Эмоциональное развитие как психолого педагогическая проблема

Проблема эмоционального развития ребёнка

Дарья Гавриленкова
Проблема эмоционального развития ребёнка

Проблема эмоционального развития ребёнка принадлежит к числу важнейших и актуальных проблем в современном дошкольном воспитании. Процесс глобализации, экономические, политические, социальные преобразования оказывают на современного дошкольника большое влияние и подвергают его серьезным эмоциональным испытаниям, что с одной стороны тормозит развитие эмоционального мира дошкольника, с другой стороны искажает этот процесс. Ребёнок, способный правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, способный переживать, сопереживать, проявлять заботу и участие к людям, не имеет проблем в общении с окружающими, он гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации и не поддается негативному воздействию извне.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования — одной из образовательных областей обозначено социально-коммуникативное развитие детей,в характеристике которого указывается: «развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации» (п. 2.6.).

Проблема развития эмоциональной отзывчивости у детей в современном мире стоит остро. Детская агрессивность последние десятилетия бьет все рекорды и вызывает тревогу, а способность к сопереживанию, сочувствию, умение радоваться за другого становятся дефицитными качествами личности. Как правило, в дошкольных образовательных учреждениях целостная система создания педагогических условий по развитию эмоциональной отзывчивости и коррекции агрессивного поведения практически отсутствует и осуществляется во многом стихийно. Развивать эмоциональную сферу ребёнка, учить его осознавать свои эмоции и проявлять их к окружающим должны не только специалисты-психологи, но и педагоги, воспитатели, родители.

Часто приходится наблюдать, как многие из нас не хотят видеть переживания и боль окружающих людей, не хотят проявить сочувствие и сострадание. Более того, регулярно сталкиваешься с ситуациями, когда дети испытывают радость от причиненной боли сверстникам, животным, при этом стремятся данное поведение снять на мобильные телефоны, показать свою значимость в глазах сверстников. Теряются нравственные ориентиры. Не секрет, что многие взрослые, прежде всего родители, не всегда правильно и адекватно в той или иной форме выражают отношение к своим поступкам и поступкам своих детей.

Страшный дефицит нашего времени — дефицит доброты! Воспитание сочувствия, отзывчивости, гуманности является неотъемлемой частью нравственного воспитания. Ребёнок, понимающий чувства другого, активно откликающийся на переживания окружающих людей, стремящийся оказать помощь другому человеку, попавшему в трудную ситуацию, не будет проявлять враждебность и агрессивность.

В наш прогрессивный век все меньше и меньше времени у взрослых остается на общение с детьми, а ребёнок остается не защищенным от всего многообразия переживаний, которые у него непосредственно возникают в повседневном общении с взрослыми и сверстниками. С каждым годом увеличивается количество эмоционально-неблагополучных детей, которые требуют особого внимания со стороны педагогов. Общеизвестным является тот факт, что, когда близкие взрослые любят ребёнка, хорошо относятся к нему, признают его права, постоянно внимательны к нему, он испытывает эмоциональное благополучие — чувство уверенности, защищенности. В таких условиях развивается жизнерадостный, активный, психически здоровый ребёнок.

Читайте также:  Почему важно развивать эмоциональный интеллект ребенка

Дошкольный возраст — это период, когда преобладает чувственное познание мира. Именно в этом возрасте необходимо учить ребёнка: сопереживать другому человеку, его чувствам, мыслям, настроениям. Несмотря на то, что у дошкольников небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни, наша задача развить эмоциональную сферу ребёнка. Эмоциональная отзывчивость — одна из важнейших способностей, данных человеку. Она связана с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому и всему живому, что нас окружает.

Развитие эмоциональной отзывчивости актуально и представлено в примерных программах дошкольного образования, в таких как «Детство», «Дружные ребята», «От рождения до школы» и других.

