Эмоциональное развитие детей ученые
Актуальность работы состоит в том, что эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста тесно связано с личностным развитием, с формированием мира чувств и эмоций, введением их в мир культуры межличностных отношений, которые осуществляются в основном через эмоциональные механизмы сознания. Младший дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей. У него ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления, воображения, в этом возрастном периоде начинает складываться и укрепляться моральные установки личности, выражающие ее отношение к другим людям.
Нельзя не отметить, что в последние годы увеличилось число детей с нарушениями психоэмоционального развития. К типичным симптомам этих нарушений у дошкольников относятся эмоциональная неустойчивость, агрессивность, тревожность и т.д., что серьезно осложняет взаимоотношения ребенка с окружающим миром.
Таким образом, проблема эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста является важным аспектом в современном образовании и воспитании.
Отсутствие же эмоций у младших дошкольников ведет не только к пассивности мыслительных процессов, но и к двигательной пассивности.
Проблема эмоционального развития младших дошкольников является актуальной потому, что эмоциональный мир детей играет важную роль в развитии умственных и волевых процессов, в усвоении вырабатываемых обществом нравственных норм. Данной проблемой занимались многие педагоги, психологи (С.М. Бондаренко, Н.А. Ветлунина, Л.С. Выготский, О. Головко, А.В. Запорожец, А.Д. Кошелева, А.Н. Леонтьев, Я.З. Неверович, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Г.А. Урунтаева и др.), которые утверждали, что положительные эмоции создают оптимальные условия для развития активной деятельности мозга детей и являются стимулом для познания мира.
В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования сказано, что предметом регулирования настоящего федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования являются отношения в сфере образования между их участниками, возникающие при реализации основной образовательной программы дошкольного образования организацией, осуществляющей образовательную деятельность. В требованиях к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования ФГОС ДОУ подчеркивается, что «результатом реализации указанных требований должно быть создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая обеспечивает эмоциональное и морально нравственное благополучие воспитанников» [7].
Объектом нашего исследования: является процесс эмоционального развития дошкольников.
Предмет исследования: эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста.
Цель работы: исследовать особенности эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста
На основе теоретического анализа нами выделено, что эмоциональное развитие младшего дошкольника в научной литературе рассматривается как одно из базовых предпосылок его общего психического развития, как ядро становления личности ребенка, как один из фундаментальных внутренних факторов, определяющих психическое здоровье ребенка и становление его исходно благополучной психики. А.Д. Кошелева, Г.А. Урунтаева, Д.Б. Эльконин, рассматривая особенности эмоционального развития в дошкольном возрасте в своих исследованиях, выделяют следующие новообразования:
1) ребенок осваивает социальные формы выражения чувств;
2) изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируются эмоциональные предвосхищения;
3) чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными;
4) формируются высшие чувства – нравственные, интеллектуальные, эстетические [3].
В.А. Сухомлинский, изучая взаимосвязь эмоционального состояния и умственного развития, указывает огромную возвратную силу влияния эмоционального состояния на ум, на всю интеллектуальную жизнь. Л.С. Выготский в своих исследованиях отмечает, что «эмоции являются центральным звеном психической жизни человека, и, прежде всего, ребенка» [2]. С.М. Бондаренко, О. Головко, Т. Репина, О.Е. Смирнова и ряд других авторов подчеркивают формирующую функцию эмоциональных психических состояний – влияние на ум, на становление личности, его характера, поведенческих особенностей в будущем [4]. Следовательно, нарушение психо-эмоционального развития, запаздывание в формировании эмоций у детей приводит к отставанию в общем развитии, к устойчиво негативному поведению и искаженному развитию чувств.
По мнению Л.И. Божович, именно в дошкольном возрасте происходит активное познание окружающего мира, формирование личности ребенка, самостроительство мира чувств и эмоций, поиска собственного «лика». Безусловно, в этом поиске большое значение, конечно, имеет роль педагога, который сможет грамотно ознакомить детей с общечеловеческими нормами, и нравственными идеалами, ценностями, которые станут в дальнейшем базовыми ориентирами в жизни.
Таким образом, данный факт является основополагающим в организации образовательной работы с детьми дошкольного возраста, направленной на создание безопасного пространства общения и условия для самовыражения, а также на формирование у них новых интересов, мотивов и потребностей.
