- Роль эмоциональных взаимоотношений матери и ребенка Важность первых трех лет. ( выдержки из моих семинаров)
- Влияние общения с матерью на эмоциональное благополучие ребенка раннего возраста
- Понятие и особенности эмоционального благополучия
- Готовые работы на аналогичную тему
- Общение матери и ребенка, его влияние на эмоциональную сферу
- «В мире эмоций»
- В МИРЕ ДЕТСКИХ ЭМОЦИЙ
- Основные способы развития эмоциональной сферы ребенка дошкольника
Роль эмоциональных взаимоотношений матери и ребенка Важность первых трех лет. ( выдержки из моих семинаров)
Роль эмоциональных взаимоотношений матери и ребенка
Важность первых трех лет
Ребенок подобен зеркальному шару, который весьма многогранен и в каждой грани отражаемся мы, родители, наши поступки и слова, наше отношение к маленькому ребенку. И то, что мы вложим в него сейчас, как зеркальные грани шарика отразятся на его жизни потом, на его отношении к себе, к миру. И каким будет этот мир для малыша во многом зависит от его родителей- первых людей, с которыми знакомится ребенок еще до своего рождения и которые будут рядом на протяжении всей его жизни.
Каждый родитель хочет видеть своего ребенка свободным, счастливым и самодостаточным! А это зависит от того, насколько хорошо мы занимаемся его воспитанием. Но успешное воспитание невозможно без любви к ребенку, без знания его возможностей и без правильного понимания его проблем и особенностей поведения. Поэтому очень важен эмоциональный контакт родителей и малыша с самого рождения, особенно контакт с мамой, которая чувствует своего ребенка еще в утробе: его первое движение, толкание, икание. Сразу после рождения малыш активно участвует в образовании своих первых и главных взаимоотношений с наиболее близким человеком – матерью. Развитие его способностей, с помощью которых он устанавливает социально-эмоциональные связи, происходит через взаимоотношения с ней. Именно улыбку мамы видит ребенок в первые минуты своей жизни. В этот момент и возникает та тонкая, но крепкая нить, которая незримо связывает мать и дитя навсегда! Ведь недаром при звуках голоса мамы ребенок успокаивается и сладко засыпает в ее объятьях, посасывая ее грудь. Он реагирует на голос матери, поворачивая головку, потом начинает улыбаться и тянуть ручки к маме, радостно реагирует на ее появление. Каждый день мама замечает новые проявления развития малыша, это безусловно радует ее. Таким образом к 12 мес. у ребенка на основании взаимодействия развивается некая модель представлений себя и своих отношений с мамой. Эмоциональные отношения с матерью позволяют малышу чувствовать себя безопасно даже в ситуациях, когда мать в действительности не присутствует.
Но вот ребенку исполнился год, он уже совсем не похож на того беспомощного малыша, который мог подолгу сидеть у мамы на руках или манипулировать с предметами и игрушками, предложенными взрослыми. Сейчас малыш уже хорошо стоит на ножках, с каждым днем все увереннее начинает покорять пространство, знакомиться с неведомым до этого предметным миром. В этот период расширяется социальный круг общения ребенка. Личность малыша тоже развивается: появляются первые «дя» и «неть»; малыш тянет маму за руку в ту сторону, куда хочет он, начинает делать то, что хочет он.
Для некоторых мам такое изменение ситуации неожиданно. Многие из них чувствуют, как не справляются с ребенком, то есть теряют контроль над ним. Мамы растеряны, иногда раздражены. Ее роль меняется, меняются отношения с мамой, меняется степень свободы ребенка, но несмотря на это, малыш должен чувствовать любовь. Некоторое удаление от матери не является свидетельством полной самостоятельности, ребенок еще по-прежнему психологически связан с нею. Он еще не имеет представления о самом себе как об отдельном существе, малыш еще очень зависим от отношения к нему окружающих. Только эмоциональный контакт между матерью и ребенком, включающий в себя и тактильные ощущения — ласки, поцелуи, объятия, — способен удовлетворить потребность в любви у малыша на раннем этапе развития. В зависимости от степени удовлетворения этой потребности у ребенка будет развиваться доверие или недоверие и к другим людям, и к окружающему миру в целом.
