Эмоциональное развитие глухих детей дошкольного возраста

Содержание
  1. Особенности эмоциональной сферы у дошкольников с нарушенным слухом статья на тему
  2. Скачать:
  3. Предварительный просмотр:
  4. Предварительный просмотр:
  5. Предварительный просмотр:
  6. Предварительный просмотр:
  7. Предварительный просмотр:
  8. Предварительный просмотр:
  9. Особенности эмоционального развития глухих и слабослышащих дошкольников
  10. Анализ роли эмоций в организации процесса обучения и воспитания детей. Обзор возрастной динамики формирования модального ряда эмоций при нормальном развитии ребенка. Методики, направленные на изучение эмоционального развития детей с нарушением слуха.
  11. Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
  12. Введение
  13. Как актуальность проблемы освещена недостаточно. По данным исследований В. Петшака, Б.Д. Корсунской, Н.Г. Морозовой и других авторов, у детей с нарушенным слухом наблюдается отставание и своеобразие в развитии речи, которое накладывает отпечаток на формирование у дошкольников сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Сенсорная депривация, отсутствие эмоционального воздействия взрослого на ребёнка через устную речь, приводит к возникновению стойких нарушений коммуникации, сопровождающихся незрелостью отдельных психических функций, эмоциональной неустойчивостью.
  14. Целью данной курсовой работы является рассмотреть вопросы развития эмоционального развития глухих и слабослышащих дошкольников.
  15. Задачи:
  16. Глава 1. Особенности эмоционального развития дошкольников
  17. 1.1 Эмоциональное развитие
  18. В этом и заключается проблема: академические знания никак не соотносятся с реальными жизненными трудностями. Вся система образования направлена на приобретение теоретических знаний и начисто игнорирует эмоциональное развитие человека, набор тех качеств, которые только и дают ключ к разгадке того, почему при одинаковых умственных способностях один человек процветает, а другой только топчется на месте. Эмоционально одаренные люди обладают бесценным умением рационально распоряжаться природными способностями и образованием, в том числе интеллектом как таковым.
  19. Гоулмен является автором термина коэффициент умственного развития (IQ). Составляющие этого коэффициента — целеустремленность, умение подчинить свои эмоции достижению цели, способность разобраться в себе, своих чувствах и умение сопереживать и помогать другим людям.
  20. По мнению американских психологов, эмоциональные способности могут быть выражены в следующих навыках:
  21. 1. Способность в любой момент распознать свои чувства есть краеугольный камень эмоциональной одаренности. Те, кто хорошо себя знает, лучше справляются со своей жизнью. Они с большей уверенностью принимают и мелкие, и жизненно важные решения, начиная с того, что надеть на работу, и кончая тем, за кого выйти замуж или на ком жениться.
  22. 2. Умение себя успокоить, утихомирить, ублажить, стряхнуть беспричинное беспокойство, тягостное настроение или раздражительность — один из основополагающих навыков эмоциональной грамотности. Те, кому этого навыка недостает, постоянно испытывают психологический дискомфорт, в то время как обладающие им гораздо скорее приходят в себя после стрессов и неприятностей.
  23. 3. Очень важно уметь нацелить свои чувства на достижение поставленной цели. Эмоциональный самоконтроль кроется в подоплеке достижений любого рода.
  24. 4. Чуткие люди, способные понимать, что испытывают другие, лучше настроены на запросы и нужды общества. Они преуспевают быстрее остальных, особенно в таких областях, как медицина, управление, преподавание.
  25. 1.2 Эмоциональное развитие дошкольника с нормальным слухом
  26. Чувства ребенка-дошкольника постепенно теряют импульсивность, становятся более глубокими по смысловому содержанию. Тем не менее, остаются трудно контролируемыми эмоции, связанные с органическими потребностями, такими как голод, жажда и т. д. Изменяется и роль эмоций в деятельности дошкольника. Если на предыдущих этапах онтогенеза основным ориентиром для него являлась оценка взрослого, то теперь он может испытывать радость, предвидя положительный результат своей деятельности и хорошее настроение окружающих. Постепенно ребенком-дошкольником осваиваются экспрессивные формы выражения эмоций — интонация, мимика, пантомимика. Овладение этими выразительными средствами, кроме того, помогает ему глубже осознать переживания другого. Свое влияние на эмоциональное развитие оказывает развитие познавательной сферы личности, в частности, включение речи в эмоциональные процессы, что приводит к их интеллектуализации.
  27. На протяжении дошкольного детства особенности эмоций проявляются вследствие изменения общего характера деятельности ребенка и усложнением его отношений с окружающим миром.
  28. Около 4-5 лет у ребенка начинает формироваться чувство долга.
  29. Моральное сознание, являясь основанием этого чувства, способствует пониманию ребенком предъявляемых ему требований, которые он соотносит со своими поступками и поступками окружающих сверстников и взрослых. Наиболее ярко чувство долга демонстрируется детьми 6-7 лет.
  30. Интенсивное развитие любознательности способствует развитию удивления, радости открытий.
  31. Эстетические чувства также получают свое дальнейшее развитие в связи с собственной художественно-творческой деятельности ребенка.
  32. Ключевыми моментами эмоционального развития ребенка дошкольного возраста являются:
  33. — освоение социальных форм выражения эмоций;
  34. — формируется чувство долга, получают дальнейшее развитие эстетические, интеллектуальные и моральные чувства;
  35. — благодаря речевому развитию эмоции становятся осознанными;
  36. — эмоции являются показателем общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия.
  37. 1.3 Особенности эмоционального развития глухих и слабослышащих дошкольников
  38. На эмоциональное развитие глухих детей влияют определенные неблагоприятные факторы. Нарушение словесного общения частично изолирует глухого от окружающих его говорящих людей, что создает трудности в усвоении социального опыта. Неслышащим детям не доступно восприятие выразительной стороны устной речи и музыки. Отставание в речи отрицательно сказывается на осознании своих и чужих эмоциональных состояний и обуславливает упрощенность межличностных отношений. Более позднее приобщение к художественной литературе обедняет мир эмоциональных переживаний глухого ребенка, приводит к трудностям формирования сопереживания другим людям и героям художественных произведений. К факторам, благоприятно влияющим на эмоциональное развитие глухих детей, можно отнести их внимание к выразительной стороне эмоций, способность к овладению разными видами деятельности, использование мимики, выразительных движений и жестов в процессе общения. Основные направления в эмоционального развития у ребенка с нарушенным слухом те же, что и у нормально слышащего: и тот и другой рождаются с готовым механизмом оценки значимости внешних воздействий, явлений и ситуаций с точки зрения их отношения к жизнедеятельности — с эмоциональным тоном ощущений. Уже на первом году жизни начинают формироваться собственно эмоции, которые носят ситуативный характер, то есть выражают оценочное отношение к складывающимся или возможным ситуациям. Развитие собственно эмоций происходит по следующим направлениям — дифференциация качеств эмоций, усложнение объектов, вызывающих эмоциональный отклик, развитие способности регулировать эмоции и их внешние проявления. Эмоциональный опыт формируется и обогащается в процессе общения в результате сопереживаний другим людям, при восприятии произведений искусства, музыки. Например, симпатия по отношению к близкому человеку возникает на основе накопления удовлетворяющих ребенка и приятных для него актов ситуативно-личностного общения. Такая эмоция может возникнуть по отношению к человеку, достаточно часто общающемуся с ребенком. Об этом свидетельствует и тот факт повышенной чувствительности младенцев с сохранным слухом к словесным воздействиям в первом полугодии жизни. Но уже на первом году жизни ощущаются различия между слышащими детьми и детьми с нарушением слуха в развитии собственно эмоций, которые в дальнейшем часто увеличиваются.
