Ребенок с особыми образовательными потребностями
Светлана Лебедева
Ребенок с особыми образовательными потребностями
Консультация для родителей
«Ребенок с особыми образовательными потребностями»
Ребенок с особыми потребностями в образовании – это новое для современного общества понятие.
Появление этого термина свидетельствует о взрослении нашего общества — оно поворачивается лицом ребенку, имеющему особенности развития, будь то ребенок с ограниченными возможностями или просто попавший в тяжелую жизненную ситуацию.
В настоящее время вытесняется понятие аномального ребенка, ребенка с нарушениями в развитии, ребенка с отклоняющимся развитием. Общество больше не делится на «нормальное» большинство и «ненормальное» меньшинство.
Границы между нормальным и аномальным ребенком призрачны, ведь без должного внимания ребенок с любыми способностями будет отставать в развитии. К тому же в особых условиях обучения нуждаются не только дети с психическими и физическими нарушениями, но и дети, попавшие под специфические социальные и культурные условия.
Детям с особыми образовательными потребностями нужны обходные пути получения тех знаний, которые для нормально развивающихся детей являются обычными.
Итак, что же подразумевает термин «дети с особыми образовательными потребностями»?
Новый, еще не устоявшийся термин; возникает, как правило, во всех странах мира при переходе от унитарного общества к открытому гражданскому, когда общество осознаёт потребность отразить в языке новое понимание прав детей с нарушениями в психофизическом развитии, новое отношение к ним.
Данный термин призван вытеснить из широкого употребления термины «аномальные дети», «дети с нарушениями в развитии», «дети с отклонениями в развитии» и конкретизирующие их термины (дебил, идиот, даун, спастик, алалик, дизартрик и др.) как термины, указывающие на ненормальность, неполноценность человека.
Подтверждая отказ общества от деления людей на полноценное большинство и неполноценное меньшинство, новый термин закрепляет смещение акцентов в характеристике этих детей с недостатков, нарушений, отклонений от нормы на фиксацию их потребностей в особых условиях и средствах образования, указывает на ответственность общества за выявление и реализацию этих потребностей.
Термин «дети с особыми образовательными потребностями» используется как в широком социальном, так и в научном контексте. В научном контексте данный термин важен потому, что он ориентирует исследователей на «проницаемость» границ между науками об аномальном и нормальном ребёнке, так как детьми с особыми образовательными потребностями могут быть как дети с психофизическими нарушениями, так и дети, не имеющие таковых. В последнем случае особые образовательные потребности могут быть обусловлены социокультурными факторами.
Несмотря на то, что данный термин появляется в России позже, чем в США и странах Западной Европы, его введение в обиход отечественной науки нельзя квалифицировать как прямое заимствование западного термина «дети с особыми нуждами» («Children with Special Needs»). Содержание термина «дети с особыми образовательными потребностями» отражает традиционное для отечественной дефектологии понимание ребёнка с нарушениями в развитии как ребёнка, нуждающегося в «обходных путях» достижения тех задач культурного развития, которые в условиях нормы достигаются укоренившимися в культуре способами воспитания и принятыми в обществе способами массового образования.
Понятие «дети с особыми образовательными потребностями» охватывает всех учащихся, чьи образовательные проблемы выходят за границы общепринятой нормы. Общепринятый термин «дети с особыми образовательными потребностями» делает ударение на необходимости обеспечения дополнительной поддержки в обучении детей, которые имеют определенные особенности в развитии.
Дети с особенностямипсихофизического развития разделяются по следующим категориям:
— с нарушениями слуха (глухие, оглохшие, со сниженным слухом);
— с нарушениями зрения (слепые, ослепшие, со сниженным зрением);
— с нарушениями интеллекта (умственно отсталые, с задержкой психического развития);
— с речевыми нарушениями;
— с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
— со сложной структурой нарушений (умственно отсталые слепые или глухие, слепоглухонемые и др.);
— с эмоционально-волевыми нарушениями и дети с аутизмом.
Логичным и обоснованным может быть принято определение, которое дает французский ученый Г.Лефранко: «Особые потребности – это термин, который используется в отношении лиц, чья социальная, физическая или эмоциональная особенность требует специального внимания и услуг, предоставляется возможность расширить свой потенциал».
Ярким событием для мирового педагогического сообщества является прошедшая под эгидой ЮНЕСКО в 1994 г. в Испании (г. Саламанка) Всемирная конференция по образованию лиц с особами потребностями. В итоге в педагогику введен термин «инклюзия» и провозглашен принцип инклюзивного образования. Сегодня можно с уверенностью сказать, что инклюзивное образование предусматривает не только активное включение и участие детей и подростков с ООП в образовательном процессе обычных образовательных учреждений, но в большей мере перестройку системы массового образования и учебно-воспитательного процесса с целью обеспечения образовательных потребностей всех категорий детей.