Если забота матери о своем малыше была всегда своевременна, то у ребенка формируется ощущение безопасности, доверие к миру. Это значит, что он, став уже взрослым, больше будет доверять себе, окружающему миру, а значит легче адаптироваться в отношениях с другими людьми и в различных жизненных обстоятельствах. Люди, получившие «правильную» родительскую любовь», живут в этом мире легко и свободно. Как однажды заметил Фрейд, «ребенок, который ощущает безусловную любовь своей матери, будет чувствовать себя непобедимым»
Источник
Влияние общения с матерью на эмоциональное благополучие ребенка раннего возраста
Вы будете перенаправлены на Автор24
Эмоциональное благополучие — это интегральная характеристика или переживание, в рамках которых фокусируются чувства, обусловленные успешным (или неуспешным) функционированием всех аспектов личности.
Понятие и особенности эмоционального благополучия
Категория эмоциональное благополучие способна отражать не только знак (полярность) соответствующих эмоциональных проявлений, но и показывать возможности личности эффективно регулировать данные проявления. Психологическое благополучие напрямую относится к другим характеристикам, включая уровень счастья, удовлетворенность от жизни, субъективную оценку качества жизни. Таким образом, эмоциональное благополучие находится в неразрывном единстве с психологическим благополучием.
Во многих трудах, которые посвящены проблемам психологии здоровья, эмоциональное благополучие рассматривают в качестве синонимичного понятия эмоционального здоровья. Последний термин был введен в обращение Л. В. Тарабакиной.
Эмоциональное здоровье представляет собой составную часть психологического здоровья личности, обеспечивающую единство преходящего и непрерывного на основании функционирования ситуативно-ориентировочного, адаптационно-целевого, личностно-деятельностного уровня. Эмоциональное здоровье дает возможность сохранить целостное эмоциональное отношение человека к самому себе и к миру. Оно преобразовывает негативные эмоции, порождая положительно окрашенные переживания.
В целом, если взять за основу имеющиеся подходы к описанию эмоционального благополучия, можно сделать вывод о том, что оно является многомерным явлением, способным определять эмоциональное самочувствие. Это понятие представляется как показатель успешности эмоциональной регуляции личности, что напрямую связано с психологическим благополучием.
Готовые работы на аналогичную тему
Исследования эмоционального благополучия дали несколько его содержательных характеристик:
- Преобладает позитивный эмоциональный фон;
- Доминирует состояние спокойствия, удовлетворенности и уверенности;
- Происходит субъективное переживание счастья;
- Человек направлен на позитивные отношения с другими людьми, в основе которых лежит доверие и забота.
Общение матери и ребенка, его влияние на эмоциональную сферу
Развитие высших психических функций у ребенка напрямую связано с развитием эмоциональной сферы. Доминирующее восприятие в раннем возрасте характеризуется аффективной окраской. Этот характер восприятия способен приводить к сенсомоторному единству. Ребенок может видеть определенную вещь, которая привлекает его. По этой причине начинает разворачиваться импульсивное поведение, которое проявляется в виде желания достать вещь или что-то с ней сделать.
Ребенок в раннем возрасте максимально связан наличной ситуацией, поэтому его поведение, как правило, является импульсивным. Примерно до двухлетнего возраста дети вообще не способны действовать без опоры на восприятие. Например, детей не радует информация об игрушке, которую подарят в будущем, но, если отдать ее сейчас, то это вызовет у них бурную реакцию.
