Эмоциональное развитие дошкольников через музыкальную деятельность

Развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством восприятия музыки

Наталья Володина
Развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством восприятия музыки

Музыка – это звуки, но музыка – это также целая масса чувств, которые открываются в этих звуках для чутких людей”.

А. В. Луначарский

В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня — в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращение к духовной жизни начинается с нравственного самоопределения и становления самоосознания.

Одним из средств воспитания нравственной личности является музыка. Одна из основных задач музыкального воспитания в детском саду – это ввести ребенка в мир музыки и воспитать эмоциональное и осознанное отношение к ней. Именно в процессе слушания музыки ребенок осознает собственное эмоциональное состояние, углубляет эмоциональное восприятие, воспринимает средства музыкальной выразительности. Музыка – это и есть собственно эмоция.

Практика показывает, что в развитии эмоциональной сферы дошкольников слабо используются возможности музыки, содержанием которой являются чувства, эмоции, настроения. А, как известно, эмоциональная отзывчивость на музыку, развиваемая у детей в процессе музыкальной деятельности, напрямую связана с воспитанием таких качеств личности как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

Поэтому целью моей работы стало создание условий для развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников посредством восприятия музыки.

Для достижения поставленной цели использую различные методы и приемы музыкального воспитания, которые носят развивающий характер, побуждают детей к проявлениям различных форм двигательной, речевой, эстетической активности.

Наглядно-слуховой метод (исполнение музыки).

При исполнении произведения стараюсь выразительно, точно интонационно, передать детям те чувства и настроения, которые хотел выразить композитор. В старшей группе больше использую «живое» фортепианное исполнение, с детальным разбором мелодии, аккомпанемента, выразительных средств. Применяю прием контрастных сопоставлений.

Для формирования музыкальной культуры ребенка большое значение имеет встреча с «живой музыкой». С этой целью в детский сад приглашаются с концертами учащиеся детский школы искусств №6. Такие выступления дают возможность детям ближе познакомиться с музыкальными инструментами, что в дальнейшем у многих детей вызывает желание пойти учиться в школу. Такие встречи позволяют решить одну из важнейших задач музыкального образования дошкольников — воспитание культурного слушателя и зрителя.

Процесс слушания музыки несёт огромный положительный эмоциональный заряд, в связи, с чем музыкальный репертуар может быть представлен мажорными произведениями как классической, так и хорошей эстрадной и детской музыки. Процесс слушания музыки позволяет ребёнку «проживать» собственное эмоциональные переживания. Только знание и понимание ребёнка позволяют составить индивидуальный репертуарный список музыкальных произведений.

Наглядно-зрительный метод (показ иллюстраций, портретов композиторов, репродукций картин, наглядных пособий, презентаций, видеоматериалов).

Использую для усиления впечатлений детей от прослушанной музыки, что вызывает в их воображении зрительные образы, проиллюстрированные незнакомые явления.

Словесный метод (беседа о музыкальном произведении, ее авторе, истории создания, краткий рассказ).

Восприятие музыки во многом зависит от установки педагога перед слушанием. Поэтому рассказываю о музыкальном произведении увлеченно, интересно. Выбираю сведения доступные детскому восприятию. Уделяю особое внимание осознанию тех чувств и настроений, которые выразил композитор. Для развития «словаря эмоций» использую игровой прием «Копилка музыкальных терминов».

Беседуя с детьми о музыке, расширяю представления детей о некоторых явлениях действительности, стараюсь обогатить их внутренний мир.Ставлю себе задачей: формирование нравственных качеств и интересов ребенка, воспитание культурного слушателя.

Практический метод (передача детьми характера музыки в движениях, оркестровке, рисунках)

Применяю музыкально-ритмические движения, где дети моделируют особенности музыкальной речи (темп, динамика, ритм). А также хореографические этюды-импровизации, пантомиму, посредством чего дошкольники передают драматургию произведения, характер образа, нюансы настроений.

