Эмоциональное развитие младших школьников литература

Курсовая работа на тему «Психологические особенности развития эмоциональной сферы младших школьников»

департамент образования и науки тюменской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

«ТЮМЕНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ЦИФРОВЫХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ»

по специальности22.44.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании

Психологические особенности развития эмоциональной сферы младших школьников

« ___ » ______________ 20____ г.

с оценкой « » ____________

Председатель П(Ц)К /___________

студент(ка) Ткачук Анна Сергеевна

Глава 1 Характеристика эмоциональной сферы

1.1 Понятие об эмоциях и чувствах

1.2 Классификация эмоций и чувств

Глава 2 Эмоциональное развитие младших школьников

2.1 Особенности эмоциональной сферы младших школьников

2.2 Из опыта педагога-психолога по эмоциональному развитию младших школьников

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Проблема эмоционального развития ребенка в последние годы все чаще оказывается объектом исследовательского интереса психологов. Это не случайно, так как к концу двадцатого века стало совершенно очевидно, что именно эмоциональность в первые годы жизни является ядром практически всех психологических новообразований. Первое исследовательское поведение выглядит как эмоциональный ответ на незнакомый объект или ситуацию. Первое правило усваивается вместе с экспрессивной реакцией мамы. Любой психолог-практик, работающий с детьми, мог бы продолжать этот ряд бесконечно. При том, что все исследователи детства так или иначе обращаются к эмоциональности и уже накоплен огромный эмпирический материал, вопрос о теоретическом осмыслении этой проблемы стоит очень остро.

Учёные доказали, что начало обучения в школе порождает существенные изменения в эмоциональной жизни детей. У младших школьников постепенно развивается умение владеть своими эмоциями, хотя они ещё не могут сдерживать проявления своих эмоций. В связи с этим вопрос изучения и диагностики эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста актуален и требует постоянного развития, что находит своё отражение в поиске новых диагностических методов и приёмов по коррекции эмоциональной сферы младших школьников.

Учитывая важность воспитания эмоциональных качеств у младшего школьника, а также роль эмоций в формировании сознательного управления поведением на последующих этапах развития, можно говорить об актуальности исследования данной проблемы для педагогов-психологов, работающих в школах. Психологические особенности развития эмоциональной сферы младших школьнико

Объект исследования: процесс развития эмоциональной сферы.

Предмет исследования: возрастные особенности развития эмоциональной сферы у младших школьников.

В связи с актуальностью темы была сформулирована цель курсовой работы: изучение особенностей эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Раскрыть понятия эмоции и чувства.

Рассмотреть классификации эмоций и чувств.

2. Определить особенности эмоциональной сферы младших школьников.

3. Обобщить опыт педагога.

Методы исследования: изучение психолого-педагогической литературы и ее анализ, изучение и обобщение психолого-педагогического опыта.

Теоретико-методологическая основа исследования: учение о развитии эмоциональной сферы К. Изарда, Р.М. Грановской. Учение об особенностях эмоциональной сферы И.В. Дубровиной.

Глава 1 Характеристика эмоциональной сферы

1.1 Понятие об эмоциях и чувствах

На отдельные факты и явления, на все, что нас окружает, мы реагируем не бесстрастно, а относимся ко всему определенным образом. Радость, печаль, гнев, грусть, страх, удивление – все это разнообразные эмоции, выражающие наше отношение к действительности. Даже отдельные ощущения – цвет, вкус, запах – не бывают для нас безразличными. Ощущая, мы испытываем удовольствие или неудовольствие. Все мы в различные моменты своей жизни то радуемся, то огорчаемся или восхищаемся, кого–то любим, кого–то ненавидим и т д.

