Эмоциональное развитие детей от года до трех лет

Эмоциональное развитие ребенка от года до трех.
консультация (младшая группа) по теме

Консультация для родителей по вопросам развития эмоциональной сферы личности ребенка.

Скачать:

Вложение Размер
emotsionalnoe_razvitie_ot_1_do_3_-.docx 18.35 КБ

Предварительный просмотр:

Эмоциональное развитие детей от года до трех

Эмоциональное развитие детей второго и третьего года жизни тесно связано с предметной и игровой деятельностью. Поговорим об этом более подробно.

Предмет и детская эмоциональность

Эмоциональные реакции у детей второго года жизни возникают под влиянием объектов, с которыми предстоит действовать ребенку, на саму в целом предметную ситуацию, на собственные действия и на полученный результат. По выражаемым ребенком эмоциям можно судить о степени развития его навыков и удовлетворении потребности в совместной с взрослым предметной деятельности.

Положительные эмоции (улыбки, радостные возгласы, частые обращения к маме) говорят о том, что ребенок действие освоил и хочет получить одобрение. Он переживает по поводу результатов своего действия, радуется успеху-одобрению и огорчается при неудаче. В этом процессе огромное значение отводиться речи.

Когда взрослый словесно обозначает свое отношение к действиям ребенка, слова, выражающие оценки, становятся основой формирующихся чувств, моральных суждений. Происходит это следующим образом. Сначала само слово у малыша не вызывает никакого чувства, то есть еще не имеет оценочного значения. Оно приобретает такое значение, когда взрослый подкрепляет его дополнительно мимикой, жестами, интонацией, действиями. Постепенно, примерно к 2,5-3 годам слово перестает нуждаться в подкреплении и ребенок уже реагирует на его значение, как таковое. На основе сформированной связи «представление о хорошем, правильном поведении — одобрение взрослого — положительные эмоции» происходит становление регулирующей функции речи. С этого момента поведение ребенка управляется речью взрослого.

Под влиянием воздействия на малыша положительной и отрицательной оценки продолжает формироваться чувство стыда, связанное с ранним опытом взаимодействия ребенка с окружающим. Оно является проявлением детского самолюбия, зарождающегося чувства гордости и собственного достоинства. В основе стыда лежит формирование представлений о положительно и отрицательно оцененных образцах поведения. Оно возникает при отклонении поведения от положительного образца. При этом малыш сам чувствует это отклонение и воспринимает такую ситуацию как утрату положительного мнения взрослых, понижение своего достоинства.

Для развития достоинства, самолюбия и гордости за свои положительные поступки особое значение имеет похвала. Сначала переживания гордости неустойчивы и возникают только при прямой оценке взрослого. Если положительные оценки повторяются и связываются с одними и теми же качествами и поступками, потребность получать положительную оценку и удовлетворять свое самолюбие становится устойчивой. Противоречие возникает, когда взрослый перестает хвалить ребенка за его прошлые достижения, а новая форма поведения или формирующиеся способности не заслуживают такой же похвалы. Например, мама не станет хвалить ребенка 4 лет за то, что он сам одел или снял колготки и ли самостоятельно поел, а малыш 2-2,5 лет получит за это одобрение старших. Ребенок сопротивляется и продолжает гордиться тем, чем привык, пока под влиянием новой оценки и новой ситуации развития не перестраивается его отношение к себе и своим способностям.

Эмоциональное развитие и сверстники

На 2-3 году зарождаются новые чувства в отношении сверстников: соперничество, чувство зависти, ревность. Это имеет особое значение, так как большинство детей начинают в этом возрасте посещать общественные учреждения. Дети стремятся узурпировать внимание взрослого и протестуют. Когда его приходиться делить с другими детьми. В то же время при систематическом побуждении взрослого ребенок начинает распространять на сверстника чувство симпатии. Накопление собственного жизненного опыта и опыта общения помогает ребенку понимать, когда другому ребенку больно, обидно, плохо. Уже до трех лет ребенок способен оказать посильную для себя помощь, утешить, поделиться, привлечь к участию в игре.

