Эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности

Развитие эмоционального интеллекта старших дошкольников посредством игр и игровых упражнений

Светлана Валерьевна Садовская
Развитие эмоционального интеллекта старших дошкольников посредством игр и игровых упражнений

Большую тревогу вызывают данные опросов родителей и педагогов, свидетельствующие о возникшей тенденции усиления неблагополучия в эмоциональнойсфере детей нынешнего поколения : они более раздраженные и непослушные, более нервные и склонные впадать в тревогу, более импульсивные и агрессивные и чувствуют себя более одинокими и подавленными.

Однако еще в «Никомаховой этике» Аристотеля философском исследовании добродетели, характера и добропорядочной жизни ставилась задача научить людей управлять эмоциональной жизнью с помощью интеллекта. «В наших страстях, правильно используемых,есть мудрость: они направляют наше мышление, определяют наши ценности, руководят нашим выживанием. Но им ничего не стоит сбиться с правильного пути, что они слишком часто и проделывают». Как представлялось Аристотелю, дело не в эмоциональности, а в уместности эмоций и их выражения. Вопрос о том, как привнести ум в наши эмоции — и вежливость на наши улицы и внимание и заботу в жизнь нашего общества не нов, но очень актуален.

Сейлови включил принятые Гарднером личностные умственные способности в свое определение эмоционального интеллекта,расширив их до пяти главных областей:

1. Знание своих эмоций. Самоосознание — распознавание какого-либо чувства, когда оно возникает, это имеет решающее значение для психологической проницательности и понимания самого себя. Неспособность замечать свои истинные чувства оставляет нас на их произвол. Люди, более уверенные в своих чувствах, оказываются лучшими лоцманами своей жизни, меньше сомневаясь в правильности личных решений.

2. Управление эмоциями. Умение справляться с чувствами, чтобы они не выходили за подобающие рамки, — это способность, которая основывается на самоосознании. Люди, которым недостает этой способности, постоянно сражаются с мучительным беспокойством, тогда как люди, ею обладающие, умеют гораздо быстрее приходить в норму после жизненных неудач и огорчений.

3. Мотивация для самого себя. Приведение эмоций в порядок ради достижения цели необходимо для сосредоточения внимания, для самомотивации и владения собой и для того, чтобы быть способным к созиданию. Самоконтроль над эмоциями — отсрочивание удовлетворения и подавление импульсивности — лежит в основе всяческих достижений. Способность привести себя в состояние «вдохновения» обеспечивает достижение выдающегося качества любых действий. Люди, владеющие этим искусством, как правило, оказываются более продуктивными и успешными во всем, за что бы они ни взялись.

4. Распознавание эмоций в других людях. Эмпатия, еще одна способность, опирающаяся на эмоциональное самоосознание, является основным «человеческим даром». Люди, способные сопереживать, больше настроены на тонкие социальные сигналы, указывающие, чего хотят или в чем нуждаются другие люди.

5. Поддержание взаимоотношений. Искусство поддерживать взаимоотношения по большей части заключается в умелом обращении с чужими эмоциями. Это те способности, которые укрепляют популярность, лидерство и эффективность межличностного общения. Люди, отличающиеся подобными талантами, отлично справляются со всеми делами, успех которых зависит от умелого взаимодействия с другими; они — просто звезды общения.

Определить уровень развития областей эмоционального интеллекта у наших детей нам помогла диагностика социально-коммуникативной компетентности под редакцией О. В. Дыбиной, С. Е. Анфисовой А. Ю. Кузиной, И. В. Груздовой. В результате ее проведения были выявлены уровни развитияпо следующим параметрам:

— умение понимать эмоциональное состояние сверстника, и рассказать о нем;

— умение получать необходимую информацию в общении;

— умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками;

— умение спокойно отстаивать свое мнение;

— умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.

дети знают нормы организованного взаимодействия, но могут их нарушать, не способны к оказанию помощи, в конфликтных ситуациях не способны договориться. Оценивая эмоциональное состояние сверстника и взрослого большинство детей опирались на личные проекции.