На основе проведенного теоретического анализа научной и психолого-педагогической литературы по данной проблеме нами были выделены ключевые моменты эмоционального развития ребенка младшего дошкольного возраста:
– освоение социальных форм выражения эмоций и чувств;
– интенсивное развитие любознательности, которое способствует развитию удивления, радости открытий;
– развитие эстетических, интеллектуальных и нравственных чувств;
– эмоции являются показателем общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия.
Исходя из выше представленных качеств эмоционального состояния дошкольника, был подобран диагностический инструментарий, который позволил выявить уровень эмоционального развития у детей младшего дошкольного возраста:
В качестве инструментария психолого-педагогической диагностики уровня развития детей младшего дошкольного возраста использовались следующие методики, соответствующие по своей диагностической направленности целям и задачам нашего исследования:
• методика на определение способности ребенка 3–7 лет к оценке психических состояний другого человека Р.М. Чумичевой;
• методика «Паровозик» С.В. Велиевой;
• модифицированный вариант методик оценки эмоциональных реакций и выраженных состояний К.К. Платонова, Е.А. Зинченко.
Экспериментальной базой нашего исследования являлся МДОУ АР Д/С «Дюймовочка» г. Алдан РС (Я). В эксперименте принимали участие дошкольники младшей группы «Ягодка» в количестве 16 человек.
Приведем результаты констатирующего эксперимента.
1. Методика на определение способности ребенка 3–7 лет к оценке психических состояний другого человека Р.М. Чумичевой [1].
Целью методики является определение способности ребенка 3–7 лет к оценке психических состояний другого человека (взрослого или сверстника), демонстрируемых мультфильмах, на фото.
Методика состоит из 3 серий. Во всех сериях детям предлагались пиктограммы с изображением 3 веселых, 3 грустных и спокойной «рожицы», которые детям было необходимо соотнести по степени выраженности с состояниями героев предъявленных произведений (кинофильмов, фото).
Анализ результатов первичной диагностики показал, что 6 % (1 ребенок) имеет высокий уровень активности своих действий, у него хорошо развита речь, эмоциональные движения рук, характеризующие пристальное внимание, любование; мимические реакции, выражение лица соответствуют состоянию наслаждения удовольствия. У 56 % (9 дошкольников) выявлен средний уровень активности своих действий, у этих детей – слабые речевые проявления, редкие движения, спокойная поза, говорящая о заинтересованности. 38 % (6 детей) показали низкий уровень активности действий, в основном у них отсутствует всякого рода голосовые реакции по поводу воспринимаемого произведения, речевые проявления постороннего характера, также статичность позы или движения не относятся к эстетическому восприятию.
2. Методика «Паровозик» С.В. Велиевой [1].
Целью данной методики является определение степени позитивного (ППС) и негативного (НПС) психического состояния.
Детям предлагалось выбрать белый паровозик и 8 разноцветных вагончиков (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, серый, коричневый, черный). Вагончики беспорядочно размешивались на белом фоне.
Обработка результатов проводилась следующим образом:
1 балл мы присваивали, если ребенок поставил вагончик фиолетового цвета на вторую позицию; черный, серый, коричневый – на третью; красный, желтый, зеленый – на шестую.
2 балла присваивали, если ребенок поставил вагончик фиолетового цвета на первую позицию; черный, серый, коричневый – на вторую; красный, желтый, зеленый – на седьмую, синий – на восьмую.
И, наконец 3 балла присваивалось, если черный, серый или коричневый вагончик поставлен на первую позицию; синий – на седьмую; красный, желтый, зеленый – на восьмую позицию.
Анализ результатов диагностики данной методики показал, что 69 % (11 детей) имеют позитивное психическое состояние. У 31 % (5 дошкольников) психическое состояние оценивалось как негативное состояние низкой степени.
Также нам было важно было увидеть не только позитивное и негативное психическое состояние каждого ребенка, но и общий результат эмоционального климата в группе. В целом большинство 69 % детей имеют среднюю степень благоприятности психологического климата. Количественная обработка данных позволила нам в целом сделать вывод, что 6 % детей – имеют высокий уровень эмоционального развития, 56 % – средний и 38 % – низкий уровень развития эмоций.
