- Работа по программе С. Крюковой «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь»
- Эмоциональное развитие дошкольников
- Программа по развитию эмоций рабочая программа (старшая группа) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Текст книги «Удивляюсь, злюсь, боюсь… Программы групповой психологической работы с дошкольниками»
- Автор книги: Светлана Крюкова
- Жанр: Педагогика, Наука и Образование
- Часть 2 Коррекционноразвивающие занятия в детском саду
Работа по программе С. Крюковой «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь»
Вера Шведская
Работа по программе С. Крюковой «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь»
Эмоциональное развитие дошкольников
Второй год работаю по программе эмоционального развития детей дошкольного возраста С. Крюковой «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь». Дети, участвующие в тренинге,посещают группы разной направленности: речевые, с лёгкой умственной отсталостью, общеразвивающие. Получается настоящее инклюзивное образование. За год дети очень сдружились, научились сопереживать, радоваться успехам друг друга. С помощью мимики и средствами пантомимы умеют передавать различные эмоции.
Последние наши встречи прошли в творческой мастерской. Её цель – закрепить полученные знания и уметь передать эмоции художественными средствами.
На первой встрече мы создали портреты со смешными взлохмаченными волосами, а во время второй – «русские горки», на которых катаются весёлые человечки.
На тренингах мы с детьми часто играем в игры, предложенные Барбарой Шер в книге «Игры, создающие настроение». Детям они очень нравятся, а сколько пользы они несут в плане развития детей, сколько радости.
Создаём «русские горки»
Вот такие весёлые получились человечки
Игра «Угадай, кто я?»
Игра «Повернись на 360 градусов»
«Волшебная страна» в работе педагога-психолога С помощью макета «Волшебной страны» я провожу подгрупповые занятия с детьми на эмоциональное развитие по программам С. В. Крюковой «Удивляюсь,.
Образовательные области «Здоровье и Безопасность» Я работаю по программе Логиновой В. И. «Детство». Согласно новому документу ФГТ программа включает в себя 10 образовательных областей, одна.
Источник
Программа по развитию эмоций
рабочая программа (старшая группа) на тему
Программа по развитию эмоц. сферы для детей старшего возраста
Крюкова С. В. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь».
ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА (Л.П.Стрелкова
«Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры.» — Москва, 1999г.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programmapo_razvitiyu_emotsmy_diagnostika.docx | 29.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по развитию эмоц. сферы для детей старшего возраста
- Крюкова С. В. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» .
ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА (Л.П.Стрелкова
«Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры.» — Москва, 1999г.)
Диагностика и развитие эмоциональной сферы ребенка предполагает выделение следующих параметров:
- адекватная реакция на различные явления окружающей действительности;
- дифференциация и адекватная интерпретация эмоциональных состояний других людей;
- широта диапазона понимаемых и переживаемых эмоций, интенсивность и глубина переживания, уровень передачи эмоционального состояния в речевом плане, терминологическая оснащенность языка;
- адекватное проявление эмоционального состояния в коммуникативной сфере.
Предложенные задания позволят исследовать эмоциональное развитие детей 5-7 лет (в пределах обозначенных эмоций), а также определенные изменения (если после проведения экспериментальной работы еще раз выполнить с детьми эти же задания).
Наличие у детей во время выполнения заданий и последующей работы большой степени замкнутости, резкой смены настроений, частых вспышек раздражения,
требует особого подхода и внимания к ним.
Задание 1. Изучение особенностей использования детьми мимики и пантомимики при демонстрации заданной эмоции.
(Проводится индивидуально, в двух сериях.)
Первая серия. Ребенку предлагают продемонстрировать веселого, печального, испуганного, сердитого, удивленного мальчика (девочку). Каждое эмоциональное состояние называют по мере выполнения.
Выразительное средство, используемое ребенком при демонстрации указанного эмоционального состояния, обозначают знаком «+» в соответствующей графе таблицы 1.
Методика «Волшебная страна чувств»
(Авторская — Т. Грабенко, Т. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Фролов)
Цель: исследование психоэмоционального состояния.
Возраст : от 5 до 13 лет
Перед ребенком (или детьми) ведущий раскладывает или просит достать восемь разноцветных карандашей (красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, коричневый, серый, черный) и бланк методики.