  39. В ряде исследований отечественных авторов рассматривались проблемы своеобразия эмоционального развития глухих детей, обусловленного неполноценностью эмоционального и речевого общения с окружающими людьми с первых дней их жизни, что вызывает трудности социализации детей, их приспособления к обществу, невротические реакции (Е. Ливайн, Н.Г. Морозова, В.Ф. Матвеев, В. Петшак и другие). Изучение развитие эмоций детей с нарушением слуха становится особенно актуальным в настоящее время в связи с тем, что достигнуты успехи в разработки общей теории эмоций, в определении характера и причин возможных нарушений в эмоциональном развитии детей (Г.М. Бреслав, В.К. Вилюнас, А.В. Запорожец и другие). В. Петшак провел исследование эмоционального развития глухих детей, в котором решались следующие взаимосвязанные проблемы:
  40. Глава 2. Изучение эмоционального развития детей с нарушением слуха
  41. 2.1 Методики направленные на изучение эмоционального развития детей с нарушением слуха
  42. Детям предлагается лист белой бумаги, карандаши или краски на выбор, в которых обязательно имеется шесть основных цветов. дается инструкция «Нарисуй себя в детском саду». Когда рисунок закончен, взрослый должен выяснить у ребенка: «Кто изображен на рисунке?», «Чем ты занимаешься?» В случае необходимости задаются и другие вопросы, уточняющие детали, изображенные на рисунке.
  43. При анализе результатов прежде всего необходимо обращаться внимание на:
  44. 1. изображение какой-либо деятельности (игра, спортивные игры и т.д.)
  45. 2. помещение детского сада и образа себя.
  46. Методика №2. Методика эксперимента предполагала последовательное предъявление трех заданий, в которых для опознания предлагались пять эмоций: радость, печаль, страх, гнев, удивление. В первом задании детям были представлены реалистические изображения лиц персонажей, во втором задании — изображения персонажей, у которых отсутствуют черты лица, но ярко выражена пантомимика за счет выразительных движений рук, ног, тела; в третьем задании — сюжетные картинки, на которых не прорисованы лица персонажей, но ярко представлена эмоционально насыщенная ситуация, знакомая детям по личному опыту. Таким образом, в первом задании дети опирались на изображения лица, во втором — на пантомимику, в третьем — на смысловой контекст ситуации. В первом задании от детей требовалось передать понимание эмоции персонажей с помощью мимики, устной речи или зафиксированных на табличках слов и выражений. Во втором и третьем задании — подобрать соответствующие пантомимике и ситуации лица персонажей и передать понимание их эмоции любыми доступными средствами. Для большей надежности получаемых результатов вводилось предварительное обучение детей выполнению данных заданий на аналогичном материале.
  47. Методика №3. Методика изучение нравственного развития дошкольников с нарушениями слуха, основывалась на положении о трехкомпонентной структуре нравственности, которое предполагает единство нравственных представлений, эмоций и поведения (Р.Р. Калинина, 2005). Исходя из этого, предстояло выяснить не только знание детьми норм социального поведения и эмоциональное отношение к ним, но и то, как эти знания отражается на их реальном поведении и отношениях со взрослыми и сверстниками.
  48. Для исследования когнитивного и эмоционального компонентов нравственного развития испытуемым поочередно предъявляли семь сюжетных картинок, на которых были изображены знакомые детям бытовые ситуации (мальчик помогает бабушке, девочка моет посуду, мальчик ходит по клумбе и др.). Предлагалось рассмотреть их, рассказать, что на них изображено, а также оценить поступки персонажей и разложить картинки в две колонки по принципу «кто поступил хорошо, кто — плохо». Перед выполнением задания проводилось предварительное обучение.
  49. Изучение эмоционального развития дошкольников с нарушениями слуха выявило недостаточный уровень понимания ими эмоциональных состояний персонажей и владения собственными эмоциями. Исследование когнитивного компонента нравственного развития показало ограниченность и недифференцированность представлений об эмоциях; трудности в понимании причин поступков окружающих, эмоциональных состояний персонажей, принятых в обществе правил поведения; неумение обозначать словесно эмоции и эмоциональные проявления, настроение. Эмоциональный компонент нравственного развития проявился у части детей в отсутствии интереса и содействия сверстнику, неадекватном отношении к поступкам детей и взрослых.
  50. Поведенческий компонент отразился в трудностях налаживания контактов со сверстниками; развертывании социального содержания в игре; зависимости оценок поведения сверстника от мнения взрослого.
  51. Учитывая своеобразие различных компонентов эмоционально-нравственного развития детей с нарушенным слухом, важно осуществлять нравственное воспитание в единстве всех его компонентов, которые представляют собой соединение эмоционального опыта, нравственных представлений, чувств и направленности поведения.
  52. Методика №4. Содержание эмоционально-нравственного воспитания определяется комплексом его компонентов: когнитивного, эмоционального и поведенческого. Работа по эмоционально-нравственному воспитанию детей среднего и старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха с использованием театрализованных игр проводилась последовательно в три этапа.
  53. Заключение
  54. Эмоциональное развитие школьников с нарушениями слуха характеризуются различной степенью выраженности и вариативностью. Наиболее существенными из них являются: ограниченность или отсутствие сведений об эмоциях; затруднения в использовании эмоционально-экспрессивных средств языка; трудности в вербализации различных эмоциональных состояний, в установлении причинно-следственных связей возникновения эмоций у человека. Эмоциональному развитию детей следует уделять специальное внимание. Необходимо учить их понимать эмоциональное состояние других людей, адекватно выражать собственные эмоции. В работе над эмоциональной сферой важно учитывать возрастную динамику формирования модального ряда эмоций при нормальном развитии ребенка.
  55. эмоция дошкольник слух модальный
  56. Список литературы
  57. Подобные документы

Особенности эмоциональной сферы у дошкольников с нарушенным слухом
статья на тему

Эмоциональная сфера ребенка с нарушенным слухом отличается однообразием. У детей вызывают затруднения не только дифференциация эмоциональных состояний, их уместность в той или иной конкретной ситуации . Так как эмоция — абстрактное понятие, не обозначающее конкретный образ, то ребенку трудно понять эмоциональное состояние другог, а тем более обозначить его словом. Отсутствие эмоционального воздействия через устную речь приводит к нарушению коммуникаций. Причинами непонимания эмоционального состояния можно считать ограниченный эмоциональный опыт, а также отсутствие словесной речи. В условиях специального коррекционного воздействия у таких детей нужно развивать способность к эмпатии, пониманию основных эмоций и вербального их выражения.