3. Методика оценки эмоциональных реакций и выраженных состояний (модифицированный вариант К.К. Платонов, Е.А. Зинченко) [1].
Целью данной методики является наблюдение эмоциональных реакций за детьми младшего дошкольного возраста в процессе деятельности.
Назначалась экспертная группа из 5 человек, которые наблюдали за каждым ребенком в процессе деятельности и оценивали их эмоциональное состояние в баллах по таблице экспертной оценки эмоциональных проявлений. Учет и анализ результатов осуществлялся следующим образом: каждый эксперт оценивал в соответствии с таблицей отдельно каждый параметр в листке экспертной оценки. Обобщенный балл эмоционального состояния исследуемых каждый эксперт получал делением суммы всех параметров на их число (7) т.е. как средний балл.
Анализ результатов диагностики по данной методике показал, что 13 % (2 детей) имеют высокий уровень оценки эмоциональных реакций и выраженных эмоций, то есть сильные положительные эмоции. У 44 % (7 детей) наблюдается слабо выраженные положительные эмоции, 18 % (3 детей) имеют нейтральное эмоциональное состояние и у 25 % (4 детей) выявлены слабые отрицательные эмоции.
Таким образом, результаты диагностик констатирующего эксперимента позволяют сделать вывод о достаточно среднем и низком уровне эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста МДОУ АР Д/С «Дюймовочка» г. Алдан РС (Я). Данные показатели первичной диагностики подтверждают наличие психолого-педагогической проблемы в эмоциональном развитии детей младшего дошкольного возраста. На основе полученных данных мы сделали вывод о необходимости проведения специальной работы по эмоциональному развитию детей младшего дошкольного возраста. На следующем формирующем этапе нашего исследования следует продумать целенаправленную систему психологических воздействий, направленных на развитие эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста и умение контролировать свои эмоции, а также на установление у них позитивного эмоционального контакта с окружающими и на снижение, нейтрализацию эмоционально-отрицательных переживаний.
Источник
Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста
Ксения Георгиева
Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста
ГБДОУ ДЕТСКИЙ САД № 8 ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА
Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста
Георгиева Ксения Владимировна
ГЛАВА 1. Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте
1.1 Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте
ГЛАВА 2. Рекомендации педагогов по эмоциональному развитию детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст, как писал А. Н. Леонтьев, это “период первоначального фактического склада личности”. Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание. Чрезвычайно высокий темп психического, личностного и физического развития в этот период позволяет ребёнку в кратчайшие сроки пройти путь от беспомощного существа до человека, владеющего всеми основными началами человеческой культуры. Он идёт по этому пути не в одиночестве, рядом с ним постоянно находятся взрослые- родители, воспитатели, психологи.
Ребенок начинает осознавать свое «Я», свою активность, деятельность, начинает объективно себя оценивать. Малыш учится в определенных пределах управлять своим поведением и деятельностью, предвидеть ее результат и контролировать выполнение. Маленький ребенок не умеет управлять эмоциями. Его чувства быстро возникают и так же быстро исчезают. С развитием эмоциональной сферы у дошкольника чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению. Но это происходит, когда ребенок усваивает нормы морали и соотносит с ними свои поступки. Развитию эмоциональной сферы способствуют все виды деятельности ребенка и общение с взрослыми и сверстниками.
Дошкольник учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Он начинает различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику и пантомимику. Ребенок может сопереживать, сочувствовать литературному герою, разыгрывать, передавать в сюжетно-ролевой игре различные эмоциональные состояния.
Как развивается эмоциональная сфера дошкольника? Как зависят эмоциональные проявления от возраста? Как происходит понимание эмоциональных состояний взрослых и сверстников, в чем они проявляются?
Ответам на эти вопросы, посвящена данная работа «Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста».
Актуальность работы заключается в необходимости изучения особенностей эмоционального развития, так как развитие эмоционально-чувственного мира ребенка-дошкольника, когда он ощущает себя защищенным и свободным в своих суждениях, требует дальнейшего усовершенствования организации педагогического процесса в дошкольном учреждении.
Исходя из выше написанного цель этой работы такова: изучить особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста и составить рекомендации для родителей по эмоциональному развитию детей.
