Психоэмоциональное развитие детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет)
Валайнис Н.А., педагог-психолог ГБУ ДО ЦППМСП Василеостровского района
Возрастной период от 3 до 7 лет в психологии рассматривается как кульминация всего детского развития, оказывающая решающее воздействие на формирование характера.
Этот период важно пройти наиболее эффективно, для того, чтобы ребёнок был социально успешен, интеллектуально развит; чтобы не возникало сложностей в межличностном общении, в поведенческой, психоэмоциональной и познавательной сферах.
В дошкольном возрасте наблюдается несколько важных возрастных задач:
- Умение считаться с другими – формировать суждения и планировать действия с учетом интересов других:
- задать вопрос, договориться со сверстником о встрече, обратиться за помощью, не мешать другим (4-6 лет), возраст «Почемучек»;
- планировать свои действия с учетом интересов других, умение советоваться (6-8 лет).
- Рост независимости по отношению к родителям (воспитателям:
- умение занять себя, развитие самостоятельности (4-6 лет)
- Занятия, направленные на развитие познавательных функций, приобретение умений и знаний, необходимых для функционирования в обществе:
- работать на занятии совместно с другими детьми и проявлять активность (4-6 лет);
- приобретать знания, умения и навыки в учебной деятельности (6-8 лет)
- Дружба – установление и поддержание дружеских контактов со сверстниками:
- находить друг (друзей) среди детей своего и противоположного пола (4-6 лет);
- поддерживать дружеские отношения, уметь дружить, считаться с мнением другого, уметь делиться с другим, сочувствовать другому (6-8 лет)
- Домашние обязанности – способность принять на себя часть ответственности за ведение домашнего хозяйства и заботы о братьях и сестрах:
- убирать свои вещи и игрушки (4-6 лет);
- участвовать в домашних работах, заботиться о домашних животных, помогать младшим и другим членам семьи (6-8 лет)
- Пользование элементарными инфраструктурами – общественный транспорт, денежная система, средства коммуникации, средства для проведения свободного времени
- включить и выключить телевизор, магнитофон, проигрыватель (4-6 лет);
- пользоваться деньгами, общественным транспортом, телефоном, знать ценность денег (6-8 лет)
- Безопасность и здоровье – умение делать выбор, обеспечивающий собственную безопасность и безопасность для здоровья:
- быть осторожным на улице и при обращении с бытовыми приборами, соблюдать осторожность в контактах со взрослыми (4-8 лет)
I. Особенности эмоциональной сферы
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны «читать» эмоциональное состояние другого и управлять своими эмоциями. Не меньшее значение в становлении личности растущего человека имеет понимание своих эмоций и чувств.
II. Особенности структуры самосознания
Под самосознанием понимается совокупность психических процессов, посредством которых ребёнок осознает себя в качестве субъекта деятельности, а его представления о самом себе складывается в определенный «образ Я».
При этом выделяют следующие структурные компоненты самосознания:
- осознание имени,
- половая идентификация,
- притязание на признание,
- временно’е осознавание,
- осознание прав и обязанностей.
III. Особенности общения
Общение со взрослыми:
- Для детей младшего возраста взрослый является богатейшим источником разнообразных воздействий (сенсомоторных, слуховых, тактильных и др.);
- При обогащении опыта ребенка взрослый сначала знакомит его с чем-то, а затем нередко ставит задачу перед ним овладеть каким-то новым навыком;
- Взрослый осуществляет подкрепление усилий ребенка, их поддержку и коррекцию;
- Ребенок в контактах со взрослыми наблюдает его деятельность и черпает в ней образцы для подражания.
Общение со сверстниками – это особая сфера социальной жизни ребенка, которая складывается позже, чем общение со взрослыми, и во многом определяется тем, как ребенок взаимодействует со старшими. Общение ребенка со сверстниками приводит к возникновению образа другого человека и параллельно — образа самого себя.
IV. Психосоциальное развитие
Психосоциальное развитие – процесс постоянного физического, психологического и социального роста ребенка, накопления новообразований, освоения социального пространства, определение в нем собственного места и положения, постоянно расширяющаяся сфера деятельности и социальных контактов со сверстниками, детьми других возрастов, взрослыми.
Игра
Основное противоречие дошкольного возраста и как следствие одна из задач развития – это то, что ребенок — дошкольник есть член общества, вне общества он жить не может. Основная его потребность — жить вместе с окружающими людьми, но это осуществить в современных условиях невозможно: жизнь ребенка проходит в условиях опосредованной, а не прямой связи с миром.
Как же осуществляется эта связь? Связь с окружающим миром осуществляется через единственную деятельность, которая позволяет смоделировать эти отношения, включиться в них и действовать внутри этой модели, это сюжетно-ролевая игра.