Термин «эмоция» (фр. emotion от лат. emovere возбуждать, волновать) – психологическое отражение в форме непосредственного переживания смысла жизненного явления и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта [9, с. 637]. Понятия «эмоции» и «чувства» нередко употребляют как синонимы, хотя они отличаются друг от друга. Эмоции – более простое, непосредственное переживание в данный момент. Говорят, о разных эмоциональных состояниях человека в различных ситуациях. Чувство – более сложное, постоянное, устоявшееся эмоциональное отношение человека. Чувства выражаются в эмоциях, но они всегда предметны, т.е. мы испытываем чувства к чему-то или кому-то, имеющим для нас постоянную мотивационную значимость. Чувства и эмоции – это переживаемые человеком отношения к миру и к самому себе. Такие отношения придают эмоциональную окраску всему, что человек делает или воспринимает, о чем он думает.

Эмоции не возникают сами собой, без причины, их истоки – в потребностях человека, как простейших, органических, так и социальных. Эмоции формируются в ходе человеческой деятельности, направленной на удовлетворение его потребностей. Чувства человека отличаются большим разнообразием качеств, свойств и оттенков. Эмоции проходят общий для всех высших психических функций путь развития – от внешних социально детерминированных форм к внутренним психическим процессам. На базе врожденных реакций у ребенка развивается восприятие эмоционального состояния окружающих его людей.

У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше настраиваться на совместную деятельность и общение [10].

Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект узнаёт о потребностной значимости происходящего. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности. Эмоции в деятельности человека выполняют функцию оценки ее хода и результатов. Они организуют деятельность, стимулируя и направляя ее.

И так перейдем к теориям эмоций. Психологические теории эмоций — это теории о природе, структуре, функциях и динамике протекания эмоций или эмоциональных процессов, с точки зрения психологии. Современные теории эмоций непосредственно или опосредованно опираются на идеи Дарвина. Рассмотрим их.

Теории эмоций. Эволюционная теория эмоций.

Дарвиным было доказано, что эволюционный принцип применим не только к биологическому, но и психолого-поведенческому развитию живого, что между поведением животного и человека непроходимой пропасти не существует.

Теория Джеймса-Ланге предполагает, что вначале возникает реакция организма на какую-то ситуацию, которая затем переживается нами как определенная эмоция. Т.е. при встрече со злобной собакой мы вначале ощущаем, как у нас задрожали колени и похолодело внутри, а потом понимаем, что мы испугались. По мнению Джемса, «мы грустим потому что плачем, злимся потому что наносим удар, боимся потому что дрожим».

Теория Кэннона-Барда подвергает сомнению названную теорию, т.к., по мнению Кэннона, многим различным эмоциям соответствуют одинаковые физиологические состояния и только от индивида зависит, как он истолкует это состояние и какой знак — положительный или отрицательный- ему припишет. Вундт на основе эмпирических данных выделил шесть главных компонентов чувственного процесса и предложил три основных измерения эмоций: удовольствие-неудовольствие, возбуждение-успокоение, направление-разрешение, что нашло своё отражение в его трёхмерной теории чувствований.

Информационная теория П.Симонова устанавливает зависимость между возникновением эмоции определенной окрашенности и выраженности и степенью информированности индивида о возможности удовлетворения какой-либо потребности. Эмоция = необходимая информация — имеющаяся информация. Ясно, что в случае, если индивид имеет всю необходимую информацию о возможности удовлетворения потребности, то возникает положительная эмоция; если же имеющейся информации недостаточно, то возникает эмоция отрицательная.

Читайте также:  Эмоциональная окраска пророка пушкина

Периферическая теория Джемса – Ланге (1880—1890 гг).

Эмоции — сумма органических ощущений, вызываемых телесными изменениями. Сначала происходит периферическое функциональное изменение во внутренних органах, а затем появляется эмоция. Схема: внешнее событие — восприятие стимула — телесные реакции организма => возникновение эмоций. «Человеку грустно, т.к. он плачет».

Американский психолог У.Джемс (1884) выдвинул «периферическую» теорию эмоций, основанную на том, что эмоции связаны с определенными физиологическими реакциями. Плач, дрожь, смех – источники эмоций. Человеку грустно, т.к. он плачет. Согласно Джеймсу возникновение эмоций обусловлено вызываемыми внешними воздействиями изменениями в произвольной двигательной сфере, сфере непроизвольных актов сердечной, сосудистой, секреторной деятельности. Совокупность ощущений, связанных с этими изменениями, и есть эмоциональное переживание. «Боимся, потому что дрожим».

