Эмоциональное развитие детей второй младшей группы

Эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста

Марина Лебедева
Эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека и, прежде всего, ребенка». (Л. С. Выготский).

Если задаться вопросом, какие психологические проблемы наиболее актуальны для детей нашего столетия, то проблема эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста наверняка займёт одно из первых мест. Нагрузка на психику сейчас несравнимо больше чем раньше. В этом виноват и ритм современной жизни, и обилие информации, и калейдоскоп событий и лиц.

В последнее время становится все больше детей с нарушением психоэмоционального развития, к которым относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими. Более того, на фоне таких нарушений возникают так называемые вторичные отклонения, которые проявляются в устойчиво негативном поведении.

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее.

Эмоции ребенка — это послание окружающим о его состоянии. Эмоции и чувства, как и другие психические процессы, проходят на протяжении детства сложный путь развития. В настоящее время проблема эмоционального благополучия детей стала достаточно актуальной — и не только в семье, но и в условиях дошкольных учреждений. Многие родители считают, что эмоциональный комфорт невозможен в условиях детского сада. Но ведь там ребенок проводит большую часть дошкольного детства. Именно дошкольные учреждения обеспечивают всестороннее и полноценное развитие детей, закладывают фундамент дальнейшего становления личности ребенка. От того, какие условия будут созданы в дошкольных учреждениях для эмоционального благополучия детей, зависит эффективность работы педагогов.

Раннее детство — период интенсивного физического и психического развития. Качественные преобразования, которые претерпевает ребенок за первые три года, столь значительны, что многие психологи, размышляя о том, где середина пути развития человека от момента рождения до зрелого возраста, относят к трем годам. Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всем поведении. Поведение ребенка, развитие его эмоциональной сферы является важным показателем в понимании мира маленького человека и свидетельствует о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития.

Эмоции помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Благодаря эмоциональному развитию, ребенок сможет регулировать свое поведение, избегая тех поступков, которые мог бы совершить под влиянием случайных обстоятельств и мимолетных желаний. Поэтому необходимо не только изучать, но и развивать эмоциональную сферу дошкольника, так как эмоции «рассказывают» окружающим его взрослым о состоянии и внутреннем мире ребенка.

Взрослый должен поощрять познавательную активность ребенка, развивать стремление к наблюдению, сравнению, обследованию свойств и качеств предметов. Вместе с детьми взрослый переживает чувства удивления, радости познания мира, своими вопросами побуждает к новым открытиям

Умение взрослого передать свои чувства, вызвать у ребенка эмоциональный отклик является необходимым условием пробуждения сопереживания. Взрослый показывает детям пример гуманного,доброго отношения к окружающим: как утешить обиженного, угостить, обрадовать, помочь. Он помогает малышам увидеть в мимике и жестах проявление яркого эмоционального состояния людей. Своим одобрением взрослый поддерживает стремление к положительным поступкам, способствует становлению положительной самооценки, которой ребенок начинает дорожить.

Существует достаточно средств и методов для эмоционального развития детей дошкольного возраста,например такие как:

1. Сюжетно-ролевые игры – эмоциональная отзывчивость ребенка к сверстникам, решение проблемных ситуаций.

2. Трудовое воспитание – элементарные трудовые поручения.

3. Театрализованная деятельность – передача эмоций, характера героев и отношение их друг к другу.

4. Совместные праздники, досуги.

5. Использование художественной литературы – мир словесного искусства несет в себе безграничные возможности для формирования эмоциональной сферы дошкольника. Потешки, сказки, вызывают эмоциональный отклик, учат сопереживать, выражать собственные чувства мимикой, жестами, словами; побуждают дать эмоциональную оценку словам и действиям героев (веселый, грустный, хороший, обиделся).

6. Использование музыки – вслушиваясь в слова и музыку песен. ребенок приобретает первоначальные понятия настроения музыки, приобретает опыт передачи чувств музыкальными средствами.

Читайте также:  Деньги это шестое чувство позволяющее нам наслаждаться пятью остальными

7. Изобразительная деятельность — использование цветовой гаммы, создание образов, отражающих настроение и впечатления ребенка.

