Эмоционально нравственное воспитание ребенка в семье.
статья на тему
Статья на тему: Эмоционально нравственное воспитание ребенка в семье
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
emotsionalno_nravstvennoe_vospitanie_rebenka_v_seme.docx | 16.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Кулебякина Е.А.
ГБДОУ детский сад №42 Приморского района
Санкт-Петербурга
Эмоционально нравственное воспитание ребенка в семье.
История вопроса о влиянии семьи на воспитание ребенка уходит своими корнями в глубокую древность. Ни один известный мыслитель, политик, государственный деятель не обошёл эту тему своим вниманием. Дело в том, что семейное воспитание неразрывно связано с жизнью общества, государства.
Тема эмоционально нравственного воспитания ребенка в семье остается очень актуальной и сегодня.
Нравственное воспитание представляет собой одну из самых сложных и важных областей педагогических исследований. Мораль универсальна, поскольку любая культурная группа оценивает определенный тип поведения как нравственное, используя критерии его восприятия как надлежащего/недостойного. Однако конкретные нравственные принципы и поведение, соответствующее им, отличаются заметным разнообразием, как в исторической перспективе, так и в
разных культурных сообществах, в разных семьях.
В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова приводятся следующие определения понятиям воспитание, мораль и нравственность.
Воспитание – навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни.
Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.
Мораль – правила нравственности, а также сама нравственность.
Моральное сознание человека, или нравственный мир личности, включает в себя три уровня: мотивационно-побудительный; эмоционально-чувственный; рациональный, или умственный.
Мотивационно-побудительный уровень содержит мотивы поступков, нравственные потребности и убеждения. Нравственное воспитание только тогда носит правильный характер, когда в основе его лежит побуждение детей к развитию, когда сам ребёнок проявляет активность в своём нравственном развитии, то есть, когда он сам хочет быть хорошим. Этот уровень наиболее важный, именно здесь коренятся истоки поведения человека, осуждаемые или одобряемые людьми и обществом, приносящие добро или зло, пользу или вред.
Эмоционально-чувственный уровень состоит из нравственных чувств и эмоций. Эмоции необходимо облагораживать, окультуривать одним словом – воспитывать. Нравственные чувства – отзывчивость, сочувствие, сострадание, сопереживание, жалость – непосредственно связаны с эмоциями. Эти чувства приобретаются человеком с результате воспитания и являются важнейшими составными доброты. Без нравственных чувств добрый человек не состоится.
Рациональный, или умственный , уровень содержит моральные знания – о смысле жизни и счастье, добре и зле, чести, достоинстве, долге. Кроме понятий, к моральным знаниям относятся также принципы, идеалы, нормы поведения, моральные оценки.
Семья является главным институтом воспитания. Нравственные ценности, ориентиры и убеждения личности заключаются в семье. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Здесь ребенок рождается, здесь он получает новые знания об окружающем мире, здесь формируются начальные критерии оценки добра, истины, красоты. Другими словами начинается процесс воспитания. Именно в семье ребенок первоначально узнает о правилах поведения, которые затем превратятся в нравственные чувства и привычки.
Ребёнок, даже ещё не умея говорить, не осознавая речь и поступки взрослых, уже понимает, «улавливает» моральный климат семейного окружения и по-своему реагирует на него. Доброжелательность в отношении друг к другу, спокойная ласковая речь, спокойный тон в общении – хороший и обязательный фон для формирования в ребёнке нравственных потребностей, и, наоборот, крик, грубые интонации – такая семейная атмосфера приведет к противоположным результатам.
Нравственные потребности начинаются:
- С отзывчивости, которую мы понимаем, как способность человека понять затруднительное положение или состояние другого. Отзывчивость — это целый спектр чувств – сочувствие, сострадание, сопереживание. Воспитывать отзывчивость в ребёнке нужно ещё до того, как у него сложатся представления о добре, зле, долге и других понятиях.
- Другой важнейший элемент нравственных потребностей – нравственная установка, которую можно сформулировать так: «Не вредить никому, а приносить максимум пользы». Её нужно формировать в сознании ребёнка с того времени, когда он начинает говорить.
- И последним, важным структурным элементом нравственных потребностей является способность к деятельной доброте и непримиримость ко всем проявлениям зла. Действенность добра успешно формируется у детей всем примером жизни взрослого семейного окружения и поэтому важно, чтобы у последнего не расходилось слово с делом.
Воспитывать в детях надо все элементы их нравственного мира. Гармония нравственного мира человека, гарантия его доброты обеспечиваются только всеми его слагаемыми, но направляющими являются нравственные потребности. Нравственные потребности – самые благородные и человечные – не даются от природы, их необходимо воспитывать, без них невозможна высокая духовность, доброта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование нравственно-волевой сферы – важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того как, будет воспитан дошкольник в нравственно-волевом отношении, зависит не только его успешно.
Содержанием нравственного воспитания является формирование таких нравственных качеств, как: уважение, дружеские отношения, отзывчивость, ответственность.
