Эмоциональное общение со сверстниками во внеурочное время

Содержание и эффекты межличностного общения во внеурочной деятельности

Глава 1. Теоретические основы межличностного общения в процессе внеурочной деятельности……………………………………..………….

Психолого-педагогические основы межличностного общения…

Межличностное общение во внеурочной деятельности…………

Педагогические условия формирования межличностного общения в процессе внеурочной деятельности……………………

Перед общеобразовательными учреждениями стоит задача воспитания социальной личности, способной эффективно действовать в изменяющихся жизненных условиях, готовой к сотрудничеству и партнерству, умеющей взаимодействовать с окружающими людьми, владеющей культурой межличностного общения.

В педагогике проблема общения занимает значимое место. Педагогическая психология может быть рассмотрена через призму общения, так как практически все стороны процессов воспитания и обучения обусловлены общением.

У современных школьников часто возникают трудности не столько в обучении, сколько в общении с педагогом и одноклассниками. На сегодняшний день психологи и педагоги отмечают перемены у детей к естественному межличностному общению с появлением и расширением социальных сетей. Общение в социальных сетях создает иллюзию дружеских отношений, ребенок чувствует непринужденность и некоторую безответственность в общении.

Часто за неуспехами в учении кроются неуспехи в общении. У современных школьников часто возникают трудности не столько в обучении, сколько в общении с педагогом и одноклассниками. Одна из самых актуальных тем межличностного общения – это возникающие среди детей конфликты, когда дети сталкиваются с насилием, грубостью, давлением сверстников.

На важность межличностного общения обращают внимание такие ученые, как О.А. Белобрыкина, А.А. Бодалев, А.И. Волкова, Е.П. Ильин, В.Н. Куницына, Н.Н. Обозов и др. Они отмечают, что именно в общении складывается важная система взаимоотношений школьников, способствующих эффективности воспитания и обучения.

Для реализации этой задачи разработан Федеральный государственный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития учащихся.

Проявляемая вне уроков активность определена в основном интересами и потребностями детей, обеспечивающая самосовершенствование, воспитание и социализацию школьника, способствующая улучшению межличностного общения между сверстниками.

Особенности формирования межличностного общения в процессе внеурочной деятельности изучают О.Г. Бурова, Д.В. Григорьев, Т.А. Миллер, А.Н. Попова, Е.В. Слизкова, Е.Н. Худотеплова, Н.В. Щиголева и др. Они отмечают важную роль внеурочной работы в расширении общения и межличностных контактов учащихся.

Между тем, в практике образовательных учреждений не достаточно используется потенциал внеурочной деятельности для формирования межличностного общения.

Проблему нашего исследования можно сформулировать следующим образом: каковы педагогические условия формирования межличностного общения в процессе внеурочной деятельности?

Объект – межличностное общение школьников.

Предмет – межличностное общение школьников в процессе внеурочной деятельности.

Цель нашей работы – рассмотреть содержание и эффекты межличностного общения в процессе внеурочной деятельности.

1. Изучить психолого-педагогические основы межличностного общения.

2. Рассмотреть межличностное общение во внеурочной деятельности.

3. Раскрыть педагогические условия формирования межличностного общения в процессе внеурочной деятельности.

— теоретические: изучение, анализ психолого-педагогической литературы, сравнение, обобщение.

Глава 1. Теоретические основы общения в процессе внеурочной деятельности

1.1 Психолого-педагогические основы межличностного общения

Важным элементом в системе общественных и межличностных отношений является общение, которое играет важную роль наряду с проблемами развития личности и ее социального взаимодействия с окружающей средой.

Современные взгляды на общение интерпретируют его как сложное, многообразное социальное явление. По Е.П. Ильину, это сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга [9].

С точки зрения А.И. Волкова, общение понимается как процесс установления поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного теми или иными средствами контакта между людьми, так или иначе связанными между собою в психологическом отношении [7].

По Е.С. Тюриной общение – это взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижение общего результата [22].

