Признаки психоэмоционального напряжения у ребёнка
Фаина Зейналова
Признаки психоэмоционального напряжения у ребёнка
Загруженность современных дошкольников порой поражает воображение. Они посещают детский сад, различные кружки и спортивные секции. Получая большое количество информации, дети устают как физически, так и эмоционально. При этом им везде нужно успеть. Нагрузки, которые испытывает детский организм, отрицательно влияют на его здоровье.
Признаки психоэмоционального напряжения у ребёнка:
Трудности засыпания и беспокойный сон.
Усталость после нагрузки, которая совсем недавно ребёнка не утомляла.
Беспричинная обидчивость, плаксивость или, наоборот, повышенная агрессивность.
Отсутствие уверенности в себе, которое выражается в том, что ребёнок все чаще ищет одобрения у взрослых, буквально жмётся к ним.
Постоянно сосёт палец.
Боязнь контактов, стремление к уединению, отказ участвовать в играх сверстников (часто ребёнок бесцельно бродит по групповой комнате, не находя себе занятия).
Дневное и ночное недержание мочи, которое ранее не наблюдалось.
Все эти признаки могут говорить о том, что ребёнок находится в состоянии психоэмоционального напряжения, только в том случае, если они не наблюдались ранее.
Лучший способ снять эмоциональное напряжение у ребенка – это дать ему разрядиться при помощи игры.
4 игры для снятия эмоционального напряжения у ребенка
№1. «На линии огня» — бросайтесь игрушками
Возьмите несколько легких диванных подушечек или мягких игрушек без жестких пластмассовых лап и голов. Найдите дома «линию огня», на которой нет ценных бьющихся предметов или уберите их на время. У одной стены садится родитель, у другой –ребенок.
Чтобы не было неуважения к живым существам, воплощенным в игрушках, настраивайтесь не на то, что вы их «бросаете», а на то, что они отправляются в полет, путешествуют, летят к маме и к сыночку или дочке.
Главное – не назначайте никаких условий для броска. Нет задачи бросать «из рук в руки».Пусть ребенок бросает предметы максимально свободно: именно в этом смысл спонтанного выплеска внутренней энергии через мышечное действие. Вы можете бросать по очереди или «залпами». Обычно хватает буквально 5-10 минут. Потом все усталые и веселые.
Вместе с движением броска происходит активный выдох. Следите за тем, чтобы во время броска дыхание не блокировалось, например,в это время издавайте какой-то звук: «пах», «пиу» и т. д.
Хорошо, если ребенок смеется громко (да и вам тоже это хорошо): смех – это уже известный вам и полезный дробный выдох с эффектом антистресс.
№2. «Полет на ракете» — тряска всеми частями тела
В телесно-ориентированной терапии, восточных целительских традициях и приемах массажа тряска используется, как важный способ избавления от внутренних напряжений. Даже природные дыхательные рефлексы, связанные с эмоциями — смех и плач –тоже содержат в себе элементы тряски: дыхание выходит отдельными порциями, будто вытряхивается из человека.
Соедините все это вместе и придумайте для своего ребенка игру, в которой он заранее, не дожидаясь накопления внутренних напряжений, будет в течение 1-2 минут делать такие встряхивающие движения разными частями тела и дышать в ритм этим движениям.
Можно начинать с рук – будто с пальцев нужно стряхнуть капельки воды. Дальше добавьте всю руку до плеча, затем — само плечо. А теперь пусть стряхивает с себя невидимую воду, как это делают собаки. Пусть аккуратно поучаствует шея и голова, пусть поучаствует каждая нога и даже «хвостик».
В нашей собственной семье прижилась гениальная идея папы: когда включается блендер — это взлетает ракета. Мы в этой ракете начинаем трястись. Блендер работает 1 минуту, закончил – «прилетели».
«Трястись» полезно ежедневно, именно для профилактики скапливания напряжений на всех уровнях – физическом и психоэмоциональном.
Продолжительность: сколько получится (хоть один раз «встрепенуться»). В среднем рекомендуется 1 минуту в день.
№3. «Бесимся вместе» — дать вволю внутренним импульсам.
