Эмоциональное развитие правополушарных детей

PRAKTIK

Правополушарный ребёнок и проблемы в школе

В начальной школе они еще как-то учатся через пень-колоду, иногда бывают даже успешными учениками в классе, но стоит им перейти в среднюю школу – и «тпру, милая», кобыла везения дальше не везет. Одни неудачи.

Первая неудача порождает плохое настроение, вторая – злость к отдельно взятому учителю, третья – стойкую нелюбовь к навязываемому предмету знаний и т. д.

…Как психолог-практик я давно заметила, что некоторые дети не то что не хотят, а просто не могут хорошо учиться. Сколько ни работай над их мотивацией, какую сладкую «морковку» ни вешай перед их носом, они все равно смотрят не туда, куда им тычут пальцем.

В начальной школе они еще как-то учатся через пень-колоду, иногда бывают даже успешными учениками в классе, но стоит им перейти в среднюю школу – и «тпру, милая», кобыла везения дальше не везет. Одни неудачи.

Первая неудача порождает плохое настроение, вторая – злость к отдельно взятому учителю, третья – стойкую нелюбовь к навязываемому предмету знаний и т. д.

Некоторые парапсихологи и неадекватные\nмамаши сгоряча вешают на них ярлык «детей индиго». Думается, более правильно в\nэтом случае говорить о «правополушарном ребенке».

Речь не идет о том, что какой-то человек\n(читай – ребенок) думает в реальной жизни только какой-то одной половинкой\nсвоего мозга. Утверждается лишь то, что есть дети (а также их родители), в\nобразе действий которых преобладают функции либо левого, либо правого\nполушария.

Попытаемся найти хотя бы 10 различий\nмежду ними.

Итак, правополушарные дети:

1) схватывают образ целиком, детали им\nнеинтересны (отсюда описки, пропуски букв в словах, оговорки, неточные\nматематические формулировки);

2) не отличаются беглостью речи:\nсловарный запас невелик, и тот извлекается из памяти с большими перебоями («А\nзачем переливать из пустого в порожнее, когда действовать надо?»);

3) могут писать достаточно быстро, если\nне напрягаются, думая о разных сложных правилах (когда говорят о врожденной\nграмотности, обычно их имеют в виду);

4) к сожалению, непослушны, с трудом\nподдаются нравоучениям с чьей-либо стороны (на их рисунках уши у людей, как\nправило, отсутствуют);

5) не обладают сильной волей, так как\nволевые импульсы нуждаются в постоянном проговаривании («Я этого добьюсь,\nпотому что…» и т. д.);

6) зависят от эмоционального настроя: с\nжеланием – хоть гору свернут, но если же не захотят что-то делать, хоть кол им\nна голове теши – ни кнут, ни пряник не помогут);

7) предпочитают тестовому экзамену\nразличные творческие работы (в связи с чем ЕГЭ буквально наступает им на\nпятки);

8) обладают хорошей пространственной\nориентацией, зато с чувством времени у них бывают проблемы («Оболтус, ты хоть\nзнаешь, который час?»);

9) предпочитают командные виды спорта (в отличие от левополушарных детей, которые и в жизни,\nи в игре частенько выглядят как индивидуалисты);

10) честолюбивы, познавательные интересы\nдеятельности их мало волнуют (жаль, что из-за всего вышеперечисленного они\nредко доводят начатое дело до логического конца).

Понятно, что такому правополушарному\nребенку нелегко учиться в нашей общеобразовательной школе, насквозь пронизанной\n«левополушарной» подачей учебного материала. Метафор нет, речь учителя\nперегружена специальными терминами, долгий путь от частного к целому порождает\nв нем только невыносимую скуку. Он никак не может понять: «Почему так важно\nправильно оформлять математическую задачу? Раскрашивать какую-то непонятную\nконтурную карту? И учить огромные куски английского текста наизусть? Ведь это в\nжизни никак не пригодится!»

Быть правополушарным ребенком не\nдиагноз, это всего лишь говорит о предрасположенности. Обычно ребенок просто не\nхочет учиться, трудиться, добиваться успеха в жизни и т. д. Можно ли как-то\nисправить ситуацию? Можно, но для этого придется приложить немало сил.

Главное, набраться терпения… и читать, читать и еще раз читать детям на ночь интересные\nкнижки, желательно что-нибудь наше, родное. По данным некоторых исследований,\nрусские народные сказки – то ли из-за их ритмического рисунка, то ли из-за\nпозитивной энергии слов – обладают определенной жизнетворящей силой. Всяк\nполезнее будет, чем с малолетнего возраста приучать ребенка к общению с\nкомпьютером…

По материалам книги Татьяны Болотовой «Хватит\nныть! Действуй!»