Таким образом, ведущий тип деятельности игра. Игра – это освоение окружающего мира, это ознакомление с отношениями между людьми. Для гармоничного психологического развития ребенок должен играть.
Один из компонентов в структуре игры — правила.
Сказка
Помимо игры и изобразительной деятельности, в дошкольном возрасте деятельностью становится также восприятие сказки. Дошкольный возраст – это возраст сказок. Это наиболее любимый ребенком литературный жанр.
Зачем сказка? У детей существует потребность понять мир. Сказка удовлетворяет эту потребность.
Всякая сказка — это рассказ об отношениях между людьми, сказка вводит в круг таких отношений, которых ребенок в реальной жизни может не замечать.
Рекомендации: Основная деятельность дошкольного возраста – это игра. Поэтому ребенок должен ИГРАТЬ и ребенку необходимо читать СКАЗКИ, т.к. и игра, и сказка позволяет ребенку знакомиться с окружающим миром, с героями и их взаимоотношениями.
Вывод: на протяжении дошкольного возраста ребенок проходит огромный путь развития — от отделения себя от взрослого (Я сам) до открытия своей внутренней жизни, самосознания.
Источник
Эмоциональное психическое развитие дошкольника
Автор: Скудина Александра Михайловна
Организация: ГБОУ «Школа № 1353»
Населенный пункт: г. Москва
Л.С. Выготский в своих исследованиях подчёркивал, что эмоциональное развитие ребёнка — одно из главных направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоциональная сфера личности является «центральным звеном» психической жизни. Развитие эмоциональной сферы есть ряд взаимосвязанных направлений, каждое из которых имеет свои определенные способы и механизмы воздействия.
Развитие эмоциональной сферы ребёнка включает в себя:
— развитие эмоционального реагирования;
— развитие эмоциональной экспрессии;
— формирование представлений о многообразии человеческих эмоций;
— формирование словаря эмоциональной лексики.
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста имеет свои характеристики.
Детям от 1 года до 3 лет в эмоциональной сфере присущи: отсутствие эмпатии, характерные эмоциональные реакции, связанными с его желаниями неумением выбирать и принимать решения, эгоцентризмом. Вместе с тем, зарождается самосознание — ребёнок узнаёт своё отражение в зеркале, отзываться на имя, пытается быть самостоятельным, начинает употреблять местоимение «я» завышенной самооценки (Я — хороший). Также, малыш ещё не умеет предвидеть последствия своих действий. В этом возрасте для ребёнка важна оценка взрослого, ребёнок эмоционально реагирует не неё.
Ребёнок 4-5 лет обладает достаточно разнообразным спектром эмоций. Приобретённые детьми этого возраста новые умения и интересы обуславливают появления целого спектра разнообразных эмоций ребёнка, вместе с тем потребностей и мотивов. Ребёнок этого возраста уже может чувствовать не только радость или страх, но и ревность, грусть, жалость, гнев, бодрость, нежность, застенчивость, удивление, удовольствие и т. д. Также в этом возрасте детям доступно выражение чувств, при применении разных интонаций и мимики.
Эмоциональная сфера ребёнка 4-6 лет характеризуется следующим образом: у ребёнка более спокойный эмоциональный фон восприятия проявления эмоций по цепочке «желание, представление, действие, эмоция». В этом возрасте развивается эмоциональное предвосхищение: ребёнок старается предвидеть будущий результат и то, как его оценят. Появляются новые мотивы для деятельности, способность оценивать своё поведение.
Выделим некоторые особенности развития эмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраста:
— ребенок ещё не может управлять своими эмоциями, переживаниями;
— ребёнок осваивает социальные формы проявления чувств и эмоций;
— чувства и эмоции у ребёнка в старшем дошкольном возрасте становятся более разумными и произвольными;
— в старшем дошкольном возрасте у ребёнка начинают формироваться высшие чувства (эстетические, нравственные, интеллектуальные).
Подчеркнём, что эмоциональная сфера ребёнка развивается в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Недостаток эмоциональных контактах может привести к задержке эмоционального развития, которая может сохраниться на всю жизнь. Педагоги в детском саду должны создавать условия для установления тесных эмоциональных контактов с каждым воспитанником. Человеческие взаимоотношения, поступки людей — это источник чувств дошкольника: радости, нежности, сочувствия, гнева и других составляющих эмоциональной сферы.
Для развития эмоциональной сферы ребёнка важны доброжелательные взаимоотношения в семье.
Неправильное общение в семье, как правило приводит:
— односторонняя привязанность, чаще всего к матери, приводит к ослаблению мотивации в общении со сверстниками;
— ревность при появлении второго ребёнка в семье, первый ребёнок начинает чувствовать себя обделённым;
— выражение взрослыми отчаяния по малейшему поводу, угрожающему ребёнку, приводит к тревожности.