Читайте также:  Повышенная эмоциональность у ребенка 2 года

Скачать:

Вложение Размер
zozh004.pdf 640.4 КБ
zozh005.pdf 643.55 КБ
zozh006.pdf 642.5 КБ
zozh007.pdf 659.64 КБ
zozh008.pdf 687.59 КБ
otchyotzozh.doc 62 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Особенности эмоциональной сферы дошкольников с нарушениями слуха ( на примере подготовительной группы ГБОУ комбинированного вида )

1 .На развитие эмоциональной сферы глухих детей влияют определенные неблагоприятные факторы. Нарушение словесного общения частично изолирует глухого от окружающих его говорящих людей, что создает трудности в усвоении социального опыта. Не-слышащим детям не доступно восприятие выразительной стороны устной речи и музыки. Отставание в развитии речи отрицательно сказывается на осознании своих и чужих эмоциональных состояний и обуславливает упрощенность межличностных отношений. Более позднее приобщение к художественной литературе обедняет мир эмоциональных переживаний глухого ребенка, приводит к трудностям формирования сопереживания другим людям и героям художественных произведений. К факторам, благоприятно влияющим на эмоциональное развитие глухих детей, можно отнести их внимание к выразительной стороне эмоций, способность к овладению разными видами деятельности, использование мимики, выразительных движений и жестов в процессе общения.

2 .Основные направления в развитии эмоциональной сферы у ребенка с нарушенным слухом те же, что и у нормально слышащего: и тот и другой рождаются с готовым механизмом оценки значимости внешних воздействий, явлений и ситуаций с точки зрения их отношения к жизнедеятельности — с эмоциональным тоном ощущений.

3 .Вследствие ограниченности эмоционального и речевого взаимодействия с миром глухим и слабослышащим детям сложно понимать эмоциональные состояния других людей и свои собственные, их вербальное выражение и установление причин эмоциональных переживаний.

4. Дети с нарушениями слуха позднее, чем их слышащие сверстники, овладевают способностью к сопереживанию.

Отставание и своеобразие эмоциональной сферы детей с нарушениями слуха сказывается и на овладении лексикой, обозначающей те или иные эмоциональные состояния.

Эти и другие особенности социальной ситуации развития детей с нарушениями слуха обуславливают трудности в овладении эмоциями, в осознании эмоциональных состояний, в их дифференциации и обобщении.

Описанные психологические особенности детей с нарушением слуха приводят к сложностям социализации и адаптации. Поэтому важно как можно раньше начинать специальное коррекционное обучение и создавать благоприятные условия для развития эмоциональной сферы ребёнка.

5. Характеристика детей

Примечание:имплантированные дети — все из семей, где оба родителя с нормальным слухом.

Примечание:дети с 1 и 2 степенью тугоухости — имплантированные, до имплантации была группа глухоты.

78%-из семей,где оба родителя с нормальным слухом.

22%-из семей,где оба родителя с нарушениями слуха.

22%-пользуются слуховыми аппаратами.

33,4%-с 3 степенью тугоухости.

22,2%-с 3-4 степенью тугоухости.

22,2%- с 4 степенью тугоухости.

11,1%- со 2 степенью тугоухости.

11,1%- с 1 степенью тугоухости.

6. Для формирования у детей с нарушенным слухом представлений об эмоциях и причинах,их вызывающих, были отобраны следующие эмоциональные состояния ве

Работа проводилась не только на занятиях(по ознакомлению с окружающим миром,по изодеятельности),но и в ситуациях,возникающих в бытовой,повседневной жизни ребенка («Ты грустный потому что мама ушла»,»Ты обиделся потому,что он не разрешает играть со своими игрушками?»,»Ты рад,что так красиво нарисовал?»).Также вне занятий детям было предложено для прослушивания несколько музыкальных произведений,в массе своей детские песни отечественных композиторов,как то:«Спят усталые игрушки»,»Танец маленьких утят»,»Сюрприз» и т.п. После прослушивания детям предлагалось показать цветной квадратик:красный,если музыка радостная,жёлтый,если спокойная,зелёный,если грустная.

7. Виды предложенных заданий

а)чтение или слушание небольшого текста и рисование по тексту на предложенном шаблоне лица с определённой эмоцией. Шаблон:нарисованные на листе 2 круга одинакового диаметра .Примеры текстов:

«Саша говорит:»Маша,возьми конфеты».Маша говорит»Спасибо,Саша».Саша угостил Машу. Ребята вместе едят конфеты».

«Серёжа и Аня пришли в цирк. Они увидели клоуна. Фокусник показал фокусы .В цирке выступали разные животные:львы,тигры. Ребята увидели слона.»

«Ребята весело играют. Денис не играет. Ребята не хотят играть с ним. Вася говорит:»Денис,возьми машину. Будем играть вместе»».

«Вова говорит:»Серёжа,отдай мою машину».»Нет,это моя машина.»Вова ударил Серёжу. Мальчики дерутся».

  1. «Света гуляет. Она испачкала одежду. Одежда грязная. Света неаккуратная девочка. Мама ругалась:»Ты — неаккуратная. Ты — неряха.»Света плачет.»Мама, я так больше не буду».

б) рисование лица с определённой эмоцией. Ребёнку предлагалось самостоятельно придумать любую ситуацию,назвать соответствующую данному случаю эмоцию и нарисовать лицо,её выражающую.

Примеры приведённых детьми ситуаций:

«Девочка рада. Потому что наступило лето. Можно купаться в пруду.»

«Девочка грустная. Потому что мама ушла в магазин. Девочка дома одна.»

«Мальчик удивился. Увидел паука.»

в) тренировка эмоций. Детям было предложено:

-разозлиться, как хулиган, который бьёт стёкла;

-обрадоваться, потому что получил подарок от деда Мороза;

-устать, потому что много трудился;

-испугаться, потому что увидел на улице большую страшную собаку;

-загрустить, потому что заболел и т. п.

