Эмоциональное лидерство компетенция это

HR-СТАТЬИ

Эмоциональное лидерство

По мотивам прочтения книги Эмоциональное лидерство.

Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта

(Primal Leadership: Realizing the Power of Emotional Intelligence)

Daniel Goleman © 2002

Авторы этой книги, опираясь на результаты исследований в области психологии и нейрофизиологии, показывают, что секрет выдающегося лидерства кроется в высокоразвитом эмоциональном интеллекте лидера. Авторы убеждены, что с помощью целенаправленных и систематических тренировок любой человек способен развить в себе важнейшие с точки зрения лидерства навыки – самосознание, способность к самоконтролю, социальную компетентность и умение налаживать отношения с окружающими.

В начале были эмоции

Лидерство тесно связано с эмоциональной сферой человека и его подсознанием. Выдающийся лидер умеет зажечь огонь в сердцах других. Нет никаких сомнений в том, что управление эмоциональным состоянием людей играет главную роль в лидерском успехе. Можно выделить две разновидности эмоционального воздействия лидера на окружающих – “резонанс” и “диссонанс”. Резонанс – это положительное воздействие, при котором эмоциональное состояние подчиненных становится созвучным эмоциям лидера. Обратный эффект называется диссонансом: в этом случае лидер утрачивает эмоциональную связь со своей аудиторией. Эмоциональная сфера человека – это открытая система: эмоции одновременно являются и реакцией на переживания других, и стимулом, вызывающим ответную эмоциональную реакцию. Хорошо известно, что наши эмоции заразительны. Даже незнакомые люди способны без всяких слов передавать друг другу свое эмоциональное состояние.

Основная задача подлинного лидера – научиться управлять своими эмоциями, чтобы нужным образом воздействовать на эмоции других и заражать их оптимизмом. Положительно настроенные сотрудники в свою очередь подсознательно передают свое психологическое состояние клиентам и коллегам. В результате укрепляется трудовая дисциплина, растет удовлетворенность клиентов, производительность труда и прибыль.

Резонанс и диссонанс

Диссонанс вреден для психического и физического здоровья человека. Наиболее распространенные типы лидеров, вызывающих диссонанс своими действиями: деспот, запугивающий и унижающий подчиненных; лицемер, у которого слова постоянно расходятся с делом и которого волнует только собственная карьера; нечуткий руководитель, который пытается вызвать у подчиненных положительный эмоциональный резонанс, не замечая, что те находятся во власти негативных эмоций.

Умение повести людей за собой обусловлено самыми древними функциями человеческого мозга. В первобытную эпоху высокая эмоциональная чуткость была необходима человеку для выживания, однако с развитием общества на первый план вышла способность контролировать свои чувства. Талантливые лидеры помогают людям направить эмоции в конструктивное русло.

Индивидуальные и социальные составляющие лидерства

Основу лидерства составляют четыре компонента, охватывающих две сферы – индивидуальную и социальную. К первой относятся саморегуляция и самосознание, ко второй – социальная компетентность и управление взаимоотношениями.

Способность к саморегуляции предполагает обладание следующими навыками и качествами:

Самоконтроль. Это умение сдерживать негативные эмоции и направлять их в конструктивное русло. Лидеры, обладающие этим навыком, спокойно реагируют на критику и сохраняют ясность ума даже в самой напряженной ситуации, излучая спокойствие и уверенность, которые передаются подчиненным.

Открытость. Слова подлинного лидера никогда не расходятся с делом. Его поступки лишены двусмысленности, он всегда искренен и готов признать свои ошибки.

Высокая адаптивность. Настоящий лидер реагирует на перемены, не впадая в панику. Он понимает, что бизнес – это постоянная непредсказуемость. Он отличается психологической гибкостью, умеет сохранять внутреннее равновесие и держать удар. Когда обстоятельства меняются, он меняется вместе с ними.

Воля к победе. Волевые лидеры неустанно стремятся к покорению новых вершин. Это стремление не мешает им быть реалистами: взвешивая риски и выгоды, они исключительно прагматично подходят к постановке целей.

Инициативность. Лидеры не ждут подарков от судьбы, а используют любую возможность, чтобы достичь своих целей. Они не допускают, чтобы реализация планов зависела от внешних обстоятельств, и легко меняют правила игры – или вообще пренебрегают ими, если те противоречат здравому смыслу.

Оптимизм. Лидеру нужно пребывать в неизменно хорошем расположении духа и уметь видеть позитив в любой ситуации.

