Эмоциональное развитие приемного ребенка

Приемный ребенок: психологические особенности

Воспитание ребенка очень сложное и трудоемкое занятие. В ход идут уговоры, объяснения, приведение примеров и, конечно же, любовь. Но есть дети, которые по каким-то причинам лишены последней составляющей воспитательного процесса. Это дети-сироты. За последние годы проблема усыновления стала довольно распространенной. Но далеко не каждая семья понимает, что такое приемный ребенок и с какими психологическими особенностями своего нового сына или дочери им придется столкнуться. Об этом мы и поговорим в этой статье.

Понятие приемной семьи

Существует несколько форм определения ребенка, после присвоения статуса сироты либо лишенного родительской опеки. Наиболее желаемыми являются семейные формы устройства, к которым относится приемная семья. Кроме этого существует усыновление, опека, детский дом семейного типа. В приемной семье могут воспитываться до четырех детей, включая родных. Приемным родителям выплачивается как пособие на содержание детей, так и «зарплата» одному из родителей.

Такие семьи очень тесно взаимодействуют с социальными службами. Приемные родители попадают под строгий контроль, который заключается в финансовой отчетности, регулярных проверках уровня жизни и успеваемости детей и прочего. Но при этом поучают и патронат социальных служб на всех этапах. Например, в виде помощи в оформлении документов, в адаптации ребенка в новой семье и учебном заведении, преодолении конфликтных ситуаций.

Приемные дети проживают в семье до совершеннолетия, либо до 23 лет при условии дальнейшего очного обучения. Пособие на ребенка выплачивается так же до этого возраста. Приемные дети в обязательном порядке обеспечиваются жильем от государства, если такового за ними не числится. Если у ребенка, на момент определения в семью жилье есть, на приемных родителей возлагается ответственность за его содержание в надлежащем виде.

Приемные родители имеют право выбрать любого ребенка, из числа детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, находящегося в базе социальных служб.

Однако, в большинстве случаев это дети старшего и среднего возраста, возможно малыши от 3-х лет. Младенцы в базе бывают редко, для детей этого возраста приоритетной формой устройства является усыновление.

Если усыновители имеют право на тайну усыновления и этой целью они могут менять имя, отчество, фамилию ребенка и дату рождения в пределах нескольких дней, то у приемных родители такого права нет. И они должны быть готовы к тому, что родители ребенка могут в судебном порядке восстановить свои родительские права.

Проблемы приемных детей

Одна из первых и серьезных проблем, с которыми могут столкнуться приемные родители – это состояние здоровья ребенка. К этому вопросу следует отнестись весьма серьезно.

При ознакомлении с личным делом ребенка, стоит очень внимательно изучить его медицинскую карту. При этом не следует рассчитывать, что все сведения в ней верны. После принятия ребенка в семью приемным родителям желательно самостоятельно обследовать ребенка.

Если существуют какие-то проблемы, о которых известно на данный момент, следует заранее проконсультироваться со специалистами, так как период адаптации в новой семье всегда вызывает стресс у ребенка. Это может отразиться как на психическом, так и на физическом состоянии ребенка и привести к обострению хронических заболеваний.

Адаптация ребенка в новой семье так же является серьезной проблемой и не всегда проходит гладко и так, как хотелось бы приемным родителям. Это усложняется тем, что как правило, при определении ребенка в приемную семью происходит и смена учебного заведения. Здесь так же происходит адаптация к новому коллективу, новым правилам, что может усилить стрессовое состояние.

Одной из проблем может оказаться асоциальное или агрессивное поведение ребенка. Эта проблема может возникать не сразу и быть вызвана сложностями в процессе адаптации, непринятии нового образа жизни, нового учебного заведения, проблемой подросткового возраста, конфликтами между родными и приемными детьми.

Психологические особенности приемных детей

Если сиротой становится ребенок из благополучной семьи, то, как правило, есть родственники или близкие, которые готовы взять над ним опеку. Дети, которых предлагают социальные службы потенциальным приемным родителям в основном являются социальными сиротами, чьи родители лишены родительских прав.

Это значительно влияет на психику ребенка. Кроме предательства близких людей, такие дети могли пережить множество лишений и получить значительные психологические травмы. Не всегда о том, как протекала их жизнь, до момента определения в детский дом может быть доподлинно известно даже работникам социальных служб. Некоторые события в их жизни могли извратить нормальные представления о семейных ценностях, о моральных нормах.

Читайте также:  Как меньше испытывать эмоций

Самая главная психологическая проблема, которая есть всегда – отсутствие доверия к окружающим, боязнь, что снова предадут и бросят.

