Эмоциональное обслуживание чужих людей

Вы НЕ обязаны эмоционально обслуживать других людей

Никто не обязан эмоционально обслуживать других людей. И становиться жилеткой, опорой, овечкой или дармовым официантом. Никто не обязан улыбаться по требованию или выслушивать то, что выслушивать тяжело и неинтересно. Принуждать себя обслуживать эмоционально других — прямой путь к погибели.

Вам интересно, какое настроение у официанта? Вас волнуют его проблемы или душевные переживания? Скорее всего, нет. Вам надо, чтобы он вежливо и любезно вас обслужил. И побыстрее. Если вам понравится обслуживание — вы дадите чаевые.

Вам интересно, какое настроение у официанта?

А эмоциональным официантом стать просто. Надо любезно и вежливо обслуживать других людей. Кивать, выслушивать, поддерживать, соглашаться и улыбаться приятной улыбкой. И ничего не получать взамен; ни чаевых, ни простого вопроса сердечного: «ну как ты? Все ли у тебя хорошо? Почему ты грустный?».

Нет, спросить-то спросят. Надо же как-то общаться. Но спросят бегло; не дожидаясь ответа, начнут изливать своё настроение или рассказывать проблемы. Или ещё хуже: прикажут «улыбнитесь! Вы чего такой мрачный!». Неудовольствие выскажут. Потому что официанту положено улыбаться и проворно обслуживать посетителей.

Можно стать эмоциональной прислугой подруги, коллеги, начальника, даже родителя. На прислугу в детстве учат, когда насильно заставляют улыбаться незнакомым и стишок рассказывать. И терпеть чужие прикосновения, как овечка в контактном зоопарке. Или смышленая весёлая обезьянка…

Никто не обязан эмоционально обслуживать других людей. И становиться жилеткой, опорой, овечкой или дармовым официантом. Никто не обязан улыбаться по требованию или выслушивать то, что выслушивать тяжело и неинтересно.

Люди делают это из любви: выслушивают и разделяют эмоции. Или за деньги. Или напополам; скажем, любит доктор свою профессию. Но и деньги тоже ему нужны.

А просто так принуждать себя обслуживать эмоционально других — прямой путь к погибели. Если вас используют эмоционально или интеллектуально, выходите из этих отношений как можно скорее. Отношения обоюдны, вот в чем дело. Если нет любви или оплаты обслуживания — нет и смысла выносить все это. опубликовано econet.ru.

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Источник

МнениеЭмоциональное обслуживание:
Почему женщины чувствуют за двоих

И почему термин ещё предстоит осмыслить

«ДЕВУШКА, УЛЫБНИТЕСЬ!» — КАЖДАЯ ИЗ НАС НАВЕРНЯКА получала такой совет от незнакомого мужчины на улице, хотя, казалось бы, какого чёрта. От женщин по дефолту ожидают доброжелательности и умения сглаживать конфликты. Это то, о чём писал в своём письме бывший сотрудник Google Джеймс Деймор: его уволили за манифест, где он утверждал, что проблема сексизма в IT-сфере сильно преувеличена, а женщины должны сконцентрироваться на работе в сфере коммуникаций, потому что «у них есть к этому природная склонность». Слепая и часто нерефлексируемая вера в то, что женщины естественным образом лучше умеют общаться, помогать и поддерживать, разумеется, не имеет ничего общего с гендером, однако давно вошла в привычку у большинства людей. В итоге женщины волей-неволей приняли безвозмездную заботу об эмоциях окружающих — так называемое эмоциональное обслуживание — как данность.

Читайте также:  Селье истолковывает общий адаптационный синдром как результат стресса успешно дошедшего до стадии

Имитация эмоций

В 80-х термин придумали, правда, для куда более специфической ситуации. Социолог Арли Хохшильд в книге «The Managed Heart» исследовала то, как меняется жизнь людей, когда в экономике начинает преобладать сектор услуг. Оказалось, что представители некоторых профессий (например, бортпроводники и коллекторы) вынуждены особенно активно контролировать или даже имитировать эмоции, подстраиваясь под настроение клиентов, чтобы успешно выполнять обязанности. Хохшильд волновало, каким образом эмоциональное обслуживание на работе отражается на личной жизни сотрудников, какие ожидания выдвигают в их адрес в зависимости от гендера, происхождения и дохода. После Хохшильд феномен эмоционального обслуживания активно исследовали — правда, только с точки зрения поведения на рабочем месте.

Пару лет назад эмоциональное обслуживание стали воспринимать как более обширную проблему — своеобразный перекос, который сложился в отношениях между мужчинами и женщинами, где вторые выполняют больше «эмоциональной работы». Например, от женщины ждут, что она создаст комфортную обстановку в паре, поддержит мужчину на пути к успеху, будет ухаживать за старшими родственниками или маленькими детьми. Список можно продолжать бесконечно, но речь идёт не только об отношениях в семье. Часто эмоциональным обслуживанием приходится заниматься и на работе, начиная со сбора денег на подарки коллегам, заканчивая неоплачиваемым планированием корпоративов и выездных мероприятий.

