дошкольного возраста
консультация (старшая группа)
В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере, повышается уровень понимания детьми эмоциональных состояний, что выражается в умении правильно реагировать на эмоциональные состояния окружающих, проявлять эмпатию, у ребёнка меняются его взгляды на мир и отношения к окружающим. Способность ребёнка познавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается, её необходимо развивать. Действенным средством для этого является творческая театрализованная деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_emotsiy_cherez_teatralno-grovuyu_deyatelnot_u_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 18.54 КБ |
Предварительный просмотр:
«Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда,
когда он живет в мире сказок, творчества,
воображения, фантазии, а без этого он засушенный цветок…»
В.Сухомлинский
С первых лет жизни ребенок под влиянием взрослых, а также в процессе игр, посильного труда, учения активно овладевает опытом предшествующих поколений, усваивает нормы и идеалы нашего общества, что приводит не только к накоплению известной суммы знаний и умений, но и к развитию способностей, формированию необходимых качеств личности. В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методические материалы. Вследствие этого, развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от интеллектуального развития. Однако, как указывали психологи – ученые Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.
Формирование «умных» эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы – вот это наиболее важные, приоритетные задачи воспитания. Важное место в дошкольной педагогике занимает художественное воспитание. Педагогические условия формирования начал художественного творчества представляют особый интерес. И проявлениями художественного творчества надо умело управлять и разрабатывать методы, побуждающие и развивающие это творчество. В их создании следует также опираться на особенности эмоциональной сферы детей. Ребенок, приобретая знания, умения, познавая мир, познает его вне себя, внутренний мир ребенка остается закрытым для него. Я задумалась над этим. Прочитала много статей в журналах « Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», проанализировала другую методическую литературу и отметила, что состоянием ребенка можно «управлять» и оно постепенно будет переходить в определенное качество личности. У детей в дошкольном возрасте существуют проблемы в выражении эмоций, связанные с запретами взрослых ( запрет на громкий смех в неподходящей ситуации), запрет на слезы (особенно у мальчиков), запрет на выражение страха, агрессии. Для некоторых детей бывает слишком много запретов. Конечно, контроль со стороны взрослых нужен, но он не должен преследовать только интересы родителей. Наиболее типичное состояние ребенка — это жизнерадостность, перенаполненность веселой энергией, бьющиеся « через край» эмоции. Отметила, что эмоциональное развитие является особенно важным для наших детей с интеллектуальным недоразвитием, поскольку их мир чувств беден в своих проявлениях, по сравнению с другими детьми.
Известный советский психолог Азаров сказал, что помочь детям может только тот, кто войдет в их души, согреет сердца. И только тогда, как гласит восточная мудрость: «Глаза увидят сказку, ум постигнет истину, душа объемлет все».
В требованиях к содержанию и методам работы в дошкольных образовательных учреждениях выделен раздел: «Развитие ребенка в театрально — игровой деятельности». На мой взгляд, театрально-игровая деятельность является ярким эмоциональным средством, через которое можно решить многие вопросы в формировании личности ребенка. Воспитательные возможности театрально-игровой деятельности огромны. Это и положительное отношение к проявлению доброты, осуждения грубости, эгоизма, равнодушия. Через театрально-игровую деятельность формируется умение воспринимать прекрасное, расширяется кругозор детей, развиваются умственные способности. Чтобы задуманное воплотить в работу с детьми, необходима, прежде всего, правильная организация театрально-игровой деятельности, содержание, формы и методы, которой должны преследовать такие цели:
— развитие речи и навыков театрально-исполнительской деятельности;
— создание атмосферы творчества;
— эмоциональное развитие детей;
Для реализации этих целей, я всю работу разделила на 3 этапа:
I этап- развитие у детей умений и навыков выступать для себя;
II этап -развитие умений и навыков выступать для других;
III этап — показ сказок, инсценировок.
Для более эффективной работы у нас имеется перспективный план, где указаны цели обучения, предполагаемый литературный материал, картотеки по эмоциям. К некоторым этюдам, сказкам, малым литературным формам придумываем с детьми свои варианты, хотя у детей это еще очень плохо получается, может опыта недостаточно, а может в силу своих умственных возможностей.
Когда я начала только работать с этими детьми, то старалась всегда поддерживать у детей праздничное настроение после утренников. Выученные стихотворения и песни для утренника, мы затем переносили в сюжетно-ролевые игры: например показывали концерт сначала для кукол; изготавливали альбомчики с впечатлениями от праздника и показывали нашим младшим соседям концерт. Дети всегда с желанием выступали, и если даже во время утренника некоторые дети «тушевались», то в такой непринужденной обстановке, они раскрывались всесторонне. Дети получали массу эмоций. Они артисты.
