Эмоциональное общение детей дошкольного возраста

Консультация для воспитателей «Особенности развития общения детей дошкольного возраста»

Юлия Тарасова
Консультация для воспитателей «Особенности развития общения детей дошкольного возраста»

Особенности развития общения дошкольного возраста

Важнейшее значение в возникновении и развитии у детей общения имеют воздействия взрослого. Ведь только тогда, когда ребенок появился на свет, ему необходима и нужна помощь окружающих людей. Только они помогают усвоить общественно-исторический опыт людей. Ребенок, которому не хватает общения со взрослыми или же его нет, возникает тяжелое нарушение психического развития – госпитализм: малое количество контактов и совершенно неудовлетворительное их качество – бедность эмоций, редкое поощрение успехов. У таких детей наблюдаются бедное внешнее выражение эмоций, медленное налаживание сотрудничества со взрослыми и сверстниками, недостаточная любознательность, задержка в развитии речи. Налаживания взаимоотношений со старшими позволяет детям преодолеть неблагоприятные ситуации.

О наличии у ребенка потребности в общениисо взрослыми и другими детьми выделяют четыре признака:

— первый признак – внимание и интерес к другому человеку;

— второй признак – эмоциональный отклик на появление другого;

— третий признак – желание ребенка привлечь к себе внимание другого человека;

— четвертый признак – ребенок добивается выражения партнером отношения к себе.

Особоважны третий и четвертый: инициативность в установлении контактов с другими людьми и чувствительность к их взаимодействиям. Они свидетельствуют об активном характере устремления к другому человеку и об отношении к нему как личности, субъекту.

Следовательно, ребенок, обладающий потребностью в общении, охотно вступает во взаимодействие с окружающими людьми.

Между тем за внешней картиной всегда лежит внутренний, невидимый, но очень важный слой общения – межличностные отношения, то есть то, что побуждает одного человека тянуться к другому. Чем меньше ребенку лет, тем большее значение для него имеет общение со взрослым. Взрослый это всегда конкретный человек мама, папа, воспитатель, медсестра.

М. И. Лисина выделила три основные категории мотивов общения это деловые, познавательные,личностные:

1. Деловые выражаются в способности к сотрудничеству, к игре, к общей активности. В общении взрослый выступает как партнер, как участник совместной деятельности.

2. Познавательные возникают в процессе удовлетворения потребности в новых впечатлениях, в познании нового. Взрослый выступает как источник новой информации и в то же время как слушатель способный понять и оценить суждения и вопросы ребенка. Деловые и познавательные мотивы общения включены в другую деятельность (практическую или познавательную) и играют в ней служебную роль.

3. Личностные характерны только для общения как самостоятельного вида деятельности. Здесь общение побуждается самим человеком. Это могут быть отдельные личностные качества, а могут быть отношения с другим человеком как с целостной личностью.

Каждый этап развития общения ребенка со взрослым тесно связан с особыми его формами:

1) Непосредственно-эмоциональная (до 6 месяцев) – необходимый период в жизни ребенка. Она зависит от особенностей сиюминутного взаимодействия ребенка и взрослого, ограничено узкими рамками ситуации, в которой удовлетворяются потребностями ребенка. Отсутствие серьезным образом сказывается на развитии ребенка, он растет вялым, безынициативным, возникают трудности в общении с окружающими. Ребенка привлекает личность взрослого, а все остальное, включая игрушки и прочие интересные предметы, остаются на втором плане.

2) Ситуативно-деловая (6 месяцев-3 года) здесь преобладает потребность в сотрудничестве. Ребенок начинает знакомиться с предметами, а взрослый для него – средство для овладения предметным миром. Дети, имеющие полноценное общение со взрослым, они стремятся привлечь его внимание к своим действиям, доверчиво относятся к взрослому, настойчиво требуют от взрослого соучастия в своих делах. Но если ребенок не привыкший к сотрудничеству со взрослым, то он проявляет робость, неуверенность, скованность.

3) Внеситуативное общение становится возможным потому, что ребенок овладевает активной речью. Тем самым, существенно раздвигая горизонты жизненного мира дошкольника. Внеситуативное общение предъявляет новые требования к поведению взрослого; ему теперь недостаточно проявлять внимание к ребенку и играть с ним в игрушки, а необходимо расширять представления о мире, рассказывать о том, чего сам ребенок не знает.

