Эмоциональное общение и предметная деятельность дошкольников с нарушенным слухом
Ирина Шалимова
Эмоциональное общение и предметная деятельность дошкольников с нарушенным слухом
«СКО школа-интернат I-II вида» г. Миасс
Большое значение в социальной адаптации ребёнка имеет его эмоциональное развитие и общение. Познавая и присваивая эмоции, которые выражают взрослые, ребёнок вырабатывает собственные эмоциональные реакции, которые помогают ему адаптироваться в социуме, ощутить собственный успех или поражение, почувствовать состояние другого и понять его. Постепенно ребёнок учится не только реагировать и отзываться на происходящее, но и становится активным участником взаимодействия. Он знает как адекватно выразить то, что происходит с ним, начинает различать свои состояния, оценивает чувства другого человека и на основе этой оценки устанавливает эмоциональный контакт, он оказывается способным «примерить» эмоциональные состояния другого на себя. Всё это позволяет ребёнку регулировать свои эмоции и выражать
их таким образом, чтобы укрепить эмоциональный, коммуникативный и социальный контакты с окружающими и сохранить своё внутреннее равновесие. Осознание и понимание своих эмоциональных состояний приводит к успешному саморегулированию и значительно повышает адаптивные возможности ребёнка.
У детей с нарушенным слухом в эмоциональном общении идёт отставание в силу ограниченного словесного и игрового общения, а также невозможности слушать и понимать чтение рассказов, сказок затруднено понимание желаний, намерений, переживаний сверстников. Однако тяга друг другу у маленьких детей выражается в попытках приблизиться, обнять понравившегося сотоварища, погладить его по голове. Эти попытки чаще всего не встречают ответного чувства и воспринимаются как помеха, стесняющая движения. Чаще всего дети отмахиваются от своих сверстников, не воспринимая их поведение как проявление симпатии. Дети недавно пришедшие в дошкольное учреждение, ищут сочувствие у взрослых (педагогов, воспитателей); оторванные от дома они ждут от них ласки, утешения, защиты. В младшей группе для сплоченностей детей воспитатель может проводить игру- знакомства. Дети встают в круг. Ведущий встаёт в середину круга с игрушкой в руке. Тот кому он отдаёт игрушку, выходит в центр круга и вдвоём танцуют, а остальные ребята хлопают в ладоши. В младшей группе в начале года наблюдается эгоистическая направленность детей, сложившаяся в результате воспитания дома. Заметно стремление захватить лучшую или новую игрушку, нежелание дать поиграть другому. Эта игра помогает лучше подружиться детям и научает не жадничать.
В конце этой игры воспитатель может показать пиктаграммы «весёлый, грустный», поднося к каждому (Яна весёлая. Юля грустная). Существует несколько эмоциональных состояний: страх, обида, гнев, злость, удивление. Но маленьким детям в первую очередь понятны эмоции радости и грусти. Также детям нравится играть в игру – пазлы
(«мишка — весёлый, мишка – грустный»).
В младшем и среднем дошкольном возрасте дети очень эмоциональны. Эмоции у них выражаются более бурно и непосредственно по сравнению со взрослыми, придавая их жизни особую выразительность. Одна из причин возникновения тех или иных переживаний ребёнка – его взаимоотношение с другими детьми.В подвижных играх: «птички летают», «курицы и цыплята», «тучка и дождик», «зайцы и волк». Развивается выразительность движений, раскованность, воображение. Дети эмоционально стараются изобразить каждого персонажа. Переживают за сверстника, который не может поймать зайца.
В сюжетно – ролевой и дидактической играх создаётся положительный эмоциональный тон, дети учатся договариваться между собой, учатся сопереживать ближнему. В конце игр хорошо проводить релаксацию. Упражнение «Сон в лесу»: дети лежат на ковре слушают спокойную музыку. Для слабослышащих детей педагог тихо произносит слова стихотворения Н.Пикулевой:
Ходит сказка по домам,
По высоким теремам,
Жди её, глаза закрой,
Спи, глазок, спи другой.
Сказка добрая придёт,
Сердце доброе найдёт.
Жди её, глаза закрой.
Спи, глазок, спи, другой.
