Что такое эмоциональные потребности и чем чревато их неудовлетворение
Практикующий психолог. Закончила бакалавриат и магистратуру в Томском госуд.
Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ.
И вновь к тебе на помощь приходит еще один мудрый дяденька – Джефри Янг! Что говорит его теория: с раннего детства у тебя, у твоей подруги, у каждого их твоих друзей и знакомых появляются самые разные эмоции. Вначале они не очень-то приятны, ведь малыш кричит из-за мокрых пеленок, чувства голода и жажды.
К нему бежит мамочка, берет его на руки, кормит, целует и надевает сухие штанишки. Его потребности удовлетворяются. Кому-то не так повезло, и ему приходится кричать подольше. Иногда к нему подходят. Иногда – нет.
Это происходит постоянно, и у малыша начинают формироваться так называемые ранние дезадаптивные схемы (укоренившиеся убеждения в детстве о себе и о других людях). Первый малыш получает, соответственно, здоровые схемы, а вместе с ними и позитивные образы себя, других и мира вообще. А вот второй получает дезадаптивный набор.
Деление эмоций на группы
Групп эмоций всего 5. Сейчас ты в них разберёшься.
Ты наверняка помнишь, как это было важно чувствовать мамину любовь, видеть ее улыбку, ощущать ее теплые руки.
- Это эмоции первой группы – привязанность и безопасность. Базовые потребности. Твои, мои, каждого человека в детстве.
Безопасную среду организовали – отлично! Но это только начало пути помощи малышу. Когда кроха не чувствует опасности, ему интересно изучать этот огромный, удивительный мир. Помнишь? – вот ты делаешь первые шаги, берешь в руки ложку и размазываешь кашу, а вот уже – о-ля-ля!… – рисуешь фломастером на стене изумительные картины.
Потребности человека: узнай и удовлетвори свои
Тебе все хочется делать самостоятельно, ты большая, умная и сильная. Ты много умеешь, и тебе важно это ощущение – своего достоинства, признания, чувства «я могу». А далее и отделиться бы от мамы, что ведет к вопросу своей идентичности… Кто же я такая?
- Это вторая группа эмоций: независимость, компетентность и идентичность.
Но и это еще не все.
- Отсюда плавно вытекает следующая группа: свобода выражать, высказывать свои важные потребности и чувства.
Малыш осознал в какой-никакой степени, кто же он такой, и тут приходит жажда показать себя мамуле, да и остальным, поделиться своим бесценным опытом жизни уже такого взрослого двухгодовалого товарища.
Тебе ведь недостаточно самой любоваться на свой маленький нарисованный шедевр. Очень важно, чтобы мамочка, а желательно, и вся семья, бурно радовалась, какой у них гениальный ребенок, какие чудные черточки ты сотворила, какой потрясающе красивой стала эта скучная стена.
И если мама, возможно, сцепив зубы и глотая невидимые миру слезы, восторгается каляками на дорогущих обоях – очень вероятно, она открывает дверку будущему Мане, Пикассо, Матиссу… Или же просто открытому творческому человечку. Ты можешь попросить, спросить, точно зная, что за это тебе не прилетит окрик, подзатыльник или шлепок. Тебя всегда выслушают и разделят твои чувства.
- А вот и плавный переход к четвертой группе потребностей – спонтанность, веселье и игра.
И если снова вспомнить твой живописно-настенный опыт, ты ведь не планировала за неделю взять фломастер и сотворить шедевр. Это желание возникло внезапно. Ты не рассматривала это как тяжелый труд. Ты играла. Как и практически все, что делала ты, и делает любой маленький ребенок.
Пока еще реальный мальчик (девочка) не стал внутренним ребенком в теле брутального мужика (длинноногой красотки) – веселая игра – приятный способ проявить все свои таланты. Да и умные мысли приходят чаще всего неожиданно, поэтому нечего держать их при себе.
Фото автора Darina Belonogova: Pexels
- И вот ты добралась до пятой группы, возможно, не такой комфортной, как предыдущие. Реалистичные границы, самодисциплина и самоконтроль.