Точная самооценка. Истинные лидеры знают свои слабые и сильные стороны. Они обладают чувством юмора, приветствуют конструктивную критику, готовы учиться на своих ошибках и не боятся просить помощи.

Уверенность в себе. Настоящий лидер точно знает, на что он способен. Он не избегает решения сложных проблем, а воспринимает их как проверку своих способностей.

Социальная компетентность состоит из следующих компонентов:

Эмпатия. Это качество позволяет лидеру настраиваться на эмоциональную волну другого человека. Он слушает, наблюдает и находит правильный подход к людям любой социальной или этнической принадлежности.

Организационная осведомленность. Обладающие этим качеством лидеры хорошо разбираются в тонкостях корпоративной политики. Они чувствуют, какие силы противостоят друг другу, а также знают сильные и слабые стороны каждого игрока.

Предупредительность. Лидер должен создавать в коллективе атмосферу взаимопомощи и благожелательности.

Читайте также:  Истощение организма эмоциональное это

В основе умения управлять отношениями лежат следующие элементы:

Вдохновение. Талантливые лидеры вызывают в подчиненных эмоциональный резонанс, заражая их своим энтузиазмом и передавая им свое видение будущего. Они воодушевляют людей собственным примером.

Влияние. Авторитетные лидеры знают, что нужно говорить и делать, чтобы убедить людей последовать за собой. Они умеют уговаривать, пробуждать интерес, заручаться поддержкой нужных лиц, заводить и использовать нужные связи.

Помощь другим в самосовершенствовании. Настоящие лидеры помогают людям развиваться. Из них получаются хорошие наставники.

Содействие переменам. Стратегически мыслящие лидеры понимают, какие преобразования необходимы организации, и не боятся “раскачивать лодку”. Они отстаивают свою точку зрения и говорят правду, даже если она не нравится начальству.

Разрешение конфликтов. Опытные лидеры быстро понимают позиции сторон. Чтобы достичь компромисса, они разъясняют сторонам их общие интересы.

Командная работа и сотрудничество. Талантливые лидеры создают в коллективе атмосферу сотрудничества и всегда готовы прийти на помощь.

Стили лидерства

Можно выделить шесть стилей лидерства: четыре положительных, вызывающих резонанс, и два отрицательных, порождающих диссонанс. К положительным относятся:
1. “Мечтатель”. Побуждает людей работать на достижение общей цели. Такой стиль наиболее эффективен в ситуации, когда требуется пересмотр приоритетов и четкая постановка новой задачи.
2. “Наставник”. Такой руководитель умеет связать цели организации с индивидуальными целями сотрудников, он никогда не теряет позитивного настроя и знает, как повысить производительность труда своих подчиненных.
3. “Товарищ”. Лидер этого типа сплачивает людей, а его умения особенно востребованны, когда между сотрудниками возникают разногласия или когда в стрессовой ситуации испытывают на прочность отношения в коллективе.
4. “Демократ”. Сразу дает понять, что самое важное для него – это сотрудничество и открытость в общении. Он принимает решения на основе консенсуса и действует с помощью убеждения. Такой стиль особенно уместен, когда успех компании зависит от того, налажен ли обмен информацией между начальником и подчиненными.

Отрицательные стили лидерства:

1. “Педант”. Управление с помощью личного примера часто бывает эффективным, однако некоторые лидеры начинают жестко требовать от сотрудников выполнения строгих стандартов, воплощением которых являются они сами. Чрезмерное психологическое давление вызывает у людей тревогу и даже страх. Даже добившись улучшения результатов (обычно кратковременного), такой лидер позже обязательно столкнется с потерей хороших специалистов.
2. “Диктатор”. Авторитарный лидер все вопросы решает сам, не терпя возражений. Такой подход может оказаться как нельзя кстати в кризисной ситуации или во время проведения крупной реорганизации, однако он создает почву для злоупотребления властью. Руководители-деспоты – пережиток прошлого; под их началом сегодня не согласится работать никто. Успех современного предприятия зависит от наличия в его штате высококлассных специалистов, поэтому авторитарный стиль управления ставит под удар жизнеспособность всей организации.