Например детям предлагалось диагностическое задание «отражение чувств».

Отвечая на вопросы по картинкам дети скудно определяли эмоциональное состояние как «хорошее» и «плохое»или же опирались в определении настроения на свои проекции и предположения не учитывая объективные факты: мимика, жесты, поза.

Папа сердится:- говорит девочка.

На вопрос взрослого: – почему ты так решила?

Отвечает:- кружка ведь разбилась.

И далее прогнозирует ситуацию: «Папа ее наказал».

Хотя на картинке объективно видно, что у папы лицо совсем не сердитое, а поза не предполагает никакой агрессивности.

Федеральный государственный образовательный стандарт обязывает нас: «обеспечить развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей» (п. 2.1. ФГОС ДО). А выявленные нами в результате диагностики проблемы являются ни чем иным как возрастной особенностью. М. И. Лисина, доктор психологических наук, профессор, изучавшая генезис общения у детей (3, стр. 207).отмечала: Каждому ребенку необходимо хорошее отношение сверстника. Но понять, что сверстнику нужно то же самое, он не может. Дошкольник относительно слабо интересуетсясвоим товарищем как таковым: он плохо отражает его портретные черты, редко обращает внимание на его душевное состояние. Зато он чутко воспринимает все тонкие полюсы отношений ровесников к самому себе. Таким образом, дошкольники относится к сверстнику как к «невидимому зеркалу» — они ищут в нем лишь собственное отражение. Испытывая потребность в признании и восхищении других, дети сами не умеют и не хотят выразить одобрение другому, своему сверстнику.

Читайте также:  Определенное эмоциональное состояние субъекта

Помощь нашим воспитанникам в разрешении данного противоречия мы осуществляли через развитие эмоционального интеллекта в играх и игровых упражнениях, потому что в игре взрослый, оставаясь центром мира ребенка, может оказывать сильное влияние на развитие его социально-коммуникативной сферы. По мнению Л. С. Выготского (1,стр102, игра является источником развития и создает зону ближайшего развития. В игре все события как бы пропускаются через переживания, а значит лучше запоминаются и осмысливаются. А самое ценное то, что игра естественная деятельность ребенка, следовательно, мы имеем мощное мотивационное подкрепление. А развитие эмоционального интеллекта как раз и подразумевает развитие желания осознавать, управлять и правильно применять наши эмоции.

Игры и игровые упражнения проводятся мной каждую неделю, обязательно в группе и при участии воспитателя, т. к. именно воспитатель будет развивать эмоциональный интеллект своих детей в совместной игровой деятельности, ведь педагоги также как и дети, участвуя в играх не только развивают свой профессиональный репертуар, но и учатся приводить себя в состояние «вдохновения» работать над развитием эмоционального интеллекта у детей.

Предлагаю вашему вниманию игры и игровые упражнения, вызвавшие наибольший интерес у детей и педагогов.

Игра «Аплодисменты по кругу»

Развивать умелое обращение с чужими эмоциями.

вызывать положительные эмоции от умения оказывать внимание сверстникам.

Игра «Магазин цветов»

сосредоточить внимание детей на сверстнике

учить замечать в окружающих сверстниках хорошие качества и говорить о них внятно и громко

Игра «Чувство и движение»

Развитие самоосознания — распознавание какого-либо чувства, когда оно возникает, что в этот момент происходит с телом.

Развитие умения чувствовать свое тело, расслабляясь по контрасту с напряжением.

Развитие умение справляться с чувствами, чтобы они не выходили за подобающие рамки.

Организм человека представляет собой единое целое, поэтому эмоциональное напряжение всегда сопровождается напряжением мышечным, и, наоборот. Расслабление мышц приводит к снижению нервного возбуждения, эмоциональному расслаблению.

Игра «самый банановый»

учить распознавать эмоции в других людях, основываясь на мимических выражениях.