Инструкция 1: «Далеко-далеко, а может быть, и близко, есть волшебная страна, и живут в ней Чувства: Радость, Удовольствие, Страх, Вина, Обида, Грусть, Злость, Интерес. Живут они в маленьких цветных домиках. Причем каждое Чувство живет в домике определенного цвета. Кто-то живет в красном домике, кто-то в синем… Каждый день, как только встает солнце, жители волшебной страны занимаются своими делами.
Но однажды случилась беда. На страну налетел страшный ураган порывы ветра были настолько сильными, что срывали крыши с домов и ломали ветви деревьев. Жители успели спрятаться, но домики спасти не удалось.
- вот ураган закончился, ветер стих. Жители вышли из укрытий и увидели свои домики разрушенными. Конечно, они были очень расстроены, но слезами, как известно, горю не поможешь. Взяв необходимые инструменты, жители вскоре восстановили свои домики. Но вот беда – всю краску унес ветер.»
- тебя есть цветные карандаши. Пожалуйста, помоги жителям и раскрась домики.
Таким образом, детям предлагается поработать с первой колонкой, где изображены домики.
Инструкция 2: «Спасибо тебе от лица всех жителей. Ты восстановил страну. Настоящий волшебник! Но дело в том, что во время урагана жители были так напуганы, что совсем забыли, в домике какого цвета жил каждый из них. Пожалуйста, помоги каждому жителю найти свой домик. Закрась или подчеркни название чувства цветом, соответствующим цвету домика».
Здесь ведущий предлагает ребятам поработать со второй колонкой, в которой перечислены названия чувств.
- результате мы узнаем, с каким цветом ассоциируется у ребенка определенное чувство.
Инструкция 3: «Спасибо! Ты не только восстановил страну, но и помог жителям найти свои домики. Теперь им хорошо, ведь очень важно знать, где твой дом. Но как же мы будем путешествовать по этой стране без карты? Ведь каждая страна имеет свою территорию и границы. Территория страны наносится на карту. Посмотри – вот карта страны чувств (ведущий показывает силуэт человека). Но она пуста. После восстановления страны карта еще не исправлена.
Только ты, как человек, восстановивший страну, можешь раскрасить карту. Для этого возьми, пожалуйста, свои волшебные карандаши. Они уже помогли тебе восстановить страну, теперь помогут и раскрасить карту. Помести на ней Чувства, живущие в домиках, как тебе хочется » .
Если, рассматривая карту страны, ребенок скажет, что это – человек, можно объяснить ему, что на карте очертание разных стран может быть похоже на что угодно. Например, очертание Италии похоже на сапог (при этом хорошо иметь под рукой атлас и подкрепить свои слова рассматриванием карт).
Когда карта будет раскрашена, ведущий благодарит ребят и говорит, что в следующий раз они начнут ближе знакомиться с этой страной и узнают много интересных историй.
При обработке результатов важно обращать внимание на следующее.
- Все ли цвета были задействованы при раскрашивании домиков.
- Адекватность подбора цвета при «заселении» чувств в домики.
- На распределение цветов, обозначающих чувства, внутри силуэта
человека. Причем целесообразно символически разделить силуэт на 5 зон:
- голова и шея (символизируют ментальную деятельность);
- туловище до линии талии, исключая руки (символизируют эмоциональную деятельность);
- руки до плеч (символизируют эмоциональную деятельность);
- тазобедренная область (символизирует область творческих переживаний);
- ноги (символизируют чувство «опоры», уверенность, а также возможность «Заземления» негативных переживаний).
Исследуя «карту», мы узнаем, какие чувства «живут» в разных частях тела. Например, чувства, «живущие» в голове, окрашивают мысли. Если в голове
живет «страх», наверное, осуществлять мыслительную деятельность будет
непросто. В ногах живут чувства, которые дают человеку
психологическую уверенность, или же (если в ногах поселились
«негативные» чувства) человек имеет стремление «заземлить», избавиться
от них. В руках «живут» чувства, испытываемые в контактах с
6 – 8 домиков (75%-100%) раскрашены адекватными цветами, распределены по «Карте страны» гармонично – норма психоэмоционального состояния.