г) как ты сегодня себя чувствуешь

Ребёнку предлагались картинки с изображениями различных

эмоций. Он должен выбрать ту, которая похожа на его настроение в данный момент.

д) классификация чувств

Ребёнок рассматривает те же карточки и раскладывает их по следующим признакам:

-какие не нравятся.

Задания г) и д) направлены также на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим( эмпатия).

е) какое слово пропущено

Ребёнку предлагались таблички с неполным предложением и с несколькими пропущенными словами:

Я. потому что шары улетели.

Я. потому что мама подарила новую куклу.

Я. потому что заблудился в магазине и не знал, где мама.

Также, помимо всего вышеперечисленного, с детьми проводились беседы, направленные на уточнение (объяснение — в зависимости от ситуации) эмоциональных состояний.

22,2% опрошенных детей не поняли заданий по причине того, что начали систематическое обучение в ГОУ относительно недавно. Устная и письменная словесная речь отсутствуют. Практически у всех возникли затруднения в понимании следующих эмоциональных состояний: спокойствие, стыд ( вина ), обида, скука и гордость. Всего один ребёнок ( слышащих родителей ) смог объяснить, что « Мальчик сидит спокойный, чтобы не мешать папе». Понятие «стыдно» было трактовано только 30% респондентов .Ответы

были:»Мальчики играли в футбол нечаянно разбили окно»,»Мама будет ругаться, девочка плачет »(только после демонстрации картинки»Девочка разбила вазу»), «Стыдно. Грязный ». У большинства понятие «стыдно» ассоциировалось с проступком, за который будут ругать, а может быть и накажут. Даже с опорой на иллюстративный материал многие затруднялись привести свой собственный пример, а соответственно и понять значение слова «обида» ( «Одна девочка украла у другой игрушки»,»Конфеты не дали. Гулять нельзя.»,»Не даёт. Нельзя. Книжки, карандаши не дам.».

Абсолютно у всех опрошенных дошкольников вызвали непонимание эмоции «скука» и «гордость» даже после демонстрации сюжетных картинок с пояснением взрослого. Эмоциональное состояние «скука»

( на иллюстрации была изображена девочка, лежащая на диване)

было объяснено как « ленивая»,» устала, отдыхает». Понятие « гордость»( иллюстрация «Мальчик смастерил скворечник») не поняли даже после объяснения. В представлении опрошенных хорошо выполненная работа ассоциировалась с эмоцией «радость».

Практически все респонденты не различали понятия «злой» и «сердитый». Оно ассоциировалось с глаголом « ругаться» по всей вероятности из-за схожести мимического выражения. « Злой — гоняет собаку палками»,»Злой — дерётся»,»Обижает. Бьёт» — т.е злоба воспринималась как причинение физического насилия. Только один дошкольник пояснил, что «злой» и «сердитый»- « не одно и то же». На просьбу взрослого пояснить, а что же такое «сердитый», ответить затруднился.

Большинство детей не могли привести самостоятельно примеры той или иной эмоции из своей жизни или придумать их:(«Придумай, почему удивился. Увидел ( животное в цирке или зоопарке), нашёл (большой гриб или ягоду в лесу)»).Так как до этого на занятиях педагога и воспитателя был показан аналогичный иллюстративный материал («Увидел крота в саду и т. п.). Это свидетельствовало о наличии трудностей в перенесении жизненного опыта в учебную ситуацию и наоборот за счёт узкого круга общения (дом, группа детсада), скудности своего жизненного опыта, однообразия бытовой жизни ребёнка.

Затруднения в понимании чужого эмоционального состояния, его причин объяснялось ограничением словесного общения. Именно способность понимать эмоции другого человека отражает уровень эмоционального развития ребёнка и степень осознания им своих и чужих эмоциональных состояний. Дети с нарушениями слуха позднее, чем их слышащие сверстники овладевают способностью сопереживать.

По причине особенностей своего мышления (конкретность образов), глухие дети испытывают огромные трудности в понимании отвлечённых понятий. Это проявляется и в учебной деятельности и в процессе усвоения значения слова. Само по себе понятие «эмоция» абстрактно т.е. не связано с каким — либо предметом или действием. Вышеуказанные особенности также затрудняли процесс формирования представления об эмоциональных состояниях.

Личность ребёнка формируется в общении со взрослым и сверстниками. Описанные выше особенности эмоциональной сферы слабослышащего дошкольника приводят к сложности в социализации и адаптации. Поэтому важно как можно раньше начинать специальное коррекционное обучение и создавать благоприятные условия для развития эмоциональной сферы ребёнка.

План конспекта занятия «Эмоции» в подготовительной группе для детей с нарушениями слуха

Цели: знакомство с основными эмоциями,развитие словаря по теме, обращать внимание на способы выражения эмоциональных состояний (мимика, жесты), развитие способности идентифицировать эмоциональные состояния в их графическом состоянии (картинки, в т.ч. сюжетные и пиктограммы, умение мимикой изображать различные эмоциональные состояния

Коррекционные: развитие эмоциональной сферы детей, формировать умение сопереживать и чувствовать настроение (эмоцию) другого (эмпатия).

Образовательные : развитие познавательных интересов, внимания, памяти, мышления, воображения. Активизация эмоциональной лексики

Воспитательные: развитие умения доброжелательно относиться друг к другу, формировать навыки общения, развивать коммуникативную активность

Оборудование: пиктограммы с изображениями следующих эмоциональных состояний:грусть, радость, испуг, стыд(вина),удивление, злость. Таблички. Сюжетные иллюстрации с изображением т.ж. эмоций: «Мальчик заболел». «Девочка бежит по лесу.» «Дети испугались грозы» «Девочка разбила чашку» « Мальчик обижает животных» «Мальчик увидел крота в цветнике». См. Приложения.

2.а) рассматривание сюжетных картинок и беседа по ним

2.б) подбери пиктограмму к данной сюжетной картинке и назови эмоцию

3.«Подвижная игра малой подвижности «Море волнуется раз»( изобрази какую хочешь эмоцию и назови её )

4. Рисование на заранее заготовленных шаблонах лиц с определённой мимикой (по тексту)

Источник

Особенности эмоционального развития глухих и слабослышащих дошкольников

Анализ роли эмоций в организации процесса обучения и воспитания детей. Обзор возрастной динамики формирования модального ряда эмоций при нормальном развитии ребенка. Методики, направленные на изучение эмоционального развития детей с нарушением слуха.

Рубрика Психология
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 10.12.2014
Размер файла 34,3 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство Образования Науки Российской Федерации

ГОУ ВПО «Череповецкий Государственный Университет»

«Особенности эмоционального развития глухих и слабослышащих дошкольников».

