Эмоциональное напряжение у студентов
Психические состояния являются одним из центральных интегрирующих звеньев познавательных процессов у студентов. Они обусловливают возникновение и образование отдельных черт личности и профессионально важных качеств. Поэтому управление ситуациями учебно-воспитательного процесса и психическими состояниями является реальной основой для целенаправленной активации резервных возможностей человека, его творческих способностей, а также определения трудностей и психических барьеров, возникающих в процессе учебной деятельности.
Перестройка высшей школы и переход её на трёхуровневое образование требует активного поиска новых форм, методов и средств обучения, направленных на совершенствование учебного процесса и его интенсификацию. Один из путей решения этой важной социальной задачи — изучение психических состояний, возникающих у студентов в процессе учебной деятельности. Экзаменационная сессия, как правило, сопровождается значительным нервно-психическим напряжением студентов, которое неизменно сказывается на результатах экзаменов.
В этой связи особую значимость приобретает психологически обоснованное решение проблем социально-психологической и профессиональной адаптации студентов к условиям высшей школы.
Исследование проводилось на 3412 студентах 1 — 4-ого курсов Удмуртского государственного университета следующих факультетов: юридического, экономического, исторического, биолого-химического, психолого-педагогического, математического, физического и педагогического факультета физической культуры (ПФФК). Из них было1789 девушек (873 находились на обычном двигательном режиме, а 916 на расширенном) и 1623 юноши (754 находились на обычном двигательном режиме и 869 на расширенном). Наблюдения осуществляли за здоровыми студентами, которые не имели отклонений в физическом развитии и по разрешению врача посещали 2 раза в неделю занятия по физической культуре (контрольная группа) и различные спортивные секции (основная — опытная группа). Тренировки в спортивных секциях проводились 4 — 5 раз в неделю по два часа в день. Продолжительность занятий в секциях 4 — 5 лет и более.
В связи с тем, что результаты исследования у студентов разной спортивной специализации были одинаковыми по направлению и близки друг к другу по величине, анализ нами был проведён не по видам спорта, а по возрасту (курсу) и полу. Конечно, были и индивидуальные различия, однако, они не оказывали решающего влияния на результат всей группы исследуемых.
Динамика умственной работоспособности — как критерия адаптации (А) к учебной нагрузке и сопротивляемости организма студентов утомлению изучалась методикой дозирования работы во времени с использованием таблицы В.Я. Анфимова в редакции В.В. Розенблата и Ю.В. Калинина (1961), так как эта методика давно апробирована и в настоящее время широко применяется. Эта методика позволяет получить информацию, характеризующую ряд сторон умственной работы (объём, скорость и точность выполненной работы), а по ним судить и о работоспособности и утомляемости испытуемого, ибо выполнение корректурных проб связано с активным участием второй сигнальной системы, являющейся одной из основ умственной деятельности человека.
Работа по корректурной методике трактуется как условный рефлекс, при котором условным раздражителем являются буквы. Выработка этого условного рефлекса осуществляется путём предварительного инструктажа через 2-ю сигнальную систему. С помощью корректурной пробы определяли силу, подвижность, уравновешенность нервных процессов.
Силу возбудительного процесса оценивали по скорости образования и упрочения условного рефлекса, силу тормозного процесса — по скорости выработки прочности дифференцировки, подвижность тормозного процесса — по скорости переделки тормозного условного раздражителя в положительный.
Умственную работоспособность обеих групп студентов (находящихся на обычном и расширенном двигательном режимах) исследовали дважды: в зимнюю и летнюю сессии, за день до экзаменов (на последней консультации) и сразу после всех экзаменов. Степень напряжения адаптивных механизмов студентов во время экзаменов была различной, а именно, сдавали разное количество экзаменов на 1 — 4-ом курсах, от двух до четырёх и от шести до десяти зачётов.
По корректурной методике испытуемым давалось выполнение трёх заданий. Выполнение каждого задания занимало две минуты, а паузы между ними — одну минуту.
Первое задание позволяет выявить кроме быстроты упрочения зрительно-графических условных реакций (количество правильно зачёркнутой буквы «а»), ещё ряд психофизиологических процессов:
1. Специализированные условные реакции (зачёркивание только буквы «а») или обобщённые реакции, когда зачёркивается также другая буква, похожая на букву «а» (например, буква «е»).