Независимо от У. Джемса датский патологоанатом К. Г. Ланге в 1895 году опубликовал работу, в которой высказывал сходные мысли. Но если для Джеймса органические изменения сводились к висцеральным (внутренних органов), то для второго они были преимущественно вазомоторными (сосудодвигательными). Свою теорию Ланге свел к следующей схеме:
Ослабление двигательной иннервации+сужение сосудов=печаль.
Усиление двигательной иннервации+судороги органических мускулов+расширение кровеносных сосудов=радость.

Теория Джеймса-Ланге представляла собой попытку превратить эмоции в объект, доступный естественному изучению. НО связав эмоции исключительно с телесными изменениями, она перевела их в разряд явлений, не имеющих отношения к потребностям и мотивам, лишила эмоции их адаптивного смысла, регулирующей функции [8].

И так, в этом параграфе мы узнали, что такое эмоции и чувства, и в чем их разница. Познакомились с различными теориями эмоций. Особенность эмоций состоит в том, что они в зависимости от потребностей субъекта непосредственно оценивают значимость действующих на индивид объектов и ситуаций. А также понимаем главную функцию эмоций у человека. Эмоции выполняют функции связи между действительностью и потребностями. Существует большое количество классификаций эмоций. Их мы и рассмотрим в следующем параграфе.

1.2 Классификация эмоций

Вопрос о классификации эмоциональных состояний является одним из самых актуальных в психологии эмоций, также как вопрос о классификации поведенческих черт в теории личности. Несмотря на многочисленные попытки такой классификации, ни одна из них не завершилась построением логически стройной системы, включающей в себя достаточно большое число эмоций. На сегодняшний день в психологии существует большое количество классификаций эмоц ий. Их авторы: К.Изард, Б.И.Додонова, А.Н.Леонтьев, В.Вундт, С.Л.Рубинштейн, П.В.Симонов, В.К.Вилюнас, Е.П.Ильин.

Эмоции делят на низшие и высшие. Низшие связаны с органическими потребностями и подразделяются на два вида: гомеостатические, направленные на поддержание гомеостаза, инстинктивные, связанные с половым инстинктом, инстинктом сохранения рода и другими поведенческими реакциями. Высшие эмоции возникают только у человека в связи с удовлетворением социальных и идеальных потребностей (интеллектуальных, эстетических и др.). Эти более сложные эмоции развивались на базе сознания и оказывают контролирующее и тормозящее влияние на низшие эмоции.

Многие физиологи и психологи делят эмоции на отрицательные, связанные с возникновением потребности, и положительные, сопровождающие ее удовлетворение. Следует отметить, что положительная эмоция не всегда соответствует позитивной для организма значимости стимула (например, при употреблении алкоголя или наркотика), а отрицательная – его негативной значимости, например, страх перед определенными ситуациями или объектами окружающей среды.

Положительные эмоции характеризуют благоприятное состояние организма. Их можно рассматривать как результат удовлетворения биологических или социальных потребностей. Они сопровождаются повышенной творческой работоспособностью, высокой производительностью труда, малой утомляемостью, повышением устойчивости организма к вредоносным факторам. К положительным эмоциям относят удовольствие, наслаждение, радость.

К отрицательным эмоциям относят страх, ужас, гнев, ярость, неудовольствие, отвращение, горе, грусть, тоску. Учитывая характер поведения организма при эмоциональных состояниях, их можно подразделить на стенические, вызывающие активную деятельность, и астенические – угнетающие активные формы поведения. К стеническим эмоциям относится радость, восторг, наслаждение, удовольствие. Во время протекания этой эмоции у человека расширяются мелкие кровеносные сосуды, что приводит к улучшению питания важных органов и мозга. Положительные эмоции позволяют человеку стать более энергичным, активным. Человеку хочется двигаться, смеяться, жестикулировать, общаться. Улучшается умственная и физическая деятельность, приходят в голову нестандартные решения. Астенические эмоции – грусть, печаль. Все процессы противоположны происходящим при стенических эмоциях. Кровеносные сосуды сужаются, человек бледнеет, ухудшается общее самочувствие, возникает озноб, одышка, сильная вялость. Теряется желание что-либо делать, появляется апатия, снижается продуктивность [12].

