«Мои эмоции». Семинар-практикум для воспитателей ДОУ
Андреева Екатерина
«Мои эмоции». Семинар-практикум для воспитателей ДОУ
«Мои эмоции»
Семинар-практикум для воспитателей ДОУ.
Описание материала:
В настоящее время сохраняет свою актуальность проблема эмоциональных нагрузок в педагогических коллективах, что зачастую выступает причиной возникновения стресса у педагогов, возникновения у них психосоматических расстройств и заболеваний.
Предлагаемый семинар ориентирован на оказание психологической помощи и поддержки педагогам, испытывающим чрезмерные психоэмоциональные нагрузки в повседневной жизни. Теоретический и практический материал данного семинара помогут педагогам правильно оценить возможности своей нервной системы, познакомиться с приемами восстановления психоэмоционального состояния, нестандартно решать повседневные проблемы.
Цель:
Ознакомление педагогов с понятием «эмоции», «стресс», «психологическое здоровье».
Задачи:
-мотивировать педагогов на изучение собственного эмоционального мира;
-наполнить содержанием понятие «эмоции»;
-способствовать осознанию собственных эмоций;
-обучать педагогов способам регуляции психоэмоционального состояния;
-формировать в педагогическом коллективе благоприятный психологический микроклимат, способствующий сохранению и укреплению психического здоровья педагогов;
-развивать систему профилактики стрессовых ситуаций, эмоционального выгорания в педагогической среде;
-формировать у педагогов мотивацию к профессиональному самосовершенствованию личности.
Форма организации мероприятия: семинар-практикум.
Наглядный и раздаточный материал: презентация,, тесты для каждого «Подвержены ли Вы стрессу», Рекомендации педагогам по профилактике эмоционального выгорания, белые листы бумаги.
Участники мероприятия: педагоги, специалисты, администрация.
Продолжительность мероприятия: 45 минут
План проведения мероприятия.
1. Организационный момент. Приветствие участников мероприятия, знакомство с темой занятия, озвучивание его целей.
2. Теоретическая часть: Эмоции. Способы выражения.
3. Практическая часть: снятие эмоционального напряжения.
4. Теоретическая часть: Стресс.
5. Практическая часть: Работа с тестом «Подвержены ли Вы стрессу?»
6. Раздаточный материал: Рекомендации педагогам по профилактике эмоционального выгорания. Упражнения, способствующие снятию эмоционального напряжения и развитию эмоциональной устойчивости
7. Подведение итогов.
8. Тест на психоэмоциональное состояние
Ход проведения семинара
1 СЛАЙД. Здравствуйте дорогие коллеги, прошу присаживаться на удобные для Вас места. По традиции начнем с передачи нашего клубка по кругу и называем в каком настроении Вы сейчас находитесь и какие эмоции Вас наполняют.
При передачи в обратном направлении говорим соседу то, что на Ваш взгляд поднимет ему настроение, немного приободрит.
Какие эмоции у Вас вызывали слова Ваших коллег?
Как раз сегодня, я хотела бы поговорить с Вами об ЭМОЦИЯХ.
2 СЛАЙД Профессия «Педагог» требует от нас больших резервов самообладания и саморегуляции, поскольку в педагогической деятельности постоянно отмечается состояние эмоциональной напряженности.
Кто может назвать, что с Вами происходит после пребывания в напряженных ситуациях? (педагог чаще ощущает разбитость, подавленность, желание расслабиться).
3 СЛАЙД В отдельных случаях эмоциональная напряженность достигает критичекого момента и результатом становится потеря самообладания и самоконтроля, и что приводит к соответствующим последствиям.
4 СЛАЙД Человек живет эмоциями. Итак, что же такое «эмоция», какие бывают эмоции, какие из них разрушают личность, возможно ли контролировать свои эмоции и управлять ими?
На эти вопросы не знают ответы многие взрослые, что же говорить о детях. Наша с Вами задача не только научиться самим понимать, принимать и овладевать своими эмоциями, но научить наших детей.
5 СЛАЙД Есть несколько определений. Наиболее подходящие на мой взгляд следующие:
1. Эмоция – реакция организма в ответ на сравнение реальности со своими ожиданиями.
2. Эмоция — это выражение чувств и отношений человека к окружению или себе.
3. Эмоция — это взрыв, повышение давления и пульса и т. д.