Для взрослых часто оказывается так некстати, когда ребенок начинает вдруг скакать, бегать и прыгать, что-то выкрикивать – в общем, «беситься».
Но именно эти действия и означают спонтанный и естественный сброс внутреннего напряжения. Чтобы не оказаться в ситуации, когда у ребенка этот процесс начался в неподходящее для вас время – инициируйте или поддержите такую игру в тот момент, когда это для вас приемлемо.
В конце концов, «если бардак невозможно предотвратить, значит его нужно возглавить». А здесь мы чаще всего (кроме случаев, когда у ребенка устойчивые отклонения в поведении, и требуется помощь детского психолога) имеем дело не с «нарушением приличий» и «разнузданностью», а со здоровым проявлением внутреннего очищения, потребности в физиологичной разрядке. Остается направить все это в социально приемлемое русло.
Инструкций к выполнению дать невозможно, поскольку цель – максимальная спонтанность и личное творчество самого ребенка, как хочет, пусть так и скачет, двигается, звучит и дышит.
Поскольку это интенсивная нагрузка, обычно долго «игра» не продлится. Кураж заканчивается, силы заканчиваются, выплеск успешно завершается. Минут 5-10 любой родитель может потерпеть (а то и поучаствовать! Вам же тоже полезно сбрасывать напряжения)
Если пора заканчивать, а у ребенка энергия продолжает фонтанировать – успокойтесь сами, смените обстановку, сядьте попить чаю и послушать спокойную музыку, и ребёнок через короткий период устанет и заинтересуется тем, чем заняты вы.
№4. Дыхательный мячик
Воображаемый мячик бросайте с подходящим выраженным звуком на выдохе («пух», «пах» и пр). Важно не просто делать движения, но следить за тем, чтобы происходил заметный выдох, и выдох завершался свободно и без усилий.
Для разнообразия покажите, что вы с трудом «поймали мячик», чуть не уронили или бросайте ребенку свой «мячик» неожиданным способом. Идею с «невидимым мячиком» любят в театральных студиях, так что заодно потренируете еще и артистические способности. Главное – не забудьте использовать дыхание (порою делают наоборот – от усердия во время выдоха дыхание задерживают). Но сейчас ваша цель –внутренняя разгрузка на всех уровнях: физическом, психологическом, эмоциональном,- значит используем то, что делает природа — выдыхаем.
Знайте, что даже при регулярных «разгрузочных» играх все равно будут возникать обстоятельства, создающие для вашего ребенка психоэмоциональную перегрузку (например: поход в незнакомое место, поездка в транспорте, поездка с вами в магазин, приход гостей, какая-то большая новость). Будьте готовы к тому, что в таких случаях вам придется помогать ребенку прийти в себя, а не ругать за то, что он никак не может успокоиться!
Хороший способ для таких разовых событий – отправить ребенка в ванну, пусть посидит там с любимыми игрушками минут 5-10. Вода помогает расслабиться, пространство дома, уединение или время со «своим взрослым» возвращают состояние внутреннего спокойствия.
«Мир особого ребёнка». Опыт работы по сопровождению ребёнка со сложной структурой дефекта В нашей группе 2 года воспитывалась особенная девочка. Предлагаю Вам познакомиться с нашей работой. Использовала программу дошкольных.
Опыт работы «Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста» «Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста» Воспитатель Котлярова Татьяна Павловна Цель: Создание условий для.
Сюжетно-ролевая игра как способ психоэмоционального развития детей 2–3 лет Дошкольный возраст – самое начало жизни ребенка, когда он только-только начинает осознавать себя личностью с собственными желаниями и возможностями.
Конспект открытого занятия «Игры для снижения психоэмоционального и скелетно-мышечного напряжения у детей среднего возраста» «Игры на снижение психоэмоционального и скелетно-мышечного напряжения у детей среднего возраста». Цели: Закрепить знания детей о весне.
Игры с дошкольниками для снятия психического напряжения Как известно, игры положительно влияют на психологическое развитие детей. Хорошо в работе с детьми использовать игры, направленные на снятие.
