Русская поэзия 19 века
В книгу вошли краткие обзорные статьи с отрывками из литературных, исторических, философских памятников девятнадцатого столетия. Статьи включают в себя информацию о жизни и творчестве наиболее прославленных авторов России, Италии, Германии, Англии, Франции, Китая, Японии, США. Иллюстрации автора создают образное впечатление от прочитанного материала.
В русской поэзии 19 века было несколько периодов. В начале века продолжала развиваться поэзия элегическая. До середины 10-х годов она находилась на первом плане литературного развития. Родоначальниками элегической поэзии являются – В.А. Жуковский (1783-1852) и К.Н. Батюшков (1787-1855). В 20-е годы их традиции продолжили – А. А. Дельвиг (1798-1831), Н. М. Языков (1803-1846), Е. А. Баратынский (1800-1844).
Поэзия элегиков содержит неудовлетворение существующим миром, в котором невозможно быть счастливым. Поэты этого направления выдвигают идею внутренней свободы личности. Сама же эта идея свободы привлекает их, как условие личного счастья. Элегики обращаются к наследию сентиментализма. Жуковский представляет этот мир, как духовное переживание идеального порядка. Для Батюшкова и его последователей – мир «земных» радостей, любви и дружбы. Но жизнь диктует свои законы – гармония, призванная сделать человека счастливым, оказывается невозможной и в поэзии элегиков начинают проступать романтические тенденции. У Жуковского это проявляется в тяготении к чуду – он строит фантастический образ идеального мира. У Баратынского, Языкова, Батюшкова стихия романтических настроений тяготеет к переживаниям, сулящим абсолютное блаженство. Появляется тяга к фольклорным формам – баллады Жуковского, антологический жанр у Батюшкова, русские песни Дельвига.
В.А. ЖУКОВСКИЙ
Желание
Романс Озарися, дол туманный;
Расступися, мрак густой;
Где найду исход желанный?
Где воскресну я душой?
Испещренные цветами,
Красны холмы вижу там. Ах!
зачем я не с крылами?
Полетел бы я к холмам.
Там поют согласны лиры;
Там обитель тишины;
Мчат ко мне оттоль зефиры
Благовония весны;
Там блестят плоды златые
На сенистых деревах;
Там не слышны вихри злые
На пригорках, на лугах.
О предел очарованья!
Как прелестна там весна!
Как от юных роз дыханья
Там душа оживлена!
Полечу туда. напрасно!
Нет путей к сим берегам;
Предо мной поток ужасный
Грозно мчится по скалам.
Лодку вижу. где ж вожатый?
Едем. будь, что суждено.
Паруса ее крылаты, И весло оживлено.
Верь тому, что сердце скажет;
Нет залогов от небес;
Нам лишь чудо путь укажет
В сей волшебный край чудес.
К.Н. БАТЮШКОВ
ЭЛЕГИ
Как счастье медленно приходит,
Как скоро прочь от нас летит!
Блажен, за ним кто не бежит,
Но сам в себе его находит!
В печальной юности моей
Я был счастлив — одну минуту,
Зато, увы! и горесть люту
Терпел от рока и людей!
Обман надежды нам приятен,
Приятен нам хоть и на час!
Блажен, кому надежды глас
В самом несчастьи сердцу внятен!
Но прочь уже теперь бежит
Мечта, что прежде сердцу льстила;
Надежда сердцу изменила,
И вздох за нею вслед летит!
Хочу я часто заблуждаться,
Забыть неверную. но нет!
Несносной правды вижу свет,
И должно мне с мечтой расстаться!
На свете всё я потерял,
Цвет юности моей увял:
Любовь, что счастьем мне мечталась,
Любовь одна во мне осталась!
А.А. ДЕЛЬВИГ
4. ГЕНИЙ-ХРАНИТЕЛЬ
(Сновидение)
Грустный душою и сердцем больной, я на одр мой недавно
Кинулся, плакать хотел — не мог и роптал на бессмертных.
Все испытанья, все муки, меня повстречавшие в жизни,
Снова, казалось, и вместе на душу, тяжелые, пали.
