Эмоциональное развитие ребенка инвалида

Эмоциональное развитие детей с ОВЗ

Екатерина Никитина
Эмоциональное развитие детей с ОВЗ

Эмоциональное развитие детей с ОВЗ

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Опыт моей работы небольшой, 4года, но тем не менее хочется рассказать о своей практической деятельности.

Наш детский сад – детский сад комбинированного вида, в нем есть две логопедические группы, в которых работают логопеды. Логопедические группы посещают не только дети с общим недоразвитием речи, но и дети с задержкой психического развития.

Для обеспечения комплексной работы с такими детьми необходима и психологическая коррекционно-развивающая работа. Одной из важных задач работы психолога с детьми является эмоционально-личностное развитие.

Дети с ОНР также как и дети с ЗПР помимо нарушений в интеллектуальном развитии имеют определенные проблемы в эмоционально-личностной сфере.

Эмоциональное развитие детей с ЗПР задержано: они постоянно испытывают трудности со средой адаптации, что нарушает их эмоциональный комфорт и психическое равновесие. Для этой группы детей характерны такие черты как эмоциональная неустойчивость, колебания настроения, повышенная утомляемость, нарушения самоконтроля. Во всех видах деятельности наблюдается дефицит опыта общения,проблемы формирования нравственно-этической сферы: страдает сфера социальных эмоций, дети не готовы к эмоционально «теплым» отношениям со сверстниками, могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения.

Следствием речевых трудностей детей с ОНР является снижение потребности в общении, несформированность форм коммуникации. Детям с ОНР свойственна пассивность, сензитивность, зависимость от окружающих, склонность к спонтанному поведению, повышенная обидчивость и ранимость, страхи. Ограниченность речевого общения ребенка во многом способствует развитиюотрицательных качеств характера: застенчивость, нерешительность, негативизм, замкнутость, заниженная самооценка, агрессивность.

Проблема специфики эмоционального развития детей с ограниченными возможностями здоровья является исключительно актуальной, т. к. нереализованные возрастные возможности в эмоционально-личностном становлении ребенка не могут не отразиться на формировании личности в целом. К тому же ближайшее будущее для дошкольника – поступление в школу, новый большой мир. Поэтому наша задача – подготовить детей к школе не только в интеллектуальном плане, но в эмоционально-личностном. Чтобы ребенок чувствовал себя равным в общении с другими, уверенным, инициативным.

В связи с этим я хочу рассказать вам об одном из эффективных методов развития эмоциональной сферы детей – о психогимнастике.

Итак, психогимнастика – это комплекс специальных игр и упражнений, направленных на развитие и коррекцию эмоционально-личностной сферы.

Важную роль в процессе общения играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника.

Мимика, жесты, пантомимика – первые помощники в общении. Овладение языком жестов и движений помогает детям не только быть интересными в общении, но и познавать людей, обретать друзей.

Таким образом, психогимнастика, другими словами, — это игры и упражнения, направленные на обучение детей выразительным движениям мимики, жестов, осанки и позы.

Планируя коррекционно-развивающие занятия с детьми, я опиралась на такие работы как «Психогимнастика» М. И. Чистяковой и «Психологическая помощь дошкольнику» Н. Г. Яковлевой. Курс в среднем состоит из 30 занятий и проводятся в течение учебного года с октября по апрель 1 раз в неделю. Занятия проводятся с детьми подготовительных групп. Помимо эмоционального развития, важной является задача познавательного развития, подготовки детей к обучению в школе.Поэтому для решения этих задач проводимые занятия состоят из трех частей:

1 часть: развитие и коррекция эмоционально-личностной сферы психики –

2 часть: развитие и коррекция познавательной сферы психики. Включает

в себя развитие основных психических функций – восприятия,

памяти, внимания, мышления, речи и воображения.

3 часть: снятие психомышечного напряжения – обучение детей приемам

саморасслабления. Здесь используется как собственно релаксация

(музыка, формулы внушения, так и психомышечные тренировки,

которые также являются элементами психогимнастики.