В принципе, они нормальные, хорошо развитые дети с уровнем интеллекта выше среднего. Одно «но»: они как-то по-другому воспринимают наш быстро меняющийся мир. У кого-то скорость преобразования звуковых словесных сигналов в визуальные образы несколько заторможена, кто-то в упор не видит разные абстрактные значки и символы, у кого-то постоянно что-то падает с парты (и пока он наклоняется, поднимает, роняет и опять наклоняется, поезд знаний вместе с учительницей давно уже скрывается за горизонтом).

Читайте также:  Что такое налог настроение

Некоторые парапсихологи и неадекватные мамаши сгоряча вешают на них ярлык «детей индиго». Думается, более правильно в этом случае говорить о «правополушарном ребенке».

Речь не идет о том, что какой-то человек (читай – ребенок) думает в реальной жизни только какой-то одной половинкой своего мозга. Утверждается лишь то, что есть дети (а также их родители), в образе действий которых преобладают функции либо левого, либо правого полушария.

Попытаемся найти хотя бы 10 различий между ними.

Итак, правополушарные дети:

1) схватывают образ целиком, детали им неинтересны (отсюда описки, пропуски букв в словах, оговорки, неточные математические формулировки);

2) не отличаются беглостью речи: словарный запас невелик, и тот извлекается из памяти с большими перебоями («А зачем переливать из пустого в порожнее, когда действовать надо?»);

3) могут писать достаточно быстро, если не напрягаются, думая о разных сложных правилах (когда говорят о врожденной грамотности, обычно их имеют в виду);

4) к сожалению, непослушны, с трудом поддаются нравоучениям с чьей-либо стороны (на их рисунках уши у людей, как правило, отсутствуют);

5) не обладают сильной волей, так как волевые импульсы нуждаются в постоянном проговаривании («Я этого добьюсь, потому что…» и т. д.);

6) зависят от эмоционального настроя: с желанием – хоть гору свернут, но если же не захотят что-то делать, хоть кол им на голове теши – ни кнут, ни пряник не помогут);

7) предпочитают тестовому экзамену различные творческие работы (в связи с чем ЕГЭ буквально наступает им на пятки);

8) обладают хорошей пространственной ориентацией, зато с чувством времени у них бывают проблемы («Оболтус, ты хоть знаешь, который час?»);

9) предпочитают командные виды спорта (в отличие от левополушарных детей, которые и в жизни, и в игре частенько выглядят как индивидуалисты);

10) честолюбивы, познавательные интересы деятельности их мало волнуют (жаль, что из-за всего вышеперечисленного они редко доводят начатое дело до логического конца).

Понятно, что такому правополушарному ребенку нелегко учиться в нашей общеобразовательной школе, насквозь пронизанной «левополушарной» подачей учебного материала. Метафор нет, речь учителя перегружена специальными терминами, долгий путь от частного к целому порождает в нем только невыносимую скуку. Он никак не может понять: «Почему так важно правильно оформлять математическую задачу? Раскрашивать какую-то непонятную контурную карту? И учить огромные куски английского текста наизусть? Ведь это в жизни никак не пригодится!»

Быть правополушарным ребенком не диагноз, это всего лишь говорит о предрасположенности. Обычно ребенок просто не хочет учиться, трудиться, добиваться успеха в жизни и т. д. Можно ли как-то исправить ситуацию? Можно, но для этого придется приложить немало сил.

Главное, набраться терпения… и читать, читать и еще раз читать детям на ночь интересные книжки, желательно что-нибудь наше, родное. По данным некоторых исследований, русские народные сказки – то ли из-за их ритмического рисунка, то ли из-за позитивной энергии слов – обладают определенной жизнетворящей силой. Всяк полезнее будет, чем с малолетнего возраста приучать ребенка к общению с компьютером…

По материалам книги Татьяны Болотовой «Хватит ныть! Действуй!»

Источник

Консультация для родителей. Знаете ли Вы своего ребенка? Различие левополушарных и правополушарных детей.

Елена Рябкова
Консультация для родителей. Знаете ли Вы своего ребенка? Различие левополушарных и правополушарных детей.

И. соньер:
Обучая левое полушарие,

вы обучаете только левое полушарие.

Обучая правое полушарие,

вы обучаете весь мозг!

В человеческой психике существуют механизмы, посредством которых человек воспринимает информацию и меняется под ее воздействием. Но также существуют механизмы, обеспечивающие независимость от внешних воздействий. Как ни странно это прозвучит, но природа «лучше знает», что полезно, а что нет для данного организма и для данной психики, и сопротивление внешним воздействиям, если они не полезны для индивида, особенно сильно работает на первых порах жизни. Это часто является причиной поведения ребенка, которое взрослые интерпретируют как непослушание, лень, упрямство.