Ребёнок и общество, семья и общество, ребёнок и семья. Эти тесно связанные понятия можно расположить в такой последовательности: семья – ребёнок — общество. Ребёнок вырос, стал сознательным член.
laquo;Народные традиции ,как средство духовно-нравственного воспитания ребенка в семье,в условиях реализации ФГОС».
Познакомить родителей с особенностями нравственного воспитания детей и помочь им оптимальные решения в проблемных ситуациях. осуществить психолого-педагогическую поддержку в виде практических пр.
Что же это такое – духовно-нравственное воспитание ребёнка? Это сложная, противоречивая, запутанная и важнейшая проблема воспитания детей. Ведь, в конечном итоге, от того, каким в духовно-нравст.
Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми, это творческие или сюжетно-ролевые игры. В них дети воспроизводят в ролях всё то, что они видят вокруг себя в жи.
Источник
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством развития эмоционального интеллекта
Ирина Романенко
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством развития эмоционального интеллекта
В наше время все чаще в детские сады приходят дети агрессивные, конфликтные и, наоборот, замкнутые, обидчивые. Таких детей можно назвать эмоционально неблагополучными. Причины детских эмоциональных трудностей связывают с неправильным воспитанием в семье и в дошкольном учреждении. (В. Г. Колягина, 2016)
Система дошкольного образования является базовым институтом социализации детей, а значит,несет на себе ответственность и за духовно-нравственное развитие ребенка. Путем сознательного, активного присвоения дошкольниками социального опыта, воплощенного в моральных и социальных нормах поведения и отношений людей друг с другом происходит последовательное становление нравственной позиции личности. Хочется отметить, что духовно-нравственное воспитание – это целенаправленный процесс формирования у детей духовно-нравственных чувств и поведения. Содержанием нравственного воспитания является формирование таких нравственных качеств дошкольника,как: уважение к старшим, дружеские отношения со сверстниками, умение адекватно реагировать и отзываться на горе и радость других людей, добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений, их общественной направленности, воспитание начал ответственности. Одним из важнейших итогов нравственного развития является сформированное моральное мышление,которое включает следующие компоненты:
— понимание моральных норм (их смысла и назначения — необходимо не только вводить правила нравственности, но и активно обсуждать, почему их необходимо соблюдать, как появились эти правила и зачем они нужны);
— децентрация, как способность мысленно встать на позицию другого человека;
— способность осуществлять моральные оценки, т. е. ориентироваться в системе «что такое хорошо и что такое плохо»,
— понимание критериев моральных оценок и способность анализировать ситуации морального выбора. (Т. П. Авдулова, 2016)
На мой взгляд, все вышеперечисленное перекликается с основными параметрами социального и эмоционального интеллектов. К такому выводу я пришла, изучив научную литературу и педагогический опыт развития социального и эмоционального интеллекта: Люсин Д. В. «Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования», Гоулман Д. «Эмоциональный интеллект«, Микляева Н. В. «Развитие эмоционального и социального интеллекта у дошкольников«, Авдулова Т. П. «Психолого-педагогическое сопровождение реализации Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО)» и другие.
Изначально концепция социального интеллекта была предложена Торндайком в 1920 г., который рассматривал его как познавательную специфическую способность, обеспечивающую успешное взаимодействие с людьми. Главной функцией социального интеллекта считалось прогнозирование поведения.
Дж. Гилфорд, в свою очередь, рассматривал социальный интеллект как систему интеллектуальных способностей, определяющую успешность общения и социальной адаптации.
Проблема социального интеллекта в России стала рассматриваться сравнительно недавно – с 90-х гг. ХХ века (Ю. Н. Емельянов, Д. В. Ушаков, О. Б. Чеснокова и др).
Ушаков Д. В. рассматривает вопрос «является ли социальный интеллект интеллектом«. Озвучивая мнение, что социальный интеллект всего ли лишь личностное свойство, автор все-таки указывает на то, что считает его интеллектом, поскольку на него распространяются те же закономерности, что и на общий интеллект. Ушаков Д. В. приходит к формулировке социального интеллекта как способности к познанию социальных явлений, которая составляет лишь один из компонентов социальных умений и компетентности, а не исчерпывает их. (Д. В. Люсин, 2004)
Социальный интеллект у детей дошкольного возраста имеет свои особенности. Так, согласно мнению И. Исаевой, это способность понимать состояние и мотивы поступков других людей, выделять существенные характеристики ситуации взаимодействия и намечать возможные пути сознательного влияния на намерения других людей с целью достижения определенных предметных или коммуникативных результатов. (И. Ю. Исаева, 2011)
И. В. Харитонова считает, что различные компоненты социального интеллекта у детей дошкольного возраста развиты в разной мере. Так, дети лучше определяют эмоциональное состояние по внешним признакам, понимают вербальные сигналы в рамках конкретной ситуации; хуже понимают логику развития ситуации межличностного взаимодействия. При этом уровень развития способности к логическому обобщению, выделению общих значимых признаков в различных невербальных реакциях человека и способности понимать изменения вербальных реакций человека повышаются в условиях специально организованного обучения и педагогического сопровождения процесса развития социального интеллекта. (И. В. Харитонова, 2006)
Таким образом, можно сделать вывод, что место социального интеллекта в ряду с другими видами до сих пор неясным. Обусловлено это тем, что многие ученые отрицают его как самостоятельное образование и сводят исключительно к вербальному интеллекту.