Ребенок может долгое время оставаться замкнутым и настороженным. В этом случает, от приемных родителей требуется терпение и понимание, а какое-либо давление вызовет протест и негодование, даст повод еще больше замкнуться в себе.

Ребенок может быть так же излишне коммуникабельным, стараться угодить, в какой-то мере заискивать, но при этом доверие будет отсутствовать. Это одна из форм выражения страха смешанного с чувством вины. Ребенок может считать себя причиной всех своих бед, ощущать себя виноватым в том, что родители его оставили, что его поведение стало причиной отказа от него. В этом случае вызвать ребенка на откровенность бывает проще. Но не всегда приемные родители могут решить такие проблемы самостоятельно. Стоит воспользоваться психологической помощью специалистов.

Кому стоит брать приемного ребенка в семью

Так как в приемные семьи отдаются преимущественно социальные сироты уже сознательного возраста, создавать приемную семью предпочтительно тем, кто имеет собственных детей, имеет опыт работы с детьми этой категории или уже является усыновителем, опекуном либо приемным родителем.

Брать в семью ребенка стоит людям психологически полностью готовым к этому шагу. Оба супруга, родные и приемные дети должны быть абсолютно уверены в своем желании. Никто из родственников не должен быть против этого решения. Важно заручиться поддержкой даже близких друзей. Отрицательное отношение кого-либо в будущем может пагубно отразиться как на адаптации ребенка, так и на его последующей жизни в семье.

Родные и приемные дети в семье

Даже если родные дети положительно воспринимают мысль о появлении чужого ребенка в семье, для них это тоже стрессовая ситуация. Особенно сложно приходится тем семьям, в которых до этого ребенок был один, не было других детей, с которыми он мог проводить время, учился уступать, идти на компромисс.

Как со стороны родных, так и приемных детей может проявляться ревность, агрессия, замкнутость, ухудшение успеваемости в школе.

Важно как можно чаще беседовать с родным ребенком, давать понять ему, что он всегда был и будет родным, но теперь появится новый член семьи, которому тоже нужна забота и любовь.

Внимание и ласка должны распределяться равномерно между детьми. При поощрениях и порицаниях разницы тоже не должно быть.

Необходимо научить детей работать вместе, оказывать помощь друг другу во время работы. Первые совместные задания и поручения должны выполняться под контролем взрослого, но без прямого вмешательства, пока приемные родители не убедятся, что дети могут слаженно взаимодействовать и оказывать помощь друг другу.

Проблемы приемных родителей и детей

Одна из существенных проблем, с которой сталкиваются как приемные родители так и приемные дети – общественное мнение. Чаще всего положительным оно не бывает.

Соседи и знакомые, вместо ожидаемой похвалы в адрес родителей, начинают вести разговоры о том, что детей взяли из-за денег, в качестве физической помощи и так далее.

Такие разговоры могут отрицательно влиять на детей. Рано или поздно кто-нибудь обязательно скажет что-то подобное при ребенке, он может услышать такие разговоры от одноклассников в школе. Приемным родителям необходимо быть самим готовыми к этой ситуации и подготовить детей, научить правильно реагировать на подобные замечания.

Часто, опасаясь общественного осуждения, родители боятся нагружать приемных детей домашними обязанностями. Этого делать нельзя. Обязанности должны распределяться равномерно между всеми детьми с учетом их возраста и состояния здоровья.

Еще одной немаловажной проблемой является общение с бывшими родственниками, если они имеются. Приемные родители могут сами решать этот вопрос – запретить или разрешить.

Если родственники или сам ребенок не захочет общаться, то проблемы не будет. Если у ребенка есть желание поддерживать отношения с прежними родственниками, то наложение запрета может пагубно сказаться на взаимоотношениях с новой семьей и вызвать конфликты. В этом случае приемным родителям лучше пойти на уступки, но при условии встреч только в их присутствии и на их территории. Со временем, ребенок может и сам отказаться от общения с бывшей семьей.

Некоторые дети сразу же начинают называть родителей «мама» и «папа», однако это всегда должно быть решение самого ребенка. Приемным стоит поинтересоваться у ребенка, как он хочет их называть, предложить самим. Но обязательно дать понять, что это только его выбор, который будет обязательно принят.

Адаптация приемного ребенка в семье

Оказаться в новом доме, с новыми незнакомыми людьми, чужими правилами и традициями – это шок для ребенка. И как бы дети не желали жить в любящей семье, избежать стресса вряд ли получится. Самым сложным бывает первый день. Многие неопытные приемные родители совершают одну и ту же ошибку – нового члена семьи встречают все родственники. Это неправильно. Как помочь ребенку быстрее адаптироваться, привыкнуть новому образу жизни и новым людям?