6 СЛАЙД Эмоцию сам человек или тот, на кого она направлена, может оценивать как положительную (радость, удовлетворение) или отрицательную (гнев, печаль,злость)
7 СЛАЙД Бывают простые (базисные эмоции): страх, удивление, радость, грусть, гнев, прилив сил, интерес, игнорирование…- они понятны любому.
Сложные: обида, печаль, удовлетворенность, стыд, вина, презрение. Эти эмоции формируются уже не только как реакции нашей первой сигнальной системы. Сюда «примешивается» и наш прошлый опыт, и рассуждения по поводу ситуации.
8 СЛАЙД Какие же эмоции влияют на нас негативно, разрушая нас? Как Вы думаете? В основном это те, что отнимают у нас силы — астенические: подавленность, вина, обида, унижение, ведь что такое, к примеру, обида? Это подавленная в нас злость.
Мы должны принять то, что мы имеем право злиться, имеем право на свои эмоции. Но! Мы также должны отдавать себе отчет в том, что выражать свою злость можно без нанесения вреда себе и окружающим.
9 СЛАЙД Выбор любой эмоции делаем всегда мы сами! Либо мы управляем эмоциями, либо они берут над нами верх и последствия могут быть очень печальными.
В нашей профессии это немало важно, т. к. мы работаем с детьми. В последнее время в мире участились случаи насилия над детьми, а все почему? Потому что взрослые люди, в частности те, которые работают с детьми, просто не умеют владеть своими эмоциями. Их никто не научил. Эмоции берут верх над разумом человека и зачастую принуждают к необдуманным поступкам, за которые человек в дальнейшем платит высокую цену.
10,11 СЛАЙД Нужно не забывать, что существует педагогическая этика, которая не позволяет нам давать выход эмоциям в том виде, в котором очень бы хотелось. Поэтому возникает необходимость овладения педагогами умениями и навыками саморегуляции эмоционального состояния с целью сохранения и укрепления психического здоровья.
Давайте разберемся как же быть?
Чтобы хорошо контролировать физиологию – нужна тренировка.
Одна из действенных форм выражения эмоций – обычное проговаривание. Если есть возможность выговориться, нам становится существенно легче. Как говорится, произнес — и душу облегчил. Но не всегда получается поговорить с человеком на которого затаил обиду, по различным причинам.
12 СЛАЙД Тогда есть два главных варианта отреагирования эмоций:
1. Через творческое самовыражение, так именуемая арттерапия, позволяющая выразить на листе бумаги все чувства.
На прошлом методическом объединении Светлана Львовна нам рассказывала о влиянии цвета на жизнь человека и его психоэмоциональное состояние – так называемая цветотерапия. Не забывайте окружать себя, наполнять свою жизнь благоприятными красками.
13 СЛАЙД Экспериментальные исследования Е. Б. Рабкина позволили установить диапазон оптимальных цветов, наиболее благотворно влияющих на человека. Это зеленые, зелено-желтые и зелено-голубые цвета. В целом воздействие отдельных цветов на психологическое состояние человека следующее:
Цвет Действие
Белый Располагает к чистоте, создает ощущение легкости, прохлады
Серый Создает скуку, апатию, ощущение холода
Синий Вызывает ощущение холода, тесноты, навевает грусть, успокаивает
Голубой Вызывает ощущение прохлады, отдаленности, успокаивает
Фиолетовый Вызывает ощущение усталости, тяжести, тесноты, подавляет эмоции
Пурпурный Возбуждает, вызывает возвышенные чувства, ощущение тепла
Красный Создает ощущение теплоты, возбуждает при длительном действии приводит к чрезмерной усталости
Оранжевый Создает ощущение теплоты, бодрит
Желтый Возбуждает радость, создает ощущение тепла, простора, легкости
Коричневый Создает ощущение теплоты, устойчивости, спокойное настроение
Зеленый Вызывает ощущение холода, успокаивает
Черный Вызывает ощущение тяжести, тесноты, громоздкости, снижает настроение, угнетает
15 СЛАЙД
2. Через двигательную энергичность;
Почему двигательная? Вспомните, что происходит с вами, когда волнуетесь? Кто-то перебирает в руках маленькие предметы (этой людской потребностью разъясняется успокаивающее действие четок, кто-то прогуливается взад — вперед. А если произошла неприятная ситуация то, кому то необходимо пройтись по улице и просто подышать. Кому то помогает плавание, кому то бег… Чтобы выразить злость физически можно побить или покричать в подушку, попинать мяч ли еще что-нибудь. Каждому подходит свой способ.
