Эмоциональное богатство русской поэзии 19 века презентация

Презентация по литературе 9 класс
презентация к уроку по литературе (9 класс)

Презентация по литературе 9 класс «Поэзия 19века».

Скачать:

Вложение Размер
prezentatsiya_9_klass.ppt 960 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Поэзия XIX века

Золотой век русской поэзии В начале XIX века в русской поэзии уживаются на равных правах и классицизм, и сентиментализм. Но на волне национально – патриотического подъёма , вызванного Отечественной войной 1812 г, зарождается русский романтизм , а затем и реализм .

Прекрасное начало. У истоков русского романтизма стоял В.А. Жуковский. Он писал элегии , послания, песни, баллады. По словам Белинского, он «обогатил русскую поэзию глубоко нравственным , истинно человеческим содержанием». Пушкин считал себя учеником Жуковского, высоко ценил «его стихов пленительную сладость».

Рядом с Жуковским в истории русской поэзии стоит К. Батюшков Он писал элегии, послания. Пушкин восхищался певучестью стиха Батюшкова: «Звуки италианские! Что за чудотворец этот Батюшков».

И.А.Крылов В жанр басни Крылов вдохнул новую жизнь, наполнил её глубоким смыслом. Гоголь назвал его басни «книгой мудрости самого народа». После Крылова все стили – «высокий», «средний» и «низкий»- ещё не объединились, но уже склонялись к тому.

Гражданская страсть. В.К. Кюхельбекер Русский поэт-декабрист, критик, переводчик. Учился в Царскосельском лицее, где начиналась его дружба с А.С.Пушкиным, А.А.Дельвигом. Романтическая поэзия Кюхельбекера воспевала свободу . Поэта волновала судьба Отечества.

К Ф. Рылеев К. Ф. Рылеев, виднейший поэт – декабрист, писал обличительные и гражданские оды, политические элегии и послания, думы ,поэмы. Он видел в поэзии средство борьбы за политическую свободу. Декабристы заговорили о национальном характере литературы, выдвинули требование народности, распространив его на темы, жанры, язык.

Солнце русской поэзии. Задача выражения национальной жизни, национального характера была решена А.С. Пушкиным. От романтизма своих ранних произведений он проложил дорогу реализму. Пушкин стал во главе замечательной плеяды русских лириков.

Звёзды плеяды. А.А. Дельвиг Герои его песен простые молодцы и девушки, которые страдают по воле и счастливой любви. Н. М. Языков Выразил протест вольной юности в элегиях, песнях, гимнах. Прославлял богатырский размах сил, наслаждение молодостью, здоровьем.

П.А. Вяземский Способствовал слиянию гражданской и личной тем, объясняя элегические чувства общественными причинами. Е.А. Баратынский- крупнейший поэт русского романтизма, автор элегий, посланий, поэм. Вместо иллюзий он предпочитает спокойное и трезвое размышление. Его стихотворения наполнены философским смыслом.

Высокой думы власть М.Ю.Лермонтов Поэтическая эпоха, выразителем которой стал Лермонтов, по словам Белинского, отличается «безверием в жизнь и чувства человеческие, при жажде и избытке чувств». Лирический герой открыто противостоит враждебному внешнему миру.

Вещая душа Философская тема нашла своё продолжение в творчестве поэтов – «любомудров» Д.В. Веневитинова С.П. Шевырёва А.С. Хомякова. Своей вершины она достигла в поэзии Ф.И. Тютчева.

Дары жизни После Пушкина и Лермонтова в русской поэзии появляются оригинальные дарования – А. Плещеев, Н. Огарёв, Ап. Григорьев, Я Полонский, А. Толстой, И.Тургенев, А Майков, Н. Некрасов. Своей поэзией они совершили переход к реализму. Их стихи проникнуты сочувствием к бедному человеку. Лирическим героем нередко становится человек из дворян или разночинцев, вставший на защиту народа, крестьян.

Спасибо за внимание Учитель русского языка и литературы Рыбакова Г.П.

Романтизм Романтизм (от франц. romantisme) – это одно из крупнейших художественных направлений в европейской и американской литературе конца XVIII — первой половины XIX века.