В научном плане проблема формирования эмоциональной отзывчивости детей рассматривается с различных позиций. В психолого-педагогической литературе отсутствует определение эмоциональной отзывчивости, которое можно было бы считать общепринятым.В различных контекстах она понимается как: эмоциональная реакция ребёнка на состояние другого человека (А. В. Запорожец, Я. З. Неверович); как главная эмоциональная единица, проявляющаяся в общении и отношениях между людьми (М. И. Лисина, А. Е. Ольшанникова); как компонент эмпатии (Т. П. Гаврилова); как показатель развития гуманных чувств и коллективистских отношений (В. В. Абраменкова); как один из компонентов эмоционально-нравственного развития личности (Н. А. Корниенко); как одно из качеств в системе средств понимания людьми друг друга (А. Д. Кошелева).

Теоретический аспект проблемы формирования эмоциональной отзывчивости указывает на достаточную разработанность научных подходов к пониманию и определению данного эмоционального проявления, а в практическом плане наблюдается острая нехватка педагогических разработок по организации работы, направленной на формирование отзывчивого отношения детей дошкольного возраста к окружающим людям, особенно к сверстникам. Указанное противоречие определило выбор темы данного исследования и разработку научного аппарата работы.

«Домик настроения» для центра эмоционального развития. Мастер-класс «Деревья эмоций», «Цветы настроения»- самые разнообразные способы выбирают педагоги для оформления стенда в центре социально- эмоционального.

Сказкотерапия как метод психокоррекции и развития эмоционального мира дошкольника Сказкотерапия как метод психокоррекции и развития эмоционального мира дошкольника Подготовила: педагог-психолог Кутор Н. С. От развития.

Проблема воспитания духовно-нравственных качеств у ребёнка Дети заслуживают уважения, доверия и дружеского отношения, нам приятно быть с ними, в этой ясной атмосфере ласковых ощущений. Интерес к.

Дидактическое пособие для эмоционального развития дошкольников. Мастер-класс. Все мы знаем, что основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Именно в игре дети развиваются и узнают много нового.

Художественная литература как средство развития эмоционального мира ребёнка. Художественная литература как средство развития эмоционального мира ребёнка. 21 век — эпоха расцвета цифровых технологий, поэтому ребёнка.

Читайте также:  Темы для занятий по развитию эмоций

Проблема развития детского певческого голоса в системе дошкольного образования Одной из актуальных проблем педагогики является проблема развития певческого голоса в системе дошкольного образования. Цель дошкольного.

Проблема развития творческого воображения дошкольников в процессе работы над сказками в научно — методической литературе. Введение Актуальность темы исследования. Социально – экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески.

Проблема в решении задач развития связной речи детей дошкольного возраста знакома воспитателям . Противоречие в том, что в благоприятный период развития и обогащения речи ребенок описывает предмет (явление, событие) парой слов; рассказывает.

Создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для развития связной, диалогической и монологической речи Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 муниципального образования Щербиновский район станица Старощербиновская.

Роль игрушки в развитии эмоционального мира ребёнка Игрушки служат той средой, которая позволяет выражать свои чувства,исследовать окружающий мир,общаться, познавать себя. Вспомните свои любимые.

Источник

Проблемы эмоционального развития детей

Скачать:

Вложение Размер
emocionalnoe_razvitie_detey_kak_psihologo.doc 28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Эмоциональное развитие детей как психолого-педагогическая проблема

По-прежнему не существует однозначного определения эмоций – самого распространенного феномена эмоциональной жизни человека.

Эмоции (от лат.- потрясать, волновать) – психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта.

Вина . По мнению американского Психолога К.Изарда, «…люди испытывают вину, когда осознают, что нарушили правила или нарушили границы своих собственных убеждений…» В народе говорили так: «Вина голову клонит», «Виноватому всё кажется, что про него говорят».

Яркое описание этой эмоции дано Н.Г Гариным-Михайловским в повести «Детство Тёмы». Мальчик любуется цветком, который расцвел. Не удержав равновесия, Тёма оступается, падает прямо на цветок и ломает его.

Гнев. Фундаментальная эмоция с яркой вегетативной реакцией: кровь «кипит», лицо «горит», мышцы напряжены. Причинами гнева, согласно К.Изард, являются физические или психические препятствия тому, что мы хотим сделать или личное оскорбление. Прерывание ситуаций интереса или радости, обман, принуждение сделать что-либо против желания.

