Эмоциональное общение детей с нарушением слуха

Дети с нарушением слуха – причины и особенности развития

Полезные статьи и актуальная информация от специалистов по слуху «Аудионика»

Причины нарушения слуха у детей

Причины нарушения слуха у ребенка могут быть врожденными или приобретенными, возможны и сочетания различных факторов. Рассмотрим основные причины снижения слуха у детей.

Генетика

40% случаев снижения слуха в детстве происходит из-за генетической предрасположенности. Также потерю слуха может спровоцировать врожденный порок развития уха или слухового нерва. Обратите особое внимание на слух малыша, если он был рожден с недостатком веса, испытывал кислородное голодание, родился недоношенным или перенес желтуху в первые дни после рождения.

Инфекции

Если мать, будучи беременной, переболеет цитомегаловирусом или краснухой, то это может повлечь за собой нарушение развития органа слуха у плода. Если ребенок заболеет свинкой или корью, то слух также может пострадать. Отиты – особенно опасное заболевание в детстве. Если вы не долечили, например, насморк у ребенка, болезнь может добраться до ушей и привести к образованию нагноения и снижению слуха. Кроме того отит является опасным для жизни.

Неправильная гигиена

Специалисты по слуху призывают всех отказаться от использования ватных палочек в качестве инструмента для чистки ушей. Палочкой очень легко протолкнуть серу только глубже в ухо и даже повредить барабанную перепонку. Из-за скопления большого количества ушной серы образуются серные пробки, которые блокируют поступление звукового сигнала в среднее ухо. Для правильной гигиены уши достаточно регулярно мыть теплой водой.

Шумная обстановка

Берегите детей от шумных мест – и без того хрупкая система слуха может не выдержать постоянного шума и пострадать. Если ребенок использует наушники, научите его важным правилам обращения с ними: звук не должен быть громче 50%, а использование наушников должно быть ограничено одним часом в день.

Ототоксичные препараты

Некоторые сильнодействующие лекарства могут нарушить работу сенсорных клеток в среднем ухе. Такие препараты используются при лечении сложных заболеваний, например, малярии, туберкулеза и рака.

Признаки снижения слуха у детей

Проблема сниженного слуха чаще всего заметна не самому слабослышащему, а тем, кто с ним общается. В случае снижения слуха у ребенка это будет заметно в первую очередь его родителям.

Главный признак снижения слуха у ребенка до года – отсутствие реакции на громкие звуки. В норме ребенок должен реагировать (вздрагивать, плакать) после двух недель жизни, если этого не происходит, немедленно обратитесь к специалисту. Подробнее о проверке слуха у новорождённых

Если нарушение слуха произошло у ребенка старше года, то определить это уже проще. Ребенок не отзывается на свое имя, плохо ориентируется в пространстве по звукам, не слышит происходящего в соседней комнате и т.п.

Более старшие дети выпадают из разговора, отвечают невпопад, также не реагируют на свое имя и на зов издалека. Подробнее о проверке слуха у детей и подростков

Классификация снижения слуха

  • I степень: обычно ребенок слышит хорошо, но начинаются проблемы при попадании в шумную акустическую ситуацию.
  • II степень: возникают проблемы с шепотной речью, даже если она звучит в тихой обстановке.
  • III степень: у ребенка серьезные проблемы с разборчивостью речи, даже если она звучит довольно громко.
  • IV степень: малыш слышит только то, что звучит совсем рядом с его ухом.
Читайте также:  Какие органы чувств есть у брюхоногих

Страшнее четвертой степени тугоухости может быть только полная глухота.

Обратите внимание: тугоухость – это не временное количественное снижение возможности воспринимать звуки, а качественные необратимые изменения всей слуховой системы, которые неизбежно окажут свое влияние на развитие детской психики. Роль слуха в развитии человека очень велика.