2. Явление отрицательной индукции: если зачёркиваемая буква следует очень близко одна за другой, то исследуемый может пропускать вторую из них.
3. Явление внешнего торможения, когда в таблице заданная буква отсутствует в течение длительного времени и после большого количества просмотренных знаков она пропускается (не зачёркивается).
4. Явление запредельного торможения. В принципе, если опыт продолжается больше обычного по времени, возможно постепенное уменьшение количества просмотренных знаков за минуту, а также увеличение количества ошибок за счёт нарастания пропусков или лишних зачёркиваний. Такие явления характеризуются развитием запредельного торможения и нарушения баланса процессов возбуждения и торможения в сторону преобладания последнего.
Таким образом, по результатам выполнения первого задания можно судить об упрочении временной связи (о силе условного возбудительного процесса), о явлении обобщения (генерализации условных рефлексов), о возможной последовательной отрицательной индукции (последовательного торможения) и о возможном внешнем и запредельном торможении.
Второе задание является в основном тестом на условный тормоз (процесс внутреннего торможения). Известно, что обычное введение условного тормоза замедляет работу. Это замедление возникает за счёт последовательного торможения после применения тормозных комбинаций. Этим заданием можно обнаружить также:
1. Явление последовательной отрицательной индукции (последовательного торможения) в виде пропуска реакции на условный раздражитель (букву «а»), следующий на коротком расстоянии после условно-тормозной комбинации «ас».
2. Явление положительной индукции, сказывающейся или в увеличении количества просмотренных знаков «а» (очень редко), или в ошибочном зачёркивании этой буквы в условно-тормозной комбинации «са», если одна из этих букв стоит на близком расстоянии от другой.
3. Процесс обобщения тормозного (прибавочного) агента условного тормоза, когда исследуемый не зачёркивает не только заданное сочетание «ас», но и сходное с ним (например, «ае»).
Третье задание является тестом выработки точности и прочности другого вида внутреннего торможения — дифференцировочного торможения (зачёркивание буквы «а» и подчёркивание буквы «с»). В данном случае стоит более сложная задача, требующая дифференцирования не только в зрительном, но и в двигательном анализаторе: одну букву вычёркивать, а другую подчёркивать. Этот тест (переделка отрицательного значения условного раздражителя в положительное) одновременно является и тестом на подвижность нервных процессов.
В наших исследованиях умственной работоспособности студентов и её динамики по корректурной методике, как критерия адаптации (А) к учебной нагрузке и сопротивляемости организма студентов утомлению учитывались следующие показатели:
1. Общий объём проделанной работы (ООПР), который определялся по количеству просмотренных знаков «а».
2. Объём полезной работы, определялся числом вычеркнутых знаков (ЧВЗ).
3. Процент ошибок или процент «брака», который выражался процентом ошибок к числу вычеркнутых знаков (ПОЧВЗ).
В результате проведённого исследования нами установлены следующие возрастно-половые закономерности влияния экзаменационного напряжения на адаптационные процессы студентов 1 — 4-ого курсов всех факультетов, находящихся на различных двигательных режимах.
1. Умственная работоспособность студентов 1 — 4-го курсов по первому заданию, представленных факультетов, находящихся на расширенном двигательном режиме выше, чем на обычном, как до так и после экзаменов в зимнюю сессию. Это выражалось в увеличении общего объёма проделанной работы (ООПР), числе вычеркнутых знаков (ЧВЗ) и меньшем проценте ошибок (ПОЧВЗ), р
Источник
Эмоциональное напряжение у студентов
Одним из путей решения важной социальной задачи является изучение психических состояний, возникающих у студентов в процессе учебной деятельности.
Многочисленными исследованиями установлено, что любые сильные раздражители (стрессоры) вызывают психофизиологическое напряжение организма.
Учебная деятельность студентов сопряжена с эмоциональным напряжением, и это является нормальной приспособительной реакцией индивидов, позволяющей им мобилизовать физиологические функции на достижение результата, преодоление сложных ситуаций, творческую и исследовательскую деятельность [6].
Высокие нагрузки, обусловленные спецификой учебной и бытовой деятельности студентов, вызывают хроническое перенапряжение психической сферы, которое проявляется в сдвигах гормонального фона, рефлекторных изменениях дыхания и системы кровообращения, дисбалансе клеточных и гуморальных факторов иммунитета [7].