В группе у нас имеются различные виды театра, они расположены в доступном для детей месте:
— различные виды настольного театра;
Так же имеется все необходимое для постановки пьес, драматизации произведений: шапочки-маски, ширма, декорации, элементы костюмов, подборка художественных и музыкальных произведений. Мне хочется, чтобы у детей была потребность заниматься театрализованной деятельностью, ведь в нашей группе есть все условия для развития фантазии, воображения. Театрально-игровую деятельность всегда связываем с общим планом работы, с лексическими темами.
Основными требованиями к моей работе с детьми являются:
— разнообразие тематики;
— планирование театрализованных игр;
— сотрудничество детей друг с другом;
— последовательность и усложнение содержания и сюжетов;
Наблюдая за детьми во время театрализованных игр, я заметила , что у детей мал словарный запас, плохая память, не выразительны эмоции, внимание не устойчиво. Порой активность детей проявляется в улыбке, хлопках в ладоши. Некоторые дети вообще зрелище не воспринимают. Проанализировав методическую литературу, сопоставив их со своими наблюдениями, я отметила, что в первую очередь нужно вызывать у детей активную реакцию, умение заинтересованно смотреть и понимать смысл, войти в контакт с воспитателем, эмоционально взаимодействовать. Вот поэтому, я стараюсь чаще читать детям различные произведения (сказки, рассказы, короткие этюды), затем сразу беседуем по содержанию, ведь когда мы передаем ребенку смысловое содержание текста, мы как бы заражаем ребенка своим настроением. Но главной моей задачей является научить ребенка играть самостоятельно, познавая мир через ощущения, проявлять свои эмоции, а не быть только зрителем. Я заметила, если у детей есть проблема с проявлением эмоций, частично с этой проблемой помогут справиться игры, направленные на развитие эмоциональной сферы. Эти игры можно проводить с детьми в любое свободное время по одной или несколько за один раз. Также рекомендуется проводить познавательные занятия, для развития познавательной сферы детей. На занятиях дети проживают эмоциональные состояния, знакомятся с опытом сверстников, а также с культурным наследием человечества( литературой, живописью, музыкой). Ценность таких занятий заключается в том, что у детей расширяется круг понимаемых эмоций, они начинают глубже понимать себя и других. В процессе развития, т.е. воздействия на ребенка со стороны взрослых меняются его взгляды на мир, ребенок начинает осознавать и контролировать свои эмоции, но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Её необходимо развивать. То, что писал Л.С. Выготский о феномене «засушенное сердце» (отсутствие чувства), не потеряло актуальности и в наше время, когда ребенку стараются дать только знания, этому способствует технологизация жизни, в которой участвует ребенок. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми, сверстниками, а ведь , как мы уже доказали, общение обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других.
Вот поэтому я считаю, что работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна
Источник
Развитие эмоциональной сферы у дошкольников через театрализованную деятельность
учебно-методический материал
Сообщение из опыта работы музыкального руководителя с детьми дошкольного возраста.
«Театр — искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по настоящему, всегда уносит из него запас мудрости и доброты».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие эмоциональной сферы у дошкольников через театрализованную деятельность | 29.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.
Варкентин Анна Ивановна.
город Солнечногорск, 2019 год.
«Театр — искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по настоящему, всегда уносит из него запас мудрости и доброты».
Cегодняшние дети невольно оказываются вовлечены в бурные темпы взрослой жизни, их увлекают потоки лишней информации, им предъявляются требования в раннем развитии и скорейшей социализации.
Вся наша жизнь — это большая сцена и то, какую роль выбирает ребенок в этой жизни, зависит от его первого дошкольного опыта, где он получает не только информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения.
Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это — конкретный, зримый результат.
Театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
«В процессе этого сопереживания, — как отмечал психолог и педагог, академик Б.М. Теплов (1896—1965), — создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые». Таким образом, театрализованная деятельность — важнейшее средство развития у детей эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место», — утверждал Б.М. Теплов.