Реализм Реализм – художественное направление, утверждающее изображение жизни в образах, соответствующих сути явлений самой жизни. Жизненно правдивое отображение действительности.

Жанры романтизма. Элегия – стихотворение средней длины, обычно печального содержания, проникнутого грустью. Баллада – стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, народное предание с напряжённым сюжетом Басня – краткий нравоучительный стихотворный или прозаический рассказ, к котором есть аллегория, иносказание.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В презентации рассказывается о поэтах-фронтовиках и произведениях, которые они создавали на фронте.

Презентация к уроку литературы в 10 классе по роману И.А.Гончарова «Обломов».

Урок литературы. 9 класс. Презентация.Знакомство с жизнью и творчеством русского поэта 19 века К.Д.Батюшкова.

В данном уроке представлены сведения об основных представителях класицизма во Франции.

Презентация предназначена для уроков литературы в 6 классе. Она посвящена рассказу И. с. Тургенева «Бежин луг».

Может использоваться в 11 классе в качестве обзорной лекции.

Презентация является методическим оснащение к мастер-классу, проводимому среди учителей литературы в рамках обмена педагогическим опытом.

Источник

презентация «Поэзия второй пол. 19 века»
презентация к уроку по литературе (11 класс)

Презентация «Поэзия второй пол. 19 века» и литературный комментарий к презентации.

Скачать:

Вложение Размер
презентация «Поэзия второй пол. 19 века» 1.32 МБ
литературный комментарий к презентации. 18.78 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

РУССКАЯ ПОЭЗИЯ 2-ОЙ ПОЛОВИНЫ ХIХ ВЕКА

Во второй половине ХIХ века возникает пусть кратковременный, но необыкновенно продуктивный период повышения интереса русской публики к поэзии.

ДВА НАПРАВЛЕНИЯ РУССКОЙ ПОЭЗИИ 2-Й ПОЛОВИНЫ ХIХ ВЕКА «Чистое искусство» «Гражданская лирика» Н.А. Некрасов А.А. Фет

ОСОБЕННОСТИ ПОЭЗИИ «ЧИСТОГО ИСКУССТВА» Искусство не должно быть связано с жизнью. Стихи не имеют сюжета. Они передают не мысли и чувства, а «летучее» настроение поэта. Загадочность, таинственность Это поэзия для избранных.

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ «ЧИСТОГО ИСКУССТВА» Искусство — певучесть и музыкальность. Любовь — нежность и душевная теплота, быстротечность, неразгаданная тайна, волшебный мир. Любимая — предмет восторга и поклонения, высокий идеал. Природа — нахождение отзвука своим настроениям и чувствам, восторг, впечатление. Мироздание — живое ощущение Бесконечности и Вечности, хаоса и гармонии.

Аполлон Николаевич Майков (1821 – 1897) Русский поэт, член-корреспондент Петербургской АН, переводчик бессмертного памятника древности «Слова о полку Игореве». Писал поэмы («Две судьбы», 1845; «Княжна ***»), драматические поэмы или лирические драмы («Три смерти», «Странник», Два мира) баллады («Емшан», 1875). Печатался в журналах: Отечественные записки, Библиотека для чтения. Либеральные настроения Майкова 40-х годов («Две судьбы», «Машенька») сменились консервативными взглядами (стихотворение «Коляска»), славянофильскими идеями. Претерпела изменения и эстетическая позиция Майкова : кратковременное сближение с натуральной школой уступило место активной защите «чистого искусства». Многие стихотворения Майкова были положены на музыку Н. А. Римским-Корсаковым, П. И. Чайковским и др. В ЧЕМ СЧАСТЬЕ. » В чем счастье. В жизненном пути Куда твой долг велит — идти, Врагов не знать, преград не мерить, Любить, надеяться и — верить. 1889

