Влияние продуктивной деятельности на развитие личности ребенка
Автор: Чернышова Светлана Николаевна
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 49 «Чебурашка» Малышевского городского округа
Влияние продуктивной деятельности
на развитие личности ребенка
Составитель: Чернышова С.Н.,
«Детский сад № 49 «Чебурашка»
Продуктивная детская деятельность — деятельность ребенка с целью получения продукта (постройки, рисунка, аппликации, лепной поделки и т. п.), обладающего определенными заданными качествами (Н.И. Ганошенко).
К продуктивным видам детской деятельности относятся конструирование, рисование, лепка, аппликация и создание разного рода поделок, макетов из природного и бросового материала. Все эти виды детской активности играют важную роль в развитии ребенка — дошкольника.
Продуктивная детская деятельность формируется в дошкольном возрасте и, наряду с игрой, имеет в этот период наибольшее значение для развития психики ребенка, т. к. необходимость создания продукта теснейшим образом связана с развитием его познавательных процессов, эмоционально — волевой сферы, умений и навыков, нравственным, эстетическим и физическим воспитанием дошкольников.
Эти действия развивают не только образные формы мышления, но и такие качества как целенаправленность, умение планировать свою деятельность, достигать некоторого результата.
Социально-личностному развитию ребенка способствует возможность проявления им созидательной активности, инициативности при создании рисунка, лепки, поделки, которые можно использовать самому или показать и подарить другим.
В процессе изобразительной деятельности и конструирования у детей формируется способность к целенаправленной деятельности, волевой регуляции поведения.
Для художественно-эстетического развития ребенка важную роль играет моделирующий характер продуктивной деятельности, позволяющий ему по своему усмотрению отражать окружающую его действительность и создавать те или иные образы. И это положительно влияет на развитие воображения, образного мышления, творческой активности ребенка.
Важно у детей воспитывать эстетическое отношение к окружающему, умение видеть и чувствовать прекрасное, развивать художественный вкус и творческие способности. Дошкольника привлекает все яркое, звучащее, движущееся. В этом влечении сочетаются и познавательные интересы, и эстетическое отношение к объекту, что проявляется как в оценочных явлениях, так и в деятельности детей.
Продуктивная деятельность играет большую роль в воспитании эстетических чувств дошкольника. Специфика занятий рисованием дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Продуктивная деятельность показывает человеку мир реально существующей красоты, формирует его убеждения, влияет на поведение, содействует развитию творческих способностей детей, которое возможно лишь в процессе усвоения дошкольниками и практического применения ими знаний, умений и навыков.
Продуктивная деятельность тесно связана с решением задач нравственного воспитания. Эта связь осуществляется через содержание детских работ, закрепляющих определенное отношение к окружающей действительности, и воспитание у детей наблюдательности, активности, самостоятельности, умения выслушивать и выполнять задание, доводить начатую работу до конца.
В процессе изображения закрепляется отношение к изображаемому, так как ребенок переживает те чувства, которые испытывал при восприятии этого явлении. Поэтому большое влияние на формирование личности ребенка оказывает содержание работы. Богатый материал для эстетических и этических переживаний дает природа: яркие сочетания цветов, разнообразие форм, величавая красота многих явлений (гроза, морской прибой, метель и др.).
Занятия продуктивной деятельностью при правильной организации положительно влияют на физическое развитие ребенка, способствуют поднятию общего жизненного тонуса, созданию бодрого, жизнерадостного настроения. Во время занятий вырабатывается правильная учебная посадка, так как продуктивная деятельность почти всегда связана со статичным положением и определенной позой. Выполнение аппликативных изображений способствует развитию мускулатуры руки, координации движений.
В процессе систематических занятий конструированием, рисованием, лепкой, аппликацией развиваются познавательные процессы:
— Уточняются и углубляются зрительные представления детей об окружающих предметах. Детский рисунок иногда говорит о неверном представлении ребенка о предмете, но по рисунку не всегда можно судить о правильности детских представлений. Замысел ребенка шире и богаче его изобразительных возможностей, так как развитие представлений опережает развитие изобразительных умений и навыков.
— В процессе продуктивной деятельности активно формируется зрительная память ребенка. Как известно, развитая память служит необходимым условием успешного познания действительности, поскольку благодаря процессам памяти происходит запоминание, узнавание, воспроизведение познаваемых предметов и явлений, закрепление прошлого опыта. Изобразительное творчество немыслимо без оперирования образами памяти и представлений ребенка, полученными непосредственно в процессе рисования. Конечной целью для дошкольника является такое знание предмета, которое давало бы возможность владеть умением совершенно свободно, изображать его по представлению.
— Развитие наглядно-образного мышления происходит в процессе обучения. Исследования Н.П. Сакулиной показали, что успешное овладение приемами изображения и создание выразительного образа требуют не только ясных представлений об отдельных предметах, но и установления связей внешнего вида предмета с его назначением в ряду предметов или явлений. Поэтому перед началом изображения дети решают умственные задачи на основе сформировавшихся у них понятий, а затем ищут способы реализации этой задачи.