Остановлюсь поподробнее на первой части занятий.Здесь использовались следующие виды заданий:

1)Знакомство с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой.

Прежде всего, в начале курса занятий необходимо объяснить детям что такое мимика, жесты и т. д., раскрыть смысл этих понятий, потому что данные понятия являются для них новыми, малознакомыми.

2) Игры по обучению выразительным движениям. Например, показать жестом слова «маленький», «он», «высокий» и т. д. Показать как мы выглядим, когда нам холодно, когда у нас болит живот и т. д.

3) Игры по распознаванию выразительных движений. Дети отгадывают что хотел показать им другой ребенок.

4) Знакомство детей с эмоциональными состояниями (радость, грусть, гнев, удивление, страх, с их схематичными изображениями. Обращается внимание детей на детали: какие глаза, рот, брови и т. д.

5) Этюды на развитие умения выражать интерес, внимание, удивление, радость, печаль, гнев, страх, вину, стыд. Детям предлагается ситуация, которую они должны показать, обыграть.

Читайте также:  Занятие для сотрудников стресс

6) Игры на распознавание эмоциональных состояний: один ребенок показывает, остальные угадывают.

7) Этюды и игры на сопоставление отдельных черт характера – отрицательных и положительных (например, «Жадный пес», «Вежливый ребенок»).

8) Игры и этюды по развитию коммуникативных навыков, коррекции взаимоотношений детей (агрессивности). Здесь также используются упражнения на сплоченность группы, а также совместные работы детей – общий рисунок, аппликация.

9) Снятие мнимых неадекватных страхов,тревоги: разыгрывание этюдов на выражение страха, рисование на тему «Мои страхи» с последующим «избавлением» или обесцениваием страхов.

10)Обучение правилам этикета: этюды на выражение правил хорошего

тона в различных ситуациях.

Как видно, задания достаточно разнообразны и направлены на обучение детей:

— произвольно направлять внимание детей на испытываемые эмоциональные

— различать и сравнивать эмоциональные ощущения;

— произвольно и подражательно «воспроизводить» или демонстрировать

эмоции по заданному образцу;

— улавливать, различать и понимать так называемые «приятные»

эмоциональные состояния;

— сопереживать (т. е. принимать позицию партнера по общению и полноценно

проживать, прочувствовать его эмоциональное состояние);

— отвечать адекватными чувствами (т. е. в ответ на эмоциональное состояние

другого проявить такие чувства, которые принесут удовлетворение

Почему психогимнастика является эффективным методом не только эмоционального развития, но методом коррекции нежелательных качеств личности (агрессии, страхов). Всем нам знакомо явление, когда испытываешь грусть, боязнь чего-то, нам говорят «поделись, расскажи, тебе станет легче». Так и в психогимнастике, отражение вовне свои негативные ощущения приводит к уменьшению силы этих ощущений. Кроме того, благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка эмоций, нервного напряжения.

Специальной диагностики для оценки результативности коррекционно-развивающих занятий я не проводила. Порой отзывы педагогов, родителей, собственные наблюдения говорят больше.

У многих детей, прошедших курс коррекционно-развивающих занятий, вырабатываются положительные черты характера (уверенность, смелость, доброта, им становится легче общаться со сверстниками, они лучше понимают чувства других и легче выражают свои. Группа становится более гармоничной, сплоченной, уменьшается число конфликтов.

Для работы с детьми собственноручно изготовлены следующие пособия:

1. Зеркальный домик.

Цель: эмоциональное развитие, отражение чувств.

2. Песочная анимация.

Цель: снятие психомышечного напряжения.

3. Куб эмоций.

Цель: развитие эмоциональной сферы.

4. Эмоциональные яблочки.

Презентация учителя-дефектолога Минеева Татьяна Николаевна Учитель — дефектолог Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида.

Презентация для ознакомления родителей и гостей детского сада со спецификой работы учреждения на тему: «Детский сад комбинированного вида №12 «Ручеёк» муниципального образования Каневской район»! Цель создания презентации: ознакомить.