Характеристика детей с нарушением слуха

Слабослышащие дети испытывают трудности не только с восприятием звуков, но и с процессом познания и с социальной адаптацией. Задача взрослых в этом случае – правильно расставить приоритеты и сделать все возможное, чтобы развитие ребенка проходило в нормальном ритме. Также взрослому необходимо знать об особенностях развития слабослышащих детей. Особенностями детей с нарушениями слуха являются особенности психического и умственного развития.

Особенности психического развития детей с нарушениями слуха

Если оставить без внимания нарушения слуха у детей в раннем возрасте, то можно столкнуться с вытекающей проблемой – недоразвитием речи и других функций: мышление, память, внимание. Этот тип развития называется дефицитарным.

В целом, психическое развитие детей с нарушениями слуха происходит по тем же законам, что и здоровых малышей, но происходит это значительно медленнее из-за ограниченности контактов с миром вокруг. Также психическая деятельность слабослышащего ребенка, как бы упрощается – теряются полутона, полумеры. Ребенку тяжелее связывать между собой различные явления, распознавать эмоции. Также отличительной чертой является нарушение речи у детей с нарушением слуха.

Особенности умственного развития детей с нарушениями слуха

Умственное развитие ребенка характеризуется развитием его внимания, памяти и мышления. Слабослышащие дети по результатам многочисленных исследований испытывают трудности при развитии всех этих показателей.

Особенности внимания

Дети с нарушением слуха одновременно воспринимают гораздо меньшее количество элементов, чем дети с нормой слуха. Особенно ярко это проявляется на уроках, когда необходимо, например, одновременно слушать учителя и писать в тетради. Также слабослышащему ребенку требуется значительно больше времени, чтобы переключиться с одного типа восприятия на другой, например, с чтения на слушание.

Особенности памяти

Дети с нормой слуха непроизвольно запоминают огромнейшее количество вещей при простом контакте с окружающим миром. У слабослышащего ребенка, как мы помним, такие контакты довольно сильно ограничены, поэтому запоминает он значительно меньше, хотя и способен на те же самые объемы, что и здоровый ребенок. У слабослышащих детей хорошо получается запоминать слова, тесно связанные со зрительными образами, и значительно хуже обстоят дела со словами, обозначающими звуковые или абстрактные явления.

Особенности мышления

Из-за ограниченности контактов с миром и социумом набор мыслительных инструментов ребенка с нарушением слуха не так широк. Он часто пытается, как бы открывать разные двери одним ключом. Ребенок может иметь сложности с вычленением главных и второстепенных деталей в рассказах или рисунках, выявлением неочевидных причинно-следственных связей. В целом, развитие мыслительных процессов будет в значительной мере замедленно.

Обучение детей с нарушением слуха – сложная задача. Ее решением должны заниматься и родители, и специалисты параллельно.

Диагностика нарушения слуха у детей

Своевременная диагностика – это важнейший этап в помощи слабослышащему ребенку. Чем раньше вы обнаружите проблему и начнете решать ее, тем быстрее и проще пройдет адаптация ребенка к жизни в социуме. Не ждите, пока ребенок замкнется в своем тихом одиноком мире.

Для определения состояния слуха у детей существует несколько методов.

В России самую первую проверку слуха должны провести в роддоме. Называется она «аудиоскриннинг» — это объективный метод исследования, который показывает наличие нарушений. Этот тип диагностики может проводиться, даже если ребенок спит. Для детей постарше диагностику должен проводить специалист сурдоакустик, лор, аудиолог или сурдолог. Это может быть игровая или речевая аудиометрия. Для детей с 12 лет допустимо проводить тональную пороговую аудиометрию.

Читайте также:  Когда щенок писается от радости

Лечение нарушений слуха у детей

Как и у взрослых, лечение тугоухости будет зависеть от ее вида. Тугоухость бывает нейросенсорной и кондуктивной. И, если кондуктивная тугоухость по большей части успешно поддается медикаментозному или хирургическому лечению, то с нейросенсорной тугоухостью все не так просто. Шанс на восстановление слуха может быть только у тех, кто незамедлительно обратился за помощью к специалистам. Однако большая часть случаев тугоухости может быть скорректирована при помощи слухопротезирования.