Движение помогает полнее воспринимать музыкальное произведение, которое в свою очередь придаёт ему особую выразительность. Выполняя движения под музыку, дети мысленно представляют тот или иной образ. Следует отметить, что каждый раз ребёнок воспроизводит музыкально-игровой образ по-своему. В игре, например, нужно передать образ хитрой лисы и трусливого зайца. Дети, используя характерные движения, передают не только облик и характер персонажей, но и отношение к ним. Так рождается творческое воображение.

Оркестровка музыкального произведения помогает раскрыть выразительные особенности тембра, его изобразительные возможности. Предлагаю выбрать детский музыкальный инструмент, тембр которого соответствует образу. Например, оркестрируя «Венгерский танец №5» И. Брамса ритм в 1 и 3 частях показываем на металлофоне, а спокойную 2 часть – колокольчиками и треугольниками. С помощью оркестровки дети лучше понимают форму музыкального произведения, его структуру, выступают в роли композитора и исполнителя.

Читайте также:  Стресс у ребенка при отлучении от груди

Эффективным приёмом являются и дидактические игры, направленные на умение различать разнообразные настроения и чувства. С целью развития музыкального восприятия и эмоциональной отзывчивости детей мной была создана картотека музыкально-дидактических игр и упражнений.

Благодаря данным упражнениям, детям проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать других.У детей вырабатываются положительные черты характера: уверенность в себе, честность, смелость, доброта; изживаются страхи и разного рода опасения.

Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения на каждом занятии использую мелодичную классическую и современную релаксирующую музыку, наполненную звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются.

Прием индивидуально-дифференцированного подхода

В работе с детьми учитываю их общее и музыкальное развитие, стараюсь найти подход к каждому ребенку. Ввожу кукольные персонажи, использую задания и вопросы различной степени сложности. Побуждаю детей с менее развитым восприятием включаться в процесс обсуждения, исполнения музыки. Хвалю за каждое достижение, развивая уверенность ребенка в собственных силах.

Таким образом, использованные мною в работе с детьми музыкальные игры, упражнения, методики, различные виды музыкальных занятий позволяют детям улучшить показатели музыкальных способностей, а так же оказывают положительное воздействие на развитие их эмоциональной отзывчивости.

Понимание сущности и смысла музыкального обучения в современном мире под влиянием различных наук о человеке постепенно сдвигается в сторону осознания его не как дополнительного и необязательного, а как необходимого. Сегодня мы можем говорить о том, что музыкальное воспитание человека, развитие его природной музыкальности – это не только путь к эстетическому образованию или способ к приобщения к ценностям культуры, но и очень эффективный способ развития самых разных способностей людей, путь к их одухотворенной счастливой жизни и самореализации как личности.

Арт альбом для дошкольников с 3-х лет Изучение основных цветов Развитие эмоциональной сферы Арт альбом для дошкольников с 3-х лет Изучение основных цветов Развитие эмоциональной сферы Составитель: педагог-психолог Войтра Мария Сергеевна.

Игры для развития эмоциональной сферы у дошкольников Дошкольное детство – это особый период в развитии ребенка, когда развиваются самые общие способности, которые необходимы любому человеку.

Презентация «Развитие эмоциональной сферы дошкольника посредством совместной деятельности с педагогом» Развитие эмоциональной сферы дошкольника через совместную деятельность с педагогом. Объект исследования: эмоциональная сфера ребенка дошкольного.

Проект «Развитие эмоциональной сферы ребенка в Музыкально — Игровой деятельности» ПРОЕКТ «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА В МУЗЫКАЛЬНО – ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Выполнил: Александрова Светлана Васильевна музыкальный.

Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в условиях ДОУ Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит одной из приоритетных задач охрану и укрепление физического.

Развитие эмоциональной сферы детей средствами театрализованной деятельности Развитие эмоциональной сферы детей средствами театрализованной деятельности. Театрализованная деятельность играет важную роль в развитии.

Развитие эмоциональной сферы детей средствами театрализованной деятельности Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад комбинированного вида №23 «Аленушка» 4 отделение Консультация для.

