Эмоциональное чувственное воспитание детей

5 ступеней эмоционального воспитания от 0 до 10 лет

После прочтения этой статьи вы поймете, как воспитывать ребенка, чтобы он чувствовал вашу поддержку, любовь и доверял своим близким.

Тема эмоционального развития и воспитания последнее время становится особенно актуальной. Психологами доказано, что люди с высоким эмоциональным интеллектом уверенны в себе и более успешны в преодолении жизненных проблем. Кто из родителей не мечтает о том, чтобы их ребенок стал именно такой личностью в будущем и был счастлив?

Стратегия воспитания, когда родители, желая видеть своего малыша спокойным и веселым, сообщают ему, что его собственные чувства и переживания надо забыть, «не обращать на них внимания» и «думать о хорошем», уж точно не подходит. Еще одна ошибочная стратегия в поведении родителей, когда они не реагируют сразу на плохие поступки ребенка, подавляя свое раздражение и гнев. А позже срываются на малыша, проявляя агрессию недопустимым образом.

У каждого взрослого сохранилось немало воспоминаний из детства, когда его чувства отрицались или обесценивались родителями. Если такие ситуации в детстве преобладают, то к 10 годам ребенок имеет проблемы в установлении взаимоотношений с людьми, а это оказывает влияние на его жизненный сценарий.

Эмпатия родителей является главным условием для гармоничного эмоционального развития ребенка в семье. Очень важно, способны ли родители разделить чувства ребенка. Как проявляется эмпатия родителей, рассмотрим на простом примере. Ребенок очень расстроен, что не получилось слепить красивую белочку. Родитель, в этом случае, выступая в роли «контейнера», должен сообщить ребенку об его эмоции, и что он понимает огорчение малыша. Тем самым мама или папа подтверждают, что эмоции ребенка правильные, они их разделяют и учат малыша успокаиваться. Комментарий родителя, где он называет чувство ребенка и признает его, помогает малышу лучше понимать свой эмоциональный мир, а в будущем осознавать свои желания и мечты.

Педагог-психолог Ирина Уточкина

Получая такую поддержку от взрослых, малыш высказывает свои суждения и переживания. А когда у ребенка в школе возникают сложности и конфликты в отношениях со сверстниками, то он уверен, что в семье его выслушают и предложат несколько вариантов для решения проблемы. А самое главное – ребенок не отдалится от родителей в подростковом возрасте, обязательно поделится своими переживаниями, не замыкаясь в себе.

Для того, чтобы в отношениях со своими детьми поддерживать эмпатию и развивать их эмоциональный интеллект родители должны овладеть 5 ступенями эмоционального воспитания. Эта идея принадлежит Джону Готтману — профессору психологии из США, которую он изложил в книге «Эмоциональный интеллект ребенка».

5 ступеней эмоционального воспитания

Ступень 1: понимание эмоций ребенка

На этой ступени взрослый, осознающий собственные эмоции и признающий их, способен разделить эмоциональные состояния других людей. Это не значит, что человек, понимающий эмоции должен ярко их выражать, не зная никаких границ. Понимать чувства ребенка могут родители, которые хорошо разбираются в собственных внутренних переживаниях. Надо признать, что большинство взрослых людей не распознают собственные эмоции. Кстати, научиться понимать эмоции и чувства мужчинам сложнее. Часто в детстве им приходилось подавлять или игнорировать свои эмоции. Но ничего невозможного нет! Попробуйте в течение дня осознавать одну эмоцию, например, только грусть или только раздражение, выделяя их в себе и окружающих. Хорошо завести дневник, где можно фиксировать свои переживания. Читая книгу, отмечайте для себя, какие эмоции испытывает герой. Каждый может выбрать для себя доступный прием, чтобы стать родителем, который способен настроиться на эмоции своего ребенка и разделить их.

Читайте также:  Что делать если не чувствуешь любви мужа

Ступень № 2: эмоция — это средство для сближения и обучения

Каждый родитель счастлив, когда его ребенок находится в позитивном настроении. Если с принятием спокойного ребенка у родителей не возникает проблем, то с детскими негативными эмоциями ситуация довольна сложная. Важно понять, что любая эмоция ребенка выступает средством для сближения и обучения.