Желания ребенка характеризуются неустойчивостью и быстрой изменчивостью. Он не способен контролировать и сдерживать их. Детей раннего возраста ограничивают лишь наказания и поощрения взрослого человека. Любые желания обладают одинаковой силой, поскольку в этот период нет соподчинения мотивов. Этот факт легко наблюдается в ситуации выбора.
Например, если дети берут одну игрушку, но видят более привлекательную, то тут же бросают старую и попросят дать новую, яркую. Если же они получили желаемое, но заметили, что кто-то катается на машинке, то столь нужная еще минуту назад игрушка может быть выброшена ввиду желания тоже кататься на машинке. Можно сказать, что ребенок не в состоянии выбрать, остановиться на чем-то одном или принять правильное решение.
Развитие эмоциональной сферы полностью зависит от общения ребёнка со взрослыми и сверстниками, в первую очередь, с матерью. В младенчестве преобладающим считается ситуативно-личностное общение, ограниченное узкими рамками ситуации, где происходит удовлетворение потребностей ребенка. Уже в раннем детстве данная ситуация поменяется, так как у ребенка формируется потребность сотрудничать. Она, наряду с потребностями, реализуется через новые впечатления и активность, что реализуется через совместные действия со взрослым.
Для раннего возраста присущи яркие эмоциональные реакции, которые связаны с непосредственными желаниями ребенка. По завершению данного этапа при приближении к кризису трех лет, можно наблюдать аффективные реакции на сложности, с которыми он сталкивается. Ребенок пытается что-то сделать сам, но у него может ничего не получаться. В данный момент рядом может не оказаться взрослого, поэтому некому будет прийти ребенку на помощь и сделать дело вместе с ним. В такой ситуации вполне вероятной является эмоциональная вспышка.
Например, у ребенка не получается открыть дверь в комнату, после чего он начинает бить по ней руками и ногами, громко крича. Причина гнева или плача может быть представлена в этом случае, помимо неподдающихся вещей, отсутствием внимания со стороны матери, которая занята своими делами именно тогда, когда ребенок изо всех сил пытается ее вниманием завладеть.
Развитие эмоционального благополучия ребенка напрямую связано с зарождающимся в это время самосознанием, на что оказывает большое воздействие общение с матерью. Примерно в два года дети начинают узнавать себя в зеркале. Психологами был проведен эксперимент, когда полуторагодовалого ребенка подводили к зеркалу, незаметно касаясь его носа и оставляя на нем пятно красной краски.
После того, как маленький ребенок смотрел в зеркало, он не проявлял никакой реакции на свой испачканный нос, так как не соотносил себя с изображением в зеркале. А большая часть двухлетних детей при взгляде на свое отражение, начинали дотрагиваться до носа, то есть узнавали себя.
Влияние матери на эмоциональное благополучие ребенка в первую очередь заключается в том, что она обеспечивает ему узнавание себя. Это простая и первичная форма самосознания. Новая стадия развития самосознания начинается тогда, когда ребенок называет себя по имени, в третьем лице. Уже к трем годам у него появляется местоимение «я».
Эмоциональное благополучие характеризуется появлением первичной самооценки. В этом процессе ребенок осознает не только свое «я», но то, что «я хороший», «очень хороший», «хороший, и больше никакой».
Источник
«В мире эмоций»
В МИРЕ ДЕТСКИХ ЭМОЦИЙ
Мир чувств и эмоций сложен и многообразен. Богатство эмоциональных переживаний помогает человеку глубже понимать происходящее, более тонко проникать в переживания других людей, их межличностные отношения, способствует познанию человеком самого себя, своих возможностей, способностей, достоинств и недостатков, мира окружающих его предметов и явлений.
В настоящее время, заботясь о физическом и познавательном развитии ребенка, взрослые зачастую забывают о важности его эмоционально-личностного развития, которое напрямую связано с психологическим и социальным благополучием ребенка. Поведение ребенка, развитие его эмоциональной сферы является важным показателем в понимании мира маленьким человеком и свидетельствует о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития.