3 – 5 (38%-62%) домиков раскрашены неадекватными цветами, распределение по «Карте страны» вызывает дисгармонию – уровень психоэмоционального состояния ниже нормы.
Вторая серия . Ребенку предлагают назвать и изобразить героя сказки или
мультфильма, который был веселым, грустным, испуганным, сердитым, удивленным. Эмоциональное состояние героя называют по мере выполнения задания или отказа от выполнения предыдущего. В таблицу 2 записывают, какой персонаж выбрал ребенок. Знаком «+» обозначают используемое ребенком выразительное средство во время изображения предъявленного героя.
Источник
Текст книги «Удивляюсь, злюсь, боюсь… Программы групповой психологической работы с дошкольниками»
Автор книги: Светлана Крюкова
Жанр: Педагогика, Наука и Образование
Текущая страница: 6 (всего у книги 14 страниц) [доступный отрывок для чтения: 5 страниц]
Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Генезис, 2007.
Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2–4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М.: Книголюб, 2006.
Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. – М.: ВЛАДОС, 2005.
Фопель К. Привет, ножки! Подвижные игры для детей 3–6 лет: Пер. с нем. – М.: Генезис, 2005.
Фопель К. Привет, глазки! Подвижные игры для детей 3–6 лет: Пер. с нем. – М.: Генезис, 2005.
Фопель К. Привет, ручки! Подвижные игры для детей 3–6 лет: Пер. с нем. – М.: Генезис, 2005.
Фопель К. Привет, ушки! Подвижные игры для детей 3–6 лет: Пер. с нем. – М.: Генезис, 2005.
Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры. – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. XXI век», 2007.
Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И Буянова. – М.: Просвещение, 1990.
Часть 2
Коррекционноразвивающие занятия в детском саду
УДИВЛЯЮСЬ, ЗЛЮСЬ, БОЮСЬ, ХВАСТАЮСЬ И РАДУЮСЬ!
Программа эмоционального развития детей дошкольного возраста
ЗДРАВСТВУЙ, Я САМ!
Тренинговая программа работы с детьми 3–6 лет
Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь
С благодарностью моим учителям
Программа эмоционального развития детей дошкольного возраста
Не каждый взрослый человек способен разобраться во всей гамме своих переживаний, а для ребенка эта задача является еще более трудной. Дети не всегда правильно понимают даже простые эмоции, тем более трудно им осознать те разнообразные переживания, которые возникают по мере расширения их связей с окружающим миром.
С.Л. Рубинштейн выделял три вида эмоциональных переживаний. Первый – уровень органической аффективно-эмоциональной чувствительности, когда чувство выражает состояние организма, находящегося в определенных реальных отношениях с окружающей действительностью. Более высокий уровень эмоциональных проявлений составляют предметные чувства, соответствующие предметному восприятию и предметному действию. На этом уровне чувство является не чем иным, как выражением в осознанном переживании отношения человека к миру. Ценность, качественный уровень этих чувств зависят от их содержания, от того, какое отношение и к какому объекту они выражают. Наконец, над предметными чувствами поднимаются более обобщенные чувства, как то: чувство юмора, иронии, чувство возвышенного, трагического и т. д.
Данная программа направлена на работу с «предметными чувствами». Основная ее цель – ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает, и дать ему словесное наименование. Накапливая определенные моменты проживания и фиксации на каком-либо чувстве, ребенок создает свой собственный «эмоциональный фонд», с помощью которого он сможет ориентироваться в собственных чувствах и в чувствах людей, которые его окружают.
Человек судит об эмоциональном состоянии другого по особым выразительным движениям, мимике, изменению голоса. Поза, жест, особенности движений во многом дополняют мимику и играют важную роль в передаче эмоционального состояния. По выражению Ж. Лабрюйера, «в тоне голоса, в глазах и в выражении лица говорящего имеется не меньше красноречия, чем в самих словах». Поэтому задачи программы – научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации.
Кроме того, в ходе работы дети опосредованно знакомятся с навыками релаксации и саморегуляции, что создает условия для формирования у них способности управлять своим эмоциональным состоянием. Обсуждение и «проживание» ситуаций, вызывающих разнообразные чувства, повышают эмоциональную устойчивость ребенка, что помогает ему легче переносить аналогичные, но более мощные воздействия.