Настроение близких людей дети понимают намного лучше. Любовь, привязанность становятся глубже.

Малыш начинает получать удовольствие от игры уже к концу второго года жизни. Возникают переживания, связанные не только с действием, но и с сюжетом. Неудачно выполненное игровое действие вызывает сильное огорчение, иногда слезы и раздражение. К концу третьего года жизни ребенок не реагирует уже так сильно на предметное действие, но больше переживает развитие сюжета. Чем сильнее ребенок реагирует на игровые события, тем выше уровень развития игровой деятельности и ее значимости для ребенка.

Обобщая особенности эмоционального развития детей раннего возраста, хочется подчеркнуть, что эмоции и чувства в этом возрасте неустойчивы, кратковременны и бурно выражаются. Дети очень возбудимы и это оказывает влияние на все поведение. Любое ожидание приятного события или их насыщенный характер и чрезмерная продолжительность вызывают плаксивость, капризы и раздражительность. Чтобы не провоцировать эмоциональных срывов, соблюдайте несколько простых правил :

• не перегружайте детей эмоциональными раздражителями;
• помните об «эмоциональном заражении», свойственном еще этому возрасту, когда дети повторяют эмоциональные реакции друг друга;
• придерживайтесь режима, традиционных для вас способов кормления и укладывания;
• придерживайтесь выработанных способов воспитания и общения, не допуская рассогласования требований к ребенку;
• избегайте «экзальтации» в общении с отдельными близкими, связанной с недостаточно продолжительным и эмоционально насыщенным общением (например, визит бабушки или приходящего папы).

Источник

Психологические особенности развития ребенка в раннем возрасте (от 1 года до 3-х лет)

Алена Агапова
Психологические особенности развития ребенка в раннем возрасте (от 1 года до 3-х лет)

Работа в консультационном пункте

(консультация для родителей детей 1,5 -2 лет)

«Психологические особенности развития ребенка в раннем возрасте (от 1 года до 3х лет)»

старший воспитатель МДОУ «Детский сад № 131»

Байгушева Ирина Вениаминовна

педагог – психолог МДОУ «Детский сад № 131»

Агапова Алена Игоревна

Период от 1 года до 3 лет – это следующий этап в развитии ребенка, проявляющийся в психологическом отделении от матери и наступлении раннего детства. Это связано с тем, что у ребенка не только возникают новые физические возможности, но и интенсивно развиваются психические функции, а к концу периода появляются первоначальные основы (зачатки) самосознания.

Развитие психических функций:

Этот период считается сензитивным периодом к усвоению речи.

К 3 годам речь ребенка приобретает предметное значение и в связи с этим появляются предметные обобщения. Быстро растет активный и пассивный словарь. К 3 годам ребенок понимает практически все. Говорит 1000 – 1500 слов.

В раннем возрасте развиваются другие психические функции – восприятие, мышление, память, внимание. Доминирует восприятие. Это означает определенную зависимость от него остальных психических процессов. Поведение детей является полевым, импульсивным; ничто из того, что лежит вне наглядной ситуации, их не привлекает. До 2 лет ребенок вообще не может действовать без опоры на восприятие. Восприятие аффективно окрашено – в связи с этим характерно импульсивное поведение. Наблюдаемые предметы действительно «притягивают» ребенка, вызывая у него яркую эмоциональную реакцию. Аффективный характер восприятия приводит к сенсомоторному единству. Ребенок видит вещь, она его привлекает и благодаря этому начинает разворачиваться импульсивное поведение – достать ее, что-то с ней сделать.

Память. В основном, это узнавание, нет опоры на прошлый опыт. Преобладает непроизвольный вид запоминания.

Мышление в этот возрастной период принято называть наглядно-действенным. Оно основывается на восприятии и действиях, осуществляемых ребенком. И хотя примерно в 2-летнем возрасте у ребенка появляется внутренний план действий, на протяжении всего раннего детства важной основой и источником интеллектуального развития остается предметная деятельность. В совместной деятельности со взрослым ребенок усваивает способы действия с разнообразными предметами.

Основным видом деятельности ребенка является предметная деятельность, в процессе которой ребенок знакомится с различными свойствами предметов; продолжается его сенсорное развитие.