Эмоции — это реакция человека на воздействия внутренних и внешних раздражителей, имеющих ярко выраженную личностную окраску. Эмоции — это непосредственное, временное переживание какого-нибудь чувства.
Эмоции сопровождаются определенными физиологическими признаками в организме. Так, при стрессе, вызванном чрезмерно сильными эмоциями страха, гнева, радости, скорее всего, будет чувствоваться напряжение в желудке, сухость во рту или учащенное сердцебиение, покраснение лица, расширение зрачков и напряжение мышц, усиление потоотделения, увеличение частоты дыхания.
Чувства — эмоционально и телесно переживаемое отношение человека к тому или иному событию или явлению. Чувство – это устойчивое эмоционально окрашенное отношение к кому-либо или чему либо.
Эмоции и чувства проявляются с помощью мимики, пантомимики, жестов, изменений интонации и тембра голоса.
Выделяют следующие основные, «базовые» эмоции.
Из соединения базовых эмоций возникают такие комплексные эмоциональные состояния, как, например, тревожность, которая может сочетать в себе страх, гнев, вину. Каждая из указанных эмоций лежит в основе целого спектра состояний, различающихся по степени выраженности (например, радость – удовлетворение, восторг, ликование, экстаз и т.д.).
Эмоции и чувства бывают:
— положительные и отрицательные;
— переживания, снижающие активность личности (астенические)
— переживания, повышающие активность личности (стенические)
Чувства человека носят социальный характер. Выделяют следующие виды чувств :
· Моральные (переживание человеком его отношения к другим людям, обществу)
· Интеллектуальные (связанные с познавательной деятельностью)
· Эстетические — состояния, возникающие в процессе эстетического восприятия явлений действительности (природы, архитектуры, произведений искусства); чувства прекрасного или возвышенного, трагического или комического.
Возрастные особенности эмоциональной сферы в младенческом возрасте (0 -1 год)
С первого мгновения появления на свет ребенок проявляет эмоции. Новорожденный начинает свою жизнь с крика: ребенок криком отвечает на неприятные ощущения, связанные с потребностью в пище, сне, теплые. Первые эмоции новорожденного негативные, для него важно показать, что не удовлетворяет его, чего он хочет, чего боится.
Ведущим видом деятельности ребенка до года является непосредственно — эмоциональное общение с близким взрослым, заботливым и любящим его родителем. Доброжелательное внимание, любовь и забота взрослого вызывают у него позитивные переживания, которые он выражает улыбкой.
Улыбка появляется, как правило, примерно на 6 – 8 неделе жизни в ответ на появление матери и звук ее голоса. Чуть позднее ребенок начинает улыбаться, еще не видя взрослого, а лишь почувствовав его приближение. Улыбка — не просто выражение удовольствия ребенка, а способ взаимодействия с окружающими людьми. С ее помощью ребенок дает знать о себе, своих приятных чувствах к близкому человеку.
В 2 – 2, 5 месяца у младенца появляется «комплекс оживления». Его признаками является сосредоточение взгляда на лице человека, радостные звуки, голосовые реакции, живая мимика, улыбка, быстрые и энергичные движения ножек и ручек. «Комплекс оживления» свидетельствует о том, что младенец выделяет из окружающей среды близких ему людей, прежде всего, мать, и устанавливает эмоциональный контакт с ней. «Комплекс оживления» определен как исходная точка в формировании эмоционального благополучия детей.
Положительные эмоции появляются со второго месяца жизни и постепенно начинают преобладать над отрицательными как по длительности, так и по количеству проявлений. В первом полугодии младенцы одинаково эмоционально реагируют в ответ на улыбчивое и сердитое лицо взрослого, что свидетельствует об их неспособности пока различать эмоции взрослого. Преобладание положительных эмоций в этот период времени побуждают ребенка к общению и выступают как средство общения.