Читайте также:  Искусство любить это умение сочетать темперамент вампира со скромностью анемона

Лучше всего начинать знакомство еще при посещениях ребенка в учебном заведении. При первых визитах происходит знакомство ребенка с будущими родителями. Тон общения при этом должен быть максимально искренним. Стоит вести разговор об интересах ребенка, его привычках, рассказывать что-то о себе, попросить рассказать о своих увлечениях, если ребенок занимается в кружках – посмотреть его работы.

При последующих посещениях провести заочное знакомство с домом и домочадцами – принести на встречу фотографии семьи и дома. Рассказать о привычках и традициях, о членах семьи, вспомнить какие-то интересные случаи. Уместным будет сфотографировать комнату, в которой ребенку предстоит жить. Пусть он знает, что его ждут, к его приезду готовятся.

Во время последних визитов стоит взять с собой детей, вместе с ними сделать открытку или подарок, дарить должны именно дети.

В первые дни пребывания в новой семье желательно чтобы присутствовали только уже знакомые люди. В это время ребенок начинает знакомство с домом, с правилами и привычками. Знакомство с остальными родственниками так же должно проходить постепенно. И только когда ребенок будет знать всех, немного обвыкнется в новом доме, можно организовывать семейные торжества.

При адаптации ребенка в новом учебном заведении приемным родителям необходимо поддерживать тесную связь со школьной псохолого-педагогической службой. Если родные дети учатся в том же учебном заведении, их поддержка так же будет очень важна.

Вместо заключения

Решиться на усыновление – шаг серьезный. Перед тем, как принять такое решение следует все хорошо обдумать, взвесить. Ну а если семья готова к таким испытаниям, то запасайтесь терпением. Доверительные отношения с родными и приемными детьми, тесная работа с социальными службами, помогут приемным родителям в решении многих проблем.

Источник

Эмоциональная сфера детей дошкольного возраста, воспитывающихся в приёмных семьях

Вурсал Вероника
Эмоциональная сфера детей дошкольного возраста, воспитывающихся в приёмных семьях

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ

Эмоциональная сфера является важной в развитии ребенка, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями.

В процессе развития ребенка происходят изменения в его эмоциональной сфере. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка понимать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Ее необходимо развивать.

Традиционно главным институтом развития эмоциональной сферы является семья. То, что ребенок приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи в развитии заключается в том, что ребенок находится в ней в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на ребенка ни один из институтов развития не может сравниться с семьей.

В соответствии со статьей 54 Семейного кодекса РФ закрепляет за каждым ребенком неотъемлемое право жить и воспитываться в семье. Государство обязало обеспечивать социальную защиту ребенка, лишенного семейной среды, предлагая альтернативу в выборе для него вида семейной заботы. В Семейном кодексе РФ предусмотрены три формы семейного воспитания таких детей: усыновление (удочерение, опека (попечительство, приемная семья Приоритетной формой семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без родителей, бесспорно, является приемная семья.

Приемная семья – форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органов опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью).

При воспитании приемных детей, приемные родители часто сталкиваются с целым рядом проблем не только индивидуальных особенностей ребенка, но и его эмоциональной сферы, внутрисемейных отношений.

Поэтому проблема направленная, на эмоциональную сферу ребенка в приемной семье, очень актуальна и важна, так как эмоциональная сфера ребенка — это основа его поведения. Все дети разные, но все они нуждаются в нашей любви, ласке, заботе. И все они достойны этого.

Исследованиями эмоциональной сферы ребенка занимались и занимаются многие как зарубежные, так и отечественные психологи и педагоги. Такие как И. Алфорд, Р. Бэрон,, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, К. Изард, Х. Остер, А. А. Реан, Э. Фромм З. Фрейд, Э. Фромм, П. Экман и многие другие.

Эмоциональная сфера детей дошкольного возраста в приемной семье будет эффективной, если психолого-педагогического сопровождение будет осуществляться поэтапно всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса: педагогами, психологами.

Работа специалистов, данного уровня которые, прежде всего, помогают с проблемами, возникающими в процессе принятия ребенка в приемную семью, а в дальнейшем и в процессе обучения и воспитания, без разрешения которых сложно добиться хороших результатов. Хотя направления работы зафиксированы в квалификационной характеристике специалистов, на практике их круг значительно шире. Это объясняется тем, что им необходимо сотрудничество со всеми, кто обучает и воспитывает ребенка: воспитателя, администрации, родителей, ближайших родственников, а иногда и др. лиц, занимающихся воспитанием по должности или из чувства человеческой солидарности.

