Эмоциональное развитие его роль

Специфика эмоционального развития дошкольников

Евгения Мулендеева
Специфика эмоционального развития дошкольников

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.

Формирование эмоций человека – важнейшее условие развития его как личности. Чрезвычайное разнообразие эмоций человека объясняется сложностью отношений между предметами его потребностей, конкретными условиями возникновения и деятельностью, направленной на их достижение. К классу эмоций относятся: настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека.

Дошкольник в 4-5 лет — это человек с богатым и разнообразным эмоциональным миром, он глубоко чувствует, его переживания, прежде всего, тесно связаны с отношениями в кругу близких.

Эмоциональное развитие дошкольника связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Важнейшим изменением в мотивационной сфере выступает возникновение общественных мотивов, уже не обусловленных достижением узколичных утилитарных целей. Поэтому интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства.

Эмоции играют важную роль и в жизни ребенка. Они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. У дошкольника формируется эмоциональное предвосхищение, которое заставляет его переживать по поводу возможных результатов деятельности, предвидеть реакцию других людей на его поступки. Поэтому роль эмоций в деятельности ребенка существенно изменяется. Если раньше ребенок испытывал радость от того, что получил желаемый результат, то теперь он радуется потому, что может этот результат получить. Если раньше он выполнял нравственную норму, чтобы заслужить положительную оценку, то теперь он ее выполняет, предвидя, как обрадуются окружающие его поступку.

В дошкольном возрасте эмоциональный мир ребенка богаче и разнообразнее. От базовых эмоций (радости, страха)он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, ревнует и грустит. Так же усваивается язык таких чувств, как выражение оттенков переживаний при помощи взглядов, жестов, улыбок, движений, интонаций голоса.

Именно в дошкольном возрасте ребенок осваивает высшие формы экспрессии — выражение чувств с помощью интонации, мимики, пантомимики, что помогает ему понять переживания другого человека, «открыть» их для себя.

Вся жизнь ребенка раннего и дошкольного возраста подчинена его чувствам. Управлять своими переживаниями он еще не может. Поэтому дети, гораздо больше подвержены переменам настроения, чем взрослые. Их легко развеселить, но еще легче огорчить или обидеть, так как они почти совсем не знают себя и не умеют владеть собой. Вот почему они способны пережить целую гамму чувств и волнений за необычайно короткий промежуток времени. Настроение ребенка во многом зависит от взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.

Важной особенностью эмоционального развития является тесная связанность с ситуацией непосредственного общения переживаний через призму непосредственных коммуникативных отношений.

В целом дети относятся к жизненным ситуациям оптимистично. Им присуще бодрое, жизнерадостное настроение. Обычно эмоции и чувства дошкольниковсопровождаются выразительными движениями: мимикой, пантомимикой, голосовыми реакциями. Выразительные движения являются одним из средств общения. Развитие эмоций и чувств связано с развитием других психических процессов и в наибольшей степени — с речью.

Одним из важнейших компонентов нравственного развития детей является развитие эмпатии как способности человека к сочувствию другим людям и сопереживанию с ними, к пониманию их состояний. Изучение эмоций ребенка играет большую роль в выявлении причин поведения ребенка, позволяет определить его отношение к миру.

Увлекательная игра для эмоционального развития дошкольников «Эмоции» Игра «Эмоции» знакомит детсадовцев с разными чувствами, выражением их через изменение мимики и интонации, язык жестов и телодвижений. Эмоциональное.

Дидактическое пособие для эмоционального развития дошкольников. Мастер-класс. Все мы знаем, что основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Именно в игре дети развиваются и узнают много нового.

Игра как средство развития эмоционального интеллекта Игра как средство развития эмоционального интеллекта Многих из нас в детстве учили подавлять свои эмоции. И если бурно проявлять радость.

Консультация «Специфика интеграции в России» В отличие от интеграции в западноевропейских странах, отечественные интеграционные процессы основываются на позицию деятельностного подхода.

Источник

Роль эмоций в жизни детей дошкольного возраста

Елена Богачева
Роль эмоций в жизни детей дошкольного возраста

Богачева Елена Андреевна

Роль эмоций в жизни детей дошкольного возраста

Актуальность данной темы заключается в определении роли эмоций в жизни дошкольников. На этом этапе нынешнего развития, эмоции ребёнка становится острой проблемой. Проблема эмоций была актуальна в разные времена, так как являются частью любой деятельности. Эмоции- это индивидуальные образования личности. Они характеризуют человека социально и психологически здоровым. Выражение эмоций- важный источник обратных связей. Именно они помогают нам строить взаимоотношения с детьми, потому что эмоции являются кратковременной оценкой происходящего.