Вокруг этой группы много споров и разных мнений. Есть теории отсутствия запретов вообще. Но разумные рамки и конструктивный контроль необходимы, чтобы ребенок чувствовал себя спокойно и уверенно.
Должны быть в этом огромном непонятном мире какие-то незыблемые вещи и правила: что можно, что нельзя, что опасно, что нет. Важно ощущение своих границ и границ других людей. Малышу необходимо принять тот печальный факт, что иногда приходится соотносить свою автономию и самовыражение с потребностями окружающих.
Научиться здоровым способам терпеть и бороться с разочарованием, чтобы через 2 десятка лет не успокаивать свои бушующие чувства где-то в Кащенко с Наполеоном по соседству. Ты наверняка видела картинки, как маленький демон носится, например, по больнице, раздирая жуткими воплями воспаленную тревожную тишину, и люди стискивают зубы, сдерживая патологическое желание придушить милое мамино чудо.
Вопящее, пробивающее ногами и головой пол в магазине создание, мало в этот момент напоминающее ангела, тоже не самое приятное зрелище для окружающих, да и для любящей мамочки тоже. Малышу нужно научиться мирно жить с собой и окружающим миром.
Все наши хвостики из детства растут вместе с нами и вырастают в хвостищи, напрямую выражая наше душевное состояние. Удовлетворяя и во взрослом возрасте эти потребности, мы делаем нашу жизнь ярче, радостнее и счастливее. Так как схемы формируются в самом начале жизни, они становятся знакомыми, удобными и прям родными. И все события, нашей жизни искажаются, чтобы их сохранить. Схемы могут оставаться в спящем виде, пока волшебный пинок не активируют ее.
Что происходит при неудовлетворении эмоциональных потребностей
Формируются так называемые «ловушки». Потребность малыша в безопасности не удовлетворялась – и вот ты встречаешь уже взрослого мужчину, не умеющего жить в безопасных отношениях. Ни с тобой, ни с другими. То, что дядюшка Фрейд назвал «навязчивым повторением».
Giphy
Схемы – штука очень устойчивая и живучая. Их трудно менять, они не подчиняются логике. И романтические прогулки по граблям повторяются снова и снова. Ты можешь в лепешку расшибиться, вырастить ангельские крылья и нимб в стремлении стать идеальной возлюбленной, но в один не прекрасный миг он вдруг сбежит к безобразной стерве, ежеминутно выносящей ему мозг. Умом он может понимать, что ты для него богом посланное чудо, но его внутренние схемы гонят его к стервам за привычными ощущениями.
Какие бывают категории схем
Выделяют 5 категорий схем (а всего их – схем – 18):
- потеря привязанности (отвержение);
- ограничение автономии;
- нарушение границ;
- ориентировка на других;
- гипербдительность и ингибиция (торможение).
Каждая из них исходит из типа неудовлетворенных потребностей. И здесь у каждого есть два пути. Либо сохранение деструктивной схемы, либо ее исцеление. Как сохраняются схемы? Поведением человека.
- Человек сдается. Просто пассивно принимает схему.
Если у тебя есть приятель, который выбирает легкомысленных кокеток, порхающих по отношениям, ты можешь его поздравить (или выразить соболезнования) с хвостом в виде схемы «Покинутости/Нестабильности».
Фото автора Polina Zimmerman: Pexels
Неделя без любви повергает его в глубокую депрессию, и его несчастные мученические глаза будут вызывать у тебя безмерную жалость. Он будет сходить с ума от переживаний, рыдать и жаловаться тебе на эту развратную наглую тварь, но при этом оставаться с ней, ведь он не умеет по-другому. Это его привычная колея.
- Стиль «избегание» – мужчина и на Эверест попрет, лишь бы сбежать от активации схем и страданий. Есть три типа такого избегания: когнитивный, эмоциональный и поведенческий.