Выполнила: Нифантьева Алена

Преподаватель: Заболтина Вера Витальевна

Глава 1. Особенности эмоционального развития дошкольников

1.1 Эмоциональное развитие

1.2 Эмоциональное развитие дошкольника с нормальным слухом

1.3 Особенности эмоционального развития глухих и слабослышащих дошкольников

Глава 2. Изучение эмоционального развития детей с нарушением слуха

2.1 Методики направленные на изучение эмоционального развития детей с нарушением слуха

Введение


Как актуальность проблемы освещена недостаточно. По данным исследований В. Петшака, Б.Д. Корсунской, Н.Г. Морозовой и других авторов, у детей с нарушенным слухом наблюдается отставание и своеобразие в развитии речи, которое накладывает отпечаток на формирование у дошкольников сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Сенсорная депривация, отсутствие эмоционального воздействия взрослого на ребёнка через устную речь, приводит к возникновению стойких нарушений коммуникации, сопровождающихся незрелостью отдельных психических функций, эмоциональной неустойчивостью.


Целью данной курсовой работы является рассмотреть вопросы развития эмоционального развития глухих и слабослышащих дошкольников.


Задачи:

· изучить теоретические основы эмоционально развития личности дошкольника;

· изучение эмоционального развития дошкольников с нормальным слухом;

· выявить особенности эмоционального развития глухих (слабослышащих) дошкольников

Объект: эмоциональное развитие глухих и слабослышащих дошкольников.

Предмет: особенности эмоционального развития глухих и слабослышащих дошкольников.

Глава 1. Особенности эмоционального развития дошкольников


1.1 Эмоциональное развитие


В этом и заключается проблема: академические знания никак не соотносятся с реальными жизненными трудностями. Вся система образования направлена на приобретение теоретических знаний и начисто игнорирует эмоциональное развитие человека, набор тех качеств, которые только и дают ключ к разгадке того, почему при одинаковых умственных способностях один человек процветает, а другой только топчется на месте. Эмоционально одаренные люди обладают бесценным умением рационально распоряжаться природными способностями и образованием, в том числе интеллектом как таковым.


Гоулмен является автором термина коэффициент умственного развития (IQ). Составляющие этого коэффициента — целеустремленность, умение подчинить свои эмоции достижению цели, способность разобраться в себе, своих чувствах и умение сопереживать и помогать другим людям.


По мнению американских психологов, эмоциональные способности могут быть выражены в следующих навыках:


1. Способность в любой момент распознать свои чувства есть краеугольный камень эмоциональной одаренности. Те, кто хорошо себя знает, лучше справляются со своей жизнью. Они с большей уверенностью принимают и мелкие, и жизненно важные решения, начиная с того, что надеть на работу, и кончая тем, за кого выйти замуж или на ком жениться.


2. Умение себя успокоить, утихомирить, ублажить, стряхнуть беспричинное беспокойство, тягостное настроение или раздражительность — один из основополагающих навыков эмоциональной грамотности. Те, кому этого навыка недостает, постоянно испытывают психологический дискомфорт, в то время как обладающие им гораздо скорее приходят в себя после стрессов и неприятностей.


3. Очень важно уметь нацелить свои чувства на достижение поставленной цели. Эмоциональный самоконтроль кроется в подоплеке достижений любого рода.


4. Чуткие люди, способные понимать, что испытывают другие, лучше настроены на запросы и нужды общества. Они преуспевают быстрее остальных, особенно в таких областях, как медицина, управление, преподавание.


1.2 Эмоциональное развитие дошкольника с нормальным слухом


Чувства ребенка-дошкольника постепенно теряют импульсивность, становятся более глубокими по смысловому содержанию. Тем не менее, остаются трудно контролируемыми эмоции, связанные с органическими потребностями, такими как голод, жажда и т. д. Изменяется и роль эмоций в деятельности дошкольника. Если на предыдущих этапах онтогенеза основным ориентиром для него являлась оценка взрослого, то теперь он может испытывать радость, предвидя положительный результат своей деятельности и хорошее настроение окружающих. Постепенно ребенком-дошкольником осваиваются экспрессивные формы выражения эмоций — интонация, мимика, пантомимика. Овладение этими выразительными средствами, кроме того, помогает ему глубже осознать переживания другого. Свое влияние на эмоциональное развитие оказывает развитие познавательной сферы личности, в частности, включение речи в эмоциональные процессы, что приводит к их интеллектуализации.


На протяжении дошкольного детства особенности эмоций проявляются вследствие изменения общего характера деятельности ребенка и усложнением его отношений с окружающим миром.


Около 4-5 лет у ребенка начинает формироваться чувство долга.


Моральное сознание, являясь основанием этого чувства, способствует пониманию ребенком предъявляемых ему требований, которые он соотносит со своими поступками и поступками окружающих сверстников и взрослых. Наиболее ярко чувство долга демонстрируется детьми 6-7 лет.


Интенсивное развитие любознательности способствует развитию удивления, радости открытий.


Эстетические чувства также получают свое дальнейшее развитие в связи с собственной художественно-творческой деятельности ребенка.


Ключевыми моментами эмоционального развития ребенка дошкольного возраста являются:


— освоение социальных форм выражения эмоций;


— формируется чувство долга, получают дальнейшее развитие эстетические, интеллектуальные и моральные чувства;


— благодаря речевому развитию эмоции становятся осознанными;


— эмоции являются показателем общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия.


1.3 Особенности эмоционального развития глухих и слабослышащих дошкольников


На эмоциональное развитие глухих детей влияют определенные неблагоприятные факторы. Нарушение словесного общения частично изолирует глухого от окружающих его говорящих людей, что создает трудности в усвоении социального опыта. Неслышащим детям не доступно восприятие выразительной стороны устной речи и музыки. Отставание в речи отрицательно сказывается на осознании своих и чужих эмоциональных состояний и обуславливает упрощенность межличностных отношений. Более позднее приобщение к художественной литературе обедняет мир эмоциональных переживаний глухого ребенка, приводит к трудностям формирования сопереживания другим людям и героям художественных произведений. К факторам, благоприятно влияющим на эмоциональное развитие глухих детей, можно отнести их внимание к выразительной стороне эмоций, способность к овладению разными видами деятельности, использование мимики, выразительных движений и жестов в процессе общения. Основные направления в эмоционального развития у ребенка с нарушенным слухом те же, что и у нормально слышащего: и тот и другой рождаются с готовым механизмом оценки значимости внешних воздействий, явлений и ситуаций с точки зрения их отношения к жизнедеятельности — с эмоциональным тоном ощущений. Уже на первом году жизни начинают формироваться собственно эмоции, которые носят ситуативный характер, то есть выражают оценочное отношение к складывающимся или возможным ситуациям. Развитие собственно эмоций происходит по следующим направлениям — дифференциация качеств эмоций, усложнение объектов, вызывающих эмоциональный отклик, развитие способности регулировать эмоции и их внешние проявления. Эмоциональный опыт формируется и обогащается в процессе общения в результате сопереживаний другим людям, при восприятии произведений искусства, музыки. Например, симпатия по отношению к близкому человеку возникает на основе накопления удовлетворяющих ребенка и приятных для него актов ситуативно-личностного общения. Такая эмоция может возникнуть по отношению к человеку, достаточно часто общающемуся с ребенком. Об этом свидетельствует и тот факт повышенной чувствительности младенцев с сохранным слухом к словесным воздействиям в первом полугодии жизни. Но уже на первом году жизни ощущаются различия между слышащими детьми и детьми с нарушением слуха в развитии собственно эмоций, которые в дальнейшем часто увеличиваются.