Перед началом занятия для поднятия настроения у детей проводятся «приветствия»,например:
Ах, какие мы красивые,
Для детей с нарушенным слухом типичны такие особенности, как незрелость эмоционально- волевой сферы,
быстрая утомляемость, колебания работоспособности, истощаемость нервных процессов. Известно, что эмоции играют роль регулятора деятельности и в немалой степени определяют её ход и успешность. Поэтому физминутки проводятся в середине каждого занятия, желательно под музыку (приход весёлых матрёшек, гномов, клоунов, такие моменты детей очень радуют и оживляют.
Со старшими дошкольникамиможно проводить различные упражнения:1) «Зеркало».
1-й вариант. Воспитатель стоя перед детьми, изображает разные эмоциональные состояния, а дети их повторяют.
2-й вариант. «Кривые зеркала».
Воспитатель изображает одно эмоциональное состояние, а дети – любое другое.
3-й вариант. Дети показывают и отражают эмоциональные состояния, предварительно разбившись на пары.
2) Мыльные пузыри.
Воспитатель или ребёнок имитирует выдувание мыльных пузырей, а остальные дети изображают полёт мыльных пузырей.
Дети свободно двигаются. После команды «лопнули» дети ложатся на пол.
Все дети изображают снеговиков. По команде воспитателя «Наступила весна!» снеговики начинают таять. Дети расслабляют своё тело и постепенно опускаются на пол.
1-й вариант. Воспитатель называет обувь и предлагает кому-либо из детей «пройтись» в этой воображаемой обуви.
Обувь может быть разной: туфли на высоком каблуке, валенки, кроссовки.
2-й вариант. Воспитатель раздаёт детям карточки с изображением обуви (каждому свою). Каждый ребёнок должен «пройтись» в той обуви, которая изображена на карточке, а остальные дети отгадать, что это за обувь.
Эти игры — упражнения развивают у детей воображение, выразительность движений, сообразительность, снимает напряжение.
Также детям нравятся различные задания:«Найди каждому животному его хозяина», «в какую ситуацию попали дети?»
Учить детей передавать свои эмоции в работах по изобразительной деятельности. Детям нравится выполнять такие задания.
Таким образом, воспитатель, наблюдая за детьми в определённой деятельности, игровой ситуации, может понять, какие эмоции испытывает ребёнок и какое влияние могут иметь обнаруженные эмоциональные состояния на развитие его личности. Сочувственное отношение детей с нарушенным слухом побуждается не столько ласковым и добрым отношением к ним взрослых, сколько постоянным обращением их внимания на сотоварищей по группе, специально направленным пробуждением сочувствия и приучением выражать его по отношению к плачущему, обиженному или огорчённому товарищу. Все перечисленные игры-упражнения помогают лучше понять эмоциональное состояние ребёнка.
1. В. М. Минаева «Развитие эмоций дошкольников».
2. «Эмоциональное развитие дошкольника» под редакцией А. Д. Кошелевой.
3. «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» №2, 2008 г.
4. «Дошкольная педагогика» №2, 2009 г.
5. «Дошкольное воспитание» №5, 98 г.
Презентация по адаптации 1 слайд — Адаптация ребенка к детскому саду 2 слайд — Что такое адаптация 3 слайд — Цель и задачи адаптации 4 слайд — Степени адаптации.
Развитие эмоциональной сферы дошкольника В дошкольном возрасте эмоциональное развитие ребёнка происходит постепенно, в общение с окружающими людьми в процессе разных видов деятельности:.
Источник
1.3 Особенности эмоционального развития детей с нарушением слуха
Социальная ситуация, в которой оказывается ребенок с нарушениями слуха, имеет важное значение в возникновении у него особенностей в развитии эмоций, становлении определенных черт личности. Личность ребенка формируется в ходе усвоения социального опыта, в процессе общения с взрослыми и сверстниками. Окружающая социальная среда раскрывается перед ним с реальной позиции, которую он занимает в системе человеческих отношений. Но при этом большое значение имеет и его собственная позиция, то, как он сам относится к своему положению. Ребенок не пассивно приспосабливается к окружающей среде, миру предметов и явлений, а активно овладевает ими в процессе деятельности, опосредованной отношениями ребенка и взрослого.