Увеличение числа эмоциональных стрессов – расплата человечества за технический прогресс. С одной стороны, уменьшилась доля физического труда в производстве материальных благ и в быту. И это, на первый взгляд, плюс, так как облегчает жизнь человека. Но, с другой стороны, резкое снижение двигательной активности нарушило естественные физиологические механизмы стресса, конечным звеном которого и должно быть как раз движение.
16 СЛАЙД Что происходит с теми, кто эмоции сдерживает?
Ответ на этот вопрос издавна известен: такие люди заболевают. Недаром говорится, что невыплаканными слезами рыдают внутренние органы. Подавленный ужас, волнение — основная причина язвенной болезни. Достаточно сказать, что такое тяжелое заболевание, как инфаркт миокарда, в 7 случаях из 10 вызывается конфликтной ситуацией.
Нужно знать, какие упражнения способствуют снятию эмоционального напряжения и развитию эмоциональной устойчивости (приложение 1). Сейчас мы с Вами попробуем выполнить пару упражнений.
1. Упражнение «Продолжи фразу»
— Я горжусь своей работой, когда я:
— Не хочу хвастаться, но в своей работе:
Провести челенж, сперва распределившись на команды.
2. Упражнение «О ребенке»
Фундаментом позитивной педагогики является принятие каждого ребенка. Предпосылкой позитивной педагогики является умение увидеть в любом ребенке что-то хорошее.
Выбрать и назвать одного из детей группы, которого Вы считаете трудным, затем найти и назвать 5 его хороших качеств.
6. Упражнение “Ведро мусора”
Материалы: листы бумаги, ручки, ведро для “мусора”.
В каждом из нас есть так называемые эмоциональные вирусы – когда ты не можешь перестать о чем-то думать.
1. Сам себя осуждаешь….
2. Должен своему внутреннему «Я»…
3. В каждом есть внутренний ворчун «Так не должно быть»
4. Внутренний жлоб
5. Внутренний усложнитель и т. д.
6. Возникает один вопрос: «Зачем?»
20 СЛАЙД У педагога стрессовые ситуации могут возникнуть в любое время в общении с детьми, администрацией, коллегами, родителями, представителями различных организаций. А если учесть и бытовые проблемы, подорванное здоровье, то уместно говорить о педагоге, испытывающем хроническое стрессовое состояние.
Так что же такое стресс? В переводе с английского «стресс» означает «напряжение». Гансом Селье: «стресс – это неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование, и этот ответ представляет собой напряжение организма, направленное на преодоление возникающих трудностей и приспособление к возросшим требованиям». Стресс – это эмоция в действии
21 СЛАЙД Общая необходимость перестройки организма, адаптация к любому внешнему воздействию – это и есть сущность стресса.
При этом не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись.
22 СЛАЙД Знание основных признаков стресса позволит Вам вовремя распознать его появление и принять меры:
Невозможность сосредоточиться на чем-то
Слишком частые ошибки в работе
Слишком часто возникает чувство усталости
Мысли часто улетучиваются
Довольно часто появляются боли (голова, спина, область желудка)
Работа не представляет прежней радости
Потеря чувства юмора
Резко возрастает количество выкуриваемых сигарет
Пристрастие к алкогольным напиткам
Постоянное ощущение недоедания
Пропадает аппетит, потерян вкус к еде
Невозможность вовремя закончить работу
23 СЛАЙД Наиболее сильные стрессы обычно испытывают активные волевые люди, которые ставят себе сложные цели и стремятся как можно быстрее достичь их. Высокие притязания вызывают перегрузку, что приводит к стрессу.
Установить причины стресса несложно.
Стресс не может быть устранен полностью. Напряжение – неотъемлемая часть жизни.
24 СЛАЙД Поэтому цель борьбы со стрессовым состоянием – контролирование уровня стресса и управление напряжением для того, чтобы вовремя дать организму возможность восстановиться и не позволить длительному стрессу вызвать серьезные проблемы.
Г Селье «Имеет значение не то, что с Вами случается, а то, как Вы это воспринимаете». Если невозможно изменить ситуацию, вызвавшую стресс, можно изменить ее значимость для человека или его отношение к этой ситуации.
25 СЛАЙД
Суметь извлечь пользу, что-то положительное даже из неудачи: использовать слово «зато».
Доказать себе, что «могло быть и хуже».