Исследованиями эмоций занимались такие учёные как Ч. Дарвин (три принципа выражения эмоций); У. Кэннон и Ф. Бард (таламическая теория эмоций); В. Вунд, У. Джеймс, К. Ланге и П. В. Симонов (теория эмоций, в которой главная роль органических изменений периферического характера проявляется в формировании эмоций).

Читайте также:  При дыхании носом чувствуется запах пыли

В России одним из первых тему эмоций поднял психолог Н. Я. Грот (в качестве основной единицы анализа он рассматривал «психический оборот», который состоит из 3 частей

2. Умственная переработка

3. Волевое решение, чувствования эмоций

Формирование человеческих эмоций — важнейшее условие развития ребёнка как личности. Необычайное разнообразие человеческих эмоций объясняется сложностью отношений между объектами их потребностей, конкретными условиями возникновения и деятельностью, направленной на их достижение. Эмоции включены во все психические процессы и состояния детей.

Функции эмоции:

• Оценочная- связана с оценкой субъективной зависимости для ребёнка, окружающих предметов, явлений, событий, собственных мыслей;

• Сигнальная- эмоции и чувства дают малышу сигнал о состоянии его потребностей;

• Побудительная- эмоции выступают как мощные источники;

• Коммуникативная- мимические и пантомимические движения позволяют ребёнку передавать свои эмоции другим людям.

В жизни каждого ребёнка важным человеком в период раннего детства, является мать. Если отсутствует материнская ласка, недостаток любви во многих случаях является причиной становления у ребенка не только целого ряда отрицательных, а то и просто тяжелых психических состояний.

Материнское присутствие будет влиять на психическое здоровье ребёнка в целом на всю жизнь. В первый год жизни малыша важным условием его нормального психического развития и физического здоровья будет присутствие мамы рядом. В первую очередь такое общение способствует появлению положительных эмоций, которые в свою очередь необходимы ребёнку для поддержания жизненного тонуса.

Дети, оставшиеся без матери, подвергаются огромному стрессу, что в свою очередь влияет на эмоциональное состояние. Дети без матери позже начинают ходить, говорить, у них наблюдаются серьезные нарушения в эмоциональной жизни: ребенок вскоре после разлуки с матерью становится задумчивым, печальным, часто плачет, становится замкнутым, у него ухудшается аппетит и появляется отрицательное мнение об окружающем мире. Самое главное здесь то, что малыш себя чувствует не защищённым.

Мать, отец, бабушка и дедушка с раннего детства ассоциируются у ребенка с возможностью получить помощь, защиту, что гарантирует ему спокойное состояние, укрепляет чувство уверенности в себе.

Эмоции играют важную роль и в жизни ребенка. Они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. У дошкольника формируется эмоциональное предвосхищение, которое заставляет его переживать по поводу возможных результатов деятельности, предвидеть реакцию других людей на его поступки. Поэтому роль эмоций в деятельности ребенка существенно изменяется. Если раньше ребенок испытывал радость от того, что получил желаемый результат, то теперь он радуется потому, что может этот результат получить. Если раньше он выполнял нравственную норму, чтобы заслужить положительную оценку, то теперь он ее выполняет, предвидя, как обрадуются окружающие его поступку.

Развитие эмоций у дошкольников зависит от ряда условий:

• Эмоции формируются в процессе общения ребенка со сверстниками (группа в детском саду, дополнительные занятия);

• Эмоции и чувства очень интенсивно развиваются в соответствующем возрасту дошкольников виде деятельности — в игре;

• В процессе трудовой деятельности, направленной на достижение результата полезного для общества

• При специально организованной деятельности (танцевальное занятия, решение ситуационных задач)

Заключение

Эмоциональное развитие ребёнка является одним из существенных условий, обеспечивающих эффективность процесса обучения и воспитания, его различных сторон. Эмоции характеризуют ребёнка в будущем как развитого взрослого человека и способны повлечь его на большие дела и на благородные поступки. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания.

Виды игр и их роль в жизни, воспитании и обучении детей дошкольного возраста 2 слайд Игра — не просто любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности дошкольников. Именно в ней формируются основные новообразования,.