Игра «большие пальцы вверх шепчем все вместе»

Развивать самоконтроль над эмоциями, учить подавлять импульсивность.

1. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка //Вопросы психологии. 1966.

2. Выготский Л. С.Собрание сочинений: В 6 т. – Т. 4. М. : Педагогика, 1984.

3. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. М. : Просвещение, 2001.

4. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М. ; 1986.

5. Гоулман Дениел Эмоциональный интеллект. Издательство «Манн, Иванов и Фебер» М. ,2013.

Правила определения ведущей руки ребенка НЕСКОЛЬКО ПРАВИЛ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕСТОВ РУКОСТИ При проведении этих «тестов» важно помнить несколько правил, соблюдение которых поможет получить.

Проблемы здоровья детей дошкольного возраста В Концепции дошкольного воспитания подчеркивается,что ключевой позицией обновления детского сада на современном этапе развития общества.

Источник

Влияние игровой деятельности на формирование эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Бобина Татьяна
Влияние игровой деятельности на формирование эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Среди глобальных проблем человечества, наиболее остро заявляющих о себе в XXI веке, особое место занимает психическое здоровье детей. Дошкольное детство — это время, когда эмоции господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, управляют и регулируют все остальные его психические функции.

Исключительное значение эмоций в развитии личности ребенка отмечали П. К. Анохин, З. М. Богуславская, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, К. Э. Изард, А. Д. Кошелева, Я. З. Неверович, С. Л. Рубинштейн и др., которые подчеркивали, что эмоциональная сфера ребенка, является одной из базовых предпосылок общего психического развития, фундаментальным внутренним фактором, определяющим психическое здоровье ребенка и становление его исходно благополучной психики.

Однако, по данным института возрастной физиологии РАО, примерно 20% дошкольников отличаются эмоциональной неустойчивостью, а к концу первого класса их количество увеличивается до 60-70%. Следовательно, развитие эмоциональной сферы ребенка способствует процессу его социализации, становлению отношений во взрослом и детском сообществах, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным,если его участники не способны: во-первых, понимать эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями.

Игра – это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста и самый лучший способ решения вопросов воспитания и развития ребенка. Слово «играть» применительно к ребенку в давние времена означало «жить» и «дружить».Не случайно современный ребенок обычно говорит: «Я хочу с тобой играть» или «Я с тобой больше не играю». Это, в сущности, означает «Я хочу с тобой дружить» или «Я с тобой больше не дружу!»

Читайте также:  Комедия про повышенные чувства

Игра является отражением социальной жизни, оказывает существенное воздействие на всестороннее развитие ребенка. Игровой коллектив – это социальный организм с отношениями сотрудничества, навыками общения. В

игре ребенок всегда выше своего среднего повседневного поведения: он в игре как бы на голову выше самого себя. Ирга в концентрированном виде содержит в себе как в фокусе увеличительного стекла все тенденции развития.

Игра в дошкольном возрасте – это деятельность, эмоционально насыщенная, требующая от ребенка определенного настроя и вдохновения. В игре, с одной стороны, обнаруживаются уже сложившиеся у детей способы и привычки эмоционального реагирования, с другой, формируются новые качества поведения ребенка, развивается и обогащается его эмоциональный опыт.

Игровая деятельность детей может быть использована в целях выявления некоторых особенностей эмоционального неблагополучия дошкольника. Игра служит эффективным средством для выявления тех объективных отношений,в которых живет ребенок: вступая в игре в реальные отношения со своими партнерами, он проявляет присуще ему личностные качества и обнажает эмоциональные переживания. В то же время внесение в игру нового эмоционального опыта (переживание радости от общения со сверстниками или от перевоплощения роли и т. д.) способствует нейтрализации отрицательных эмоциональных проявлений у детей, приводит к формированию у них новых положительных качеств и стремлений, новых побуждений и потребностей.

Наиболее важными для развития социально – эмоциональной сферы дошкольников является сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные и театрализованные игры.

