- Особенности развития эмоционально волевой сферы у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью. статья по коррекционной педагогике на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Статья «Особенности эмоциональной сферы умственно отсталых дошкольников и её формирование» статья на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Особенности развития эмоционально волевой сферы у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью.
статья по коррекционной педагогике на тему
Эмоции умственно отсталых дошкольников тесно связаны с интелектуальным развитием
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_v_sbornik.doc | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель-дефектолог Бессонова О.М.
ГБОУ ДОУ №2 Петродворцового района
Особенности развития эмоционально волевой сферы у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью.
В общей совокупности многообразных черт личности существенное место принадлежит эмоциям, которые оказывают влияние на любое проявление человеческой активности. Л. С. Выготский, высказавший мысль о тесном взаимодействии и внутреннем единстве интеллектуальной и эмоциональной сфер, считал, что у ребенка при умственной отсталости соотношение между интеллектом и аффектом иное, чем в норме, и что именно эта характеристика важна для понимания своеобразия его психики. Формирование эмоций — важнейшее условие становления личности человека. У умственно отсталых детей эмоции проявляются в зависимости от: возраста, клинического вида умственной отсталости, социальной среды, в которой ребёнок воспитывается. В младшем дошкольном возрасте дети с интеллектуальным нарушением способны различать ласковую и недовольную интонацию, отзывчивость на похвалу, одобрение, порицание. Как правило, в таком возрасте дети выражают свои эмоции на невербальном уровне. В старшем дошкольном возрасте дети постепенно овладевают речью, с удовольствием воспринимают читаемый им текст, только если он сопровождается эмоциональным окрашиванием. Своими действиями, будь то мимика, жесты или словесные реакции, выражают своё отношение к героям читаемого произведения. В зависимости от степени умственной отсталости дошкольники ведут себя в различных ситуациях по-разному, проявляя при этом разные эмоции Одни поверхностно переживают все жизненные события, быстро переходя от одного настроения к другому, а другие отличаются большой инертностью переживаний, застреваемостью на каких-либо событиях». У умственно отсталых детей своеобразная эмоциональная сфера. Именно в ней проявляются особенности потребностей и развития интеллекта ребёнка, которые определяют незрелость личности. У таких детей на протяжении большого количества времени чувства, как и эмоции недостаточно дифференцированы. В это время дети способны высоко оценивать только тех кто им приятен или только то, что доставляет им удовольствие. Эмоции умственно отсталых дошкольников очень тесно взаимосвязаны с их интеллектуальным развитием. В зависимости от того, насколько быстро развивается личность умственно отсталого ребёнка, эта взаимосвязь постепенно изменяется. Слабо выраженные эмоции говорят нам о том, что дошкольник не изменяет свои чувства в зависимости от какой-либо жизненной ситуации, он не способен найти удовлетворения в какой-либо своей потребности. Обобщая, можно сказать , что эмоции умственно отсталых индивидов недостаточно дифференцированы, неадекватны. С трудом формируются высшие чувства: гностические, нравственные, эстетические и др. Преобладают непосредственные переживания конкретных жизненных обстоятельств. Настроение, как правило, неустойчивое. Однако степень эмоционального недоразвития не всегда соответствует глубине интеллектуального дефекта. Волевая сфера у умственно отсталых детей характеризуется недостатком инициативы, неумением руководить своими действиями, неумением действовать в соответствии со сколько-нибудь отдаленными целями. Волевая сфера умственно отсталых дошкольников находится на самых начальных этапах развития. Ее становление непосредственно связано с появлением речи, которая позволяет ребенку понять необходимость того или иного способа действия. Однако формирование произвольной регуляции поведения умственно отсталого ребенка затруднено. Дошкольники не могут контролировать свои поступки, желания. Большинство из них неспособны подчинить свое поведение требованиям, которые предъявляют им родители, воспитатели, детский коллектив. Действия детей нередко носят импульсивный характер, а их поведение часто не соответствует общепринятым правилам и нормам. Недоразвитие волевой сферы сказывается на нарушении поведения. Им свойственны: безынициативность, несамостоятельность, слабость внутренних побуждений, внушаемость, сниженная мотивация, причем не только в учебной, но даже в игровой и трудовой деятельности. Их ставит в затруднительное положение любое препятствие или неудача, они не могут противостоять возникающим желаниям. Однако дети способны проявить волевое усилие в тех случаях, когда знают, как надо действовать, и испытывают потребность в этом действии. Тогда из вялых, безынициативных детей они превращаются в настойчивых, безудержных. Такие резкие контрасты в проявлении воли есть результат незрелости личности Правильное развитие эмоционально волевой сферы умственно отсталых дошкольников зависит от внешних условий , в которых воспитывается ребенок. Это должно быть специальное обучение для таких детей и правильная организация самой жизни ребенка. При правильно организованном обучении у дошкольников формируется волевая активность, с помощью которой развивается умственная, речевая способность и сама личность ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность учебной и трудовой деятельности, его отношения с людбми. однако у умст.