Консультация для родителей «Игры для снятия психоэмоционального напряжения у детей» Цель: обучение родителей методам и приемам снятия психо-эмоционального напряжения у детей старшего дошкольного образа. Задачи: 1. Развивать.
Многофункциональное пособие для снятия эмоционального напряжения детей Эмоции – это внутренние переживания человека. Естественно, что эмоции могут быть как положительными, так и отрицательными. Дети, больше.
Способы снятия психоэмоционального напряжения у дошкольников В последние годы увеличивается число детей с нарушениями психоэмоционального развития. Что проявляется у дошкольников в эмоциональной неустойчивости,.
Стихи по теме «Профессия 6», направлены на ознакомление ребёнка с пользой профессии, с личным участием ребёнка в событиях Уважаемые педагоги, в настоящей публикации рассматривается три профессии: машинист поезда, овощевод, пекарь-кондитер. Направленные на объяснение.
«Лягушонок». Снятие психоэмоционального напряжения на занятии по пластилинографии С утра у сонных дошколят всегда нет настроения, а воспитателям хотелось бы видеть улыбку на их лицах. И вот нашлось отличное решение такой.
Источник
Эмоциональные проблемы у детей: агрессия, тревожность, страхи
Агрессия
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. Число детей с таким поведением последнее время, к сожалению, растет. Особенно важной является помощь дошкольникам, агрессивность которых находится только в стадии становления.
Никакое другое поведение так не раздражает взрослых и не дезадаптирует детей, как агрессивное. Это одно из немногих состояний, когда родители стараются привести ребенка к специалисту как можно раньше. Агрессивность проявляется в широком диапазоне от резких высказываний до физических действий, являя собой тот редкий случай, когда агрессивный ребенок вызывает вместо сочувствия всеобщее раздражение и нередко – ответную агрессию со стороны взрослых.
Опираясь на многочисленные исследования, следует принять, что агрессия в человеке заложена биологически. Это механизм, позволивший человеку в очень давние времена выжить среди более приспособленных и сильных животных. В последующем, решив эти задачи, агрессия не исчезла, а по мере развития человека и образования общества, попала под контроль социальных норм и функций.
В структурированном виде агрессия проявляется в виде агрессивного поведения или агрессивных действиях. Это одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психологическом отношении жизненные ситуации.
Основными причинами проявлений детской агрессивности являются:
- стремление привлечь к себе внимание взрослых и сверстников;
- стремление получить желаемый результат;
- стремление быть главным;
- защита и месть;
- желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство.
Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение детей, обычно выделяют:
- недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков;
- сниженный уровень саморегуляции;
- неразвитость игровой деятельности;
- сниженную самооценку;
- нарушения в отношениях со взрослыми и сверстниками;
- повышенная возбудимость нервной системы вследствие различных причин (травмы, болезни).
Одной из самых распространенных ошибок взрослых является стремление подавлять всяческие проявления детской агрессивности. К сожалению, это не просто совершенно неверно, но даже опасно: подавленная агрессия не исчезает, а накапливается в «Бессознательном» ребенка. В один отнюдь не прекрасный день она вырывается наружу в виде яростного взрыва, причем обычно достается людям невиновным. При этом детская агрессивность вызывает встречную агрессию у взрослых и сверстников и образуется порочных круг, выбраться из которого без помощи специалиста участники часто не могут.
Для преодоления существующей проблемы необходима организация индивидуальной психокоррекционной работы, которая направлена на:
- выявление причин агрессивного поведения ребенка;
- достижение эмоционального отреагирования агрессии;
- устранение стереотипов реагирования, повышение самооценки, принятие себя и других;
- отработку навыков общения в возможных конфликтных ситуациях (коррекция поведения);
- закрепление новых стереотипов поведения в реальной жизни.