1. Анализ используемой литературы по проблемам эмоционального развития детей дошкольного возраста
2. Выделить особенности эмоционального развития детей раннего и дошкольного возраста
3. Разработать рекомендации для родителей по эмоциональному развитию детей дошкольного возраста.
Объект: Эмоции детей дошкольного возраста.
Предметом исследования является: особенности эмоционального развития
Гипотеза: Эмоциональное развитие ребёнка будет успешным, при соблюдении условий
Тематика, схожая с выбранной темой курсовой работы, рассматривалась в трудах таких авторов, как А. Анастази, А. Бине, О. Вексером, А. Керном, К. Ингенкампом, И. Шванцарой, В. Шторном и др. ; а также отечественными учеными Л. А. Венгером, Л. С. Выготским, Ю. З. Гильбухом, К. М. Гуревичем, Э. В. Дощициной, И. Б. Дубровиной, Н. Г. Лускановой, А. А. Люблинской, Д. Б. Элькониным и др.
ГЛАВА 1. Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте
Эмоции — особый класс психических процессов и состояний, который составляет переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. Эмоции и чувства — специфическая форма отражения действительности. Если в познавательных процессах отражаются предметы и явления, то в чувствах — значимость этих предметов и явлений для данного человека в конкретной ситуации. То есть чувства носят личностный характер. Они связаны с потребностями и выступают показателем того, как происходит их удовлетворение.
Отличительной характеристикой чувств является их полярность как простейшее переживание удовольствия-неудовольствия. Чувства обладают различной степенью продолжительности и интенсивности. Они различаются по генетическому происхождению, глубине, осознанности, динамике развития, действию на организм, направленности, способу выражения, условиям возникновения и исчезновения и т. д. Чувства имеют внешнее выражение в выразительных движениях лица (мимике) и тела (пантомиме, в интонациях речи.
По форме протекания выделяют чувственный тон, настроение, собственно эмоции, страсти, стресс, фрустрацию, высшие чувства. Высший продукт эмоций человека — устойчивые чувства к предметам, отвечающим его высшим потребностям. Высшие чувства носят отчетливо выраженный предметный характер, так как связаны с каким-либо конкретным объектом. В зависимости от предметной сферы, к которой они относятся, их подразделяют на нравственные, эстетические, интеллектуальные. Нравственные переживаются человеком при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами, выработанными в обществе. Интеллектуальные чувства возникают в процессе познавательной деятельности человека. Эстетические представляют собой эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, искусстве, жизни людей.
1.1 Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте
Эмоциональное развитие дошкольника связано прежде всего с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Важнейшим изменением в мотивационной сфере выступает возникновение общественных мотивов, уже не обусловленных достижением узколичных утилитарных целей. Поэтому интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства, в пред дошкольном возрасте отсутствовавшие или наблюдавшиеся в зачаточном состоянии. К изменениям в эмоциональной сфере приводит установление иерархии мотивов. Выделение основного мотива, которому подчинена целая система других, стимулирует устойчивые и глубокие переживания. Причем они относятся не к ближайшим, сиюминутным, а достаточно отдаленным результатам деятельности. То есть эмоциональные переживания теперь вызываются не тем фактом, который непосредственно воспринимается, а глубоким внутренним смыслом, который этот факт приобретает в связи с ведущим мотивом деятельности ребенка. У дошкольника формируется эмоциональное предвосхищение, которое заставляет его переживать по поводу возможных результатов деятельности, предвидеть реакцию других людей на его поступки. Поэтому роль эмоций в деятельности ребенка существенно изменяется. Если раньше ребенок испытывал радость оттого, что получил желаемый результат, то теперь он радуется потому, что может этот результат получить. Если раньше он выполнял нравственную норму, чтобы заслужить положительную оценку, то теперь он ее выполняет, предвидя, как обрадуются окружающие его поступку.
Постепенно дошкольник начинает предвидеть не только интеллектуальные, но и эмоциональные результаты своей деятельности. Предполагая, как обрадуется мама, он делает ей подарок, отказываясь от привлекательной игры. Именно в дошкольном возрасте ребенок осваивает высшие формы экспрессии — выражение чувств с помощью интонации, мимики, пантомимики, что помогает ему понять переживания другого человека, «открыть» их для себя.