Сюжетно-ролевые игры являются источником формирования социального сознания ребенка и возможности развития его эмоциональной сферы. В игре, созданной под руководством воспитателя, создается новая жизненная ситуация, в которой ребенок стремится полнее реализовать формирующуюся с возрастом потребность в общении с другими детьми.

Постепенно в результате воспитательного воздействия у детей формируется умение распределять роли с учетом интересов и желаний каждого из участников. Педагог использует различные игровые приемы для формирования у детей общительности, чуткости, отзывчивости, доброты, взаимопомощи – всего того, что требуется для жизни в коллективе. Игра служит и средством воздействия на тех детей, у кого появляются эгоизм, агрессивность, замкнутость. В процессе развития игры ребенок переходит от простых, элементарных, готовых сюжетов к сложным, самостоятельно придуманным, охватывающим практически все сферы деятельности. Он учится играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними, обходится без многочисленных игровых атрибутов, овладевает правилами игры и начинает следовать им, какими бы сложными они ни были.

Педагогическая работа по руководству игройотражается в перспективных планах в некоторых аспектах:

• приемы педагогического влияния на содержание игр;

• помощь детям при реализации сюжета игры;

формирование взаимоотношений между участниками игры;

• создание предметно-игровой среды.

Перед знакомством с новой игроймы проводим предварительную работу:

• чтение с обсуждением;

• показ наглядного материала;

• изготовление атрибутов к игре.

Особое значение в планировании игры мы уделяем постоянному анализу и оценке своих действий и действий детей в игре.

В ролевых играх дети вступают в разнообразные контакты между собой и по собственной инициативе имеют возможность строить свои взаимоотношения в значительной мере самостоятельно, сталкиваясь с интересами своих партнеров и приучаясь считаться с ними в совместной деятельности.

В нашем дошкольном образовательном учреждении каждая групповая комната разделена на игровые зоны, с учетом возраста и интересов детей. Мы практикуем взаимопосещения педагогов с целью просмотра игр с последующим анализом, так воспитатели получают возможность поделиться опытом.

Таким образом, роль сюжетно-ролевой игры в формировании и развитии социальной сферы чрезвычайно велика. При организации и проведении коллективных сюжетно-ролевых игр особое значение уделяем индивидуальному подходу к каждому ребенку, в зависимости от его интересов и способностей. Поэтому необходимым условием является поддержка и развитие всего лучшего, что может быть в ребенке.

От успешной игры ребенок получает большое удовольствие, он самоутверждается в своей роли, испытывает неподдельную гордость.

Реализация в игре творческих возможностей, импровизация, осуществление замыслов вызывают эмоциональное вдохновение детей, их бурную радость, требование повторение игры, обрастающей все новыми подробностями.

Эмоциональный подъем в игре помогает дошкольнику преодолевать негативизм по отношению к другим детям, принятие их как партнеров.

Театрализованная игра тоже является эффективным средством для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. Вместе с тем, сегодня в дошкольных учреждениях развивающий потенциал театрализованной игры используется недостаточно.

Театрализованные игры применяются главным образом в качестве некоего «зрелища» на праздниках.

С развитием ребенка развивается и усложняется игра: в ясельной группе используются малые этюдные формы (игры – имитации животных, птиц, затем игры – импровизации, инсценировки, драматизации и режиссерская игра. Дети старших групп с удовольствием показывают театрализованные представления своим младшим друзьям.

Читайте также:  Чувствуется кислотность во рту

Театрализованные игры делают возможным обогатить эмоциональную сферу дошкольников через образы, краски звуки. Зрелищность вызывает радость, а сказочность образов усиливает привлекательность игры.

Дидактические игры применяются в педагогическом процессе. Они имеют определенную цель, то есть эта игра направлена на получение конкретного результата.Цель имеет два аспекта:

• познавательный, то есть то, чему мы должны научить ребенка;

• воспитательный, то есть те способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям, которые следует привить детям.