В статье представлен коррекционный модуль к адаптированной основной образовательной программе (АООП) для детей с интеллектуальными ограничениями: «Формирование временных представлени.
Рабочая программа для детей дошкольного возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Начальным этапом в коррекционно-педагогической работе с детьми с нарушением интеллекта является анализ социальной ситуации их развития и всестороннее педагогическое обследование каждого ребенка. .
Организация коррекционной работы по устранению агрессивности у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью.
Эмоциональное развитие ребенка является общей для всех высших психических функций дорогой — от внешних социально обусловленных форм к внутренним психических процессов.На базе врожденных реакций .
Источник
Статья «Особенности эмоциональной сферы умственно отсталых дошкольников и её формирование»
статья на тему
Эмоции — особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, и отражающих форму непосредственного переживания (радость, горе, страх и т.п.), значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Эмоции как специфические субъективные переживания порой очень ярко окрашивают то, что человек ощущает, воображает, мыслит, эмоции представляют собой один из наиболее явно обнаруживающихся феноменов его внутренней жизни. Можно сказать даже, что благодаря непосредственному жизненному опыту эти явления не только легко обнаруживаются, но и довольно тонко понимаются. Эмоции – постоянные спутники человека, оказывающие влияние на его мысли и деятельность. Факторы эмоциональной природы регулярно затрудняют установление контакта между индивидом и группой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
medvedeva_o.m._emocii.doc | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
БОУ РА «Центр психолого-медико
ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ И ЕЁ ФОРМИРОВАНИЕ
Эмоции — особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, и отражающих форму непосредственного переживания (радость, горе, страх и т.п.), значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Эмоции как специфические субъективные переживания порой очень ярко окрашивают то, что человек ощущает, воображает, мыслит, эмоции представляют собой один из наиболее явно обнаруживающихся феноменов его внутренней жизни. Можно сказать даже, что благодаря непосредственному жизненному опыту эти явления не только легко обнаруживаются, но и довольно тонко понимаются. Эмоции – постоянные спутники человека, оказывающие влияние на его мысли и деятельность. Факторы эмоциональной природы регулярно затрудняют установление контакта между индивидом и группой.
У людей с ослабленной способностью эффективной саморегуляции эмоциональные проблемы проявляются с особой силой и отчётливостью.
Разрушительное воздействие подобного неумения справляться со своими чувствами у этих людей могут быть самыми различными: от неудач в осуществлении намерений до ухудшения состояния здоровья. Эмоции помогают человеку в его становлении, те люди, у которых они недостаточно развиты – испытывают проблемы с адаптацией в социуме, отсюда возникла проблема специфики в эмоциональной сфере у нормальных детей и детей ограниченными возможностями здоровья.
Дошкольный возраст, как писал А.Н. Леонтьев, — это «период первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание.
Вопросы, связанные с изучением умственной отсталости, относятся к числу наиболее важных в дефектологии. Внимание к проблемам умственной отсталости вызвано тем, что количество людей с этим видом аномалий не уменьшается. Об этом свидетельствуют статистические данные по всем странам мира. Это обстоятельство делает первостепенным вопрос о создании условий для максимальной коррекции нарушений развития детей.
Для детей с умственной отсталостью характерно недоразвитие в эмоционально-волевой сфере . Типичны малая дифференцированность и однообразие эмоций, бедность либо отсутствие оттенков переживаний, слабость побуждений и борьбы мотивов, эмоциональные реакции в основном на непосредственно воздействующие раздражители.