— Основополагающим моментом в конструировании выступает аналитико-синтетическая деятельность по обследованию предметов. Она дает возможность установить структуру объекта и его частей, учесть логику их соединения. Так, башня, имеющая слишком узкое основание, рушится. На основе аналитико-синтетической деятельности ребенок планирует ход конструирования, создает замысел. Успешность реализации замысла во многом определяется умением дошкольника планировать и контролировать его ход.
— На занятиях по рисованию, лепке, аппликации и конструированию развивается речь детей: усваиваются названия форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений, обогащается словарь. Педагог привлекает детей к объяснению заданий, последовательности их выполнения. В процессе анализа работ, в конце занятия, дети рассказывают о своих рисунках, лепке, высказывают суждения о работах других детей.
В процессе систематических занятий конструированием и аппликацией у детей интенсивно развиваются сенсорные и умственные способности. Формирование представлений о предметах требует усвоение знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве.
В процессе конструирования дошкольники приобретают специальные знания, навыки и умения. Конструируя из строительного материала, они знакомятся
— с геометрическими объемными формами;
— с приемами видоизменения плоских форм путем сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги, в результате чего появляется новая объемная форма.
При конструировании из бумаги уточняются знания детей о геометрических плоскостных фигурах, понятия о стороне, углах, центре. Получают представления о значении симметрии, равновесия, пропорций;
В процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества личности, как умственная активность, любознательность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности.
Не менее важно воспитание в процессе продуктивной деятельности целеустремленности в работе, умении довести ее до конца, аккуратности, умения работать в коллективе, трудолюбия, пытливости.
По мнению педагогов и психологов, овладение ребенком видами продуктивной деятельности – является показателем высокого уровня его общего развития и подготовки к обучению в школе. Продуктивные виды деятельности в значительной мере способствуют овладению математикой, трудовыми навыками, письмом.
Процессы письма и рисования имеют внешнее сходство: в обоих случаях это графическая деятельность с орудиями, оставляющими на бумаге следы в виде линий. При этом требуется определенное положение корпуса и рук, навык правильного держания карандаша, ручки. Обучение рисованию создает необходимые предпосылки для успешного овладения письмом
На занятиях продуктивной деятельностью дети приучаются аккуратно пользоваться материалом, содержать его в чистоте и порядке, использовать только необходимые материалы в определенной последовательности. Все эти моменты способствуют успешной учебной деятельности на всех уроках.
Продуктивная деятельность является важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников.
1. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
2. Давыдова Г.Н. Пластилинография.
3. Доронова Т.Н. Материалы и оборудование для продуктивной деятельности.
4. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. — М.: РАО, 2000.- 197 с.
5. Мухина B.C. Изобразительная деятельность как форма усвоения социального опыта. — М., 2000.
6. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. 5-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 336 с.
Источник
Развитие эмоциональной сферы младших дошкольников через продуктивные виды деятельности в ДОУ
Дорогие друзья, мы рады, вновь представить вам Дорофееву Людмилу Александровну, воспитателя высшей квалификационной категории МБ ДОУ «Детский сад № 37» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей г. Новокузнецка Кемеровской области. Сегодня Людмила Александровна с радостью делится с нами своим профессиональным опытом по развитию эмоциональной сферы младших дошкольников через продуктивные виды деятельности в ДОУ. Статья будет полезна и педагогам, и родителям.
Краткий комментарий к статье от Людмилы Александровны:
«Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать окружающую действительность и адекватно реагировать на нее. Поэтому эмоции, которые испытывает малыш, легко прочитать на его лице, в позе, в жестах, во всем его поведении. Эмоции, с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой – сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений».
Полезного чтения…
Развитие эмоциональной сферы младших дошкольников через продуктивные виды деятельности в ДОУ
Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать окружающую действительность и адекватно реагировать на нее. Поэтому эмоции, которые испытывает малыш, легко прочитать на его лице, в позе, в жестах, во всем его поведении. Эмоции, с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой – сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений.
Поступая в детский сад, ребенок попадает в новые, непривычные для него условия, в окружение незнакомых взрослых и детей, с которыми ему придется налаживать взаимоотношения. В этой ситуации взрослые должны объединить усилия, чтобы обеспечить эмоциональный комфорт ребенка, развить в нем умения общаться со сверстниками.
Развитие эмоциональной сферы зависит от характера общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Взрослые должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком — это жизненный источник формирования чувств дошкольника.
Основными целями педагогической деятельности по эмоциональному развитию детей младшего дошкольного возраста являются (рисунок 1)
Диагностика и развитие эмоциональной сферы ребенка предполагает выделение следующих параметров, разработанных Л.П. Стрелковой:
- адекватная реакция на различные явления окружающей действительности;
- дифференциация и адекватная интерпретация эмоциональных состояний других людей;
- широта диапазона понимаемых и переживаемых эмоций, интенсивность и глубина переживания, уровень передачи эмоционального состояния в речевом плане, терминологическая оснащенность языка;
- адекватное проявление эмоционального состояния в коммуникативной сфере.