Перейдем к раскрытию классификаций эмоций. Классификация эмоциональных явлений по Р.М. Грановской.

1)Аффект – наиболее мощная эмоциональная реакция. Отличительные черты аффекта: ситуативность, обобщенность, большая интенсивность, малая продолжительность.

2)Собственно эмоции – более длительные эмоциональные состояния. Они могут быть реакцией не только на свершившиеся события, но и на вероятные или вспоминаемые.

3)Чувства – еще более устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер. В отечественной психологии распространенным является утверждение, что чувства отражают социальную природу человека и складываются как значимые отношения к окружающему миру.

4)Настроение – самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека.

5)Стресс – эмоциональное состояние, вызванное неожиданной и напряженной обстановкой. По мнению Г. Селье «стресс» – неотъемлемая составляющая жизни человека, его нельзя избежать.

К. Изард выделил следующие основные эмоции:

Интерес (как эмоция) – положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний.

Радость – положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невелика или, во всяком случае, неопределенна.

Удивление – не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес.

Страдание – отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого момента представлялось более или менее вероятным, чаще всего протекает в форме эмоционального стресса.

Гнев – эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.

Отвращение – отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами, соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта.

Презрение – отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства.

Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и эстетическим критериям.

Страх – отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной или воображаемой опасности.

Стыд – отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике[7].[приложение рис.1]

Читайте также:  Чувство что не могу отрыгнуть

Классификации Б.И.Додонова подлежат эмоции, которые в сознании людей предстают в качестве «ценных» переживаний.

1. Альтруистические эмоции. Эти переживания возникают на основе потребности в содействии, помощи, покровительстве другим людям.

2. Коммуникативные эмоции. Эти эмоции возникают на основе потребности в общении.

3. Глорические эмоции. Эти эмоции связаны с потребностью в самоутверждении, в славе.

4. Практические эмоции – это переживания, «вызываемые деятельностью, изменением ее в ходе работы, успешностью или не успешностью ее.

5. Пугнические эмоции. Эмоции, по нашему мнению, происходят от потребности в преодолении опасности, на основе которой позднее возникает интерес к борьбе.

6. Романтические эмоции. Мы под романтизмом имеем в виду стремление ко всему необычайному, необыкновенному, таинственному.

7. Гностические эмоции. Эти эмоции мы связываем не просто с потребностью в получении любой новой информации, а с потребностью в «когнитивной гармонии».

8. Эстетические эмоции. Категория эстетических чувств выделена давно. Тем не менее в вопросе о природе и составе эстетических переживаний до настоящего времени остается много неясного. Выделяют два основных взгляда на эту проблему. Согласно первому, эстетических эмоций в чистом виде просто не существует. Согласно второму взгляду, эстетическая эмоция есть отражение потребности человека в гармонии с окружающим, которая представляет собой «соответствие, совпадение мер человека и мер предметов».

9. Гедонистические эмоции. Это эмоции, связанные с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте.

10. Акизитивные эмоции. Эти эмоции возникают в связи с интересом к накоплению, «коллекционированию» вещей, выходящему за пределы практической нужды в них. Такова классификация эмоций по Б.И. Додонову.

Чем же отличаются эмоции от эмоционального состояния? Эмоции довольно скоротечны. Эмоциональные состояния намного более постоянны. Причина текущего состояния может давно исчезнуть, а эмоциональное состояние остается и иногда задерживается надолго. Разумеется, эмоции и эмоциональные состояния неразрывно связаны: эмоции меняют эмоциональные состояния. Но и эмоциональные состояния влияют на эмоциональные реакции, а кроме того влияют на мышление.