Общение выполняет разнообразные функции, среди них выделяются: организация совместной деятельности, формирование и развитие межличностных отношений, эмоциональное самовыражение и познание людьми друг друга.

Умение слушать собеседника – один из важнейший навыков общения. Люди, не умеющие слушать, сталкиваются с массой проблем в межличностном общении. Главная цель межличностного общения – достижение взаимопонимания.

Межличностное общение связано с пополнением знаний (обучением) и сопряженным с ним изменением взглядов и поведения людей. Поэтому общение в команде необходимо контролировать. Процесс обучения посредством общения предполагает наличие отправителя, который передает сообщение, и получателя, который интерпретирует это сообщение и на него реагирует [1].

По оценке А.А. Бодалева межличностное общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом [3].

Сущность межличностного общения заключается во взаимодействии человека с человеком. Именно этим оно отличается от других видов деятельности, когда происходит взаимодействие человека с каким-либо предметом или вещью.

Содержание общения – это информация, которая передаётся от одного человека к другому. Люди обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире: богатый, прижизненно приобретенный опыт, знания, способности, умения и навыки. Человеческое общение многопредметное, оно разнообразно по своему внутреннему содержанию. По содержанию общение может быть представлено как:

— материальное — обмен продуктами и предметами деятельности, которые в свою очередь служат средством удовлетворения актуальных потребностей субъектов;

— когнитивное — обмен знаниями;

— деятельное — обмен действиями, операциями, умениями, навыками. Иллюстрацией когнитивного и деятельного общения может служить общение, связанное с различными видами познавательной или учебной деятельности. Здесь от субъекта к субъекту передаётся информация, расширяющая кругозор, совершенствующая и развивающая способности;

— кондиционное — обмен психическими или физиологическими состояниями. При кондиционном общении люди оказывают влияние друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести друг друга в определённое физическое или психическое состояние, например, поднять настроение или испортить его, а в конечном счёте — оказать определённое воздействие на самочувствие друг друга;

— мотивационное – обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями. Мотивационное общение имеет своим содержанием передачу друг другу определённых побуждений, установок или готовности к действиям в определённом направлении [2].

Итогом общения становится взаимное влияние людей друг на друга.

Межличностное общение является ключевым компонентом межличностных отношений. Оба понятия не только взаимно дополняют друг друга, но и обладают некоторыми идентичными свойствами.

В. Н. Куницына выделяет следующие критерии межличностного взаимодействия:

— участие во взаимодействии небольшого числа людей (группа из 2-3 человек);

— непосредственное взаимодействие его участников, находящихся в пространственной близости, имеющих возможность видеть, слышать, касаться друг друга, легко осуществлять обратную связь;

— личностно-ориентированное общение (каждый из его участников признает незаменимость, уникальность своего партнера, принимает во внимание особенности его эмоционального состояния, самооценки, личностных характеристик) [11].

В содержательном плане требования к культуре межличностного общения можно свести к трем основным:

1) разбираться в людях и верно оценивать их психологию;

2) адекватно эмоционально откликаться на их поведении и их состояние;

3) выбирать по отношению к каждому из них такой способ общения, который, не расходясь с требованиями морали, и будучи направлен на утверждение гуманистических идеалов, в то же время наилучшим образом отвечал соответствовал индивидуальным особенностям тех, с кем приходится общаться [10].

Данные требования тесно связаны друг с другом.

Выделяют три основные категории средств межличностного общения:

— экспрессивно-мимические средства общения, к которым относятся улыбка, взгляд, мимика, выразительные движения рук и тела;

— предметно-действенные средства общения: используемые движения и позы;

— речевые средства общения: высказывания, вопросы, ответы, реплики.

Сформированность культуры межличностного общения предполагает наличие определенного характера взаимоотношений общающихся, который проявляется в их совместимости, общности взглядов [15].

На межличностное восприятие оказывают влияние следующие эффекты. Эффект «первичности» состоит в том, что при противоречивых после первой встречи данных об этом человеке, информация, которая была получена раньше, воспринимается как более значимая и оказывает большее влияние на общее впечатление о человеке. Эффект срабатывает в случае восприятия незнакомого человека.