На развитие эмоциональной сферы глухих детей влияют определенные неблагоприятные факторы. Нарушение словесного общения частично изолирует глухого от окружающих его говорящих людей, что создает трудности в усвоении социального опыта. Не-слышащим детям не доступно восприятие выразительной стороны устной речи и музыки. Отставание в развитии речи отрицательно сказывается на осознании своих и чужих эмоциональных состояний и обуславливает упрощенность межличностных отношений. Более позднее приобщение к художественной литературе обедняет мир эмоциональных переживаний глухого ребенка, приводит к трудностям формирования сопереживания другим людям и героям художественных произведений. К факторам, благоприятно влияющим на эмоциональное развитие глухих детей, можно отнести их внимание к выразительной стороне эмоций, способность к овладению разными видами деятельности, использование мимики, выразительных движений и жестов в процессе общения[4, с.288].
Основные направления в развитии эмоциональной сферы у ребенка с нарушенным слухом те же, что и у нормально слышащего: и тот и другой рождаются с готовым механизмом оценки значимости внешних воздействий, явлений и ситуаций с точки зрения их отношения к жизнедеятельности — с эмоциональным тоном ощущений. Уже на первом году жизни начинают формироваться собственно эмоции, которые носят ситуативный характер, т.е. выражают оценочное отношение к складывающимся или возможным ситуациям. Развитие собственно эмоций происходит по следующим направлениям — дифференциация качеств эмоций, усложнение объектов, вызывающих эмоциональный отклик, развитие способности регулировать эмоции и их внешние проявления. Эмоциональный опыт формируется и обогащается в процессе общения в результате сопереживаний другим людям, при восприятии произведений искусства, музыки.
В ряде исследований отечественных и зарубежных авторов рассматривались проблемы своеобразия эмоционального развития глухих детей, обусловленного неполноценностью эмоционального и речевого общения с окружающими людьми с первых дней их жизни, что вызывает трудности социализации детей, их приспособления к обществу, невротические реакции.
В. Петшак провел исследование эмоционального развития глухих детей, в котором решались следующие взаимосвязанные проблемы. Первая — определение особенностей эмоционального развития и эмоциональных отношений у глухих детей дошкольного и школьного возраста в зависимости от сохранности или нарушения слуха у родителей, а также в зависимости от социальных условий, в которых воспитывается и обучается ребенок (дома, в детском саду, в школе или школе-интернате). Вторая проблема — исследование возможностей понимания эмоциональных состояний другого человека глухими дошкольниками и школьниками. Способность понимать эмоции других людей отражает уровень эмоционального развития ребенка и степень осознания им своих и чужих эмоциональных состояний. Пониманию эмоциональных состояний другого человека способствует восприятие их внешних проявлений в мимике лица, жестах, пантомимике, голосовых реакциях и речевой интонации. Такое понимание происходит более успешно, если воспринимающий знаком с той ситуацией, в которой возникло наблюдаемое эмоциональное состояние, или с данным человеком, его личностными особенностями и может предположить, что послужило причиной этого состояния. Понимание эмоциональных состояний предполагает обобщение многих наблюдаемых ранее аналогичных состояний и их символизацию, словесное обозначение. По мере развития симпатии к другому человеку у ребенка возникает и синтония как способность откликаться на эмоциональное состояние другого человека, прежде всего — близкого. Синтония является основой сопереживания как способности «присваивать» основные свойства эмоционального состояния другого человека и вчувствоваться в его жизненную ситуацию.
В обычных условиях детям с нарушениями слуха мало доступно восприятие речевой эмоционально измененной интонации (для ее восприятия необходима специальная слуховая работа с использованием звукоусиливающей аппаратуры). Отставание и своеобразие в развитии речи сказываются на овладении словами и словосочетаниями, обозначающими те или иные эмоциональные состояния. Вместе с тем при благополучном социально-эмоциональном общении с ближайшими родственниками у глухих детей очень рано формируется повышенное внимание к выражению лиц общающихся с ними людей, к их движениям и жестам, к пантомимике. Постепенно они овладевают естественными мимико-жестовыми структурами для общения с другими людьми и жестовой речью, принятой в общении между глухими. В экспериментально-психологических исследованиях В.Петшака прослежены зависимости между характером общения глухих детей с взрослыми и эмоциональными проявлениями детей. Установлено, что относительная бедность эмоциональных проявлений у глухих дошкольников лишь косвенно обусловлена их дефектом и непосредственно зависит от характера эмоционально-действенного и речевого общения со взрослыми.