Цикл занятий на снижение агрессии и негативных эмоций у детей старшего дошкольного возраста Цикл занятий на снижение агрессии и негативных эмоций у детей старшего дошкольного возраста. Составила: воспитатель МБДОУ «Детский сад №5.

Мастер-класс по развитию эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста средствами нейрографики «Павлин эмоций» Ирина Сорокоумова Здравствуйте дорогие ребята и родители! Я очень рада Вас приветствовать! — Ребята, а какое настроение сегодня у Вас?.

Роль дидактических игр в процессе ФЭМП у детей дошкольного возраста Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них — учеба, труд, серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников.

Песочная терапия и её роль в развитии детей дошкольного возраста «Самая лучшая игрушка для детей- куча песка» (К. Д. Ушинский) Карл Юнг был первым, кто использовал песок для работы с ребенком. Позже песочная.

Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста» Слайд 1. Тема работы: «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста в ходе совместной деятельности.

Роль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже стали больше.

Роль конструирования в развитии детей дошкольного возраста Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий, является конструирование, то есть создание из отдельных элементов чего-то.

Источник

Эмоциональное развитие ребенка в коммуникативной деятельности
статья на тему

Эмоции связаны с функционированием организма, с его нервными процессами, и в этом смысле они, эмоции, ­- это врожденные характеристики.

Но эмоциональная сфера человека, как и все психические процессы, развивается в течение всей жизни.

Читайте также:  Упражнения для стабилизации эмоционального состояния

Скачать:

Вложение Размер
Эмоциональное развитие ребенка в коммуникативной деятельности 66 КБ

Предварительный просмотр:

Эмоциональное развитие ребенка в коммуникативной деятельности

Дьякова Ирина Николаевна

Эмоции связаны с функционированием организма, с его нервными процессами, и в этом смысле они, эмоции, — это врожденные характеристики.

Но эмоциональная сфера человека, как и все психические процессы, развивается в течение всей жизни.

Доказано, что хорошее настроение улучшает запоминание. Благодаря прочной памяти прочно помнятся пережитые ранее события. Если у ребенка развита эмоциональная память, то он сможет быстро вспомнить чувства, когда-то владевшие им. Эмоции связаны и с забыванием. Человек быстро забывает то, что эмоционально нейтрально и не имеет для него больше значения.

Волевые процессы так же тесно связаны с эмоциями. Настроение отражается на всех этапах волевого акта: на осознании мотива, принятия решения и развертывания процесса достижения цели, завершающегося выполнением принятого решения.

У детей могут наблюдаться патологии эмоций – тревога и страх, сковывающие ребенка, или, наоборот, импульсивность, мешающая сосредоточиться; враждебность к окружающим, или смешливость, игривость; или же невротическое чередование положительных и отрицательных эмоций.

Каждому педагогу необходимо строить весь воспитательно – образовательный процесс детей – дошкольников с учетом этих факторов, чтобы максимально нивелировать отклонения, ведь для психического здоровья ребенка необходима сбалансированность эмоций, и формирование эмоций человека являются важнейшим условием развития его как личности.[1].

Мы в своей группе выстраиваем работу так, чтобы в процессе воспитания у ребенка развивались положительные эмоции, эмоции высокой социальной значимости.

Дошкольный возраст – благодатный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Ребенок-дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей. У него ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления, воображения. По данным психологов, опыт эмоционального отношения к миру, обретаемый в дошкольном возрасте, весьма прочен и принимает характер установки. Отсутствие должного внимания к этому вопросу в современных программных документах для дошкольных образовательных учреждений ведет к тому, что педагоги часто выпускают его из поля зрения в своей профессиональной деятельности или решают фрагментарно. Я хочу представить систему работы по развитию эмоциональности через коммуникативную деятельность на примере моей группы.

Рассматривая эмоциональность в качестве одной из центральных и фундаментальных характеристик индивидуальности, педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для формирования личности в процессе воспитания. Организация познавательной, коммуникативной деятельности в моей группе способствует развитию в ребенке эмоциональности.[2] Процесс развития осуществляется под девизом «Чувствовать – познавать – творить!»

Важнейшим для ребенка фактором, влияющим на его эмоциональное состояние, является окружающая среда, в которой протекает деятельность детей — это и социально-бытовые условия, и люди, которые рядом.