Сравнить собственные невзгоды с чужим, еще большим горем («а другому гораздо хуже»).
Прием «зелен виноград» (подобно лисице из басни сказать себе, что то, к чему я только что безуспешно стремился, не так уж хорошо, как казалось, и потому этого мне не надо»).
Вспомните ситуацию, вызвавшую у Вас отрицательные эмоции или стрессовое состояние.
Попробуйте изменить значимость этих ситуаций для себя.
Выводы:
«Самый сильный тот, у кого есть сила управлять самим собой» Сенека
1. Нужно позволять себе выражать эмоции.
2. Нужно уметь это делать. Найти тот способ, который наиболее подходит Вам.
3. Не допускать перегрузок.
4. Находить время для отдыха.
5. Если невозможно изменить ситуацию, вызвавшую стресс, можно изменить ее значимость для человека или его отношение к этой ситуации.
Источник
Журнал Педагог
Автор: Гатиятуллина Дина Ахметзуфаровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: СП «Детский сад «Сказка» ГБОУ гимназии им. С.В. Байменова
Населённый пункт: Г.Похвистнево, Самарская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Практикум с элементами тренинга на развитие эмоционального интеллекта педагогов
Раздел: среднее профессиональное
Практикум с элементами тренинга на развитие
эмоционального интеллекта педагогов
Цель:
Формирование способности понимать и выражать свое эмоциональное состояние, распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации.
Задачи:
• сознательно влиять на свои эмоции; • уметь контролировать свои чувства так, чтобы они не “переливались через край”; • использовать свои эмоции на благо себе и окружающим; • уметь эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения; • распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему; • тренировать профессионально-педагогические особенности вербальными и невербальными средствами.
Материалы и оборудование:
Бейджи для всех участников (пустые) для личного заполнения; музыка среднего темпа; 1 лист А-3, фломастеры, маркеры, гуашь, мольберт.
Ведущий тренинга:
Педагог-психолог.
Время проведения:
30 мин.
Слайд 1
Ход тренинга
.
1. Упражнение « Ассоциации».
Педагог –психолог:
Добрый день! Я рада Вас всех видеть. Для начала вспомним, какие вы знаете основные эмоции (участники предлагают названия эмоций).
Слайд 2
радость —
счастье, воодушевление, веселье, удовольствие
злость —
ярость, бешенство, негодование
страх —
боязнь, испуг, ужас, паника
удивление —
изумление, интерес
грусть —
печаль, тоска, уныние, скорбь, меланхолия
спокойствие —
умиротворение — Но это не полный спектр эмоций. А теперь попробуйте подобрать к каждому эмоциональному состоянию качество человека, которое у вас
ассоциируется с этими эмоциями (список значительно увеличивается, участники получают за ответы карточки с различными эмоциями).
(Щелчок2)
Теперь мы видим, как многогранен мир эмоций. Предлагаю подойти ко мне тех у кого пиктограмма радости.
Слайд 3
2. Упражнение « Знакомство».
психолог:
Перед началом дальнейшей работы нам стоит познакомиться. Как правило, в тренинговых группах принято называть друг друга по имени. Возьмите маркеры и впишите свое имя (любая форма имени) в бейджики, а также слово, отражающее Ваше настроение или черту характера (например, Наташа – упрямая, Оля – любопытная). Для того чтобы немного размяться после рабочего дня, предлагаю поиграть в игру «Поменяйтесь местами». Встаньте справа от меня те, кто сегодня в платье и юбке; слева те, у кого карие глаза; станьте передо мной те, у кого есть сын; хлопните в ладоши те, у кого есть дочь. Встаньте за мной те, у кого сегодня хорошее настроение.
Педагог–психолог:
Для того чтобы наше общение было эффективным предлагаю соблюдать некоторые правила: 1. Внимательно слушать друг друга. 2. Не перебивать говорящего. 3. Уважать мнение друг друга. 4. Быть активными.
Слайд 4
Педагог – психолог:
Сегодняшняя наша встреча посвящена эмоциональному интеллекту. Для современного мира характерна эмоциональная «глухота» как детей, так и взрослых. Педагоги, требуя от детей способности сопереживать другим, регулировать эмоциональные проявления, просто обязаны уметь сами определять эмоциональные состояния людей, владеть собственными эмоциями, анализировать их и понимать, чем они вызваны, под влиянием чего меняются.
