Эмоциональное очень тягостное переживание внутреннего дискомфорта от неопределенности перспективы

Эмоциональное очень тягостное переживание внутреннего дискомфорта от неопределенности перспективы

Тревога – эмоциональное очень тягостное переживание внутреннего дискомфорта от неопределенности перспективы.

Тревога является одним из наиболее частых нарушений психики. Она сопровождает многие жизненные стрессы, а также соматические заболевания, или имитирует их симптомы. Поэтому любому образованному человеку важно иметь навыки выявления тревожных состояний и знать, как помочь своим тревожным друзьям и близким.

Тревога является универсальным феноменом, связанным с реакцией на стресс. Ее предназначение – адаптация, мобилизация всех сил организма для быстрого изменения поведения и приспособления к изменившимся условиям существования.

Исходя из вышеизложенного, понятна необходимость деления тревоги на нормальную (способствующую адаптации) и патологическую.

Нормальная (адаптивная) тревога связана с угрожающей ситуацией, усиливается при повышении ее значимости для организма, возрастает в условиях дефицита времени и информации. Адаптивная тревога, как правило, – преходящее состояние, и она серьезно не нарушает деятельность человека.

Возникновение патологической тревоги определяется внутренними (как физиологическими, так и психологическими) причинами, хотя может провоцироваться и внешними обстоятельствами (но тогда выраженность тревоги неадекватна силе психотравмы). Итак, патологическая тревога не связана с реальной угрозой и неадекватна значимости ситуации. Коренное отличие патологической тревоги от нормальной состоит в том, что она существенно нарушает качество жизни человека и его деятельность.

Нормальная тревога субъективно переживается как неприятное чувство психического дискомфорта, связанного с неопределенностью перспектив. Наиболее частые проявления нормальной тревоги – напряженность, сомнения и неприятные предчувствия.

При различных вариантах патологической тревоги эти переживания обычно приобретают дополнительные черты: чувство собственной беспомощности, ощущение надвигающейся катастрофы, напряженное и истощающее физически ожидание неприятностей, овладевающие сознанием озабоченность, колебания и сомнения. В зависимости от условий возникновения и характера проявления выделяют три основных типа патологической тревоги: приступообразную, постоянную и постстрессовую.

Лечение тревожных расстройств

Тревога (беспокойство) является одним из наиболее частых нарушений психики. Проявляется тревога эмоциональным, очень тягостным переживанием внутреннего дискомфорта от неопределенности перспектив.

Лечение тревожных расстройств нередко бывает затруднительным, требует времени, упорства и творческого подхода. Важной задачей любого образованного человека является выявление тревожных состояний, разъяснение своим тревожным друзьям и близким болезненного характера их переживаний и необходимости лечения. Простого разубеждения в необоснованности волнений в таких случаях, как правило, недостаточно.

В целях лечения можно применять несложные методы релаксации (мышечное расслабление, спокойное дыхание, отвлечение внимания). Улучшению состояния способствует также доброжелательная и ободряющая беседа.

Основные группы препаратов для лечения тревоги:

  1. Транквилизаторы бензодиазепинового
  2. Антидепрессанты
    • селективные ингибиторы обратного захвата серотонина
    • трициклические антидепрессанты
    • препараты двойного действия
  3. Нейролептики
  4. Небензодивазепиновые транквилизаторы

Бензодиазепины – в основном купируют нарушения сна и симптомы тревоги. Из недостатков лечения бензодиазепинами следует назвать: синдром «отдачи» (быстрое возобновление или преходящее усиление симптоматики после отмены препарата), риск привыкания и формирования лекарственной зависимости, нарушение познавательных функций (внимания, концентрации, памяти), нарушение координации.

Трициклические антидепрессанты – мощные препараты, хорошо снимающие тревожно-депрессивные симптомы (действующие как на телесные, так и на психические проявления тревоги), нарушения сна. Трициклические антидепрессанты имеют более выраженные побочные эффекты (сухость слизистых, запоры, сердечно-сосудистые нарушения, преходящие нарушения познавательных функций). Это ухудшает переносимость и увеличивает перечень противопоказаний к их применению при лечении тревоги, особенно у пациентов с сопутствующими соматическими заболеваниями.

Селективные ингибиторы обратного захвата серотонина имеют свои недостатки, которыми являются длительный период «ожидания» до начала клинического эффекта препарата (от 2 до 4 недель). Кроме того, у антидепрессантов этой группы имеются побочные эффекты в виде усиления аппетита и прибавки массы тела, тошноты, жидкого стула, запоров, потливости, нарушений сна, половых функций (либидо и оргазма).