Обедненность эмоциональных проявлений у глухих дошкольников в значительной мере обусловлена недостатками воспитания, неумением взрослых слышащих людей вызывать маленьких детей на эмоциональное общение.
На эмоциональном развитии детей и их взаимоотношениях с родителями и другими членами семьи также отрицательно сказывается оторванность от семьи (пребывание в детских учреждениях интернатного типа). Эти особенности социальной ситуации развития детей с нарушениями слуха обуславливают трудности в осознании эмоциональных состояний, в их дифференциации и обобщении.
В дошкольном возрасте начинает формироваться такой вид эмоциональных состояний, как чувства, с помощью которых выделяются явления, имеющие стабильную мотивационную значимость. Чувство — это переживание человеком своего отношения к предметам и явлениям, отличающееся относительной устойчивостью. Сформировавшиеся чувства начинают определять динамику и содержание ситуативных эмоций. В процессе развития чувства организуются в иерархическую систему в соответствии с основными мотивационными тенденциями каждого конкретного человека: одни чувства занимают ведущее положение, другие — подчиненное. Формирование чувств проходит длинный и сложный путь, его можно представить как своеобразную кристаллизацию сходных по своей окраске или направленности эмоциональных явлений.
Развитие чувств происходит в рамках ведущей деятельности дошкольного периода — сюжетно-ролевой игры. Д. Б. Эльконин отмечает большое значение ориентации на нормы отношений между людьми, формирующейся в сюжетно-ролевой игре. Нормы, лежащие в основе человеческих отношений, становятся источником развития морали, социальных и нравственных чувств ребенка.
Эмоции и чувства участвуют в подчинении непосредственных желаний игровым ограничениям, при этом ребенок может ограничить себя даже в самом любимом виде активности — двигательном, если по правилам игры нужно замереть. Постепенно ребенок овладевает умением сдерживать бурные выражения чувств. Кроме того, он учится облекать выражение своих чувств в культурно принятую форму, т.е. усваивает «язык» чувств — принятые в обществе способы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи улыбок, мимики, жестов, движений, интонаций. Овладев языком чувств, он пользуется им уже осознанно, информируя окружающих о своих переживаниях, воздействуя на них.
Важную роль в развитии эмоций и чувств, в формировании межличностных отношений имеет понимание внешних выражений эмоций у других людей. В. Петшак исследовал особенности понимания эмоций глухими дошкольниками и школьниками. В ходе эксперимента дошкольникам показывали картинки с изображениями лиц человека, выражающих то или иное эмоциональное состояние. Для опознания были выбраны выражения наиболее типичных эмоций — радости, печали, страха, гнева, удивления, равнодушия. Использовались три варианта изображений: 1) условно-схематические, 2) реалистические, 3) в жизненной ситуации (на сюжетной картине). Задача испытуемого состояла в опознании эмоционального состояния человека по выражению его лица и по целостной ситуации с определенной мимикой и пантомимикой персонажа. Надо было назвать эмоциональное состояние, изобразить его или обозначить с помощью жестовой речи. Среди глухих детей лишь немногие правильно опознали эмоции при схематических и реалистических вариантах изображений. Лучше понимались эмоциональные состояния персонажей картины: в одной трети случаев глухие дети давали изображенным эмоциональным состояниям мимическую, пантомимическую и жестовую характеристику, достаточно эмоционально насыщенную. Словесные обозначения эмоций встречались только в отдельных случаях.
По опознанию эмоций во всех вариантах изображений глухие дошкольники существенно уступали слышащим сверстникам, но с одним исключением: изображения гнева опознавались глухими детьми столь же успешно, как и слышащими. Они обычно при этом использовали жестовое обозначение «взволнованность».
Наиболее успешно опознавали эмоции по их внешнему выражению те дети, у которых родители также имели нарушения слуха, а менее успешно — дети слышащих родителей.
Таким образом, четкие внешние проявления (мимика, жесты, пантомимика), понятность и однозначность ситуации имеют большое значение для адекватного опознания глухими детьми дошкольного возраста эмоционального состояния другого человека.
Источник