Отрицательные эмоции используются ребенком для уклонения от общения с незнакомыми людьми, для изменения нежелательного взаимодействия с взрослым, наконец, как протест в случае неожиданного прекращения приятного контакта. Только со второго полугодия, когда отрицательные эмоции начинают выполнять коммуникативные функции, младенец начинает различать положительные и отрицательные эмоциональные состояния взрослого.
На развитие этой способности у ребенка большое влияние оказывает характер и интенсивность общения ребенка с взрослым. У детей, испытывающих дефицит общения, воспитывающихся в домах ребенка, способность к различению эмоциональных состояний взрослого формируется позже. Репертуар отрицательных эмоций сирот значительно беднее. В основном, это проявления испуга, скованности и слабого недовольства. «Семейные» дети в это время все ярче и разнообразнее проявляют отрицательные и амбивалентные (смешанные) эмоции: они обижаются, жалобно хнычут, сердятся, обнаруживают оттенки недоверия и смущения. Таким образом, интенсивность общения взрослого с ребенком можно рассматривать как главное условие развития эмоциональной сферы младенца.
Возрастные особенности эмоциональной сферы в раннем возрасте (от 1 до 3 лет)
На этом возрастном этапе эмоциональные реакции малыша достаточно импульсивны, выражение эмоций носит непосредственный характер. Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с сиюминутными желаниями ребенка.
Ребенок эмоционально реагирует на то, что непосредственно воспринимает. Он остро переживает неприятную процедуру в кабинете врача, но уже через несколько минут спокоен и живо интересуется новой обстановкой. Он не способен огорчаться из-за того, что в будущем его ожидают неприятности, и его невозможно обрадовать тем, что через 5 дней ему что-то подарят. Маленький ребенок, не умеющий управлять своими переживаниями, почти всегда оказывается во власти у захватившего его чувства. Чувства у ребенка быстро и ярко вспыхивают и столь же быстро гаснут.
Эмоции, которые ребенок испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жесте, во всем поведении.
В конце периода раннего детства, при приближении к кризису 3-х лет, наблюдаются яркие эмоциональные реакции на трудности, с которыми сталкивается ребенок. Когда он пытается что-то сделать самостоятельно и это у него не получается, все может закончиться эмоциональной вспышкой. Могут появляться неадекватное длительное реагирование ребенка на безобидное замечание; явления смешанной агрессивности, когда ребенок в ответ на негативное воздействие взрослого усиливает враждебность к третьему лицу. Но ребенка раннего возраста легко отвлечь: взрослому достаточно показать ребенку новую, другую игрушку, организовать игру, и ребенок, у которого одно желание сменяется другим, быстро переключается и с удовольствием занимается новым делом.
К концу раннего возраста ребенок становится способен переживать простые эстетические чувства. Дети начинают отличать некрасивое, дисгармоничное от красивого, гармоничного.
Возрастные особенности эмоциональной сферы в дошкольном возрасте (3—7 лет)
· Более спокойный, уравновешенный эмоциональный фон.
· Эмоциональные процессы более управляемые.
· Развитие эмоционального предвосхищения (будущий результат, его оценка взрослым).
· Самооценка в этом возрасте сильно завышена, что помогает осваивать новые виды деятельности без сомнения и страха.
К дошкольному возрасту эмоциональный мир ребенка становится богаче и разнообразнее. От базовых эмоций (страха, радости и др.) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит. Изменяется и внешнее проявление эмоциональных реакций. В этом возрасте усваивается язык чувств— принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голоса и т. д.
Наряду с переживаниями удовольствия или неудовольствия, у ребенка возникают более сложные чувства, вызванные тем, насколько хорошо выполнил он свои обязанности, какое значение имеют совершаемые им действия для других людей, и в какой мере соблюдаются им самим и окружающими определенные нормы и правила поведения.
Для дошкольного детства становится характерным более спокойное проявление эмоций, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам, растет способность детей управлять своими эмоциями, вести себя в соответствии с общественными нормами. Но это не снижает насыщенности, интенсивности эмоциональной жизни ребенка.