На конгрессе Американской психиатрической ассоциации были представлены обнадеживающие данные о пользе антидепрессантов «двойного действия» при лечении тревоги и паники. Все большее количество данных показывает, что препараты двойного действия унаследовали от предыдущих поколений антидепрессантов высокую эффективность и хорошую переносимость (минимум побочных эффектов), они действуют против более широкого спектра симптомов тревоги и паники. Однако пока это остается больше научно-экспериментальным чудом.

Читайте также:  План как поднять настроение

В ряде случаев положительный эффект при лечении тревоги достигается при применении нейролептиков. Обычно при этом используются малые дозы указанных препаратов. Тем не менее, при назначении нейролептиков возможно появление слабости, снижения артериального давления, нарушение менструального цикла, прибавка массы тела, выделение молозива, снижение либидо.

Препараты при данных расстройствах в большей степени приглушают состояние, не лечат тревогу и панические атаки.

Паническое расстройство

Паническое расстройство – это заболевание, протекающее в виде спонтанных эпизодически возникающих приступов интенсивного страха, сопровождающихся разнообразными неприятными ощущениями (сердцебиение, боли в груди, чувство нехватки воздуха, головокружение, головная боль, дрожь, потливость, тошнота, чувство жара или озноба, онемение или покалывание на коже и др.). В период приступа паники человек испытывает неопределенное чувство тревоги или конкретный страх: смерти, развития тяжелого заболевания (инсульта, инфаркта), внезапной потери сознания в одиночестве, когда он останется без помощи, страх сойти с ума, совершить неадекватные действия.

Приступ паники, как правило, оканчивается ощущением общей слабости, резкой потливости, обильным мочеиспусканием. Вне приступов паники может оставаться повышенная тревожность с ожиданием нового приступа. Приступы паники нередко сочетаются с агорафобией – боязнью находиться в определенных местах или ситуациях, создающих сложности в случае развития приступа паники. Типичными ситуациями являются страх езды в транспорте, страх попадания в толпу или страх оставаться дома в одиночестве. В выраженных случаях болезни человек активно избегает этих ситуаций, боится один оставаться дома или выходить на улицу без сопровождения. Приступы паники в типичных случаях продолжаются не более часа и могут возникать с различной частотой — от одного в несколько месяцев до практически ежедневных. У больных с паническим расстройством нередко выявляются депрессивные нарушения.

Проявления тревоги разнообразны, но в типичных случаях больные вне приступов паники испытывает пониженное настроение, упадок активности, энергии, сил, снижение интереса к любимым занятиям. Человек становится замкнутым, молчаливым, пассивным. Часто снижается аппетит, больные теряют в весе, нарушается сон. Для диагностики панического расстройства чрезвычайно важно провести обследование, чтобы исключить неврологические и соматические заболевания, которые могут сопровождаться состояниями тревоги. Без правильного лечения паническое расстройство может прогрессировать: приступы учащаются и утяжеляются, сохраняется тревога в межприступные периоды, присоединяется депрессия, бред. Лечение тревоги и панического расстройства включают методы комплиментарной медицины. В условиях Центра Терапии мозга подбирается индивидуальная программа лечения тревоги, дающая уникальный длительный результат, независмо от тяжести и длительности заболевания. Подбор индивидуальной схемы лечения тревоги возможен.

В Центре терапии мозга Европейской клиники «Сиена-Мед» используются не только классические схемы лечения тревоги и панического расстройства, но и авторские программы по экстренному и качественному лечению тревоги и панического расстройства.

Лечение тревоги при современной медицине является реальным и высоко эффективным.

Источник

Эмоциональное выгорание: симптомы, причины и фазы развития
консультация по психологии на тему

Ресурсы преодоления «выгорания» могут быть рассмотрены в аспекте стрессоустойчивости, сохранение или повышение которой связано с поиском ресурсов, помогающих в преодолении негативных последствий. Ресурсами – это внутренние и внешние переменные, способствующие психологической устойчивости в стрессогенных ситуациях.

Симптомы эмоционального «выгорания»: К. Маслач и С. Джексон выделяют 4 основных составляющих: эмоциональную истощенность, деперсонализацию и сокращенную профессиональную реализацию.