В ряде исследований отечественных авторов рассматривались проблемы своеобразия эмоционального развития глухих детей, обусловленного неполноценностью эмоционального и речевого общения с окружающими людьми с первых дней их жизни, что вызывает трудности социализации детей, их приспособления к обществу, невротические реакции (Е. Ливайн, Н.Г. Морозова, В.Ф. Матвеев, В. Петшак и другие). Изучение развитие эмоций детей с нарушением слуха становится особенно актуальным в настоящее время в связи с тем, что достигнуты успехи в разработки общей теории эмоций, в определении характера и причин возможных нарушений в эмоциональном развитии детей (Г.М. Бреслав, В.К. Вилюнас, А.В. Запорожец и другие). В. Петшак провел исследование эмоционального развития глухих детей, в котором решались следующие взаимосвязанные проблемы:

· Первая — определение особенностей эмоционального развития и эмоциональных отношений у глухих детей дошкольного и школьного возраста в зависимости от сохранности или нарушения слуха у родителей, а также в зависимости от социальных условий, в которых воспитывается и обучается ребенок.

· Вторая проблема — исследование возможностей понимания эмоциональных состояний другого человека глухими дошкольниками и школьниками.

Способность понимать эмоции других людей отражает уровень эмоционального развития ребенка и степень осознания им своих и чужих эмоциональных состояний.

Пониманию эмоциональных состояний другого человека способствует восприятие их внешних проявлений в мимике лица, жестах, пантомимике, голосовых реакциях и речевой интонации. Такое понимание происходит более успешно, если воспринимающий знаком с той ситуацией, в которой возникло наблюдаемое эмоциональное состояние, или с данным человеком, его личностными особенностями и может предложить, что послужило причиной этого состояния.

Понимание эмоциональных состояний предполагает обобщение многих наблюдаемых ранее аналогичных состояний и их символизацию, словесное обозначение. По мере развития симпатии к другому человеку у ребенка возникает и синтония как способность откликаться на эмоциональное состояние другого человека, прежде всего — близкого. Синтония является основой сопереживания как способности «присваивать» основные свойства эмоционального состояния другого человека и вчувствоваться в его жизненную ситуацию.

В обычных условиях детям с нарушением слуха мало доступно восприятие речевой эмоционально измененной интонации (для ее восприятия необходима специальная слуховая работа с использованием звукоусиливающей аппаратуры). Отставание и своеобразие в развитии речи сказываются на овладении словами и словосочетаниями, обозначающими те или иные эмоциональные состояния.

Вместе с тем при благополучном социально-эмоциональном общении с ближайшими родственниками у глухих детей очень рано формируется повышенное внимание к выражению лиц общающихся с ними людей, к их движениям и жестам, к пантомимике.

Постепенно они овладевают естественными мимико-жестовыми структурами для общения с другими людьми и жестовой речью, принятой в общении между глухими, поэтому недостаток в понимании речевой интонации и в развитии словесной речи восполняется повышенным вниманием к мимике и жестам окружающих, обозначением эмоциональных состояний средствами жестовой речи.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы: Особенности эмоционального развития в дошкольном возрасте заключается в том, что ребенок осваивает социальные формы выражения чувств. Изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение.

Чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными. Формируется система мотивов, которая составляет основу произвольности психических процессов и поведения в целом. Формируются высшие чувства — нравственные, интеллектуальные, эстетические. Происходит развитие воображения, образного мышления и произвольной памяти.

У детей с нарушением слуха имеются трудности понимания основных эмоций по сравнению с нормально развивающимися детьми того же возраста. Они заключаются в недостаточной идентификации эмоции по её внешнему выражению и в смешении сходных эмоциональных состояний. У детей с нарушением слуха по сравнению с нормально развивающимися детьми наблюдаются трудности вербализации эмоций, заключающиеся в однообразном и примитивном их описании, а также большим количеством использования неадекватных ситуации слов. Способность говорить об эмоциях даже в простой форме у детей с нарушением слуха слабо развита. У этих детей отмечается несформированность абстрактных понятий, относящихся к эмоциональной сфере, а также неумение объяснить причины тех или иных эмоций.

Глава 2. Изучение эмоционального развития детей с нарушением слуха


2.1 Методики направленные на изучение эмоционального развития детей с нарушением слуха


Детям предлагается лист белой бумаги, карандаши или краски на выбор, в которых обязательно имеется шесть основных цветов. дается инструкция «Нарисуй себя в детском саду». Когда рисунок закончен, взрослый должен выяснить у ребенка: «Кто изображен на рисунке?», «Чем ты занимаешься?» В случае необходимости задаются и другие вопросы, уточняющие детали, изображенные на рисунке.


При анализе результатов прежде всего необходимо обращаться внимание на:


1. изображение какой-либо деятельности (игра, спортивные игры и т.д.)


2. помещение детского сада и образа себя.


Методика №2. Методика эксперимента предполагала последовательное предъявление трех заданий, в которых для опознания предлагались пять эмоций: радость, печаль, страх, гнев, удивление. В первом задании детям были представлены реалистические изображения лиц персонажей, во втором задании — изображения персонажей, у которых отсутствуют черты лица, но ярко выражена пантомимика за счет выразительных движений рук, ног, тела; в третьем задании — сюжетные картинки, на которых не прорисованы лица персонажей, но ярко представлена эмоционально насыщенная ситуация, знакомая детям по личному опыту. Таким образом, в первом задании дети опирались на изображения лица, во втором — на пантомимику, в третьем — на смысловой контекст ситуации. В первом задании от детей требовалось передать понимание эмоции персонажей с помощью мимики, устной речи или зафиксированных на табличках слов и выражений. Во втором и третьем задании — подобрать соответствующие пантомимике и ситуации лица персонажей и передать понимание их эмоции любыми доступными средствами. Для большей надежности получаемых результатов вводилось предварительное обучение детей выполнению данных заданий на аналогичном материале.