К концу дошкольного возраста эмоциональные процессы становятся более уравновешенными, что дает возможность ребенку отвлечься от непосредственной ситуации, и сиюминутные
Еще одной важной особенностью эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста является формирование способности к пониманию эмоционального состояния других людей. Важно появление у дошкольников таких эмоций, как сочувствие другому, сопереживание — без них невозможна совместная деятельность и сложные формы общения детей.
К концу старшего дошкольного возраста в эмоциональной сфере ребенка начинают преобладать устойчивые эмоциональные состояния положительные эмоции. Преобладание отрицательных эмоциональных состояний у дошкольников характерно для детей с отклоняющимся психическим развитием, могут сигнализировать о неблагополучии в детско — родительских отношениях.
Влияние характера общения ребенка с взрослыми на развитие эмоциональной сферы и сверстниками.
Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка с взрослыми. В дошкольном возрасте, как и в раннем, сохраняется эмоциональная зависимость детей от взрослых.. Если взрослый расположен к ребенку, радуется вместе с ним его успеху и сопереживает неудачу, то ребенок сохраняет хорошее эмоциональное самочувствие, готовность действовать и преодолевать препятствия даже в случае неуспеха. Заинтересованное отношение к ребенку, вызывают у него чувство уверенности, защищенности, что способствует нормальному развитию личности, выработке положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Общительность и доброжелательность взрослого выступает как условие развития таких качеств у ребенка.
Выделяют следующие формы общения дошкольника с взрослым, которые служат источником развития эмоциональной сферы дошкольника.
1. Близкое эмоциональное доброжелательное общение младенца с матерью вызывают у ребенка яркие радостные переживания, а положительные эмоции повышают его жизненный тонус, активизируют все функции.
2. Общение на фоне практического взаимодействия ребенка с взрослым, в ходе которого у него развиваются деловые, познавательные и личностные мотивы общения. Источником положительных эмоций на этой стадии становятся не только внимание и доброжелательность взрослого, но и результаты предметной деятельности ребенка.
3. Ребенок совместно с взрослым обсуждает события, явления, происходящие в окружающем мире.
Эта форма общения с взрослыми помогает детям неизмеримо расширить рамки мира, доступного для их познания, позволяет им приоткрыть взаимосвязь явлений. Источником эмоций становится не только успешность практической деятельности ребенка, но и переживание своего «Я». Сотрудничество с взрослым предполагает уважение мнения и позиции ребенка, предоставление ему самостоятельности, возможности проявления собственной активности. Дети младшего и среднего дошкольного возраста становятся чрезвычайно чувствительными к оценкам, которые дают им взрослые, они эмоционально бурно реагируют на похвалу или порицание.
4. Усвоение нравственных норм взаимоотношений людей, что связано с развитием нравственных и этических чувств.
В ходе сложного и многообразного взаимодействия с людьми у ребенка этого возраста формируются первые высшие чувства дружбы, любви, уважения к людям, сочувствие, сострадание. Познавая других людей, ребенок познает и себя. У старшего дошкольника возрастает интенсивность и глубина переживаний, рождается внутренний мир личности. Ребенок впервые испытывает страх смерти, осознает конечность жизни.
Влияние характера общения ребенка со сверстниками на развитие эмоциональной сферы
Эмоции, чувства формируются и в процессе общения со сверстниками.
Потребность в общении со сверстниками развивается на основе совместной деятельности детей — в играх, при выполнении трудовых поручений и т. д.
Первая и наиболее важная черта общения состоит в большом разнообразии действий и обращений, которые практически не встречаются в контактах со взрослыми. Он спорит со сверстниками, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет и прочее. Именно в подобном общении появляются такие формы поведения, как притворство, стремление выразить обиду, нарочито не отвечать партнеру, кокетство, фантазирование и т. п.