Поэтому я соотнесла цель и задачи своих педагогических действий с установкой на эмоциональное развитие своих воспитанников, составила перспективный план и отразила его реализацию в календарном планировании, обеспечивая тем самым систематическое эмоционально насыщенное общение ребенка с взрослым и другими детьми.

Обязательно нужно заботиться об эстетике помещений. Цветовое решение в моей группе спокойно для восприятия, но не однообразно, яркие сказочные образы на стенах вызывают радостное настроение у детей. Музыкальный фон в группе создается и привычными детскими песенками, и классическими произведениями, и народной музыкой.

Заботясь о том, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно в атмосфере детского сада, я продумываю организацию жизни ребенка: удобно ли пользоваться шкафчиком для раздевания, не слишком ли тугой кран в умывальной, разнообразны ли игрушки и т.д.

Чаще всего эмоциональная активизация переживаний ребенка происходит в игровой деятельности. Поэтому я целенаправленно включаю в работу с детьми психогимнастку, игры и игровые занятия, оптимизирующие эмоционально-чувственную сферу ребенка. Это игры ориентированные на:

  • накопление эмоций;
  • эмоциональное общение ребенка со сверстниками и взрослыми;
  • преодоление негативных эмоций;
  • снятие эмоционального напряжения, релаксацию;
  • развитие эмпатии у детей.

Развитие эмоциональности через коммуникацию начинается с утреннего приема. Деятельность воспитателя состоит из ежедневного ритуала – оценки детьми своего настроения. Для этого в приемной размещена специальная игра-перевертыш «Солнышко и дождик». Ребенок, выбрав из имеющегося набора схематических изображений эмоциональных состояний то, что соответствует его сегодняшнему настроению, размещает его на индивидуальном окошке – «капельке». Затем происходит коллективное обсуждение выбранных настроений. Дети поясняют свой выбор и его причину, объясняют, что могло бы изменить плохое настроение на хорошее, а хорошее сделать еще лучше. Так в дружеской беседе строятся планы на весь день. Я считаю, что такой способ утреннего приема дает возможность детям, с одной стороны, поделиться своими переживаниями в коллективе, а с другой – поучаствовать в решении проблем своих сверстников, что развивает в ребенке эмпатию, верного спутника в развитии эмоциональности.

Развитию эмоциональности способствуют специальные упражнения, которые мы любим делать по утрам.

Упражнение 1. Лицевая гимнастика.

Если не разработать мимические мышцы, в будущем ребенок не сможет быть эмоционально выразительным! Исключить этот недостаток поможет выразительное чтение маленьких стихотворений «с характером». Очень любят мои маленькие воспитанники стихотворения, где необходимо показать смену настроения мимикой, голосом, например:

«Киска, киска, как дела?

Ты зачем от нас ушла?

Не хочу я с вами жить,

Негде хвостик положить,

Не смотрите, шагаете,

На хвост мой наступаете!»

В начале стихотворения дети изображают искренне удивление, а затем ворчливое недовольство кошечки.

Упражнение 2. «Разведчики»

Эти упражнения помогают развитию умения распознавать чувства товарища. Выбирается руководитель отряда. Он показывает движение. Дети его запоминают и повторяют, подстраиваясь под движение тела, выражение лица ведущего.

Упражнение 3. Повышение темпа выполняемых упражнений.

Упражнение называется «Водители». После него у детей пропадает вялость, а, следовательно, плохое настроение. Сначала мы накачиваем шины, затем заводим моторчик. Для того, чтобы наша машина поехала быстрее, мы это проделываем каждый раз увеличивая темп движений и силу издаваемого звука. Все быстрее и громче! И вот все развеселились.

Организация познавательной деятельности состоит из следующих действий:

  • воспитательно-образовательный процесс строится как соигра воспитателя и ребенка, где главное – коллективный процесс творчества;
  • логика изложения познавательного материала тщательно продумывается, определяются узловые моменты;
  • определяется эмоциональный фон развивающего момента – яркое начало, интересные задания, проблемные вопросы, неожиданные приемы, наличие атрибутов, радостное окончание задуманного сюжета.

Во время занятий я поощряю свободу мысли ребенка. Это привносит тепло общения со взрослыми и друг с другом – то есть именно то, что необходимо детям для полноценного развития. Достичь этой цели можно в том случае, если сделать занятие интересным, разбудить творческую активность моих воспитанников. Занятия в нетрадиционной форме, комплексные, интегрированные несут дух свободы самовыражения, естественности.