Читайте также:  Как понять есть ли еще чувства у бывшего

Эффект новизны заключается в том, что последняя, то есть более новая информация, оказывается более значимой, действует в ситуациях восприятия знакомого человека. Эффект ореола – формирование специфической установки на наблюдаемого через направленное приписывание ему определенных качеств: информация, получаемая о каком-то человеке накладывается на тот образ, который был создан заранее. Ранее существовавший образ выполняет роль «ореола», мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия.

Эффект первого впечатления – стойкая оценка человека или черт его характера по первому впечатлению, когда последующие мнения о человеке, противоречащие созданному образу, не соответствуют действительности. Эффект проекции – когда приятному для нас собеседнику мы склонны приписывать свои собственные достоинства, а неприятному – свои недостатки.

Эффект или явление стереотипизации в межличностном восприятии – склонность к формированию устойчивого образа при оценке людей, которым пользуются как клише или оценка людей по их принадлежности к какой-либо категории (пол, возраст, цвет кожи и т. д.). Стереотипизация приводит к возникновению предубеждения и может нанести серьезный ущерб не только общению людей, но и их взаимоотношениям [22].

На любом возрастном этапе межличностное общение играет важную роль. Общение младших школьников со сверстниками существенно меняется в течение всего возрастного этапа. Так, исследователи отмечают изменения в содержании, потребностях, мотивах и средствах общения, которые могут происходить плавно и постепенно, а возможны переломные проявления и качественные сдвиги.

Первый перелом внешне проявляется в резком возрастании значимости других детей в жизни ребенка. Младшие школьники начинают явно предпочитать общество других детей взрослому. Второй перелом внешне выражен менее четко, так как связан с появлением избирательных привязанностей, дружбы и с возникновением более устойчивых и эмоционально глубоких отношений между детьми.

Товарищеские взаимоотношения у первоклассников завязываются на основе внешних обстоятельств, то есть дети дружат по принципу близости контактов: сидят за одной парте, живут на одной улице. Более тесные отношения между школьниками складываются в процессе совместной деятельности [20].

В подростковом возрасте общение становится не только средством обмена информацией, но и фактором развития личности подростков. Именно в процессе общения происходит восприятие окружающего мира, норм и ценностей общества.

У школьника в подростковом возрасте развивается чувство взрослости, поэтому и родители, и учителя, и другие окружающие его взрослые должны строить свои взаимоотношения с учетом этой особенности подростка.

Возможно создание благоприятных условий для его психического развития только в том случае, если взрослые учитывают его возросшие возможности, относятся к нему с уважением и доверием, создают условия, помогают преодолевать трудности в учении и общественно-полезной деятельности, помогают в установлении взаимоотношений с товарищами. А включение подростка в различные виды общественно-полезной деятельности расширяет сферу его общения, возможности усвоения социальных ценностей, способствует формированию нравственных качеств личности.

Основным делом подростка остается учение, однако важнейшие новообразования в его психике становятся связанными с общественно-полезной деятельностью. Это обусловлено следующим: общественно-полезная деятельность в наибольшей мере удовлетворяет доминирующие для этого возраста потребность в общении со сверстниками и потребность в самоутверждении.

В подростковом возрасте очень важным является мнение сверстников, которое оказывает решающее влияние на психическое развитие подростка, его поведение. Во всех своих действиях и поступках он ориентируется, прежде всего, на это мнение. Учитель для подростка уже не является таким непререкаемым авторитетом, каким являлся в младшем школьном возрасте.

В своей среде, в процессе взаимодействия друг с другом, подростки учатся рефлексии на себя и сверстника. Важными и наиболее ценными для подростка становятся взаимная заинтересованность, совместное постижение окружающего мира и друг друга.

Если в младшем школьном возрасте основой для объединения детей чаще всего является совместная деятельность, то у подростков, наоборот, привлекательность занятий и интересы определяются возможностью широкого общения со сверстниками. Для ребят этого возраста важно не просто быть вместе со сверстниками, но и занимать среди них удовлетворяющее их положение [12].