В игровой комплекс ребенка второго года жизни должны входить такие игрушки,как: кубики, мячи, пирамидки, матрешки, доски с вкладышами различной геометрической формы, строительный материал разного размера.

Мышление первоначально проявляется в самом процессе практической деятельности. Однако функционируя, например, с матрешкой, ребенокуже осуществляет такие мыслительные процессы как анализ и синтез: разбор матрешки – это анализ, а сбор – это синтез. Совершенствуются и сами предметные действия. Происходит перенос освоенных действий в другие условия.

Эмоциональное развитие. Развитие психических функций неотделимо от развития эмоционально-потребностной сферы ребенка. Ребенок эмоционально реагирует только на то, что непосредственно воспринимает. Желания ребенка неустойчивы и быстро преходящи, он не может их контролировать и сдерживать; ограничивают их только наказания и поощрения взрослых.Все желания обладают одинаковой силой: в раннем детстве отсутствует соподчинение мотивов. Выбрать, остановиться на чем-то одном ребенок еще не может – он не в состоянии принять решение.

Развитие эмоционально-потребностной сферы зависит от характера общения ребенка со взрослыми и сверстниками. В общении с близкими взрослыми, которые помогают ребенку познавать мир «взрослых» предметов, преобладают мотивы сотрудничества, хотя сохраняется и чисто эмоциональное общение, необходимое на всех возрастных этапах. Ребенок раннего возраста, общаясь с детьми, всегда исходит из своих собственных желаний, совершенно не учитывая желания другого. Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. Ребенка раннего возраста легко отвлечь. Если он действительно расстроен, взрослому достаточно показать ему любимую или новую игрушку, предложить заняться с ним чем-то интересным – и ребенок, у которого одно желание легко сменяется другим, мгновенно переключается и с удовольствием занимается новым делом. Развитие эмоционально-потребностной сферы ребенка тесно связано с зарождающимся в это время самосознанием. Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Узнавание себя – простейшая, первичная форма самосознания. Сознание «я», «я хороший», «я сам» и появление личных действий продвигают ребенка на новый уровень развития. Начинается переходный период – кризис 3 лет.

В раннем детстве ребенок активно познает мир окружающих его предметов, вместе со взрослыми осваивает способы действий с ними. К 3 годам появляются личные действия и сознание «я сам» — центральное новообразование этого периода.

Особенности развития ребенка от 1 до 1,5 лет.

Ребенок умеет ходить, не разводит локти и практически не падает. Также он уже научился поворачиваться во время ходьбы и обходить препятствия. По мере улучшения координации движений он начинает пробовать бегать.

Ребенок очень общительный. Он желает принимать участие во всех событиях, которые видит, а также живо интересуется другими людьми, с удовольствием играет с другими детками, копируя их действия.

• Интеллектуальное развитие ребенка также идет высоким темпом. Ребенок стал сообразительнее, научился раскладывать формочки и строить башенки. У ребенка получается ставить перед собой задачи и обдумывать план их выполнения. Например, собравшись достать яблоко с полки, ребенок приставит стул к буфету.

• Словарный запас ребенка этого возраста увеличивается ежедневно. Он произносит не только понятные родителям простые слова, но и много лепечет на собственном языке.

Ребенок чувствует себя личностью. После осознания, что многие действия способен выполнять без помощи, его независимость увеличивается. Ребенок пробует самостоятельно есть, раздеваться, умываться, везти коляску.

Ключевые изменения в психическом и личностном развитии детей с 2 до 3х лет

1.Формирование самостоятельных активных двигательных действий: уверенная ходьба, целенаправленные действия с предметами и игрушками.

2.Зарождение новых видов деятельности:

— динамичное развитие игры; переход от манипуляции с предметами к использованию игрушек и предметов-заместителей; появление предпосылок ролевой игры ребенка рядом со сверстником с эпизодическими и кратковременными вербальными и действенными контактами с ним.

— появление продуктивных видов деятельности (рисование, лепка, конструирование).

3. Сензитивный период развития речи: совершенствование понимания речи взрослых и формирование собственной активной речи, усвоение и употребление грамматических форм во фразовой речи.