Я утомился, и сон в меня усыпление пролил:
Вижу — лежу я на камне, покрытый весь ранами, цепи
Руки мои бременят, надо мною стоит и рыдает
Юноша светлый, крылатый, созданье творящего Зевса.
«Бедный товарищ, терпенье!» — он молвил мне.
(Сладость внезапно
В грудь мою полилась — и я жадно стал дивного слушать.)
«Я твой гений-хранитель! Вижу улыбку укора,
Вижу болезненный взгляд твой, страдалец невинный, и плачу.
Боги позволили мне в сновиденьи предутреннем ныне
Горе с тобой разделить и их оправдать пред тобою.
Любят смертных они; и уж радость по воле их ждет вас
С мрачной ладьи принять и вести в обитель награды.
Но, доколе вы здесь, вы игралище мощного Рока;
Властный, законы ужасные пишет он паркам суровым.
Эрмий со мною (тебя еще не было) послан был Зевсом
Миг возвестить, когда им выпрясть нить твоей жизни.
Вняли веленью они и к делу руки простерли.
Я подошел к ним, каждую собственным именем назвал,
Низко главу наклонил и молил, всех вместе и розно,
Ровно нить сию прясть иль в начале ее перерезать.
Нет! и просьбы, и слезы были напрасны! Дико
Песню запели они, и в перстах вретено закружилось».
1820 или 1821
Н.М. ЯЗЫКОВ
К ХАЛАТУ
Как я люблю тебя, халат!
Одежда праздности и лени,
Товарищ тайных наслаждений
И поэтических отрад!
Пускай служителям Арея
Мила их тесная ливрея;
Я волен телом, как душой.
От века нашего заразы,
От жизни бранной и пустой
Я исцелен — и мир со мной:
Царей проказы и приказы
Не портят юности моей —
И дни мои, как я в халате,
Стократ пленительнее дней
Царя, живущего не к стате.
Ночного неба президент,
Луна сияет золотая;
Уснула суетность мирская —
Не дремлет мыслящий студент:
Окутан авторским халатом,
Презрев слепого света шум,
Смеется он, в восторге дум,
Над современным Геростратом.
Ему не видятся в мечтах
Кинжалы Занда иль Лувеля,
И наша слава-пустомеля
Душе возвышенной — не страх.
Простой чубук в его устах,
Пред ним, уныло догорая,
Стоит свеча невосковая;
Небрежно, гордо он сидит
С мечтами гения живого —
И терпеливого портного
За свой халат благодарит!
Е.А. БАРАТЫНСКИЙ
Муза Не ослеплен я музою моею:
Красавицей ее не назовут,
И юноши, узрев ее, за нею
Влюбленною толпой не побегут.
Приманивать изысканным убором,
Игрою глаз, блестящим разговором
Ни склонности у ней, ни дара нет;
Но поражен бывает мельком свет
Ее лица необщим выраженьем,
Ее речей спокойной простотой;
И он, скорей чем едким осужденьем,
Ее почтит небрежной похвалой.
Особую роль литературного развития образует в начале 19 века творчество И.А. Крылова, А.С. Грибоедова, которые связаны с разработкой эпических и драматических жанров. Сатирическая направленность их творчества связывает их с реальностью. У Крылова основой басенного стиля становится стилистика разговорного народного просторечия. Ориентация на здравый практический смысл приводит к конкретизации всей поэтической системы басенного жанра.
В комедии Грибоедова «Горе от ума» (1823) решающее значение приобретают бытовая и психологическая конкретность, житейская колоритность сюжетных эпизодов. Основу комедии составляет – столкновение нормы разумного миропонимания с реальностью общественных нравов, основанных на предрассудках.
Огромную роль для поэзии 19 века играет творчество А.С. Пушкина (1799-1837). Его лицейская, послелицейская и «южная» лирика вбирают в себя эстетические завоевания всех современных поэтических школ.
В начале Пушкин продвигается по пути к романтизму, но на этом пути он не задержался. В начале 20-х годов вольнолюбивый пафос Пушкина сближается с бунтарством Байрона.