Таким образом, с одной стороны, развитие эмоций обусловлено появлением новых мотивов и их соподчинением, а с другой — эмоциональное предвосхищение обеспечивает это соподчинение.
Изменения в эмоциональной сфере связаны с развитием не только мотивационной, но и познавательной сферы личности, самосознания. Включение речи в эмоциональные процессы обеспечивает их интеллектуализацию, когда они становятся более осознанными, обобщенными. Первые попытки сдержать свои чувства, например, внешние их проявления — слезы, можно заметить у ребенка в 3-4 года. Хотя малышу это еще плохо удается. Старший дошкольник в известной степени начинает управлять выражением эмоций, воздействуя на себя с помощью слова.
В дошкольном возрасте развитие общения со взрослыми и сверстниками, появление форм коллективной деятельности и, главным образом, сюжетно-ролевой игры приводят к дальнейшему развитию симпатии, сочувствия, формированию товарищества. Интенсивно развиваются высшие чувства: нравственные, эстетические, познавательные.
Источником гуманных чувств выступают взаимоотношения с близкими людьми. На предыдущих этапах детства, проявляя доброжелательность, внимание, заботу, любовь, взрослый заложил мощный фундамент для становления нравственных чувств.
Мощным фактором развития гуманных чувств является и сюжетно-ролевая игра. Ролевые действия и взаимоотношения помогают дошкольнику понять другого, учесть его положение, настроение, желание. Когда дети переходят от простого воссоздания действий и внешнего характера взаимоотношений к передаче их эмоционально-выразительного содержания, они учатся разделять переживания других.
В трудовой деятельности, направленной на достижение результата, полезного для окружающих, возникают новые эмоциональные переживания: радость от общего успеха, сочувствие усилиям товарищей, удовлетворение от хорошего выполнения своих обязанностей, недовольство от своей плохой работы.
Сопереживание сверстнику во многом зависит от ситуации и позиции ребенка. В условиях острого личного соперничества эмоции захлестывают дошкольника, резко возрастает количество негативных экспрессии в адрес ровесника. Ребенок не приводит никаких аргументов против сверстника, а просто (в речи) выражает свое отношение к нему, сопереживание товарищу резко снижается.
Когда дети соревнуются друг с другом, реально оценивая свои возможности, сравнивая себя с товарищем, то стремление к личному успеху, признанию собственных достоинств и достижений увеличивает силу экспрессий до самого высокого уровня. В групповых же соревнованиях главным стержнем служат интересы группы, а успех или неудачу делят все вместе, сила и количество негативных экспрессий снижается, ведь на общем фоне группы личные удачи и неудачи менее заметны.
Наиболее яркие положительные эмоции ребенок испытывает в ситуации сравнения себя с положительным литературным героем, активно ему сопереживая. Такое сравнение дошкольник проводит лишь мысленно и с уверенностью, что в подобной ситуации поступил бы так же. Поэтому негативные эмоции в адрес персонажа отсутствуют.
Симпатия у дошкольника становится более действенной, проявляясь как желание помочь, посочувствовать, поделиться.
Симпатия и сочувствие побуждают ребенка к совершению первых нравственных поступков. Даже 4-5-летний ребенок выполняет нравственные нормы, проявляя чувство долга прежде всего по отношению к тем, кому симпатизирует и сочувствует. Зачатки чувства долга наблюдаются на 3-м году жизни. Малыш подчиняется требованиям взрослого, не осознавая их смысла, он не понимает, какое значение имеют для других совершаемые им поступки.Идет лишь процесс накопления первоначальных нравственных представлений: «можно», «нельзя», «плохо», «хорошо» и соотнесение их со своими действиями и поступками. Эмоциональные реакции на положительную и отрицательную сторону поступков взрослых у малыша неустойчивы. Он может уступить, но только под влиянием взрослого или из симпатии и сочувствия к кому-либо.
Первые более или менее сложные проявления чувства долга возникают у детей 4-5 лет. Теперь на базе жизненного опыта и первоначальных нравственных представлений у ребенка зарождается моральное сознание, он способен понимать смысл предъявляемых ему требований и относить их к своим поступкам и действиям, а также к действиям и поступкам других.