Малышам свойственно осознанное , основанное проявление эмоций которая основана на фундаментальных эмоциях: интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина. Остальные эмоции, согласно этой теории, являются производными. Вот несколько описаний эмоций, которые может, осознано проявить дошкольник младшего возраста. (таблица 1)
Эмоционально-положительное, содержательное общение с окружающими людьми является важнейшим условием полноценного развития ребенка. Поэтому задача воспитателя
- Развивать доброжелательное отношение детей к близким людям — любовь к родителям, привязанность и доверие к воспитателю, симпатию к сверстникам;
- Пробуждать эмоциональную отзывчивость детей на состояние близких людей, сверстников, а также героев сказок, животных и желание помочь — пожалеть, утешить, сказать ласковое слово;
- Помогать детям осваивать разные способы взаимодействия со взрослыми и сверстниками в игре, в повседневном общении и бытовой деятельности;
- Постепенно приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения;
- Развивать умение передавать разные эмоциональные со стояния в имитационно-образных играх, сопереживать настроению сверстников в общих делах, играх, занятиях, совместных праздниках;
- Обогащать представления детей о людях (взрослых и сверстниках), об особенностях их внешнего вида, половых различиях, о ярко выраженных эмоциональных состояниях, о добрых поступках людей, о семье и родственных отношениях.
Для успешного достижения поставленных целей необходимо, чтобы педагог способствовал развитию самопознания ребенка, помогал ему понять свои характерные особенности и предпочтения, развивал навыки социального поведения, чувство принадлежности к группе через разнообразные формы работы с детьми ( Таблица 2)
Главный принцип нашей работы — игровая форма проведения, которая дает нашим малышам выход эмоциям. Неразумно подавлять эмоции полностью – самое лучшее – помочь ребенку выразить их безвредным для себя и окружающих способом.
Часто внимательно слушающий, или участвующий в игре взрослый выясняет озабоченность малыша домашними неладами, страхом перед другими детьми, или мыслями о чем-то особенном. Это помогает взрослым разобраться в детских чувствах и найти способ им помочь
Положительная эмоциональная оценка со стороны взрослого любых достижений ребенка — еще один принцип данной работы.
Все виды детской деятельности ребенка должны иметь яркую эмоциональную окраску, иначе деятельность разрушается. Ребенок не способен делать то, что не вызывает у него интереса.
В дошкольном возрасте внимание детей еще неустойчиво, дети отличаются большой подвижностью и впечатлительностью, нуждаются в частой смене заданий.
С этой целью в качестве отдыха используются
- спонтанный танец,
- подвижные шумные игры (ими перемежаются основные задания).
Процесс проведения занятий предполагает вариативность. Задания можно менять местами, дополнять, повторять, усложнять или упрощать. Главное, чтобы они были разнообразными и доступными детям по содержанию. Таким образом, в ходе работы используются различные виды деятельности:
- телесно-ориентированные игры,
- игротерапия,
- оптимизация двигательной активности,
- арттерапия,
- психогимнастика,
- совместная деятельность.
С помощью таких занятий у ребенка вырабатываются положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения, происходит корректировка отрицательных черт характера и поведения наших воспитанников , создаются условия для раскрытия исполнительских и оценочных способностей детей, а самое главное — установку на успех!
- В мире детских эмоций: пособие для практ. работников ДОУ/ Т. А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе, Н. М. Степина. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008.
- 4. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. — М.: Педагогика,1991
- Дружинин В. Е. Психология эмоций, чувств, воли. — М.: ТЦ Сфера, 2003.
5. Изард К. Эмоции человека. – М., 1983.
6. Игротерапия общения: Методическое пособие. /Сост. М.А, Панфилова. – М.: ГОО «Интел Тех». – 1995.
- Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие — М.: Генезис. 2002.
- Левис Ш., Левис Ш.К. Ребенок и стресс. – СПб: Питер Пресс, 1996.
8 Любина Г. Обучение дошкольников «языку чувств»//Дошкольное воспитание. – 1996. -№2 – с. 4.
- Особенности и средства развития эмоциональной сферы дошкольников: Учеб. пособие / М. В. Ермолаева, И. Г. Ерофеева. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2008.
10. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие. –М.:Academ A. – 1997.
11.Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.:Просвещение. – 1990.
12.Эмоциональное развитие дошкольников. /Под ред. А.Д. Кошелевой. – М.,1995.
- Юрчук Е.Н. Эмоциональное развитие дошкольников: Методические рекомендации. — М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Я-Ты-Мы: Программа социально-эмоционального развития дошкольников. сост. Князева О.Л., «Мозаика-Синтез» – 2005
Источник