Разумеется в раннем возрасте родители могут переключать внимание ребенка с негативных эмоций, используя эффект неожиданности, увлекая его игрой. С глубокими переживаниями ребенка такие приемы не работают и могут нанести ребенку психологическую травму, если родитель их игнорирует. Ребенок очень нуждается в родителях, когда испытывает злость, печаль или тревогу. Эти эмоции он проявляет не потому, что хочет позлить родителей или сделать им вызов. Понимая ступени эмоционального воспитания, взрослые принимают установку, что детские страхи (истерики, агрессия) — это задачи, которые им нужно решить. Признание этой позиции помогает им изменить способ реагирования на отрицательные чувства ребенка. Для того чтобы ребенок научился самоуспокоению, которое он будет применять в течение жизни, взрослые должны признавать его эмоции, а не запрещать их. Все чувства и желания реальны, их можно и нужно выражать.

Ступень № 3: сочувственное выслушивание и подтверждение обоснованности чувств ребенка

Родители, проявляющие эмпатию, наблюдают за мимикой ребенка, когда он не в настроении. Папе или маме полезно мысленно вернуться в детство и представить, что чувствует ваш малыш сейчас. Не торопитесь говорить с ребенком, подберите короткие фразы для обозначения эмоции, прокомментируйте то, что видите. «Я заметила, что ты огорчена»… После этих слов нужно сделать паузу, чтобы дать возможность высказаться ребенку. Важно! Прислушайтесь к своему сердцу, чтобы понять, что чувствует ребенок.

Вопрос, который задают обычно взрослые: «Почему ты расстроена?» — часто не помогает ребенку разобраться в себе. В этой ситуации уместно сообщать ребенку то, что вы видите: «Мне кажется, ты немного нахмурился, когда я заговорила о соревнованиях,»- а потом выдержите паузу, у ребенка в это время идет внутренняя работа, он анализирует с чем, действительно, связаны его переживания.

Ступень № 4: помочь ребенку обозначить эмоцию словами

Расширяйте словарный запас ребенка, обозначая свои переживания, делитесь своими чувствами в доступной форме. Но, конечно, не перегружая малыша подробностями. Это будет очень полезно для формирования у ребенка умения называть свою эмоцию, что поможет ему быстрее успокоиться.

Ребенок в состоянии негативной эмоции растерян и испуган. Он столкнулся с чем-то неприятным и непонятным. Это еще больше пугает малыша и вводит его в состояние аффекта. Задавая ребенку вопросы типа: «Почему ты так себя ведешь? Почему ты такой непослушный?» — вы усугубляете проблему. Ответить ребенок на них неспособен. В этот момент он нуждается в эмоциональном контакте с родителем, в вашем участии и поддержке. Когда вы обозначаете словом состояние ребенка, он выходит из растерянности. Теперь то, что было непонятным, оказывается, имеет свое название, у него есть определение и границы. Задача родителя отражать ребенку его эмоции в речи: «ты сильно хочешь пирожное, а я тебе запретил, и поэтому ты расстроился», «ты сердит», «ты хочешь», «ты недоволен», «ты грустишь».

При таком подходе в эмоциональном воспитании личные негативные чувства ребенка превращаются в состояния, которые испытывают все люди. Он начинает осознавать, что другие с этими переживаниями справляются, значит и он тоже сможет. Самостоятельно прийти к такому выводу ребенок из-за недостаточного жизненного опыта без эмоциональной поддержки родителей не сможет.

Родителям на этой ступени следует через расширение активного словаря ребенка, помогать верно распознавать эмоцию. В порыве злости малыш кричит маме, что ненавидит ее. На самом деле он запутался в лабиринте разочарования, ревности и гнева. Полезно сообщать ребенку о динамике его переживаний. Детские истерики и манипуляции затихают, когда взрослый заводит речь об эмоциях, проявляя эмпатию к малышу. Чем точнее дети смогут выражать в речи свои переживания, тем быстрее они смогут успокаиваться сами. И главное, будут лучше понимать внутренний мир окружающих людей.