Эмоции характеризуются также силой, продолжительностью и осознанием. Диапазон различий по силе внутреннего переживания и внешних проявлений очень велик для эмоции любой модальности. По продолжительности эмоции длятся от нескольких секунд до многих лет. Степень осознанности эмоций также может быть различной. Порой человеку трудно понять, какую эмоцию он испытывает и почему она возникает. Качества, характеризующие каждую конкретную эмоциональную реакцию, могут сочетаться различным образом, что создает многоликие формы их выражения.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что сейчас не существует единой универсальной классификации эмоций (эмоциональных состояний), так как нельзя выделить единый критерий (признак) для психофизиологической характеристики этих состояний. Мы познакомились с классификациями трех авторов, которые классифицируют эмоции по различным критериям. А как эмоции развиваются у детей младшего школьного возраста? Это очень хорошая тема, которую стоит рассмотреть.

Глава 2 Эмоциональное развитие младших школьников

2.1 Особенности эмоциональной сферы младших школьников

Рассмотрим развитие эмоций на человеке младшего возраста. И выделить особенности эмоционального развития у ребенка. Младший школьный возраст охватывает период жизни ребенка от 7–8 до 11–12 лет. Это годы обучения ребенка в начальной школе. В это время происходит интенсивное биологическое развитие детского организма.

Эмоциональное развитие ребенка происходит постепенно в общении с окружающими людьми и в процессе различных видов деятельности – игры, учения, труда. Расширение эмоционального опыта ребенка, его глубина и модальность в значительной степени определяют направленность развивающей личности. Младший школьный возраст обещает ребенку новые достижения в новой сфере человеческой деятельности — учении. Ребенок в начальной школе усваивает специальные психофизические и психические действия, которые должны обслуживать письмо, арифметические действия, чтение, физкультуру, рисование, ручной труд и другие виды учебной деятельности. На основе учебной деятельности при благоприятных условиях обучения и достаточном уровне умственного развития ребенка возникают предпосылки к теоретическому сознанию и мышлению (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов).

Эмоциональную жизнь младшего школьника формируют взаимоотношения с учителем, процесс учения, отношения в семье с родителями, коллектив класса – отношения с одноклассниками и положение в коллективе.

Младших школьников отличают высокая эмоциональная впечатлительность, отзывчивость на все яркое, необычное. Монотонные, скучные занятия резко снижают познавательный интерес в этом возрасте и порождают отрицательное отношение к учению[6]. Младший школьник очень подвижен и активен. Он не идет, а подскакивает, подпрыгивает, где можно бежит на перегонки и т.д. Подвижность младшего школьника – нормальное явление. Если всячески сдерживать такую активность, это вызывает изменения в эмоциональном самочувствии ребенка, приводит иногда к «взрывным» эмоциональным реакциям. Если же правильно организовать такую активность, когда спокойная деятельность чередуется с разнообразными играми, с прогулками, физическими упражнениями, то это приводит к улучшению эмоционального тонуса младшего школьника, делает его эмоциональное самочувствие и поведение более ровным.

Ребенок в младшем школьном возрасте овладевает своим поведением иначе. Все это связано с тем, что младший школьник более точно, дифференцированно постигает нормы поведения, выработанные обществом. Эти нормы определяют поведение человека и характер его взаимоотношений с другими людьми. Ребенок узнает, что можно говорить окружающим, а что не нужно, какое должно быть поведение дома, в общественных местах, в отношениях с друзьями являются позволительными и непозволительными. Школьник не всегда может объяснить, почему надо вести себя соответствующим образом в той или иной ситуации, но моральное чувство сформировавшиеся на основе предыдущего жизненного опыта, нередко подсказывает ему, что такое хороший или дурной поступок. Поэтому при воспитании моральных чувств детей необходимо опираться на их практический опыт морального поведения, создавать условия для расширения и обогащения этого опыта. Появляются новые переживания, возникает новые, привлекающие к себе задачи и цели, рождается новое, эмоциональное отношение к ряду явлений и сторон действительности, которые оставляли дошкольника совершенно безразличным. Эмоциональную жизнь младшего школьника формируют взаимоотношения с учителем, процесс учения, отношения в семье с родителями, коллектив класса – отношения с одноклассниками и положение в коллективе.