Ребенок переживает радость, удовлетворение при совершении им достойных поступков и огорчение, возмущение, недовольство, когда он сам или другие нарушают общепринятые требования, совершают недостойные поступки. Переживаемые чувства вызываются не только оценкой взрослых, но и оценочным отношением самого ребенка к своим и чужим поступкам. Такие чувства он испытывает при совершении действий и поступков по отношению к людям, с которыми он находится в непосредственном общении, питает привязанность, симпатию, сочувствие, но сами эти чувства неглубоки и неустойчивы. В 5- 7 лет чувство долга возникает у ребенка по отношению ко многим взрослым и сверстникам, дошкольник начинает испытывать это чувство и по отношению к малышам.
Наиболее ярко чувство долга проявляется в 6-7 лет. Ребенок осознает необходимость и обязательность правил общественного поведения и подчиняет им свои поступки. Возрастает способность к самооценке. Нарушение правил, недостойные поступки вызывают неловкость, вину, смущение, беспокойство.
К 7 годам чувство долга не основано только на привязанности и распространяется на более широкий круг людей, с которыми ребенок непосредственно не взаимодействует. Переживания достаточно глубоки и сохраняются долго.
Развитие товарищества и дружбы происходит задолго до того, как дети начинают осознавать свои отношения с товарищами с точки зрения моральных норм. В 5 лет у ребят преобладает дружба поочередно со многими детьми, в зависимости от обстоятельств. Широко распространена дружба сразу с несколькими детьми, и непродолжительная индивидуальная дружба со многими по очереди. В 5-7 лет дружба одного ребенка со многими детьми сохраняется, хотя парная дружба встречается чаще. Дружба небольшими подгруппами чаще всего рождается в игре на основе игровых интересов и склонностей, в том числе и на основе интеллектуальных интересов. Парная дружба характеризуется глубокой симпатией. Малыши дружат потому, что они вместе играют (играть и дружить для них равнозначно). Старшие дошкольники играют с теми, с кем дружат на основе симпатии и уважения.
Развитие интеллектуальных чувств в дошкольном возрасте связано со становлением познавательной деятельности. Радость при узнавании нового, удивление и сомнение, яркие положительные эмоции не только сопровождают маленькие открытия ребенка, но и вызывают их. Окружающий мир, природа особенно манит малыша таинственностью, загадочностью. Она ставит перед ним многочисленные проблемы, которые малыш пытается решить. Удивление рождает вопрос, на который надо найти ответ.
Особенности эмоционального развития в дошкольном возрасте:
• ребенок осваивает социальные формы выражения чувств;
• изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение;
• чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, вне ситуативными;
• формируются высшие чувства — нравственные, интеллектуальные, эстетические.
ГЛАВА 2. Рекомендации для педагогов по эмоциональному развитию детей дошкольного возраста
1. Чтение и обсуждение произведений художественной литературы, где описаны различные поступки людей, примеры их положительного и отрицательного поведения (сказки, басни и т. д.)
При обсуждениях сказки задавать детям вопросы:
• Есть ли хорошие герои? Плохие? Кто они?
• Почему они плохие?
• На кого хочется быть похожим?
• Кто из героев больше всего тебе понравился?
• Как бы ты поступил на месте героя?
• Кто самый добрый? Почему?
Так дети учатся различать положительные и отрицательные качества героев, сравнивают их, находят у себя положительные или отрицательные качества, поступки, привычки. Помимо сказок можно предложить также чтение стихотворений, с последующим обсуждением настроения, передаваемого в нем.
2. Игры — беседы типа «Разговор с игрушкой по душам»
Ребенку задают вопросы:
• Почему игрушка (кукла) грустная? Веселая?
• Что можно сделать, чтобы она засмеялась, обрадовалась?
4. Использовать на занятиях элементы театрализованных игр и упражнений.
Начинать следует с простых театральных этюдов:
«Это Я! Это мое!», «Вот я какой!», «Тише!», «Уходи!», где с детям предлагается с помощью жестов и мимики изобразить тот или иной образ.
Затем переходить к более сложным заданиям типа «Встреча с другом» и т. д. Подробное описание подобных игр и этюдов можно найти в книге [17]
4. Моделирование значимых ситуаций и игр- драматизаций на морально -этические темы.