Важной особенностью дидактической игры являются игровые правила, которые помогают детям понять ее замысел, игровые действия и обучающую задачу. Взрослый организует игру и направляет ее – он помогает преодолевать затруднения, оценивает действия ребенка. Дидактические игры являются осмысленной деятельностью для ребенка, в которую он охотно включается, а полученный в игре социальный опыт становится его личным достоянием, так как его можно применить и в других условиях. Игра должна давать ребенку возможность применять на практике то, что ему знакомо и побуждать к усвоению нового.

Подвижные игры, прежде всего, направлены на укрепление здоровья, улучшение общей физической подготовленности детей, удовлетворении их биологической потребности в движениях. Но социально-эмоциональная направленность должна быть неотъемлемой чертой подвижных игр (нельзя допускать монотонность). Подвижные игры должны содержать интересные двигательные задания, игровые образы, неожиданные ситуации.

К сожалению, необходимо отметить, что воспитанники дошкольных образовательных учреждений стали меньше играть. Поэтому мы играем не только в совместной деятельности, но и занятия выстраиваем в форме игровых ситуаций, побуждающих детей к сближению друг с другом, с педагогом на основе сопереживания самой ситуации. Такие занятия – игры предусматривают формирование у детей знаний и умений, необходимых для доброжелательного общения, воспитания хороших манер, что и называется культурой общения. Игровые задания подбирают по принципу от простого к сложному, которые доступные по содержанию. В качестве своеобразного отдыха предлагаются игры малой подвижности, игры-этюды, хороводные игры, позволяющие детям расслабиться. Занятия – игры помогут сформировать у детей: умение распознавать эмоции других и владеть своими чувствами, позитивное отношение к другим людям, умение сопереживать – радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений, умение выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств, умение взаимодействовать и сотрудничать.

Важно помнить, что каждый ребенок индивидуален, неповторим, надо научиться не сравнивать одного ребенка с другим, поэтому в ходе занятий – игр мы даем детям не только новые знания, но и решаем их эмоциональные проблемы, развиваем воображение, уверенность в себе, но главное – мы получаем огромную радость от общения с ними, завоевываем их доверие и дружбу. Игра меняет реальные отношения детей и взрослых, они становятся теплее, ближе, появляется общее дело, тем самым устанавливаются взаимоотношения, взаимопонимание.

Развитие эмоциональной сферы у детей шестого года посредством сказок Добрый день, уважаемые участники конференции! Вашему вниманию предлагается дипломная работа А. А. Клюкиной на тему «Развитие эмоциональной.

Вариативная дидактическая игра для детей разновозрастной группы от 5–8 лет на развитие эмоциональной сферы Авторская вариативная дидактическая игра для детей разновозрастной группы от 5-8 лет на развитие эмоциональной сферы. Цель: Формировать.

Дидактические пособия для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития у детей эмоциональной сферы. Эмоции — это своеобразный калейдоскоп впечатлений.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Детям раннего возраста нравится ритмическая речь, сама музыка слова. Еще не понимая.

Консультация для воспитателей «Формирование игровой деятельности детей раннего возраста» В 1 младшей группе (третий год жизни) мы уделяем большое внимание формированию самостоятельной, более развернутой сюжетной игре детей с.

Консультация для воспитателей «Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста». Игра, учение, труд — вот три основных вида деятельности человека. Игра готовит ребёнка и к изучению, и к труду, при этом сама игра всегда.

Наглядные средства и пособия для развития эмоциональной сферы детей Важную роль в полноценном личностном развитии ребёнка играет развитие его эмоциональной сферы. Недаром в настоящее время постепенно отходят.

Развитие эмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраста через инновационные техники изобразительной деятельности Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач детского поведения и эмоций, так как по своему характеру является художественной.

Влияние исследовательской деятельности для развития творческих способностей у детей дошкольного возраста Знакомство ребёнка с окружающим миром, начинается с первых лет жизни. Красота и яркость красок природы, привлекают внимание детей своим.

Источник

Оцените статью