Пять открытий положительного лидерства

Навыки лидера, умеющего вызывать положительный резонанс в подчиненных, можно развить в себе самостоятельно. Эти навыки позволят вам:
1. Найти свое идеальное “я”. Каким человеком вы хотели бы стать? Представление о своих жизненных ценностях – главный ориентир в поиске идеального “я”. Сформулируйте те из них, которые считаете самыми важными, но помните, что следование им должно быть искренним, а не формальным. Не уподобляйтесь человеку, который причисляет семью к своим главным ценностям, но при этом пять дней в неделю практически не видится с женой и детьми. Выявите ценности, на которые вы действительно ориентируетесь. Кто вы – прагматик, индивидуалист или человек, которому в первую очередь интересно общение с другими людьми?
2. Понять свое реальное “я”. Каким человеком вы являетесь в данный момент? Чтобы выяснить о себе всю правду, расспросите других. Лидеру особенно трудно получить, но исключительно важно иметь точные сведения о самом себе.
3. Составить программу самообучения. Как можно ликвидировать разрыв между тем, кем вы являетесь сейчас, и тем, кем хотите быть? От того, насколько сильно вы стремитесь к своему идеальному “я”, зависит и то, с какой охотой вы возьметесь за самообучение. Поставьте перед собой задачи, которые помогут вам развить свои достоинства и будут сочетаться с вашим индивидуальным темпом усвоения знаний.
4. Найти способы измениться. Постоянно испытывайте на практике новые модели мышления и поведения. Приучая себя к новому образу мыслей и действий, вы перестраиваете свою привычную реакцию на стимулы. Устоявшиеся реакции вырабатываются годами, поэтому для их изменения требуется нечто большее, чем простое осознание такой необходимости, а именно постоянная практика. Проанализируйте свое поведение в ситуациях, когда ваш нынешний стиль лидерства оказался неэффективным, и мысленно представьте, как нужно было бы действовать.
5. Наладить взаимоотношения с подчиненными. Основой отношений с другими должны стать доверие и взаимопомощь. Без поддержки окружающих вам не удастся измениться. Наверху всегда одиноко, и лидерам нужны те, кто может им помочь.

Коллективный эмоциональный интеллект

Не только сам лидер, но и организация в целом должна развивать компетенции, составляющие эмоциональный интеллект. Процесс развития организационного эмоционального интеллекта аналогичен развитию его у отдельного человека. Иными словами, лидеры должны для этого определить идеальное и реальное “я” организации, составить программу обучения, отказаться от непродуктивных моделей работы и наладить продуктивные взаимоотношения. Для осуществления этого плана нужны лидеры, которые сами обладают развитым эмоциональным интеллектом. В управлении этим процессом придерживайтесь следующих правил:

Читайте также:  Как себя чувствуют жены гинекологов

Уважайте других. Лидер должен хорошо понимать, какие процессы и ценности составляют ядро организации. Самое сложное – определить, что можно и нужно изменить, не нанеся ущерба этому ядру. Лидер возведет прочный организационный фундамент, лишь проявляя искреннее уважение к сотрудникам.

Торопитесь медленно. Не рубите с плеча, слушайте и анализируйте. Культура, благоприятствующая радикальным преобразованиям, формируется постепенно.

Изучайте себя. Загляните внутрь себя, чтобы понять, к чему вы стремитесь на самом деле. Прислушивайтесь к интуиции.

Занимайтесь эмоциональной настройкой коллектива. В отличие от простой согласованности действий коллективная психологическая настройка идет от чистого сердца, а стимулом для нее служит стремление к общей цели.

Олицетворяйте свои принципы. Не говорите, а показывайте на личном примере.

Особое внимание уделяйте системным процессам. Изменения, которые вы собираетесь осуществить, не должны идти вразрез с существующими в организации правилами, процедурами и процессами.

Помните о власти мифов. Научитесь правильно использовать корпоративные мифы, легенды и символы.

Об авторах
Дэниел Гоулман – один из директоров Консорциума по исследованию эмоционального интеллекта в организациях при Университете Ратджерса (штат Нью-Джерси). Ричард Бояцис возглавляет кафедру организационного поведения в Школе менеджмента имени Уэзерхеда при Университете Кейс Вестерн Резерв (Кливленд, штат Огайо). Энни Макки — преподаватель Высшей школы педагогики Пенсильванского университета.

Источник

Что такое эмоциональное лидерство и как его развивать?

Наряду с IQ многим известен еще один коэффициент – EQ. Он связан с человеческой эмоциональностью. Люди, у которых этот показатель высок, являются «магнитами». К ним тянутся, прислушиваются, за ними хочется следовать, куда бы они не вели. Им присуще эмоциональное лидерство. Узнать их легко, они неконфликтны, весь негатив они гасят мягко. При этом они обладают лидерской волей, манипулировать ими не удастся, да и не хочется. Существует 6 типов эмоционального лидерства.