Читайте также:  Эмоциональное выгорание методы работы

Ступень № 5: введение ограничений и оказание помощи в решении проблемы

Вот и последняя ступень эмоционального воспитания. На этой ступени профессор Джон Готтман выделяет 5 важных шагов:

С самого раннего возраста для детей следует вводить границы и запреты на некоторые поступки. Важно объяснять ребенку, что проблема не в его переживаниях, а в его поведении. Если вы видите, что в приступе злости ребенок бьет сверстника, то принимая, разделяя и обозначая словом его эмоции, обязательно осуждайте плохой поступок.

Когда ребенок немного успокоился, родителю следует узнать у него, чего он хотел достигнуть. Варианты ответов детей просты: «Я хотел поиграть машиной; она не берет меня в игру; я не хочу быть последним…»

  • Обдумайте возможные решения

Для малышей родители сами предлагают несколько вариантов решения проблемы. Чем старше ребенок, там большую самостоятельность следует предоставить ему в предложении своих версий. Полезно поиграть в мозговой штурм с ребенком, чтобы даже самые абсурдные решения были озвучены. В игре можно все, значит не стоит сразу не отбрасывать предложения ребенка.

  • Оценка предложенных решений на основании ценностей вашей семьи

Для обсуждения каждого варианта следует задать ребенку несколько вопросов:

Оно будет работать? Насколько оно безопасно? Как ты будешь себя чувствовать? Как будут себя чувствовать другие люди?

В ходе беседы, анализируйте последствия от такого поступка. Помогите ребенку выбрать решение

  • И вот наступает самый важный момент: осталось отобрать самые подходящие варианты.

Здесь важно не навязывать ребенку свое мнение. Если ему нравится решение, которое вы не разделяете, но оно безопасно, то позвольте ребенку проверить свой вариант. Когда ребенок убедится, что этот способ не эффективен, он будет использовать другое подходящее решение. Для воплощения решения в жизнь ребенку следует оказать помощь по разработке четкого плана.

Поднимаясь по ступеням эмоционального воспитания, взрослый проявляет эмпатию и раскрывает душу ребенка. Дети чувствуют любовь родителей, а родители в свою очередь лучше понимают детские мотивы и поступки. Между поколениями возникает близость, тепло и доверие. Эта стратегия эмоционального воспитания требует от многих взрослых кардинальных изменений и работы над собой.

Американский профессор психологии Джон Готтман уверяет, что благодаря эмоциональному воспитанию дети «лучше учатся в школе, более здоровы, их отношения со сверстниками складываются благополучнее. У них меньше проблем с поведением, и они быстрее восстанавливаются после тяжелых переживаний. Обладая хорошо развитым эмоциональным интеллектом, такие дети подготовлены к рискам и проблемам, с которыми им предстоит справляться».

Источник

«ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЧУВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Н Н а фоне прогрессивных изменений в сфере образования (внедрения ФГОС) мы видим, что существующая модель воспитания меняется, несколько меняются и приоритеты воспитания и обучения детей в дошкольных учреждениях.

С развитием эмоционально-чувственной сферы у дошкольника чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению. Эмоционально-чувственная сфера человека развивается всю жизнь, особое значение имеет этап ее развития, приходящийся на период раннего детства. Маленький ребёнок не умеет управлять эмоциями. Его чувства быстро возникают и также быстро исчезают.

Наша задача, как педагогам, помочь маленькому ребёнку познать и испытать разные чувства и эмоции.

Развитие эмоционально-чувственной сферы у детей раннего возраста будет более успешным при следующих условиях:

Если с раннего возраста дети совместно со взрослыми будут обучаться способам выражения эмоций и приёмам саморегуляции;

Если в работе будут активно использоваться разнообразные формы и методы развития эмоциональной сферы в процессе воспитания и обучения, а также в повседневной деятельности;

Если в процессе развития эмоций будут задействованы все участники воспитательно-образовательного процесса.