Интригующее начало, эмоциональная завязка, захватывающая детей своей необычностью, вызванный эмоциональный отклик – формирует положительное отношение к занятию, способствует интенсивному протеканию познавательных процессов.

Между занятиями и на занятиях я практикую эмоциональные динамические паузы.

Ребята вы устали? Давайте сделаем разминку. Я знаю интересную игру о друзьях. Встали в круг повернулись к соседу, чтобы получилась пара.

«Я дрозд, ты дрозд.

У меня нос, у тебя нос.

У меня щечки аленькие

У тебя щечки аленькие.

Мы с тобой два друга.

Любим мы друг друга».

Очень любят мои дети занятия выразительным движением. Через импровизацию движений под музыку, передающую определенное настроение, дети танцуют свободные и поставленные танцы с музыкальным сопровождением.

Когда дети знакомились с эмоциями через воплощение характеров людей и пластику животных, я использовала мимические и пантомимические этюды, в том числе психогимнастические упражнения, с последующим обсуждением выразительных средств.[3] Благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка эмоций.

Я так же использую проигрывание разнообразных ситуаций для обучения владению собственными эмоциями. В этом направлении широкие возможности предоставляет ролевая игра. Сюжетами для таких игр выбираются трудные ситуации, предполагающие яркое проявление эмоций, чувств. Например: «На дне рождения друга», «На приёме у врача», «Дочки-матери» и др.

Очень интересен прием «Пантомимика в рисунках», технология, предложенная в программе «Детский сад – дом радости». Это рисование стоп кадра, когда на бумаге с помощью условных фигурок изображаются различные позы. Условные фигурки используются в качестве знаков, сигнализирующих эмоциональное состояние человека. Дети, получив карточку с изображением фигурки в той или иной позе, должны были дорисовать ее. Такие тренировки с использованием условных фигурок помогают ребенку понять эмоционально-психологическое состояние и свое, и того, кто рядом.

Вечером проводится работа с родителями. Для совместной деятельности родителей подготовлены карточки с заданиями для работы дома:

  • чтение литературных произведений. Родителям дается рекомендация: от умения выразительно, эмоционально прочитать малышу сказку зависит очень многое. Здесь нужны богатая интонация, меняющийся тембр голоса, определённый ритм чтения. Взрослые должны почувствовать и не упустить тот момент, когда у ребёнка не только появляются навыки понимания текста, но и возникает способность получать удовольствие от книги, ждать продолжения чтения;
  • обсуждение прожитого дня по заранее записанным вопросам, помогающими родителям правильно построить беседу;
  • рисование определенной эмоциональной ситуации дома.

В результате такой работы у нас в группе появилась замечательная «Книга настроений». В этой книге мы вместе с родителями подобрали и разместили фотографии из жизни наших детей в ДОУ и дома, дополнили их рисунками. Дети расставляют схематические изображения эмоций на фотографии и рисунки, этим определяя свое отношение к изображенной ситуации.

Так весело и непринужденно проходит день, в течение которого эмоции ребенка поднялись еще на одну ступеньку в своем развитии.

Таким образом, эмоциональное развитие дошкольников – целенаправленный педагогический процесс, тесно связанный с личностным развитием детей, с процессом их социализации, коммуникации и творческой самореализации, введением в мир культуры межличностных отношений, усвоением культурных ценностей.

Ссылки на источники:

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте М. «Просвещение», 1968. – 638с.
  2. Гаврилушкина О.П. Работа по развитию коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада // «Ребенок в детском саду», 2003, №2. – с. 23 – 39.
  3. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М., «Просвещение», 1990. – 79с.

Emotional development of a child in communicative activity

kindergarten tutor of the municipal state preschool educational institution “Development centre – kindergarten № 15 “Solnyshko”” district urban Mikhaylovka, Volgograd region

Child’s emotional well-being provides a high level of self-esteem, formed self-control, orientation for success in achieving goals and emotional comfort in the society. It means that our children’s future depends on the emotional charge they receive now. The author offers the system of work based on emotional development of a preschool-aged child in communicative activity.

Emotional child’s development, communicative activity, cooperative activity, setting moments.

Источник

Читайте также:  Если мужчина чувствует себя отвергнутым
Оцените статью