Семья как фактор, влияющий на развитие эмоциональной сферы ребёнка Семья, с позиции социологов, представляет собой малую социальную группу, основанную на брачном союзе, кровном родстве, члены которой связаны.

Влияние музыки на развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников Предлагаю вниманию коллег хорошую статью. Полагаю, что статья будет интересна также родителям дошкольников Эмоциональная сфера дошкольника.

Взаимосвязь стиля родительского воспитания и эмоциональной сферы дошкольников Важнейшим воспитательным институтом каждого человека является семья, поскольку именно в семье закладываются основы нравственного развития,.

Источник

Развитие творческих способностей и эмоционально-познавательной сферы дошкольников посредством музыкальной деятельности

Кристина Голубидо
Развитие творческих способностей и эмоционально-познавательной сферы дошкольников посредством музыкальной деятельности

Тема самообразования

«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально-познавательной сферы через различные виды музыкальной деятельности»

Цель: Углубить и систематизировать знания о формировании творческих навыков во всех видах музыкальной деятельности, развитии положительной эмоциональной отзывчивости на музыку.

Месяц Содержание работы Форма работы Практические результаты

Сентябрь «Развитие эмоциональной сферы» — информационно аналитическая деятельность.

Проведение диагностики музыкальных способностей. Разработать конспект, подобрать литературу, изучить

Провести диагностику. Анализ результатов диагностики.

Октябрь Музыкальная деятельность в д/с

Разработать сценарии к осенним утренникам для старших и подготовительных групп. Осенние праздники

Ноябрь «Эмоции ребенка через виды музыкальной деятельности».

«Какую музыку нужно слушать детям» — консультация для родителей. Подготовить консультацию по теме для родителей.

Изучить литературу: «Эмоции ребенка через виды музыкальной деятельности». Папка-передвижка «Какую музыку слушать нужно детям».

Декабрь Музыкальная деятельность в д/с

Разработать сценарии для всех возрастных групп для проведения новогодних праздников. Новогодние праздники

Читайте также:  Став от сильного стресса став

Январь Анкетирование родителей по теме: «Насколько музыкален ваш ребенок» 1. Разработать анкету, провести анкетирование.

2. Разработать сценарии к праздникам 23 февраля. Анализ проведенного анкетирования родителей

Февраль Музыкальная деятельность в д/с

Муниципальные конкурсы Разработать сценарии к 8 марту.

Подготовка детей к празднику.

Подготовка детей к конкурсам, разучивание, репетиции. Праздник посвященный 23 февраля

Март Праздники, посвященные Международному женскому дню Изучение литературы Праздник 8 Марта

Апрель «Музыка как средство эстетического воспитания дошкольника»

Подготовка детей к конкурсам, разучивание, репетиции. Выступление детей на конкурсах

Май «Путешествие в страну Знаний» (сценарий выпускного праздника)

Проведение диагностики музыкальных способностей детей. Подготовка детей к выпускным праздникам.

Проведение диагностических исследований. Выпускной праздник «Путешествие в страну Знаний».

Анализ результатов диагностики.

Профессиональная переподготовка и курсы повышение квалификации

Наименование курсов повышения квалификации

Вид получаемого документа

«Музыкально— ритмическое воспитание детей в условиях современного детского сада в контексте ФГОС ДО: секреты мастера» КГАУ ДПО «Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» 2 дня 2019г. Сертификат

«Музыкальное развитие детей в соответствии с ФГОС ДО» ООО «Центр повышения квалификации и переподготовки «Луч знаний»» 72ч. 2020г. Удостоверение

«Детство — важнейший период человеческой жизни,

не подготовка к будущей жизни, а самая настоящая, яркая,

самобытная, неповторимая жизнь, и от того,

как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские

годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего

мира — от этого в решающей степени зависит каким

человеком станет сегодняшний малыш».