8. Наглядность – один из основных и наиболее значительных методов обучения дошкольников. Метод наглядности – пример взрослого. Как педагог выражает свои чувства, реагирует на эмоциональные проявления других людей, его мимику, жесты, телодвижения. Дети не только видят и отличают, а порой копируют.

9. Моделирование — использование моделей для решения поставленных задач. Освоение детьми метода моделирования влияет на развитие абстрактного мышления, умение соотносить схематический образ с реальным.

10. Развитие речи – активизируется и обогащается словарь ребенка за счет слов, обозначающих чувства и эмоциональные состояния человека. Чтение наизусть потешек, стихов, пересказ сказок формирует эмоционально выразительную диалогическую и монологическую речь. Совершенствование эмоциональной сферы позволяет ввести в обиход ребенка установленные формы вежливого общения (здороваться, благодарить, просить прощение и т. д.).

11. Подвижные игры – высокая эмоциональная насыщенность подвижных игр позволяет использовать их для воспитания детей бодрыми, жизнерадостными. Они доставляют детям радость, чувство удовольствия, вызывают интерес, захватывают воображение, побуждают к творческому выполнению игровых действий.

Эмоции оказывают большое влияние на психические процессы.Психические процессы делятся на: познавательные, эмоциональные и волевые. Деление это условно, так как психика условна и все психические явления в ней взаимосвязаны. Эмоциивоздействуют на все компоненты познания: на ощущение, восприятие, воображение, память и мышление.

Для психического здоровья детей младшего дошкольного возраста необходима сбалансированность эмоций. Поэтому при воспитании эмоций у детей, важно не просто научить их стимулировать себя в процессе волевого действия с помощью положительных эмоций, но и не бояться отрицательных эмоций, неизбежно возникающих в процессе деятельности, творчестве. Ибо невозможно представить себе какую-то деятельность без неудач, без ошибок и срывов.

Под влиянием воздействия на малыша положительной и отрицательной оценки возникает чувство стыда, связанное со всем прошлым опытом взаимодействия ребенка с окружающим. Оно является проявлением детского самолюбия, зарождающегося чувства гордости и собственного достоинства. В основе чувства стыда лежит формирование представлений о положительно и отрицательно оцениваемых образцах поведения. Оно возникает при отклонении поведения от положительно оцениваемого образца в отрицательную сторону. При этом сам ребенок чувствует это отклонение и воспринимает такую ситуацию как утрату положительного мнения взрослых, понижение своего достоинства.

Следует отметить, что развивать, корректировать эмоциональную сферу дошкольников возможно на учебных занятиях в дошкольных учреждениях.

Задача данного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на “рельсы” школьного возраста, а, прежде всего, в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей.

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.

Основная задача воспитателя — наполнить повседневную жизнь дошкольников интересными делами, проблемами, идеями, включить каждого ребенка в содержательную деятельность, способствовать реализации детских интересов и жизненной активности. Организуя деятельность детей, воспитатель развивает у каждого ребенка стремление к проявлению инициативы, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций.

Эмоциональное развитие младших дошкольников — это целенаправленный педагогический процесс, тесно связанный с личностным развитием детей младшего дошкольного возраста, с процессом их социализации и творческой самореализации, введением в мир культуры межличностных отношений, усвоением культурных ценностей.

Таким образом, под младшим дошкольным возрастом мы понимаем благодатный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Младший дошкольник очень впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей. У него ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления, воображения.

Список использованной литературы:

1.Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. /В. И. Логинова, Т. И. Бабаева и др. — СПб. : Акцидент. — 1995

Читайте также:  Что нибудь смешное для поднятия настроения

2. Изард К. Эмоции человека. — М., 1983.

3. Кряжева Н. А. Развитие эмоционального мира детей. —Ярославль: Академия развития. — 1997.

4. Рояк А. Эмоциональное благополучие ребенка в группе детского сада. //Дошкольное воспитание. — 1977. — №2

5. Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников. /Под ред. А. В. Запорожец, Я. З. Неверович. М., 1975.