Методика №3. Методика изучение нравственного развития дошкольников с нарушениями слуха, основывалась на положении о трехкомпонентной структуре нравственности, которое предполагает единство нравственных представлений, эмоций и поведения (Р.Р. Калинина, 2005). Исходя из этого, предстояло выяснить не только знание детьми норм социального поведения и эмоциональное отношение к ним, но и то, как эти знания отражается на их реальном поведении и отношениях со взрослыми и сверстниками.


Для исследования когнитивного и эмоционального компонентов нравственного развития испытуемым поочередно предъявляли семь сюжетных картинок, на которых были изображены знакомые детям бытовые ситуации (мальчик помогает бабушке, девочка моет посуду, мальчик ходит по клумбе и др.). Предлагалось рассмотреть их, рассказать, что на них изображено, а также оценить поступки персонажей и разложить картинки в две колонки по принципу «кто поступил хорошо, кто — плохо». Перед выполнением задания проводилось предварительное обучение.


Изучение эмоционального развития дошкольников с нарушениями слуха выявило недостаточный уровень понимания ими эмоциональных состояний персонажей и владения собственными эмоциями. Исследование когнитивного компонента нравственного развития показало ограниченность и недифференцированность представлений об эмоциях; трудности в понимании причин поступков окружающих, эмоциональных состояний персонажей, принятых в обществе правил поведения; неумение обозначать словесно эмоции и эмоциональные проявления, настроение. Эмоциональный компонент нравственного развития проявился у части детей в отсутствии интереса и содействия сверстнику, неадекватном отношении к поступкам детей и взрослых.


Поведенческий компонент отразился в трудностях налаживания контактов со сверстниками; развертывании социального содержания в игре; зависимости оценок поведения сверстника от мнения взрослого.


Учитывая своеобразие различных компонентов эмоционально-нравственного развития детей с нарушенным слухом, важно осуществлять нравственное воспитание в единстве всех его компонентов, которые представляют собой соединение эмоционального опыта, нравственных представлений, чувств и направленности поведения.


Методика №4. Содержание эмоционально-нравственного воспитания определяется комплексом его компонентов: когнитивного, эмоционального и поведенческого. Работа по эмоционально-нравственному воспитанию детей среднего и старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха с использованием театрализованных игр проводилась последовательно в три этапа.

Первый этап — формирование интереса к действиям и общению с куклами; знакомству с эмоциональными состояниями, способами их невербального и вербального выражения, а также образцами поведения по отношению к кукле и игрушкам-животным; оценке поведения персонажей. На данном этапе использовались игры дошкольников с куклами, режиссерские игры педагога, игра-драматизация с участием детей подготовительной группы на основе специально составленных рассказов («Кукле и зайке весело (грустно)», «Злой Бубу и добрый зайка», «Вместе весело!», «Помоги Кате» и др.) и адаптированных текстов Л. Толстого («Чиж» и др.), А. Барто («Мишка», «Мяч» и др.).

Второй этап — развитие интереса к эмоциональным проявлениям и поведению персонажей; учили детей использовать мимику и пантомимику для выражения эмоций персонажей в процессе перевоплощения в театрализованной игре; определять значимые мотивы взаимоотношений персонажей. В процессе работы использовались самостоятельные игры дошкольников с куклами и театральными игрушками, игры-имитации, режиссерские, образные и ролевые игры с активным участием взрослого. В качестве литературной основы театрализованных игр на данном этапе использовались рассказы Б.Д. Корсунской («Чашка», «Обманул», «Нельзя бросать друзей» и др.) и специально составленные небольшие тексты с нравственным содержанием («Упрямые бараны», «Ссора», «Друг» и др.), а также адаптированная сказка «Курочка Ряба».

Третий этап — совершенствование понимания эмоциональных состояний (радость, грусть, гнев, страх, удивление) по мимике, пантомимике и смысловому контексту ситуации, на анализе их причин; на обучении технике создания целостного игрового образа посредством мимической, пантомимической и речевой выразительности в процессе театрализованных игр. Дошкольников учили анализировать поступки детей и взрослых, оценивать их с точки зрения усвоенных норм и правил поведения. В основе театрализованных игр лежали специально разработанные рассказы «Почему Нате грустно?», «Синие листья», «Сломал» и др. Помимо режиссерских и ролевых игр на заключительном этапе обучения широко использовались игры-спектакли («Три поросенка», «Маша и медведи» и др.) и театрализованные действия на праздниках и развлечениях («Праздник вежливости», «Мамин день» и др.).

Методика №5 — Детский тест тревожности. Детский тест тревожности предназначен для диагностики эмоциональных реакций ребенка на некоторые привычные для него жизненные ситуации. Методика подготовлена В.М.Астаповым и включает в себя 14 рисунков (наборы для мальчиков и для девочек), изображающих ребенка без лица (присутствует лишь контур головы). Дошкольнику нужно предположить — какое лицо следовало нарисовать ребенку: грустное или веселое. Результат диагностики может носить количественный и качественный характер. Количественный результат представляет собой индекс тревожности (ИТ), отражающий интенсивность отрицательного эмоционального опыта ребенка в изображаемых ситуациях. Качественным результатом могут быть выводы о характере эмоционального опыта ребенка в этих и подобных ситуациях.

Методика№6. Наблюдения за поведением испытуемых в свободной и игровой деятельности показали, что дети отражают в них свой эмоциональный опыт, испытывают потребность в общении с взрослыми и сверстниками. Однако их взаимодействию в игре и развертыванию в ней социального содержания мешают стереотипность эмоционального поведения, отсутствие эмоциональной ориентации на партнера, неумение встать на позицию другого. Это в определенной степени связано с используемыми коммуникативными средствами. У большинства дошкольников с нарушениями слуха в процессе общения и выражения эмоций в игровой деятельности отмечалось преимущественное использование различных невербальных средств (экспрессивно-мимических и предметно-действенных). В свободной деятельности у глухих детей преобладала выразительная мимика и жесты, с помощью которых они передавали разнообразные чувства и желания. У части слабослышащих дошкольников зафиксировано сочетание речевых средств с невербальными.

Основной этап эксперимента состоял из двух серий заданий.

Первая серия была направлена на изучение особенностей эмоционального развития старших дошкольников с нарушениями слуха.

Целью второй серии заданий являлось изучение когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов нравственного развития. В данной серии метод экспериментальных проб сочетался с методом наблюдения за поведением детей в проблемных ситуациях, специально разработанных и воссозданных в соответствии с целью исследования.