Источник

Что такое эмоциональное обслуживание и как его избежать?

Внешние проявления чувств и эмоций, разумеется, присущи всем людям.

Однако, все мы не раз бывали в ситуациях, когда ради того, чтобы показаться хорошей в чьих-то глазах, нужно скрыть свои истинные переживания или отреагировать не так, как хочется, а так, чтобы не вызвать неодобрения. Это и называют эмоциональным обслуживанием.

Женский сайт sympaty.net расскажет об этом подробнее и посоветует, как минимизировать эмоциональное обслуживание в своей жизни.

Эмоциональное обслуживание: что это такое?

Начнем с жизненных примеров.

Например, вы просыпаетесь ранним утром понедельника, одеваетесь и выходите под проливной дождь. Впереди у вас долгий рабочий день, зарплату задерживают, вдобавок разболелся зуб. И тут вас видит соседка. Скорее всего, вы нацепите на лицо улыбку и скажете «все хорошо!» на ее вопрос о ваших делах.

Если вы обычно так и делаете в подобных ситуациях, то такое поведение и является эмоциональным обслуживанием в отношении совершенно чужого, между прочим, человека. Вы хотите показать, что вы чувствуете себя гораздо лучше, чем на самом деле, чтобы эта соседка не начала думать, что «Маша из тридцатой квартиры такая неприветливая всегда, даже не улыбнется!».

Почему вас тревожит такой возможный отзыв о себе? Да потому, что неприветливость, неразговорчивость, угрюмость в нашей культуре расцениваются как асоциальное поведение, не одобряемое обществом.

Особенно общество не любит, если быть «милой» отказывается женщина. Ведь доброта, услужливость, мягкость, деликатность, эмоциональная теплота – это качества, которые присущи женственности в ее традиционном понимании. И действительно, добрая, милая, сияющая улыбкой женщина – это прекрасно, но… Даже в наше время общество не спешит мириться с тем, что и женщины, и мужчины не всегда пребывают в спокойном или радостном состоянии, не всегда хотят улыбаться, вообще могут не хотеть какого-либо общения и не согласны выдавать только ожидаемую положительную реакцию на какой-либо запрос.

Ребенок, не желающий по требованию воспитательницы идти играть с другими детьми, называется букой. Девушка, отказавшаяся прийти на свидание и пояснившая, что кавалер ей не нравится – стерва. И так далее.

Читайте также:  Как снимают стресс сотрудники спецслужб

Заслужить неодобрение кого-либо вообще очень просто: например, не обрадоваться внезапно свалившимся гостям, не уделить два часа на телефонный разговор «ни о чем» с мамой, после долгого и хлопотного дня дома с маленькими детьми не обнять пришедшего с работы мужа…

Кстати, существует и профессиональное эмоциональное обслуживание – практически во всех профессиях, где речь идет о работе с людьми, от сотрудников требуется тщательно скрывать любые негативные эмоции и показывать только положительный настрой. Например, это часть работы продавцов, официантов, консультантов, кассиров, и т.д.

Чем отличается токсичное эмоциональное обслуживание от нетоксичного?

Полностью избежать эмоционального обслуживания в коммуникации с живыми людьми нереально: в конце концов, вы тоже не хотели бы, чтоб все вокруг демонстрировали вам свое нытье, плохое настроение или полное игнорирование, да и сами не хотите стать «колючим ежиком». Поэтому важно различать, какое эмоциональное обслуживание нормально, а какое – «токсично», вредоносно для вас и вашей психики.

Критерий токсичности/нетоксичности очень прост – получаете ли вы в ответ те же уступки, на которые идете сами?

Вас устраивает баланс «эмоциональная услуга – за эмоциональную услугу»? К примеру, если подруге плохо, и она жалуется вам, требуя выслушать и посочувствовать – то это не обязательно психологическая манипуляция, просто потом вы тоже сможете прийти к ней за поддержкой и разговорами о ваших проблемах. А вот если подруга регулярно использует вас как «жилетку», но при этом не спешит помогать вам в ответ тогда, когда в поддержке нуждаетесь уже вы – вот это и есть токсичное эмоциональное обслуживание.

То же самое, если речь идет о контактах с незнакомцами или далекими знакомыми.

Вы не хотели бы постоянно видеть унылые физиономии коллег и чувствовать их раздражение, поэтому сами готовы и улыбнуться, и найти для этих людей доброе слово, шутку или вежливую фразу. Но если кто-то из коллег начинает вас принуждать к демонстрации позитивных эмоций практически принудительно («А чего ты такая кислая сидишь? Случилось чего? Правда все нормально, или рассказывать не хочешь? Ну если все хорошо, то давай, улыбнись!»), то это однозначно токсичное поведение.

Как отказать в эмоциональном обслуживании?