Организованная образовательная деятельность, такая как музыкальное занятие учат ребёнка испытывать определённые чувства, связанные с восприятием музыки.
Эмоциональная сфера ребёнка интенсивно развиваются в ведущей деятельности дошкольников — в игре. Выполнение совместных трудовых заданий (уборка участка, групповой комнаты) развивает у детей эмоциональное единство группы.
Высшие чувства начинают формироваться у детей с 2-3 лет. Развитие высших чувств связано с развитием общения со взрослыми и сверстниками, появлением форм совместной деятельности.
Однако, для детей дошкольного возраста характерно слитность высших чувств:
— хороший – значит красивый (эстетические переживания);
— хороший – значит добрый (этические переживания);
— хороший – значит интересный (интеллектуальные переживания).
Можно сказать, что, один и тот же объект внимания вызывает у ребёнка разнообразные чувства.
Предпосылкой развития нравственных чувств является доброжелательность, внимание, забота, любовь со стороны взрослого. Всё это обуславливает то, что дошкольник сам начинает сопереживать другим людям.
На развитие эмоциональной сферы ребёнка важную роль оказывает художественная литература. Яркие эмоции дошкольник испытывает, когда сравнивает себя с положительными героями, переживает за них.
На 3м году жизни у ребёнка происходит процесс накопления первоначальных нравственных представлений: «можно», «нельзя», «плохо», «хорошо», которые малыш соотносит со своим поведением.
В 4-5 лет у детей зарождается моральное сознание. Малыш начинает понимать смысл предъявляемых ему требований и соотносит их со своими поступками и действиями. При совершении достойных поступков у ребёнка появляется радость и удовлетворение.
При нарушении общепринятых требований самим или другими ребёнок испытывает огорчение, возмущение. 6-7 летний ребёнок осознаёт необходимость и обязательность правил общественного поведения. Возрастает способность к самооценке. При нарушении правил дошкольник испытывает неловкость, вину, смущение, беспокойство.
Чувство гордости возникает у ребёнка при положительной оценке качества выполнения какой-либо деятельности: умение хорошо танцевать, быстро бегать, считать, проявления моральных качеств (выдержка, послушание).
Чувство стыда возникает, когда малыш желает действовать в соответствии с одобряемыми образцами поведения, но фактически их нарушает.
Таким образом, особенностями развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста являются проявления эмоций вследствие изменения общего характера деятельности ребенка и усложнением его отношений с окружающим миром. Ребёнок растёт и изменяются его взгляды на мир и отношения со взрослыми и сверстниками. В старшем дошкольном возрасте умения осознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Педагогам и родителям необходимо знать возрастные особенности детей, иначе появляются не совсем верные оценки поведения ребёнка.
Список источников
- Анохин, П. К. Психология эмоций / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. — М. : Изд-во Моск. ун-та, 2001.
- Башарова А.Ф. Особенности развития эмоциональной сферы старших дошкольников / А.Ф. Башарова // Научный форум: Педагогика и психология: сб. статей по материалам XVIII междунар. науч.-практ. конф. – М., 2018.- С. 47-50. —
- Бодалев А.А. Психология личности. М.: Изд – во МГУ, 2002 ., 188 с..
- Бойко В.И. Психолого-педагогические условия эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста / Бойко В.И. // Студент и наука (гуманитарный цикл) — 2018: материалы междунар. студенч. науч.-практ. конф.( Магнитогорск, 21-23 марта 2018 г.) – Магнитогорск, 2018. — С. 740-744. —
- Вилюнас В. К., Гиппенрейтер Ю.Б.. Психология эмоций. Тексты. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004. — 288 с.
- Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М., 2006.
- Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. Психическое развитие ребенка до поступления в школу. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Альма,2001.
- Выготский Л.С. Собр. соч. Т.3. М., 2005.
- Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций. — М.: Академия, 2001. -117 с.
- Данильченко Е.В. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста / Е.В. Данильченко // Педагогический опыт: от теории к практике: сб. материалов III междунар. науч.-практ. конф. / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. — 2017. — С. 162-164. —
- Додонов, Б. И. Эмоция как ценность / Б. И. Додонов. — М. : Политиздат, 2001. — 272 с.
- Давыдов В.В., Зинченко В.П. Принцип развития в психологии// Вопросы философии.- 2003.№12.
- Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций. – М.: Айрис – пресс, 2006.
- Дюкарева Д.А. Особенности восприятия эмоций человека дошкольниками / Д.А. Дюкарева // Ценностные ориентации молодежи в условиях модернизации современного общества: сб. науч. трудов всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием./ под ред. Г.Ю. Лизуновой. — 2019. — С. 73-76
- Запорожец А.В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. Я.З. Неверович. – М.: Знание, 2005.
- Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольников // Эмоциональное развитие дошкольников. – М., 2005
- Кошелева А. Л Эмоциональное развитие дошкольников. М, 2007.
- Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. М.: Генезис, 2001.- 98 с.
- Ключникова И.Ф. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста // Педагогический совет: опыт, исследования, рекомендации: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. — 2020. — С. 131-133
- Кряжева Н. Л Радуемся вместе: Развитие эмоционального мир детей.- Екатеринбург: У- Фактория, 2006.
- Ильин, Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. — СПб. : Питер, 2001. — 752 с.
- Изард, К. Э. Психология эмоций / К. Э. Изард. — СПб. : Издательство «Питер», 2001. — 464 с.
- Ильин, Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. — СПб. : Питер, 2001. — 752 с.
- Изотова Е.И., Никифорова Е.В. «Эмоциональная сфера ребенка. Теория и практика». — М.: Академия, 2004 г.- 288с.
- Карелина И. О. Эмоциональная сфера ребенка как объект психологических исследований: избранные научные статьи. – Прага: Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ», 2017. – 157 c. ISBN 978-80-7526-216-5
- Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: Академия развития, 2006.
- Крайчак А.Е. Методические аспекты развития эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста через театрально — игровую деятельность в условиях ДОУ / А.Е. Крайчак // Наука и образование: новое время. — 2017. — № 3 (20). — С. 660-665
- Лисина М.И. Возрастные и индивидуальные особенности общения с взрослыми у детей от рождения до 7 лет, Автореф. Дис.- М.,2003.
- Лурия А. Р. Теория развития высших психических функций в советской психологии. Вопросы Философии. – М., 2003.
- Мухина В.С. Детская психология. — М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО ЭКСМО-Пресс, 2007. — 352 с. «Мир психологии».
- Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 2001. – 48 с.
- Маракушина И.Г. Психолого-педагогическое сопровождение родителей как фактор развития эмоционального мира детей / И.Г. Маракушина, Е.А. Рега // Традиции и новации в дошкольном образовании. — 2018. — № 5 (8). — С. 31-33
- Овчарова Р. В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов. М.: Центр «Академия», 2003.
- Пичугина И.В. Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в процессе общения со сверстниками / И.В. Пичугина // Традиционные национальнокультурные и духовные ценности как фундамент инновационного развития России. 2017. № 2 (12). С. 50-54.
- Пономарёва И.В. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста на праздниках и развлечениях / И.В. Пономарёва // Вопросы дошкольной педагогики. – 2017. — № 2 (8). — С. 46-48.
- Рояк А.А. Эмоциональное благополучие ребенка, в группе детского сада // Дошкольное воспитание. – 2008. — № 2.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- М., 2007.
- Рылеева Е.В. Путешествие в мир эмоций: Демонстрационные материалы для фронтальной работы. Раздаточные материалы для индивидуальной работы. Педагогическая технология «Открой себя». М.: ЛИНКА-ПРЕСС. 2000.
- Смирнова Н.Н. Особенности рефлексии различных эмоций у детей старшего дошкольного возраста / Н.Н. Смирнова // Мир науки. Педагогика и психология. — 2019. — Т. 7. — № 6. — С. 6 – 15.
- Соловьева Е.А. Театрализованные игры как средство развития эмоцинальной сферы детей среднего дошкольного возраста / Е.А. Соловьева // Студенческая наука и XXI век. — 2018. — № 2-2. — С. 376-377.
- Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М. 2007.
- Тузова О.П. Эмоциональное развитие детей среднего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема / О.П. Тузова // Вопросы педагогики. — 2019. — № 12-1. — С. 259-262. —
- Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М.: Владос, 2006.
- Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М.: Просвещение, 2008.
- Шило, Т. В. Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка / Т. В. Шило, Ю. Н. Редкова. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар: Новация, 2017. — С. 48-51.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Наука, 2001.
- Эмоциональное развитие дошкольника/Под ред. А.Д. Кошелевой. – М.: Просвещение, 2002.
- Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. –М.: Просвещение, 2005
- Юдина Е. Г. Педагогическая диагностика в детском саду: Пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / Е.Г. Юдина, Г.Б. Степанова, Е.Н. Денисова. М.: Просвещение, 2012.
- Эмоциональное и когнитивное развитие детей дошкольного возраста: анализ исследований с позиций структурно-диалектического подхода / Н.Е. Веракса, М.Н. Гаврилова М.Н., А.К. Белолуцкая, К.С. Тарасова // Сибирский психологический журнал. — 2020. — № 75. — С. 115-143.
Источник