Эмоциональная истощенность. Соблюдение дистанции при наступлении «выгорания» помогает сохранить эмоциональное равновесие профессионала и уберечь от излишних напряжений. Эмоциональное истощение обнаруживает себя в переживаниях кризисного состояния, чувствах беспомощности, безнадежности. В физическом отношении люди чувствуют постоянно усталость, отсутствие сил, сниженный энергетический тонус, падает работоспособность, проявляются различные симптомы недомоганий.

Деперсонализация. Эмоциональное «выгорание» начинает проявляться в нарушении сферы отношений: развитии негативных установок в отношении себя, работы, тех, с кем приходиться работать: учеников, воспитанников. Контакты с ними становятся более бездушными, обезличенными, формальными. Специалист начинает чувствовать себя неспособным помогать другим. Деперсонализация проявляется в деформации отношений с другими людьми: повышение зависимости от других, повышение негативизма, циничности. Очень часто человек начинает испытывать неприязнь по отношению к окружающим людям, о которых он раньше заботился или с которыми вместе работал. При проявлении деперсонализации педагог перестает воспринимать воспитанников как личностей. Он дистанцируется, ожидая от них самого худшего. Негативные реакции проявляются по-разному: нежелание общаться, склонность унижать, игнорировать просьбы. Подобное отношение к окружающим нарастает до тех пор, пока не обратиться на самого себя (начинает страдать от чувства вины).

Сокращенная профессиональная реализация. Развитие негативного отношения к себе и своей работе – потеря ощущения личных достижений. Постепенно нарастающее недовольство собой, уменьшение чувства личной успешности, развивающиеся безразличие и апатия, уменьшение ощущения ценности своей деятельности. У специалиста возникает ощущение, что он плохо работает, мало достиг в профессии, возникает чувство некомпетентности в своей профессии.

Фазы «выгорания» (по В.В. Бойко)

Фаза напряжения. Нервное (тревожное) напряжение является предвестником и запускающим механизмом выгорания. Тревожное напряжение включает несколько симптомов:

Симптом «переживания психотравмирующих обстоятельств»:

проявляется усиливающимся осознанием психотравмирующих факторов профессиональной деятельности, которые трудно или вовсе неустранимы. Если человек не ригиден, то раздражение растет, накапливается отчаяние и негодование.

Симптом «неудовлетворенности собой» проявляется в результате неудач или неспособности повлиять на психотравмирующие обстоятельства. Человек обычно испытывает недовольство собой, избранной профессией, занимаемой должностью, конкретными обязанностями.

Симптом «загнанности в клетку» когда психотравмирующие обстоятельства устранить невозможно, приходит чувство безысходности.

Симптом «тревоги и депрессии» – чувство неудовлетворенности деятельностью и собой порождают мощные энергетические напряжения в форме переживания ситуативной или личностной тревоги, разочарования в себе, в избранной профессии, в конкретной должности или месте работы.

Фаза резистенции. Сопротивление нарастающему стрессу. Формирование защиты с участием «выгорания»

происходит на фоне следующих явлений:

Симптом «неадекватного избирательного эмоционального реагирования» – когда человек перестает улавливать разницу между двумя принципиально отличающимися явлениями: экономичным проявлением эмоций (легкая улыбка, приветливый взгляд, мягкий, спокойной тон речи, сдержанные реакции на сильные раздражители, лаконичные формы выражения несогласия, отсутствие категоричности, грубости) и неадекватным избирательным эмоциональным реагированием.

Симптом «эмоционально – нравственной дезориентации» является неадекватным реагированием во взаимоотношениях с коллегами. (При этом звучат суждения: «Это не тот случай, чтобы переживать», «Такие люди не заслуживают доброго отношения», «Почему я должен за всех волноваться».)

Симптом «расширения сферы экономии эмоций»: на работе вы до того устаете от контактов, разговоров, ответов на вопросы, что вам не хочется общаться, даже с близкими. Часто именно домашние становятся первой жертвой пресыщения общением.

Фаза истощения характеризуется более или менее выраженным падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы. Эмоциональная защита в форме «выгорания» становится атрибутом личности.

Симптом «эмоционального дефицита» проявляется в том случае, когда человек не в состоянии войти в положение, сочувствовать и сопереживать, отзываться на ситуации, которые должны трогать, все реже проявляются положительные эмоции и все чаще отрицательные. Резкость, грубость, раздражительность, обиды, капризы дополняют симптом «эмоционального» дефицита.