Горе. Мрачное, глухое и немое оцепенение, которое овладевает нами, когда нас овладевают несчастья, превосходящие наши силы.

Грусть. Она незаметно закрадывается в душу человека, погружает его в бесплодные раздумья, на время уводит от реальности, отвлекают на себя время и душевные силы, предназначенные для активной жизни. Детская грусть часто мимолетна, и поэтому кажется взрослым беспричинной. Причины же детской грусти могут быть самые разные. Например, одиночество.

Радость . Обычно следует за достижением или творческим успехом личности.

Раздражение . У детей раздражение проявляется в виде беспричинных капризов.

Скука. Это ощущение человека, что он упускает нечто радостное внутри себя.

Страх . Страх, считает К.Изард, вызывается за счет повышения плотности нервной стимуляции (информации), приносящей весть о реальной или воображаемой опасности.

Удивление . Детство – время открытий и удивлений.

Безусловно, многообразие мира человеческих эмоций не укладывается в четкую схему. Каждая эмоция имеет множество оттенков, нюансов. Эмоции, быстро сменяя друг друга, способны образовывать замысловатые, подчас даже неповторимые варианты цепочек эмоций.

Детский врач Б.Спок отмечал: «Каждому ребенку необходимо, чтобы его ласкали, улыбались ему и играли с ним, любили его и были с ним нежными. Он нуждается в этом не меньше, чем в витаминах и калориях. Ребенок, которому не хватает любви, вырастает холодным и неотзывчивым».

Недостатки эмоционального развития детей, связанные с нарушением общих свойств эмоциональной регуляции, проявляются:

— в эмоциональной незрелости, неспособности выбрать поведение, соответствующее интеллектуальным переживаниям, перестроить своё поведение и изменить качество, интенсивность выражения эмоции в зависимости от изменившейся ситуации;

— в эмоциональной заторможенности или эмоциональной подвижности, часто провоцирующих возникновение и закрепление черт так называемого дурного характера – безынициативности, мрачности, подавленности или упрямства, вредности, агрессивности;

— в отсутствии или обилии страхов, их устойчивости и необоснованности, что свидетельствует о ранимости, беззащитности и уязвимости детей;

— в неадекватности и бедности выразительного эмоционального реагирования, что в ряде случаев сопровождается отсутствием чувства привязанности, нежности, любви в ответ на аналогичные чувства родителей (воспитателей, сверстников).

Воспитатели, детские психологи уже заметили, что дети, вялые, эмоционально пассивные или беспокойные, агрессивные, часто «смотрят и не видят» (например: смотрят на несуразную картинку и не видят в ней несоответствий), «слушают и не слышат» (искажают инструкции к заданиям). В итоге к 6-7 годам такие дети, имея вполне нормальные зрение и слух, обонятельную и тактильную чувствительность, не умеют пользоваться анализаторами ни для своего всестороннего развития, ни для получения ясного, отчетливого сенсорного и эмоционального представления о внешнем мире. Это объясняет и обусловливает их общую невнимательность, пробелы в восприятии, инертность мышления, скудность воображения, бледность эмоций и неадекватный характер эмоционального реагирования на социальные и сенсорные воздействия.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

теоретический материал по развитию рисования у детей 4 – 5 лет.

Интерес к исследованию проблемы развития логического мышления, логического компонента, связан с поиском стратегий его оптимального развития, определение эффективности условий и средств его совершенств.

Психологические игры по формированию коммуникативной компетентности; психогигиенические игры по преодолению семейных конфликтов; аутотренинги по овладению навыками быстрого устранения агрессивного пов.

В статье раскрыты психолого-педагогические основы творческого развития детей старшего дошкольного возраста.

В данной статье рассматриваются виды и свойства внимания.

Из года в год возрастает количество гиперактивных, тревожных, агрессивных детей, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими. Сотрудники дошкольного образовательного учреждения обращаю.

Цель: развивать представление детей о разнообразном мире эмоций; учить детей понимать свои чувства и чувства других людей; учить устанавливать причинно-следственные связи между событиями жизни, .

Источник

Читайте также:  Как проверить чувства парня по переписке вопросы
Оцените статью