Он может осознанно или бессознательно закрывать информацию (когнитивное избегание), блокировать болезненные эмоции (к примеру: жена его оскорбляет, он не чувствует гнева, чувства «немеют» – эмоциональное избегание), или просто избегать ситуаций-будильников для схем (поведенческое избегание).
Если у тебя есть коллега, компетентный, хороший специалист, но раз за разом увиливает от новой ответственной, полезной ему должности – скорее всего, это «счастливчик» со схемой «некомпетентности и неизбежных неудач»
- А может быть и так, что твой мужчина ведет себя противоположно схеме, чтобы избежать ее активации – «нападает».
Вроде бы, это вполне разумно, но, если зайти слишком далеко – последствия только закрепят схему. Схему дефективности, к примеру, он может гиперкомпенсировать: водрузить на чело гигантскую корону, обругивая ближних и дальних. Те, недолго думая, вернут бумеранг, подтверждая его убеждение в собственной дефективности. Проблемный ребенок – проблемный взрослый. Логичная связка.
Фото автора cottonbro: Pexels
Конечно, в идеальных условиях растут и развиваются не так уж много детей. Ни ты, ни я не можем поменять свое детство, если оно не было идеальным. Но можно поменять настоящее и будущее, работая со своими внутренними установками.
Можно ли работать со схемами, меняя деструктивные на конструктивные? Можно. Можно ли работать с ними самой? – тоже можно. Для этого надо вначале определить свои типы схем (скорее всего, это будет не одна схема). Осознание самой проблемы – уже половина успеха. Можно определить и типы схем твоего мужчины. Задача это непростая, но никто и не обещал, что будет легко.
Ну и… стоит помнить, что, если тяжело справиться своими силами, у тебя всегда есть психолог, который разложит ситуацию по полочкам, направит и поможет!)
Источник
Эмоциональное переживание удовлетворения потребности
Тест 17. Эмоции
1. Эмоции – это такое отражение в форме переживаний приятного и неприятного процессов и результатов практической деятельности, как:
а) непосредственное;
2. Эмоции нельзя охарактеризовать как психические реакции, которые отношение субъекта к жизненным обстоятельствам:
в) представляют собой;
г) определяют.
3. В том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути преграды, выражается функция чувств:
а) экспрессивная (выразительная);
в) регуляторная;
4. Переживание субъектом соответствия или несоответствия актуальной потребности и реального или воображаемого объекта, способного или неспособного ее удовлетворить, называется:
б) эмоцией;
5. Образ воображаемого объекта, с которым сопряжено переживание того, что этот объект ранее не встречался в опыте субъекта, называется:
г) имажинацией.
6. Эмоциональные процессы и состояния в жизни организма выполняют функцию(и):
а) только приспособительную;
б) только мобилизационную;
в) только приспособительную и интегративную;
г) приспособительную, мобилизационную и интегративную.
7. Эмоциональное регулирование поведения– иерархическая система, включающая уровень:
а) полевой реактивности;
б) стереотипов и штампов;
в) эмоционального контроля;
г) социального регулирования.
8. В античности эмоциональные процессы рассматривались как особый вид:
а) познания;
9. Периферическую теорию эмоций выдвинул(и):
б) У. Джемс и Н.Н. Ланге;
10. Утверждают, что человек не потому смеется, что ему смешно, а человеку потому смешно, что он смеется, представители теории эмоции:
в) периферической;
11. Эмоции связаны с определенными физиологическими реакциями согласно теории эмоций:
б) периферической;
12. Неразрывно связывает эмоции человека с инстинктами биологическая теория эмоций, разработанная:
б) Ч. Дарвиным;
13. Первопричинами возникновения эмоциональных состояний являются изменения физиологического характера, происходящие в организме согласно теории:
а) Кеннона – Барда;
б) Джемса – Ланге;
14. То, что эмоциональные переживания и соответствующие им органические изменения порождаются одновременно и их источником является гипоталамус, утверждает теория эмоций:
а) Кеннона – Барда;
б) Джемса – Ланге;
15. Положительное эмоциональное переживание возникает, когда реальные результаты деятельности соответствуют ожидаемым, а отрицательное– когда не соответствуют, согласно теории:
б) когнитивного консонанса;
в) когнитивного диссонанса;
16. Сведение эмоций лишь к осознанию ощущений, возникающих в результате периферических реакций, является уязвимым местом:
а) биологической концепции эмоций Ч. Дарвина;
б) биологической теории эмоций П.К. Анохина;
в) информационной теории эмоций П.В. Симонова;
г) теории эмоций Джемса – Ланге.