История появления EQ.

В 1912 году появилось первое упоминание об IQ. Это понятие было введено Вильямом Штерном (психологом из Германии). Он решил ввести меру интеллекта. Прошло 83 года и его американский коллега Даниел Гоулман сделал сенсационное заявление – IQ не так важен, гораздо эффективнее измерять EQ, эмоциональный интеллект. Психолог мотивировал это тем, что для определения интеллектуальных способностей лучше оценивать способность управлять своими эмоциями и улавливать посторонние чувства.

Гоулман ввел еще одно понятие «эмоциональная компетентность». Оно означает способность осознания и признания своих ощущений и чувств прочих людей для мотивации, управления эмоциями с целью внутренней гармонии и построения нормальных взаимоотношений.

Мнение экспертов.

Проанализировав работу Гоулмана, эксперты в психологии определили, что эффективность ведения управленческой деятельности на 85% зависит от EQ и лишь на 15% от IQ. Развивая эмоциональную компетентность, лидер может рассматривать свою эмоциональность и своих подчиненных, как некий ресурс, за счет которого можно повысить производительность.

Необходимо понимать, что EQ в прямом смысле не связан с привычной всем эмоциональностью. При его определении словосочетание «эмоциональный интеллект» неразрывно. Так, например, чересчур темпераментный человек в состоянии обладать низким EQ, а у спокойных и внешне безэмоциональных людей этот показатель, как правило, высок.

При оценке эмоционального интеллекта учитываются:

  • способность погружения в собственные эмоции, их ощущение, проживание;
  • умение рационально анализировать свои чувства, принимать решения, опираясь на логику.

Человек с развитым EQ способен придерживаться баланса между чувствами и логикой. В критической ситуации они не поддаются гневу, отчаянию, унынию, раздражительности, а умеют собраться и принять решение или выдать результат.

По утверждению Саловея и Майера, интеллект и эмоции нельзя противопоставлять, как это привыкли делать многие, они тесно переплетаются, а от их правильного взаимодействия зависит успех человека не только в деловой, но и межличностной сфере.

Из чего состоит эмоциональная компетентность?

EQ строится на четырех компонентах:

  • Самосознание. Основной «ингредиент». Высокое самосознание позволяет человеку распознавать свои достоинства и недостатки, слабые и сильные черты, собственные потребности, цели, мотивы.
  • Самоконтроль. Вытекает из самосознания. Человек, изучивший себя, учится управлять своими эмоциями. Хотя изначально ими движут биологические механизмы, вполне возможно научиться перенимать контроль над ними. Способность саморегуляции позволяет освободиться от «пут чувств». Люди, способные к самоконтролю, всегда могут взять себя в руки, не поддаться унынию или чрезмерной эйфории.
  • Эмпатия. Эта способность уже нацелена на коммуникацию. Она означает способность понять чувства других, управлять взаимоотношениями, обладая знаниями об эмоциях другого человека.
  • Навыки отношений. Также это можно назвать коммуникабельностью. Некоторые путают эту черту с дружелюбием. От части это правильно, вот только речь идет о дружелюбии, которое преследует определенную цель. Оно связано с налаживанием взаимовыгодных отношений.
Читайте также:  Какому врачу идти при стрессе

Значение EQ для руководителя.

Эмоциональное развитие крайне важно для руководителя. Управлять другими людьми без достаточно высокого EQ невозможно, ведь 90% деятельности управленца связано именно с общением, делегированием обязанностей, расставлением приоритетов.

Целесообразно не только развивать в себе когнитивные навыки и накапливать специализированные знания, но также повышать эмоциональный интеллект, ведь от него будет зависеть стрессоустойчивость, способность понимать своих подчиненных и их возможности, умение наладить общий язык с клиентами и партнерами.

По данным исследований, около 70% компетенции, необходимой руководителю, можно отнести именно к эмоциональной категории. Эмоциональное лидерство позволяет заряжать других, направлять их, вдохновлять, создавать правильную рабочую обстановку.

6 стилей эмоционального лидерства.

Рабочая обстановка – вопрос, на котором следует остановиться более подробно. Она зависит от того, какой стиль руководства выбирает лидер. Гоулман разделил их на 6 типов.