В работах академика Н.Бехтеревой, профессора Д. Камбаровой, научных сотрудников С.Маневского и В.Матвеевой установлено, что улыбка не просто говорит о позитивной стороне, она воздействует на нейтральные центры мозга, вовлекает их в позитивную работу, повышает их активность. Это открытое нашими учёными явление, много раз экспериментально проверенное, получило название генерализации или положительного экспрессивного потенциала. При этом надо не улыбнуться внешне (одними губами), а искренне порадоваться, как это бывает у детей в театрализованной деятельности. Только при этом условии просыпаются позитивные волны во всех структурах мозга.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии — через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные педагогом вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.
Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.
Она — неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки-чуда, ощущения беззаботного детства.
Театрализация — это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков. Так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности — пением, движением под музыку, слушанием.
Развивая у детей эмоциональную сферу через театрализованную деятельность я реализую цель : развитие артистических способностей детей.
Для реализации данной цели я ставлю перед собой следующие задачи:
- приобщение детей дошкольного возраста к театральной культуре.
- последовательное знакомство детей с различными видами театров.
- обучение детей передаче образов с помощью эмоций.
- развитие психических процессов (внимание, мышление, память).
- творческих способностей (умение перевоплощаться).
- развитие артистических навыков детей (способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать при импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации).
- специальные умения: вызывать интерес к театрализованной деятельности, желание выступать вместе с коллективом сверстников.
- воспитывать положительное отношение к театральным играм.
- желание играть с театральными куклами.
- формировать эмоционально-положительное отношение к сверстникам.
- прививать уважение к традициям и культуре народов.
К работе с детьми по театрализованной деятельности приступаю с октября, т.е. после того, как у большинства детей закончится адаптационный период. Она проводится в двух основных формах:
- специально организованная работа с детьми.
- нерегламентированный вид деятельности по желанию ребёнка.
Работу с детьми по театрализованной деятельности лучше начинать с группы раннего возраста : знакомство с куклой би-ба-бо. Малыши смотрят драматизированные сказки и другие инсценировки, которые показывают воспитатели и старшие дошкольники, всё это создает радостную атмосферу. В группе раннего возраста я использую:
- игры с пальчиковыми куклами,
- игры с варежковой куклой,
- театр картинок (магнитный театр)
Начиная с младшей группы детей последовательно знакомлю с видами театров, основами актерского мастерства. Для этого использую этюдный тренажёр, помогающий развить внимание и восприятие; прививаю навыки отображения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера. Использую в работе с детьми младшего возраста:
- театр кукол на столе,
- игры со штоковой куклой,
Взрослые и старшие дошкольники показывают небольшие спектакли для малышей. В конце года ребята младшей группы уже сами выступают с маленьких сценках.
В средней группе кукольный спектакль объединяю с театрализованной игрой. Неуверенные в себе дети чаще всего предпочитают кукольный театр, так как его необходимый атрибут — ширма, за которую ребенок стремится спрятаться от зрителя. Ребята, преодолевшие робость, обычно участвуют в инсценировке (постановке, спектакле) как актеры драматического театра. При этом они, наблюдая друг за другом, обогащают свой личный опыт.
В средней группе знакомлю детей с театральной ширмой, дети учатся управлять верховыми куклами. Продолжаем совершенствовать навыки в играх с пальчиковыми, варежковыми, настольными, штоковыми куклами. Знакомлю детей с куклами – прыгунками.
В старшей группе все дети активно участвуют в театрализованных играх и драматизациях. В этом году осенью ребята старшей группы подготовили театрализованную постановку по русской народной сказке «Гуси-лебеди». С этой постановкой дети выступили перед родителями и детьми средней и подготовительной группы. В старшем дошкольном возрасте дети совершенствуют навыки работы с куклами би-ба-бо. Знакомлю детей с марионетками, использую ростовые куклы. В старшем дошкольном возрасте дети уже могут изготавливать куклы для игр в самостоятельной деятельности.
В подготовительной к школе группе театрализованные игры отличаются более сложными характерами героев, трудными для разработки мизансценами.
Названные игры дают детям возможность применить полученные знания, проявить творчество в различных видах театральной деятельности. В подготовительной группе дети совершенствуют навыки управления куклой на ширме и на полу. Мы с ребятами разыгрываем сценки, диалоги. Учимся общаться со зрителями. Включаю сказки-импровизации, театр-тантамарески. Театр тантамаресок хорошо сочетается с представлением в настольном театре. Тантамарески могут выступать в роли сказочников или ведущих.
Работая с детьми, я обращаю внимание на то, что у них улучшается настроение, уверенность в себе, чувствуют они себя свободнее, раскованнее, общаются доверчивее. Приобретенные умения в театрализованных играх дети переносят в повседневную жизнь.