Второе отличие общения со сверстниками от общения со взрослыми заключается в его чрезвычайно яркой насыщенности эмоциональных состояний— от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до драки.
Столь сильная эмоциональная насыщенность контактов дошкольников связана с тем, что, начиная с 4-летнего возраста, сверстник становится более предпочитаемым и привлекательным партнером по общению. При недостаточных эмоциональных контактах у дошкольников может наблюдаться задержка эмоционального развития.
Главная цель развития эмоциональной сферы дошкольника — научить детей понимать эмоциональные состояния свое и окружающих ; дать представления о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слово), развивать умение управлять своими чувствами и эмоциями.
Основные способы развития эмоциональной сферы ребенка дошкольника
1. Сюжетно-ролевые игры — эмоциональная отзывчивость ребенка к сверстникам, решение проблемных ситуаций.
3. Театрализованная деятельность — передача эмоций, характера героев и отношение их друг к другу.
4. Совместные праздники, досуги.
5. Использование художественной литературы. Детская литература несет в себе безграничные возможности для формирования эмоциональной сферы дошкольника. Потешки, сказки, рассказы вызывают эмоциональный отклик, учат сопереживать, выражать собственные чувства мимикой, жестами, словами, побуждают дать эмоциональную оценку словам и действиям героев.
6. Использование музыки — вслушиваясь в слова и музыку песен, ребенок приобретает первоначальные понятия настроения музыки, приобретает опыт передачи чувств музыкальными средствами.
7. Изобразительная деятельность — использование цветовой гаммы, создание образов, отражающих настроение и впечатления ребенка.
Какую помощь может оказать родитель в развитии эмоциональной сферы ребенка?
Наблюдать эмоциональную жизнь малыша и обозначать его переживания.
Помогать ребенку выражать эмоции при прослушивании рассказов, сказок, учить сопереживать героям.
Развивать словарный запас ребенка: обращать внимание на собственные чувства и называть их.
Вводить в лексикон ребенка слова, обозначающие эмоции и чувства (радуюсь, злюсь, и т.п.).
Обучение распознаванию чувств и эмоций состоит в том, чтобы:
— признать, что чувства не бывают плохими, они просто есть, и ребенок имеет право на проявление чувств (вербальное, телесное); однако нужно вводить определенные правила проявления эмоций, например: «Ты вправе сердиться на сестренку, но ударить ее нельзя»;
— обсуждать с ребенком его чувства, но не пытаться решить за него проблему; объяснение причины чувства должно помочь ребенку самому справиться с ним («Ты злишься оттого, что Маше пора домой и нужно вернуть ей игрушку»);
— рассматривать случаи, которые произошли с героями литературных произведений, просить определить чувства и предложить собственные варианты разрешения ситуаций;
— предлагать ребенку различные способы, помогающие ему взять «себя в руки», учить справляться с эмоциями – словесные, телесные (физические), зрительные, творческие и др. («Ты собираешься дальше злиться или хочешь успокоиться? Что ты можешь для этого сделать, давай подумаем вместе: может быть, обежать вокруг стола, написать открытку, почитать любимую книжку?»). Дать возможность выбрать ребенку варианты из предложенных вами. Часто все, что требуется ребенку — это понять охватившее его чувство.
Когда близкие взрослые любят ребенка, хорошо относятся к нему, признают его права, постоянно внимательны к нему, он испытывает эмоциональное благополучие – чувство уверенности, защищенности. В этих условиях развивается жизнерадостный, активный физически и психически ребенок.
Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Именно в условиях взаимной любви в семье ребенок начинает учиться любви сам. Чувство любви, нежности к близким людям, прежде всего к родителям, братьям, сестрам, дедушкам и бабушкам, формирует ребенка как психологически здоровую личность.
Материал подготовила педагог – психолог Александрова В.Г.
1. Данилина Т. А., Зегденидзе В. Я. Степина Н. М. «В мире детских эмоций», изд-во «Айрис — пресс», М., 2006
Источник