Поскольку эмоции заразительны, коллективное сопереживание усиливает их и позволяет получить более яркий опыт проживания эмоциональных ситуаций.
Программа рассчитана на детей 4–6 лет и включает в себя 17 занятий.
Занятия проводятся один раз в неделю в форме мини-тренингов продолжительностью 30–40 минут. Оптимальное количество детей в группе – 10–15 человек.
Работу по этой программе рекомендуется начинать с ноября, после завершения периода адаптации детей к дошкольному учреждению.
Занятие 1. Робость
повышение у детей уверенности в себе; сплочение группы; знакомство с чувством робости.
клубочек шерсти; пиктограмма «робость».
♦ Здравствуйте, я рада вас видеть! У меня в руках клубочек. Сейчас мы будем передавать его по кругу, и каждый, у кого в руках он окажется, будет называть свое имя и рассказывать нам о том, что он любит делать больше всего. Я начну, а продолжит тот, кто сидит слева от меня. (Цель – сплочение группы детей.)
Итак, я – Света. Больше всего я люблю гулять в парке со своей собакой… (Далее по очереди высказываются дети.) Здорово!
♦ А теперь послушайте мою историю… (Цель – знакомство с эмоцией «робость» и ее внешними проявлениями.)
Мальчик Костя в первый раз пришел в детский сад. Он вошел в раздевалку, переоделся, познакомился с воспитателями и подошел к двери в группу. Он чуть приоткрыл дверь и заглянул внутрь. На его лице было вот такое чувство. (Покажите детям пиктограмму «робость».) Оно называется робость. Давайте попробуем изобразить его. Глаза чуть опущены. Голова слегка наклонена вбок. Кто хочет изобразить Костю? Что могут сделать дети, чтобы помочь мальчику? Хорошо!
♦ А сейчас давайте поиграем в игру, которая называется «Я – лев». (Цель – повышение у детей уверенности в себе.) Закройте глаза и представьте себе, что каждый из вас превратился во льва. Лев – царь зверей. Сильный, могучий, уверенный в себе, спокойный, мудрый. Он красив и свободен.
Откройте глаза и по очереди представьтесь от имени льва, например: «Я – лев Гоша». Пройдите по кругу гордой, уверенной походкой… Отлично!
♦ Садитесь на стульчики. Пусть каждый скажет о себе: «Я очень хороший» или «Я очень хорошая». (Цель – создание положительного эмоционального фона, повышение уверенности в себе.) Но перед тем как сказать, давайте немножко потренируемся. Сначала произнесем слово «я» шепотом, потом – обычным голосом, а затем – прокричим его. Теперь давайте таким же образом поступим со словами «очень» и «хороший» (или «хорошая»). И наконец, дружно: «Я очень хороший(ая)!» Молодцы! Теперь каждый, начиная с того, кто сидит справа от меня, скажет, как захочет, – шепотом, обычным голосом или прокричит, например: «Я – Наташа! Я очень хорошая!» или: «Я – Кирилл! Я очень хороший!»
♦ Замечательно! Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и скажем: «Мы очень хорошие!» – сначала шепотом, потом обычным голосом, а потом – прокричим.
На этом наше занятие заканчивается. До свидания.
Занятие 2. Радость (1)
первичное знакомство с чувством радости; развитие умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние; развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека.
пиктограмма «радость»; фотографии веселых людей; бумага, карандаши.
♦ Доброе утро! Давайте поздороваемся друг с другом. Сейчас я повернусь к тому, кто сидит справа от меня, назову его по имени и скажу, что я рада его видеть. Он повернется к своему соседу справа и сделает то же самое, и так до тех пор, пока каждый из вас не поприветствует своего соседа… (Цель упражнения – создание положительного эмоционального фона.)
А теперь посмотрите на лицо этого человека. (Покажите детям пиктограмму «радость».) Как вы думаете, этот человек грустный? А может быть, он сердитый? Или веселый, радостный? Да, этот человек радостный. Попробуем изобразить радость на своем лице. Что для этого нужно сделать?
♦ Но перед этим поиграем с Солнечным зайчиком. (Цель – снятие напряжения мышц лица.)
Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу – нежно погладь его ладонями на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке, поглаживай аккуратно голову, шею, руки, ноги. Он забрался на живот – погладь животик. Солнечный зайчик не озорник, он любит и ласкает тебя, подружись с ним.