Исправникова Олеся Владимировна

Обладатель диплома МГПУ по специальности «Сурдоакустик». Специалист по слуху «Аудионика» с 2016 года

Источник

Эмоциональное общение и предметная деятельность дошкольников с нарушенным слухом

Ирина Шалимова
Эмоциональное общение и предметная деятельность дошкольников с нарушенным слухом

«СКО школа-интернат I-II вида» г. Миасс

Большое значение в социальной адаптации ребёнка имеет его эмоциональное развитие и общение. Познавая и присваивая эмоции, которые выражают взрослые, ребёнок вырабатывает собственные эмоциональные реакции, которые помогают ему адаптироваться в социуме, ощутить собственный успех или поражение, почувствовать состояние другого и понять его. Постепенно ребёнок учится не только реагировать и отзываться на происходящее, но и становится активным участником взаимодействия. Он знает как адекватно выразить то, что происходит с ним, начинает различать свои состояния, оценивает чувства другого человека и на основе этой оценки устанавливает эмоциональный контакт, он оказывается способным «примерить» эмоциональные состояния другого на себя. Всё это позволяет ребёнку регулировать свои эмоции и выражать

их таким образом, чтобы укрепить эмоциональный, коммуникативный и социальный контакты с окружающими и сохранить своё внутреннее равновесие. Осознание и понимание своих эмоциональных состояний приводит к успешному саморегулированию и значительно повышает адаптивные возможности ребёнка.

У детей с нарушенным слухом в эмоциональном общении идёт отставание в силу ограниченного словесного и игрового общения, а также невозможности слушать и понимать чтение рассказов, сказок затруднено понимание желаний, намерений, переживаний сверстников. Однако тяга друг другу у маленьких детей выражается в попытках приблизиться, обнять понравившегося сотоварища, погладить его по голове. Эти попытки чаще всего не встречают ответного чувства и воспринимаются как помеха, стесняющая движения. Чаще всего дети отмахиваются от своих сверстников, не воспринимая их поведение как проявление симпатии. Дети недавно пришедшие в дошкольное учреждение, ищут сочувствие у взрослых (педагогов, воспитателей); оторванные от дома они ждут от них ласки, утешения, защиты. В младшей группе для сплоченностей детей воспитатель может проводить игру- знакомства. Дети встают в круг. Ведущий встаёт в середину круга с игрушкой в руке. Тот кому он отдаёт игрушку, выходит в центр круга и вдвоём танцуют, а остальные ребята хлопают в ладоши. В младшей группе в начале года наблюдается эгоистическая направленность детей, сложившаяся в результате воспитания дома. Заметно стремление захватить лучшую или новую игрушку, нежелание дать поиграть другому. Эта игра помогает лучше подружиться детям и научает не жадничать.

В конце этой игры воспитатель может показать пиктаграммы «весёлый, грустный», поднося к каждому (Яна весёлая. Юля грустная). Существует несколько эмоциональных состояний: страх, обида, гнев, злость, удивление. Но маленьким детям в первую очередь понятны эмоции радости и грусти. Также детям нравится играть в игру – пазлы

(«мишка — весёлый, мишка – грустный»).

В младшем и среднем дошкольном возрасте дети очень эмоциональны. Эмоции у них выражаются более бурно и непосредственно по сравнению со взрослыми, придавая их жизни особую выразительность. Одна из причин возникновения тех или иных переживаний ребёнка – его взаимоотношение с другими детьми.В подвижных играх: «птички летают», «курицы и цыплята», «тучка и дождик», «зайцы и волк». Развивается выразительность движений, раскованность, воображение. Дети эмоционально стараются изобразить каждого персонажа. Переживают за сверстника, который не может поймать зайца.