Общение со сверстниками в юношеском возрасте – это специфический канал информации, особый вид межличностных отношений, а также один из видов эмоционального контакта. В юношеском возрасте исследователи выделяют две противоположные тенденции в области общения и взаимодействия с другими людьми: расширение сферы общения – с одной стороны, и растущая индивидуализация, обособление от социума – с другой стороны [5].

Таким образом, общение представляет собой сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми. Межличностное общение – это непосредственное взаимодействие его участников. На межличностное восприятие оказывают влияние следующие эффекты: первичности, новизны, первого впечатления, эффект стереотипизации. На любом возрастном этапе межличностное общение играет важную роль. Важными факторами формирования культуры межличностного общения является коллектив сверстников, в котором усваиваются многие нормы, ценности, стереотипы поведения, приобретается опыт межличностного общения.

1.2 Межличностное общение во внеурочной деятельности

Оптимальной формой организации развивающей среды, способствующей установлению дружеских взаимоотношений, развитию навыков общения, умения разрешать конфликты и отстаивать свое мнение, является внеурочная деятельность.

В условиях внедрения ФГОС внеурочная деятельность приобретает новую актуальность, позволяет школе достичь качества образования.

Специфика внеурочной деятельности обнаруживается на уровне следующих задач:

– оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

– учесть возрастные и индивидуальные особенности учащихся;

– улучшить условия для развития школьников.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.

Учащиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Такая возможность предоставляется Федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения [259].

Внеурочная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.

Согласно Федеральному стандарту 10 часов недельной нагрузки отводится на внеурочную деятельность. Виды внеурочной деятельности довольно разнообразны и могут быть классифицированы по разным основаниям, например:

а) по формам организации внеклассной работы – различные классные дела, тематические мероприятия, объединения детей по интересам (клубы, кружки, секции);

б) по количеству участников внеклассной деятельности – массовая, групповая, индивидуальная.

Можно выделить следующие направления внеурочной деятельности школьников: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно- полезная и проектная деятельность [8].

Внеурочная деятельность характеризуется следующими особенностями:

– отсутствие контроля за результатами работы, что, с одной стороны, затрудняет оценку деятельности, а с другой – позволяет создавать более благоприятную обстановку и способствует неофициальности общения;

– отсутствие жесткой регламентации, возможность максимально глубоко ссылаться на инициативу самих детей, свобода выбора содержания, форм, средств и методов управления воспитательной работы;

– большая ответственность учителя, которая проявляется в потребности самостоятельно разрабатывать направления воспитательной деятельности и формировать ее содержание без опоры на базовые планы и программы;

– широкий круг возможностей для привлечения социального опыта родителей и других взрослых [14].

Внеурочная работа предоставляет возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива. Она ориентирована на создание условий для неформального общения ребят одного класса, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность.

В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания.

Читайте также:  Бег по утрам настроение

Главное во внеучебной работе — характер взаимодействия классного руководителя и воспитанников, т.е. в воспитанные отношения. Эти отношения, основанные на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности классного руководителя и детей, деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих, создают условия для формирования системы работы и определяют роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности педагога, что позволяет правильно и эффективно организовать работу с ними [21].

В формировании культуры межличностных отношений важную роль играет такая организация воспитательного процесса, при которой учащиеся взаимодействует не только с учителем, но и друг с другом. В такой совместной деятельности они обращаются к одноклассникам за советами, помощью, обмениваются знаниями и мнениями. В свою очередь, учитель строит свое взаимодействие не с каждым воспитанником в отдельности, а с группой совместно работающих детей.

Коллективная организация деятельности способствует изменению характера межличностных отношений между учащимися, которые становятся более теплыми, человечными. Учащиеся начинают прислушиваться к мнениям одноклассников, лучше понимают их и самих себя. Дети, имеющие опыт совместной работы с ровесниками, точнее оценивают свои возможности и способности, лучше себя контролируют, проявляют отзывчивость, чуткость, умеют строить свои взаимоотношения с окружающими. Очень важно уделять внимание организации парной и групповой работы в деятельности, развивая навыки общения друг с другом.