Если мы говорим об инклюзивном образовании, то имеем в виду, прежде всего, особые образовательные потребности у детей, имеющих нарушения в психофизическом развитии.
Инклюзивное образование – это система образовательных услуг, которая базируется на принципе обеспечения основного права детей на образование и права обучаться по месту проживания, что предусматривает обучение в условиях общеобразовательного учебного заведения.
Сторонники этой образовательной системы считают, что таким образом дети будут наилучшим образом подготовлены к реальной жизни. А скептики опасаются, что на педагогов будет розложена слишком большая ответственность за детей с ООП в то время, как сами педагоги не будут иметь соответствующей подготовки и необходимых ресурсов. И это приведет к тому, что детям с особенностями развития будет уделяться гораздо больше внимания, чем обычным детям – а значит общий уровень образования снизится.
Современные научные представления позволяют выделить общие аспекты особых образовательных потребностей разных категорий детей с нарушениями психо-физического развития.
• Время начала образования – потребность в совпадении начала специального целенаправленного обучения с моментом определения нарушения в развитии ребенка. (Так, если нарушение слуха или зрения ребенка выявлено в конце первого месяца его жизни, то немедленно должно начинаться и специальное обучение. Крайне опасна ситуация, когда после выявления первичного нарушения в развитии, все усилия взрослых направляются исключительно на попытку лечения ребенка, реабилитацию средствами медицины.)
• Содержание образования – потребность во введении специальных разделов обучения, не присутствующих в содержании образования нормально развивающегося ребенка. (Например, занятия по развитию слухо-зрительного и зрительного восприятия речи у глухих, слабослышащих и позднооглохших детей, разделы по социально-бытовой ориентировке для слепых, слепоглухих и умственно-отсталых детей, разделы по формированию механизмов сознательной регуляции собственного поведения и взаимодействия с окружающими людьми и др.)
• Создание специальных методов и средств обучения – потребность в построении «обходных путей», использовании специфических средств обучения, в более дифференцированном, «пошаговом» обучение, чем этого обычно требует обучение нормально развивающегося ребенка. (Например, использование дактилологии и жестовой речи при обучении глухих, рельефно-точечного шрифта Брайля при обучении слепых, значительно более раннее, чем в норме, обучение глухих детей чтению и письму и т. п. ;
• В определении границ образовательного пространства – потребность в максимальном расширении образовательного пространства за пределы образовательного учреждения.
• В продолжительности образования – потребность в пролонгированности процесса обучения и выход за рамки школьного возраста.
• В определении круга лиц, участвующих в образовании и их взаимодействии – потребность в согласованном участии квалифицированных специалистов разных профилей (специальных психологов и педагогов, социальных работников, врачей разных специальностей, нейро- и психофизиологов и др., во включение родителей проблемного ребенка в процесс его реабилитации средствами образования и их особая подготовка силами специалистов.
• Особая организация обучения.
— К таким детям необходимо подходить индивидуально, создавать им особые образовательные среды, например дети с ранним детским аутизмом нуждаются в создании особого структурированного обучения.
— Необходимо максимально расширить образовательное пространство за пределы специального образовательного учреждения, интегрировать ребенка в общество.
— Большая продолжительность процесса образования и выход его за пределы школьного возраста.
— Согласованное участие разных специалистов: психологов, врачей, социальных работников, преподавателей специальных дисциплин, а также привлечение к процессу воспитания и обучения родителей ребенка.
Дети с нарушениями — это не потерянные для общества люди. При особом образовательном подходе они способны социально адаптироваться, интегрироваться в общество, приносить ему пользу и быть счастливыми. Появление термина «ребенок с особыми образовательными потребностями» подчеркивает важность такого подхода.
«Родительский университет» Тема: «Дети с особыми образовательными возможностями» «Родительский университет»Тема:«Дети с особыми образовательными возможностями». Дата проведения: 22 января 2015г. Время проведения: с 17.00.
Индивидуально-образовательный маршрут развития ребёнка с особыми образовательными потребностями Воспитанница коррекционной группы — Тенникова Ксения (6 лет) Индивидуальный маршрут: обучение исполнению песни «О Камчатке» музыка и слова.
Изучение мотивационного компонента речевой деятельности детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями Стратегии реформирования в образовании детерминировали появление многочисленных психолого-педагогических исследований, назначение которых.
Организация интерактивной среды в дошкольном учреждении для детей с особыми образовательными потребностями. Организация интерактивной среды в дошкольном учреждении для детей с особыми образовательными потребностями. На сегодняшний день поиск форм.