Читайте также:  22 недели чувствую только толчки

В сюжетно – ролевой и дидактической играх создаётся положительный эмоциональный тон, дети учатся договариваться между собой, учатся сопереживать ближнему. В конце игр хорошо проводить релаксацию. Упражнение «Сон в лесу»: дети лежат на ковре слушают спокойную музыку. Для слабослышащих детей педагог тихо произносит слова стихотворения Н.Пикулевой:

Ходит сказка по домам,

По высоким теремам,

Жди её, глаза закрой,

Спи, глазок, спи другой.

Сказка добрая придёт,

Сердце доброе найдёт.

Жди её, глаза закрой.

Спи, глазок, спи, другой.

Перед началом занятия для поднятия настроения у детей проводятся «приветствия»,например:

Ах, какие мы красивые,

Для детей с нарушенным слухом типичны такие особенности, как незрелость эмоционально- волевой сферы,

быстрая утомляемость, колебания работоспособности, истощаемость нервных процессов. Известно, что эмоции играют роль регулятора деятельности и в немалой степени определяют её ход и успешность. Поэтому физминутки проводятся в середине каждого занятия, желательно под музыку (приход весёлых матрёшек, гномов, клоунов, такие моменты детей очень радуют и оживляют.

Со старшими дошкольникамиможно проводить различные упражнения:1) «Зеркало».

1-й вариант. Воспитатель стоя перед детьми, изображает разные эмоциональные состояния, а дети их повторяют.

2-й вариант. «Кривые зеркала».

Воспитатель изображает одно эмоциональное состояние, а дети – любое другое.

3-й вариант. Дети показывают и отражают эмоциональные состояния, предварительно разбившись на пары.

2) Мыльные пузыри.

Воспитатель или ребёнок имитирует выдувание мыльных пузырей, а остальные дети изображают полёт мыльных пузырей.

Дети свободно двигаются. После команды «лопнули» дети ложатся на пол.

Все дети изображают снеговиков. По команде воспитателя «Наступила весна!» снеговики начинают таять. Дети расслабляют своё тело и постепенно опускаются на пол.

1-й вариант. Воспитатель называет обувь и предлагает кому-либо из детей «пройтись» в этой воображаемой обуви.

Обувь может быть разной: туфли на высоком каблуке, валенки, кроссовки.

2-й вариант. Воспитатель раздаёт детям карточки с изображением обуви (каждому свою). Каждый ребёнок должен «пройтись» в той обуви, которая изображена на карточке, а остальные дети отгадать, что это за обувь.

Эти игры — упражнения развивают у детей воображение, выразительность движений, сообразительность, снимает напряжение.

Также детям нравятся различные задания:«Найди каждому животному его хозяина», «в какую ситуацию попали дети?»

Учить детей передавать свои эмоции в работах по изобразительной деятельности. Детям нравится выполнять такие задания.

Таким образом, воспитатель, наблюдая за детьми в определённой деятельности, игровой ситуации, может понять, какие эмоции испытывает ребёнок и какое влияние могут иметь обнаруженные эмоциональные состояния на развитие его личности. Сочувственное отношение детей с нарушенным слухом побуждается не столько ласковым и добрым отношением к ним взрослых, сколько постоянным обращением их внимания на сотоварищей по группе, специально направленным пробуждением сочувствия и приучением выражать его по отношению к плачущему, обиженному или огорчённому товарищу. Все перечисленные игры-упражнения помогают лучше понять эмоциональное состояние ребёнка.

1. В. М. Минаева «Развитие эмоций дошкольников».

2. «Эмоциональное развитие дошкольника» под редакцией А. Д. Кошелевой.

3. «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» №2, 2008 г.

4. «Дошкольная педагогика» №2, 2009 г.

5. «Дошкольное воспитание» №5, 98 г.

Презентация по адаптации 1 слайд — Адаптация ребенка к детскому саду 2 слайд — Что такое адаптация 3 слайд — Цель и задачи адаптации 4 слайд — Степени адаптации.

Развитие эмоциональной сферы дошкольника В дошкольном возрасте эмоциональное развитие ребёнка происходит постепенно, в общение с окружающими людьми в процессе разных видов деятельности:.

Источник

Оцените статью