Благополучие в общении со взрослыми создает благоприятную эмоциональную базу, уверенность ребенка в успехе общения со сверстниками. Оценка взрослыми тех или иных сверстников оказывает прямое влияние на желание ребенка общаться с тем или иным товарищем (это влияние становится менее эффективным по отношению к мальчикам раньше, чем к девочкам).

Дружеские отношения успешно формируются в совместной деятельности учеников. Парные, групповые, коллективные формы организации обучения и общения в сочетании со значимым для школьника содержанием создают условия для позитивного формирования межличностных отношений в классном коллективе, самовыражения каждого его члена. Вопросы общения и взаимодействия учащихся друг с другом волнуют их в большей степени, чем отметки и успешность в обучении [18].

Внеурочная деятельность способствует развитию личности и эмоциональной базы ребенка, тем самым позволяет ему быть уверенным в себе и в общении со сверстниками.

Совместное преодоление трудностей, удовлетворенность результатами труда, положительная оценка работы вызывают у учащегося желание взаимодействовать в коллективе. Все это способствует воспитанию в них таких качеств, как воля, взаимопомощь, инициативность. Поэтому при организации занятий важно тщательно продумывать не только объекты деятельности учащихся, но и способы их совместной работы, привлекательность для каждого учащегося.

Внеурочная работа носит коллективный характер, учит коллективному сотворчеству, помогает преодолевать личностные и коллективные трудности, решать жизненные задачи, способствует формированию общеклассного коллектива [13].

Таким образом, внеурочная деятельность понимается как деятельность, организуемая с классом во внеурочное время для реализации потребностей школьников в содержательном досуге (праздники, вечера, дискотеки, походы), участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности. Она включает в себя и занятия в различных кружках, секциях, клубах. Внеурочная работа способствует расширению общения и межличностных контактов учащихся. Во внеурочной деятельности обучающиеся получают возможность включаться в определенные социальные отношения и выделять те параметры деятельности, которые имеют для них большой личностный смысл. Участие школьников во внеурочной деятельности представляет собой способ введения ребенка в общественную жизнь. Внеурочная деятельность включает в себя совокупность занятий и общение учащихся в школе после уроков.

1.3 Педагогические условия формирования межличностного общения в процессе внеурочной деятельности

Организация внеурочной деятельности протекает в атмосфере непосредственного взаимодействия педагога и детей. Педагог в свою очередь должен уметь организовывать взаимодействие с детьми, общаться с ними, руководить их деятельностью.

Рассмотрим педагогические условия, которые необходимо создавать педагогу при формировании межличностного общения школьников. Педагогическое условие является существенным компонентом педагогического процесса, интегрирующим в себе определенную совокупность его возможностей, направленных на достижение поставленной цели.

Первое педагогическое условие предполагает организацию и сплочение детского коллектива, обеспечивающие развитие личности ребенка, повышение уровня развития коллектива, совершенствование характера взаимоотношений членов коллектива.

Одной из задач работы педагога должно стать формирование мотивов к совместной деятельности с одноклассниками во внеурочной деятельности. Изучение учителем причин трудностей межличностных отношений школьников позволит ему выявить качественные характеристики, как каждого ученика, так и целого класса, вовремя понять проблемы своих воспитанников и оказать им квалифицированную помощь.

Традиционно в российских школах внеурочная деятельность организуется главным образом в коллективе: классе, кружке, спортивной секции, детском общественном объединении и т.д. Современный ребенок развивается как личность в нескольких разных коллективах — разных по характеру деятельности.

Детский коллектив, будучи целенаправленно воспитывающей микросредой, выступает фактором формирования культуры межличностного общения школьников в совместной деятельности. Именно в детском коллективе усваиваются правила поведения, умения и навыки культурного межличностного общения.