6. Эмоциональное развитие дошкольников. /Под ред. А. Д. Кошелевой. — М., 1995.

7. Выготский Л. С.Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. Раннее детство / Л. С Выготский. — М. : Педагогика, 1984.

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Проблема развития мелкой моторики ребенка — тонких движений кистей и пальцев рук в психологии и педагогике имеет большое значение и расценивается.

Презентация «Эмоциональное развитие детей младшего возраста» Я работаю воспитателем в младшей группе. Дети, как правило, ранее детский сад не посещали. И здесь очень важно найти ключик к сердечку малыша,.

Консультация по теме «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» енсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Презентация «Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста» Слайд 1 Тема: «Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста через совместную проектную деятельность взрослых.

Проект «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» Вид проекта: познавательный, творческий. Продолжительность проекта: долгосрочный. По количеству участников: групповой. Участники проекта:.

Развитие игровых навыков у детей младшего дошкольного возраста Основной вид деятельности детей в дошкольном возрасте — это игра. На первой ступени развития игры надо развивать у малышей игровые навыки.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей младшего дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7» г. Алагира Развитие познавательно –исследовательской деятельности.

Презентация «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» В одном царстве – государстве под названием «Сенсорика» жил один цветок, да не простой. Он всегда дарил всем хорошее настроение «улыбку».

Влияние дидактических игр на развитие детей младшего дошкольного возраста В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное.

Влияние фольклора на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста Влияние фольклора на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного.

Источник

Конспект НОД по эмоциональному развитию детей во второй младшей группе «Путешествие в Волшебную страну Настроений»

Елена Бышева
Конспект НОД по эмоциональному развитию детей во второй младшей группе «Путешествие в Волшебную страну Настроений»

МБДОУ «Лямбирский детский сад №3

Конспект НОД

(эмоциональное развитие

детей во второй младшей группе)

«Путешествие в Волшебную страну Настроений»

Цель: Развитие эмоциональной сферы младших дошкольников.

Закрепить умение узнавать и выражать эмоции, эмоциональные состояния в мимике;

создать комфортный психологический микроклимат в группе, бодрое и радостное настроение;

формировать положительное отношение к окружающим, сбалансированность эмоций;

формировать доброжелательные и равноправные отношения между сверстниками;

упражнять в умении поддерживать беседу, участвовать в коллективном разговоре.

Материал и оборудование:

Музыкальный инструмент – треугольник, фонограмма с записью различных звуков (звук поезда, плач ребенка, смех)

домик, игрушка Клоун, матрешки

карточки «настроение Клоуна», фланелеграф.

герои стихотворений А. Барто, воздушные шары

Интеграция образовательных областей.

Ознакомление с художественной литературой

Воспитатель. Ребята, настал новый день, я очень рада, что мы с вами сегодня снова вместе. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и пожелайте чего-нибудь хорошего.

Игра «Пожелай хорошее другу»

(дети касаются друг друга носиками с пожеланиями: доброго тебе дня, хорошего настроения, я рада тебя видеть, ты хороший друг и другие)

Воспитатель. Ребята, у меня есть одна заветная мечта – очень хочется мне побывать в волшебной стране. А вам хочется попасть в волшебную страну?

(ответы детей)

Воспитатель. А поедим мы в волшебную страну на волшебном паровозике

(звон волшебной палочки – музыкальный инструмент – треугольник)

В волшебную страну

Читайте также:  Что чувствуют люди перед смертью от рака

Нам попасть помоги!

Вперед, ребята, поехали!

Вот поезд наш едет, колеса стучат,

А в поезде этом ребятки сидят.

Чу-чу-чу, чу-чу-чу, бежит паровоз,

Вперед, к приключеньям ребят он повез.

Воспитатель. Ребята, вот мы с вами и в волшебной стране.

(на пути встречают матрешку)

Воспитатель. Матрешки всегда открываются, попробуем открыть?

Воспитатель. Ребята, в этой матрешке живет настроение, какое оно, как вы думаете?