В итоге, состояние эмоционального напряжения сказывается не только на психическом здоровье человека, оно способно вызвать ряд соматических заболеваний и обострить уже имеющие хронические [2, 15].
Важной предпосылкой для сохранения и укрепления здоровья является понимание процессов повседневной жизни и сознательное управление ими. Это актуализирует проблему разработки программы, призванной решать задачи психического здоровья студентов, а именно: преодоления психологических и психогенных состояний тревоги, что формирует уверенность личности в своих силах и возможностях [5].
Благодаря наличию знаний, умений, навыков и практического опыта у студентов в области самопознания, саморегуляции психических состояний возможно их самопроектирование и самореализация в учебной, творческой, научной и других видах деятельности.
В этой связи проведение семинаров-практикумов по психопрофилактике эмоциональных напряжений приобретает особую значимость и может быть направлено на психологически обоснованное решение проблем социально-психологической адаптации студентов к условиям высшей школы.
Цель исследования: изучить степень психоэмоционального напряжения у студентов по их самооценке и разработать рекомендации по психопрофилактике.
Материалы и методы исследования
В исследовании приняли участие 110 студентов 1-2 курсов, обучающиеся на дневном отделении ТИ (ф) СВФУ. Для выявления степени эмоционального напряжения студентов применялась экспресс-методика В.А.Лещук, Е.В.Мостковой, включающая выбор представленных утверждений [4]. Исследование проводилось в 2013-2015 гг.
Результаты исследования и их обсуждение
Изучив степень психоэмоционального напряжения у студентов, мы выявили, что 32,7% студентов имеют низкую степень эмоционального напряжения, т.е. третья часть студентов умеет снимать напряжение. 54% студентов можно отнести к среднему уровню эмоционального напряжения. Этой части студентов необходимы умения снимать лишнюю напряженность. 14% студентов попали в группу с высоким эмоциональным напряжением, в которой можно констатировать наличие «болезни спешки». Эта часть студентов попала в группу риска, и им необходимы срочные меры для избавления от отрицательных эмоций.
Полученные результаты дали основание для разработки семинара-практикума «Психопрофилактика эмоциональных напряжений» для студентов 1-2 курсов ТИ (ф) СВФУ, который проводится преподавателем совместно со студентами научного кружка «Актуальные вопросы здорового образа жизни». В содержание семинара входит:
1. Рассмотрение вопросов: что представляет собой эмоциональное напряжение, его симптомы.
2. Экспресс-опрос степени психоэмоционального напряжения у студентов.
3. Рекомендации по психопрофилактике эмоциональных состояний.
4. Составление студентами индивидуальных программ по профилактике психоэмоционального напряжения.
Эмоциональное напряжение (от лат. emoveo – потрясаю, волную) – психическое состояние, характеризующееся как возрастание интенсивности эмоций и переживаний, реакция на внутреннюю или внешнюю проблему. Эмоциональное напряжение имеет, как правило, преобладающую субъективную окраску и не всегда вызывается объективными обстоятельствами [2].
Симптомы эмоционального напряжения. При состоянии эмоционального напряжения человек ощущает себя беспомощным и бесполезным, теряет интерес к работе, выполняя ее формально. Много кто жалуется на повышенную тревожность и беспокойство. Также при эмоциональном напряжении часто возникает апатия и скука, чувство неуверенности, подозрительности и чрезмерной раздражительности. Человек ощущает себя разочарованным и одиноким. При подобном нарушении многие люди отказываются от любых физических нагрузок, у них пропадает аппетит, может наблюдаться злоупотребление спиртным или же наркотическими веществами.
Экспресс-опрос степени психоэмоционального напряжения студентов включает следующие утверждения по выбору:
1. Вы испытываете беспокойство и чувство вины, когда ничего не делаете.
2. У вас много невыполненных дел и обязанностей.
3. Вы едите в спешке, на ходу.
4. У Вас напряженная деловая жизнь, и вы возвращаетесь домой очень уставший.
5. Вы испытываете трудности при засыпании.
6. У вас бывает утренняя «бессонница».
7. Вы редко отдыхаете.
8. Вы часто просыпаетесь ночью.
9. Вы редко находите время для эмоциональной поддержки вашей семьи и друзей.
10. Вы быстро водите машину, проезжаете на желтый свет, не терпеливы к другим водителям.