  1. Диктаторы. Им свойственно требовать от подчиненных немедленного исполнения приказов. Объясняя свои решения, они могут использовать фразу «потому что я так сказал». Они склонны достигать результата любым путем. Инициативны, обладают высоким самоконтролем. Такой лидер будет наиболее эффективен в критической ситуации, он быстро найдет антикризисное решение, способен на радикальные перемены и может взаимодействовать даже с «трудными» сотрудниками.
  2. Авторитеты. Такие руководители излагают свои и идеи и мобилизуют народ на их исполнение. Они способны вести за собой, вдохновляя окружающих. Самоуверенны, обладают хорошо развитой эмпатией, стремятся все изменить. Этот стиль руководства подходит, когда компании нужны свежие идеи, реновация, ребрендинг.
  3. Партнеры. Для них главное «оставаться человеком». Они будут пытаться дружить со всеми, похвалят фото собаки на рабочем столе, поинтересуются, как там дети. «Партнеры» являются эмпатами, умеющими наладить общение со всеми, у них широкий круг контактов и к каждому подчиненному найдется свой подход. Использовать такой стиль управления целесообразно, когда коллектив несплоченный, если есть проблемы, необходимость мотивировать сотрудников.
  4. Демократы. Это лидеры, вовлекающие сотрудников в рабочий процесс, они склонны к объединению коллектива и укреплению связей. Всегда интересуются мнением своих подчиненных при принятии решений. Они часто устраивают мозговой штурм, поддерживают общение и кооперацию. Наиболее подходит такой стиль, когда требуется взрастить в сотрудниках чувство сопричастности, достичь консенсуса, получить мнение ценных работников.
  5. Образцы для подражания. Лидеры показывают подчиненным, как необходимо работать и ждут от них целеустремленности и усердия в труде, не меньшего, нежели они сами проявляют. Они сознательны, нацелены на достижение результата, инициативны. Этот стиль управления подходит тем, кому нужно создать команду из компетентных сотрудников, мотивированных на результат.
  6. Наставники. Это лидеры, которые готовят сотрудников к достижению целей прямо сейчас. Он предлагают работникам внедрять изменения, поощряют развитие подчинённых, обладают задатками эмпата, часто занимаются самоанализом. Такое управление способствует развитию индивидуальности, увеличению производительности.

Можно ли развить EQ?

Ученые склонны считать, что IQ – коэффициент, который с годами практически не меняется. А вот эмоциональный интеллект поддается развитию и изменению. Но возникновение эмоций по-прежнему связано с физиологией, а вот управление ими – прерогатива психологического ресурса.

Эмоциональное развитие становится возможно через тренинги, чтение книг, посещение семинаров. Эмоциональная гибкость – это отличное качество для лидера, но оно не способно заменить профессионализм и умение логически взвешивать все «за» и «против».

Способы эмоционального развития.

Чтобы развивать свой эмоциональный интеллект, нужно для начала научиться распознавать свои эмоции. Порой человеку трудно описать, что он чувствует в данный момент. Это понятно, ведь у каждой эмоции существует несколько оттенков, отличающихся интенсивностью, тональностью. Например, удивление может выражаться в остолбенении, изумлении. Кроме того, человек бывает поражен, шокирован, потрясен или впечатлен. Чем точнее определение, тем легче будет управлять поведением.

Чтобы настроить свой эмоциональный радар, полезно вести дневник эмоций. Каждый лист нужно разделить на несколько частей – это будут интервалы времени в течение суток. В дневнике нужно описывать, что вы делали, с кем, и давать этому эмоциональную оценку. Нужно осознать, что нет плохих и хороших эмоций, потому не стоит бояться испытывать гнев, страх, злость. Эффективнее научиться их распознавать, чем пытаться подавить.

После того как эмоция раскрыта, необходимо задать себе несколько наводящих вопросов – почему она появилась, что вызвало именно эту реакцию, какие последствия могут быть у этого ощущения. Не важно положительная эмоция или отрицательная. Такой анализ дает возможность выявить источник позитива и негатива.

Если выявленная эмоция была негативной, то важно перейти хотя бы в нейтральное эмоциональное состояние. Необходимо вспомнить, что именно вызывает радость, умиротворение, эйфорию, мечтательность. Нужно понять, как работает этот механизм и попытаться войти в позитивное состояние. Для этого нужно проговорить либо написать, что может улучшить эмоциональный фон. Если сейчас сделать это не получается, хотя бы попытаться отвлечься.

Эмоциональное лидерство — это способность, которую полезно развивать любому человеку. Особенно важна она для руководителей. Развитие эмоциональной компетентности позволит выстраивать гармоничные и взаимовыгодные отношения с окружающими независимо от целей.

Источник

Оцените статью