4. Появление элементарных обобщений и знаковой системы.

5. Зарождение зачатков наглядно-образного мышления.

6. Сензитивный период для сенсорного развития ребенка через активное восприятие окружающего мира и действий с предметами.

7. Кратковременное проявление воли.

8. Развитие чувств: сочувствия, чувства достоинства, стыда, самоуважения.

9. Возникновение стремления к самостоятельности (начало кризиса 3х лет, возможные проявления упрямства и негативизма)

10. Развитие любопытства в процессе активного познания окружающего мира.

Новообразования: отделение себя от окружающих, сравнение себя с другими людьми.

В 3 года поведение ребенка начинает мотивироваться не только содержанием ситуации, в которую он погружен, но и отношениями с другими людьми. Хотя его поведение остается импульсивным, появляются поступки, связанные не с непосредственными сиюминутными желаниями, а с проявлением «я» ребенка.

Таким образом к 3 годамсреди мыслительных операций важнейшими являются:

1) называние цвета, величины, формы, расположения предмета в пространстве (близко, далеко);

2) группировка предметов одного цвета, формы, размера;

3) сравнение по цвету, форме, размеру, весу; по времени (сегодня, завтра, вчера, поздно, потом, сейчас);

4) выделение основных свойств предметов (форма, величина, цвет);

5) координация движений рук и зрения;

6) формирование числовых представлений (много, мало, один, два, меньше, больше).

В общении со взрослыми, чтении, играх и развивающих упражнениях ребеноквсе более обогащает свои представления о мире и получает знания:

1) о явлениях природы — светит солнце, идет дождь, снег, гремит гром, на небе тучи; сегодня холодно, тепло, жарко, и другое;

2) о животном мире — не только различает и называет домашних животных, но и имеет первичные понятия о них;

3) о растительном мире — различает и называет цветок, дерево, траву, лист и другое;

4)о некоторых трудовых действиях: пилить дрова, копать землю, мыть посуду и т. д.

Важным моментом в воспитании ребенка третьего года жизни является обязательное подкрепление всего увиденного им словесными определениями.

«Горе от ума». Консультация для родителей и воспитателей о возможных последствиях переразвития ребенка в раннем возрасте «В дошкольном возрасте намного полезнее развивать способности. А для развития способностей важнее всего игры, рисование, конструирование.

Психологические особенности задержки психического развития младших школьников «Психологические особенности задержки психического развития младших школьников» Учитель начальных классов Валеева Зимфира Ядгаровна.

Фотоотчет первый. Нетрадиционная техника рисования во втором раннем возрасте (2–3 года). Нетрадиционная техника рисования во втором раннем возрасте (2-3 года).Цели-Продолжать знакомить детей с техникой нетрадиционного рисования:.

Консультация для родителей первой младшей группы «Трудовое воспитание ребенка в раннем возрасте» Чувство нравственности, чувство гуманности и любви к людям начинает формироваться у ребят еще в дошкольном возрасте. Одним из важнейших.

Консультация для родителей «Возрастные физиологические и психологические особенности детей 3–4 года» Четвертый год жизни характеризуется двумя качественно новыми чертами. Одна связана с формированием личности ребёнка другая формированием.

Особенности развития познавательных процессов в раннем возрасте Постановка проблемы. Познавательные процессы характеризуются тем, что с их помощью человек познает окружающий мир, себя и других людей.

Проблема общения ребенка со взрослыми в раннем возрасте Общение — взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения.

Психологические особенности ребенка 5–6 лет Возрастные особенности детей 5-6 лет Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками.

Публикация к родительскому собранию на тему «Физиологические и психологические особенности детей 6 года жизни» Выступление к родительскому собранию в старшей группе на тему: «Физиологические и психологические особенности детей 6 года жизни» Физиологические.

Возрастные особенности развития ребенка 3–4 лет Данный возраст является важнейшим периодом развития ребенка. Как раз в это время происходит самоосознание, становление личности, приобретение.

Источник

Читайте также:  Без настроения как пишется слитно или раздельно
Оцените статью