В. А. Сухомлинский

Я, Голубидо Кристина Альбертовна, являюсь музыкальным руководителем разновозрастной общеразвивающейся группы «Алфавит». Свою педагогическую деятельность планирую в соответствии с ФГОС ДО и, в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образовательного учреждения, разработанную на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в соответствии с ФГОС ДО, а также с использованием парциальной программы «Музыкальные шедевры» под редакцией О. П. Радыновой. Музыкально — образовательный процесс выстраиваю на позициях гуманно — личностного отношения к ребенку.

В своей профессиональной деятельностиосновной целью считаю: развитие музыкальных и творческих способностей детей в различных видах музыкальной деятельности с учетом их индивидуальных, возрастных и психологических особенностей.

Основными задачами моей работы по музыкальному воспитанию дошкольников являются:

развитие музыкальных и творческих способностей детей с учетом возможностей каждого ребенка — с помощью различных видов и форм музыкальной деятельности;

— формирование начала музыкальной культуры, способствующей развитию личности ребенка и приобщение его к ценностям православной культуры. Традициям российского народа, посредством музыкальных сказок, фольклора, живописи, обрядов;

развитие эмоциональной отзывчивости, сенсорных способностей, музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, песенного и художественного творчества;

— знакомство детей с элементарными музыкальными понятиями;

— обучение и развитие детей игре на простейших музыкальных инструментах в ансамбле и соло;

развитие творческой активности во всех доступных видах музыкальной деятельности (передача характерных образов в играх, хороводах, использование выученных танцевальных движений в новых, самостоятельно найденных сочетаниях);

— выявление и развитие природных задатков у детей.

А самой главной задачей в своей работе с детьми, я считаю, полноценное и обязательное развитиетаких личностных качеств как: терпение, искренность, естественность, любовь и взаимопонимание, душевность и самоотверженность.

Строю свой педагогический процесс по принципу интеграции образовательных областей: «Социально — коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие». При подготовке к занятиям особое внимание уделяю подбору музыкального материала, что позволяет дать детям информацию, доступную по содержанию и музыкальному восприятию, соответствующую их возрастным особенностям. Очень важно, при этом, учитывать музыкально художественную ценность произведения. Признавая ведущую роль восприятия музыки в системе музыкального воспитания, я использую принцип построения программы О. П. Радыновой «Музыкальные щедевры». Исходя из возрастных особенностей детей и психологического развития, на музыкальных занятиях развиваю интерес к музыке, к ее возвышенной красоте — через воспитание музыкального слуха. Для распевания использую фольклорный материал, музыкально-дидактические игры, для того, чтобы дети лучше интонировали мелодию. Работаю над формированием естественного, ненапряженного звучания детского голоса. При хоровом исполнении песен. Стараюсь уделять большое внимание правильному дыханию ребенка. В процессе разучивания песен решаются нравственные и эстетические задачи. Характер музыкального произведения воспринимается детьми в единстве со словом. Поэтому, образная передача текста песни — один из компонентов выразительного пения. В ходе изучения и развития музыкально-ритмических движений, стараюсь использовать яркие, эмоциональные мелодии, запоминающиеся как образ того или иного персонажа, используя при этом самостоятельность восприятия и движения ребенка. В процессе и под влиянием музыкально-ритмической деятельности моих воспитанников, развиваю музыкально-эстетические чувства, творческое воображение, познавательный интерес, радостное настроение.

Читайте также:  Негативные чувства как возникают

На протяжении всего времени моей педагогической деятельности уделяю немало времени обучению детей игре на детских музыкальных инструментах, работая с детьми коллективно, по подгруппам, индивидуально и парно. При игре на музыкальных инструментах происходит приобщение детей к русским — народным традициям, создаются дружеские взаимоотношения между детьми.

Здоровьесберегающие технологии применяются мной в учебной деятельности. Роль музыки значительна в охране здоровья, в первую очередь в создании благоприятной психологической атмосферы. Музыка дает возможность:

создания приподнятого радостного настроения;

выражения и разрядки отрицательных эмоций,

повышения и понижения активности у детей;

привлечения внимания и переключения с одного вида музыкальной деятельности на другой.