В романе «Евгений Онегин» (1831) пушкинский реализм ближе подходит к действительности. В течении 30-х годов это соединение утверждается в пушкинской лирике, драматургии. Вместе с тем реалистическая позиция Пушкина включает сознание внутренней свободы творчества и его духовной власти над жизнью.
В период 1826-41 гг. влиятельной силой становится романтическая поэзия, развитие которой идет по иному пути. Сознание русских лириков уже не способно мириться с компромиссными решениями, на которых были основаны концепции элегиков. В поздней лирике Баратынского обнаруживается понимание ложности идеала устройства душевной жизни. Свобода и счастье отвергаются как иллюзорные. Так оформляется предпосылка романтической концепции личности – поэт пытается осмыслить всю глубину противоречий бытия и духа. Это хорошо видно в творчестве Ф. И. Тютчева (1803-1873). В 30-40 –е годы его поэзия проникнута сознанием обособленности и раздвоения личности. Драма раздвоения личности получает у него вселенский смысл. Личность у поэта возвышается до божественного уровня. При этом индивидуальное видение мира не получает у Тютчева основного выражения.
Другим направлением развития романтизма становится эстетическое переосмысление традиций гражданской поэзии. Это видно в лирике А.И Одоевского (1802-39), где соединились пафос бунтарства и безысходного трагического мироощущения. К этому направлению относится и лирика М.Ю. Лермонтова (1814-41). В ранней лирике поэта личность видится самоценной, а окружающий мир понятный молодому человеку. У Лермонтова формируется внежанровая структура лирического стихотворения и единый поэтический язык – экспрессивный и метафоричный. В зрелом возрасте (1836-37) у поэта реалистические тенденции начинают преобладать над юношеским романтизмом.
Лирика А.В. Кольцова (1809-42) отвечает двум направлениям того времени – романтизму и реализму. Продолжая линию к «русским идиллиям» Дельвига, Кольцов идеализирует крестьянина в его труде и быту.
В.Ф. РАЕВСКИЙ
Идиллия (Как можно свободу. )
Как можно свободу на цепи менять?
Утехи Амура холодным Гименом Навеки сковать?
Восторги и радость, нам данные небом,
Друг милый, Шарлота, потщимся продлить.
Здесь всё ненадежно: и прелесть и радость Как миг улетят.
Доколе лелеет огнистая младость,
Доколе несытый Сатурн чередой
Не сгубит улыбку, румянец весенний,
Доколе с тобой Присутствует добрый невидимый гений
И юноша страстный любовию полн,— Дотоле,
Шарлота, ликуй безмятежно
И на море челн Средь тихой погоды на вал ненадежный
С неверным желаньем стремись удержать.
Холодных, коварных людей осужденье
Как можно внимать?
Их радость — порочить любовь, наслажденье.
В.К. КЮХЕЛЬБЕКЕР
ОСЕНЬ
Ветер протек по вершинам дерев; дерева зашатались —
Лист под ногою шумит; по синему озеру лебедь
Уединенный плывет; на холмах и в гулкой долине
Смолкнули птицы.
Солнце, чуть выглянув, скроется тотчас: луч его хладен.
Все запустело вокруг. Уже отголосок не вторит
Песней жнецов; по дороге звенит колокольчик унылый;
Дым в отдаленья.
Путник, закутанный в плащ, спешит к молчаливой деревне.
Я одинокий брожу. К тебе прибегаю, Природа!
Матерь, в объятья твои! согрей, о согрей мое сердце,
Нежная матерь.
Рано для юноши осень настала. — Слезу сожаленья,
Други! я умер душою: нет уже прежних восторгов,
Нет и сладостных прежних страданий — всюду безмолвье,
Холод могилы!
Н.А. НЕКРАСОВ
6. Современная ода
Украшают тебя добродетели,
До которых другим далеко,
И — беру небеса во свидетели —
Уважаю тебя глубоко.
Не обидишь ты даром и гадины,
Ты помочь и злодею готов,
И червонцы твои не украдены
У сирот беззащитных и вдов.