Организация интерактивной среды в дошкольном учреждении для детей с особыми образовательными потребностями Организация интерактивной среды в дошкольном учреждении для детей с особыми образовательными потребностями. На сегодняшний день поиск форм.
Особенности работы с семьёй и консультирования родителей детей с особыми образовательными потребностями Особенности работы с семьёй и консультирования родителей детей с особыми образовательными потребностями. В дошкольном детстве любой ребёнок.
Развитие коммуникативных навыков у детей с особыми образовательными потребностями. Занятие на тему: «Развитие коммуникативных навыков у детей с особыми познавательными потребностями» Цель: Научить детей общаться друг с.
Развитие полисенсорных способностей у детей с особыми образовательными потребностями Мир входит в сознание человека лишь через дверь органов внешних чувств. Если она закрыта, то он не может войти в него, не может вступить.
Сенсомоторное развитие детей с особыми образовательными потребностями В последние годы по отечественной статистике отмечается большой рост числа детей с задержкой психического развития. ЗПР относиться к «пограничной».
Стихотворение о детях с особыми потребностями и их воспитателях Уважаемые коллеги, не судите строго. Это стихотворение-попытка привлечь внимание окружающих к детям с особыми потребностями. «Особые дети».
Источник
«Театрализованная деятельность в развитии эмоциональной устойчивости у детей с особыми образовательными потребностями»
Дети с особыми образовательными потребностями – это дети с нарушениями, вследствие которых к ним нужно применять особые образовательные программы, отличные от стандартных.
Эмоциональная устойчивость ребенка дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями — это один из важных компонентов психического здоровья, это индивидуальная характеристика эмоциональной сферы, которая выражается в адекватности эмоционального реагирования ребенка при взаимодействии с окружающей действительностью, оптимальной силе проявлений переживаемых эмоций и стабильных особенностях эмоционального реагирования.
Жизнь детей с нарушениями развития наполнена разнообразными эмоциями, чувствами и требует от ребенка их правильного понимания и соответствующего реагирования на них. Дети часто находятся под влиянием переполняющих их чувств и не всегда способны управлять своими эмоциями. Они не всегда могут угадать смысл поведенческих реакций окружающих по внешним эмоциональным проявлениям и правильно реагировать на них. У таких детей часто наблюдаются немотивированные колебания настроения — капризность, плаксивость, смех без причины. Наблюдаются агрессивность, возбудимость, нарушения самооценки. Степень выраженности искажений эмоционального развития детей, имеющих отклонения в психофизическом развитии, может быть различной.
На успешное развитие эмоциональной устойчивости детей с нарушениями развития влияет та деятельность, в которую он вовлечен на данном этапе развития. Иными словами, эмоции ребенка и его успешная социализация развиваются в деятельности и зависят от содержания и структуры этой деятельности.
Одной из наиболее эффективной формой в работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями развития является театрализованная деятельность.
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям, развивая эмоциональную сферу ребёнка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
В театрализованной деятельности дети передают внутренний мир своих персонажей, учатся критически оценивать поступки и чувства, которые значимы не только для них, но и для окружающих людей, идет развитие эмоций при проигрывании ролей, у детей повышается самооценка. Дети становятся более раскрепощенными и общительными.
Наиболее доступными для детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями являются театрализованные игры.
Театрализованные игры всегда радуют, часто смешат детей, пользуются у них неизменной любовью. За что? Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь. Во время таких игр дети чувствуют себя раскованно, свободно.
Театрализованные игры помогают понять другой мир, мир эмоций, переживаний. Позволяют ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно, т.е. от лица какого- либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе.
Для того, чтобы театрализованная деятельность являлась мощным средством развития эмоциональной устойчивости необходимы определенные условия.
— Педагог всячески обязан поощрять исполнительское творчество, развивать у детей способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации. В театрализованной игре каждый ее участник проявляет свою инициативу, свои желания и представления. Но от каждого требуется и умение согласовывать свои действия с действиями других участников, с определенными правилами.
— Одним из основных условий вовлечения детей в театрализованную деятельность- эмоциональное отношение педагога ко всему происходящему. Ни в коем случае нельзя применять никакого давления, сравнения, оценки, осуждения. Наоборот, необходимо предоставить детям возможность высказаться, проявить внутреннюю активность.
— Педагог должен строго следить за тем, чтобы своей актерской активностью и раскованностью не подавить робкого ребенка, не превратить его только в зрителя или исполнителя воли педагога. Нельзя допускать, чтобы дети боялись выйти «на сцену», боялись ошибиться. Педагог должен хорошо знать каждого ребенка, чтобы понять, что и как он чувствует, слушая какое- либо произведение, а затем выражает свои чувства на площадке.