(ответы детей)

Правильно, грустное. Открываем вторую матрешку

Воспитатель. А в этой матрешке, какое настроение живет?

(ответы детей)

Воспитатель. Правильно, веселое. Ребятки, видимо, мы с вами попали в Волшебную страну настроений! Хотите познакомиться с жителями этой страны? Тогда поехали!

(снова едут на паровозике)

А вот и первая станция, называется она «Веселинка».

Смотрите, какой нарядный домик, видимо, это домик веселого клоуна, его все любят, потому что с ним всегда весело. А вот и он сам!

(в окне дома появляется клоун)

Клоун. Прочь страхи, прочь слезы!

Да здравствует радость!

Здравствуйте, ребятки, это я,

Ваш верный друг Клоун!

Я веселый и простой,

Вы подружитесь со мной?

(ответы детей)

Воспитатель. Да, конечно, подружимся, ты такой веселый.

Клоун. Ребята, а ведь я не всегда бываю таким веселым. Видите вот этот сундучок? Он не простой, а волшебный, в нем я храню свое настроение.

Воспитатель. А можно мы его откроем?

Клоун. Мне бы не хотелось, чтобы вы видели меня грустным или сердитым.

(дети просят и Клоун соглашается)

Игра «Настроение Клоуна»

(дети смотрят «фотографии» (рисунки) и говорят в соответствии с изображением, что когда Клоун сердится, то он сердитый, когда грустит – грустный, когда веселится – веселый и др. При этом сами изображают настроение Клоуна)

Воспитатель. Дорогой Клоун, ты нам больше нравишься, когда у тебя веселое настроение, когда ты веселый! Оставайся всегда таким, а твое плохое настроение пусть всегда останется в волшебном сундучке. Хорошо?

А нам пора отправляться дальше. До свидания, веселый Клоун!

Воспитатель. А вот и следующая станция, она называется «Грустникино». Ребята, вы как думаете, а здесь жители грустные или веселые?

(ответы детей)

Воспитатель. Правильно, грустные, а почему?

(ответы детей:

-у Тани мяч упал в воду,

-у мишки – лапа оторвалась,

-зайка – промок под дождем,

— а бычок боится, что упадет)

Воспитатель. Ребята, а давайте попробуем их успокоить, развеселить.

(дети дали Тане мяч, зайке дали зонт, попросили воспитателя пришить мишке лапу,а бычка успокоили: не грусти, не унывай, будь веселым, все будет хорошо и т. д.)

Воспитатель. Ребята, какими были герои на этой полянке. Грустными или веселыми?

(ответы детей)

Воспитатель. А какими они стали теперь? Почему?

(ответы детей)

Воспитатель. Правильно, веселыми, потому что мы с вами им помогли.

Молодцы, ребята, вы сегодня сделали доброе дело – развеселили тех, кому было грустно, помогли тем, кто попал в неприятную ситуацию. А вам было приятно делать добрые дела? Каким от этого стало ваше настроение?

(дети показывают настроение сигнальными карточками, темно-синий цвет карточки с одной стороны – это плохое настроение, а розовый цвет с другой стороны – настроение хорошее)

Воспитатель. Ребята, жители Волшебной страны настроений приготовили для вас сюрприз, закройте, пожалуйста, глазки.

(появляются разноцветные воздушные шары)

Они предлагают нам взять с собой в садик хорошее настроение вместе с этими разноцветными шарами. И я вам всем желаю только удачных и счастливых дней!

Ну что, а нам пора возвращаться в наш детский сад. Какое настроение мы с собой возьмем?

(ответы детей)

Воспитатель. Молодцы, конечно, веселое! А вернуться нам поможет волшебная палочка.

(звук музыкального инструмента – треугольника)

Т. И. Бабаева, О. В. Акулова, Т. А. Березина, З. А. Михайлова и др. «Детство» примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011г.

«Воспитатель» Бышева Елена Вячеславовна, воспитатель МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Республика Мордовия, Лямбирский район,.

Стихотворение «Ерунда» Бышева Елена Вячеславовна, воспитатель МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Республика Мордовия, Лямбирский район, село.

Источник

Оцените статью