17. Эмоции как отражение мозгом высших животных и человека величины потребности и вероятности ее удовлетворения в данный момент рассматриваются:
а) в биологической концепции эмоций Ч. Дарвина;
б) в биологической теории эмоций П.К. Анохина;
в) в информационной теории эмоций П.В. Симонова;
г) в теории эмоций Джемса – Ланге.
18. Эмоции как продукт эволюции, как приспособительный фактор в жизни животного мира рассматриваются:
а) в биологической концепции эмоций Ч. Дарвина;
б) в биологической теории эмоций П.К. Анохина;
в) в информационной теории эмоций П.В. Симонова;
г) в теории эмоций Джемса – Ланге.
19. Теория дифференциальных эмоций Изарда рассматривает фундаментальные эмоции как базовые структуры:
б) сознания;
20. Трактовка эмоций в терминах эффекторно-аффекторной стимуляции предложена в концепции:
а) Джемса – Ланге;
г) Кеннона – Барда.
21. Возникновение эмоций обусловлено процессами формирования и удовлетворения потребностей и влечений, с точки зрения:
в) П.К. Анохина;
22. С.Л. Рубинштейн утверждает, что эмоции выступают в качестве внутренних побуждений к деятельности как проявления:
а) уровня потребностей личности;
б) формы потребностей личности;
в) свойства потребностей личности;
г) механизма потребностей личности.
23. Эмоции непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности, по мнению:
а) Л.С. Рубинштейна;
в) А.Н. Леонтьева;
г) П.Я. Гальперина.
24. С точки зрения У. Джемса, причиной эмоций являются реакции:
а) только вазомоторные;
б) только мышечные;
в) только висцеральные и вазомоторные;
г) вазомоторные, висцеральные и мышечные.
25. Эмоции как способ понимания и «превращения» мира трактовал:
б) Ж.П. Сартр;
26. Связь между общностью анатомо-физиологических особенностей организма и внешним выражением эмоций установил:
б) Ч. Дарвин;
27. Не органические процессы вызывают эмоции, а эмоции и органические процессы порождаются одновременно единым источником теории согласно теории:
в) Джемса – Ланге;
г) У. Кеннона.
28. По Э. Титченеру, различие между эмоциями и ощущениями состоит в том, что к эмоциям неприложим параметр:
в) ясности;
29. Основанием разделения эмоций на стенические и астенические является (ются):
а) мобилизация ресурсов организма;
в) сила и длительность проявлений;
30. Эмоции на стенические и астенические делил:
в) И. Кант;
31. Критерием разделения эмоций на низшие и высшие является(ются):
а) мобилизация ресурсов организма;
б) потребность;
в) сила и длительность проявлений;
32. Основанием разделения психических состояний на интеллектуальные, волевые и эмоциональные является(ются):
а) роль личности и ситуации в возникновении эмоций;
б) доминирующие (ведущие) компоненты;
в) время протекания;
г) степень глубины.
33. Переживание удовлетворения потребности в чем-либо называется:
б) радостью;
34. Переживание утраты, невозможность удовлетворить потребность в чем-либо – это:
а) горе;
35. Переживание собственной неспособности оказаться на высоте тех требований, которые человек предъявляет к самому себе, переживание неудовлетворенности собой – это:
б) стыд;
36. Показателем аффекта является:
а) незначительное изменение сознания;
б) нарушение контроля воли за своими действиями;
в) сохранение самообладания;
г) сохранение контроля воли за своими действиями.
37. Самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека, называется:
а) собственной эмоцией;
в) настроением;
38. Процесс передачи эмоционального состояния между индивидами на уровне их первой сигнальной системы, т. е. без решающего смыслового влияния, называется:
в) заражением;
39. Характерологическая особенность человека, заключающаяся в повышенной чувствительности, называется:
в) сензитивностью;
40. Предрасположенность к повышенной эмоциональной возбудимости– это:
в) гипомания;
41. Чрезмерное эмоциональное возбуждение определяется как:
б) гипертомия;
42. То, что общий эмоциональный запас эмоциональности, эмоциональных реакций человека в данный период его онтогенеза относительно постоянен и проявление эмоций зависит от интенсивности эмоциональных ситуаций и их количества, утверждает закон:
б) эмоциональной константности;
г) оптимума мотивации.
43. Достижение эффекта (цели) вызывает положительную эмоцию в форме чувства эффективности: достигнув ожидаемого результата, человек как бы получает подкрепление в виде положительных эмоций согласно концепции:
а) кумулятивной причины;
б) кумулятивно-факторной причины;
в) «мотивации эффекта»;
г) Йеркса – Додсона.
44. Чувства, связанные с познавательной деятельностью, называются чувствами:
б) интеллектуальными;
45. Сильное, стойкое, длительное чувство, которое захватывает человека и владеет им, называется:
б) страстью;
46. Сильное эмоциональное состояние взрывного характера, влияющее на всю личность, характеризующееся бурным протеканием, изменением сознания и нарушением волевого контроля, – это:
а) аффект;
47. Состояние возрастающего эмоционального напряжения, которое возникает в конфликтных ситуациях, препятствия, связанные с сильной мотивацией – угрозой для благополучия личности, – это:
б) фрустрация;
48. Устойчивой склонностью человека воспринимать угрозу своему «Я» в разных ситуациях характеризуется такое его эмоциональное состояние, как:
в) тревога;
49. То, что в организме человека (как и у животных) постоянно накапливается энергия агрессивности, которая периодически разряжается, считает:
б) К. Лоренц;
50. Состояния, содержанием которых является непреодолимая боязнь конкретных ситуаций, предметов, существ или неопределенный беспредметный страх, называются:
б) фобиями;
51. Постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания и сочувствия называется:
в) эмпатией;
52. Положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невелика или во всяком случае неопределенна – это…
б) радость;
53. Положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний и мотивирующее обучение – это…
в) интерес;
54. Не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства, тормозящая все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект – это…
в) удивление;
55. Отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого момента представлялось более или менее вероятным – это…
в) страдание;
56. Отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и др.), соприкосновение с которыми (физическое взаимодействие, коммуникация в общении и пр.) вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта – это…
г) отвращение.
57. Отрицательное эмоциональное состояние, протекающее, как правило, в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности – это…
а) гнев;
58. Действия, направленные на причинение вреда (физического, морального и пр.) другому человеку – это…
г) агрессия.
59. Отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства – это…
б) презрение;
60. Негативное влияние стресса на организм человека — …
г) дистресс.
60. Отрицательных эмоциональных состояний, переживаемых людьми…
а) примерно столько же, сколько и положительных эмоциональных состояний;
б) больше, чем положительных эмоциональных состояний;
в) меньше, чем положительных эмоциональных состояний;
г) ровно столько же, сколько положительных эмоциональных состояний.
61. Отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможном ущербе для его жизненного благополучия, о реальной или воображаемой опасности, ему грозящей – это…
а) когнитивный диссонанс;
б) неприятная новость;
в) страх;
62. В отличие от эмоции ………., вызываемой прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию ………. располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого (часто недостаточно достоверного или преувеличенного) прогноза.
а) страдания/страха;
63. ……, если он(о) сочетается с ……, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение, где нападение мотивируется ……. а ………… — желанием «избавиться от кого-либо или чего-либо».
в) отвращение/гневом/гневом/отвращение
64. Деперсонализация является одним из вероятных следствий…
б) презрения;
65. Отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике – это…
Источник