Наиболее эффективным методом преодоления агрессивного поведения детей является метод песочной терапии. Игра с песком всегда вызывает у ребенка любого возраста неподдельный интерес. Она дает возможность психологу быстрее установить контакт с маленьким клиентом. Ребенок воздвигает на песке свое собственное миниатюрное изображение мира, тем самым, рассказывая о себе без слов. Анализируя песочную картину и рассказ ребенка, психолог может провести диагностику причин агрессивного поведения ребенка без травмирующих для него расспросов. Достижение эмоционального отреагирования агрессии происходит в песке с помощью изображения различных батальных сцен (игра с солдатиками, средневековыми рыцарями, ковбоями, различными животными). Также игры с песком дают наиболее эффективные результаты в отработке и закреплении новых навыков общения, поскольку для дошкольников игра – это ведущая деятельность, которая помогает им научиться правильно относиться к другим людям в реальной жизни.
На некоторых этапах работы с агрессивными детьми наряду с песком используется рисование, которое ценно тем, что дает возможность детям выразить себя невербально – ведь вербальная (с помощью слов) система общения развита у них еще недостаточно. Рисование позволяет ребенку отреагировать свои эмоции, выплеснуть агрессию на бумагу, дать волю своей фантазии: ведь нарисованное – это в какой-то мере сбывшееся.
Не менее эффективным способом выражения гнева является работа с глиной, гибкость и податливость которой делает ее пригодной для удовлетворения самых разнообразных потребностей. Дети, которые очень рассержены, могут различными способами дать выход своему раздражению. Например, слепить фигурку того, на кого они очень злятся, а потом разломать ее. Этот вид творчества – один из самых наглядных из всех видов искусства, который позволяет психологу наблюдать за состоянием ребенка, что является достаточно важным в работе с любой проблемой.
Тревожность
Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые к этому не располагают.
Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога – это эпизодическое проявление беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием. Например, ребенок иногда волнуется перед выступлением на празднике – это тревога. Если же беспокойство проявляется постоянно, то можно говорить о тревожности.
Многие психологи считают, что тревожность развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван:
- противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и детским садом (школой);
- неадекватными требованиями (чаще всего завышенными);
- негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение.
Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Авторитарный стиль родительского воспитания в семье тоже не способствует внутреннему спокойствию малыша.
Тревожные дети стараются держать свои проблемы при себе. Их отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие.
Работа с тревожным ребенком, как правило, занимает длительное время и направлена на:
- повышение самооценки;
- обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях;
- на снятие мышечного напряжения.
Поскольку тревожные дети, как правило, открыто не сообщают о своих проблемах, то выявить, что же на самом деле тревожит ребенка, крайне сложно. В решении этой проблемы поможет построение песочной картины, которое не требует от малыша специальных навыков, а является просто игрой – естественной деятельностью для этого возраста. В результате у ребенка нет ощущения того, что он сделал что-то неправильно (нет напряжения), а психолог получает необходимую информацию о внутреннем состоянии маленького клиента. После установления контакта в песочнице с помощью различных фигурок разыгрываются те ситуации, которые тревожат малыша. Тем самым вырабатываются конструктивные способы реагирования, которые потом закрепляются в реальной жизни.
Работа с глиной позволяет расслабиться, тем самым способствуя снятию мышечного напряжения. Дети, испытывающие необходимость в улучшении самооценки, получают необыкновенное ощущение «Я» в процессе использования этого материала. Такой вид творчества – хороший способ стимулировать словесное выражение чувств у тревожных детей, которым порой не достает таких способностей.
Не менее эффективным способом в решении проблемы тревожности ребенка является сказкотерапия. Ребенок, идентифицируя себя с героем сказки, в результате проигрывания его образа, учится разрешать конфликт, приобретая для себя новые возможности и способности.
Страхи
Одним из наиболее частых поводов обращения родителей к психологу является наличие у детей постоянных интенсивных страхов. Страх — это боязнь чего-то конкретного. В каждом возрасте наблюдаются нормативные страхи, которые появляются постепенно, как результат развития интеллектуальной сферы, воображения и т.д. Каждому ребенку (да и взрослому тоже) присущи определенные страхи. А.И.Захаров выделял их как возрастные, т.е. те, которые сопровождают ребенка в определенный период развития. При переходе от одного периода развития к другому у здорового ребенка одни страхи исчезают, а другие появляются. Если этого не произойдет, то в характере уже взрослого человека могут появиться тревожно-мнительные черты, которые будут тормозить его развитие.