Яков Петрович Полонский (1819-1898) Я́ков Петро́вич Поло́нский — русский поэт и прозаик. В журнале « Отечественные записки» в 1840 году опубликовал первое стихотворение. Участвовал в студенческом альманахе «Подземные ключи». С 1851 года жил в Санкт-Петербурге, редактировал в 1859—1860 годах журнал «Русское слово». Литературное наследие Полонского очень велико и неравноценно, включает в себя несколько сборников стихотворений, многочисленные поэмы, романы и рассказы. Многие стихи Полонского положены на музыку А. С. Даргомыжским, П. И. Чайковским, С. В. Рахмаиновым , С. И. Танеевым, А. Г. Рубинштейном, М. М. Ивановым и стали популярными романсами и песнями. «Песня цыганки» (« Мой костёр в тумане светит »), написанная в 1853 году, стала народной песней.

«Песня цыганки», музыка П.И.Чайковского поёт Надежда Обухова

Аполлон Александрович Григорьев (1822-1864) Аполлон Григорьев – поэт, ведущий критик журналов « Московитянин », «Время», «Эпоха», много уже писал оригинальных стихов, но много переводил: из Шекспира («Сон в летнюю ночь», «Венецианского купца», «Ромео и Джульетту») из Байрона (« Паризину », отрывки из « Чайльд Гарольда» и др.), Мольера. Лирика Григорьева развивает традиции «страстного» романтического стиля; диапазон пере­живаний простирается в ней от отчаяния до религиозной экзальтации: циклы «Дневник любви и молитвы» (конец 1840-х — начало 1850-х годов), «Борьба» ( «О, говорихоть ты со мной…» и «Цыганская венгерка» («Две гитары, зазвенев…») были положены на музыку, вероятно, при участии самого Григорьева, и стали по­пулярными романсами)

И сполняют: А. Покровский (пение, гитара), Н. Осипов (гитара). Музыка народная .

Алексей Константинович Толстой (1817-1875) Поэт, автор исторического романа «Князь Серебряный, написал ряд баллад и лирических стихотворений. В 1854 вместе со своими двоюродными братьями Жемчужниковыми создал сатирическую литературную маску Козьмы Пруткова и сборник его сочинений. Софья Бахметева —Миллер

«Средь шумного бала» муз. П.И.Чайковского поёт Дмитрий Хворостовский

Афанасий Афанасьевич Фет 1820-1892 Афанасий Афанасьевич Фет – русский поэт-лирик и переводчик, мемуарист, член-корреспондент Петербургской АН . Красота, естественность, искренность его поэзии доходят до полного совершен- ства , стих его изумительно выразителен, образен, музыкален. Недаром к его поэзии обращались и Чайковский, и Римский-Корсаков, и Балакирев , и Рахманинов, и другие композиторы.”(1886) В годы военной службы АФ пережил трагическую любовь, которая повлияла на все его творчество. Это была любовь к Марии Лазич , поклоннице его поэзии, внезапно погибшей в молодости. Много стихов поэт посвятил ей, в том числе романс «В молчанье ночи темной». Мария Лазич

Сергей Рахманинов « В молчанье ночи тайной» поёт Елена Образцова

Федор Иванович Тютчев 1803-1873 Федор Иванович Тютчев — русский лирик, поэт-мыслитель, дипломат, консервативный публицист, член-корреспондент Петербургской Академии Наук с 1857 года, тайный советник. Его любимыми женщинами были Элеонора Петерсон , Эрнестина Дёрнберг , Амалия Крюденер . Каждой из них он посвятил замечательные стихи. Многие из них стали романсами. В любовной лирике Ф.И.Тютчев создаёт ряд стихотворений, которые принято объединять в «любовно-трагедийный» цикл, называемый « денисьевским циклом», так как большинство принадлежащих к нему стихотворений посвящено Е. А. Денисьевой.

Любимые женщины Тютчева Элеонора Петерсон Эрнестиной Дёрнберг Елена Денисьева Амалия Крюденер

«Я встретил вас — и все былое…» В 1823 году в Мюнхене молодой русский дипломат Фёдор Тютчев познакомился на одном из светских раутов с очаровательной Амалией Лерхенфельд . Спустя почти полвека, в 1870 году, поэт встречает Амалию Максимилиановну с мужем в Карлсбаде. И вот через шесть лет после этой трагической утраты жизнь поэта вновь наполняется смыслом, благодаря встрече с Амалией Максимилиановной в его душе пробуждается весна: Тут не одно воспоминанье, Тут жизнь заговорила вновь, — И то же в вас очарованье, И та ж в душе моей любовь. » («Я встретил вас — и все былое. ») Иван Семенович Козловский – он сделал аранжировку и записал этот романс.