Источник

Социально-эмоциональное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья

Марина Николаевна Иванова
Социально-эмоциональное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья

Актуальность разработки программы по социально-эмоциональному развитию детей в коррекционных учреждениях назрела уже давно. Работа с детьми с интеллектуальным недоразвитием в корне отличается и не сводится только к формированию конкретных знаний, умений и навыков, но и нацелена на развитиебазовых свойств личности: самооценки и образа «Я», нравственных ценностей и установок, социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми. Педагоги сталкиваются с проявлением асоциального поведения детей, их психолого-педагогическими проблемами, устранение которых возможно лишь при коррекции их социально- эмоционального уровня развития, что является главным стержнем программы «Гармония».

Чтобы правильно организовать коррекционно – воспитательную работу, помочь детям приобрести уверенность в себе, педагогу необходимо знать их проблемы, достижения, и неудачи, чувства и переживания, поведения в разных жизненных ситуациях. Программа раскрывает взаимосвязь социального и эмоционального развития, роль социальных навыков в приобретении умений общатся, устанавливать дружеские отношения с другими детьми, разрешать конфликтные ситуации. Она также содержит вариативные сценарий занятий с детьми разных возрастов, методы и приемы обучения и воспитания, рекомендации для педагогов в работе с родителями.

Программа социально-эмоционального развития детей «ГАРМОНИЯ», является программой не столько обучения, сколько воспитания. Социально–эмоциональное развитие детей не сводится к формированию конкретных знаний, умений и навыков, а требует от педагога индивидуального подхода к каждому ребенку, основанного на принципах педагогики сотрудничества и доверительного взаимодействия с его близкими. Поскольку профессиональная деятельность педагога может быть по – настоящему результативной, если родители являются его помощниками и единомышленниками. При работе с данной программой это приобретает особую актуальность.

Программа содержит организационно-методические рекомендации работы с родителями; детьми, оставшимися без попечения (сироты, а также вариативные сценарии занятий, методы и приемы обучения, краткие рекомендации для педагогов. В приложении даны описания релаксаций, игр, сценарии занятий.

2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-

ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В

Дети с интеллектуальным недоразвитием не обладают развитым пониманием добра и зла.Для них оценка поступка определяется его последствиями: одобрение или наказанием. Они могут следовать только четко установленным правилам, чаще всего не понимая их сути. Поэтому им трудно приспосабливать эти правила даже к незначительно меняющимся обстоятельствам.

Читайте также:  Эмоционально волевые расстройства у детей с нарушением речи

Постепенно выполнение правил и соблюдение норм поведения благодаря постоянной связи с положительными эмоциональными, переживаниями начинает восприниматься ребенком как нечто само по себе положительное. Только становясь предметом устойчивых чувств, эти знания будут реальными побуждениями к деятельности и ее регуляторами. Причем предметами чувств становятся, прежде всего те явления и условия, которые значимы для ребенка и поэтому воспринимаются им эмоционально.

Таким образом, социально- эмоциональное развитие умственно отсталых детей — сложный и многоплановый процесс, в котором можно выделить три основных направления, которые и составляют основу соответствующих разделов программы «ГАРМОНИЯ».

3. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И СТРУКТУРА ПРГРАММЫ «ГАРМОНИЯ»

Цель программы «ГАРМОНИЯ», чтобы будущие выпускники коррекционной школы — интерната восьмого вида могли быть способны на собственный выбор и с пониманием воспринимали мнения и предпочтения окружающих; овладели навыками социального поведения и общения с другими людьми.

Программа «ГАРМОНИЯ»состоит из трех основных разделов: «Уверенность в себе», «Чувства, желания, взгляды» и «Социальные навыки».

Первый раздел посвящен коррекции «Уверенности в себе»и предполагает решение следующих задач: помочь ребенку осознать свои характерные особенности и предпочтения и понять, что он, как и любой человек, уникален и неповторим.

Второй раздел корректирует «Чувства, желания, взгляды»— поможет научить детей осознанно воспринимать свои эмоции, чувства и переживания, а также понимать эмоциональное состояние других людей. Педагог знакомит детей с языком эмоций, выразительными средствами которого является позы, мимика, жесты; учит пользоваться ими как для выражения собственных чувств и переживаний, так и для лучшего понимания эмоционального состояния других.