Читайте также:  Процесс чувственного познания это

В дошкольном детстве выделяют внеситуативно-познавательную и внеситуативно-личностную формы общения.

Внеситуативно-познавательное общение развивается с трех до пяти лет. Ребенок стремится сотрудничать со взрослым, задавая ему бесконечное количество вопросов, так как только взрослый является для дошкольника главным источником знаний. Познавательная активность ребенка направлена на события, явления и их взаимосвязи в предметном мире, на выяснение закономерностей живой и неживой природы.

Интересно, что детей этого возраста удовлетворяют любые ответы взрослого. Поверхностные ответы вполне устраивают дошкольников и способствуют тому, что у них складывается своя, пусть еще примитивная, картина мира. С другой стороны, детские представления о мире надолго остаются в памяти ребенка, поэтому ответы взрослого не должны искажать действительность. При всей простоте и доступности эти ответы должны отражать реальное положение вещей.

В дошкольном возрасте складывается новая потребность – это потребность в уважении со стороны взрослого. Лучший способ научить чему-то дошкольника,привить интерес к какому-то занятию: с помощью похвалы, поощрение его успехов. Поощрение взрослого внушает ребенку уверенность в своих силах и делает любимой ту деятельность, за которую его похвалили.

В старшем дошкольном возрасте, к пяти-семи годам, интерес ребенка переключается на сферу социальных отношений. Внимание дошкольников привлекают события, происходящие среди окружающих людей, правила поведения, человеческие отношения, качества и поступки взрослых. Дети начинают отдавать предпочтение разговору со взрослыми на личностные темы, касающиеся жизни людей. Таким образом, возникает высшая в дошкольном возрасте – внеситуативно-личностная форма общения.

Личностный мотив является ведущим для коммуникативной деятельности старшего дошкольника. Потребность в общении приобретает новое содержание, характеризующееся стремлением ребенка к взаимопониманию и сопереживанию со взрослым. Для детей становится важным совпадение своей позиции с позицией взрослых, так как это служит доказательством ее правильности. Ребенку в старшем дошкольном возрасте важно быть хорошим, он не настаивает на похвале, для него гораздо важнее знать, как нужно поступать как все делать правильно, поэтому дошкольник охотно вносит поправки в свою работу.

Новая форма общения тесно связана с развитием сюжетно-ролевой игры дошкольника. В общении со взрослыми ребенок черпает материал для своих игр, внимательно наблюдая за всеми оттенками поведения старших.

Таким образом, в процессе игры, предметная сторона уходит для дошкольника на второй план, в то время как внимание ребенка акцентируется на отношениях, которые складываются между людьми.

Консультация для воспитателей «Индивидуальная траектория развития ребёнка младшего дошкольного возраста» ФИО Возраст Н. Наталия Алексеевна 2 года Расписание занятий Организация образовательной деятельности 1 младшая группа «Капелька» на 2014-2015.

Консультация для воспитателей «Особенности двигательной активности дошкольного возраста» Консультация для воспитателей Тема: «Особенности двигательной активности дошкольного возраста (младший и средний возраст)» Физическое.

Консультация для воспитателей «Особенности использования дидактических игр в группах детей младшего возраста» Используя в своей педагогической деятельности дидактические игры, необходимо помнить, что они успешно могут использоваться и как форма обучения,.

Консультация для воспитателей «Воспитание культуры общения детей старшего возраста» Воспитание культуры общения детей старшего возраста Проблема формирования культуры общения изучается в основном с точки зрения психологии.

Консультация для воспитателей «Особенности формирования количественных представлений у детей раннего возраста» Введение Актуальность темы «Особенности развития количественных представлений у детей раннего возраста» обусловлена тем, что математические.

Консультация «Особенности общения со сверстниками и его развитие в дошкольном возрасте» 1.1. Особенности общения со сверстниками и его развитие в дошкольном возрасте В своей работе «Проблемы в онтогенезе общения» М. И. Лисина.