Рекомендации для студентов. Эмоции нельзя сдерживать, но надо — и в этом проблема. Эмоции иногда надо разрядить. Паллиативным выходом может быть очень сильная мышечная деятельность, которая уменьшает энергию. Можно, как это делают японцы, разрядиться на «чучело мастера» и т.п. Это не устраняет причины эмоционального напряжения, но снимает вегетативную бурю. Астенические отрицательные эмоции надо всячески избегать, а если они появились, надо устранить застывание на этой стадии. Обязательно надо выйти из этой ситуации [1, 528].
Эмоциональное напряжение складывается из множества факторов. Некоторые факторы нервного напряжения поддаются сознательному контролю и управлению. Регулировать эмоциональное напряжение можно, понимая условия их возникновения. Для этого надо либо не ставить большие цели, либо наращивать собственные ресурсы — уметь адекватно распределять время, наращивать энергию и информацию, т.е. жизненный опыт и навыки.
Для уменьшения эмоционального напряжения полезно применять следующие стратегии и методы:
1. Стратегия разбивки и уменьшения. Сконцентрируйте своё внимание на мелких деталях какого-либо важного для вас дела или ситуации, отстранитесь от значимости результата.
«Съесть всего слона сразу — невозможно, по частям и постепенно – можно». Концентрация на частностях и мелких деталях делает всю ситуацию не такой значимой, чтобы её очень эмоционально переживать. При этом, конечно, полезно помнить о главной и общей цели, чтобы не запутаться в деталях. Стратегия разбивки и уменьшения позволяет переключить внимание, что способствует снижению уровня эмоционального напряжения.
2. Сравнение ситуации с чем-то большим. Уменьшение значимости. «Всё ерунда, по сравнению с мировой революцией». Так говорили революционеры и стойко переносили тяготы революционной борьбы. В учебной деятельности можно рассуждать так: «Проект, из-за которого вы переживаете, намного меньше по сравнению с проектами всего образовательного процесса. Это уже делали другие, у них получалось, значит, получится и у вас».
3. Моделирование множества приемлемых результатов. Просчитайте все возможные результаты деятельности или разрешения ситуации. Найдите в них положительные моменты. Какие-то варианты будут устраивать больше, какие-то меньше, но в любом случае, лучше быть готовым к разным вариантам, при этом знать, как максимально эффективно использовать каждый полученный результат.
4. Физическая нагрузка. Так люди устроены, что переживать сложно, когда нужно интенсивно работать физически. Эмоциональное напряжение спадает при интенсивном плавании, посещении бани, беге. Любая двигательная активность уравновешивает эмоции, делает их более стабильными. Например, в деревне, где тяжёлая физическая работа начинается в 4 часа утра и заканчивается с заходом солнца, люди более эмоционально устойчивые, чем горожане. Переживать некогда – работать надо.
5. Юмор и работа с негативными эмоциями. Особо стоит отметить юмор, как средство работы с негативными эмоциями. Всё, что становится смешным, перестаёт быть опасным. Ревность, измена, любовь, бизнес – сколько трагедий написано об этом. И столько же комедий примиряют людей с реальностью, когда мы смеёмся над ревностью, изменой, любовью, бизнесом, чаще, других людей. Юмор заразителен, а весёлое общение сближает и помогает идти по жизни легко, смеясь, празднуя каждый свой день, создавая себе положительные эмоции [3].
6. Дыхание и тонус мышц. Изменяя ритм и глубину дыхания, расслабляя произвольно отдельные мышцы, мы можем снимать значительную часть нервного напряжения. Якобсон установил, что глубокое мышечное расслабление является эффективным способом восстановления физических сил и душевного здоровья.
При оценке степени эмоционального напряжения у студентов ТИ (ф) СВФУ было выявлено, что 1/3 часть имеют низкую степень, 14% студентов находится в группе риска, имея высокую степень напряжения, чуть больше половины студентов относятся к группе со средней степенью напряжения. Психопрофилактику эмоционального напряжения студентов необходимо проводить в вузах, вооружая студентов знаниями и умениями регулярного проведения различных методов и стратегий, что в свою очередь будет способствовать здоровому состоянию организма. По нашему мнению проведение мероприятий и обучение студентов вуза психопрофилактике эмоциональных напряжений является важным условием для самостоятельного противостояния признаков их возникновения и помогает, в случае появления негативных состояний, проявлять умение самостоятельно их корригировать.
Источник