В дружбу к сильному влезть не желаешь ты,
Чтоб успеху делишек помочь,
И без умыслу с ним оставляешь ты
С глазу на глаз красавицу дочь.
Не гнушаешься темной породою:
«Братья нам по Христу мужички!»
И родню свою длиннобородую
Не гоняешь с порога в толчки.
Не спрошу я, откуда явилося
Что теперь в сундуках твоих есть;
Знаю: с неба тебе всё свалилося
За твою добродетель и честь.
Украшают тебя добродетели,
До которых другим далеко,
И — беру небеса во свидетели —
Уважаю тебя глубоко.
Д.Д. МИНАЕВ
ПЛОСКИЙ БЕРЕГ.
Плоский берег. В час купанья
Всюду видны, здесь и там,
Разноцветные костюмы В море плавающих дам.
Тут и дети, как амуры, С криком плещутся, шалят;
Вот с горы, в покрове белом
С головы до самых пят,
Сходит к морю молодая Мусульманка, словно тень
В белом саване. На небе Тихо гаснет алый день
И румянит профиль горных,
Светом залитых, вершин. Чу!
К молитве правоверных
Призывает муэдзин;
А вдали, в волнах, дельфины,
Эти клоуны морей, Кувыркаются, играют
В дикой резвости своей.
А.А. ФЕТ
Только станет смеркаться немножко,
Буду ждать, не дрогнет ли звонок,
Приходи, моя милая крошка,
Приходи посидеть вечерок.
Потушу перед зеркалом свечи, —
От камина светло и тепло;
Стану слушать веселые речи,
Чтобы вновь на душе отлегло.
Стану слушать те детские грезы,
Для которых — всё блеск впереди;
Каждый раз благодатные слезы
У меня закипают в груди.
До зари осторожной рукою
Вновь платок твой узлом завяжу,
И вдоль стен, озаренных луною,
Я тебя до ворот провожу.
Я.П. ПОЛОНСКИЙ
ДОРОГА
Глухая степь — дорога далека,
Вокруг меня волнует ветер поле,
Вдали туман — мне грустно поневоле,
И тайная берет меня тоска.
Как кони ни бегут — мне кажется, лениво
Они бегут. В глазах одно и то ж —
Все степь да степь, за нивой снова нива.
— Зачем, ямщик, ты песни не поешь?
И мне в ответ ямщик мой бородатый:
— Про черный день мы песню бережем.
— Чему ж ты рад? — Недалеко до хаты —
Знакомый шест мелькает за бугром.
И вижу я: навстречу деревушка,
Соломой крыт стоит крестьянский двор,
Стоят скирды. — Знакомая лачужка,
Жива ль она, здорова ли с тех пор?
Вот крытый двор. Покой, привет и ужин
Найдет ямщик под кровлею своей.
А я устал — покой давно мне нужен;
Но нет его. Меняют лошадей.
Ну-ну, живей! Долга моя дорога —
Сырая ночь — ни хаты, ни огня —
Ямщик поет — в душе опять тревога —
Про черный день нет песни у меня.
А.К. ТОЛСТОЙ
Исполнен вечным идеалом,
Я не служить рожден, а петь!
Не дай мне, Феб, быть генералом,
Не дай безвинно поглупеть!
О Феб всесильный! на параде
Услышь мой голос свысока:
Не дай постичь мне, бога ради,
Святой поэзии носка!
5 октября 1856
А.Н. МАЙКОВ
На Воле
Весна
«Весна! Выставляется первая рама. »
«Боже мой! Вчера — ненастье. »
«Поле зыблется цветами. »
Под дождем
Звуки ночи
Утро (Предание о виллисах)
В лесу
«Маститые, ветвистые дубы. »
Голос в лесу.
«Всё вокруг меня, как прежде. »
«Вот бедная чья-то могила. »
Журавли
Облачка
Болото
Пан
Пейзаж
Ласточки
«Осенние листья по ветру кружат. »
Осень («Кроет уж лист золотой. «)
«И город вот опять! Опять сияет бал. »
Мечтания
Источник