Третий раздел «Социальные навыки». Предполагает приобретение детьми этически ценных форм и способов и правильного взаимоотношения с другими людьми.

Кроме того, обозначенные разделы не только связаны между собой но их содержание постоянно перекликается в работе с детьми-сиротами (а их, как правило в коррекционных школах — интерната значительная часть, программа «ГАРМОНИЯ» помогает данную категорию детей адаптировать к большему числу сверстников, снять напряженность, тревожность, агрессию.

Одной из главных задач программы является профилактика психологического неблагополучия детей, которое проявляется в виде невроза, агрессии, стрессов, комплексов. Педагог должен постоянно внимательно наблюдать за эмоциональным состоянием детей; дифференцировать программный материал, разделяя на тот, который дается фронтально, и тот, который требует объяснить небольшой группе или индивидуально — одному ребенку.

Особая задача — заинтересовать родителей перспективами нового направления детей, вовлечь их в жизнь школы- интерната, сделать союзниками в своей работе. Родителей нужно постоянно держать в курсе событий, создавая возможности для ознакомления с работой школы на открытых занятиях, при посещении различных общих мероприятий; организовывать специальные экспозиции и выставки детских работ, просмотры тематических видеофильмов.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

Приступая к реализации программы, прежде всего, следует наметить общий план работы по трем ее разделам. Единая модель планирования педагогической работы не может быть предложена в связи с возможностью варьировать содержание, формы и методы работы с детьми. Педагогу следует проанализировать и определить собственные условия педагогической деятельности в специальном образовательном учреждении с учетом имеющихся специалистов, используемых программ и методик, материальной базы, а также более общих социокультурных и региональных особенностей.

Эта программа требует строгого соблюдения следующих основных принципов.

В течение учебного года работу по программе нужно проводить систематически. Педагог может гибко распределять ее содержание в течение дня. Можно также проводить специальные занятия по социально-эмоциональному развитию (например, два-три в неделю) с использованием конспектов занятий программы «ГАРМОНИЯ».

Интеграция программного содержания.

Программа «ГАРМОНИЯ» может быть реализована как самостоятельная парциональная программа. В то же время она может выступать составной частью какой-либо комплексной программы.Вместе с тем для большей эффективности необходимо максимально использовать разнообразные формы работы: специально организованные занятия, игры и развлечения; отдельные режимные моменты, связанные, например, с организацией питания (культура поведения за столом, проведением гигиенических процедур и т. д. Главное, чтобы программа естественно и органично включалась в целостный педагогический процесс.

Координация деятельности педагогов.

Тематические планы воспитателей и специалистов должны быть скоординированы таким образом, чтобы последовательно во времени разворачивать определенные темы, избегая повторов.

Важной особенностью содержания программы «ГАРМОНИЯ» является тесная связь с реальной жизнью ребенка, его социально-эмоциональным опытом. Поэтому, помимо специально организованных занятий, квалифицированный педагог может и должен использовать самые разные ситуации, возникающие в процессе взаимодействия детей (на других занятиях, в игре, на прогулке) с целью обогащения программного содержания занятий и развития социальной компетентности детей.

Читайте также:  Аудиокнига как быть своего настроения

Важно стараться объединять содержание занятий по программе с повседневным опытом детей и знакомыми им ситуациям, искать новые формы для закрепления уже пройденного материала,включать в занятия небольшие паузы для разрядки: викторины, шутки, загадки, релаксации. Целесообразно использовать в своей работе как традиционные, так и новые формы работы.

ВАРИАТИВНЫЕ СЦЕНАРИИ ЗАНЯТИЙ

Тема Программное содержание

Анализ себя Помочь детям адекватно оценивать себя свою внешность, коррекция положительной самооценки.

Что ты любишь? Продолжать определять вместе с детьми их вкусы, предпочтения, сравнивать со вкусами и предпочтениями других. Коррекция межличностных отношений

Что ты хочешь носить? Продолжать вместе с детьми определять их вкусы и предпочтения в одежде, сравнивать их со вкусами и предпочтениями других. Коррекция внешнего вида.