Отлично! Мы подружились с Солнечным зайчиком, глубоко вздохнем и улыбнемся друг другу. Как здорово, что мы с вами встретились!
Сейчас я расскажу вам одну историю…
♦ Этюд «Встреча с другом». (Цель – развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выразить свое настроение, развитие выразительных движений.)
У мальчика был друг. Настало лето, и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал с родителями отдыхать. Скучно в городе одному. Прошел месяц. Однажды идет мальчик по улице и вдруг видит, как на остановке из автобуса выходит его товарищ. Как же они обрадовались друг другу!
Выразительные движения – плечи опущены, выражение печали на лице (грусть), объятия, улыбка, смех (радость).
Попробуем разыграть эту сценку.
У вас отлично получилось! А сейчас посмотрим вот на эти фотографии (подберите фотографии веселых, улыбающихся людей). Какое чувство, по-вашему, испытывают эти люди? Как вы догадались? А это мои фотографии. Я на них тоже радостная. Как вы думаете, почему? Если вы захотите, можете принести на следующее занятие свои «радостные фотографии».
Поговорим о том, что же такое радость для вас? Подумайте хорошенько и закончите предложение «Я радуюсь, когда…» (Запишите высказывания детей.)
♦ А сейчас представьте себе, что мы художники и нам надо нарисовать картину на тему «Радость». Возьмите листочки и карандаши, и пусть каждый нарисует радость так, как ему хочется. (Цель – рефлексия чувств.)
Затем предложите детям сесть в круг и рассказать о том, что они нарисовали.
♦ А теперь встаньте в круг и давайте поиграем в «Доброе животное». (Цель игры – развитие чувства единства.)
Возьмемся за руки и представим, что мы – одно животное. Давайте прислушаемся к его дыханию. Все вместе сделаем вдох-выдох, вдох-выдох и еще раз вдох-выдох. Очень хорошо. Послушаем, как бьется его сердце. Тук – делаем шаг вперед, тук – шаг назад. И еще раз тук – шаг вперед, тук – шаг назад.
♦ Спасибо всем. На этом наше занятие завершается. До свидания!
Занятие 3. Радость (2)
продолжение знакомства с чувством радости.
вырезанные из журналов рисунки или фотографии, на которых изображены части лица: глаза, брови, носы, улыбки; клей; трафареты круглой и овальной формы; пиктограмма «радость».
♦ Здравствуйте! Давайте начнем наше занятие с того, что каждый из вас назовет себя по имени и при этом выполнит какие-нибудь движения или действия. Например, я назову свое имя и прохлопаю его в ладоши. Можно топать ногами или делать что-то еще, но так, чтобы все сидящие в кругу смогли повторить ваше действие. (Цель упражнения – создание положительного эмоционального фона, настрой детей на совместную работу.)
Итак, я называю свое имя и прохлопываю его, а все остальные повторяют за мной… Отлично! Продолжит тот, кто сидит справа от меня, и т. д.
Теперь, когда мы с вами поздоровались, постарайтесь вспомнить, о каком чувстве мы говорили на прошлом занятии? Посмотрите, какое чувство здесь изображено (покажите пиктограмму «радость»)? Как вы догадались, что это радость? Конечно, глаза чуть прищурены, на лице улыбка. Посмотрите на эти фотографии. Какое чувство испытывают эти люди? Как вы догадались? Может быть, кто-нибудь из вас принес сегодня свои «радостные фотографии»? Попробуем изобразить чувство радости.
♦ Для начала разогреем и расслабим все мышцы лица… (Упражнение «Солнечный зайчик», см. занятие 1.) Отлично!
Сядем поудобнее: ноги твердо стоят на полу, спинка прямая. Начинаем гимнастику. Но она не простая, а мимическая. Мы с вами будем выполнять упражнения для лица. (Цель: изучение мимики, выражения в мимике эмоциональных состояний.)
Вдох-выдох, вдох-выдох, еще раз вдох-выдох. Вытянули губы трубочкой. Произнесли звук «у». Растянули губы в стороны. Произнесли звук «ы». Замечательно! Вдох-выдох. Расслабили все мышцы лица и улыбнулись друг другу. Скажите глазами и улыбкой, что вы рады видеть друг друга. Спасибо!