Без знаний возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей детей не возможно осуществление личностно — ориентированного подхода в решении задач музыкального воспитания. Следовательно, и создания комфортных условий для всестороннего развития ребенка, поэтому постоянно занимаюсь изучением современных тенденций, методик, технологий. Владею педагогическими технологиями и методиками музыкального воспитания, умею формировать подгруппы детей с учетом их способностей и интересов. Активно использую информационно- коммуникативные технологии и интернет — ресурсы при планировании образовательной деятельности, составление конспектов занятий, праздничных мероприятий.

Использую нетрадиционные формы обучения: слушание музыки с применением приемов релаксации; ритмика и пластика; психогимнастика.

Организую координационно — подвижные игры. Этот жанр детского фольклора позволяет развивать двигательные способности, память, чувство ритма, речевое интонирование, учит детей ощущать свое тело и управлять им.

Результатом использования в своей деятельностисовременных образовательных технологий считаю: стабильное положительное развитие музыкальности детей, навыки воспитанников соответствуют возрастной норме и имеют положительное динамическое развитие. Наличие детей с низким уровнем музыкального развития объясняется редкой посещаемостью детского сада некоторыми детьми по состоянию их здоровья. С ними я реализую план индивидуальной коррекционной работы.План включает:

• упражнения на снятие психоэмоционального напряжения;

развитие чувства ритма и внимания;

• речевые и музыкальные игры.

Пользуюсь уважением коллег. Уделяю большое значение самообразованию. Систематически посещаю методические объединения района, знакомлюсь с опытом работы других педагогов, активно принимаю участие в работе педагогических советов. Вместе с детьми принимаю активное участие в районном фестивале детско- художественного творчества «Новое поколение».

Активно и ежедневно сотрудничаю с родителями. В тесной взаимосвязи с родителями стараюсь улучшить пребывание детей на занятиях по музыкальному развитию в детском саду. Прислушиваюсь к их советам, выстраивая линию поведения с конкретным ребенком.

В работе с родителями использую разнообразные формы работы: родительские собрания, круглый стол, беседы, консультации, анкетирование, праздничные мероприятия.

Совместная работа с родителями дала следующие результаты: родители оказывают помощь в оформлении праздников и их участии, в создании атрибутов, а также совместное участие в районных мероприятиях и конкурсах.

О лечебной силе музыке свидетельствуют самые древние источники. Так Пифагор, Аристотель, Платон считали, что музыка восстанавливает нарушенную болезнью гармонию в человеческом теле. Поэтому хотелось бы продолжить работу в этом достаточно новом направлении, обеспечивающим каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья.

Развитие коммуникативных и творческих способностей дошкольников посредством пластилинографии Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,.

Из опыта работы по теме «Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактических игр» Дидактическая игра — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Дидактические игры способствуют формированию у детей.

Консультация для педагогов «Развитие математических способностей дошкольников посредством музыки» Математическая концепция в образовании. принятая Правительством Российской Федерации, ставит перед музыкальным руководителем ДОУ задачу:.

Развитие творческих способностей дошкольников в ИЗО деятельности в соответствии с ФГОС «ФГОС ДО развитие творческих способностей дошкольников в ИЗО деятельности» «Занятие рисованием способствует разностороннему развитию личности.

Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Рассматривая методы работы с детьми,.

Развитие творческих способностей дошкольников посредством сказки Педагогический проект «Сказка — рядом с нами!»Авторы: Лычангина Л. В., воспитатель; Федотова Т. В., педагог дополнительного образования МБДОУ.

Проект «Развитие творческих способностей детей 3–4 лет в изобразительной деятельности» Развивать творческие способности детей необходимо во всех видах деятельности – на занятиях, в свободной деятельности, в театрально-музыкальной.

Проект «Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники в изобразительной деятельности» Предлагаю вашему вниманию проект, целью которого является создание условий для художественно-творческой деятельности детей, стимулирования.

Семинар-практикум «Развитие творческих способностей дошкольников» «Развитие творческих способностей дошкольников» Цель: совершенствование работы в ДОУ по художественно-эстетическому воспитанию, стимулировать.

Источник

Оцените статью