Необходимо проводить работу по сплочению классного по следующим направлениям: оптимальное социальное развитие коллективной деятельности школьников и развитие самоуправления. Совместная деятельность школьников организует и стимулирует жизнь ученического коллектива [24].

Необходимо тщательное психологическое исследование каждого ребенка с целью выявления его возрастных и индивидуальных особенностей и интересов. Педагог должен обеспечить участие своих учеников в разносторонней общественно значимой деятельности, способствующей удовлетворению потребности в общении со сверстниками и взрослыми, формированию навыков сотрудничества, кооперации и расширения зоны ближайшего развития.

Для любого учащегося коллектив выступает, прежде всего, своеобразной средой его обитания и освоения опыта, поэтому правильная организация самоуправления непременно создаст в классе атмосферу дружбы, взаимопонимания и сотрудничества, психологического комфорта; разовьет творческие возможности каждого ребенка с учетом его внутренних психологических наклонностей; сформирует основы правил поведения в общественных местах; сплотит детский коллектив.

Через самоуправление решаются задачи развития, сплочения и координации ученического коллектива, формирования культуры межличностных отношений, гарантируется принцип равноправия в совместной деятельности, повышается требовательность к себе и товарищам, воспитывается нетерпимое отношение к нарушителям дисциплины.

Реализация второго педагогического условия заключается в обеспечении комплексного педагогического влияния на личностный, мотивационно-ценностный, информационный, поведенческий компоненты культуры межличностного общения школьников в процессе внеурочной деятельности [17].

Следующее педагогическое условие – привлечение школьников к нравственной оценке их поведения. Постоянное участие в жизни коллектива класса, в межличностном общении со школьниками, самостоятельное регулирование (без вмешательства учителя) тех отношений, которые возникали при этом, требуют от учащихся весьма высокого уровня осознания поведения своего и окружающих.

Творческая коллективная деятельность, конечно же, предполагает взаимовлияние педагога и учащихся, так же как и учащихся друг на друга. Но оно не осуществляется само собой. Учитель в ходе внеурочной деятельности вместе с детьми может размышлять, сомневаться, вместе с ними радоваться найденному ответу, предлагать новый вариант – советовать самим подумать, не скупиться на оценочные характеристики типа «молодец», «оригинально» и т. п.

Таким образом, осуществляется подлинное взаимовлияние. Разумеется, педагог должен стремиться обеспечить успех как важнейший фактор мотивации деятельности. Он должен стремиться к тому, чтобы ученик достигал успеха чаще.

Учителя должны помочь учащимся осмыслить накапливаемый опыт межличностного общения с одноклассниками и окружающими людьми, создавать круг ситуаций, в основном в игровой деятельности, в которых школьники оказываются перед необходимостью дать оценку поведению своему и окружающих, самому становиться объектом признания; привлекать детский коллектив, учителей, родителей к оцениванию по достоинству поступков школьников [16].

Четвертое педагогическое условие — гуманно-личностный подход к школьникам. Гуманно-личностный подход утверждает идеи гуманного отношения к ребенку, педагогической любви к детям, заинтересованности в их судьбе, оптимистической веры в их творческие силы, этичного отношения к ним, управления воспитанием и всей школьной жизнью учащихся с позиции детских интересов. Он предлагает сотрудничество со школьниками, отсутствие прямого принуждения, оказание педагогической поддержки учащимся, проявление терпимости к детским недостаткам.

Учителя в формировании культуры межличностного общения школьников придерживаются гуманно-личностного стиля отношений с учащимися, что способствует созданию в детском коллективе атмосферы доверия, понимания, сотрудничества, тепла в межличностном общении с педагогами и между младшими школьниками.

Читайте также:  Рыжие по другому чувствуют боль

Учитель является образцом для учеников. Он решает воспитательные задачи и формирует личность ребенка. Можно предположить, что стиль его отношения к детям становится одним из существенных факторов в развитии и формировании стиля межличностных отношений учащихся.