♦ Сейчас я расскажу вам несколько историй, и мы попробуем их разыграть, как настоящие актеры. (Цель – развитие выразительных движений, способности понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать собственное.)
Первая история называется «Хорошее настроение».
Мама отправила сына в магазин: «Купи, пожалуйста, печенье и конфеты, – сказала она, – мы попьем чаю и пойдем в зоопарк». Мальчик взял у мамы деньги и вприпрыжку побежал в магазин. У него было очень хорошее настроение.
Выразительные движения: походка – быстрый шаг, иногда вприпрыжку, улыбка.
Вторая история называется «Умка».
Жила-была дружная медвежья семья: папа медведь, мама медведица и их маленький сыночек – медвежонок Умка. Каждый вечер мама с папой укладывали Умку спать. Медведица его нежно обнимала и с улыбкой пела колыбельную песенку, покачиваясь в такт мелодии. Папа стоял рядом и улыбался, а потом начинал подпевать маме медведице.
Выразительные движения: улыбка, плавные покачивания.
Очень хорошо! Радоваться могут и дети, и взрослые. На прошлом занятии мы говорили о том, что такое радость для вас. Сейчас давайте подумаем, что же такое радость для мамы. Закончите предложение: «Моя мама радуется, когда…» (Запишите высказывания детей.) Здорово!
♦ А сейчас садитесь за столы. Перед вами лежат вырезанные из журналов рисунки и фотографии, на которых изображены части лица: глаза, брови, носы, улыбки. Ваша задача – выбрать овал для лица и приклеить на него выбранные вами части так, чтобы, глядя на получившиеся лица, мы могли сказать: «Все эти лица радостные». Приступайте к работе. (Цель данного упражнения – научиться выражать чувство радости с помощью изобразительных средств.)
Спасибо! На этом наше занятие заканчивается.
Занятие 4. Радость (3)
продолжение знакомства с чувством радости; развитие способности понимать и выражать эмоциональное состояние другого.
пиктограмма «радость»; игра «Азбука настроений»; платок или шарф.
Доброе утро, ребята!
♦ Давайте представим себе, что мы разучились говорить, а можем только петь. Сейчас каждый из нас пропоет свое имя, а мы все вместе будем за ним повторять. (Цель – создание положительного эмоционального фона.)
Давайте вспомним, о каком чувстве мы говорили на прошлых занятиях? Да, мы говорили о радости. Посмотрим на лица, которые у нас получились, и вспомним, кто из вас какое лицо «собрал».
♦ Отлично! Еще мы говорили о том, что радоваться могут все: и дети, и взрослые – мамы, папы, бабушки, дедушки, братья и сестры. А как вы думаете, животные умеют радоваться? Может быть, у кого-нибудь из вас есть домашнее животное? Когда вы приходите из садика, оно вас встречает? Как вы думаете, оно вам радуется? У меня дома есть собака. Когда я прихожу с работы, она выбегает мне навстречу и виляет хвостом. Я думаю, что так она выражает свою радость. Моя собака радуется, когда все возвращаются домой с работы и когда она идет гулять. Расскажите про то, как радуются ваши домашние животные.
♦ «Игра с платком» (Цель – снять эмоциональное напряжение, дать детям возможность творчески выразить себя, развивать способность к переключению внимания с одного образа на другой.)
Представьте себе, что мы попали в театр. В театре есть сцена, актеры и зрители. Выберем и в нашей группе место для сцены. Для того чтобы узнать, кто из вас будет актером, а кто – зрителем, проведем небольшую артистическую разминку.
У меня в руках платок. Попробуйте с помощью платка, а также различных движений и мимики (выражения лица) изобразить: бабочку; принцессу; волшебника; бабушку; фокусника; человека, у которого болит зуб; морскую волну; лису.
После показа каждого нового персонажа задавайте детям следующие вопросы: «Кто может показать бабочку (принцессу…) иначе? Кто еще хочет попробовать?»
У вас прекрасно получилось. Кому понравилось исполнять роли? Кому понравилось смотреть? Может быть, кто-то надумал сейчас изобразить еще что-нибудь?