Недоразвитие эмоциональной сферы усугубляет общую косность психики, слабую психическую активность, недостаточность интереса к окружающему, отсутствие инициативы, самостоятельности. В то же время неспособность подавлять аффект либо влечения часто проявляется в склонности к импульсивности, интенсивной аффективной реакции (бурные вспышки гнева, агрессивные разряды) по незначительному поводу.
В эмоционально-волевой сфере выступает недоразвитие более сложных эмоций. Неадекватность эмоциональных реакций часто связана с неспособностью отделить главное от второстепенного, побочного. Отсутствуют либо очень слабы те переживания, которыми определяются интерес и побуждения к познавательной деятельности. Но в то же время даже при выраженных степенях слабоумия нередко сохранны эмоции, связанные с элементарными потребностями, конкретной ситуацией, а также «симпатические» эмоции: проявления сочувствия к конкретным лицам, способность к переживанию обиды, стыда.
Особенности мышления, восприятия, памяти, речи, особенности психического развития остаются эмоции и чувства умственно отсталого ребёнка, еще малоизученными. В этой области можно отметить работы В.К.
Кузьминой, М.С. Певзнер, В.И. Лобовского, С.С. Ляпидевского, Б.И. Шостака, Л.В. Занкова. Однако в этих работах проблема эмоций и чувств умственно отсталого ребёнка затрагивается лишь косвенно. Важность и огромное значение изучения проблемы эмоциональной сферы аномального ребёнка несомненны. Знать её особенности – значит прямо и опосредованно воздействовать на неё с целью сглаживания и коррекции имеющихся недостатков.
Одной из важных характеристик личности ребёнка-олигофрена является незрелость его эмоциональной сферы.
Эмоции и чувства играют существенную роль в развитии личности. У ребёнка-олигофрена наличие в эмоциональной сфере грубых первичных изменений способствует своеобразному психопатологическому формированию характера, новых отрицательных его качеств, резко осложняющих коррекцию основного психического дефекта. Вот почему изучение эмоций и чувств умственно отсталого ребёнка, их формирование и воспитание имеют столь важное значение.
У ребёнка-олигофрена очень слабо развиты потребности в новых впечатлениях, любознательность, познавательные интересы, мало выражены побуждения к осуществлению новых видов деятельности. Его деятельность и поведение подвержены влиянию непосредственных, ситуативных побуждений внешних воздействий. Симптомами нарушения эмоциональной сферы являются раздражительность, повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, неусидчивость, отсутствие опосредованной мотивации. В отличие от нормального дошкольника, у ребёнка-олигофрена не происходит формирование социальных чувств.
Для эмоциональной сферы умственно отсталого ребёнка характерны малодифференциированность, бедность переживаний. Как отмечает С.С.
Ляпидевский и Б.И. Шостак, его «чувства однообразны, неустойчивы, ограничиваются двумя крайними состояниями (удовольствие или неудовольствие), возникают только при непосредственном воздействии того или иного раздражителя».
Вместе с тем отмечается живость эмоций у ребёнка – олигофрена
(приветливость, доверчивость, оживленность), наряду с поверхностью и непрочностью. Такие дети легко переключаются с одного переживания на другое, проявляют несамостоятельность в деятельности, лёгкую внушаемость в поведении и играх, следуют за другими детьми.
Нами было проведено исследование особенностей эмоциональной сферы умственно отсталых дошкольников. В исследовании принимали участие 10 дошкольников в возрасте от 4 до 8 лет с диагнозом – олигофрения в степени дебильности неясного генеза, компенсирующей группы МДОУ «Детский сад № 6 комбинированного вида г.Горно-Алтайска».
На констатирующем этапе исследования объем выборки составил 10 детей.
1. На основе анализа полученных результатов по методике «Визуально-ассоциативная самооценка эмоциональных состояний» (или Методика «Маски»), автор Н.П. Фетискин, было выявлено, что у большей части детей эмоциональное состояние в следующих вариациях: неудовлетворенного и пресыщенного эмоционального состояния у детей не наблюдалось. 3 ребенка из 10 выбрали радостное состояние и 2 из 10 – светлое, приятное.
2. На основе анализа результатов ис следования по методике «Дневник эмоций» было выявлено, что часто испытываемые эмоции у данной категории детей варьируют, так же как и редко испытываемые. (рис. 1 и 2)
Можно констатировать, что среди часто испытываемых эмоций у детей с УО были любовь (9) и гнев (9), а наиболее редко испытываемые эмоции – это одиночество (7).