Читайте также:  Чувствую себя виноватой перед тобой

Работа данных специалистов, должна проходить поэтапно. Устраивать ребенка оставшегося без родителей в чужую семью, задача очень сложная, так как ребенок уже испытал стресс, при потери родителей и если с ним это повторится еще раз он может не выдержать. Поэтому, специалистам работающих, с приемными семьями, нужно подробно проработать все детали. Пока не произошла встреча, между ребенком и новыми родителями.

Этап 1. Информативно-аналитический (срок до 1 месяца)

Ключевым событием данного этапа является сбор информации о кандидатах в приемные родители.

По результатам своей деятельности специалисты делают заключение о возможности создания приемной семьи. Кандидаты в приемные родители информируются о решении специалистов, и в случае благоприятного заключения работа переходит на следующий этап.

2 этап. Подготовительный (может занимать от одного до трех и более месяцев).

Ключевые события этого этапа:

– подготовка кандидатов в приемные родители

– подбор и подготовка ребенка для передачи на воспитание в приемную семью.

О результатах своей деятельности и готовности к созданию приемной специалисты докладывают на малом педагогическом совете, который принимает решение о продолжении подготовки или о передаче ребенка на воспитание в приемную семью.

3 этап. Психолого-педагогическое сопровождение приемной семьи.

Ключевое событие этого этапа заключается в оказании приемной семье всесторонней помощи.

Адаптация детей в приемной семье сталкивается с множеством психологических проблем.

Определяются проблемные зоны приемной семьи:

Особенности развития кровных детей в условиях приемной семьи, их эмоционально-личностное благополучие и развитие.

Психологическая совместимость или несовместимость приемных детей и родителей-воспитателей, приемных и кровных детей.

Возникновение у родителей комплекса вины вследствие неудовлетворенности результатами своей воспитательной деятельности, иногда кажущимися неудачами.

Право ребенка покинуть семью и право родителей расстаться с ребенком в некоторых ситуациях.

Проблема вхождения приемных детей в семью, когда длительность процесса предполагает перестройку взаимоотношений в семье, смену социально-психологических ролей в семье.

Проблемы супружеских взаимоотношений.

Помощь и поддержка специалистов в этих ситуациях является крайне необходимой и должна оказываться регулярно и своевременно.

Встречаясь с различными трудностями при сопровождении, приёмные родители не всегда в состоянии самостоятельно решить их. Они нуждаются в профессиональной помощи, поддержке.

1. Воробьева, В. Н. В стране эмоций [Текст] / В. Н. Воробьева. — М. : «Академия Развития», 2007-315 с.

2. Бирюк, Л. В. Психология эмоций [Текст] / Л. В. Бирюк. — М. : «Март», 2006. — 256 с.

3. Былкин, Н. Д. Поговорим о детских эмоциях [Текст] / // Дошкольное воспитание. — 2005. №6 — С. 38-48.

4. Казакова, Е. И. Сопровождение развития – новая образовательная технология / Е. И. Казакова // Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка. – СПб., 2001. – 9–14с.

5. «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 05.05.2014)

6. Смирнова, Е. О. Детская психология [Текст]/ Е. О. Смирнова. — М. : «Академия», 2008 -368с.

Статья «Ритм в движении» Статья «Ритм в движении»Здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, воли, дарований и природных.

Статья «В гостях у сказки» » В мире много сказок грустных и смешных, и прожить на свете нам нельзя без них » Одним из направлений деятельности нашего детского сада.

Статья «Зимние забавы» Воспитатель старшей группы МАДОУ-ЦРР №108. Сахаутдинова Гузель Муратовна. Статья на тему: «Зимние забавы». Вот и наступила наша любимая.

Инклюзивное образование. Консультация для воспитателей Тема: «Инклюзивное образование». Сегодня проблема инклюзивного образования актуальна во всем мире. Она находится под пристальным вниманием.

Статья к Дню Победы «Мой героический дед». Мой героический дед! Правильно говорят, у нас, в бывшем Советском Союзе, война коснулась каждой семьи! Мы ее помним! И никогда не забудем.

Статья «Лечение» сказками «Лечение» сказкамиами[/b] Приводя ребенка в детский сад, родители рассчитывают получить определенные результаты: развить речь ребенка, его.

Статья «Мой песочный мир» Для многих первоклассников, и особенно шестилеток, трудна социальная адаптация, так как не сформировалась еще личность, способная подчиняться.

Статья в газету Праздник Весны в Теремке Весенний праздник ясным днём Пришёл к нам в детский сад Мы песню о весне поём. И каждый очень рад. В нашем детском.

Статья в газету «Восход» УВАЖЕНИЕ К ТРУДУ ВОСПИТЫВАЕМ В ТРУДЕ Ошибаются родители, которые думают, что пора трудового воспитания наступает, когда ребенок достигает.

Источник

Оцените статью