Читайте также:  Гормон стресса какие бывают

Симптом «эмоциональной отстраненности» почти полностью исключаются эмоции из сферы профессиональной деятельности. Человек научается работать как бездушный автомат. В других сферах он живет полнокровными эмоциями.

Симптом «личностной отстраненности или деперсонализации» — полная или частичная утрата интереса к субъектам профессиональной деятельности. («ненавижу…»), В таких случаях «выгорание» смыкается с неврозоподобными или психопатическими особенностями личности, в таком случае противопоказана профессиональная деятельность с людьми.

Симптом «психосоматических и психовегетативных нарушений» проявляется на уровне физического и психического самочувствия. Обычно у педагогов даже сама мысль об учениках, вызывает плохое настроение, дурные ассоциации, бессонницу, чувство страха, неприятные ощущения в области сердца, сосудистые реакции, обострение хронических заболеваний и т.д.

Переход реакций с уровня эмоций на уровень тела свидетельствует о том, что эмоциональная защита – «выгорание» – самостоятельно уже не справляется с нагрузками. Психосоматикой организм спасается от разрушительной эмоциональной энергии.

Факторы, вызывающие синдром профессионального выгорания: монотонность работы; вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки; строгая регламентация времени работы, особенно при нереальных сроках исполнения; напряженность и конфликты в профессиональной среде, недостаточная поддержка со стороны коллег и их излишний критицизм; нехватка условий для самовыражения личности, когда не поощряются, а подавляются экспериментирование и

инновации; работа без возможности дальнейшего обучения и профсовершенствования; неразрешенные личностные конфликты.Наиболее подвержены «выгоранию» люди с определенными чертами личности:

Фрейденберг описывает их как мягких, гуманных, сочувствующих, увлекающихся, одновременно неустойчивых, интровертированных, одержимых навязчивыми идеями (фанатичных). Е. Махер добавляет авторитаризм и низкий уровень эмпатии, трудоголизм, посвящение себя реализации только рабочих целей.

Приемы стабилизации эмоционального состояния педагогов

Внутренние (личностные) ресурсы: умения и навыки, знания и опыт, модели конструктивного поведения, актуализированные способности.

На физиологическом уровне — это тип нервной системы (сила, устойчивость, и др.), пол, возраст, состояние здоровья, способы реагирования организма на стресс.

На психологическом уровне: Эмоционально-волевой ресурс – осознание и принятие своих чувств и эмоций, потребностей и желаний, овладение социально приемлемыми формами проявлениями чувств, контроль динамики переживания, устранение «застреваний».

Когнитивное противодействие – понимание причин стресса, осмысление ситуации, психологическая компетентность, гибкость мышления, адекватная самооценка, поиск поддержки.

Поведенческое противодействие – активность и гибкость поведения, перестройка поведения, активизация деятельности.

Социальный уровень: социальные роли позиции и установки, отношение к другим людям. Например на положительном полюсе – ролевая определенность, высокий статус, а на отрицательном — ролевая неопределенность, низкий статус.

Духовный уровень: К этому уровню относят три психологических ресурса:

Надежда – психологическая категория, способствующая жизни и росту. Надеяться – значит не отчаиваться, а ждать и готовиться к встрече с благоприятными обстоятельствами.

Рациональная вера – убежденность в том, что существует огромное число реальных возможностей, нужно вовремя обнаружить эти возможности.

Душевная сила – мужество. Спиноза под душевной силой понимал способность сказать «нет» тогда, когда весь мир хочет услышать «да».

Ключевой ресурс противостояния «выгоранию» — способность к смыслотворчеству. Слишком высокая психологическая цена, затраченная на жизненные достижения, понижает мотивацию, притязания и подрывает смысл жизни как и слишком низкая цена. Оптимальный смысл жизни помогает максимально использовать собственные резервы, направляя их на преобразование обстоятельств и собственной личности. Принятие ответственности за каждый жизненный выбор позволяет человеку почувствовать жизненную силу.

Внешние (социальные) ресурсы

противодействия «выгоранию». К этим ресурсам относится сфера свободного времени. Наиболее стрессоустойчивым оказывается тот, кто получает положительные эмоции и поддержку в семье, кругу надежных друзей, возможность для творчества, увлечения, позволяющие почувствовать, что жизнь больше, чем работа.

Составители: педагоги-психологи ГБНОУ «ГМЛИ» Колотилина В.В., Сокол Е.Б. Кемерово 2015

Источник

Оцените статью