Консультация для воспитателей «Особенности развития речи детей шестого года жизни» Речь — инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Развивая речь ребенка, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта.

Читайте также:  Эмоциональная тупость это когда больной тест

Консультация для воспитателей «Особенности эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста» В настоящее время активно развивается личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании детей в дошкольном образовательном учреждении,.

Консультация для воспитателей «Утренний круг как форма развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста» УТРЕННИЙ КРУГ КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Содержание образовательной области «Социально – коммуникативное.

Консультация для воспитателей «Значение развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста» Управляй своим настроением ибо оно, если не повинуется, то повелевает. (латинское изречение) Понятие «Эмоциональный интеллект» введено.

Источник

Развитие общения ребенка со взрослыми в дошкольном возрасте

Ольга Бадашова
Развитие общения ребенка со взрослыми в дошкольном возрасте

Общение, как процесс взаимодействия, на мой взгляд, одна из самых важных сторон жизни человека.

В дошкольном возрасте, когда у ребенка закладываются «сценарии» его взрослой жизни, общение становится определяющим фактором будущей успешности. Через взаимодействие со взрослым (общение вербальное и невербальное) ребенок начинает познавать мир. И от качества этого процесса зависит формирование мировоззрения маленького человека. Соответственно, общение ребёнка со взрослым с самого рождения и особенно в дошкольном играет важнейшую роль в его развитии.

Для раскрытия важности этой темы,обратимся к рассмотрению основных понятий: «общение» и «ребенок в дошкольном возрасте».

Общение в психологии по определению Леонтьева А. А. понимается как процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного теми или иными средствами контакта между людьми. Исследователи выделяют ряд свойств общения: взаимонаправленное действие, активность участников, отклик партнера по общению, личностная ценность каждого участника. Эльконин Д. Б. рассматривает общение как ведущий вид деятельности в развитии психики человека. Эмоциональное общение ребенка с матерью – первый вид его деятельности, в котором он выступает с матерью в качестве субъекта общения. Развитие ребенка зависит от того, с кем он общается, каков круг и характер его общения.

Теперь, кратко охарактеризуем современного ребёнка дошкольного возраста (от3-х до 6-7лет). Ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра, освоение норм поведения и деятельности людей. Возраст 3-4 года характеризуется самоутверждением («Я сам», «Я сам знаю»;иногда это превращается в нарциссизм: восхваляет себя).Возможные реакции: непослушание, упрямство, негативизм, строптивость. Возраст 4-5ти лет называют «Почемучками», так как развивается любознательность. Этап 5-6 лет отличается целым рядом признаков. Среди них можно отметить гармонизацию отношений со взрослыми, установление отношений со сверстниками, эгоцентризм мышления, который проявляется в том, что ребенок воспринимает ситуацию только со своей точки зрения и пока не обладает способностью посмотреть на мир со стороны другого человека. Появляется способность вступать в диалоги с другими людьми (к 6 годам лексикон ребенка возрастает до 14 тысяч слов, происходит полное усвоение грамматических норм языка).

Развивается восприятие (дети усваивают перцептивные действия и эталоны, внимание, память (от непроизвольных форм к произвольным).

Проявляется интерес к сказкам, которые становятся средством эмоционального и информационного воздействия на личность ребенка, передачи жизненного и морального опыта людей).

Становление воли, произвольности действий, развивается воображение.

Ученые отмечают, что у ребенка в дошкольном возрасте впервые возникает цельное мировоззрение, попытка осмыслить закономерности отношений. Складываются первичные морально-этические понятия (что такое хорошо и что такое плохо).

Рождается соподчинение мотивов, можно наблюдать у детей в старшем дошкольном возрасте преобладание обдуманных действий над импульсивными, появление чувства долга по отношению к другим людям.

В 7 лет возникает кризис, один из основных симптомов которого — потеря ребенком непосредственности. При этом дети нередко начинают манерничать и паясничать; проявляется симптом «горькой конфеты», когда ребенку плохо, но он старается этого не показать, и если за плохую работу ребенок оценивается хорошо, то это его огорчает.