♦ Посмотрите, какие карточки я принесла вам сегодня. (Покажите ребятам карточки из игры «Азбука настроений».) На них изображены мама, папа, кошка, мышка, попугай и рыбка. Они все радостные на этих картинках. Пусть каждый из вас подумает и решит, какую роль он сможет сыграть. (Цель упражнения – развивать способность понимать и выражать с помощью движений и речи эмоциональное состояние другого.)
Те ребята, которые возьмут какую-нибудь карточку, должны будут выйти на сцену и представиться от имени выбранного персонажа. Например: «Я – кошка. Я живу в доме. Люблю пить молоко. Я радуюсь, когда поймаю мышку». Не забудьте пройтись так, как это делают кошки. Можно потянуться, показать, как они умываются.
Молодцы! Кто хочет еще кого-нибудь показать?
♦ Теперь встанем в круг и поиграем в «Доброе животное» (см. Занятие 1). Все помнят, как играть в эту игру?
На этом наше занятие заканчивается. До встречи!
Занятие 5. Радость (4)
закрепление и обобщение знаний о чувстве радости.
пиктограмма «радость»; красиво оформленные ответы детей с предыдущих занятий; бумага, карандаши; коробка с конфетами.
♦ Здравствуйте! Представьте себе, что вы превратились в легкий ветерок. Прошепчите ваше имя так, как это сделал бы ветер… Молодцы! (Цель – создание атмосферы единства.)
На наших занятиях мы с вами говорили о чувстве, которое называется радость. Все, что вы мне говорили, я записывала, а сейчас эти записи помогут нам вспомнить, что же такое радость для вас, для ваших мам. Если кто-то пропустил наши занятия, он может подумать о радости и ответить нам сейчас. Итак, что же такое радость для нас? Мы рисовали радость. Давайте посмотрим на рисунки. Вот первая работа. Как мы можем понять, что это рисунок радости? Что помогает нам? (Обратите внимание на цвет, выражение лица изображенного героя, цветы, солнце, улыбки…) Следующий рисунок…
А вот такую радостную рожицу нарисовала я. Вокруг нее я приклеила лепестки, и получилась ромашка. На лепестках я написала то, что вы мне говорили, когда заканчивали предложение «Я радуюсь, когда…». Дарю вам эту ромашку, а вы найдите ей место на стене в группе, и пусть она напоминает вам о наших радостных занятиях.
Еще мы с вами создавали портреты из частей лиц. У нас получилась целая портретная галерея! С ваших слов я написала под портретами, что такое радость для ваших мам. Мы приготовили для мам замечательный сюрприз. Давайте найдем в группе место, где мы сможем разместить эти портреты. Пусть мамы обрадуются!
Ромашка «Я радуюсь, когда…»
Портретная галерея «Мама радуется, когда…:
♦ А сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Изобрази…». (Цель – закрепить у детей полученные знания о чувстве радости.) Сейчас я назову по имени одного из вас, брошу ему клубочек и попрошу, например: «Саша, изобрази медвежонка». Саша должен будет поймать клубок, сказать: «Я – медвежонок. Я радуюсь, когда…» Саша расскажет, когда медвежонок радуется, изобразит нам его, а затем бросит клубок кому-нибудь из вас и, назвав по имени, в свою очередь скажет: «Изобрази…» – и назовет любое животное, или человека, или растение, или птицу, или предмет. Понятно? Замечательно!
♦ А теперь послушайте, что я вам принесла. (Покажите детям коробочку, закрытую крышкой. Потрясите коробочку, а дети пусть попытаются отгадать на слух, что там находится.) Как вы думаете, что это может быть? (Цель – развитие эмпатии.)
На самом деле это конфетки. Но они не простые. Как только вы их съедите, вы превратитесь в волшебников и сможете пожелать всем людям что-то такое, от чего они смогут стать радостными. Давайте подумаем, что можно пожелать всем людям, которые живут на Земле…
Примеры высказываний детей:
– пусть они избавятся от болезней;
– пусть никогда не умирают;
– пусть у всех будет дом;
– пусть у всех будет обед;
– пусть все хорошо живут;
– пусть все будут счастливы.
И тогда все люди станут радостными!
♦ Огромное всем спасибо! На этом наше занятие заканчивается.
Занятие 6. Страх (1)
знакомство с чувством страха; изучение выражения эмоциональных состояний в мимике.