До проведения игр — драматизаций детям читают произведение, они разучивают роли, затем с ними проводят беседы, которые помогают разобраться в характере героев, оценить его действия и выразить свое отношение к событиям.
Для развития чувства сопереживания детям можно предложить участие в кукольном спектакле, драматизации сказок вначале в качестве зрителя, затем в качестве актеров (происходит сближение с персонажем, свободный выбор роли помогают ребенку понять художественное произведение).
Также можно использовать сюжетные и творческие игры с повторением сцен (давать ребенку разные роли) это помогает научить ребенка видеть эмоциональное состояние другого человека.
Игра «Разговор по телефону» со сказочными героями, с выражением своего отношения к ним, поможет ребенку разобраться в положительных и отрицательных поступках героев и будет способствовать развитию умения дошкольника находить причинно –следственные связи поступков и эмоций.
5. Формирование способов выражения эмоциональных состояний:
• ознакомление с основными эмоциональными состояниями и способами их выражения через мимику жесты, позу.
• пополнение словаря детей словами, характеризующими различные настроения (радостный, веселый, мне грустно, я удивился и т. д.)
• формирование умения называть эмоциональные состояния и их внешние проявления.
6. Развитие и укрепление мышц лица с помощью мимической гимнастики, которая является своеобразной тренировкой подвижности мышц лица, что является необходимым условием для выразительного проявления эмоциональных состояний.
Детям можно предложить следующие задания:
• улыбнись, как солнце, как хитрая лиса, зажмурься, наморщи носик, вытяни губы трубочкой, надуй щеки, нахмурься как осенняя тучка, упражнение «Передай улыбку» и т. п.
7. Обучение детей умению распознавать настроение по их схематическому изображению (пиктограммы).
Для этого подойдут задания:
• на описание изображения пиктограммы (необходимо обращать внимание детей на изображение уголков рта, бровей и т. д.)
• рисование различных настроений (зачитывание ситуации или показ иллюстрации с последующей зарисовкой настроения героя)
8. Игры и упражнения на выразительность жеста и пантомимики, например, «Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем» покажи «высоко», «низко», «толстый», «худой», «далеко», близко» и т. п.
Игра «Разговор через стекло»
Игра «Маски» (когда один ребенок изображает настроение при помощи мимики, остальные определяют, как ему удалось это сделать).
9. Рассматривание фотографий и сюжетных картин, с изображением героев с различными эмоциональными состояниями с последующей беседой.
10. Составление с детьми коллажей по различным эмоциям.
11. Работа над интонационной выразительностью речи (игры типа «Скажи одну и то же предложение с разной интонацией: «Пошел дождь» (грустно, радостно, удивленно и т. д.)
2.1 Рекомендации для педагогов по эмоциональному развитию детей дошкольного возраста
Эмоции – это разнообразные переживания человека, вызванные удовлетворением или неудовлетворением его потребностей, соответствием или несоответствием объектов окружающего мира его интересам, склонностям, убеждениям и привычкам. Это своеобразное личностное отношение человека к окружающей действительности и к самому себе.
Владея собственными эмоциями, чувствами ребенок способен тонко понимать другого человека. Неумение правильно выразить свои чувства. Эмоции, скованность, неловкость, или неадекватность проявления эмоций в мимико-жестовой речи затрудняют общение друг с другом (особенно детей). В непонимании другого человека кроются причины страха, отчужденности, враждебности.
Познание самих себя, лучшее понимание эмоционального состояния и поступков других приводит к возникновению чувства симпатии, уважения и сопереживания, что является непременным условием живого общения с окружающими.
Эмоциональное развитие в период от пяти до семи лет имеет и еще одну
особенность, которая в конечном итоге будет определять всю систему реакций ребенка, а потом и подростка, и взрослого, и других людей.
Эмоциональные реакции ребенка пяти — семи лет формируются, преломляясь через призму общения, связываясь всегда с ситуацией непосредственного взаимоотношения с другим человеком, прежде всего с родителями. Какую помощь может оказать родитель в развитии эмоций своего ребенка?
Для этого родитель должен обращать внимание на собственные чувства и
называть их, наблюдать эмоциональную жизнь малыша и обозначать переживания, вводить в его лексикон слова, обозначающие оттенки чувства (рад, зол, сердит, раздосадован, расстроен, огорчен и т. п.).