В первой серии изучалась способность детей понимать и передавать основные эмоции. Использовались модифицированные нами методики Ю.А. Афонькиной, Л.А. Венгера, В. Петшака. Методика эксперимента предполагала последовательное предъявление трех заданий, в которых для опознания предлагались пять эмоций: радость, печаль, страх, гнев, удивление. В первом задании детям были представлены реалистические изображения лиц персонажей, во втором задании — изображения персонажей, у которых отсутствуют черты лица, но ярко выражена пантомимика за счет выразительных движений рук, ног, тела; в третьем задании — сюжетные картинки, на которых не прорисованы лица персонажей, но ярко представлена эмоционально насыщенная ситуация, знакомая детям по личному опыту.

Вторая серия констатирующего эксперимента, направленная на изучение нравственного развития дошкольников с нарушениями слуха, основывалась на положении о трехкомпонентной структуре нравственности, которое предполагает единство нравственных представлений, эмоций и поведения (Р.Р. Калинина, 2005).

Исходя из этого, предстояло выяснить не только знание детьми норм социального поведения и эмоциональное отношение к ним, но и то, как эти знания отражается на их реальном поведении и отношениях со взрослыми и сверстниками.

Для исследования когнитивного и эмоционального компонентов нравственного развития испытуемым поочередно предъявляли семь сюжетных картинок, на которых были изображены знакомые детям бытовые ситуации (мальчик помогает бабушке, девочка моет посуду, мальчик ходит по клумбе и др.). Предлагалось рассмотреть их, рассказать, что на них изображено, а также оценить поступки персонажей и разложить картинки в две колонки по принципу «кто поступил хорошо, кто — плохо». Перед выполнением задания проводилось предварительное обучение.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

Для эмоционального развития дошкольников с нарушением слуха требуются специально разработанные принципы, методы и формы работы, учитывающие возрастные и личностные особенности дошкольников с нарушением слуха, тщательный отбор и адаптация используемого речевого материала.

Заключение


Эмоциональное развитие школьников с нарушениями слуха характеризуются различной степенью выраженности и вариативностью. Наиболее существенными из них являются: ограниченность или отсутствие сведений об эмоциях; затруднения в использовании эмоционально-экспрессивных средств языка; трудности в вербализации различных эмоциональных состояний, в установлении причинно-следственных связей возникновения эмоций у человека. Эмоциональному развитию детей следует уделять специальное внимание. Необходимо учить их понимать эмоциональное состояние других людей, адекватно выражать собственные эмоции. В работе над эмоциональной сферой важно учитывать возрастную динамику формирования модального ряда эмоций при нормальном развитии ребенка.


эмоция дошкольник слух модальный


Список литературы

1. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений — М.: Академия, 2002. — с. 3-203

2. Грабенко, Т. М. Эмоциональное развитие слабослышащих школьников: диагностика и коррекция./ Т. М. Грабенко., И. А. Михаленкова. Учебно-методическое пособие. — СПб.: Речь, 2008. — 256

3. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. /В.И. Логинова, Т.И. Бабаева и др. — СПб.: Акцидент. — 1995

4. Дубровина, И. В. и др. Психология: Учебник для студ. сред.учеб. заведений/ М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 464 с.

5. Заболтина В.В. Театрализованная игра как средство эмоционально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями слуха/Москва: МПГУ, 2007.

6. Запорожец А.В., Неверович Я.З. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. М.: Педагогика, 1986

7. Изард К. Эмоции человека. — М., 1983.

8. Кряжева Н.А. Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль: Академия развития. — 1997.

9. Коротаева Е.В. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение. — М.: КСп «Института психологии РАН». — 1997

10. Как обновить педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении. /Сост. И.А. Кутузова. — СПб.: Государственный университет педагогического мастерства. — 1997

11. Любина Г. Обучение дошкольников «языку чувств»//Дошкольное воспитание. — 1996. -№2

12. Матвеев В. Ф. Психологические нарушения при дефектах зрения и слуха. — М., 1987.

13. Немов Р.С. Психология. — Кн.II. Психология образования. — М.: Просвещение. — 1994.

14. Общая психодиагностика. /Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. — М.: Московский университет. — 1987.

15. Основы специальной психологии: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени,; Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с.

16. Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта / Под ред. Л.П. Носковой. М., 1984

17. Павлова Л. Развивающие знания: взрослые и дети. //Дошкольное воспитание. — 1996. — №3

18. Петшак В. Изучение эмоциональных проявлений у глухих и слышащих дошкольников // Дефектология. — 1989. — № 4.

19. Петшак В. Изучение эмоциональных проявлений у глухих и слышащих дошкольников // Дефектология. — 1989. — № 6. — с.61-65.

20. Психолог в детском дошкольном учреждении. Методические рекомендации к практической деятельности. /Под ред. Т.В. Лаврентьевой. — М.: Новая школа. — 1996.

21. Речицкая, Е. Г., Кулигина, Т. Ю. Развитие эмоциональной сферы детей с нарушенным и сохранным слухом./ Е. Г. Речицкая,ю Т. Ю. Кулигина.// Методическое пособие. — М.: Книголюб, 2006. (Развитие и коррекция.)

22. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. — М.: ВЛАДОС. — 1995

23. Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников./Под ред. А.В. Запорожец, Я.З. Неверович. М., 1975.

24. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие. -М.:Academ A. — 1997.

25. Эмоциональное развитие дошкольников. /Под ред. А.Д. Кошелевой. — М.,1995.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Понятие и функции эмоций. Механизмы синтонии, децентрации и эмпатии. Анализ возрастных и психолого-педагогических особенностей эмоционального развития дошкольников. Факторы, предрасполагающие ребенка к неврозу. Специфика тревожности в детском возрасте.

дипломная работа [919,7 K], добавлен 14.03.2015

Эмоции в психической жизни человека. Исследование системы эмоционального развития детей. Выявление взаимосвязи между эмоциями и психической организацией ребенка. Психологическая характеристика дошкольного возраста, особенности эмоционального развития.

курсовая работа [104,2 K], добавлен 24.01.2010

Влияние эмоций и чувств на психические процессы. Эмоциональные проявления и нарушения ребенка в дошкольном возрасте. Методики диагностики и коррекции эмоционального развития детей с нарушениями в эмоционально-аффективной сфере; программа «В мире чувств».

курсовая работа [49,7 K], добавлен 03.04.2014

Теоретическое исследование и изучение проблем понимания чувств и эмоций в зарубежной и отечественной психологии. Психологическая характеристика эмоций и чувств аномального ребенка. Анализ уровней эмоционального развития детей с умственной отсталостью.

дипломная работа [122,1 K], добавлен 29.06.2011

Особенности развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в норме и с нарушением интеллекта. Определение методов и способов формирования эмоционального опыта детей-дошкольников с нарушением интеллекта посредством белорусского фольклора.

курсовая работа [53,9 K], добавлен 14.09.2014

Источник

Читайте также:  Выход с депрессии мотивация
Оцените статью