Пятое педагогическое условие — взаимодействие учителя и семьи в формировании культуры межличностного общения школьников в процессе внеурочной деятельности. Учителя организуют работу с членами семей школьников по следующим направлениям:

— педагогическое просвещение родителей по вопросам формирования культуры межличностного общения школьников, в том числе беседы о значении семейного воспитания, личного примера родителей, других взрослых в данном процессе;

— вовлечение членов семей во внеурочную деятельность совместно с учителями и школьниками;

— коллективное изучение педагогами и родителями уровней сформированности культуры межличностного общения школьников;

— тактичная корректировка учителями и членами семей характера межличностного общения школьников путем нравственной оценки их поведения, высказываний и советов.

Вышеописанные педагогические методы, формы и условия позволят учителю эффективно формировать культуру межличностного взаимодействия школьника, организуя внеурочную деятельность [26].

Таким образом, организация внеурочной деятельности протекает в атмосфере непосредственного взаимодействия педагога и детей. Учитель должен создавать следующие педагогические условия формирования межличностного общения школьников в процессе внеурочной деятельности: организацию и сплочение детского коллектива; обеспечение комплексного педагогического влияния на личностный, мотивационно-ценностный, информационный, поведенческий компоненты культуры межличностного общения школьников; привлечение школьников к нравственной оценке их поведения; гуманно-личностный подход к школьникам.

Выводы по первой главе

Межличностное общение выступает необходимым условием жизни человека, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом.

Сущность межличностного общения заключается во взаимодействии человека с человеком. Главная цель межличностного общения – достижение взаимопонимания. Итогом общения становится взаимное влияние людей друг на друга.

На межличностное восприятие оказывают влияние следующие эффекты: первичности, новизны, первого впечатления, эффект стереотипизации.

Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Оно подразумевает известную психологическую близость партнёров: знание индивидуальных особенностей друг друга, наличие сопереживания, понимания, совместного опыта деятельности.

Общение носит возрастной характер. С возрастом уровень культуры общения повышается, т.к. учащиеся приобретают опыт общения в процессе межличностного взаимодействия, приобретения новой информации в процессе воспитательной работы.

Младший школьный возраст является важным периодом в формировании межличностного общения. В этом возрасте расширяются контакты со школьниками, формируется устойчивая потребность в общении со сверстниками; усложняются формы межличностного взаимодействия; фокусируются вопросы, связанные с нормами и правилами взаимоотношений между людьми.

В подростковом возрасте общение становится не только средством обмена информацией, но и фактором развития личности подростков. Именно в процессе общения происходит восприятие окружающего мира, норм и ценностей общества.

Общение со сверстниками в юношеском возрасте – это специфический канал информации, особый вид межличностных отношений, а также один из видов эмоционального контакта.

Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива

Внеурочная деятельность организуется общеобразовательными учреждениями во внеурочное время и строится на основах добровольного участия с учетом интересов детей и с целью развития их активности, самодеятельности.

Во внеурочной деятельности обучающиеся получают возможность включаться в определенные социальные отношения и выделять те параметры деятельности, которые имеют для них большой личностный смысл. Участие школьников во внеурочной деятельности представляет собой способ введения ребенка в общественную жизнь. Внеурочная деятельность включает в себя совокупность занятий и общение учащихся в школе после уроков.

Учитель должен создавать следующие педагогические условия формирования межличностного общения школьников в процессе внеурочной деятельности: организацию и сплочение детского коллектива; обеспечение комплексного педагогического влияния на личностный, мотивационно-ценностный, информационный, поведенческий компоненты культуры межличностного общения школьников; привлечение школьников к нравственной оценке их поведения; гуманно-личностный подход к школьникам.

Белобрыкина, О.А. Речь и общение [Текст] / О.А. Белобрыкина. – Ярославль: Академия развития, 2008. – 240 с.

Боблак, Л.Т. Межличностное общение: понятие, виды, функции // Современные парадигмы лингвистических исследований [Текст]: сборник материалов Международной научно-практической конференции.- 2016.- С. 18-24.

Бодалев, А.А. Психология общения [Текст] / А.А. Бодалев. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2012. — 255 с.