Что ты умеешь делать? Определять, анализировать, рассуждать вместе с детьми их умения. Коррекция самооценки.

Какой ты, что тебе нравится? Учить детей анализировать свои индивидуальные особенности. Коррекция самооценки

Красивое — безобразное Определять, анализировать, рассуждать вместе с детьми, что они считают красивым, а что безобразным. Коррекция взаимоотношений

Робкий Определять, анализировать, рассуждать вместе с детьми, кого можно считать робким. Коррекция робкого поведения.

Смелый Определять, анализировать, рассуждать вместе с детьми, кого можно считать смелым.

Дружелюбный Определять, анализировать, рассуждать вместе с детьми, кого можно считать другом. Коррекция межличностных отношений

Агрессивный Определять, анализировать, рассуждать вместе с детьми, кого можно считать агрессивным. Коррекция агрессивного поведения

УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ

ЧУВСТВА, ЖЕЛАНИЯ, ВЗГЛЯДЫ

Твои поступки и чувства других Развивать понимание, что наше собственное настроение и отношение других людей зависят от наших поступков. Коррекция поведенческих поступков.

Злость Помочь понять, что такое злость. Коррекция эмоционального состояния.

Научить справляться со своими страхами. Коррекция страхов.

Никто меня не любит Помочь понять, что все нуждаются в любви и сострадании. Коррекция взаимоотношений

Горе, радость, спокойствие

Продолжать знакомить с основными эмоциональными состояниями и их внешними проявлениями. Коррекция эмоциональных состояний

Спорящие лица Коррекция негативных эмоций

СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ

Как помириться Учить и корректировать простым способам выхода из конфликта

Что можно делать, а чего нельзя Помочь понять необходимость соблюдения некоторых норм и коррекция правил поведения

С кем я дружу Формировать, что важно в дружеских отношениях; коррекция в дружеских отношениях

Одиночество Помочь понять, что такое одиночество и почему плохо быть одному

Ссора Способствовать осознанию причин, приводящих к конфликту, коррекция путей его решения

Как можно все объяснить взрослым Способствовать хорошим отношениям детей с взрослыми путем коррекции умения объясняться

Вместе с друзьями Коррекция отношений между детьми

Совместные игры Помочь понять, что вместе играть интереснее, коррекция межличностных отношений

Социально-коммуникативное воспитание и нравственное развитие детей с ограниченными возможностями Добрый день уважаемые коллеги и гости нашего центра, сегодня тема моего доклада: «Социально-коммуникативное воспитание и нравственное развитие.

Адаптивная физкультура путь к мотивации ЗОЖ, у детей с ограниченными возможностями здоровья Сохранение и укрепление здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на сегодняшний день являются приоритетными направлениями.

Развитие познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 6 «Рябинка» Доклад на тему: «Развитие.

Развитие познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОО Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 6 «Рябинка» Доклад «Развитие познавательных.

Консультация «Проблемы семей в системе социально-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в России» В жизни детей с ограниченными возможностями и в семьях, в которых они воспитываются, возникает много трудностей и проблем. Семья, имеющая.

Нумикон как эффективный метод обучения детей с ограниченными возможностями здоровья Особое внимание детям с ограниченными возможностями. Ресурсный класс на базе школы МБОУ «СОШ №6» г. Старый Оскол, оснащен современным оборудованием.

Фотоотчет «Праздник для детей с ограниченными возможностями здоровья» Дата проведения: 4 декабря 2019 года Место проведения: МАДОУ ДС «Дарование» Время проведения: 10:00 Цели и задачи: Формирование общечеловеческих.

Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья на музыкальных занятиях Мы работаем музыкальными руководителями детского сада, который наряду с нормально развивающимися сверстниками, посещают дети с проблемами.

Формы и методы работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья Работе с родителями детей с ОВЗ уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо.

Трудности родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья Трудности родителей,воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья В связи с увеличением в последние десятилетия количества.

Источник

Оцените статью