3. Что касается уровня тревожности , (Авторы Р. Тэммл, М. Дорки, В Амен), то мы получили следующие результаты:
Высокий уровень тревожности наблюдается у 2-х детей, средний – 3, низкий уровень тревожности – 5 детей. Что, скорее всего, связано с незрелостью эмоциональной сферы. (рис. 3)
4. Как видно из диаграммы по результатам Опросника для родителей «Уровень эмоционального стресса» средний и низкий уровень тревожности, по мнению родителей, преобладает у детей данной группы. (рис. 4)
В среднем по группе детей можно сказать, что уровень тревожности низкий, эмоциональные состояния выражены достаточно слабо, так как слабо развиты. Что дает нам возможность выделить следующие особенности эмоциональной сферы умственно отсталых детей, это:
- Трудности общения;
- низкий уровень тревожности;
- слабо развита эмоциональная сфера у детей с УО.
Таким образом, в ходе данного иссле дования было выявлено, что психологические особенности оказывают влияние на процесс социально-психологической адаптации детей в обществе, посредством эмоционально развитой сферы личности, учет которых необходим при организации развивающей, воспитательной и обучающей деятельности. Знание особенностей эмоциональной сферы детей с УО явля ется необходимым условием организации коррекционной деятельности в учебно-воспитательного процессе ДОУ и будет способствовать выбору наиболее эффективных методов пси холого-педагогического взаимодействия с детьми.
Таким образом, экспериментальная работа позволила получить важные данные, на основе которых нами сформулированы следующие выводы:
- Необходимо специально организовывать коррекционно-развивающую работу по развитию эмоциональной сферы детей с УО, которая должна проводиться не только с детьми, но и с родителями.
- В снятии негативных проявлений у детей.
- Имеет место связь между уровнями тревожности, самооценки и уровнем общительности и уровнем адаптации ребенка в обществе и развитием его эмоционально и личностной сфер.
В результате экспериментального исследования эмоциональной сферы по нескольким методикам, были показаны особенности эмоциональной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Особенностью эмоциональной сферы дошкольника, является его значительная эмоциональная возбудимость, которая накладывает отпечаток на весь психический облик ребенка. Вместе с ним эмоции ребенка малоустойчивы, подвижны. Свои эмоциональные переживания, впечатления, возникшие под воздействием окружающей среды. Поэтому очень важно, зная особенности его эмоциональной сферы, умело влиять на них, закладывая тем самым основу для развития высших эстетических и нравственных чувств личности.
Исследование эмоциональной сферы у детей с умственной отсталостью, доказало гипотезу о том, что уровень эмоционального отношения к действительности аномального ребенка качественно отличается от уровня эмоционального отношения нормального ребенка, а именно оказывается ниже. Это подтвердили данные эксперимента. Такое аномальное развитие эмоциональной сферы умственно отсталого ребенка связано с наличием первичного дефекта – поражения головного мозга.
При всем этом, личность аномального ребенка развивается. Специфически, своеобразно развивается и его эмоциональная сфера. Поэтому очень важно, опираясь на имеющиеся сохранные функции и возможности умственно отсталого ребенка и знать специфику, особенности, своеобразие его эмоциональной сферы, умело проводить коррекционную работу по устранению или частичному устранению нарушений в эмоциональной сфере. Это будет играть важную роль в развитии личности умственно отсталого ребенка в целом и в решении актуального вопроса социально трудовой адаптации в его дальнейшем.
- Забранная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. [Текст] / С.Д. Забранная — М., 1993.
- Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет) — Учебное пособие. –5-е изд. [Текст] / И.Ю. Кулагина — М.: Изд-во УРАО, 1999.
- Основы специальной психологии [Текст] / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М., 2002.
- Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? [Текст] / В.Г. Петрова, И.В. Белякова — М., 1998.
- Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника.[Текст] / С.Я. Рубинштейн — М., 1986.
Рис. 1 Часто испытываемые эмоции у детей с УО.
Рис. 2 Редко испытываемые эмоции у детей с УО.
Рис. 3 Результаты количественного анализа по методике отпределения уровня тревожности ( Авторы Р. Тэммл, М. Дорки, В Амен)
Источник