3. Упражнение «Я тебя понимаю»
Слайд 5
Участники группы садятся полукругом. Перед ними в центре стоит стул.
Инструкция
: «Сейчас на этот стул по очереди будут садиться некоторые из нас и «говорить” по телефону. При этом они не будут произносить ни одного слова вслух. (Предварительно тренер договаривается с 3-4 участниками группы. Одного из них тренер просит «поговорить» по телефону с ребенком, другого — с директором, третьего — с другом и т.д.) Наша задача — постараться понять, с кем и о чем идет разговор». Каждый разговор длится около минуты. После этого тренер просит наблюдавших высказать предположения: — С кем и о чем говорили? — На какие признаки вы ориентировались, определяя, с кем разговаривала (к примеру) Таня?».
4.
Игра «Скульптор и глина»
Инструкция:
«Для того чтобы понять и почувствовать друг друга, я предлагаю игру «Скульптор и глина». Участники разбиваются на пары. Один из них – скульптор, другой – глина. Скульптор должен придать глине форму (позу), какую захочет. «Глина» податлива, расслаблена, «принимает» форму, какую ей придает скульптор. Законченная скульптура застывает. Участникам не разрешается переговариваться. После того как члены группы «слепили» свои скульптуры, психолог организует дискуссию и задает следующие вопросы: — Расскажите, как вы поняли образ, который лепили из вас? (вопрос к человеку, из которого «лепили скульптуру»). — Дайте название своей скульптуре (вопросы «автору»);. — Какие мысли и чувства вы хотели выразить при помощи своей «скульптуры?»
5. Упражнение «Уверенные, неуверенные и агрессивные ответы».
Педагог-психолог:
Какие чувства я испытываю большую часть времени? Понимаю ли я, чем вызвано то или иное чувство? Подавляю ли я те чувства, которые в нашем обществе считаются негативными (гнев, зависть, разочарование и пр.)? Почему? Знаю ли я, как правильно, недеструктивным способом выражать свои чувства? Как именно?
Инструкция:
Каждому члену группы предлагается продемонстрировать в предложенной ситуации неуверенный, агрессивный и уверенный ответы.
Слайд 7
Представьте, что друг «забыл» вернуть деньги, которые он занял у вас.
Агрессивное поведение
может сопровождаться следующим высказыванием: «Я знал, что тебе нельзя доверять, когда ты обещал, что вернёшь деньги! Я хочу получить свои деньги!»
Неуверенность в поведении
может выражаться высказыванием типа: «Я знаю, что надоедаю тебе, но, как ты думаешь, не сможешь ли ты вернуть мне деньги в ближайшее время?»
Уверенный ответ
может быть таким: «Я считал, что мы договорились, когда ты обещал вернуть мне деньги сегодня. Буду признателен, если ты принесёшь деньги самое позднее в пятницу».
Ситуации:
Друг продолжает занимать вас разговором, а вы хотите уйти. Вы говорите… Собака вашего соседа помяла траву на вашем газоне. Вы подходите к соседу и говорите ему… Ваш товарищ устроил вам встречу с незнакомым человеком, не предупредив вас. Вы заявляете ему…
Люди, сидящие сзади вас в кинотеатре, мешают вам громким разговором. Вы обращаетесь к ним… Друг просит вас одолжить ему автомашину, а вы считаете его плохим водителем. Вы говорите ему… Обсуждение упражнения. Анализ различий в уверенном, неуверенном и агрессивном поведении.
6. Упражнение «Совместный рисунок».
Инструкция.
За одну минуту необходимо нарисовать свое настроение, не рисуя ничего конкретного, только линии, формы, различные цвета. Затем передать свой рисунок соседу справа. Рассмотреть внимательно полученный рисунок и попробовать угадать, какое настроение на нем изображено.
Рефлексия
эмоционального состояния участников встречи. Обратная связь.
Слайд 9
Пожелание всем участникам встречи: УЛЫБНИСЬ… Если дождь за окном не кончается… УЛЫБНИСЬ… если что-то не получается… УЛЫБНИСЬ… если счастье за тучами спряталось… УЛЫБНИСЬ… если даже душа поцарапалась… УЛЫБНИСЬ… и увидишь… тогда все изменится УЛЫБНИСЬ… дождь пройдет, И земля в зелень оденется… УЛЫБНИСЬ… и печаль стороной пройдет… УЛЫБНИСЬ… и душа заживет.
Слайд 10
Источник