В чем заключаются различия между людьми и откуда они проистекают? Вот как отвечает на этот вопрос современная типология. Отделы мозга, которые обеспечивают всю жизнедеятельность человека, развиты у каждого человека неодинаково. Одни отделы являются ведущими, как говорят ученые, доминирующими, другие функционируют слабее. Первую линию, которая определяет различия на этом основании, можно провести между людьми, с доминирующей правой или левой половиной мозга. Так как правое и левое полушария отвечают за разные функции, понятно, что люди с разной доминантой существенно различаются между собой. Причем, эти различия проявляются абсолютно во всех сферах жизнедеятельности.

Левополушарные дети

В раннем детстве кажутся тихими, спокойными. Если требования со стороны всех членов семьи непротиворечивы, они быстро усваивают правила и с легкостью их выполняют. У них быстро и крепко формируются навыки самообслуживания. Они терпеливо выслушивают объяснения взрослого, принимают подсказки. Рано начинают интересоваться буквами и цифрами, рано начинают ими оперировать и овладевают элементарными операциями. Но в чтении их привлекает сама техника. Научившись, любят читать вслух, но порой не могут пересказать, объяснить прочитанное.

Такие дети рано начинают занимать сами себя, они подолгу могут заниматься в одиночестве чем-то для себя интересным. В общении с другими детьми не являются инициаторами, чаще отвечают на чьи-то предложения играть вместе. Левополушарные дети плохо ориентируются в новой обстановке, хуже привыкают к новым взрослым (например, при смене воспитательницы в детском саду, учительницы). Они плохо выполняют задания, носящие комплексный характер, а хорошо — четкие последовательные небольшие поручения.

Правополушарные дети

Внешне ярче выражают эмоции, они более шумные, более подвижные. Им трудно быть долго сосредоточенными на чем-то одном. Они лучше чувствуют себя среди обилия вещей, поэтому их труднее приучить к порядку. Они более привязаны к родителям, к тому из взрослых, кто проводит с ними больше времени. Они болезненно реагируют, когда в семье появляется младший ребенок и мама вынуждена делить свое внимание между двумя детьми. Вообще у них много способов успешно манипулировать родителями и добиваться того, чего они хотят.

Такие дети хорошо развиваются, когда их свобода не ограничена, когда взрослые не злоупотребляют указаниями и инструкциями. Метод проб и ошибок самый действенный при обучении такого типа детей. Нужно меньше давать им указаний, но находить время, чтобы выслушивать их. Такие дети задают вопросы не столько для того, чтобы узнать ответ, но скорее, чтобы поддержать общение. Поэтому не стоит раздражаться: «Спросил, а сам не слушаешь», или переживать, что у ребенка плохое внимание.

У правополушарных детей нет потребности в аккуратности, поэтому многие гигиенические и иные социальные навыки у них долго не формируются и родителям нужно просто самим выполнять за детей эти функции. Зато им небезразлично, как они выглядят, девочки очень любят наряжаться.

Эти дети рано начинают говорить, вообще у них дар языка, в будущем они легко будут усваивать иностранные языки, чувствовать художественное слово. Они любят сочинять, некоторые их сочинения взрослые называют враньем или обманом, сами дети, начиная рассказывать о чем-то из реальной жизни, не замечают, как переходят в область фантазирования.

Тест для родителей на определение психотипа ребенка

Авторский тест ДДТ им. В. Дубинина

Отметьте номера тех особенностей, которые характерны для вашего ребенка

1. Всегда веселый, активный, шумный.

2. Ответственный, обязательный.

3. Вечно что-то копит, собирает.

4. Очень рано начал говорить полными предложениями (до года).

5. Любит соревноваться.

6. Аккуратен с одеждой и другими своими вещами.

7. Серьезный – «маленький ученый».

8. Постоянно сочиняет и рассказывает истории.

9. Любит веселить, развлекать других.

10. Хорошо себя ведет, за него никогда не стыдно.

11. Рано стал проявлять интерес к технике или естествознанию.

13. Болезненно и бурно реагирует на надзор, запрет.

14. Послушный, легко управляемый.

15. Быстро и глубоко усваивает информацию.

16. Неодобрение близкого взрослого «парализует», вызывает слезы.

18. Любит читать кому-то вслух.

19. Настроение стабильное, резко не меняется.

20. Соревноваться не любит, избегает участия.

21. Хороший аппетит, любит поесть, но и побаловаться за столом.

22. Любит праздники, к которым надо много готовиться.

23. Рано начал ходить.

24. Миротворец, не любит ссор.

25. Не любит убирать за собой.

26. Хорошо ладит с любыми взрослыми, да и они с ним.

27. Рано начал читать.

28. Любит читать или слушать книги для возраста старше своего.