Теперь вернемся к общению, а именно к формам общения. Итак, в период с трех до пяти лет общение ребёнка со взрослым строится на фоне познавательной деятельности. Ребёнок сотрудничает со взрослым в практической деятельности (игровой, познавательной и др.) и в «теоретической», обсуждая события, явления. На этом этапе речь –важнейшее средство коммуникации. Она помогает расширить рамки, доступного для познания, мира. Именно с помощью речи взрослый может обЪяснить взаимосвязь явлений. И эта форма общения названии внеситуативно-познавательной.

Читайте также:  Как возникает чувство радости

К шести-семи годам форма общения преобразуется во внеситуативно-личностную, так как появляется интерес к событиям, происходящим в социальной сфере. Теперь общение имеет самостоятельное значение. Показательны здесь ситуации, когда ребёнок инициирует разговор с воспитателем на тему своих впечатлений, переживаний дома. На этом этапе ребёнку важно достичь взаимопонимания и сопереживания со взрослым. Переход к последующей форме общения происходит по принципу взаимодействия между формой и содержанием. Содержание психической деятельности, достигнутое в рамках предыдущей формы общения перестает соответствовать старой форме, которая обеспечивала прогресс психики. То есть содержание выходит за рамки одной формы общения и обуславливает таким образом переход на следующую, более совершенную форму общения.

Мы уже отмечали важную роль взрослого в возникновении и развитии общения. Взрослый, проявляя опережающую инициативу, постоянно «подтягивает» деятельность ребенка на новый, более высокий уровень по принципу «зоны ближайшего развития». Именно взрослый, организуя взаимодействие с детьми, способствует обогащению и преобразованию их социальных потребностей.

В связи с вышесказанным, обратимся теперь к личности самого взрослого. (Современных родителей «разбирать» не будем. Отметим только, что многие из них погружены в работу и виртуальную реальность. Им между собой пообщаться бы… Дети зачастую испытывают дефицит общения с самыми близкими людьми.) Воспитатель! Вот тот человек, который общается с детьми 10-12 часов в сутки. Вот здесь-то и важно, что бы педагог занимал позицию коммуникативного партнерства. Стал для ребенка и его родителей источником информации. В проекте концепции эффективных средств коммуникации между участниками образовательного процесса, отмечается важность использования современных форм коммуникации.А также освоение новых позиций: модератор, редактор, фасилитатор, медиатор и др.

Таким образом, мы коснулись вопроса развития форм общения ребенка дошкольного возраста со взрослыми.

Дошкольный возраст является особенно ответственным периодом в процессе воспитании, т. к. это возраст начального личностного становления ребенка. Этот период детства сензитивен для развития у ребенка основных коллективистских качеств и человечного отношения к окружающим людям. В случае несформированности данных качеств в дошкольном возрасте, вся личность ребенка может стать неполноценной, что впоследствии будет крайне сложновосполнить.

Важное значение в формировании мировоззрения ребёнка имеет личность взрослого, который находится рядом.

1. Колесникова И. С. Психологические особенности дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2018. — №48.1. — С. 14-16. — URL https://moluch.ru/archive/234/42998/

2. Концепция эффективных средств коммуникации между участниками образовательного процесса. Критерии оценки эффективности средств коммуникации между участниками образовательного процесса ДОО (проект)

3. Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии / под ред. В. В. Давыдова. — М. : Педагогика. — 1978. – 288 с.

4. Смирнова А. Е. Психологические особенности современных детей дошкольного возраста

Международная юбилейная научная конференции «Наука о детстве и современное образование», посвященной 100-летию со дня рождения А. В. Запорожца, 6-8 декабря 2005 года. http://childpsy.ru/lib/articles/id/10106.php

Бизиборд как средство развития ребенка в раннем дошкольном возрасте Известно, что развитие мелкой моторики и познание мира через тактильные ощущения стимулируют формирование когнитивных процессов у маленьких.

Гендерные игры в старшем дошкольном возрасте В дошкольном возрасте девочки и мальчики обязательно должны научиться ладить друг с другом и в процессе совместной деятельности понять и.

Игры по укреплению здоровья в дошкольном возрасте В процессе игр по укреплению здоровья решаются следующие задачи: — закрепляются правила поведения в опасных ситуациях; — формируется представление.

Источник

Оцените статью