Обучение распознаванию чувств и эмоций следует начинать с того,что:
признать, что чувства не бывают плохими, они просто есть, и ребенок имеет право на проявление чувств (вербальное, телесное); однако нужно вводить определенные правила проявления эмоций, например, «Ты вправе сердиться на сестренку, но ударить ее я тебе не разрешаю»;
обсуждать случаи, которые произошли с кем-то, просить определить чувства и предложить собственные варианты поступков; при этом избегать осуждения, цель такой беседы — познавательная, например, «Что чувствовал Саша, когда пришло время уходить? Что он сделал, когда почувствовал, что огорчен? Что он сделал потом?»;
обсуждать с ребенком его чувства, не пытаться решить за него проблему; объяснение причины чувства должно помочь ребенку самому справиться с ним («Ты злишься оттого, что Маше пора домой и нужно вернуть ей игрушку»);
предлагать ребенку различные способы, помогающие ему взять себя в руки, —вербальные, физические, зрительные,творческие: «Ты собираешься дальше злиться или хочешь успокоиться?
Что ты можешь для этого сделать,давай подумаем вместе: может быть, обежать вокруг стола, написать открытку, почитать любимую книжку?»;
часто все, что требуется ребенку — это понять охватившее его чувство. Предлагать ребенку варианты, и пусть он сам выбирает наиболее действенный. Когда близкие взрослые любят ребенка, хорошо относятся к нему, признают его права, постоянно внимательны к нему, он испытывает эмоциональное благополучие чувство уверенности, защищенности. В этих условиях развивается жизнерадостный, активный физически и психически ребенок. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности
ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного
отношения к другим людям. Именно в условиях взаимной любви в семье ребенок начинает учиться любвисам. Чувство любви, нежности к близким людям, прежде всего к родителям, братьям, сестрам, дедушкам и бабушкам, формирует ребенка как психологически здоровую личность.
В ходе работы мы изучили психолого — педагогическую литературу по теме особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста.
Выделили особенности эмоционального развития детей в младенчестве, раннем и в дошкольном возрастах.
По итогам нашего исследования мы оценили эффективность проведенной психолого – педагогической работы. Анализ полученных результатов подтверждает, что выдвинутая нами гипотеза о том, что процесс развития эмоциональной сферы у детей будет осуществляться эффективнее с при соблюдении ряда условий,а именно: совместной работе педагогов и родителей, использовании специальных игр и упражнений.
Использование сказки как средства эмоционального, художественно-речевого развития детей младшего дошкольного возраста 2. Вашему вниманию я хочу представить проект, который называется «Использование сказки как средства эмоционального, художественно-речевого.
Цветовосприятие как средство развития эмоционального мира детей дошкольного возраста Цветовосприятие как средство развития эмоционального мира детей дошкольного возраста. Воспитатель МДОУ «Детский сад» №28 Маслова Наталья.
Использование игрового пособия «Эмоциональные куклы» для развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста Использование игрового пособия «Эмоциональные куклы» для развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста Детский возраст является.
Консультация для родителей «Особенности эмоционального развития ребенка дошкольного возраста» Отношения человека к окружающему миру не только понимаются им и проявляются в действиях, но и переживаются в виде эмоций. Эмоции есть одна.
Консультация для родителей на тему «Особенности эмоционального развития ребенка дошкольного возраста» Отношения человека к окружающему миру не только понимаются им и проявляются в действиях, но и переживаются в виде эмоций. Эмоции есть одна.
Особенности развития словаря детей дошкольного возраста В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е.
Особенности развития внимания детей дошкольного возраста Внимание — характеристика психической деятельности человека, которая выражается в возможности быть сосредоточенным и в направленным на определённый.
Научные исследования особенностей эмоционального развития детей дошкольного возраста В дошкольном возрасте открывается многообразие окружающего мира, ребенок вступает в разнохарактерные взаимодействия, с различными сфера-ми.
Презентация по самообразованию « Цветовосприятие как средство развития эмоционального мира детей дошкольного возраста» Презентация по самообразованию. Цветовосприятие как средство развития эмоционального мира детей дошкольного возраста. Выполнила: воспитатель.
Реализация условий социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста В рамках работы по социально-эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста была разработана и проведена система занятий по.
Источник