При организации и проведении театрализованных игр необходимо выделять подготовительный и основные этапы.
На подготовительном этапе необходимо изучить методическую литературу, а также создать необходимую предметно-развивающую среду (создать «уголок театра»). Он благоприятствует установлению более тесного контакта между педагогом и ребенком. В этом уголке необходимо иметь разные виды театра, куклы из разных материалов, сказочные атрибуты, декорации. Отдельно скажу про куклу би-ба-бо. Манипулирование куклой би-ба-бо привлекает внимание детей и создает возможность осуществления телесного контакта — прикосновение (это важно для детей, испытывающих страх в общении с незнакомыми людьми).
В результате правильно организованной предметно-развивающей среды, где весь материал для театрализации находится в доступном месте, дети в любое свободное для них время могли играть с различными атрибутами, перевоплощаться в различных героев.
Основной этап — это работа с театрализованными играми: игры-драматизации и режиссерские игры.
В реализации основного этапа решаются следующие задачи:
— знакомить детей с основными эмоциями; — узнавать и передавать эмоциональные состояния и учиться оценить эти состояния; — развивать навыки эмоционального общения детей друг с другом и взрослыми; — учить речевым и неречевым средствам общения — мимика, жест пантомимика; — импровизировать игры-драматизации, освоить режиссерские игры; — воспитывать доброжелательность и сплочение детей в коллективе.
Сейчас я вам раскрою задачи и специфику содержания работы педагога с детьми на разных возрастных этапах.
Младший возраст
Задачи: -Познакомить с основными эмоциями: радость, грусть, страх — Развивать способность к обыгрыванию этюдов и эмоций -Учить подражать образу героев -Формировать умение работать в коллективе
С детьми используют игровые задания и игры-драматизации, в которые включается ребенок.
Ступени работы следующие:
· Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко – дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте) .
· Игра-имитация цепочки последовательных действии в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул на дерево) .
· Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику) .
· Игра-импровизация под музыку.
· Бессловесная uгpa-импровизация с одним персонажем но текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель.
· Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель .
· Ролевой диалог героев сказок .
· Инсценирование фрагментов сказок о животных.
· Игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам.
У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры.
· настольного театра игрушек,
· настольного плоскостного театра,
· плоскостного театра на фланелеграфе,
Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов .
Средний возраст
Задачи:
— Развивать способность к обыгрыванию любого сюжета художественного произведения. — Учить детей замечать эмоциональное состояние окружающих.
-Учить декодировать (расшифровывать) выразительное проявление различных эмоций (мимика, пантомимика).
-Учить анализировать свои эмоции, понимать, чем они вызваны.
-Передавать образ героя мимикой, жестами -Формировать умение работать в коллективе
В данном возрасте широко используются игры-драматизации:
· многоперсонажные игры-драматизации по текстам двух-трехчастных сказок о животных и волшебных сказок («Зимовье зверей», «Лиса и волк») ;
· игры-драматизации по текстам рассказов на темы месяца
· постановка спектакля по произведению.
Расширение игрового опыта детей происходит также за счет освоения режиссерской игры.
В возрасте 4-5 лет ребенок осваивает разные виды настольного театра:
· театр народной игрушки,
· театр верховых кукол (без ширмы, а к концу учебного года – и с ширмой) и пр.
Дети показывают постановки по поэтическим и прозаическим текстам (С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»; К. Чуковский «Путаница»). Пальчиковый театр чаще используется в самостоятельной деятельности, когда ребенок импровизирует на основе знакомых стихов и потешек, сопровождая свою речь несложными действиями («Жили у бабуси»; С. Михалков «Котята», 3убкова «Мы делили апельсин»).
Старший дошкольный возраст
Задачи:
1.Учить анализировать свои эмоции, понимать чем они вызваны. 2. Воспроизводить мимически эмоции радости, удивления, спокойствия, грусти, гнева, страха. 3. Управлять своими эмоциями. 4. Накапливать позитивный эмоциональный опыт в процессе общения со взрослым и детьми.
5. Повышать самооценку и уверенность в своих возможностях.
6. Стимулировать активность и самостоятельность в процессе взаимодействия с окружающими.
7.Способствовать самопринятию.
8. Развивать чувство эмпатии.
В старшем дошкольном возрасте дети с «особыми потребностями» осваивают разные виды игры-драматизации и режиссерской театрализованной игры.
ВЫВОД.
Как показывает практический опыт педагогов, театрализованные игры сближают детей, развивают эмоциональную устойчивость, помогают преодолевать барьер в общении, учат выражать свои чувства и лучше понимать чувства других. Дети становятся более открытыми, эмоциональными, им интересно узнавать и пробовать всё новое.
Источник