Учиться отказывать и не вестись, если вас подталкивают к токсичному эмоциональному обслуживанию, абсолютно необходимо. «Красивая и Успешная» полностью согласна с тем, что всем не угодишь и для всех хорошей не будешь – да это и не надо. Ведь чем больше человек готов отдать (в плане эмоционального обслуживания), тем, скорее всего, меньше благодарности он за это получит.

  • Просто не изображайте какие-то эмоции, если на самом деле их нет. Отсутствие радости – не обязательно означает враждебность, злость, грусть и т.д., так что не бойтесь быть перед людьми не радующейся – этим вы никого не обижаете. Нет ничего плохого и неправильного в том, чтобы общаться без улыбки и наигранного позитива – и вы имеете на это право!
  • Не прячьте свое истинное эмоциональное состояние, особенно перед людьми, которых считаете близкими. Вы устали, хотите молча полежать и посмотреть фильм – так и скажите об этом мужу, который ждет от вас страстного интима или долгого разговора о его делах!
  • Не делайте чего-то, если можете осознать, что этим лишь хотите заслужить лучшее мнение о себе. Да, конечно, все мы иногда хотим сделать что-то хорошее и полезное для кого-то: но одно дело, когда вам просто приятно побаловать мужчину вкусным ужином и услышать от него «Спасибо!», и другое – когда вы понимаете, что этот человек сочтет вас бесхозяйственной, «плохой женщиной», если вы не станете ему готовить. Во втором случае ужин – это эмоциональное обслуживание ради одобрения.
  • Не делайте чего-либо, если это влияет на мнение совершенно ничего не значащего и чужого для вас человека. Представьте себе – можно не улыбаться соседям, не поддерживать беседу, инициированную таксистом, можно отказываться выпить со случайными попутчиками в поезде, и т.д. И да, возможно, они о вас плохо подумают. Однако, это вовсе не ваша проблема!
  • Не стыдитесь того, что вам не радостно, и не извиняйтесь за ваше плохое настроение. Если вам грустно, тревожно, скучно и т.д. – это не значит, что вы плохой человек. Это ваши реальные эмоции. Кстати, говорить о них с близкими людьми – тоже нормально!
Читайте также:  Прикольные поздравления с хорошим настроением

А если в отношениях вы слишком часто сталкиваетесь с тем, что от вас хотят эмоционального обслуживания, то это повод задуматься, а нужны ли вам эти отношения?

Источник

МнениеЭмоциональное обслуживание:
Почему женщины чувствуют за двоих

И почему термин ещё предстоит осмыслить

«ДЕВУШКА, УЛЫБНИТЕСЬ!» — КАЖДАЯ ИЗ НАС НАВЕРНЯКА получала такой совет от незнакомого мужчины на улице, хотя, казалось бы, какого чёрта. От женщин по дефолту ожидают доброжелательности и умения сглаживать конфликты. Это то, о чём писал в своём письме бывший сотрудник Google Джеймс Деймор: его уволили за манифест, где он утверждал, что проблема сексизма в IT-сфере сильно преувеличена, а женщины должны сконцентрироваться на работе в сфере коммуникаций, потому что «у них есть к этому природная склонность». Слепая и часто нерефлексируемая вера в то, что женщины естественным образом лучше умеют общаться, помогать и поддерживать, разумеется, не имеет ничего общего с гендером, однако давно вошла в привычку у большинства людей. В итоге женщины волей-неволей приняли безвозмездную заботу об эмоциях окружающих — так называемое эмоциональное обслуживание — как данность.

Имитация эмоций

В 80-х термин придумали, правда, для куда более специфической ситуации. Социолог Арли Хохшильд в книге «The Managed Heart» исследовала то, как меняется жизнь людей, когда в экономике начинает преобладать сектор услуг. Оказалось, что представители некоторых профессий (например, бортпроводники и коллекторы) вынуждены особенно активно контролировать или даже имитировать эмоции, подстраиваясь под настроение клиентов, чтобы успешно выполнять обязанности. Хохшильд волновало, каким образом эмоциональное обслуживание на работе отражается на личной жизни сотрудников, какие ожидания выдвигают в их адрес в зависимости от гендера, происхождения и дохода. После Хохшильд феномен эмоционального обслуживания активно исследовали — правда, только с точки зрения поведения на рабочем месте.

Пару лет назад эмоциональное обслуживание стали воспринимать как более обширную проблему — своеобразный перекос, который сложился в отношениях между мужчинами и женщинами, где вторые выполняют больше «эмоциональной работы». Например, от женщины ждут, что она создаст комфортную обстановку в паре, поддержит мужчину на пути к успеху, будет ухаживать за старшими родственниками или маленькими детьми. Список можно продолжать бесконечно, но речь идёт не только об отношениях в семье. Часто эмоциональным обслуживанием приходится заниматься и на работе, начиная со сбора денег на подарки коллегам, заканчивая неоплачиваемым планированием корпоративов и выездных мероприятий.

Источник

Оцените статью