Таким образом, если страхи приближены к тому, чего может бояться малыш в его возрасте, то повода для беспокойства нет. Если же страхов очень много, то на этого ребенка стоит обратить особое внимание. Наличие многочисленных страхов является признаком недостаточной уверенности в себе, отсутствия адекватной психологической защиты, что все вместе неблагоприятно сказывается на самочувствии ребенка, создавая еще большие трудности в общении со сверстниками. Наша задача состоит в том, чтобы «вынуть» из психики ребенка те опасения, которые уже наносят вред, отражаясь в поведении боязливостью. У страха есть одно слабое место: пока страх не назван и не рассказан, он кажется для маленького человека огромным и невыносимым, но стоит только назвать страх вслух, облечь его в слова, как он теряет почти половину своей значимости. Родителям нужно понять, что страх указывает на существование проблемы, напряжения у маленького человека и, скорее всего, без профессиональной помощи тут не справиться.
Работа со страхами направлена на:
- установление причины беспокойства ребенка;
- снятие эмоционального напряжения, развитие коммуникативных способностей;
- формирование навыков преодоления конфликтных ситуаций.
Неоценимым помощником на первом этапе работы со страхами является песок. Маленький ребенок еще не может объяснить, что является причиной его внутреннего беспокойства. Старшему же дошкольнику или младшему школьнику часто неудобно признаться в том, что он чего то боится («Я ведь уже большой..»). С помощью построения песочной страны и рассказа о его жителях психолог без труда установит причину беспокойства ребенка. А дальше на помощь приходит сказка, которая не только активизирует фантазию, развивает память, обогащает словарный запас, но и является замечательным помощником для самовыражения ребенка. Ведь каждый герой сказки – хорошо знакомый и любимый с раннего детства – может рассказать свою историю, историю о том, что с ним приключилось, что он пережил. Сказка помогает малышу успокоиться, снять эмоциональное напряжение, сформировать навыки преодоления конфликтной ситуации.
Еще одним способом преодоления страхов является его изображение. Под руководством психолога конкретизация страхов поможет ребенку избавиться от неопределенности и выплеснет наружу то, что тревожит и мучает.
Детское горе при потере близких
Дети, как и взрослые, всегда переживают потерю близкого. Детскому горю в целом свойственны такие особенности, как отсроченность, скрытость, неожиданность, неравномерность. Ребенок может не проявлять немедленного горя, а острая реакция иногда откладывается на месяцы. В некоторых случаях настоящее осознание и переживание утраты приходит с большим запозданием и под воздействием какого-либо значимого события, например, еще одной потери. У ребенка могут отсутствовать явные проявления горя, такие как плач или словесное выражение эмоций, однако присутствовать признаки скрытого переживания утраты в виде действий, изменений поведения и невротических симптомов. Открытое выражение детского горя подчас оказывается неожиданным для окружающих: только что ребенок играл, резвился и вдруг «ударяется в слезы». Примечательно, что у детей горевание часто имеет волнообразный характер, когда всплеск эмоций и поток слез сменяются относительным успокоением или даже оживлением и моментами веселья. Дети переживают горе очень неравномерно и склонны выражать свою печаль от случая к случаю на протяжении длительного промежутка времени.
Реакция детей на смерть близкого часто остается для взрослых тайной за семью печатями. Бывает так, что реакция ребенка на утрату шокирует окружающих или, как минимум, приводит их в недоумение. А иногда взрослые даже не знают, переживает ли ребенок утрату, а если да, то как именно он ее переживает. Тем более не ясно, чем можно ему помочь.
Родители детей, потерпевших утрату, как правило, сталкиваются с таким вопросами, как:
- сообщать ребенку о смерти близкого или нет?
- включать его в процесс семейного оплакивания и в хлопоты, связанные с похоронами, или нет?
- брать его с собой на похороны или нет?
- вспоминать с ребенком умершего или нет?
Обращение к детскому психологу позволит родителям не только предотвратить нежелательные последствия утраты для ребенка, но и добиться определенных позитивных результатов.
Источник