В своей работе с детьми широко использую
Игры-имитации (дети имитируют образы животных — неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке; отдельных действий человека: выглянуло солнышко – дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте; литературных персонажей). Сказка «Кот, лиса и петух» — «Лисичка подслушивает» Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут Котик с Петушком, и подслушивает, о чем они говорят. Поза: ногу выставить вперед, корпус тела слегка также наклонить вперед. Выразительные движения: голову наклонить в сторону (слушать, подставляя ухо), взгляд направить в другую сторону, рот полуоткрыт.
Ролевые диалоги на основе текста. Разыгрывание по ролям стихотворения И.Жукова «Киска» Хозяйка: Здравствуй, Киска, как дела? Что же ты от нас ушла? Киска: Не могу я с вами жить, Хвостик негде положить. Ходите, зеваете, На хвостик наступаете! Сначала это стихотворение разучивается в свободное время, вне занятия. Затем, на занятии, дети, разыгрывая ситуацию в паре, могут импровизировать интонации. Взаимоотношения героев могут быть различными. Каждая пара детей представляет свою вариацию. Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Три медведя»).
Игры-импровизации – это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки. Ситуация «Не хочу манной каши!» Дети делятся на пары. Одним из них будут мамами или папами, другие — детьми. Мама или папа должны настаивать на том, чтобы ребенок ел манную кашу (геркулес, гречку. ), приводя различные доводы. А ребенок это 3 блюдо терпеть не может. Пусть дети попробуют разыграть два варианта разговора. В одном случае ребенок капризничает, чем раздражает родителей. В другом случае ребенок говорит настолько вежливо и мягко, что родители ему уступают.
Игры-импровизации под музыку («Веселый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку», «Хоровод вокруг елки»). Бессловесная игра — импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает педагог («Катя, Катя маленькая. », «Заинька, попляши. », В. Берестов «Больная кукла», А. Барто «Снег, снег»). Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова «Елочка»; К. Ушинский «Петушок с семьей», «Васька»; Н. Павлова «На машине», «Земляничка»; В. Чарушин «Утка с утятами»)
Игры-пантомимы — вид сценического представления, призванный передавать сюжет или историю с помощью мимики, жестов, без использования слов. Игра-пантомима помогает развивать навыки управления жестами, движением, мимикой, корректно выражать свои эмоции и чувства. «Нос, умойся!» (по стихотворению Э.Мошковской) Воспитатель произносит слова стихотворения, дети имитируют движения. Кран, откройся! Нос, умойся! Шейка, мойся хорошенько! Мойтесь сразу, оба глаза! Мойся, мойся, обливайся! Мойтесь, уши, мойся, шейка! Грязь, смывайся, грязь, смывайся! «Представьте себе»
Игры- этюды — драматизация небольших по содержанию текстов. 1. Представьте раннее утро. Вчера вам подарили новую игрушку, вам хочется везде носить ее с собой. Например, на улицу. А мама не разрешила. Вы обиделись (губки «надули»). Но, это же мама — простила, улыбнулась. 2. Представьте себя собачкой в будке. Серьезная собачка. Ага, кто-то идет, надо предупредить (рычим). 3. Мальчик гладит котенка, который прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет, трется головой о руки мальчика.
Игры-драматизации , которые основываются на действиях исполнителя. («Кот-рыболов», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Репка», авторские тексты В. Сутеев «Под грибом», К. Чуковский «Цыпленок» и др.)
Разнообразное влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет использовать ее как сильное, но ненавязчивое средство, ведь ребенок во время игры чувствует себя более раскованно, естественно, свободно.
Используя в работе с детьми различные виды театра, театрализованные игры я основываюсь на высказываниях русского психолога Л.С. Выготского о роли творчества в развитии ребенка. « Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукции творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и воплощении».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
обобщение теоретических источников по проблеме развития речи старших докшольников, особенности современных методических подходов к исследованию проблемы развития речи старших докшольников, теоретико-м.
МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ.
Статья опубликована в материалах Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» 2014-2015 учебного года.
Самообразование : «Развитие творческих способностей старших дошкольников через театрализованную деятельность».
Современная социальная ситуация далеко не всегда насыщает детей эмоционально, далеко не всегда обогащает их впечатления. Вот почему специально организованное общение в процессе театрализованной деятел.
Статья раскрывает основные аспекты развития эмоциональной сферы дошкольников.
Источник