Понятие социального интеллекта неразрывно связано с понятием эмоционального интеллекта. Д. Майер и П. Сэловей разработали модель эмоционального интеллекта, которая, по их мнению,является частью социального и состоит из 4 компонентов: восприятие эмоций, использование эмоций для стимуляции мышления, понимание эмоций, управление эмоциями. Д. В. Люсин предлагает авторскую модель эмоционального интеллекта,состоящую из трех компонентов: когнитивные способности, представления об эмоциях и особенности эмоциональности. (Д. В. Люсин, 2004)
В свою очередь, А. О. Куракина под эмоциональным интеллектом понимает способность к идентификации, осмыслению и регуляции эмоций, а также к использованию эмоциональной информации в качестве основы для мышления и принятия решений.В структуре выделяются следующие компоненты: эмоциональный, когнитивный (оценка посредством понятий и суждений, поведенческий (не/вербальное выражение эмоций). (А. О. Куракина, 2013)
Поскольку одним из целевых ориентиров духовно-нравственного развития дошкольников является ориентация на человека (дети должны понимать причинно-следственную связь между событиями и результатами своих действий и действий других людей, то можно сделать вывод, что полноценное духовно-нравственное развитие невозможно без развития эмоционального интеллекта. (Т. П. Авдулова, 2016)
Данный вывод подтверждают и требования ФГОС ДО. Так, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания являются задачами дошкольного образования, что отражено в п. 2.6. Также необходимо отметить целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования (п. 4.6 ФГОС ДО):
-установка положительного отношения к миру, другим людям и самому себе;
-активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
-способность договариваться, учитывать чувства и интересы других, сопереживать и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, стараться разрешать конфликты;
-способность к волевым усилиям и соблюдению социальных норм поведения.
Развитие эмоционального интеллекта приобретает особую важность в дошкольном возрасте, поскольку именно в этот период эмоции интенсивно развиваются:
• детьми осваиваются социальные формы выражения эмоций;
• благодаря речевому развитию происходит осознание эмоций;
• появляется способность отличать средства выражения эмоций от переживаний;
• развиваются эстетические, интеллектуальные, моральные чувства;
• появляются эмоциональные переживания;
• формируется способность к эмоциональной децентрации. (Н. В. Микляева, 2019)
У детей дошкольного возраста эмоциональный интеллект является основой развития положительной адаптации и социализации в обществе. Воспитатели для развития эмоционального интеллекта дошкольников в образовательной деятельности используют различные дидактические игры, подвижные игры, методические пособия, проектную деятельность.
В заключение хочется отметить, что необходимо целенаправленное формирование эмоционального интеллекта путем грамотного педагогического сопровождения. Однако, несмотря на запросы общества воспитать коммуникабельных, способных успешно реализовываться в коллективе, разрешать конфликты детей, на настоящий момент вопрос педагогического сопровождения развития эмоционального интеллекта дошкольников недостаточно разработан.
Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 «Березка». Сообщение из опыта работы на тему: «Духовно – нравственное.
Анкета для родителей «Духовно-нравственное воспитание в ДОУ» Уважаемые родители! Поразмышляйте над вопросами предлагаемой анкеты. Мы придерживаемся государственной политики в области образования, главный.
Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть I) часть 2 Современные дети любознательны, самостоятельны, инициативны. Они легко и с интересом общаются, отличаются сообразительностью и высоким.
Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть II) часть 1 Сегодня мне хотелось бы продолжить материал о духовно-нравственном воспитании дошкольников на основе СО-творчества, СО-участия,.
Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУ В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своём доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего.
Фотоотчет о районном семинаре «Духовно-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста» Добрый день уважаемые коллеги. Сегодня я побывала на районном семинаре. Проходил он в рамках работы опорной площадки по совершенствованию.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников среднего возраста на основе традиций русского народа «Духовно-нравственное воспитание дошкольников среднего возраста на основе традиций русского народа». на 2018-2019 учебный год. Кокорина.
Презентация «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия с родителями» 2 слайд. Вашему вниманию я представляю работу на тему «Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия.
Проектная деятельность музыкального руководителя «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством фольклора» Педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе музыкального фольклора» Актуальность проблемы: «Воспитание.
Сценарий родительского собрания «Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста» Повестка дня. 1. Формирование у детей любви к природе, бережного к ней отношения. 2. Игры, конкурсы, практикумы за «круглым столом». 3.
Источник