Огромное место в сознании младшего школьника занимает учитель. Его отношение к ребенку, его оценки, его, пожелания и требования определяют в большой степени и самочувствие ребенка, и его настроение, и особенности формирующейся самооценки. Для ребенка-первоклассника возникают новые, очень значительные социальные связи: прежде всего с учителем, а затем с коллективом класса, а через некоторое время со всей школой как с учреждением. У младшего школьника появились новые обязанности, которые меняют уклад его жизни дома, он должен подготовиться к урокам в школе. В связи с этим он должен менять свой распорядок дня, чтобы выполнить свои обязательства перед школой. Эти новые обязанности – хорошее выполнение, плохое выполнение, невыполнение заданий учителя, влечет за собой соответствующую оценку учителя, коллектива класса (в их отношении к нему). А также оценку домашних, – вызывают ряд переживаний: удовлетворение, радость от похвалы, от сознания, что у него все получилось хорошо, и переживания огорчения, недовольства собой, переживания своей неполноценности по сравнению с успешно работающими товарищами. Интеллектуальные чувства развиваются у младших школьников постепенно. Начинается с удовольствия, которое испытывает школьник, размышляя над читаемым рассказом, с чувством удовлетворения от выполненного задания, от удачного решения задачи, потребовавшей значительного умственного напряжения.

Читайте также:  Как чувствует себя человек после удара током

У младших школьников складывается особое отношение к учителю, которое переживается весьма остро: когда ребенок принимает личность учителя, проявляя доброжелательность, открытость в общении с ним. Положительное отношения, доверие к учителю создают эмоциональный благоприятный фон учения и вызывают желание заниматься учебной деятельностью, способствует формированию познавательного мотива. Отрицательное, когда он не принимает учителя, ведет себя агрессивно, грубо или замкнуто. Отрицательное отношение препятствует доверию учителю. В младших классах отрицательное отношение встречается довольно редко, а конфликтное – весьма часто. Конфликтное отношение, при котором у детей возникает противоречия между неприятием личности учителя и скрытым, но острым интересом к его личности. При конфликтном отношении у детей задерживается формирование познавательной мотивации, так как потребность в доверительном общении с учителем сочетается у них с недоверием к нему самому, а, следовательно, и к той деятельности, которой он занимается, в отдельных случаях – со страхом перед учителем. Такие дети часто замкнуты, ранимы или, наоборот равнодушны, невосприимчивы к указаниям учителя, безынициативны. В общении с учителем они проявляют вынужденную покорность, смирение, порой стремление приспособиться.

Что касается эстетических чувств, то у младших школьников они более интенсивно развиваются в деятельности, нежели при воспитании художественных произведений. Рисуя, младшие школьники учатся видеть яркие, солнечные цвета, такие веселые что разглядывать их приятно. Ребенок узнает, что сильное впечатление производят одно сочетания цветов, например, светло-зеленого с красным, а другое сочетания цветов выглядит мрачно, например, черный с фиолетовым. Большие возможности для формирования эстетических чувств предоставляет знакомство с природой, особенно когда это сочетается с изучением произведений искусства (слушание музыки, чтение рассказов и стихотворений). искусство поможет увидеть прекрасное в природе, а природа научит детей лучше видеть, слушать и понимать произведения искусства.

Таким образом, важный момент в воспитании эмоций и чувств у младших школьников – необходимость научить управлять их чувствами, подчинять их разуму и воле, научить сдерживать гнев, бурное неудовольствие, а иногда и бурное веселье. В параграфе описаны эмоции детей по отношению к учителю и самой школе. Можно сделать вывод о том, что учитель должен стремиться к тому, чтобы ребята обогащались эмоциональными переживаниями, которые имеют положительное жизненное значение. А как это делает один из педагогов-психологов мы рассмотрим в следующем параграфе.