29. Ничего не доводит до конца.

31. Обиду за наказание переживает глубоко, но в себе, не замыкается.

32. Любит играть с игрушками, которые можно «оживить», играет по ролям.

33. Совсем не выносит монотонной, требующей сосредоточенности, работы.

34. Когда мастерит (лепит, рисует, всегда доводит до конца, важен конечный продукт.

35. Не очень чувствителен к переживаниям других, порой кажется черствым.

36. Очень уступчив, не спорит.

37. Любит только подвижные игры.

38. Любит, чтобы его поделка, подарок были на видном месте.

39. Очень усидчив тогда, когда ему интересно.

40. Преимущество хорошее, жизнерадостное, «светлое» настроение.

41. В игре самое главное для него – выиграть.

42. Любит и сам поддерживает порядок.

43. Любознательность ведет прямо к действию (часто ломает, желая починить или посмотреть, что там внутри).

44. Ласковый, нежный.

45. Физически развит, сильный, выглядит старше своих лет.

46. Очень чувствительный, переживает, когда в семье ссоры.

47. При групповой работе часто рассеян, успевает меньше, чем другие.

48. Богатое воображение.

49. Неаккуратен в одежде, своих вещах.

50. В играх со сверстниками любит делать им замечания, говорить назидательным тоном.

51. Есть любимые занятия (кроме ТВ, которыми занимается часто и подолгу.

52. Хорошо и с удовольствием запоминает иностранные слова, точно воспроизводит звучание иностранных слов.

Ярко выраженная правополушарная доминанта: 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40, 44, 48, 52.

Ярко выраженная левополушарная доминанта: 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38, 42, 46, 50.

Если преимущественно вы обозначили другие номера, значит, у вашего ребенка доминанта не ярко выражена, и на формирование тех или иных свойств больше влияния оказывают внешние воздействия – образцы, которые вы сами демонстрируете своему ребенку, система требований (если она последовательна и посильна для выполнения ребенком, соотношение запретов и поощрений в вашей семье.

Памятка для родителей.

Если у ребенка ярко выраженная левополушарная доминанта:

1. Не допускайте у ребенка перегрузки, связанной с мыслительной деятельностью.

2. Даже если ваш малыш уверяет вас в том, что он обожает решать задачки и писать буквы, найдите такое занятие, которое «позволило бы дать передышку его наиболее активному левому полушарию.

3. Сделайте так, чтобы подвижные игры, катание с горки на санках, выезды на природу и т. п. стали частыми способами отдыха для вашего малыша.

4. Научите ребенка устанавливать контакты со сверстниками, дружить и общаться.

5. Развивайте у ребенка гибкость во взаимодействии с окружающими, спонтанность и непосредственность.

6. Неуверенность и нерешительность – это те качества, Которые могут помешать вашему ребенку реализоваться в жизни. Помогите малышу научиться преодолевать их.

7. Поддерживайте эмоциональные проявления у ребенка, для нормального психического развития полезно переживать как положительные, так и отрицательные эмоции

Памятка для родителей.

Если у ребенка ярко выраженна правополушарная доминанта:

1. Спокойно относитесь к тому, что ваш малыш может не проявлять интереса к освоению букв и цифр. Задумайтесь над тем, что, когда ребенку будет 10, 15 или 20 лет, никто и не вспомнит, во сколько лет он научился читать и писать. Важнее будет его отношение к чтению и к обучению.

2. Не форсируйте время начала обучения (особенно при левополушарном характере обучения).

3. Терпимо откоситесь к тому, что в начале обучения чтению и письму ребенок может писать или читать «наоборот», пропускать буквы, не заканчивать слова.

4. Помните, что возможные затруднения при изучении русского языка и математики будут усиливаться при давлении, жестком контроле и чрезмерных требованиях со стороны взрослых.

5. Знайте, что яркие впечатления, положительные эмоции, возможность адекватным способом выплеснуть накопившееся напряжение – все это оказывает благотворное влияние на психическое здоровье ребенка.

6. Включайте в обучение ребенка наглядность: яркие схемы, модели, макеты.

7. Будьте терпеливы к своему ребенку, оберегайте его от чрезмерных нервных нагрузок. Ваш ребенок обладает уникальными задатками, не погубите их!

«Ребёнок-левша». Консультация для воспитателей Ребёнок — левша. Почему возникает такое явление? Что делать, если ребёнок левша? Если родители заметили, что ребёнок с раннего возраста.

Консультация для родителей «Прочти, подумай, сделай!» Консультация для родителей Воспитатель I категории Милованова Елена Георгиевна МБДОУ ЦРР детский сад №14 Город Кропоткин Прочти, подумай,.

Источник

Читайте также:  Чувство тошноты отсутствие аппетита слабость
Оцените статью