Я пришла к решению о проведении углублённой работы по развитию эмоций детей раннего возраста в моей группе.

Решающая роль в создании эмоциональной атмосферы принадлежит мне, как воспитателю , моему собственному настрою эмоциональности поведения и, в частности , своей речи, а также моё любовное отношение к детям. Планируя свою работу, я стремлюсь, чтобы каждому малышу было по-настоящему весело и радостно в течение всего дня в саду. Создавая эмоциональную атмосферу в группе, проявляю теплое, сердечное и эмоциональное отношении к каждому малышу, в готовности в любой момент прийти на помощь. Важнейший сигнал положительного эмоционального состояния ребенка – выражение радости (улыбка, смех).

Особую роль в развитии эмоционально-чувственной сферы играет подкрепление эмоциональной реакции ребенка соответствующим действием: если ребенок ласкается, его обнимаю и поцелую, если он шалит – выражаю недовольство. Данный компонент предполагает организацию эмоционально-значимого общения между детьми в группе, играющего определяющую роль в развитии эмпатии, умении выражать свои чувства. Общаясь с малышом я организую контакт с ним «на уровне глаз».

Своим примером я показываю детям доброго и внимательного отношения к окружающим, поддерживаю и поощряю положительные поступки детей.

Когда я разговариваю, объясняю малышам, то делаю это бодро, весело, ласково, чтобы вызвать ответные положительные эмоции, желание заниматься. Стихи, потешки читаю живо , выразительно, чётко имитируя голоса животных, если они встречаются в тексте. Пытаюсь быть всегда весёлой, улыбчивой, ласковой, изобретательной и терпеливой -это и есть обязательное условие моей успешной работы с малышами. В моей «педагогической копилке» всегда есть запас, занимательных игр, шуток, прибауток , загадок, игровых приёмов.

Л.С. Выготский считал, что именно «игра является лучшей формой организации эмоционального поведения. Игра ребёнка всегда эмоциональна, будит в нём сильные ,яркие чувства, но она же учит ребёнка не слепо следовать эмоциям, а согласовывать их с правилами игры и конечной целью». Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте (Л.С.Выготский, А.Н. Леонтьев и др.) Мне, как воспитателю непросто соединить игровую- эмоционально развивающую- деятельность с дидактически ориентированной целью. Организация сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных игр способствует и эмоциональному возбуждению, и расслаблению, и развитию общения, и социализации ребёнка и т. д. Эффективность дидактических занятий с детьми раннего возраста во многом зависит от эмоциональности их проведения.

Игра создаёт благоприятную обстановку для эмоциональных проявлений, творческой самореализации.

Хочу поделиться опытом работы с (одним из моих игровых приёмов) ярким, красочным нетрадиционным материалом, который я использую в своей работе как одну из форм здоровье-сберегающих технологий. Это шарики Марблс, я много работаю над развитие общей и мелкой моторики рук, постоянно пытаюсь найти различный материал, который приводил бы воспитанников в восторг. Эти яркие разноцветные шарики успешно можно применять для создания сюрпризного момента, для релаксации. Работая с ними, у детей развивается память, мышление, внимание, воображение. А еще, немало важную роль они играют в создании эмоционально — положительного настроения. Играя с шариками, дети улыбаются, радуются. Самая главная цель при использовании этих шариков — это развитие общей и мелкой моторики рук.

Все перечисленные виды детской деятельности не только помогают детям понимать эмоциональные состояния свои и окружающих людей и дают представления о способах выражения собственных эмоций. Главное то, что дети моей группы развивают и совершенствуют способность адекватно управлять своими эмоциями.

Все созданные условия эмоционально-чувственного развития детей моей группы сделает жизнь, эмоционально-насыщенной, поможет в решении задач социально-эмоционального развития, обеспечит эмоциональный комфорт ребёнка в условиях детского сада.

Источник

Читайте также:  После стресса сильно похудел
Оцените статью