Николай Алексеевич Некрасов (1821-1877) И.С.Тургенев, В.А. Соллогуб, Л.Н. Толстой, Н.А. Некрасов, Д. Григорович, И.И. Панаев Поэт, литературный критик, редактор журналов «Современник » и «Отечественные записки». В период работы над «Современником» Некрасов выпустил несколько сборников стихов, в том числе «Коробейники» и «Крестьянские дети», которые принесли ему известность и как поэту. В 1869 Некрасов приобрёл право на издание журнала «Отечественные записки» и издавал его. В период работы в «Отечественных записках» создал поэмы «Кому на Руси жить хорошо», «Дедушка», «Русские женщины» написал серию сатирических произведений, вершиной которых стала поэма «Современники» .

Темы лирики Н.А. Некрасова Тема народа и Родины «В дороге» «Тройка» «Несжатая полоса» «Забытая деревня» «Размышления у парадного подъезда» «Железная дорога» «Родина» Тема поэта и поэзии «Муза» «Умру я скоро. Жалкое наследство…» «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода, что тема старая…») «Блажен незлобивый поэт» «Поэт и гражданин» Тема города «Перед дождём» «На Волге» «Рыцарь на час» Любовная лирика «Я не люблю иронии твоей» «Мы с тобой бестолковые люди» «Горящие письма» «О письма женщины, нам милой!» «Ты всегда хороша несравненно» Тема природы «Перед дождём» «На Волге» «Рыцарь на час»

В русской поэзии второй пол.19 века были по-настоящему крупные таланты, которые не просто резонировали с эпохой, но обгоняли её, работали на будущее. Все они, если воспользоваться некрасовским выражением, «проповедовали любовь», по-разному ее понимая, но равно видя в ней высшее назначение человека. Хотя поэты второй половины XIX века не могли преодолеть равнодушие читателей к лирике и заставить напряженно ожидать их поэтические сборники (как ждали, например, новые романы И. Тургенева, И. Гончарова, Ф. Достоевского, Л. Толстого), однако, они заставили петь свои стихотворения.

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ ПОЭЗИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА

Многие из талантливых русских лириков (Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, Н.А. Некрасов, А.К. Толстой, А.Н. Майков) начинали свой путь в конце 1830-х – начале 1840-х гг. Это было время, весьма неблагоприятное для лириков и для поэзии. После смерти Пушкина и Лермонтова, утверждал А.И. Герцен, «русская поэзия онемела». Немота русской поэзии объяснялась разными причинами. Главной из них была та, о которой сказал еще В.Г. Белинский в статье «Взгляд на русскую литературу 1843 года»: «После Пушкина и Лермонтова трудно быть не только замечательным, но и каким-нибудь поэтом». Немаловажную роль играло и другое обстоятельство: проза завладевает умами читателей . Читатели ждали повестей и романов, и редакторы журналов, откликаясь на «веяние» эпохи, охотно предоставляли страницы прозе, почти не публикуя лирических стихотворений.

В 1850-е гг. поэты, казалось бы, преодолели равнодушие читателей. Именно в это десятилетие выходит первый сборник Ф.И. Тютчева, привлекший всеобщее внимание: читатели наконец-то узнали гениального поэта, начавшего свой творческий путь еще в 1820-е гг. Два года спустя, в 1856 г. выходит сборник некрасовских стихотворений, почти мгновенно раскупленный. Но интерес к поэтическому слову вскоре угасает, и новые книги А.К. Толстого, А.Н. Майкова, Я.П. Полонского, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета привлекают внимание разве что критиков и немногочисленных любителей поэзии.