2.2 Из опыта педагога-психолога по эмоциональному развитию младших школьников

Рассмотрим опыт педагога-психолога Липиной Юлии Николаевны из МАОУ СШ «Успех» имени маршала Советского Союза В.К.Блюхера города Хабаровск. Юлия Николаевна делится опытом проведением специальных игровых упражнений, направленных на совершенствования положительные черт характера, которых ребёнок эмоционально раскрепощается. Существует не мало упражнений на развитие эмоциональной сферы младших школьников таких как «Лото настроений», «Встреча эмоций», «Рисуем настроение», «Рассматривание картинки» и многие другие интересные упражнения. Нужно помнить, что происходит расширение словаря эмоций, соотнесение эмоций и ситуаций, в которых они проявляются, первичная ориентировка в собственном отношении к различным эмоциям, понимание связи эмоциональной сферы и тела, тренировка без оценочного принятия различных чувств и эмоций. Начинать упражнение можно с вопроса: «Какое у вас настроение?» — это позволяет детям настроиться на работу, обратиться к своим чувствам. В данном блоке необходимы специальные усилия психолога-ведущего по созданию и удержанию атмосферы доверия и безопасности на занятиях. Часто необходима дополнительная проработка агрессии и напряженности как этап групповой работы.

Мы рассмотрим упражнение «Угадай эмоцию». Имеется не один вариант этого упражнения, в первом варианте учащимся предлагается: найти картинки, на которых люди разного возраста (взрослые и дети) выражают эмоции. Лучше, если это будут фотографии, а не иллюстрации. Расскажите «истории» об этих людях. Почему они смеются, плачут, боятся. Когда ребенок подрастет, пусть он вам расскажет свои истории по фотографиям.

Важно помнить, что осознание и проговаривание эмоции снижает её переживание в несколько раз не только у детей, но и у взрослых.

Второй вариант предлагает: показать ребёнку картинки, на которых изображены портреты детей с различными выражениями эмоциональных чувств. Ребёнок должен разложить их по стопочкам. В первую — изображения тех детей, которые празднуют, веселятся. Во вторую — тех, кто нуждается в поддержке. В последнюю — тех, кто злится. Ребёнок должен назвать признаки, по которым он сделал свой выбор.

Третий вариант: на столе картинкой вниз выкладываются изображения эмоций. Базовые эмоции, такие как: радость, горе, страх, гнев, интерес, отвращение, стыд, презрение, удивление. Желающие дети (по количеству пройденных эмоций) по очереди берут любую карточку, не показывая ее остальным. Задача ребенка — по изображению узнать эмоцию, настроение и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций.

Ребенок сам придумывает (вспоминает) ту ситуацию, в которой возникает эмоция. Остальные дети — зрители должны угадать, какую эмоцию переживает, изображает ребенок, что происходит в его сценке [12].

Вопросы при обсуждении: Трудно ли было тебе понять другого участника? По каким признакам ты определил именно эту эмоцию? Что ты чувствовал, когда изображал эмоцию? Как ты думаешь, что помешало тебе правильно понять ее?

Цель упражнения, учить детей выражать свое эмоциональное состояние, используя мимику и развивать умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние.

— тренировка умений выражать свои эмоции различными социально приемлемыми безопасными способами (словесными, физическими).

— совершенствование способностей управлять своими чувствами и эмоциями.

— развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека.

— развитие социального сотрудничества, эмоциональный интеллект детей.

Юлия Николаевна считает, что в основе таких и подобных упражнений лежит позитивный подход гуманистической психологии, техники гештальт-, арт- и игровой терапии. Мы исходим из следующих положений.

— Чувства важны, и испытывать различные чувства нормально для живого существа.

— Нет абсолютно плохих или абсолютно хороших эмоций.

— Существует разница между испытываемым чувством и способом его выражения.

— Различают конструктивное и деструктивное (самодеструктивное) выражение эмоций.

Таком образом, изучив опыт психолога-педагога Юлии Николаевны Липиной мы узнали, что чем лучше у нас, взрослых будет получаться управлять своим эмоциональным интеллектом, тем легче будет научить этому вашего ребенка. Также тут говорится что с помощью упражнений «Угадай эмоцию» можно научить детей выражать свое эмоциональное состояние, используя мимику и развивать умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние.

Источник

Оцените статью