Борисова, Т.В. Кружковая деятельность: особенности формирования навыков общения [Текст] / Т.В. Борисова // Школа. – 2010 — № 6.- С. 9-11.

Бурова, О.Г. Проявление культуры межличностного общения в школьном возрасте [Текст] / О.Г. Бурова // Педагогика.- 2014.- № 4.- С. 34-36.

Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации [Текст]: материалы III Всероссийской научно-практической конференции / под ред. А.В. Кислякова, А.В. Щербакова. – Челябинск: ЧИППКРО, 2016. – 440 с.

Волкова, А.И. Психология общения [Текст]: учебное пособие / А.И. Волкова.- Ростов н/Д: Феникс, 2010.- 510 с.

Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор [Текст]: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.

Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений [Текст] / Е.П. Ильин .- СПб.: Питер, 2013.- 576 с.

Косых, Г.В. Психологические особенности межличностного общения в совместной деятельности // Современная психология: теория и практика [Текст]: материалы XVI международной научно-практической конференции.-2015. — С. 157-162.

Куницына, В.Н. Межличностное общение [Текст]: учебник для вузов / В.Н. Куницына. – СПб.: Питер, 2011. – 544 с.

Марьяшина, О.С. Своеобразие формирования культуры межличностного общения в школьном возрасте [Текст] / О.С. Марьяшина // Народное образование.- 2011.- № 10.- С. 150-153.

Миллер, Т.А. Формирование навыков общения во внеурочной деятельности [Текст] / Т.А. Миллер // Народное образование.- 2010.- № 2.- С. 45-47.

Мудрик, А. В. Общение как фактор воспитания школьников [Текст] / А.В. Мудрик. — М.: Знание, 2010.- 195 с.

Обозов, Н.Н. Психология межличностных отношений [Текст] / Н.Н. Обозов.- М.: Просвещение, 2012.- 320 с.

Педагогика [Текст] / под ред. В.А. Сластенина.- М.: Владос, 2012.- 375 с.

Петрова, И.Ф. Роль общения в формировании культуры личности современного школьника // Формирование гуманитарной среды и внеурочная работа в вузе, техникуме, школе [Текст]: материалы III Всероссийской научно-практической конференции.- 2015.- С. 400-402.

Попова, А.Н. Развитие коммуникативных компетенций среди учащихся средствами внеурочной деятельности [Текст] / А.Н. Попова, О.А. Золотова // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики.- 2017. -№ 1.-С. 350-351.

Слизкова, Е.В. Воспитание ценностных отношений в общении со сверстниками во внеурочной деятельности [Текст] / Е.В. Слизкова, А.Н. Шарайкина // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук.- 2015.-№ 6.- С. 113-117.

Смирнова, Е.О. Межличностные отношения младших школьников [Текст] / Е.О.Смирнова, В.М. Холмогорова.- М.: Сфера, 2003. -389с.

Ташмуратова, З.А. Развитие навыка общения во внеурочной деятельности // Цифровое общество в контексте развития личности [Текст]: сборник статей Международной научно-практической конференции.- 2017.- С. 201-203.

Тюрина, Е.С. Общение, межличностное общение, межличностные отношения // Изучение и образование детей [Текст]: материалы межрегиональной научно-практической конференции студентов, аспирантов, магистрантов и слушателей. -2010.- С. 55-58.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки РФ [Текст].- 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 48 с.

Фурманов И.А. Психология общения в учебно-педагогическом процессе [Текст]: методическое пособие для учителей / И.А. Фурманов, А.А. Аладьин, Е.М. Амелишко.- Мн.: Технология, 2010. — 100 с.

Худотеплова, Е.Н. Реализация требований ФГОС во внеурочной деятельности учащихся [Текст] / Е.Н. Худотеплова // Сибирский учитель. -2015.- № 1.- С. 56-60.

Щиголева, Н.В. Педагогическое руководство общением школьников во внеурочной деятельности [Текст] / Н.В. Щиголева // Начальная школа.- 2010.- № 4.- С. 12-14.

Источник

Оцените статью