А между тем русская поэзия второй половины XIX века жила весьма напряженной жизнью. Своеобразие эстетических позиций, особенное понимание назначения поэта и поэзии разводят русских лириков в разные «станы» (по слову А.К. Толстого). Это – «гражданская поэзия», цель которой – «толпе напоминать, что бедствует народ» (Н.А. Некрасов), и «чистая поэзия», призванная воспеть «идеальную сторону» бытия. К «чистым» лирикам относили Ф. Тютчева, А. Фета, Ап. Майкова, А.К. Толстого, Я. Полонского, Ап. Григорьева. Гражданская поэзия была представлена Некрасовым. Бесконечные дискуссии между сторонниками двух «станов», взаимные обвинения в псевдопоэтизме или в равнодушии к жизни общества многое объясняют в атмосфере эпохе. Но, отстаивая правоту только своих эстетических представлений, поэты из разных «станов» оказывались нередко близки в своем поэтическом видении мира, близки теми ценностями, которые они воспевали. Творчество каждого талантливого поэта служило одной высокой цели – утверждению идеала красоты, добра и истины. Все они, если воспользоваться некрасовским выражением, «проповедовали любовь», по-разному ее понимая, но равно видя в ней высшее назначение человека. Кроме того, творчество каждого истинного поэта, конечно же, не могло уложиться в прокрустово ложе прямолинейных схем. Так, А.К. Толстой, декларировавший свою принадлежность к поэтам «чистого» искусства, в былинах, эпиграммах и сатирических стихотворениях сумел высказаться весьма остро о проблемах современной ему жизни. Н.А. Некрасов – глубоко и тонко отразил «внутренние, таинственные движения души», которые сторонники «чистого» искусства почитали одним из главных предметов поэзии.

Хотя поэты второй половины XIX века не могли преодолеть равнодушие читателей к лирике и заставить напряженно ожидать их поэтические сборники (как ждали, например, новые романы И. Тургенева, И. Гончарова, Ф. Достоевского, Л. Толстого), однако, они заставили петь свои стихотворения. Уже в 1860-е гг. М.Е. Салтыков-Щедрин говорил о том, что романсы Фета «распевает чуть ли не вся Россия». Но Россия пела не только Фета. Поразительная музыкальность произведений русских лириков привлекала внимание выдающихся композиторов: П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, М.П. Мусоргского, С.И. Танеева, С.В. Рахманинова, создавших музыкальные шедевры, запомнившиеся и полюбившиеся русскому человеку. В числе самых известных, популярных – «Песня цыганки» («Мой костер в тумане светит»), «Затворница», «Вызов» Я.П. Полонского , «О, говори хоть ты со мной», «Две гитары, зазвенев…» А. Григорьева, «Средь шумного бала», «То было раннею весною…» А.К. Толстого , « Коробейники » Н.А. Некрасова и многие, многие другие стихотворения русских поэтов второй половины XIX века.

Время, стирая остроту споров о назначении поэта и поэзии, обнаружило, что для следующих поколений оказываются равно значимыми и «чистые» лирики, и «гражданские» поэты. Читая сейчас их произведения, мы понимаем: те образы, что казались современникам «лирической дерзостью», – это постепенное, но явственное зарождение поэтических идей, которые готовят расцвет русской лирики Серебряного века. Одной из таких идей становится мечта о любви «восходящей», любви, преображающей и человека и мир. Но не менее значимой для поэтов Серебряного века стала некрасовская традиция – его «крик», по слову К. Бальмонта, крик о том, что «есть тюрьмы и больницы, чердаки и подвалы», что «в эту самую минуту, когда мы с вами дышим, есть люди, которые задыхаются». Острое сознание несовершенства мира, некрасовское «враждебное слово отрицания» органично соединились в лирике В. Брюсова и Ф. Сологуба, А. Блока и А. Белого с тоской по Несказанному, по идеалу, рождая не стремление уйти от несовершенного мира, а преобразить его согласно Идеалу.

В русской поэзии второй пол.19 века были по-настоящему крупные таланты, которые не просто резонировали с эпохой, но обгоняли её, работали на будущее.

Источник

Читайте также:  Antutu benchmark стресс тест
Оцените статью