фотография ребенка, испытывающего страх; пиктограмма «страх»; свечка в безопасном подсвечнике.
♦ Я рада вас приветствовать! Сейчас мы будем здороваться друг с другом, передавая по кругу свечку. Сначала давайте посмотрим на нее. Видите, как колышется пламя свечи, какое оно красивое? Когда вы будете передавать свечку друг другу, почувствуйте тепло, которое от нее исходит. Возьмите себе немножко тепла, повернитесь к своему соседу, который сидит справа от вас, и, глядя на него, улыбнитесь и скажите, например: «Миша, я рад тебя видеть!» (Цель – снятие эмоционального напряжения, настрой на совместную работу.)
Давайте вспомним, о каком чувстве мы с вами говорили на прошлых занятиях? Да, о чувстве радости. Что нам помогало определить это чувство? Да, это выражение лица, интонация голоса.
А теперь посмотрите на эту фотографию. Как вы думаете, какое чувство испытывает этот ребенок? Смотрите внимательно… У него широко открыты глаза, рот, он вот-вот закричит. Его правая рука выставлена вперед. Он как будто бы хочет что-то оттолкнуть или отгородиться от кого-то. Какое же это может быть чувство? Да, это чувство страха. (Покажите детям пиктограмму «страх».)
Попытаемся изобразить его на своем лице, но для начала расслабим мышцы и поиграем с Солнечным зайчиком (см. Занятие 1).
Отлично! Теперь, когда наши мышцы расслаблены, посмотрите на картинку и попробуйте изобразить страх на своем лице. Молодцы! У вас хорошо получается.
♦ Сейчас я расскажу вам историю про девочку Галю. Вы ее внимательно слушайте, а потом мы попробуем разыграть сценку. (Цель – научить детей выражать с помощью движений эмоциональное состояние другого человека, различать выраженные в мимике эмоциональные состояния, дать опыт проживания негативной ситуации.)
Галя приехала к бабушке в деревню. Однажды она гуляла недалеко от реки, рвала цветы, пела песенки и услышала, что позади нее кто-то зашипел: «Ш-ш-ш!» Галя обернулась и увидела большого гуся. Она испугалась и побежала домой. Прибежала к бабушке и рассказывает: «Я испугалась гуся! Он громко шипел и хотел меня ущипнуть». Бабушка успокоила Галю.
Давайте подумаем, сколько человек нам нужно, чтобы разыграть эту сценку? Нам нужна девочка Галя. Кто может ее изобразить?
Галя гуляла у реки, рвала цветы. Вдруг она услышала, как позади нее кто-то зашипел… Она обернулась, увидела гуся, испугалась и побежала домой…
Здорово у тебя получилось! Кто еще может изобразить девочку Галю? В этой сценке есть гусь. Кто хочет изобразить гуся? Он появляется позади Гали, начинает шипеть. Шея у него вытянута, крылья сложены за спиной, или он широко ими размахивает. Ну, кто решится изобразить гуся?
Очень хорошо! И еще нам нужна бабушка, которая успокоила Галю. Как она могла это сделать?
Здорово! Теперь покажем нашу сценку целиком. Кто хочет быть Галей? Гусем? Бабушкой? (Проиграв роли отдельно, дети соединяют их в одно большое действие.)
У вас отлично получилось!
Послушайте следующую историю – «Как котенок потерялся».
Пошел Вася с котенком гулять. Котенок был маленький и глупый. Он увидел бабочку, побежал за ней, отстал от Васи и теперь не знал, куда идти. Стало ему страшно. Он сжался в комочек и жалобно замяукал. Мимо шла девочка Катя. Увидела она котенка и спрашивает: «Что с тобой? Ты испугался?
А котенок ей отвечает: «Я потерялся. Мне страшно, и я не знаю, как найти мой дом и Васю».
Девочка приласкала котенка и проводила его домой.
Рассказ разбирается и проигрывается по аналогии с предыдущим.
♦ Наше занятие подходит к концу, в заключение давайте встанем в круг и поиграем в «Доброе животное» (см. Занятие 1). До новой встречи!
Данное произведение размещено по согласованию с ООО «ЛитРес» (20% исходного текста). Если размещение книги нарушает чьи-либо права, то сообщите об этом.
Источник